Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль
рабочая программа на тему

Ребреш Ольга Анатольевна

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль

                        

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  В  ОБЛАСТИ

    МУЗЫКАЛЬНОГО  ИСКУССТВА

                               «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ»

                       

Предметная   область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02.  АНСАМБЛЬ

                                     

Нижневартовск  2012 год

              «Одобрено»                                                                  «Утверждаю»

        Методическим советом                                            Директор МАОУДОД

                                                                                          «ДШИ №2»  – Горина   Н.В.                                                                                                      

      МАОУДОД «ДШИ №2»                                                    

                                                                                               ______________________

       дата  рассмотрения                                                                   (подпись)

                                                                                                  дата утверждения                                  

 

   Разработчик   –    преподаватель по классу скрипки  высшей                                                                                                                                                  квалификационной   категории МАОУДОД «ДШИ №2» г.Нижневартовска, солист камерного ансамля МУ «ДИ»

      Ребреш Ольга Анатольевна

Рецензент –  преподаватель по классу скрипки высшей                                                                                                                                                                 квалификационной   категории Сургутского музыкального  колледжа, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры    

 Галяга Елена Дмитриевна

      Рецензент  –  преподаватель по классу  виолончели  высшей                                                                                                                                                      квалификационной   категории  МАОУДОД «ДШИ №2» г.Нижневартовска, солист камерного ансамля МУ «ДИ»

                             Дубовская Лариса Владимировна

     

 Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • срок реализации учебного предмета;
  • объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • цель и задачи учебного предмета;
  • обоснование структуры программы учебного предмета;
  • методы обучения;
  • описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  • сведения о затратах учебного времени;
  • годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;                                                          - критерии оценки;                                                                                                     - контрольные требования на разных этапах обучения;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса                                        - методические рекомендации педагогическим работникам;                                - рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  2. Списки рекомендуемой  нотной и методической литературы  

                                                                                                                 

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» по виду инструмента «скрипка», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнно-смычковые инструменты» - ансамбль.

 Учебный предмет «Ансамбль» направлен на приобретение и совершенствование детьми знаний, умений и навыков совместного исполнения, музыкально-художественному развитию музыканта - инструменталиста, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося. В классе ансамбля ребята знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, повышают качество  своей профессиональной подготовки. И независимо от музыкальной подготовки, каждый обучающийся 2 – 8(9) классов может участвовать в ансамбле благодаря методически верному подбору репертуара: более сильные обучающиеся могут исполнять сложные партии в ансамбле, менее подготовленные  -  простые партии.

  В общей системе  профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю скрипачей,  камерному ансамблю, смешенному составу ансамблей, квартеты, трио, дуэты и тд., оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. И очень важно сохранить исполнительские традиции,  необходимо способствовать  дальнейшему развитию самодеятельного и профессионального коллективного творчества в ансамблях.

 Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.  

Успешный опыт ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

Данная программа разработана для ансамбля скрипачей.

     

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

 Срок реализации данной программы составляет шесть лет для обучающихся   со 2  по 8 классы. Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения

8 - летнее

9-ый год

Максимальная учебная нагрузка ( в том числе часы вариативной части )

412,5+66

132

Аудиторные занятия (в том числе часы вариативной части )

165+ 66

66

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу),в том числе часы вариативной части

247,5+165

66

Недельная аудиторная нагрузка (всего в часах)

     1

  2

Консультации (всего в часах)

 8 (по 2 в год)

  4

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий :  мелкогрупповая

 (от 2 до 15 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 5. Цель и задачи учебного предмета

    Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе

      приобретенных им знаний,  умений и навыков в области ансамблевого

      исполнительства.

    Задачи:

   •  стимулирование  развития  эмоциональности,  памяти, мышления,

       воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

   •  формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

      необходимых для ансамблевого музицирования;

   • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с мировым                       ансамблевым  репертуаром,  а также с выдающимися исполнениями;

   •  решение коммуникативных задач  (совместное творчество обучающихся

      разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться

      в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

   •  развитие чувства ансамбля  (чувства партнерства при игре в ансамбле),

      артистизма и музыкальности;

   •  обучение навыкам самостоятельной работы, самоконтроля, а также навыкам   чтения нот с  листа в ансамбле;

   •  приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

      публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

   •  формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального

      исполнительского  мастерства инструменталиста-скрипача  ансамблиста.

 

     Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом

«Специальность», а  также  со  всеми  предметами  дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Струнно-смычковые инструменты".

