ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНаЯ ГРАМОТА
рабочая программа на тему

Иванова Наталья Геннадьевна

         Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных  требований к дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  хореографического искусства «Хореографическое творчество». Программа направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

         Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус. На уроках учебного предмета формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха.   Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и  освоение музыкальной грамоты. 

         Раздел «Слушание музыки» данного учебного предмета является приоритетным для учащихся хореографических отделений и имеет свою специфику. На этих уроках необходимо дать учащимся более глубокие знания о танцевальных жанрах, балетной музыке и особенностях танцев народов мира. В связи с этим используемый список музыкальных примеров составлен с учетом данных требований. Большое внимание уделено музыке танцевальных жанров. 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

программа по учебному предмету

ПО.02.УП.01

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И  МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

                                                                                  Составители: Иванова Н.Г.

                                                                      Рецензент: Шлыкова О.С.

     

Тамбов 2018

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание учебного предмета
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся
  5.  Формы и методы контроля, система оценок
  6.   Методическое обеспечение учебного процесса
  7.  Список литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных  требований к дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  хореографического искусства «Хореографическое творчество». Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

        Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус.

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области хореографического исполнительства.

        На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха.

        Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и  освоение музыкальной грамоты.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи: 

  • обучение основам музыкальной грамоты;
  • формирование умения пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
  • формирование художественно-образного мышления;
  • развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;
  • формировать целостное представление о национальной художественной танцевальной и музыкальной культуре;
  • формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • эстетическое воспитание учащихся средствами музыкально-хореографического искусства.

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4 года — в рамках 8-летнего срока освоения образовательной программы «Хореографическое творчество».

Занятия проходят один раз в неделю по 1часу.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота:                                                   

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс

4 года обучения (1- 4 классы)

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

262

Количество часов на аудиторные занятия

32

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на самостоятельные занятия

131

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

Консультации (часов в год)

2

2

2

2

Консультации (часов) на весь период обучения

8

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.  

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.

График промежуточной аттестации

                             

Вид аттестации

график промежуточной аттестации

Классы/полугодия

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

Вид промежуточной

-

К.У.

-

К.У.

-

К.У.

-

зачёт

К.У. – контрольный урок.

Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-   сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
  • метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
  • метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы, являются наиболее продуктивными  при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещения должны быть со звукоизоляцией.

Освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

(1 класс)

Тема

Общий объём времени в часах

Аудиторные

занятия

Самостоятель

ная работа

Максималь

ная учебная нагрузка

1.

Основные черты музыки как вида искусства. История возникновения музыки. Легенды и мифы. Окружающий мир и музыка.

3

3

6

2.

Инструментальная и вокальная музыка. Роль музыки в жизни человека. Кто называется музыкантом, композитором, исполнителем и слушателем.

4

4

8

3.

Детская музыка. Музыка и сказка. Музыкальные образы сказочных героев.

2

2

4

4.

Многообразие содержания музыкальных произведений. Восприятие музыки.

2

2

4

5.

Музыка – искусство звуков. Музыкальный язык.

1

1

2

6.

Средства музыкальной выразительности. Мелодия, темп, ритм, лад, динамика, тембр, регистр, гармония.

4

4

8

7.

Музыкальные жанры. Марш, танец, песня.

Ритм – основа музыки и танца.

2

2

4

8.

Основы музыкальной грамоты. Нотный стан. Ноты. Ключи. Длительности нот. Пауза. Затакт.

2

2

4

9.

Простые музыкальные размеры: 2/4,3/4,4/4. Воспитание ритмического чувства. Ритмический рисунок

2

2

4

10.

Музыкальная форма. Строение музыкального произведения. Музыкальная фраза. Период. Предложение.

2

2

4

11.

Простая 1,2-х,3-х частная форма. Рондо. Форма сюиты. Форма вариаций.

4

4

8

12.

Программная музыка. Изобразительность музыки.

1

1

2

13.

