Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО
рабочая программа по теме

Широкова Татьяна Николаевна

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства "Хоровое пение". Учебный предмет Фортепиано на получение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получения ими художественного образования, а так же эстетического воспитания детей. В программе указаны основные цели и задачи обучения, сроки реализации программы, обозначен объем учебного времени, требования по годам обучения, обозначены формы и методы контроля, система оценок. Так же даны методические рекомендации для педагогов и учащихся, прилагается список методической и нотной литературы, дидактического материала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЭРИЯ  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ТОЛЬЯТТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ   ДЕТЕЙ  ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ № 1

ГОРОДСКОГО ОКРУГА  ТОЛЬЯТТИ

445015  РФ, Самарская область  г. Тольятти,  ул. Шлюзовая  3, тел. 45-31-21, факс: 45-36-04,  lapinartschool@ yandex.ru

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа учебного предмета

УП.02. ФОРТЕПИАНО

Тольятти

2012

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; цели и задачи учебного предмета;

2. Срок реализации учебного предмета;

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

4. Виды занятий;

5. Методы обучения;

6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени;

2. Требования по годам обучения;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

2. Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

   VI.         Список рекомендуемой нотной и методической  литературы

       1.Список рекомендуемой нотной литературы с репертуаром (по годам обучения)

2. Методическая литература для педагогов

3. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

4. Дидактический материал

I. Пояснительная записка

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль        в образовательном процессе. Цели и задачи учебного предмета.

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» формирует специальные исполнительские умения

и навыки, расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов.

Приобретению навыков исполнительства на фортепиано уделяется огромное значение. Обучающимся на хоровом отделении, прохождение  курса  дополнительного инструмента – фортепиано является обязательным. Уровень освоения программы  учащиеся - инструменталисты демонстрируют на экзамене в рамках итоговой аттестации.

Главной целью предмета «Фортепиано» является развитие музыкально-творческих способностей детей, расширение кругозора и  овладение практическими навыками игры на фортепиано.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального  кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  •     формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
  •      развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  •     овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано;
  •     ознакомление и освоение произведений инструментальной музыки различных жанров, стилей;
  •     обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  •     владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  •     приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

2.Сроки реализации программы.

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (1-8 класс).

Возможна реализация программы  в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.

Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

3. Объем        учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано» 

Таблица 1

Нормативный срок обучения

8 лет

9 лет

Классы

1– 8

1-8

9

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

1218

1218

198

Итого:

1416

Количество часов на аудиторные занятия

329

329

66

Итого:

395

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

889

889

132

Итого:

1021

4. Виды занятий

  • аудиторные  (урок) - индивидуальные
  • внеаудиторные (самостоятельные)

К видам внеаудиторной работы относятся:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка  к концертным  выступлениям;
  • посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных залов и др.);
  • участие  обучающихся  в концертах,  творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

5. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

•  словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

•  практический (работа на инструменте, упражнения);

• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

•  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный подход к обучающимся позволяет найти и выбрать наиболее подходящие  методы обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Для реализации программы  учебного предмета «Фортепиано»  в ДШИ №1 созданы соответствующие условия:

  • учебный кабинет (класс для индивидуальных занятий). Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано. Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон;
  • зал для концертных выступлений;
  • библиотечный фонд и фонд фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана и каждый обучающийся обеспечивается доступом  к ним.

 Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, соответствующими требованиям программы и  включает справочно-библиографические и периодические издания.

Материально-техническая база образовательного учреждения  соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В ДШИ созданы условия для своевременной настройки и ремонта музыкальных инструментов.

II.        Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени 

Продолжительность учебных занятий:

для учащихся 1-6 классов – один час в неделю (33 часа в год)

для учащихся 7-8 классов – два часа в неделю (66 часов в год)

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся, консультационные и  аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Хоровое пение» отражены в таблице 2:

Таблица 2

Распределение по годам обучения (классам)

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

32

33

33

33

33

33

66

66

66

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия по годам

32

33

33

33

33

33

66

66

66

Общее количество часов на аудиторные занятия

329

395

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

в неделю 

2

3

3

3

4

4

4

4

4

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу по годам

64

99

99

99

132

132

132

132

132

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)

889  

1021

Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)

3

4

4

4

5

5

6

6

6

Общее максимальное количество по годам (аудиторные и самостоятельные)

96

132

132

132

165

165

198

198

198

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1218

1416  

Объем времени на консультации (по годам)

-

-

-

-

2

2

2

4

4

Общий объем времени на консультации

10

14

       По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

«Фортепиано»  –  2 часа в неделю в первом классе, со второго по четвертый классы по 3 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 4 часа в неделю;

      Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по предмету Фортепиано определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

      Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Консультации проводятся с целью подготовки к экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.

2. Требования по годам обучения (классам)

1 год обучения (1 класс):

 Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов non legato, legato, staccato.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Упражнения И.Лещинской «Ежедневные упражнения юного пианиста», Е.Гнесина «Фортепианная азбука».

В 1 полугодии проводится контрольный урок в рамках текущего контроля. Контрольный урок предполагает выявление знаний, умений и навыков учащихся по видам работы, обозначенных в требованиях программы.

Во 2 полугодии проводится зачет в рамках промежуточной аттестации. Учащийся должен исполнить три разнохарактерных произведения, одно из которых может быть исполнено в ансамбле с педагогом.

Примерная программа зачета (академического концерта) в рамках промежуточной аттестации:

Вариант 1

  1. РНП «Во поле береза стояла», обр. Литовко
  2. Й.Гайдн «Анданте», обр. Юдовиной-Гальпериной, тетр.1
  3. Е.Гнесина «Фортепианная азбука» (изд.1976 г.) № 10,11

Вариант 2

  1. Б.Берлин «Пони Звездочка»
  2. И.Королькова «Носорог и воробей»
  3. К.Лонгшамп-Друшкевич «На коньках»

Вариант 3:

  1. С.Прокофьев Болтунья (ансамбль)
  2. В.Игнатьев «Тихая песня»
  3. Детская песенка «Дождик», обр.Милича

2 год обучения (2 класс):

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением (добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки).  Совершенствование мелкой  техники и овладение элементарными приемами аккордово-интервальной техники. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

За год учащийся должен освоить:

- 3-4 этюда,

- 3-4 разнохарактерные пьесы,

- 1-2 ансамбля,

Мажорные гаммы (по выбору педагога) отдельно каждой рукой в две октавы. Аккорды - тоническое трезвучие с обращениями  - отдельно каждой рукой.

Промежуточная аттестация (зачет) проводится два раза в год: в конце 1-го и 2-го полугодия:

1 полугодие: исполняется два разнохарактерных произведения

2 полугодие: два-три разнохарактерных произведения, одно из них может быть исполнено в ансамбле с педагогом.

Примерная программа зачета (академического концерта) в рамках промежуточной аттестации:

Вариант 1:

  1. В.А.Моцарт Менуэт  ре минор
  2. УНП «На горе, горе»
  3. А. Жилинский  Этюд  ля минор «Утренняя зарядка»

Вариант 2:

  1. Й.Гайдн Анданте
  2. К.Лонгшамп-Друшкевич «Из бабушкиных воспоминаний»

Вариант 3:

  1. Ф.Рыбицкий Польская тетрадь «Ссора»
  2. Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

3 год обучения  (3 класс):

Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения. Начиная с 3 класса, изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

 С 3 класса учащиеся сдают гаммы в рамках текущей аттестации (контрольный урок), начиная со 2-го полугодия.

