Методическая разработка на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИ-ТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАНТИЛЕННОГО ПЛАНА В КЛАССЕ ДОМРЫ»
учебно-методический материал на тему

Чурилова Елена Алексеевна

В разработке рассматриваются моменты для работы с произведениями кантиленного плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_churilovoy.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5 им. Д.Д. Шостаковича»

г.Курска

Методическая разработка на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАНТИЛЕННОГО ПЛАНА

В КЛАССЕ ДОМРЫ»

Выполнила: Чурилова Е.А.

г. Курск 2016

Данная тема очень обширна и включает в себя практически весь объем работы над музыкальным произведением.

Независимо от степени одаренности обучающегося и его дальнейшей профессиональной судьбы, станет он музыкантом или нет, одной из главных задач в музыкальной педагогике является воспитание развитой личности с художественным вкусом и творческой инициативой. В связи с этим общение «педагог-ученик» гораздо шире и многообразнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь в ходе работы над музыкальным произведением педагог воспитывает ребенка, раскрывает перед ним художественный смысл исполняемого сочинения, опираясь при этом на стиль композитора, эпоху творческого периода, нередко  - на литературный источник и ассоциации с произведениями из области изобразительного искусства. Учит вкладывать душу в каждую пьесу и создавать своеобразное трио: «автор – исполнитель – слушатель».

С самых первых шагов обучения, наряду с мелодиями различных типов, особое и пристальное внимание педагог уделяет работе над певучими пьесами. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшими в инструментальную музыку из вокального искусства. Мелодии этого типа приобщают к искусству «пения» на инструменте. Они являются лучшим материалом для развития навыков игры «legato».

Кантилена имеет огромное значение в воспитании музыкальной культуры обучающегося. В переводе с итальянского «кантилена» - это пение. А «пение» на инструменте – одна из замечательных традиций русского и мирового музыкального исполнительства. Это понятие органически включает в себя одухотворенность исполнения, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу» (Б. Астафьев «Музыкальная форма как процесс»).

Для широких кругов русского слушателя требование «задушевности», «сердечности» являлось издавна неотъемлемой чертой всякого подлинного художественного пения. В рассказе И. Тургенева «Певцы» мы читаем: «Не одна во поле дороженька пролегала» - пел Яков Турок, и всем сладко стано

вилось и жутко... Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». И далее – о широте дыхания: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и неотразимо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Одна из важнейших задач педагога – научить молодого исполнителя «петь» на инструменте, петь искренне и задушевно, глубоко передавая смысл произведения. Иными словами, стремиться к такой певучести, которая позволяет сохранить в инструментальном исполнении идею вокальности.

Художественный образ музыкального произведения передается целым комплексом средств выразительности. А в кантиленных произведениях музыкальные средства значительно объемнее в мелодико-интонационном и гармоническом отношении. В них обнаруживается многообразие жанровых оттенков, богаче интонационно-образная сфера, ярче выразительность «кульминационных узлов», объемнее линия мелодического развития.

Без работы над качеством звука и поисков его полноценного звучания трудно рассчитывать на выработку хорошей кантилены и главного его качества – певучести. Это требует от обучающегося особенно усидчивой, долгосрочной и упорной работы на инструменте.

На домре основным предметом звукоизвлечения является медиатор, что связано со спецификой инструмента, а именно, относительно высокой силой натяжения струн и его акустическими особенностями (инструмента). Качество медиатора во многом определяет качество звука: ведь медиатор является посредником между пальцами и струнами. Некачественный медиатор – одна из главных причин плохого звука, имеющего неприятные призвуки. Без правильного ощущения медиатора и струны невозможно играть кантилену. При этом необходимо учитывать выбор места извлечения звука на струне, наличие веса руки, глубину погружения медиатора в струну, частоту «тремоло» и слухового контроля.

«Тремоло» является одним из сложных приемов игры кантилены на домре. Это многокрасочная звуковая палитра, при помощи которой ученик передает характер произведения. Известно, что кантилена домристом исполняется в основном приемом «тремоло». Его звучание зависит от многих причин: синхронностью движения рук, его частотой, местом звукоизвлечения на инструменте (домре), качеством инструмента и качеством медиатора. «Тремоло» всегда вызывало большую полемику, начиная от правильности движения руки и заканчивая частотой ударов. По движениям правой руки и характеру звучания тремоло может разделяться на 3 вида:

- «тремоло» кистью дает легкое прозрачное, светлое звучание (при нем – меньшая степень включенности веса руки);

- тремоло совместных движений кисти и предплечья; этот вид тремоло дает большую плотность, густоту и силу звучания;

- комбинированное тремоло достигается самостоятельными движениями кисти и предплечья одновременно; с увеличением амплитуды движения предплечья, активизируется кисть и подключаются главные двигательные силы – мышцы плеча; этот вид тремоло используется при игре «f» и «ff», двойных нот и аккордов.

