Методическая разработка на тему: "Значение маленьких и средних прыжков в классическом танце"
методическая разработка на тему
Методическая разработка предназначена для начинающих преподавателей хореографии дополнительного образования и студентам хореографических колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 437.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п.Новый»
Методическая разработка
По учебной дисциплине: классический танец
Тема: «Значение маленьких и средних прыжков в классическом танце».
Специальность: хореографическое исполнительство
Составитель: Вотякова Ольга Николаевна
п. Новый 2012
Содержание работы.
- Введение.
- Экзерсис, allegro.
- Виды прыжков.
- Прыжки с двух ног на две ноги.
- Прыжки с двух ног на одну.
- Прыжки с одной ноги на две ноги.
- Прыжки с одной ноги на другую.
- Заключение.
- Список литературы.
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст, Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
А. С. Пушкин.
- Введение
Балет, высшая ступень хореографии, в котором танец главное выразительное средство. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, пластики и мимики. Большинство танцев, как сольных, так и массовых, а также вариации и коды построены на прыжках. Грациозная воздушность, легкость балерины в полетах – прыжках сразу рождает поэтические ассоциации, образные сопоставления. Героика мужского классического танца, его патетика, эмоциональный накал выражаются в огромной мере в полетных прыжках.
Прыжки - самая трудная часть классического танца. Прыжки в искусстве классического танца являются наиболее сложными и техническими. Высокий и легкий прыжок неотделим от самой сущности понятия «классический танец». Это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик как можно выше прыгнул, выполняя какой - либо прыжок, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя.
Все, что вырабатывается экзерсисом и адажио, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.
Прежде чем приступить к изучению прыжков, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность мышц и т.д., после чего начинается работа над прыжками. Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков и разучиваться лицом к станку. С первых занятий следует вводить трамплинные прыжки, вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка вытягивать колени, подъем и пальцы. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение.
Начинают прыжки с изучения temps leve, которые делаются толчком от пола двумя ногами по I, II и V позициям, затем changement de pied и, наконец, echappe. Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей структуре assemble – эта традиция имеет глубокие и веские основания. Этот прыжок заставляет сразу правильно брать в работу все мышцы. Ученик, научившийся правильно делать assemble, не только выучивается этому pas, но приобретает фундамент для исполнения и других pas allegro. После assemble можно перейти на glissade и jete. Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкам на одну ногу, как, например sissonne ouverte. В этой стадии развития ученику можно уже давать какой-нибудь легкий танцевальный этюд. В старших классах изучают наиболее трудные прыжки с задержкой в воздухе.
Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.
В порыве веселья дети танцуют и прыгают, но их танцы и прыжки – это еще только инстинктивное проявление радости. Чтобы довести его до искусства, до стиля, до художественности, надо сообщить ему определенную форму, - и начинается это оформление при изучении allegro.
Цель и задачи работы: раскрыть сущность маленьких и средних прыжков в классическом танце, описать их разновидности и особенности техники исполнения, что поможет выработать качественный прыжок, то есть добиться элевации и баллона.
- Экзерсис, allegro
Фундаментом в классическом танце является экзерсис у станка, поэтому обучение начинается именно с него. При изучении движений классического экзерсиса, танцевальных pas и этюдов ставятся важные задачи: выработка правильной постановки корпуса, ног, рук и головы – формирование правильной осанки, обеспечивающей устойчивость (апломб) при исполнении движений классического танца; знакомство с музыкально – ритмической координацией движений в экзерсисе и в танцевальных элементах и этюдах. Экзерсис у станка так же развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, вырабатывает точность, свободу и эластичность движений. В результате постоянной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и у станка. По мере того, как ученики приобретают устойчивость в упражнениях у станка, эти упражнения переносятся в той же последовательности на середину зала. Упражнения на середине зала начинают с первого урока, изучая позиции и упражнения рук и позиции ног. Экзерсис на середине зала значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи станка. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью. Вместе с тем упражнения экзерсиса на середине зала способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а так же собранности внимания.