За год учащийся должен освоить:

- 2-3 этюда, включая упражнения Ш.Ганона, С.Ляховицкой,

- 3-4 разнохарактерные пьесы (с учетом эскизного изучения части программы),

- 1-2 произведения с элементами полифонии,

- 1-2 ансамбля.

Гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор (по выбору педагога) на 2 октавы отдельно каждой рукой в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении, аккорды и арпеджио к ним.

Промежуточная аттестация (зачет) проводится два раза в год: в конце 1-го и 2-го полугодия:

1 полугодие: исполняется два разнохарактерных произведения

2 полугодие: два разнохарактерных произведения, одно из них может быть исполнено в ансамбле с педагогом.

Во 2 полугодии  проводится контрольный урок по гаммам в рамках текущего контроля.

Примерная программа зачета (академического концерта) в рамках промежуточной аттестации:

Вариант 1

  1. И.С.Бах «Сицилиана», перелож.Юдовиной-Гальпериной
  2. Э.Градески «Счастливые буги»

Вариант 2:

  1. Ю.Чичков Чарльстон (ансамбль)
  2. Э. Сигмейстер «Ковбойская песня»

Вариант 3:

  1. Ж.Сен-Люк Бурре
  2. Б.Дварионас Прелюдия

4 год обучения (4 класс):

Накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании  произведений с более сложной фактурой. Усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений.  Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы). Включение в репертуар произведений крупной формы (вариации, сонатина).

За год учащийся должен освоить:

- 2-3 этюда (в том числе упражнения Ш.Ганона, С. Ляховицкой и др.)

- 2-3 пьесы,

- 1-2 полифонических произведения,

- 1 часть крупной формы (учащиеся знакомятся с особенностями работы над произведениями крупной формы, допускается эскизное изучение произведения),

- 1-2 ансамбля,

Гаммы ля,  ми-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы, хроматические гаммы от «ре» и «соль-диеза».

Промежуточная аттестация (зачет) проводится два раза в год: в конце 1-го и 2-го полугодия:

1 полугодие: исполняется два разнохарактерных произведения, одно из которых полифоническое или с элементами полифонии

2 полугодие: два разнохарактерных произведения, одно из них может быть исполнено в ансамбле с педагогом.

Во 2 полугодии проводится контрольный урок по гаммам в рамках текущего контроля.

Примерная программа зачета (переводного концерта) в рамках промежуточной аттестации:

Вариант 1:

  1. И.Чичков Сонатина
  2. Н.Торопова  «Цветок и бабочка»

Вариант 2:

  1. В.А.Моцарт В. Аллегретто
  2. А.Алябьев А. Пьеса соль минор

Вариант 3:

  1. И.С.Бах Волынка из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»
  2. Д.Кабалевский «Клоуны»

5 год обучения (5 класс):

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений. Воспитание полифонического мышления. Чтение с листа.

За год учащийся должен освоить:

- 2-3 этюда,

- 2-3 разнохарактерные пьесы,

- 1-2 полифонических произведения,

- 1 произведение крупной формы,

- 1-2 ансамбля или аккомпанемента.

Гаммы Фа мажор, ре минор, аккорды и арпеджио к ним, двумя руками в 2 октавы, хроматические гаммы

Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в конце 2-го полугодия.

1 полугодие: проводится контрольный урок в рамках текущего контроля. Контрольный урок предполагает выявление знаний, умений и навыков учащихся по видам работы, обозначенных в требованиях программы.

2 полугодие: три произведения, одно из которых должно быть крупной формой или пьесой с элементами полифонии, и две разнохарактерных пьесы. Учащиеся на экзамене должны продемонстрировать достаточный уровень владения фортепиано для создания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

Примерная программа экзамена в рамках промежуточной аттестации:

Вариант 1:

  1. И.С.Бах Маленькая прелюдия соль минор
  2. Ф.Шуберт Серенада. В легком переложении Т.Юдовиной-Гальпериной
  3. А.Гедике Этюд соч,47 №20

Вариант 2:

  1. А.Клементи Сонатина до мажор
  2. Ю.Козулин «Ослик»
  3. А.Гречанинов «Жалоба»

Вариант 3:

  1. Л.Бетховен Багатель соч.119 №9
  2. Д.Кабалевский «Медленный вальс»
  3. Т.Лак Этюд соч,172 №5

6 год обучения (6 класс):

Совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными. Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы). Продолжать работу над навыками чтения с листа.

За год учащийся должен освоить:

2-3 этюда,

2-3 разнохарактерные пьесы,

1-2 полифонических произведения,

1  часть крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента.

Гаммы Си мажор, си минор, к ним - аккорды и арпеджио на 2 октавы, хроматические гаммы отдельно каждой рукой

Промежуточная аттестация (зачет) проводится два раза в год: в конце 1-го и 2-го полугодия:

            1 полугодие: исполняется два разнохарактерных произведения

2 полугодие: два разнохарактерных произведения.

Во 2 полугодии проводится контрольный урок по гаммам в рамках текущего контроля.

Примерная программа зачета (академического концерта) в рамках промежуточной аттестации:

Вариант 1:

  1. Д.Циполи Фугетта ми минор
  2. П.И.Чайковский В церкви

Вариант 2:

  1. Д.Чимароза Д. Сонатина №2 соль мажор
  2. Э.Мак-Доуэл «К дикой розе»

Вариант 3:

  1. Ф.Кулау Вариации
  2. Т.Хренников «Колыбельная Светланы» В легком переложении О.Геталовой

7 год обучения (7 класс):

Работа над разностилевыми и разнохарактерными произведениями. Работа над разными видами мелкой и крупной техники.

За год учащийся должен освоить:

2-3 этюда,

2-3 разнохарактерные пьесы,

1-2 полифонических произведения,

1  часть крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента.

 Мажорные и минорные гаммы от белых клавиш на 4 октавы, арпеджио и аккорды к ним, хроматические гаммы. Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика.

Промежуточная аттестация  (зачет) проводится два раза в год: в конце 1-го и 2-го полугодия:

1 полугодие: исполняется два разнохарактерных произведения

2 полугодие: два разнохарактерных произведения. Одно из произведений должно быть полифонического характера или частью крупной формы.

Во 2 полугодии проводится контрольный урок по гаммам в рамках текущего контроля.

Примерная программа зачета (академического концерта) в рамках промежуточной аттестации:

Вариант 1:

  1. И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
  2. Ф.Бургмюллер Прозрачный ручей

Вариант 2:

  1. Д.Чимароза Д. Сонатина №3 соль минор
  2. «Над полями да над чистыми» Русская народная песня. В переложении О.Геталовой

Вариант 3:

  1. Ж.Б.Люлли Менуэт-рондо ре мажор
  2. П.Чайковский Утренняя молитва

8 год обучения  (8 класс):

Формирование масштабного музыкального мышления. Овладение навыками исполнения более сложных произведений полифонического плана. Учащиеся могут выступать на классных вечерах, концертах для родителей, внутришкольных конкурсах. Учащиеся 8-го обучения должны стремиться к естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой.