Симфонический оркестр. Дирижер. Инструменты. Оркестр народных инструментов. Тембровое разнообразие музыкальных инструментов.

3

3

6

Всего часов

32

32

64

Второй год обучения

(2 класс)

Тема

Общий объём времени в часах

Аудиторные

занятия

Самостоятель

ная работа

Максималь

ная учебная нагрузка

1.

Фольклор – народное творчество.   Исторические песни. Календарно-обрядовые песни.

3

3

6

2.

История возникновения танца. Танцевальная музыка. Старинные танцы.

3

3

6

3.

Западноевропейские танцы: от исторических до наших дней. Танцевальные жанры. Полька, менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс.

4

4

8

4.

Танцы в размере 2/4, 34,44.

3

3

6

5.

Русские народные танцы. Древние обрядовые танцы. Хоровод, плясовая, перепляс, «Трепак» «Камаринская».

4

4

8

6.

Разнообразие танцев народов мира.

3

3

6

7.

Танцевальная культкра России. Танцы северных и южных областей России.

4

4

8

8.

Танец, марш, песня в крупных жанрах музыкальных произведений.

3

3

6

9.

Использование русских народных мелодий в классической музыке. Русский танец в балетах русских и советских композиторов. Народно-сценический танец из балетов русских и советских композиторов.

4

4

8

Всего часов

33

33

66

Третий год обучения

(3 класс)

Тема

Общий объём времени в часах

Аудиторные

занятия

Самостоятель

ная работа

Максималь

ная учебная нагрузка

1.

Классический танец – основа хореографического образования. Классический экзерсис. Порядок упражнений.

4

4

8

2.

Хореографические термины. Перевод с французского языка. Музыкальная и хореографическая фраза. Хореографический счет.

4

4

8

3.

Музыкально-ритмические характеристики упражнений классического экзерсиса. Препарасьоны и заключения.

4

4

8

4.

Балет как жанр искусства. Музыкальная драматургия. История жанра. Содержание балета. Выдающиеся композиторы, создавшие шедевры мирового балета. Балеты А.Адана, Л.Делиба.

4

4

8

5.

Развитие мирового музыкального искусства. Эпоха Возрождения. Барокко в музыке.

3

3

6

6.

Классицизм в музыкальной культуре. Музыка «венских классиков». Романтизм в музыкальной культуре.

4

4

8

7.

Опера. История создания. Соединение в опере различных видов искусств. Знакомство с шедеврами оперного искусства.

2

2

4

8.

Знакомство с музыкально-танцевальной культурой России. М. Глинка. Романс. Опера.  «Могучая кучка».

4

4

8

9.

П.Чайковский – новатор в области оперы и балета. Балеты П.Чайковского. Выдающиеся произведения.

4

4

8

Всего часов

33

33

66

Четвёртый год обучения

(4 класс)

Тема

Общий объём времени в часах

Аудиторные

занятия

Самостоятель

ная работа

Максималь

ная учебная нагрузка

1.

Музыкально-танцевальная культура Украины, Белоруссии, Молдавии.

4

4

8

2.

Знакомство с танцевальной культурой Прибалтики, Кавказа, Средней Азии.

4

4

8

3.

Знакомство с музыкальной культурой цыганского народа.

3

3

6

4.

Знакомство с музыкальной культурой Испании. Народный танец. Название народных испанских танцев.

3

3

6

5.

Музыкально-танцевальная культура Венгрии. Народный танец и народно-сценический танец. Народная основа танцев.

3

3

6

6.

Музыкально-танцевальная культура Польши. Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа.

3

3

6

7.

Музыкально-танцевальная культура Италии. Народный танец – сцена из жизни народа. Яркий колорит.

2

2

4

8.

Танцевальная культура Румынии.

1

1

2

9.

Танцевальная культура Востока, Китая, Вьетнама.

3

3

6

10.

Танцевальная культура Латинской Америки.

2

2

4

11.