Allegro имеет особое значение по отношению ко всему уроку. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на allegro.Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной для танца: когда же мы подходим к allegro, то тут-то мы и начинаем учиться танцевать, здесь и открывается нам вся премудрость классического танца.
Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. Они бывают воздушные и партерные. Техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Прыжок состоит из двух важных элементов: элевации и баллона. Элевация в собственном смысле слова есть взлет: человек отделяется от земли и делает высокий прыжок по воздуху, но не акробатический и бессодержательный, а танцевальный. Элевация позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко. Чтобы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика фиксировать кульминацию прыжка, то есть задержаться в определенной позе. Танцующий как бы замирает в воздухе. И вот, когда мы имеем дело с высоким прыжком, соединенным с баллоном, мы и говорим о классической танцевальной элевации. Она развивается маленькими и средними прыжками. Поэтому необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание танцовщика.
Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plié. Необходимо, чтобы вся стопа плотно примыкала к полу, голеностоп и бедро активно участвовали в процессе прыжка, а мышцы ног были собраны. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi-plié следует уделять самое пристальное внимание. Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить рисунок исполняемого прыжка, значит, он не обладает полноценной элевацией и баллоном.
- Виды прыжков
При их разборе мы увидим, что они делятся на две основные группы.
К первой группе относятся прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Ко второй группе относятся движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от пола, без прыжка, но они не устремлены вверх. Прыжки воздушные могут быть малые и большие, но, независимо от их степени, отрыв танцующего от пола должен быть всегда виден. Виды прыжков:
- прыжки с двух ног на две ноги.
- прыжки с двух ног на одну.
- прыжки с одной ноги на две ноги.
- прыжки с одной ноги на другую.
При развитии прыжка следует руководствоваться следующими указаниями:
- перед прыжком необходимо сделать правильное demi-plié.
- в момент прыжка следует держать ноги напряженными, спину прямой и строго соблюдать выворотность стоп.
- после прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем перейти на пятку и опуститься на demi-plié, после чего вытянуть колени.
3. 1 Прыжки с двух ног на две ноги
Данное упражнение впервые знакомит учащихся с элементарной основой прыжка. С чего и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plié, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение.
Тemps leve sauté.
Прыжок с обеих ног на обе. Музыкальный размер: 4/4, 2/4. Исходное положение – I (II, V) позиция, en face, руки в подготовительном положении.
Раз - эластичное demi-plié на обеих ногах, пятки не отрываются от пола.
И – сильно оттолкнувшись от пола, сделать прыжок; ноги остаются выворотными, вытянутыми в колене, подъеме, пальцах; корпус прямой, подтянутый.
Два-и – с пальцев перейти на всю стопу в мягкое demi-plié.
Три-и – ноги медленно вытянуть.
Четыре-и – положение сохранить.
Во время прыжка в V позиции ноги сохраняют хорошую «плотную» V позицию.
temps leve sauté
Changement de pieds
Прыжок с обеих ног на обе из V позиции ног в V. Перемена ног происходит во время их возвращения в V позицию на demi-plié. Музыкальный размер: 4/4, 4/2. Исходное положение – V позиция, корпус и голова en face, руки в подготовительном положении.
Раз – demi-plié на выворотных ногах, пятки плотно прижаты к полу.
И – сильно оттолкнувшись пятками от пола, сделать прыжок; ноги вытянуты в колене, подъеме, пальцах; пятки удерживаются вперед; ноги раскрываются настолько, чтобы при перемене задевали пятками друг друга; корпус прямой, спина, поясница крепкие.
Два-и – опуститься в упругое, эластичное demi-plié.
Три-и – ноги медленно вытягиваются.
Четыре-и – положение сохранить.
Движение повторить с другой ноги.
changement de pied
Pas echappe
Состоит из двух прыжков: с обеих ног на обе из V позиции во II и из II позиции в V позицию. Можно делать с переменой ног и без перемены (на один такт 4/4). В первом семестре изучается только движения ног (стоя лицом к станку, затем на середине зала) – сначала на два такта 4/4 с остановкой во II позиции, позднее без остановки – на один такт 4/4. Во II семестре добавляются движения головы и рук. Исходное положение – V позиция, правая нога впереди, en face, руки в подготовительном положении. На два такта 4/4.