За год учащийся должен освоить:

2 этюда,

2-3 разнохарактерные пьесы,

1-2 полифонических произведения,

1  часть крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента.

1 полугодие: проводится контрольный урок в рамках текущего контроля. Контрольный урок предполагает выявление знаний, умений и навыков учащихся по видам работы, обозначенных в требованиях программы.

2 полугодие: проводится экзамен в рамках итоговой аттестации. Учащиеся должны исполнить три произведения, одно из которых должно быть полифоническим произведением  или частью крупной формы.

Примерная программа экзамена в рамках итоговой аттестации для обучающихся по 8-летней программе:

Вариант 1:

  1. Й.Бенда  Сонатина ля минор
  2. Р.Шуман «Отзвуки театра»
  3. Н.Торопова Этюд «Коррида»

           Вариант 2:

  1. Д.Циполи Фугетта ре минор
  2. Д.Кабалевский Драматический отрывок
  3. И.Парфенов «Романс»

Вариант 3:

  1. А.Вебер Соната до мажор 1 часть
  2. П.Чайковский «Сладкая греза»
  3. С.Геллер Этюд «Быстрый ручей»

Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, методической целесообразности.

9 год обучения (9класс):

В девятом классе продолжается совершенствование навыков фортепианной игры и накопление репертуара. В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение. Ставятся и решаются технические задачи. Развитие естественной рациональной техники должно быть в неразрывной связи с художественным замыслом произведения. Повторяются все виды гамм, аккордов и арпеджио.

За год учащийся должен освоить:

2  этюда на разные виды техники,

2 полифонических произведения,

1-2 произведения  крупной  формы (часть сонаты или вариации),

2-3 разнохарактерные пьесы

1 полугодие: проводится контрольный урок в рамках текущего контроля. Контрольный урок предполагает выявление знаний, умений и навыков учащихся по видам работы, обозначенных в требованиях программы.

2 полугодие: проводится экзамен в рамках итоговой аттестации. Учащиеся должны исполнить три произведения, одно из которых должно быть полифоническим произведением  или частью крупной формы.

Примерная программа экзамена в рамках итоговой аттестации для обучающихся по 9-летней программе:

Вариант 1:

1. Бах И.С. “Двухголосная инвенция” (F-dur).

2. Чимароза Д. “Соната” (c-moll).

3. Бабаджанян А. “Мелодия”.

Вариант 2:

  1. Мясковский Н. “В старином стиле”.
  2. Вебер К. «Анданте с вариациями”.
  3. Мусоргский М. “Слеза”.

Вариант 3:

1.  Гендель Г. “Пассакалия”.

            2.  Мусоргский М. “Слеза”.

            3.  Шамо И. “Юмореска”.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и

возможностей фортепиано; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
  • навыки публичных выступлений на концертах, конкурсах.;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

       Контроль результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется по периодам (годам) обучения. В программе обучения используются три основные формы контроля успеваемости – текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.

 Одной из форм  текущей аттестации может стать контрольный урок. Контрольный урок проводится в 1,9,15 полугодиях по восьмилетней программе и в 1,9,15,17 полугодиях по девятилетней программе.

Контрольный урок предполагает:

  • выявление знаний, умений и навыков учащихся по определенным видам работы,

проверку приобретенных навыков самостоятельной работы учащихся.

Промежуточная аттестация проводится во 2-8,11-14 полугодиях по восьмилетней программе, во 2-8,11-16 полугодиях по девятилетней программе за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – зачет (академический концерт), экзамен с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Концертные публичные выступления, участие в городских и школьных конкурсах также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал и протокол ведения академических концертов.

Экзамен в рамках промежуточной аттестации проводится в 10-ом полугодии (5 класс,2 полугодие).

Зачет проводится во 2-8,11-14 полугодиях по восьмилетней программе, во 2-8,11-14,16, полугодиях по девятилетней программе.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный уровень владения фортепиано для создания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

        Экзамен в рамках итоговой аттестации по восьмилетней программе проводится в 16 полугодии (8 класс), по девятилетней программе - в 18 полугодии (9 класс).

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы,

соответствующей году обучения, наизусть,

увлеченно и артистично; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, которые позволяют создавать соответствующий художественный образ; понимание стиля исполняемого произведения;

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое знание нотного

текста, технические ошибки, характер

произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», это дает возможность более точно отметить выступление учащегося.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

- художественная трактовка произведения;

- стабильность исполнения;

- выразительность исполнения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

    1. Методические рекомендации преподавателям

  В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета.

В программе представлен список нотной литературы. Он является примерным, может быть дополнен преподавателем в соответствии с методическими установками, а так же возможностями, индивидуальными особенностями  и музыкальными способностями ученика.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность принимать участие в школьных и городских конкурсах, концертах, музыкальных тематических вечерах.

Основная форма учебной и воспитательной работы в работе с учащимися – индивидуальный урок с преподавателем. Во время урока преподаватель, совместно с учеником, работают над музыкальным произведением, проверяется домашнее задание. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Содержание урока зависит от конкретных задач (они индивидуальны для каждого ученика).

Несколько минут урока нужно выделять на выполнение творческих заданий. Часть репертуара, планируемого для изучения,  может быть пройдена в классном порядке, преподаватель самостоятельно определяет степень завершенности работы над каждым произведением.  Это позволяет значительно расширить объем изучаемого музыкального материала.

Работа с учащимися включает:

- решение технических учебных задач (координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации);

- работу над приемами звукоизвлечения;

- освоение художественно-исполнительских навыков (фразировка, динамика);

- разъяснение учащемуся принципов самостоятельной работы над музыкальным произведением.

- освоение полифонии;

- работу над крупной формой (способность мыслить крупными построениями,  умение сочетать контрастные образы);

- развитие эмоциональной сферы, образности в работе над разнохарактерными пьесами;

Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному принципу.

Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельно работать с нотным текстом.

Рекомендуется включать в репертуар произведения для исполнения в ансамбле, что развивает умение слышать общую музыкальную ткань произведения. Для начинающих музыкантов ансамблевая игра – это возможность играть разнообразные  по характеру и технически сложные пьесы.

Большая часть программы должна разучиваться на аудиторных занятиях под контролем педагога.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающихся

  1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
  2.  Рекомендуемый объем времени – 2 часа в неделю (необходимо учитывать общую нагрузку детей) в 1-ом классе, 3 часа во 2-4 классах, 4 часа в 5-9-ых классах.
  3. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, т. к. результат занятий всегда будет отрицательным.

    Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по фортепиано.

Педагог помогает ученику распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, определяет конкретную задачу и показывает способы её выполнения.

Чтобы учащийся мог плодотворно работать над домашним заданием, педагог должен дать точную формулировку задачи, стоящей перед учеником и в краткой форме  изложить  его в дневнике ученика.

Виды домашней работы для первого года обучения: чтение нотного текста, пение мелодий разучиваемых пьес, игра каждой рукой отдельно, упражнения на постановку рук и т.п.

 Самостоятельные домашние занятия учащегося  - это продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога.

       Результаты домашней работы должны регулярно проверяться и оцениваться преподавателем на уроке.