Закрепление знаний по музыкальной грамоте. Лады, синкопы, сложные музыкальные размеры, ритмические партитуры, ритмические каноны.

2

2

4

12.

Анализ музыкальных произведений и танцевальной музыки. Практические упражнения.

3

3

6

Всего часов

33

33

66

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования по классам

Настоящая программа носит интегрированный характер – помимо теоретической части содержание предмета включает обязательную практическую часть – прослушивание и просмотр произведений танцевально-хореографического искусства. Основной задачей предмета является формирование понимания связи музыки и движения.

Теоретические знания по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются также с учетом специфики хореографического искусства. Учащиеся получают знания о специфике музыкального искусства, осваивают знания музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства, знакомятся с основой музыкальной грамоты: осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи, лады (мажор и минор), темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А также умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Нужно также научить детей различать тембры отдельных музыкальных инструментов, рассказать о симфоническом оркестре, научиться запоминать мелодию.

Первый год обучения

(1 класс)

Главной задачей 1 года обучения является ознакомление учащихся со спецификой музыки как вида искусств, с многообразием содержания музыкальных произведений, музыкальными жанрами, основами музыкальной грамоты. Танец и музыка. Средства музыкальной выразительности. Умение музыкально-образно воспринимать музыкальное произведение. Воспитание ритмического чувства (марш, полька, вальс). Музыкальная фраза, динамика. Умение слышать сильную долю, определять размер, воспринимать ритмические рисунки.

Второй год обучения

(2 класс)

Темы:

1. Фольклор – народное творчество.  Связь музыки и слова. Исторические песни, сказания, былины. Календарно-обрядовые песни. Простота и лаконичность древней обрядовой мелодии. Колядки, заклички, подблюдные, свадебные песни, веснянки.

Хороводы, пляски, кадрили, переплясы. Русские обряды, игрища. Народные инструменты.

2. История возникновения танца. Танцевальная музыка. Старинные танцы. Древнейшие танцы как часть обрядов. Тайный магический смысл движения по кругу в хороводе. Танец и музыка. Разнообразие танцевальных жанров. Ритм – основа танца. Танцы и танцевальность.  Основа танцевальной музыки – народное искусство.

3. Западноевропейские танцы: от исторических до наших дней. Разнообразие европейских танцев. Танцевальные жанры. Полька, менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс.

4. Танцы в размере 2/4, 34,44. Появление в 17-18 веках новых жанров клавирной музыки. Старинная сюита, Строение старинной сюиты, характеристика танцев, входящих в нее. Современные танцы. Модные танцы 20 века.

5. Русские народные танцы. Древние обрядовые танцы. Хоровод, плясовая, перепляс, «Трепак» «Камаринская». История происхождения.

6. Разнообразие танцев народов мира. Связь танцев народов мира с повседневной и праздничной жизнью. Древнейшие танцы как часть обрядов. Национальное своеобразие народных танцев, особый темп, ритм, характер движения, национальный костюм.

7. Танцы России. Танцы северных и южных областей России. Областные особенности танца. Танцы автономных областей России.

8. Танец, марш, песня в крупных жанрах музыкальных произведений. Танец, марш, песня. Танец и музыка. Разнообразие танцевальных жанров. Ритм – основа танца. Танцы разного размера. Характерные черты марша. Связь музыки и движения. Песня – форма вокальной музыки. Связь текста и мелодии. Песня – а капелла. Песня с музыкальным сопровождением. Народная песня – душа народа.

9. Использование русских народных мелодий в классической музыке. Русский танец в балетах русских и советских композиторов. Народно-сценический танец из балетов русских и советских композиторов.

Третий год обучения

(3 класс)

Темы:

1. Классический танец – основа хореографического образования. Классический экзерсис. Порядок упражнений. Структура строения урока классического танца. Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Раздел «аллегро». Пальцевая техника.

2. Хореографические термины. Перевод с французского языка. Название всех упражнений, движений и поз классического танца. Музыкальная и хореографическая фраза. Хореографический счет. Метр. Музыкальный период. Хореографический период. «Квадратность» музыки.