При игре «тремоло» домристу нужно следить за тем, чтобы рука не уставала, т.к. эмоциональное напряжение может перейти в физическое и звук окажется лишенным полноты и интенсивности. Малейшее перенапряжение моментально приводит к жесткости звучания и ограниченности в движениях. Наилучший звук тот, который полнее выражает содержание произведения, выбор же приема звукоизвлечения определяет множество факторов: это – понимание стиля, образного содержания пьесы, индивидуальности обучающегося, анатомическим строением и его особенностью рук.

Далее о штрихах. Как сказала преподаватель по классу домры Московского института искусств им. А. Шнитке Галина Моксановна Ом, штрих – это походка звука. От штрихов в определенной степени зависит характер исполнения фразы, ее динамические оттенки, способствующие правильному

дыханию и артикуляции. При исполнении кантилены используются штрихи группы legato. Их 6 видов:

1) Легатиссимо (итал. Legatissimo) – очень связно, выдержанно мягко певуче исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку, большую задушевность, трепетность, внутреннюю насыщенность чувств.

2) Легато (итал. Legato) – связно, выдержанно, певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.

3) Портато (итал. Portato) – применяется при исполнении маркированных нот, объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.

4) Легато леджеро (итал. Legato leggiero) – звучит связно, выдержанно. Исполнитель дослушивает каждую ноту, эластично их соединяя. Исполняется ударами вниз, вверх либо только вниз, но пальцы левой руки додерживают длительность каждой ноты на ладах.

5) Легато акценто (итал. Legato accento) – звучит связно, акцентировано. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с замахом.

Особое место в кантилене занимает работа над артикуляцией. И. Браудо писал: «При исполнении каждой мелодии должен быть найден необходимый в данном случае способ произнесения: каждая выразительная мелодия требует своего определенного выразительного приема связно или расчлененного произнесения». Как известно, соединение и разъединение звуков – это артикуляция. Следует отметить важность своевременного слухового осознания учеником артикуляционных штрихов, что помогает ему тоньше оттенить в исполнении интонационные подробности мелодии. Необходимо добиваться безукоризненного выполнения штрихов, чтобы они не носили формального характера, а были моментами создания художественного образа.

Будучи одним из первоэлементов музыки ее выразительным средством ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание пьесы, ее образно-поэтическую сущность. Для исполнительства ритм имеет огромное значение, так как сама музыка – это искусство, развертывающееся во времени. Также как музыкальный слух, чувство ритма от природы присуще фактически каждому человеку. Но помимо так называемого пассивного чувства ритма (воспроизведение различных ритмических фигур, отсчет равномерных длительностей под музыку и т.д.) исполнитель должен обладать активным чувством

ритма, ритмической волей. Это особенно важно при работе над пьесами кантиленного характера. Устойчивое ощущение ритмической пульсации, внутренняя ритмическая организация музыкального сочинения совершенно необходима исполнителю для передачи определенного движения, размера музыкального произведения, решение вопросов акцентировки, фразировки, построения общей формы сочинения и т.д.

Но необходимо помнить, что живой музыкальный ритм строится на взаимодействии двух начал: равномерной пульсации с одной стороны и тенденции к ее преодолению с другой. Движение музыки никогда не бывает метрически ровным: ей всегда присуща та или иная мера свободы, живой агогической нюансировки. Так Гегель, будучи убежденным, что «в природе не существует абстрактного тождества в движении, что все в ней то ускоряется, то замедляет свой бег…» распространял действие этой концепции и на музыкальное искусство.

С другой стороны, если в исполнении присутствует другая крайность, когда равномерно пульсирующие элементы недостаточно сдерживают, организуют отступление от метра, возможен распад общей формы музыкального произведения. Такое исполнение, лишенное метроритмической организации также становится неубедительным. Найденный верный темпо-ритм оживляет произведение, «ощутить живое дыхание музыки, ее пульс – это значит постигнуть самое сокровенное в содержании музыки» - учил Г.Г. Нейгауз. Все оживает только с постижением пульса музыки.

Ни для кого не является секретом, что аппликатура, относящаяся сугубо к технике левой руки – один из наиглавнейших исполнительских технических приемов, на котором (наравне со штрихами) базируется исполнение на инструменте вообще.

Аппликатура занимает важное место в системе средств исполнительской выразительности кантиленных пьес и тесно взаимодействует с каждым из них:

1) аппликатура и штрихи;

2) аппликатура и тембр;

3) аппликатура и динамика, артикуляция, стиль и т.д.

Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что выразительность в исполнении таких различных по своей природе жанров как кантилена и виртуозная быстрая моторика также напрямую зависит от аппликатурных решений. Так, например, в кантилене – главном ресурсе выразительной игры любой переход, особенно портаменто и глиссандо, любая смена позиций и, как следствие, частая смена струн и тембра приобретают важнейшее выразительное значение, наделяют смыслом музыкальные фразы.

По И. Ямпольскому – «аппликатура в кантилене как средство художественной выразительности неразрывно связана с фразировкой. Цельность фразы, тембр и характер звучания, требуемые содержанием мелодии должны в первую очередь руководить выбором аппликатуры в кантилене. Неправильная аппликатура, как и неверный штрих нарушает цельность художественной фразировки и приводит к искажению музыкального смысла исполняемого произведения» (с. 165).