VI.Список рекомендуемой нотной  и методической литературы

  1.  Список рекомендуемой нотной литературы с репертуаром (по годам обучения)

1-й год обучения

Этюды, упражнения

  1. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», М., 1986г.
  2. С.Ляховицкая Упражнение «Где, ты Лёка?», «Дразнилка»
  3. Фортепиано 1 кл., ред. Милич Этюды №1-27
  4. И.Королькова «Крохе-музыканту», вып.2 «Догонялки» Этюды №1-7
  5. Ю.Литовко «Музыкальный букварь», С-П, 2002 г.:
  • Маленький этюд №29
  • Упражнение №64
  • Этюды №71, 74, 76, 81
  • Упражнения для освоения клавиатуры №1-12
  1. Е.Гнесина «Фортепианная азбука»
  2. «Юный пианист» вып. 1, ред. Л.И. Ройзман, В.А. Натансон Этюды №1-7
  3. Избранные этюды для фортепиано ИТЛ, 1994  №1-26
  4. М.Глушенко «Волшебный мир фортепиано» тетрадь 2,  Санкт-Петербург, 2001

Пьесы

  1. Ю.Литовко «Музыкальный букварь». Ред.Милич, Москва1994 г.
  2. И.Королькова «Крохе-музыканту» вып.1,2
  3. «Я учусь играть» учебное пособие для начинающих пианистов С0-П., 2003
  4. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
  5. Л.Хереско «Музыкальные картинки», 1988 г. №1-74
  6. Н.Соколова «Ребенок за роялем» Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки
  7. Фортепиано 1 класс, ред. Б.Милич, раздел «Пьесы» №1-88
  8. Т.Юдовина-Гальперина «Большая музыка – маленькому музыканту». Легкие переложения для ф-но, С-П 2005 г. вып.1

Ансамбли

  1. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»:

«Вальс собачек»

«Живем мы на горах»

«Казачок»

  1. И.Королькова «Крохе-музыканту» вып.1 (по выбору)
  2. В.Агафоников «Музыкальные игры. 27 пьес для начинающего пианиста
  3. А.Хереско «Музыкальные картинки» №6,8,10-12. 14.16,18,20,22-24,33.34-37.62,64, 67,78
  4. Фортепиано 1 класс, ред.Б.Милич, раздел «Ансамбли»
  5. Н.Соколова «Ребенок за роялем» Хретоматия для ф-но в 2  и 4 руки с пением. Издание 3-е.

2-й год обучения

Этюды

1.А.Гедике соч. 32, 40 мелодичных этюдов тетр. 1

2.Е.Гнесина  Фортепианная азбука

3.А.Лешгорн  соч. 65 № 1, 2, 3, 6

4.К.Черни-Гермер Избранные этюды ч.1 №1-7

5.Хрестоматия для фо-но 1 кл. ред. Любомудрова 87 г.

№ 34,42,43,49,74,75,82,85,86,90

6.Маленький пианист ред. Соколова М.1986 Этюды по выбору, упражнения.

7.Избранные этюды для ф-но ИТЛ, 1994 7. №27-48

8.Л.Хереско Музыкальные картинки:  № 75, 80, 84, 87.

9.Юный пианист вып. 1 ред. Л.И. Ройзман, В.А. Натансон  раздел Этюды №9-12

Полифонические произведения

1.«Юным пианистам» ред. В.Шульгина, Киев, 1985 г.:

  1. РНП «Родине»
  2. УНП «Игра в зайчик», обр.Н.Леонтович
  3. Ю.Литовко «Пастушок»
  4. Л.Моцарт Менуэт

2.Юный пианист ч.1 ред. Ройзман:

  1. Эст.нар.п. обр. Э.Арро Двое поют
  2. Казахская нар. песня обр. Е.Зингера Цветики
  3. Т.Хренников Поют портизаны
  4. УНП обр. Н.Лысенко На горе,горе
  5. А.Пирумов Маленькая инвенция

3.Хрестоматия для ф-но 1 класс ред. Н. Любомудрова:

  1. В. Агафонников Смеркается
  2. А. Эшпай Старинная Марийская песня
  3. У. Гаджибеков Вечер настал
  4. Л. Моцарт Менуэт
  5. А. Балтин Маленький дуэт

4.Маленький пианист ред.Соколов М.1986г

  1. Д.Кабалевский Забавный случай
  2. Д.Кабалевский Энская Сказка
  3. Д.Кабалевский Татарская

5. Фортепиано 1 кл., ред Б.Милич:

  1. Т.Салютринская «Русская песня»
  2. А.Кранц «кукушка в лесу»
  3. УНП «Дедушкин рассказ»
  4. Н.Любарский Дуэт
  5. РПН «Зимушка-зима»
  6. УНП «На горе, горе»
  7. И.Кригер Менуэт

Пьесы

1.  А.Артоболевская Первая встреча с музыкой

  1. А.Александров Новогодняя полька
  2. М. Крутицкий   Зима
  3. Г.Галынин Медведь

2. «Фортепиано 1 класс», ред. Б.Милич, раздел «Пьесы»:

  1. Л.Книппер «Полюшко-поле»
  2. Р.Леденёв «Тихо все кругом»
  3. А.Балтин «Дождь танцует»
  4. Латышский народный танец
  5. Н.Любарский «Чешская песня»
  6. Контрданс Старинный танец
  7. Э.Сигмейстер «Песня в темном лесу»
  8. А.Рюигрок «Горе куклы»

3.Л.Хереско «Музыкальные картинки» 1988 г.:

      Дж.Кларк «Марш»

4.Т.Юдовина-Гальперина «Большая музыка  - маленькому музыканту» С-П, 2005 г. вып.1,2 (по выбору)

5. Ф.Рыбицкий «Польская тетрадь»: Мечта, Ссора, На качелях, Болтушки»,  Издательство «Нота». 2004 г.

Крупная форма

1.Фортепиано 1ч. ред.Милич .1986г.:

  1. И.Литкова Вариации на БНП«Савка и Гришка»
  2. Н.Слонимский Вариации

Ансамбли

1.В.Шульгина, Н.Маркевич «Юным пианистам» Киев, 1985 г., раздел «Ансамбли и аккомпанемент»

2.«Фортепиано» 1, 2 класс, ред. Б. Милич, раздел «Ансамбли»

3.Н.Соколова Ребёнок за роялем изд.3 (по выбору)

4.Юный пианист вып.1. ред. Ройзман        

  1. В.Блага Танец
  2. РНП Колыбельная
  3. Ф.Шуберт Швейцарская песня
  4. М. Мусоргский Отрывок
  5. П.Чайковский Мой садик
  6. Л.Моцарт Песня.

5.Хрестоматия 1 класс ред.Любомудрова.№22,23,38,40,58,76,77,93

6.В.Агофонников Музыкальные игры 27пьес для начинающего пианиста  - на выбор

7.Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста» учебное пособие для начальных классов 1991г.