3. Музыкально-ритмические характеристики упражнений классического экзерсиса. Препарасьоны и заключения. Упражнения классического экзерсиса в размерах 24,34,44. Размеры музыкального сопровождения упражнений классического танца, прыжков.  Градация темпов. Важность штрихов. Значение препарасьонов и заключений.

4. Балет как жанр искусства. Музыкальная драматургия. История жанра. Содержание балета. Понятие жанра балета. Выдающиеся композиторы, создавшие шедевры мирового балета. Балеты А.Адана, Л.Делиба. Творчество композиторов. Балеты: «Жизель», «Корсар», «Копелия» и др.

5. Развитие мирового музыкального искусства. Эпоха Возрождения. Барокко в музыке.  Орландо Лассо «Эхо», К.Монтеверди, опера «Орфей», А.Вивальди, концерты «Времена года», И.С.Бах, Г.Гендель. Орган, клавесин.  Основные значимые произведения.

6.  Классицизм в музыкальной культуре. Музыка «венских классиков». Романтизм в музыкальной культуре. Творчество композиторов: Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Произведения. Творчество композиторов-романтиков разных стран Европы. Произведения.

7. Опера. История создания. Понятие жанра оперы. Древнейший вид искусства. Соединение в опере различных видов искусств. Знакомство с шедеврами оперного искусства.

8. Знакомство с музыкально-танцевальной культурой России. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Романс. «Могучая кучка». Биография и творческий путь М.Глинки. Творчество русских композиторов 19 века: А.Алябьева, А.Гурилева, А.Варламова, А.Даргомыжского, композиторов – «кучкистов»: Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Выдающиеся произведения.

9. П.Чайковский – великий русский композитор и новатор в области оперы и балета. Балеты П.Чайковского. Оперы. Выдающиеся произведения. Творчество Чайковского – вершина психологического реализма. Выдающиеся балетные спектакли П.Чайковского. Музыкальная драматургия балета. Балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» «Спящая красавица». Симфонизация балетной музыки. Опера «Евгений Онегин». Танцевальные номера оперы. Реалистичные картины русской жизни в жанрово-бытовых сценах оперы.

Четвертый год обучения

(4 класс)

Темы:

1. Музыкально-танцевальная культура Украины, Белоруссии, Молдавии. Гопак, Казачок, Плескач, Веснянка, Крыжачок, Полька-Янка, Бульба, Весялуха, Сырба, Жок, Хора, Молдовеняска и др.  Особенности метро - ритма и темпа.

2. Знакомство с танцевальной культурой Прибалтики, Кавказа, Средней Азии. Клумпакоис, Вяндра, Тульяк, Руцавиетис, Шолохо, Лезгинка, Симд, Аджарский танец, Леле-джан, Кечари. Народная основа танцев. Колорит. Квадратность. Размер. История возникновения. Связь музыки и движения.

3. Знакомство с музыкальной культурой цыганского народа. Танцы русских, бессарабских, молдавских, испанских цыган и др. Особый дух свободного народа – в танце. Салонный, таборный, сценический. Импровизационная манера танца. Композиция танца: характерно постепенное нарастание темпа от медленного до быстрого и энергичного. Танец русских цыган. Особая техника рук и ног. Разнообразные музыкальные размеры. Разновидность цыганских песен и танцев.

4. Знакомство с музыкальной культурой Испании. Народный танец. Название народных испанских танцев. Малагенья, Хора, андалузский танец. Болеро, Фламенко, Хабанера. Триоли, синкопы. Четкий ритм. Трехдольный размер. Испанские танцы в балетах.

5. Музыкально-танцевальная культура Венгрии. Народный танец и народно-сценический танец. Народная основа танцев. Чардаш, Венгерка, Рапсодия, Вербунк.

6. Музыкально-танцевальная культура Польши. Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа. Мазурка, Краковяк, Трояк, Тульяк, Полонез, Куявяк.