1-ый такт.
Раз – demi-plié на обеих ногах.
И – прыжок.
Два-и – опуститься во II позицию, руки – в заниженной II позиции.
Три-и – ноги вытянуть.
Четыре-и – положение сохранить.
2-ой такт.
Раз – demi-plié во II позиции.
И – прыжок.
Два-и – приземление в V позицию на обе ноги, руки – в подготовительном положении.
Три-и – ноги вытянуть в коленях.
Четыре-и – положение сохранить.
pas echappe
3.2 Прыжки с двух ног на одну
Sissonne simple
Простой прыжок с обеих ног на одну. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 4/4.
Раз – demi-plié; ноги выворотные, мышцы напряжены, корпус подтянут; пятки с силой отталкиваются от пола.
И – прыжок, выворотные ноги плотно соединены вместе в V позиции; колени, подъем, пальцы вытянуты, пятки удерживаются вперед; руки в подготовительном положении, без напряжения; корпус прямой, голова en face.
Два-и – приземление на левую ногу мягкое, эластичное, demi-plié; правая нога сгибается в условное cou-de-pied; держать верх правой ноги выворотно.
Три-и – правую ногу опустить в V позицию на demi-plié вперед (можно перевести ее на cou-de-pied назад и опустить в V позицию назад).
Четыре-и – ноги вытянуть.
Sissonne simple в обратном направлении; нога, стоящая в V позиции сзади, после прыжка сгибается на cou-de-pied назад. Правила исполнения те же.
В дальнейшем sissonne simple заканчивают прыжком pas assemble. Нога, находящаяся на cou-de-pied, скользнув стопой через V позицию, выбрасывается в сторону и выполняет pas assemble в сторону: из cou-de-pied сзади – закрывается вперед, из cou-de-pied впереди – закрывается назад.
sissonne simple
Sissonne ouverte
Открытый прыжок, исполняют первоначально носком в пол, а затем - . В обоих случаях sissonne ouverte начинают изучать в сторону. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 4/4.
Раз – руки, приоткрываясь затактом, закрываются в подготовительное положение, вместе с demi-plié в V позиции.
И – ноги сильно отталкиваются от пола, вытягивая в высоком прыжке en fase колени, подъем и пальцы.
Два – левая нога опускается в demi-plié, правая, сохраняя выворотность, открывается через условное cou-de-pied в сторону II позиции носком в пол.
И – левая нога, сильно отталкивается от пола в прыжке вверх, правая подтягивается к ней в V позиции в воздухе, левая нога впереди.
Три-и – ноги, переходя с носка на всю стопу, опускаются в demi-plié V позиции, и sissonne ouverte заканчивается в epaulement croise с левой ноги.
Четыре-и – колени вытягиваются, и движение продолжается с другой ноги.
Впоследствии в sissonne ouverte включают движения головы и рук: руки, приоткрываясь за тактом, повышают в момент прыжка подготовительное положение, корпус и голова en face. Вместе с demi-plié опорной ноги, руки открываются в направлении II позиции одновременно с разгибанием работающей ноги; голова наклоняется налево (в sissonne ouverte в сторону с правой ноги), взгляд направляется на кисть правой руки; в конце движения руки опускаются в подготовительное положение, голова поворачивается налево.
В sissonne ouverte в сторону в обратном направлении нога, открываясь из V позиции сзади, проходит на II позицию через cou-de-pied сзади, руки открываются в сторону II позиции, голова поворачивается к открытой ноге в профиль, то есть без наклона. Вместе с demi-plié V позиции руки опускаются в подготовительное положение. Усвоив sissonne ouverte в сторону, его исполняют вперед и назад en face.
sissonne ouverte
Sissonne fermee
Закрытый прыжок. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 2/4, 3/4.
Раз – руки, приоткрываясь за тактом, закрываются в подготовительное положение вместе с demi-plié в V позиции.