    Занятия в ансамбле это накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

      Программа содержит следующие разделы:

     - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

       учебного предмета;

     - распределение учебного материала по годам обучения;

     - описание дидактических единиц учебного предмета;

     - требования к уровню подготовки обучающихся;

     - формы и методы контроля, система оценок;

     - методическое обеспечение учебного процесса.

     В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание  учебного предмета».

     

 7. Методы обучения

    Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

    • возраста обучающихся;

    • их индивидуальных способностей;

    • от состава ансамбля (инструментов);

    • от количества участников ансамбля.

    Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный  (объяснение,  разбор, анализ и сравнение музыкального

 материала всех партий);

  • наглядно - слуховой (показ, наблюдение, демонстрация  приемов);
  • практический (проработка отдельных частей произведения для                                   последующей организации исполнительских приёмов целого произведения);
  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

  •  индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

  • частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатления).

      Предложенные методы работы с ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.

8. Материально-технических условий реализации учебного предмета

  Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

      Учебные аудитории для занятий по учебному предмету  "Ансамбль"

должны иметь площадь помещения не менее 12 кв.м., звукоизоляцию,  наличие фортепиано или рояля, пюпитров. Нотную литературу с достаточно обширным репертуаром,  наличие скрипок  и смычков  различных размеров: 2/4; 3/4; 4/4.

  В образовательном учреждении должны быть созданы условия, для содержания, своевременного  обслуживания  и  ремонта  музыкальных инструментов.

   II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного, на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную  самостоятельную  нагрузку обучающихся, консультации и аудиторные занятия:

 

                                               Распределение по годам

     классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

-

33

  33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия

(в неделю)

-

1

1

1

1

1

1

1

2

Консультации

(часов в неделю)

-

-

-

-

2

2

2

2

2

     

  Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к зачётам, экзаменам, творческим конкурсам, и различным концертным мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.

  Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, но не менее 1- 1,5 часов в неделю.

 Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:

      - выполнение домашнего задания;

      - подготовка к концертным выступлениям;  

      - посещение учреждений культуры: филармоний, театров, концертных

        залов и др.;

      - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-              просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

      Учебный материал распределяется по годам обучения и имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный, для освоения учебного материала.

 2. Требования по годам обучения 

       В ансамблевой игре так же,  как и в сольном исполнительстве,  необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания,  умения владения инструментом,  навыки совместной игры,  такие  как:

      •  комплекс умений и навыков в области коллективного творчества  - ансамблевого исполнительства,  позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла, обусловленных  художественным  содержанием  и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

      • научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий, умение быстро реагировать  на  малейшие  изменения темпа, ритма, динамики и  тембра, аппликатуры, а также на  управляющие  процессом  исполнения  жесты  концертмейстера,  дирижёра, руководителя; уметь  аккомпанировать  солистам;

      • развивать музыкальный вкус, коллективную творческую и  исполнительскую дисциплину; навыки культуры сценического поведения; быть  активным  пропагандистом  музыкального  искусства  в  обществе, используя форму  публичных  выступлений.

      Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую

направленность и индивидуальный подход к каждому ученику.  Содержание

учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического

развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,

умений и навыков.        

1 год обучения  

      Формировать навык слухового контроля отдельных исполняемых партий, а также восприятия всей музыкальной ткани звучания ансамбля и аккомпанемента в целом. Развивать музыкальную память, звуковысотную интонацию, метроритм, качество исполнения основных штрихов. Закреплять и применять на практике навыки и знания,  полученные  в  инструментальных  классах. Формировать навык чтения нот с листа, подбора по слуху, выразительного исполнения, эмоциональности. Развивать музыкальный вкус, коллективную  творческую  и  исполнительскую дисциплину. Формировать навыки  культуры  сценического  поведения.

  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения: популярные детские произведения, народные песни и танцы, произведения несложного классического репертуара.

Партии подбираются по уровню подготовки обучающихся.

За год ученики должны пройти  2-4  произведения для ансамбля (приложение №1). В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из  1-2  произведений.  Зачетом может считаться публичное выступление на классном вечере, концерте или участие в конкурсе.

2 год обучения

   Продолжение работы над закреплением навыков ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, метроритмом. Закреплять и применять на практике навыки и знания,  полученные  в  инструментальных  классах, развивать  музыкальный  вкус, художественное инструментальное  мышление. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста, умение слушать мелодическую линию произведения, выразительно её фразировать; грамотно и чутко исполнять свою партию и слушать партнеров; совместно работать над динамикой произведения, фразировкой, интонацией, ритмической стороной, штрихами, выразительностью звукоизвлечения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

       Формировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, выразительного исполнения, развивать музыкальный вкус, эмоциональность, коллективную  творческую  и  исполнительскую дисциплину. Приобретать навыки  культуры  сценического поведения. В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения разного жанра, стиля и характера (приложение №1).