8.А.Диабелли Семь мелодий упражнений

3 год обучения

Этюды

1.А.Лешгорн соч 65:№4-9, 11, 12, 15

2.Черни-Гермер 1 ч. :№ 7-28

3.Л.Шитте соч 108 № 4-11, 14, 16, 19

4.Хрестоматия для ф-но 1 кл. ред Любомудрова  № 10, 101, 105, 111, 117, 124

5.Юный пианист ч 1:

  1. Ю. Слонов Скерцино
  2. Я. Гарчиа В автобусе
  3. А. Самонов Тихая речка
  4. И. Беркович Этюд

6.Этюды вып .3 младшие классы

  1. А. Гедике соч 36 № 12, соч 6 №4,2
  2. Л. Шитте соч 160 №10, 15
  3. Н. Гольденберг Этюд на черных клавишах

7.Д. Кабалевский  Избранные пьесы 1991

        Игра в мяч

8.Артоболевская Хрестоматия маленького пианиста( учебное пособие для начальных классов)1991г

  1. Л. Шитте соч 108 №6, 16, 17
  2. Г. Беренс соч 70 №48

 Полифония

1.Хрестоматия для фо-но 1 кл. ред Любомудрова

  1. Г.Ф. Гендель Менуэт ре-минор
  2. Л. Моцарт Бурре ре-минор, Бурре ми-минор
  3. И.С. Бах Менуэт соль-минор

2.Юный пианист ч 1 ред.Ройзман

      Д.Чупатов  Разговор с Дедушкой

3.Л.Хереско  Музыкальные картинки 1988

  1. Дж. Кларк Марш
  2. Х.Дьёнар        Менуэт
  3. И.С.Бах         Менуэт

4.«Полифоническая азбука», Музыка, 2005 г., сост. Т.И.Воробьева:

  1. Д.Левидова Пьеса
  2. РНП «На речушке на Дунае
  3. А.Б.Гольденвейзер «Маленький канон»
  4. И.Ф.Кирнбергер «Менуэт»
  5. И.Кригер «Менуэт»
  6. Ж.Б.Люлли Менуэт

Пьесы

1.Артоболевская. Первая встреча с музыкой

  1. Л.Книппер Полюшко – поле
  2. В.А.Моцарт Вальс
  3. Л.Бетховен Немецкий танец
  4. Д.Штейбельт Адажио
  5. А.Гречанинов Мазурка

2.Л.Хереско Музыкальные картинки

  1. С.Майкапар В садике
  2. Б.Барток Пьеса ля минор
  3. Г.Телеман Ригодон
  4. А.Гречнинов Маленькая сказка

3.Хрестоматия для фортепиано 1 класс

  1. Л.Моцарт Менуэт
  2. Г.Телеман Пьеса
  3. Э.Арро Казачок
  4. Г.Фрид Мишка, Весёлый скрипач
  5. А.Гречанинов В разлуке
  6. Э.Денисов Ласковая песенка
  7. Д.Благой Шуточка
  8. Д.Кабалевский Боевая песенка

4.Д.Кабалевский Избранные пьесы 1991г.

  1. №12-14 ,
  2. Частушка,
  3. У воды

5.Б.Барток Детям

  1. Детская песня
  2. Игра
  3. Этюд для левой руки
  4. Детская игра

6.В.А.Моцарт Детские сочинения №7

7.Ф.Рыбицкий «Польская тетрадь»

8.Т.Юдовина-Гальперина Тетрадь 2,3

Крупная форма

1.Хрестоматия для фортепиано ред. Николаев

        Т.Назарова Вариации на РНП Пойду ль я, выйду ль я

Ансамбли

1.Школа игра на фортепиано ред.Николаев

        Чайковский Вальс из балета Спящая красавица

2.Юный пианист часть 1 ред. Ройзман

  1. М.Глинка Песня Ильинишны
  2. В.А.Моцарт Колыбельная

3.«Музыка из телевизора для фортепиано в 4 руки» сост.С.ИАбухович, Тольятти 2004:

  1. Р.Паулс Мелодия из к/ф «театр»
  2. Ю.Чичиков «Чарльстон»

4.«Фортепиано»тетр.4 «Ансамбли и аккомпанемент», сост.Р.К.Мануков, Москва 1994 г.:

  1. М.Глинка «Жаворонок»
  2. Н.А.Римский-Корсаков «Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»

4 год обучения

Этюды

1.Юный пианист часть 1 ред..Ройзман.

  1. Д.Львов – Компанеец Маленький джигит
  2. В.Тигранян Этюд
  3. М.Парцахалдзе Осенний дождик
  4. А.Гедике Этюд

2.Артоболевская Хрестоматия маленького пианиста для начальных классов 1991г.

  1. Л.Шитте Соч.108 №14,4
  2. Лемуан Соч.37 №10,6,27,34,35
  3. Г.Беренс Соч.70 №4,43
  4. Дювернуа Соч.176 №24

Полифония

1.Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

  1. Менуэт соль мажор, ре минор
  2. Полонез ре минор
  3. Волынка ре мажор

2.Юный пианист часть1 ред.Ройзман

  1. Г.Свиридов Колыбельная песенка
  2. А.Косьянов Русская песня

3. Фортепиано 2 класс ред. Милич. 1970г.

  1. И.Левидова Песня
  2. А.Шевченко Канон
  3. И.С.Бах Менуэт ре минор
  4. А.Ляпунов Пьеса
  5. Г.Гендель Менуэт ми минор
  6. Г.Гендель Сарабанда
  7. УНП Ой, литае соколонько
  8. К.Караев  Грустный рассказ

4.  «Орфей» Альбом популярных пьес зарубежных композиторов часть 1 1976г.

  1. А.Корелли Сарабанда
  2. Ф.Куперен Из цикла «Маски» (Невинность, Стыдливость, Пылкость)
  3. Д.Скарлатти Менуэт из цикла «5 пьес»

Пьесы

1.Артоболевская Первая встреча с музыкой

  1. М.Глинка Жаворонок
  2. П.Чайковский Болезнь куклы
  3. Д.Шостакович  Марш
  4. Д.Кабалевский Клоуны

2.Хрестоматия для ф-но 1 класс

  1. С.Майкапар Сказочка
  2. А.Шнитке Наигрыш

3.Т.Николаева Детский альбом

Сказочка

4.П.Чайковский Детский альбом

  1. Болезнь куклы
  2. Старинная французская песенка
  3. Итальянская песенка

5.Р.Шуман Альбом для юношества

  1. Марш
  2. Первая утрата
  3. Смелый наездник

6.Л.Хереско Музыкальные картинки

  1. А.Гречанинов Марш
  2. Е.Голубев Колыбельная
  3. Ф.Госсек Гавот
  4. А.Александров Песенка

7.Д.Кабалевский Избранные пьесы 1991г.

  1. Клоуны
  2. Ночью на реке
  3. Старинный танец
  4. Печальная история
  5. Воинственный танец

8.В.А.Моцарт Детские сочинения

 №2,3,4,6,13,19,20

9.Г.Дмитриев Камешки из мозаики Альбом пьес

  1. Хоровод
  2. Волынка
  3. Растревоженная соседка
  4. Драматическая история

10.Т.Юдовина-Гальперина «Большая музыка – маленькому» тетрадь №3, С-П, 2005 г.

Крупная форма

1.Фортепиано 2 класс под редакцией Милич

  1. Хаслингер Сонатина
  2. Бетховен   Сонатина
  3. Беркович   Вариации

2.Альбом для начинающего пианиста Калинка составит. Бакулов, Сорокин

  1. Гендель Чакона
  2. Ильин    Вариации

3.Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано том 3 состав. Любомудрова, Сорокин, Туманян 1976г.