И – ноги сильно отталкиваются от пола, раскрываясь на II позицию на прыжке вверх с продвижением направо в направлении точки 3, голова повернута направо.
Два-и – ноги, не расслабляя мышц, заканчивают прыжок в точке вытянутого носка правой ноги, закрываясь одновременно в demi-plié V позиции, правая нога впереди.
Три-и-четыре – ноги вытягиваются в исходное положение.
Сначала sissonne fermee исполняется с руками в подготовительном положении, впоследствии руки сопровождают движение. Голова всегда сохраняет поворот к ноге, оказывающейся впереди в конце прыжка.
Раз – руки, приоткрываясь за тактом, повышают в подготовительное положение, вместе с demi-plié в V позиции.
И – руки раскрываются в прыжке в направлении II позиции.
Два – руки вместе с demi-plié закрываются в подготовительное положение.
Sissonne fermee в позах изучают после того, как это движение усвоено en face в сторону, вперед и назад. На два вступительных аккорда руки принимают положение маленькой позы и на два заключительных аккорда опускаются в подготовительное положение. Позднее sissonne fermee в позах исполняют с движением рук.
sissonne fermee
Sissonne tombee
Падающий прыжок. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 4/4.
Раз – demi-plié в V позиции, руки, приоткрываясь за тактом, возвращаются в подготовительное положение, голова слегка наклоняется налево.
И – ноги, оттолкнувшись от пола, фиксируют в высоком прыжке V позицию с вытянутыми стопами, руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед.
Два – левая нога опускается в demi-plié, правая нога открывается проходящим движением через условное cou-de-pied на croise вперед и переходит в demi-plié, левая нога вытягивается на croise назад носком в пол. Подтянутый корпус наклоняется чуть вперед. Правая рука открывается во II позицию, левая остается в I позиции, кисти раскрываются вперед, голова сохраняет принятое положение, взгляд направлен на кисть левой руки.
И – прыжок на правой ноге, левая – подтягивается к ней в V позицию в воздухе с продвижением вперед.
Три-и – sissonne tombee заканчивают в demi-plié V позиции, руки закрываются в подготовительное положение, поворот головы направо.
Четыре-и – исходное положение.
При sissonne tombee назад, нога открывается проходящим движением через cou-de-pied сзади на croise назад.
Sissonne tombee в сторону исполняют также ногой, стоящей в V позиции сзади. В этом случае нога открывается в сторону через cou-de-pied сзади. Если прыжок исполняют правой ногой, голова в момент sissonne tombee поворачивают направо.
sissonne tombee
Rond de jambe en l`air sauté
Этот прыжок вначале изучают с sissonne ouverte в сторону, поэтому прежде необходимо тщательно проверить правильность исполнения sissonne ouverte, когда работающая нога открывается в сторону одновременно с demi-plié опорной ногой. Правила для рук и поворотов головы, пройденные ранее, остаются без изменения.
Rond de jambe en l`air sauté en dehors. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди. Затакт 3\8.
1/8 – руки слегка раскрываются.
1/8 – demi-plié в V позиции, руки закрываются в подготовительное положение.
1/8 – вместе с поворотом en face прыжок в V позиции по возможности выше, руки поднимаются в I позицию, голова слегка наклоняется.
Раз – левая нога упруго опускается в demi-plié, одновременно правая нога быстрым движением через условное cou-de-pied открывается в сторону на на пониженную II позицию, взгляд направлен на кисть правой руки.
И – прыжок левой ногой по возможности выше, одновременно правая нога, сгибаясь, выполняет rond de jambe en l`air en dehors.
Два – rond de jambe en l`air en dehors заканчивают одновременно с приземлением левой ноги в demi-plié. Во время прыжка руки и голова не меняют своего положения.
И – прыжок на левой ноге, одновременно правая нога подтягивается к ней в V позицию назад.
Три – прыжок заканчивается в demi-plié в V позицию epaulement croise , левая нога впереди, руки опускаются в подготовительное положение.