Говоря о кантилене нельзя не упомянуть о таких важнейших приемах как портаменто и глиссандо. Стоит сказать, что до сих пор существуют разные мнения по поводу значения этих понятий, их общности и различия. Дело в том, что оба эти варианта означают скольжение, плавную связность между звуками. И все-таки они отличаются: быстрое скольжение – это глиссандо, а выразительное, более замедленное скольжение для выполнения певучего плавного соединения звуков в кантилене – портаменто.

Он достигается легким скольжением пальца к нужной ноте. Скольжение происходит в рамках заданного интервала. Очень важно, что при этом было как можно меньше касания грифа. Нужно оттягивать кисть назад, и палец, который осуществляет скольжение, несколько активизировать. Главное давление будет осуществляться не за счет нажима пальца, а за счет веса всей руки.

Движение вниз начинается с того пальца, который прижат к струне, а следующая нота берется другим пальцем (в зависимости от дальнейшего развития мелодии). При небольшом расстоянии следующий звук можно брать тем же пальцем. Пользуясь удобной аппликатурой, следует направлять внимание обучающегося на активность пальцев левой руки. Для этого важно усилить слуховой контроль над качеством звучания, направить внимание на то, чтобы каждый звук был точным, полным и достаточно насыщенным.

Каждый исполнитель с детства знает, что все 4 струны на домре, скрипке, виолончели имеют свой неповторимый тембр. Открытые струны играют большую роль в общем звучании инструмента, определяя его тембровую характеристику, каждая из них обладает одним. Присущим ей тембром. Так, нижние струны «соль» и «ре», отличаются густым, несколько грудным оттенком звучания; для верхних, наоборот, характерен яркий открытый звук.

Но ноту «ля» первой октавы мы можем играть и в разных позициях на струнах «ре» и «соль». При этом удобство исполнения (каким пальцем, и на какой струне) будет лежать в области технической, а выбор – какой тембр использовать – яркий, открытый или благородный, слегка приглушенный (струна «ре») уже связан с областью образно-художественной сферы.

И вновь убеждаемся насколько средства музыкальной выразительности едины и неразрывны в процессе исполнения.

Работа над пьесами кантиленного характера благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

Мелодия – душа музыки. Главное в ней услышать ее дыхание, фразу; здесь первостепенное значение имеет развитие внутреннего слуха и, как следствие, трудоемкого процесса умения петь на инструменте.

В интонации мелодии важно понимать динамику стремления к определенному звуку, что не должно сводиться к формальному исполнению «форте» и «пиано», крещендо и диминуэндо, важны смысл и логика фразы. Тщательно работая над созданием процесса мелодического движения, необходимо настойчиво добиваться, чтобы каждая фраза представляла собой единое органическое целое, а не ряд разрозненных звуков. Это важно потому, что в начале дети нередко воспринимают и исполняют мелодию «точечно», подобно тому, как и читают «по слогам». Не только понятие «интонационных точек» как бы составляющих логический центр, вершину, кульминацию фразы,

но и понятие «живого дыхания», «знаков препинания» является основополагающим моментом для осмысления содержательного исполнения. Необходимо почувствовать смысл отдельных фраз, уловить небольшие, но весьма существенные изменения основной интонации.

Типичная фраза напоминает волну, накатывающуюся на берег, и затем, откатывающуюся от него. Главная задача – определить кульминационную точку, к которой катится и вздымается, и о которую разбивается мелодическая волна.

Педагогу нужно постараться сформировать у обучающегося ощущение понимания выразительного значения деталей в соотношении с целым. Важно воспитать у него чувство движения, текучести музыки, приучить слышать фразу, воспринимать каждую в ее развитии и доводить до логического разрешения.

Изучение кантиленных произведений свидетельствует об активном воздействии на развитие разных сторон музыкального мышления обучающегося, навыков выразительной игры. Вся работа над произведением направлена на то, чтобы оно прозвучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь большое значение для обучающегося, а иногда стать достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени его обучения.

Литература.

  1. Алексеев А. «Методика обучения на фортепиано».
  2. Астафьев Б. «Музыкальная форма как процесс».
  3. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке».
  4. Браудо И. «Артикуляция».
  5. Лукин С. «Школа игры на 3-хструнной домре».
  6. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры».
  7. Чунин В. «Школа игры на трехструнной домре».
  8. Ямпольский И. «Основы скрипичной аппликатуры».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Использование логических схем в преподавании дисциплины "Анатомия и физиология животных" "

Использование логических схем в преподавании дисциплины "Анатомия и физиология животных"...

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках кулинарии для формирования профессиональных компетенций"

Работа содержит различные методики при проведении уроков по кулинарии, в том числе: игровые технологии, уроки конференции, проектная технология, проблемное и интерактивное обучение...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

Методическая разработка на тему: "Использование традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

Понятие педагогических технологий, использование литературы. Анализ традиционных и педагогических технологий. Перечень используемых технологий с примерами....