3 год обучения

      Продолжение работы над закреплением навыков ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, метроритмом. Закреплять и применять на практике навыки и знания,  полученные  в  инструментальных  классах, развивать  музыкальный  вкус, художественное инструментальное  мышление. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста, умение слушать мелодическую линию произведения, выразительно её фразировать; грамотно и чутко исполнять свою партию и слушать партнеров; совместно работать над динамикой произведения, фразировкой, интонацией, ритмической стороной, штрихами, выразительностью звукоизвлечения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения. Закреплять навыки  чтения нот с листа, подбора  по  слуху.

 В основе репертуара – произведения классического репертуара, популярные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые обработки.

      В течение учебного года следует пройти 3-6 произведений разного жанра, стиля и характера (приложение №1).

4 год обучения  

Продолжение работы над закреплением навыков ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, звукоизвлечения, метроритма, качественное исполнение различных штрихов, динамических указаний, аппликатуры. Умение слушать музыку, исполняемую  ансамблем  в  целом  и  отдельные  голоса  партий  произведения в  мелодическом  и  гармоническом  соотношениях. Ориентироваться  в  звучании  темы, сопровождения, подголосков и т.д. Уверенно знать  свою  партию  и  грамотно  исполнять  нотный  текст  в  соответствии  с  художественной  трактовкой  произведения  в  целом.

     В основе репертуара – произведения классического репертуара  современной музыки, популярные эстрадные  произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.

 В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений  разного жанра, стиля и характера (приложение №1).

5 год обучения  

     Развитие образного мышления, эмоционального  восприятия, развитие музыкальной памяти, мелодического и гармонического слуха, творческих навыков; самостоятельности  в  работе  и расширению  системы  знаний. Умение слушать музыку, исполняемую  ансамблем  в  целом  и  отдельные  голоса  партий  произведения в  мелодическом  и  гармоническом  соотношениях.      Ориентироваться  в  звучании  темы, сопровождения, подголосков и т.д.

Уверенно знать  свою  партию  и  грамотно  исполнять  нотный  текст  в  соответствии  с  художественной  трактовкой  произведения  в  целом. Закреплять навыки  чтения нот с листа, подбора  по  слуху.

     В основе репертуара – произведения классического репертуара, современной музыки, популярные эстрадные произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.

 В течение учебного года  следует пройти 4-6 произведений  разного жанра, стиля и характера (приложение №1).

6 год обучения

    Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, звукоизвлечения, метроритма, качественное исполнение различных штрихов. Умение слушать музыку, исполняемую  ансамблем  в  целом  и  отдельные  голоса  партий  произведения в  мелодическом  и  гармоническом  соотношениях. Ориентироваться  в  звучании  темы, сопровождения, подголосков и т.д. Уверенно знать  свою  партию  и  грамотно  исполнять  нотный  текст  в  соответствии  с  художественной  трактовкой  произведения  в  целом.

     В основе репертуара – произведения классического репертуара, композиторов   романтизма, русской музыки 19 века, современной музыки, популярные эстрадные  произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, лёгкие джазовые инструментальные обработки.

 В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений  разного жанра, стиля и характера (приложение №1).

7 год обучения

     Усложнение репертуара. Работа над качеством интонирования, звукоизвлечения, метроритма, качественное исполнение различных штрихов. Умение слушать музыку, исполняемую  ансамблем  в  целом  и  отдельные  голоса  партий  произведения в  мелодическом  и  гармоническом  соотношениях. Ориентироваться  в  звучании  темы, сопровождения, подголосков и т.д. Уверенно знать  свою  партию  и  грамотно  исполнять  нотный  текст  в  соответствии  с  художественной  трактовкой  произведения  в  целом.

     В основе репертуара – произведения классического репертуара, эпохи барокко, композиторов венской классики, романтизма, русской музыки 19 века, современной музыки, популярные эстрадные  произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.

 В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений  разного жанра, стиля и характера (приложение №1).

8 год обучения

Уверенно знать  свою  партию  и  грамотно  исполнять  нотный  текст  в  соответствии  с  художественной  трактовкой  произведения  в  целом. Самостоятельно  разучивать и грамотно, выразительно, технически  свободно  исполнять  на  инструменте  произведения; иметь  навыки  чтения нот с листа, подбора  по  слуху. Сформировать высокие эстетические представления и вкусы, любовь к музыкальному  творчеству, воспитать исполнительскую волю и дисциплину,  умение выступать на публике.