И – ноги вытягиваются.
Четыре-и – demi-plié для прыжка с другой ноги.
Rond de jambe en l`air sauté en dedans. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога сзади. Sissonne ouverte в сторону исполняется правой ногой. Вместе с прыжком, не задерживаясь, правая нога, сразу сгибаясь, выполняет rond de jambe en l`air en dedans, заканчивая его одновременно с приземлением левой ноги в demi-plié. Руки раскрытые на пониженной II позиции ладонями вниз, голова направо. Вместе с прыжком левой ноги правая подтягивается к ней в V позицию вперед, прыжок заканчивается в demi-plié, V позиция, epaulement croise, правая нога впереди, руки опускаются в подготовительное положение. По усвоению rond de jambe en l`air sauté c sissonne ouverte его изучают в прыжке непосредственно из V позиции. Для точного и быстрого исполнения rond de jambe en l`air необходимо, открыв вытянутую ногу на , быстро ее сгибать.
rond de jambe en l`air
Pas ballonne
Для первоначального изучения ballonne нужно исполнять на месте, не продвигаясь в сторону. Ballonne делается по всем направлениям - efface, croise назад и вперед, ecarte вперед и назад, причем руки надо комбинировать сообразно направлению движения.
Pas ballonne в сторону. Исходное положение – V позиция en face, правая нога впереди.
Раз – demi-plié в V позиции, руки поднимаются через подготовительное положение в I позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук.
И – правая нога вытягивается скользящим броском на II позицию на при высоком прыжке с левой ноги с продвижением в воздухе, руки раскрываются во II позицию, голова поворачивается прямо, обе ноги натянуты.
Два – ballonne заканчивают в demi-plié на левую ногу, правая нога сгибается в условное cou-de-pied, правая рука закрывается в I позицию, левая рука остается во II позиции, голова поворачивается направо.
И – ballonne повторяют в том же направлении, правая нога открывается во время прыжка на II позицию на из условного cou-de-pied, руки раскрываются во II позицию, голова поворачивается прямо, обе ноги натянуты.
Три – прыжок заканчивают в demi-plié на левую ногу, правая нога сгибается на cou-de-pied сзади, левая рука закрывается в I позицию, голова поворачивается налево и так далее.
Ballonne продолжают, через cou-de-pied вперед и назад, меняя положение рук и поворот головы. Движение заканчивают pas assemble в сторону или назад на croise: руки в assemble опускаются в подготовительное положение.
pas ballonne
- Прыжки с одной ноги на две ноги
Pas assemble
Одно из сложных прыжковых движений в классическом танце, поскольку требует координации и достаточной силы ног. Первоначально прыжок изучается у палки, в медленном темпе, раздельно и только в сторону. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении. На один такт 4/4 (на середине зала).
Раз – demi-plie в V позиции, голова поворачивается en face.
И – правая нога скользящим движением выбрасывается в сторону II позиции на ; одновременно опорная левая нога, оттолкнувшись пяткой от пола, с силой вытягивается в прыжке; работающая нога сразу же подтягивается к опорной в V позицию; при этом опорная нога не должна сдвигаться в сторону работающей; правая нога, стоящая в V позиции сзади, переходит в V позицию вперед.
Два-и – прыжок завершается в упругое demi-plié в V позиции, поворот головы направо.
Три-и, четыре-и – колени медленно вытягиваются.
Pas assemble исполняется в обратном направлении: нога, стоящая впереди, выбрасывается в сторону, заканчивая движение в V позицию назад.
Pas assemble в позах начинают изучать, усвоив это движение в сторону, вперед и назад en face. В assemble вперед и назад нога, сохраняя выворотность, открывается точно по прямой, ноги соединяются в момент прыжка в V позиции в воздухе, руки сохраняют спокойное подготовительное положение. В assemble в позах руки заранее принимают на два вступительных аккорда положение маленькой позы; впоследствии позу принимают в момент прыжка. Нога открывается точно в направлении croisee или effaceе, особенно в assemble назад.