1) В.Моцарт Сонатина

2) И. Бенда  Сонатина

Ансамбли

1.РНП Легкая обработка для фортепиано в 4 руки выпуск 1

2.Играем вдвоем. Ансамбли в 4 руки для фортепиано сост. Борзенков 1990г.

3.«Музыка из телевизора» для фортепиано в 4 руки, Сост. С.И.Абухович, Тольятти 2004 г.

4.Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки «Джазовые мотивы», М., 2003 г.

5-й год обучения

Этюды

1.А.Лемуан соч 37  № 28-30, 36, 37, 40, 44, 48, 50

2.А.Лешгорн соч 66  №1-4

3.Черни-Гермер Избранные этюды ч.1

 №35,36,42,46; ч.2 №6, 8, 12

4. Школа фортепианной техники вып. 1 ред. Натансона 82 г. № 6-8, 16, 28

5.Юный пианист 2 выпуск ред. Ройзмана

  1. М. Парцхаладзе Этюд
  2. А. Столяров Веселое приключение
  3. Х.Лемленк  Песня птиц

6.Этюды выпуск 3 младшие классы

  1. К. Черни  соч. 139 №24
  2. А. Гедике соч 6 №5
  3. С. Ляховицкая Хроматический этюд
  4. Ш. Дюверица Этюд
  5. Л. Шитте соч 68 №9

7.Этюды выпуск 6 средние классы

  1. А. Гедике соч 47 №20
  2. А. Самонов Синий вечер
  3. Т. Лак Два этюда соч. 172 № 4, 5

9. Артоболевская Хрестоматия маленького пианиста учебное пособие для начальных классов : Г. Беренс соч 70 №47

Полифония

1.И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги- ч.1 g, a ; ч.2 d

2.Музыка для детей выпуск 3

  1. И. Кирнбергер Менуэт
  2. А. Вивальди Адажио
  3. Г. Телеман Модерато

3.Юный пианист ч.2 редакция Ройзман

  1. Ю. Буцко Фугетта
  2. Свиридов «Перед сном», «Звонили звоны»
  3. Гендель Сарабанда с вариациями ре-минор

4.Г. Дмитриев Камешки из мозаики Альбом пьес  

     № 42 Павана и Гальярда

5.«Полифоническая азбука» М., 2005 г. , сост. Т.И.Воробьева:

  1. Г.Ф.Гендель «Куранта», «Ария»
  2. И.Кунау «Сарабанда»
  3. И.К.Фишер «Менуэт»

Пьесы

1.П.Чайковский Детский альбом

  1. Утренние размышления
  2. Шарманщик поет
  3. Русская песня
  4. Сладкая греза
  5. В церкви

2.Музыка для детей выпуск 3

  1. Д. Шостакович Гавот
  2. А. Гречанинов  Жалоба соч 123 №9
  3. С. Гайдн Менуэт, Виваче
  4. К. Хачатурян Грустная песня
  5. Свиридов Парень с гармошкой
  6. В. Косенко Вальс
  7. М. Кажлаев Караван
  8. В. Моцарт Три пьесы
  9. Э.Григ Народный напев
  10. Н. Раков Первые фиалки
  11. А. Эшпай Прелюдия

3.Юный пианист часть 2 редакция Ройзман

  1. Д. Львов- Компанеец Андантино
  2. А. Эшпай Татарская танцевальная песня
  3. Х. Лемленк Тайна
  4. А. Пирумов Восточный марш
  5. В. Салманов Вечерняя песенка

4.Р.Шуман Альбом для юношества

        Веселый крестьянин

5.Педагогический репертуар ДМШ Пьесы для фортепиано выпуск 2 5 класс 1969г.

  1. Ж.Б. Рамо   Менуэт
  2. Л. Бетховен Багатель соч 119 № 9

6.Д. Кабалевский Избранные пьесы 1991г.

  1. Медленный вальс
  2. Новелетта
  3. Токкатина
  4. Марш
  5. Драматический отрывок
  6. Рондо-песня
  7. Рондо-марш

7. В.А. Моцарт Детские сочинения

  1. Менуэт № 5,14
  2. Рондо № 21

8. Сборник пьес для фортепиано 3-4 классы, вып.1, Ростов – на -Дону:

  1. М.Парцхаладзе «Спящий крокодил»
  2. С.Кайдан-Демкин «Кукольный вальс»
  3. С.Франк «Пьеса»
  4. Ю.Козулин «Ослик»
  5. А.Маргусте «Кусочек орехового шоколада»

Крупная форма

1.  Советские композиторы детям тетрадь 2 редакция Натансона 1961г.

  1. Э.Глиэр Рондо
  2. Д.Кабалевский Рондо-Токката, Соната ля минор

2.  Хрестоматия педагогического репертуара том 3 ред. Любомудрова, Сорокин

  1. Д.Чимароза Соната соль минор Том 4                
  2. Д.Кабалевский Вариации на тему словацкой песни
  3. Л.Бетховен Соната   1, 2 части
  4. К.Вебер Сонатина       часть 1
  5. Й.Гайдн Соната № 42 2 и 3 части
  6. Я.Дуссек Сонатина соль-мажор
  7. В.Моцарт Сонатина № 4 си бемоль-мажор
  8. В.Моцарт Сонатина    №5 фа-мажор
  9. Ф.Кулау Сонатины соч. 55 №1 до-мажор, соч. 55 № 4до-мажор

                Ансамбли

1.Музыка для детей выпуск 3

  1. С. Рахманинов Романс
  2. А. Эшпай Скорбная песня
  3. И. Стравинский Галоп
  4. П. Чайковский Как на зорьке, Не бушуйте ветры буйные

2. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки 1989г. на выбор

3.Играем вдвоем ансамбли в 4 руки составитель Борзенков 1990г.

4.Ю.Тулузаков «Популярные мелодии прошлых лет», перелож.для ф-но в 4 руки, Тольятти 1999 г.

6-й год обучения

Этюды

1. Избранные этюды для фортепиано 1994 г. № 68-73

2. «Юному музыканту-пианисту» Хрестоматия для уч-ся ДМШ, сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова, Ростов – на –Дону, Феник, 2006 г.:

  1. Ф.Бургмюллер Этюд соч.100, №21
  2. Ф.Лекуппе соч.24, №14 Этюд
  3. Л.Шитте Этюд соч. 68 №9
  4. С.Геллер Этюд соч. 47 №3
  5. С.Геллер Этюд соч. 45 №2

Полифония

1.«Полифонический альбом Д.Циполли» Избранные произведения для фортепиано, Классика ХХI , 2001 г.:

           Девять фугетт

2.Полифоническая азбука, М., 2005, состав. Т.И.Воробьева:

  1. И.Пахельбель Фугетта
  2. И.Н. Гуммель Анданте, Три легкие пьесы
  3. Ф.Куперен Фанфары
  4. А.Корелли Сарабанда

3.«Старинная музыка для маленьких пианистов»,  Классика ХХI , 2001 г.:

  1. Ф.В. Марнург Аллегретто
  2. Л.Куперен Вольта
  3. Ж.Б. Лейе Ария
  4. Л.К.Дакен Мелодичное рондо
  5. Б.Пасквини Ария

Пьесы

1.С.Баневич «По сказкам Г.Х.Андерсена» Альбом для ф-но:

  1. Крыса
  2. Северная полька
  3. Кай и Герда

2.Сборник пьес для фортепиано вып. 1 Ростов-на –Дону 2004 г.:

  1. А.Скултэ Ариетта
  2. А.Пылдмяэ Простая песня, Прогулка медвежонка
  3. Я.Ваньгал Трогательная пьеса
  4. М.Парцхаладзе Пальмы Африки, Вальс, Грустный напев, Ожидание

3.«Юному музыканту-пианисту» Хрестоматия для ДМШ, сот.Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.:

  1. М.Жербин Полька
  2. М.Чулаки Веселая прогулка
  3. Б.Дварионас Вальс
  4. Р.Глиэр Мазурка соч.43.№3
  5. А.Гречанинов Валь соч.158, №4
  6. Э.Мелартин пастораль, соч. 23 №6
  7. В.Ф.Бах Весна

Крупная форма

1. Сборник пьес для фортепиано, вып.1, Ростов-на-Дону, 2004:

      Я.Ваньгал Аллегретто Соль мажор

2. Вариации и ансамбли, ып.1, 5-7 классы, сост. С.А.Барсукова

3. «Юному музыканту-пианисту» Хрестоматия для ДМШ, сост.Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г.:

  1. И.А.Бенда Соната
  2. А.Андре Сонатина соч.34 №2
  3. А.Диабелли Сонатина соч.168 №2
  4. Ф.Кулау Вариации на швейцарскую тему
  5. Ф.Шпиндлер Сонатина соч.157 №3
  6. Ф.Шпиндлер Сонатина соч. 157 №4

Ансамбли

1.Ю.Тулузаков «Популярные мелодии прошлых лет»

Музыка из телевизора

3.Х.Миддоками «Фортепианные ансамбли», сост.Е.Юмаев, С-П, 2003 г.:

  1. Старый, добрый лунный свет
  2. Мои розы

4.«Музицируем вдвоем» Альбом переложений для фортепиано в 4 руки:

  1. Ф.Шуберт Серенада
  2. И.Штраус Анна-полька
  3. Э.Григ Норвежский танец

7-й год обучения

Этюды

1.Сборник ф-ных пьес, этюдов и ансамблей, часть III, сост.С.Ляховицкая:

  1. С.Геллер Этюд
  2. В.Вольф Этюд
  3. М.Клементи Этюд
  4. И.Беркович Этюд
  5. В.Тигранян Этюд
  6. К.Черни Этюд

Полифония

1.Д.Циполли «Избранные произведения для фортепиано» Классика ХХI , 2001 г :

  1. Пять прелюдий и фугетт
  2. Сюита соль минор
  3. Прелюдия из сюиты си минор

2. «Полифоническая азбука» М., Современная музыка, 2005 г. сост.Т.И.Воробьева:

  1. Ж.Марэ Романс
  2. Г.Бём Прелюдия
  3. Х.К.Сейкас Три менуэта, Токката
  4. К.М.Вебер Шесть маленьких фуг
  5. Л.Бетховен Немецкий танец

3. «Альбом советской детской музыки», том IV, сост А.Бакулова и К.Сорокина:

      Н.Мясковский соч.78 №3 Три пьесы

Пьесы

1. С.Баневич «По сказкам Г.Х.Андерсена» Альбом для фортепиано:

  1. Солдатик и балерина
  2. Песня соловья
  3. Северное сияние

2. «Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 5-7 классы». Вып.1, сост. С.А.Барсукова, Ростов-на-Дону 2003 г.:

  1. А.Дютийе Почтение Баху
  2. Ж.Орик Вальс
  3. В.Купревич В пещерах Гарца ор.150 №10

3. «Альбом ученика-пианиста» Хрестоматия. Учебно-методическое пособие, сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова, Ростов-на-Дону «Феникс» , 2005 г:

  1. Ж.Дювернуа Болеро
  2. Д.Соловьев Грустная песенка
  3. Г.Вагнер Полька
  4. А.Жилинский Осенью
  5. В.Коровицин Две пьесы из сюиты «Старинная сказка»
  6. О.Гайрос Фантастическая пьеса

Крупная форма

1. «Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 5-7 классы». Вып.1, сост. С.А.Барсукова, Ростов-на-Дону 2003 г.:

  1. Ф.Родригес Рондо
  2. К.Сейкас Сонатина
  3. А.Жилинскис Сонатина

2. «Альбом ученика-пианиста» Хрестоматия. Учебно-методическое пособие, сост. Г.Г.Цыганова и И.С.Королькова, Ростов-на-Дону «Феникс» , 2005 г:

  1. А.Лавиньяк Сонатина I часть, соч. 23, №2
  2. К.Гурлит Сонатина соч.54
  3. А.Диабелли I часть соч. 168, №2
  4. В.Моцарт Сонатина (Рондо)
  5. Я.Л.Дуссек Сонатина соч.20, №2
  6. М.Раухверг Вариации на датскую тему

Ансамбли

1. «Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 5-7 классы». Вып.1, сост. С.А.Барсукова, Ростов-на-Дону 2003 г.:

Г.Фрид «Театральный вальс»

2. Х.Мидзоками «Фортепианные ансамбли», сост Е.Юмаева, С-П., 2003 г.:

  1. Комедия Хок-Чейз
  2. Бедный мальчик на французском королевском троне
  3. Между поэтом и розой

3. «Музицируем вдвоем»  Альбом переложений для фортепиано в 4 руки, ИТЛ, 1994:

К.Хачатурян 3 пьесы из балета «Чиполлино»

4. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, часть III, сост. С.Ляховицка, 4-е издание, 1965 :

И.С.Бах Менуэт и шутка из 2-й оркестровой сюиты

М.Глинка Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»

Н.Римский-Корсаков Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»

Р.Глиэр Хоровод из балета «Медный всадник»

8-й год обучения

Полифонические произведения:

Г.Гендель «Сюита №3», «Прелюдия», «Аллеманда», «Куранта»

И.С.Бах «Фуга» до-мажор

И.С.Бах «Канон» соль-мажор

И.С.Бах «Прелюдия» до-минор

И.С.Бах «Сарабанда» фа-минор

И.С.Бах «Пастораль» до-минор

Д.Циполи «Сюита» до-мажор, «Прелюдия», «Аллеманда», «Сарабанда», «Гавот»

Произведения крупной формы:

М.Клементи «Сонатина» соль-мажор

В.Моцарт «Соната» до-мажор

Л.Бетховен  «Соната» соль-мажор 2 часть

Ф.Кулау «Сонатины» фа-мажор 2 часть, си-бемоль-мажор 3 часть

И.Беркович «Вариации» ля-минор

А.Диабелли «Сонатина» фа-мажор

Д.Скарлатти «Соната» до-мажор

Пьесы:

П.Чайковский «Сладкая греза»

Р.Шуман «Маленький романс», «Народная песня» сочинение 68

А.Гречанинов «Пастели», «Осенняя песенка»

Э.Григ «Вальс», «Песнь Родины», «Народный напев» сочинение 12

Р.Глиэр «В полях», «Русская песня» сочинение 34

Д.Кабалевский «Токкатина» сочинение 27

Д.Кабалевский «Новелетта» сочинение 39 № 22

Я.Сибелиус «Колыбельная»

Ц.Кюи «Аллегретто»

А.Гедике «Прелюдия»

Дж.Керн «Дым»

Ф.Уоллер «Память»

Этюды:

С.Геллер «Этюд» сочинение 45 № 14, 15

А.Гедике «Этюд» сочинение 8 № 47, 60

Л.Лемуан «Этюд» сочинение 37 № 28, 29, 30, 36

К,Черни (ред. Гермер) «Этюд» № 10-12, 15-21, 24-32 из второй тетради

А.Лешгорн «Этюд» сочинение 66 № 6-9, 12, 18

Л.Шитте «Этюд» сочинение 68 № 18, 19

Ансамбли:

А.Бородин «Полька»

Р.Глиэр «Мазурка» сочинение 38

С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»

Д.Шостакович «Прелюдия»

Ф.Шуберт «Экосезы»

Д.Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

И.Стравинский «Танец балерины» из балета «Петрушка»

9-й год обучения

Этюды

Г.Беренс “Этюды” соч.61 (по выбору).