В основе репертуара – произведения классического репертуара эпохи барокко, сочинения композиторов  венской классики, романтизма, русской музыки 19 века, современной музыки, популярные эстрадные  произведения, народные песенные и танцевальные мелодии, произведения русских и зарубежных композиторов, лёгкие джазовые инструментальные обработки.

В течение учебного года следует пройти 4-6 произведений  разного жанра, стиля и характера (приложение №1).

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

      Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы  учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких как:

      • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, ансамблевому музыкальному исполнительству, совместному музицированию;

      • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

      • знание ансамблевого репертуара, исполнителей;

      • знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

      •знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов: струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей; знание различных ансамблевых составов;

      • знание профессиональной терминологии;

      • наличие умений по чтению нот с листа и подбору по слуху музыкальных произведений;

      • навыки по воспитанию совместного чувства ритма;

      • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом

музицировании;

      • наличие творческой инициативы,  сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

      • наличие  навыков репетиционно-концертной работы  в  качестве

ансамблиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

  Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:

  • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
  • время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся  оценки в первом и втором полугодии.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Формами промежуточной аттестации является зачет. Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачетах.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».

Итоговая аттестация - зачет в выпускном классе 8(9).

В целях комплексной проверки развития выпускников по предмету «Ансамбль» проводится зачет,  на котором ученик должен:

  • прочитать  с листа  партию предложенного произведения (пьесы из средних классов обучения);
  • исполнить  2 – 3  разнохарактерных произведения в разных составах, например, в дуэте с преподавателем, трио или квартет и т.д.

 2. Критерии оценок

      Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

  По  итогам  исполнения  программы  на  зачете,   академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибальной шкале:

Оценка  

            Критерии оценивания выступления            

5 («отлично»)                        

Оценка  отражает  грамотное  исполнение  с технически  качественное и художественно осмысленное  исполнение,      отвечающее  всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)                        

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами  (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3(«удовлетворительно»)      

Оценка отражает исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, мало художественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата ит.д.

2(«неудовлетворительно»)  

Оценка отражает комплекс серьезных недостатков,    невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также  плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)            

Оценка отражает уровень подготовки и исполнения на определённом этапе обучения

                                       

       Согласно ФГТ,   данная система оценки качества исполнения является

основной.  В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного

заведенияисучетомцелесообразностиоценкакачестваисполненияможетбыть

дополнена системой «+»  и «-»,  что даст возможность более конкретно и точно

оценить выступление учащегося.

       Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретенных выпускниками знаний,      умений и навыков,    а также степень

готовности  учащихся  к  возможному  продолжению  профессионального

образования в области музыкального искусства.

     V. Методическое обеспечение учебного процесса

      1.Методические рекомендации педагогическим работникам

     В  классе  ансамбля    обучающиеся  знакомятся  с  лучшими  образцами  классической  и  современной  музыки, расширяют  свой  кругозор, приобретают  навыки  совместного  исполнения,  необходимые  им  впоследствии  для  участия  в  профессиональных и любительских  музыкальных  коллективах,  а  также  для  дальнейших  занятий  в  классах  ансамбля и  оркестра  музыкальных  училищ и других  специальных  учебных  заведений.

   Ансамбль является одним из важнейших  видов коллективного  музицирования. Для некоторых обучающихся,  средних способностей – это  нередко единственная  возможность для концертного публичного выступления. Учитывая  разновозрастные  особенности состава ансамбля обучающихся,  формируются  различные  формы   обучения,   нацеливающие   на  выполнение  определённых задач, повышающих интерес к учёбе. На первом этапе проводится  диагностика  на  выявление  музыкальных  способностей  обучающихся,  определяется  исполняемая  партия для  игры  в ансамбле. В  начале  каждого  полугодия  педагог  составляет  план  работы  класса  ансамбля  с  тщательным отбором и учётом  конкретных  условий (контингента  учащихся, их умений и  навыков).

      В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам постепенности, последовательности,    доступности и наглядности в освоении

материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к

сложному,    опирается  на  индивидуальные  особенности  каждого ученика.

 Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен прежде всего дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть произведение целиком, или прослушать запись. Затем  рассказать о значении и функции каждой из партий в общей партитуре. На занятиях особое внимание уделять работе над чистой интонацией, ровностью и характером звучания, динамическим соотношением голосов, над ритмической дисциплиной, единством штрихов и аппликатуры и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения. Знакомить обучающихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.

     Репертуар в классе ансамбля должен включать в себя разнохарактерные произведения: виртуозные и кантилену, для младших классов - знакомые им детские песенки, мелодии; обработки народных мелодий, песен; произведения русских и зарубежных авторов; наилучшие образцы классического музыкального наследия и наиболее известные и популярные современные произведения, джазовые обработки. Для чтения нот с листа могут быть предложены те же произведения, которые будут изучаться на уроке ансамбля, или более лёгкие партии из других групп.