Double assemble – двойное assemble. Исполняют одной и той же ногой два раза. Когда double assemble исполняют в сторону, то в первом assemble ноги в V позиции не меняются; во втором assemble, вместе с переменой ног в V позиции меняется и поворот головы. Правила исполнения assemble остаются те же.
Pas assemble с продвижением изучают после того, как усвоено pas assemble на месте вперед, в сторону и назад. Pas assemble с продвижением исполняют также из V позиции. Скользя всей стопой по полу, нога открывается в сторону и происходит прыжок с продвижением в направлении открытой ноги, обе ноги соединяются в воздухе в V позиции.
pas assemble
- Прыжки с одной ноги на другую
Pas jete
Прыжок с одной ноги на другую с одновременным выбросом ноги. Pas jete изучается только после усвоения учащимися эластичности demi-plié и выворотности ног в прыжке. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 4/4.
Раздельно.
Раз-и – demi-plié в V позиции.
Два-и – правая нога скользит в сторону II позиции, вытягиваясь носком в пол.
Три-и – толчок и прыжок на левой ноге, опуститься на правую ногу в demi-plié, левая сгибается на cou-de-pied сзади.
Четыре-и – левая нога подставляется в V позицию, ноги вытянуть.
Слитно.
Раз – demi-plié в V позиции, голова en face.
И – одновременно: правая нога скользящим движением по полу выбрасывается в сторону II позиции на , на левой ноге прыжок; обе ноги вытянуть в воздухе.
Два-и – прыжок завершить на правую ногу в эластичное demi-plié на место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади (прыжок заканчивается на том же месте, где начинался), голова поворачивается направо.
Три-и – подставить левую ногу в V позицию на demi-plié.
Четыре-и – ноги вытянуть.
Pas jete в обратном направлении: начинать движение ногой, стоящей в V позиции впереди и закончить demi-plié на этой же ноге, сгибая другую ногу в условное cou-de-pied. Голова повернута в сторону ноги, которая на cou-de-pied; руки в подготовительном положении.
По усвоению прыжка pas jete, добавляются руки в маленьких позах. Вместе с прыжком руки открываются во II позицию, с окончанием jete руки принимают маленькую позу: правая рука закрывается в I позицию, левая сохраняет II позицию, голова направо (jete вперед с правой ноги).
Принцип исполнения pas jete с продвижением тот же, только происходит прыжок с продвижением в сторону открытой ноги.
pas jete
Pas glissade
Скользящий прыжок, может исполняться как самостоятельное движение и как вспомогательное па, предшествующее маленьким и большим прыжкам.
Glissade относится к партерным прыжкам без отрыва от пола, делается в сторону и во всех направлениях в маленькие позы. Музыкальный размер: 4/4.
Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении.
Раз-и – demi-plié в V позиции.
Два-и – с поворотом en face, правая нога скользящим движением вытягивается в сторону II позиции, в то время как левая нога в коротком прыжке вверх сильно вытягивает колено, подъем и пальцы: на мгновение в воздухе возникает II позиция ног.
Три-и – левая нога подтягивается скользящим движением в V позицию сзади, и demi-plié приходится в точке натянутого носка правой ноги.
Четыре-и – ноги вытягиваются в epaulement croise, правая нога впереди.
В glissade с правой ноги голова сохраняет поворот направо, с левой – налево. В дальнейшем glissade в одном направлении в сторону исполняют с переменой ног: поворот головы меняется вместе с переменой ног в V позиции. Еще позже в движение включаются руки.
Раз-и – руки, приоткрываясь за тактом, повышают подготовительное положение вместе с demi-plié в V позиции.
Два-и – руки раскрываются в направлении заниженной II позиции вместе с фиксацией ног в прыжке.
Три-и, четыре-и – руки закрываются в подготовительное положение.
На середине glissade сначала изучают en face – в сторону, вперед и назад. Впоследствии glissade вперед и назад исполняют в маленькие позы croisee и efface.
Pas glissade
Pas de chat
Прыжковое движение, имитирующее прыжок кошки (от французского chat – кошка). В классическом танце имеются два вида прыжка pas de chat.