7. Музыкально-танцевальная культура Италии. Народный танец – сцена из жизни народа. Яркий колорит. Тарантелла, Сальтарелла, Гальярда. Новая трактовка народной танцевальной основы в народно-сценических танцах. Яркий колорит.

8. Танцевальная культура Румынии. Танцы-сцены из народной жизни. Брыул, Сырба, Хора. Их связь с национальной культурой. Новая трактовка танцевальных жанров. Колорит. Роль танца.

9. Танцевальная культура Востока, Китая, Вьетнама. Особая стилистика и хореография танца. Костюм. Колорит музыки. Персидский хор, «Песня восточного гостя», Танец одалисок, Танец с веерами.

10. Танцевальная культура Латинской Америки. Разнообразие танцевальной культуры. Танцы. Яркий колорит. Особый метро-ритм танцев, инкопы. Дайв, Самба, Румба и др. Уличные танцы.

11. Закрепление знаний по музыкальной грамоте. Лады, синкопы, сложные музыкальные размеры, ритмические партитуры, ритмические каноны. Простая одночастная, двухчастная, трехчастная форма. Рондо. Сюита. Вариации. «Интонация», «мотив», «фраза».

12. Анализ музыкальных произведений и танцевальной музыки. Практические упражнения. Характер, музыкальны образ, темповые характеристики, характер изложения музыки и т.д.

4. ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • знание специфики музыки как вида искусства;
  • знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
  • знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
  • умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
  • умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
  • умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.

5.            ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года в 4 классе.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

График и форму  проведения  промежуточной  аттестации  по  данному  предмету  образовательное  учреждение  устанавливает  самостоятельно.

По завершении изучения предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" проводится промежуточная аттестация в конце 4 класса в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При проведении зачета необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Критерии оценки

По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме.

6.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА        

Методические рекомендации преподавателям

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.

        Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения.

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.

Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и методическая литература

  1. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией А.Островского,1980.
  2. Батицкий М. Знаете ли вы музыку?  - М., Музыка, 1985.
  3. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е – Калининград, Музыка, 1975.
  4. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. - СПб, 2006.
  5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М., 1989.
  6. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта. - Санкт-Петербург, 1997.
  7. Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки. - М., Терра-книжный клуб, 2005.
  8. Слушание музыки. Для 1-3 кл.  Сост. Г. Ушпикова. - СПб, 2008.
  9. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -Музыка, 1988.
  10. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации, 1998.
  11. Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ. – Феникс, Ростов-на-Дону, 2009.

Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера

«Тщетная предосторожность»

«Сильфида»

«Жизель»

«Эсмеральда»

«Спящая красавица»

«Лебединое озеро»

 «Щелкунчик»

«Петрушка»

«Жар-птица»

Сен-Санс «Умирающий лебедь»

«Красный мак» (фрагменты)

«Пламя Парижа» (фрагменты)

«Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)

«Ромео и Джульетта»

«Золушка»

«Каменный цветок» (фрагменты)

телевизионный балет «Анюта»

из серии выпусков «Мастера русского балета»

видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н. Боярчикова, И. Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б. Эйфмана, Дж. Баланчина и др.

видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей;

Видеозаписи концертных номеров

Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева;

Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М. Пятницкого;

Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова;

Видеозаписи концертных номеров из репертуара театра танца «Гжель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (1 КЛАСС)

В работе представлен основной музыкальный материал, дающий возможность познакомиться учащимся первого класса с основными понятиями музыкального мира....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...

Учебно-методический комплекс по предмету РИСУНОК дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусств «Живопись» 6-летний срок обучения

Учебно-методический комплекс по предмету «Рисунок» (далее УМК) это оптимальная система (комплекс) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной орг...

«Промежуточная аттестация обучающихся по учебной программе «Хоровой класс» в рамках дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты»

В этой методической разработке описаны формы промежуточной аттестации обучающихся на народных инструментах для поющих и непоющих детей...