     Читка с листа подразумевает под собой: исполнение отрывка, музыкального периода или небольшой  части пьески. Верно исполненными: метроритмом, чисто интонационно (в звуковысотном соотношении), штрихами, аппликатурой, и в какой-то мере характером произведения.

  Целесообразно продуманный подбор музыкальных произведений для разновозрастного состава ансамбля является одним из решающих факторов успешного музыкально — эстетического развития обучающихся.

  Преемственность репертуара от младших ансамблей к старшим даёт возможность творческому общению всех учеников класса, стимулирует интерес младших к исполнению более сложной программы старшего состава. Также единый репертуар даёт возможность всем ученикам класса играть вместе в любом составе: дуэтами, трио, небольшими группами и, наконец, объединяться в большой ансамбль.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

    Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, аппликатуру, ритм, динамику, штрихи, но и на все авторские указания и замечания преподавателя, после чего следует переходить к репетициям с партнёрами по ансамблю. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения грамотного, выразительного исполнения. Работать над точностью интонации, аппликатуры, метроритмической организацией, исполнительским мастерством штрихов, динамики, характером и выразительными средствами.  

  1. Списки  рекомендуемой  методической и нотной литературы:  

Список  методической  литературы:

1. Гинзбург Л., Григорьев В. История  скрипичного  искусства М. 1990.

2. Берлянчик М. Основы  воспитания  начинающего  музыканта С-П. 2000.

3. Меламед П.,Мурзина Е. Воспитание и  обучение в ДМШ: скрипка,                                                 виолончель.М. 1989.

4. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман – исполнитель и педагог Л.1984.

5. Натансон Б., Рощина Л. Вопросы  музыкальной  педагогики М. вып.5. 1984.

6. Руденко В. Вопросы  музыкальной педагогики М. вып.7 1986.

7. Сборник научно-методических работ  преподавателей ДШИ и ДМШ  Ханты-  Мансийск 2002.

8. Гинзбург М.И., Кац ЗГ. Токарева  Л.М., Кифер М.  Программа  по классу  скрипки и альта  М. 1989.

9.В.Б. Григорьев Методика обучения игре на скрипке М. 2006. Классика- XXI

10. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе.  М. 2006. Классика- XXI

Приложение № 1

Рекомендуемый список сборников произведений:

  В каждом разделе под рубрикой “а” приводится перечень сборников, в которых содержатся пьесы, рекомендованные в списке произведений и обозначенном рубрикой “б”.

  Перечень сборников каждого из разделов программы (рубрика “а”) составлен в хронологическом порядке их выхода в свет и, как правило, содержит издания, опубликованные начиная с 1941 года.

Для удобства работы с программой все сборники снабжены порядковыми номерами, на которые даются ссылки в списках рекомендованных произведений (рубрика “б”).

   В списках рекомендованных произведений дается перечень произведений русских, советских и западных композиторов, причем каждая из них характеризуется определенной степенью трудности.

  В разделе I  художественный материал разделен на три, а в разделах II и III  – на две степени трудности.

  В рубрике “б” каждого из четырёх разделов римской цифрой обозначена степень трудности пьесы, а арабской – порядковый номер сборника, из которого данная пьеса рекомендована в перечне сборников (рубрика “а”).