Pas de chat с отбрасыванием ног назад. Музыкальный размер 4/4, 2/4, 3/4.
Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди.
Раз – demi-plié в V позиции, руки поднимаются через подготовительное положение в I позицию, взгляд направлен на кисти, корпус слегка наклоняется вперед.
И – левая нога отбрасывается назад нав положение, близкое к attitude croisee и правая нога, отталкиваясь от пола в высоком прыжке, отбрасывается на назад в положение близкое к attitude effaceе, при этом корпус выгибается назад, левая рука открывается на II позицию, правая рука сохраняет I позицию; кисти, раскрываясь, поворачиваются ладонями вниз, голова поворачивается направо: поза фиксируется в воздухе.
Два-и – прыжок заканчивают в demi-plié, причем правая нога, слегка запаздывая, приходит в V позицию вперед, корпус, руки и голова сохраняют принятое в воздухе положение.
Три-и – ноги вытягиваются, руки закрываются в подготовительное положение.
Четыре-и – исходное положение.
Ноги, отбрасываясь назад, сохраняют при этом выворотность. Сначала pas de chat разучивают с прыжком только вверх, впоследствии взлет соединяется с продвижением вперед.
Pas de chat с броском ног вперед. Исходное положение - epaulement croise, V позиция, правая нога впереди.
Раз – demi-plié в V позиции, поворот головы направо.
И – левая нога поднимается на sur le cou-de-pied, тотчас же правая нога, отталкиваясь от пола в высоком прыжке с продвижением вперед, поднимается на sur le cou-de-pied, руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен на кисти, поза фиксируется в воздухе.
Два-и – pas de chat заканчивается в demi-plié, причем правая нога, слегка опаздывая, приходит в V позицию вперед, правая рука открывается во II позицию, левая остается в первой, взгляд в направлении левой руки.
Три-и – ноги вытягиваются, руки закрываются в подготовительное положение, голова поворачивается направо.
Четыре-и – исходное положение.
Pas de chat с броском ног вперед сразу изучают с небольшим продвижением вперед в прыжке.
pas de chat
Pas chasse
Прежде, чем начать изучение pas chasse, необходимо добиться точной фиксации V позиции в воздухе и уметь сохранить ее в продвижении. Во время перелета в воздухе центр тяжести корпуса сохраняется точно на двух ногах, что облегчает процесс продвижения. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
Pas chasse по диагонали вперед. Исходное положение - epaulement croise (движение исполняется из 4 точки в 8 точку по диагонали), V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы на право.
Затакт 3/8.
1/8 – руки слегка приоткрываются в сторону.
1/8 – demi-plié в V позиции.
1/8 – ноги, оттолкнувшись от пола, фиксируют в высоком прыжке V позицию, руки через подготовительное положение поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо.
Раз – левая нога опускается в demi-plié, правая нога проходящим движением открывается вперед в направлении точки 8, и, скользнув носком по полу, переходит в упругое demi-plié, центр тяжести сразу переносится на правую ногу (ноги в IV позиции), одновременно правая рука открывается на II позицию, левая поднимается в III позицию, голова поворачивается направо.
И – сильным толчком правой ноги прыжок по возможности выше, левая нога, соединяясь с правой, фиксирует в воздухе V позицию, следует прыжок с продвижением в направлении точки 8. Поворот головы и положение рук не меняются.
Два – заканчивая прыжок, левая нога опускается в demi-plié, правая проходящим движением открывается вперед и переходит в demi-plié, положение рук и головы не меняются.
И – прыжок с правой ноги, левая нога соединяется с ней в V позиции, - следует прыжок с продвижением и так далее.
Принцип исполнения pas chasse по диагонали назад тот же. В pas chasse вперед и назад одна нога подбивает другую, переход в demi-plié происходит через IV позицию.
pas chasse
- Заключение
Прыжок – это сложный и последовательный процесс. В связи с этим необходимо тщательно соблюдать методику исполнения и проучивания. При первоначальном изучении прыжков нужно обращать особое внимание на руки, которые должны оставаться совершенно спокойными от плеч до кистей, в подготовительном положении, они не должны подергиваться, как бы помогая движению ног. Прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев, ног и в особенности от силы бедра.