Г.Бертини. “Этюды” соч.29, № 18, соч.32, №№ 18,25.

Ф.Бургмюллер. “Восемнадцать характерных этюдов” соч.100 (по выбору)

С.Геллер.“Избранные этюды для фортепиано”, №№ 25,26,соч.46, № 6, соч.47,№ 21.

П.Лекуппэ “Этюды” соч.22, №№ 16,22,24.

А.Лешгорн. “Этюды” соч.66, №№ 7,12,25,27.

С.Майкапар. “Стакато-прелюдия”, «Токкатина»

К.Черни. (Гермер) “Избранные этюды” тетр.II (по выбору), соч.299, №№ 5,6,10.

Л.Шитте. “Этюды” соч.68, №№ 12,19,21,23.

Полифонические произведения

И.С.Бах. “Двухголосная инвенция” (B-dur), “Трехголосная инвенция” (h-moll), ”Фантазия” до минор

Г.Гендель «Каприччио» соль минор, “Пассакалия,

Д.Кабалевский. “Прелюдия и фуга” (e-moll).

И.Кирнбергер “Жига” (с-moll).

И.Кригер. “Куранта и сарабанда” (e-moll).

С.Майкапар. “Прелюдия и фугета” (e-moll).

И.Маттесон. «Большая фуга»

Н.Мясковский. “В старином стиле”.

Н.Мясковский. “Элегическое настроение”.

И.Пахельбель. “Фуга” № 4 из “Магнификата” (F-dur).

А.Хачатурян “Инвенция” (f-moll).

Крупная форма

Ф.Э.Бах. “Рондо” из сонаты h-moll.

И.Беркович “Вариации на русскую тему” (по выбору).

Бетховен “Легкая соната” (g-moll), соч.49.

Л.Бетховен “Соната” (G-dur), соч.79, ч. I.

Л.Бетховен «Вариации на украинскую тему»

Л.Бетховен «Рондо» ля мажор

Й.Гайдн “Анданте с вариациями”.

Й.Гайдн. “Сонатина” C-dur (вся).

Й.Гайдн «Соната» ля мажор (вся)

Г.Гендель “Соната-фантазия” (C-dur) ч.ч.II и III.

М.Глинка «Вариации на тему «Среди долины»

А.Гречанинов «Сонатина» фа мажор 1 часть

М.Клементи “Сонаты” (по выбору).

Ф.Кулау “Сонатины” (по выбору).

Д.Скарлатти  «Соната» ля минор

Д.Чимароза. “Сонаты” (по выбору).

Пьесы

А.Бородин “Грезы”, “Ноктюрн”.

И.Витоль “Колыбельная песня”.

В.Гаврилин. «3 танца»

А.Гедике “Прелюдия” соч.9.

М.Глинка “Разлука”.

Р.Глиэр. “Прелюдия” (Des-dur).

Р.Глиэр “Экспромт для одной левой руки”. “Эскизы” соч.47.

Э.Григ “Кобольд”, “Халинг”.

Л.Гурилев “2 прелюдии”. “Полька-мазурка”.

К.Дакен “Кукушка”.

А.Даргомыжский “Меланхолический вальс”.

А.Дворжак “Юмореска”.

Д.Кабалевский “Прелюдии»

Ц.Кюи “Испанские марионетки”.

М.Лысенко «Грустный напев», «Элегия»

А.Лядов “Прелюдия” (a-moll).

А.Лядов «Прелюдия» соч. 31 № 2, соч. 33 № 1

С.Майкапар. “Лирические пьесы” (по выбору).

С.Прокофьев. “Гавот”.

И.Шамо. “Юмореска”.

  1. Методическая литература для педагогов:
  1. Абилев Ю.В. Настольная книга учителя музыки. М., 2000
  2. Алексеев А. Педагог творческого поиска. Сов. Музыка , 1981 № 3
  3. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано 3-е изд. М., 1978
  4. Гофман И. Фортепианная игра; ответы на вопросы о фортепианной игре.
  5. Баренбом Л. Путь к музыцированиюЛ.-М.1973
  6. Дмитриева Н.Г. и Червоиваненко Н.М. « Методика  музыкального воспитания в школе» М. 2000
  7. Коган Г. Работа пианиста М., 1972
  8. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом М., 1988
  9. Любомудрова Н. Методика обучения игре на  фортепиано М., 1982
  10. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1967
  11. Нейгуаз Об искуссве фортепианной игры  5-е изд. М., 1987
  12. Программно-методические материалы Мин. Образования РФ М., 2001
  13. Ролан Р. Музыка наших  дней М.1988
  14. Смирнова Т. Беседы о  музыкальной педагогике и о многом  другом  М.1997
  15. Фейгин  М.Индивидуальность ученика и искусство педагога М., 1975
  16. Фейнбеог С. Пианизм как искусство .М., 1965
  17. Цыпин Г. Музыкант и его работа М., 1988
  18. Шапов А. Некоторые вопросы  фортепианной  техники М., 1968
  19. Н.А.Бергер Современная концепция и методика обучения музыке г. Санк-Петербург 2004г.
  20. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или, я - детский педагог. С.-П., 1996
  21. Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. М.: Владос, 2001

3. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой  М., 1985
  3. Баренбойм Л. Путь к музицированиюЛ.-М.1973
  4. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  6. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  7. Финкельштейн Э.И.  Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

 8.  Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский      педагог». – СПб.Союз художников, 2002.

4. Дидактический материал

  1. Подборка материалов периодической печати как средство получения музыкальной информации.
  2. Комплекты музыкальных игровых пособий: «Музыкальная доска»
  3. Домогацкая И. Музыкальная азбука с наглядным материалом.
  4. Аудио и видео пособия с записью фортепианной музыки
  5. Краткий словарь музыкальных терминов.

 6.Дидактическое пособие для обучающихся «Ритмические игры» (лото, кроссворды и т.д.) Автор: Гакал Н.В.

7.Учебно-практическое пособие «Наглядный материал для работы с начинающими. Музыкальные загадки,ребусы». Автор: Широкова Т.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (балалайка)

Программа учебного предмета Специальность (балалайка) – далее «программа»,   является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусств...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль        ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» "Специальность и чтение с листа"

Программа учебного предмета  «Специальность и чтение с листа»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано"

Представленная программа содержит все необходимые структурные элементы:пояснительную записку;содержание учебного процесса;требование к уровню подготовки учащихся;формы и методы контроля;систему оценок...