а) Список изданий

  1. Плейель И. Соч. 8. Дуэты для скрипок без фортепиано. М., 1933
  2. Мазас Ф. Соч. 38. Маленькие дуэты для двух скрипок. 1 тетр. Шесть дуэтов. М., 1941
  3. Комаровский А. Дуэты для двух скрипок, 1 тетр. 10 дуэтов М.,  1952
  4. Глиер Р. 12 дуэтов для 2-х скрипок М.,  1962
  5. Нолинский Н. 20 легких дуэтов для 2-х скрипок. М.,  1952
  6. Сборник легких дуэтов для 2-х скрипок. М.,  1955
  7. Комаровский А.  Струнные ансамбли. М.,  1955
  8. Фуги русских композиторов. М.,  1956
  9. Сборник пьес для 2-х скрипок и фортепиано, вып. II. М.,  1958
  10. Библиотека юного скрипача.  ДМШ  V-VII  Кл. Скрипичные ансамбли, вып. II, Н. Раков. Пять пьес. М.,  1960
  11. Луиджини П. Египетский танец для 2-х скрипок с фортепиано. М., 1960
  12. Струнные ансамбли. – Дуэты, трио, квартеты советских композиторов (под редакцией К. Фортунатова), вып. II. М.,  1960
  13. Захарьина  Т. Легкие переложения для 2-х скрипок с фортепиано. М.,  1960
  14. Библиотека юного скрипача. ДМШ  III-V Кл. Серия пьес советских композиторов ( под ред.  К. Фортунарова), вып. I. М.,  1960
  15. Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано (перелож.  А. Готсдинера). М., 1960                                                                                                  
  16. Педагогический репертуар ДМШ. П. Чайковский. Избранные пьесы (младшие классы),   вып. I.  М.,  1961
  17. Педагогический репертуар ДМШ  П. Чайковский. Избранные пьесы (старшие классы),   вып. I. М.,  1961
  18. Библиотека юного скрипача. ДМШ  V-VII Кл. Серия пьес советских композиторов (под ред. К. Фортунатова). Скрипичные ансамбли для 2-х скрипок с фортепиано, вып. V.  М.,  1962
  19. Библиотека юного скрипача. II-IV кл. ДМШ. Дуэты для 2-х скрипок с фортепиано (ред.      К. Фортунатова).  М.,  1962
  20. Педагогический репертуар. А. Маневич. Ансамбли для струнных инструментов (скрипки и виолончели).  М.,  1962                                                                                  
  21. Ансамбли для 2-х скрипок. III-IV кл. ДМШ (ред.-состав. А. Готсдинер), вып. I. Л.,  1963
  22. Пьесы для ансамбля скрипок и фортепиано (сост. и  ред. Т. Захарьиной).  Л., 1964
  23. Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок, вып. II (ред.-сост.  А. Готсдинер).  Л.,  1964
  24. Раков Н. Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано.  М.,  1962
  25. Педагогический репертуар. Шер. Дуэты для 2-х скрипок.  Л.,  1965
  26. Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано для ДМШ (перелож.Т.Захарьиной), тетр. II.Л.                                                                                                                                                    
  27. Педагогический репертуар. Л. Обер. Тамбурин и Ж.Б. Люли. Менуэт (обр. для 3-х скрипок с фортепиано Т. Захарьиной).  Л.,  1965
  28. Педагогический репертуар. Пьесы для 2-х скрипок средних и старших классов ДМШ (ред.-сост. А. Готсдинер), вып.  III.  Л.,  1965
  29. Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля с фортепиано, (перелож.  Д. Лепилова).  М.,  1966
  30. Гнесина Е. Дуэты для маленьких скрипачей (I позиция).  М.,  1966
  31. Педагогический репертуар. Скрипичные дуэты для VI-VII кл. ДМШ (ред.-сост. С.Н. Иванов).  М.,  1967

б) Список рекомендованных произведений

  I. Скрипичные ансамбли (дуэты для 2-х скрипок, для 2-х скрипок в сопровождении фортепиано, скрипичные ансамбли).

 

Композитор

Наименование пьесы

Степень трудности

Номера сборников

 1

2

3

4

Аренский А.

Итальянская песенка

Романс

II

III

26

9

Гедике А.

Заинька

I

6

Глазунов А.

Гавот из балета “Барышня-служанка”

Романеска

Антракт из балета “Раймонда”

III

II

III

18

9

15

Глинка М.

Фуги русских композиторов

Фуга Ля-бемоль мажор

Фуга Ре-мажор

Фуга

II-III

III

III

II-III

8

28

28

23

Гречанинов А.

“Моя лошадка”

Колыбельная

II

I

6

26

Даргомыжский А.

“На зеленой лужайке”

Полька

II

I

13

26

Лядов А.

Колыбельная

Канон

Шуточная

III

II-III

III

6

8

6

Ребиков В.

Вальс

III

9

Римский-

Корсаков Н.

Хороводная из оперы “Снегурочка”

II

19

Рубинштейн А.

Каприс

II

26

Хандошкин И.

Две вариации на народные мотивы

III

28

Чайковский П.

Танец маленьких лебедей из балета

“Лебединое озеро”

Куплеты Трике из оперы        “Евгений Онегин”

Пастораль из оперы          “Пиковая дама”

Танец пастушков из балета “Щелкунчик”

III

II

II

III

9-17

16

16

17

Бакланова Н.

Менуэт

Гавот

II

II

21

21

Белов Г.

Торжественный день

III

22

Блок В.

Хороводная

III

14

Власов В.

Узбекская пляска

Русская протяжная I

II-III

I

21

6-12

Власов В.- Фере В.

Турумтай                        (казахский народный танец)

Вариации на русскую тему

Танец

III

III

II

6

6

6-12

Вольфензон С.

Хоровод

III

22

Глиэр Р.