Прыжок подготовляется стройной последовательностью вводящих pas и всегда сопровождается demi-plié в начале и конце, что придает ему уже известную завершенность. Чем больше прыжок, тем глубже demi-plié перед его исполнением. Необходимо при выработке прыжка обращать особое внимание на правильное demi-plié, то есть не отделять пяток от пола. Эти подготовительные pas для большой элевации необходимо проделывать с упорством и вниманием и проходить их в большом количестве.
Для развития прыжка, оканчивающегося на две ноги служит changement de pied, для развития прыжка трамплинного типа с движением вперед, назад и в сторону служит pas ballonne. Assemble является существенным началом для выработки прыжка вообще. Это надежный фундамент и первый шаг к танцу для начинающих.
Первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к средним и большим должен быть постепенным; несложные средние и большие прыжки комбинируются с маленькими. Корпус удерживается в вертикальном положении и продолжает прямую линию ноги или двух ног, в зависимости от прыжка. Необходимо во время толчка и взлета скоординировать движения ног, головы, рук и корпуса. И если танцующий не может этого сделать, то его нельзя считать виртуозом.
Зритель, восхищаясь в театре воздушными прыжками балерины, грациозно порхающей по сцене, не знает, что за этой легкостью стоят многие годы изнурительного труда, а порой и слез. Русский балет всегда требовал соединения чувства и мысли. Бессмысленно заниматься только техникой, пируэтами и прыжками, нужно наполнить танец жизнью, как - будто танцующий сам рождает музыку и эмоции.
Список литературы
- Асафьев Б. В. О балете. Л., 1974.
- Базарова Н. П. Классический танец. Л: изд – во « Исскуство», 1984.
- Базарова Н. П. и Мей В. П. Азбука классического танца. Л.: изд – во « Искусство», 1980.
- Балет. Энциклопедия. М.: изд – во « Большая Российская Энциклопедия», 1981.
- Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. Л.: изд – во « Искусство», 1987.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: изд – во «Искусство», 1980.
- Валукин Е. П. Мужской классический танец. М.: изд – во «ГИТИС», 1987.
- Ванслов В. В Статьи о балете. Л.: изд – во « Музыка», 1980.
- Захаров Р. В. Беседы о танце. М.: изд – во «Искусство», 1976.
- Звездочкин В. А. Классический танец. Ростов – на – Дону: Изд – во «Феникс», 2003.
- Костровицкая В. С. и Писарев А. А. Школа классического танца. М.: изд – во « Искусство», 1976.
- Ладыгин Л. А. О музыкальном содержании учебных форм танца. Методическое пособие. М., 1993.
- Мессерер А. М. Уроки классического танца. М.: изд – во «Искусство», 1967.
- Тарасов Н. И. Классический танец. М.: изд – во «Искусство», 1981.
- Новер Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л. – М.: изд – во «Искусство», 1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246385-1366566935.jpg)
Методическая разработка урока по профессии «Парикмахер» на тему Женская стрижка «Классическое каре»
Методическая разработка урока по профессии «Парикмахер» на тему Женская стрижка «Классическое каре» по ПМ.01. Выполнение стрижек и укладок волос....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-470212-1412001431.jpg)
Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.
Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-982165-1512444133.jpg)
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии среднего профессионального образования 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
Тема программы: Сборка изделий из древесины и древесных материалов. Тема урока: Сборка шкафадвухстворчатого из ЛДСП. Вид урока: урок-конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/15/picture-1315382-1613415674.jpg)
Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)
Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся, направлена на совершенствование качества профессионально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-254380-1368441617.jpg)
Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)
Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся, направлена на совершенствование качества профессионально...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-644216-1435687351.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Роль медицинских работников в организации медицинской профилактики. Методическая разработка содержит технологи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-644216-1435687351.jpg)
Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в учреждениях здравоохравнения сельской ...