12 дуэтов для 2-х скрипок

Дуэт Фа мажор

Танец на площади их балета

“Медный всадник”

Вальс из балета                 “Медный всадник”

III

III

III

III

4

28

18

14

Гнесина Е.

Восемь дуэтов и девять пьес в полифоническом стиле

I

30

Голубев Е.

Колыбельная

I

6

Грачев М.

Канон

I

12

Дварионас Б.

Прелюдия

II

6

Евлахов О.

Пионерская пляска

III

22

Жилинский А.

Латышская народная песня

II-III

21

Кабалевский Д.

Старинный танец

Хор из оперы “Мастер из Кламси”

Клоуны

II

III

III

6-22

14

6

Квитко К.

Украинская “Жниварська”

II

21

Комаровский А.

Протяжная

Лук (чешская народная песня)

“Как по морю”  (русская народная песня)

Маки (русская народная песня)

I

I-II

II

II

3

3-12

12

3-12

Комаровский А.

Вариации на тему русской народной песни                           “У ворот гусли вдарили”

Песня дружбы

Зайчик

Напев

У торжественного  костра

“Со вьюном я хожу”

Победная песня

Этюд

“Почему бы мне не петь”

(белорусская народная песня)

“Во дворе дубок” (моравская народная песня)

“Яничек” (чешская народная песня)

Шутка

II

II

II

II

II

II

II

I

I

I

I

I

12

7

7

7

7

7

7

3

3

3

3

3

Компанеец Г.

Украинский танец

Колыбельная

Веселая прогулка

II-III

II

III

21

6-21

21

Комитас

Армянская песня

II

6-12

Косенко В.

Пионерская песня

III

6

Крейн Ю.

Вариации на словацкую тему

III

14

Кривоносов В.

“Старший брат” (чувашская народная песня)

“У старой липы” (чувашская народная песня)

“Наша улица”  (чувашская народная песня)

II

II

II

12

12

12

Котляровский Р.

Сказочка

I-II

22

Литинский Г.

Колыбельная

II-III

21

Магиденко М.

Грустная песня

Украинская песня

Волынка

Кукушка

Камаринская

Игра в догонялки

I

I

I

I

II

II

6

6

6-12

6-12

6

6

Мострас К.

Хоровод

II

21

Мясковский Н.

Две фуги

II-III

8-28

Нагдян С.

Пионерская сюита

III

19

Нолинский Н.

20 легких дуэтов

Дуэт

II

II

5

21

Оганян А.

Фугетта

III

23

Прокофьев С.

Марш

Лебедь (песня из к/ф “Иван Грозный”)

Вальс из оперы “Война и мир”

II

III

III

22

14

29

Пятс Р.

“Дом я строю на пригорке” (эстонская народная песня)

Грустная песенка

Скерцино

II

II

II

12

12

12

Раков Н.

Новелла

Арабеска

Марш

Баркарола

Серенада

III

III

III

III

III

10-24

10-24

10-24

10-24

10-24

Соловьев-Седой В.

Грустная песенка

II

22

Успенский В.

Две пьесы

III

28

Хачатурян А.

Андантино

Танец девушек из балета “Гаянэ”

Колыбельная из балета “Гаянэ”

Танец египетской танцовщицы из балета “Спартак”

II

III

III

III

21

18

29

29

Хренников Т.

Песня девушек из оперы

“В бурю”

Вальс

II

III

19

29

Шебалин В.

Ориенталь (из танцевальной сюиты)

III

14

Шер В.

Утренняя прогулка

Дуэты для скрипки

II

III

22

25

Шостакович Д.

Вальс

Гавот

Романс

“Заря встает”

Марш

III

II

III

II

I-II

14

22

29

22

22

Русские народные песни:

“Ходила младёшенька по борочку”

“Соловьем залетным”

I

II

13

22

Украинские народные песни:

Журавель

Плясовая

I

I

6-12

6-12

Белорусские народные песни и танцы:

“Как родник ключевой”

Тульяк

Танец

I

I

II

13

13

21

Барток Б.

Танец на венгерские народные мотивы

III

21

Бах И.С.

Сарабанда  из  сюиты  си  минор

Канон

Менуэт

Песня

III

II

I

I

28

23

26

6

Бах И.С.(Крейслер)

Гавот

Бурре

Сарабанда

Маэстозо

III
II
II

III

31

6

6

21

Бах В.Ф.

Жалоба

Менуэт

II

II

18

21

Бетховен Л.

Менуэт

Деревенские  танцы

II

I

26

13

Бизе Ж.

Деревянные  лошадки

II-III

18

Блоу Д-Ж.

Менуэт

I

6

Боккерини Л.

Ларгетто

Менуэт

Колыбельная

Полифоническая  пьеса

Хор  охотников

III

II-III

II

III

I-II

28

6-28

9

28

6

Гайдн Й

Соч.99,№1. Рондо

Романс

Соч. 102. Адажио

Соч. 99. Менуэт

Шутка

III

III

III

II

I

28

31

28

23

13

Гендель Г.

Песня  победы

Менуэт

Гавот

Буре

I-II

II

I

II

19

9

26

9

Глюк Х.

Отрывок  из  оперы «Орфей»

Ария

II

II

6

6

Гретри А.

Балетные  сцены

II-III

26

Григ Э.

Веселая  крестьяночка

II

13

Давид Ф.

Этюд ми  минор

III

23

Джеминиани Ф.

Аллегретто

Адажио

III

III

28

23

Корелли А.

Сарабанда

II

15

Моцарт В.

Отрывок  из  оперы  «Волшебная  флейта»

Турецкий  марш

Колокольчик

Менуэт ре  мажор

Соч. 70 Менуэт

Аллегретто

Детская пьеса

Менуэт

Андантино

I

II-III

II

II

III

II

II

II

II

6

28

19

6

23

6

6

6-21

21

Обер Л.

Тамбурин

II

27

Огинский М.

Полонез

III

23

Плейель И.

Соч. 8. Дуэты  для  двух  скрипок

III

II

1

13-21

Рамо Ж.

Тамбурин

II

19

Сметана Б.

Хор  из  оперы  «Проданная  невеста»

Полька

III

I

9

6

Телеман Г.

Менуэт

III

9

Шуберт Ф.

Музыкальный  момент

II

2

Мазас Ф.

Соч. 38. Маленькие  дуэты

II

21

Люлли Ж..

Менуэт

II

9

II. Трио

Глинка М.

Жаворонок

Элегия

II

III

2

5

Чайковский П.

Грустная песня

Осенняя песня

Ноктюрн

II

III

III

5

2

2

Глиэр Р.

Вальс  из  балета «Медный  всадник»

III

4

Караев К.

Танец из  балета «Семь  красавиц»

III

4

Комаровский А.

«Соловьём  залетным» (РНП)

«На зелёном  лугу» (РНП)

II

II

1

               1

Римский-Корсаков

Н.

Каватина Берендея из  оперы «Снегурочка»

III

2

Бетховен Л.

Скерцо из трио, ми-бемоль мажор

III

3

Гайдн Й.

Трио №19 Менуэт, финал

             III

3

III. Квартеты

Аренский А.

Колыбельная

            III

              2

Глазунов А.

Пять пьес для струнного квартета

Пиццикато из балета «Раймонда»

II-III

III

3

5

Глинка М.

Менуэт из квартета ре мажор

Колыбельная

Плясовая

Протяжная

Шуточная

III

III

III

III

III

Отд.из

5

5

5

5

Римский-Корсаков Н.

Интермеццо из оперы «Царская невеста»

II

5

Чайковский П.

Нянина сказка

Сладкая грёза

Мазурка

Старинная французская песня

Русская песня

Зимнее утро

Марш деревянных солдатиков

Шарманщик поёт

Неаполитанская песня

Песенка без слов

II

II

II-III

II

III

II

II

II

II

III

III

2

2

2

            2-12

9

12

12

5

5

5

5

Прокофьев С.

Гавот

Прогулка

Сказочка

III

II

II

2

12

12

Фейгин Л.

Баркарола

II-III

11

Чеканов П.

Канон

РНП «Эх, ухнем»

БНП «Янко»

II

II

II

11

2

2

Бах И.

Фуга

Бурре

Гавот (из третьей сюиты)

Фуга

II-III

II-III

II-III

III

2

7

7

2

Гайдн Й.

Менуэт из квартета №1, №4

II-III

Гендель Г.

Фугетта

Менуэт

Буре

Сарабанда

II

II

II

II

Григ Э.

Вальс

III

7

7

7

2

Моцарт В.

Маленькая серенада, часть 1

Менуэт

Анданте

Венгерский марш

III

III

II

III

2

Шуберт Ф.

Анданте

Лесной царь

III

III

2

2

2

2

Шуман Р.

Игра в горелки

III

2

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа учебного предмета ПО.01УП.01 (домра) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Программа учебного предмета "Трехструнная домра" является частью дополнительной предпрофессиональной программы в облпсти музыкального искусства "Народные инструменты"....

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (балалайка)

Программа учебного предмета Специальность (балалайка) – далее «программа»,   является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусств...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ГИТАРА)»

Структура программы учебного предмета1. Пояснительная записка·        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;·...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...