Методическая разработка литературно-музыкального проекта " У войны не женское лицо"
методическая разработка на тему

 Материал основан на документальных  рассказах женщин переживших Великую Отечественную войну, по повести лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. 

Это торжественное мероприятие было приурочено к 70-летию победы, в рамках районной " Эстафеты памяти". 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий альманаха « У войны не женское лицо?» .

Слайд 1

 М.А: Добрый день дорогие гости.  В Кировском районе 1 марта началась эстафета память- 70 дней до Великой Победы. Каждый день в нашем районе проводится мероприятие, посвященное 70-летию Победы. Сегодня. 9 марта наша школа принимает эстафету памяти. В качестве своего рода «эстафетной палочки» стала копия Знамени Победы. Знамя Победы – символ Победы советского народа над фашистской Германией.

ВНИМАНИЕ! Копию Знамени Победы внести!

Слайд 2

1  МУЗЫКА: БАРАБАН                 ВЫНОС ЗНАМЕНИ

2   МУЗЫКА : ГИМН РОССИИ

М.А.: Слово для приветствия директору школы.

Слово директора

М.А. Сегодня в эти праздничные дни марта мы решили поговорить о женщинах, об особенных женщинах, о женщинах военных лет. (Слайд 3-1). Мы решили, что это не будет просто праздничный концерт, а размышление на тему « У войны не женское лицо?» ( Слайд 3-2).  Есть в летописи подвигов Великой Отечественной войны страницы, одно прикосновение к которым доставляет сердцу особую боль и особый восторг. Боль, которая может сравниться только с болью, причиненной разрушением отчего дома, родимой колыбели. (Слайд 3-3) Восторг, который может испытывать человек, на деле убедившийся в том, что духу человеческому по силам победить не только смерть, а значительно большее - муки и страдания, несовместимые с жизнью.

       

Ваня: Мы  сегодня ( Слайд 4)лишь приоткроем ту страницу летописи войны, которая рассказывает о женщинах, прошедших через войну.      

               Советских женщин миллионы –

        Вы героини этих лет.

        И женский образ окрыленный

        Войдет в историю побед.                        В. Инбер.

М.А.: Женская доля...(Слайд 5) Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны. (6)Мужчины уходили на фронт. А  на хрупкие женские плечи(7) опустился тяжкий груз: это им нужно было вспахать землю(8), посеять и вырастить хлеб(9) для фронта.

Ваня: Это они заменили своих мужей(10) , отцов, братьев в шахтах,(11) вручную толкая вагонетки  с углем. Это они(12) в 30-градусный мороз работали на эвакуированных в Сибирь заводах (13) под открытым  небом, когда руки примерзали к металлу ( 14) станков.                                                                                  

М.А : Но самое тяжелое для них было не это. Самое трудное было ждать.(15).. ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их,(16) своих родных и любимых мужчин... И может быть не дождаться...

Ваня:  

Война бетховенским пером             (17)

Чудовищные ноты пишет,

Её октав железный гром

Мертвец в гробу - и тот услышит!

Но что за уши мне даны?                    (18)

Оглохший в громе этих схваток,

Из всей симфонии войны

Я слышу только плач солдаток.       ВЫКЛ!!

Выходят солдаты 1,2,3,4 и Женщина  

Женщина:

Так случилось - мужчины ушли,

Побросали посевы до срока.

Вот их больше не видно из окон -

Растворились в пыли.

Вытекают из колоса зерна -

Это слезы несжатых полей,

И холодные ветры проворно

Потекли из щелей.

Солдат1

 Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
И все без конца и без счета —
Печали, трудны и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе — волей-неволей,
А надо повсюду поспеть,
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь,
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть

Солдат 2:

  И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась, какая ты есть,
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, метели
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.


Солдат 4:
За все ты брался без страха,
И, как в поговорке какой:
Была ты и пряхой, и ткахой
Умела иглой и пилой.
Рубила, возила, копала —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.


Солдат 5

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву
Далекое имя твое»...

Женщина :

Все единою болью болит,

И звучит с каждым днем непрестанней

Вековечный надрыв причитаний

Отголоском старинных молитв.

Мы вас встретим и пеших, и конных,

Утомленных, нецелых - любых, -

Только б не пустота похоронных,

Не предчувствие их!

Только б не пустота похоронных и не предчувствие их»

Солдаты уходят                                                       ВКЛ!!

3  МУЗЫКА:  Песня «Письмо с фронта.»  (19,  20, 21, 22)

 М.А.   Женщина и война (23)… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война…

 4  МУЗЫКА « Аве Мария»  

М.А.               В мир приходит женщина,

                          Чтоб свечу зажечь.

 

(Выходят девушки)

 Девушка 1: В мир приходит женщина,

                      Чтоб очаг беречь.

 Девушка 2: В мир приходит женщина,                             ВЫКЛ!!

                      Чтоб любимой быть.

 Девушка 3: В мир приходит женщина,

                      Чтоб дитя родить.

 Девушка 4: В мир приходит женщина,

                      Чтоб цветам цвести.

 Девушка 5: В мир приходит женщина,

                     Чтобы мир спасти.

МУЗЫКУ УБРАТЬ!

Ваня: Спасать мир, спасать свою Родину от фашистских захватчиков в первые дни войны ринулись тысячи девчонок. Прямо из-за школьной парты мои  ровесницы  бесстрашно шагнули они в зарево войны, в грохот канонады.

М.А:

 Солнечным ранним утром в  июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

5. МУЗЫКА « Священная война»

Девушки выстраиваются

 МУЗЫКУ УБРАТЬ ПОСЛЕ « ПУСТЬ ЯРОСТЬ БЛАГОРОДНАЯ…………

Ваня: В один день мир разделился для них на прошлое - то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем…

М.А.И войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым, как дыхание.

                                                        

Девушка 1: Одно желание у всех: попасть на фронт…. Страшно? Конечно страшно… Но все равно…Пошли мы в военкомат, а нам говорят: " Подрастите девочки, вам ещё рано на фронт…" Нам по 16-ть лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли уже к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

 

Девушка 2: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит. Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?" А мамы у меня уже не было… Мама погибла под бомбежкой.

 

Девушка 3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

 

Девушка 4: А я взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.

Девушка 5: Нет, это не заслуга, а удача    

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне...

Девушка 2:С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии - потом...

Девушка 3:Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.                Ю. Друнина

 

 

М.А: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину.

5.МУЗЫКА  Звуки вокзала, поезда

Девушки «садятся в поезд»

 Девушка 1: Я ушла из детства в грязную теплушку,

                     В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

                     Дальние разрывы слушал и не слушал

                     Ко всему привыкший 41-ый год.

                     Я пошла из школы в блиндажи сырые,

                     От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",

                     Потому, что имя ближе, чем Россия,

                     Не могла сыскать.

 

Девушка 2 : Когда мы ехали, нас поразило, что прямо на перроне лежали убитые. Это уже была война… Но молодость брала свое, и мы пели, даже что-то веселое. Какие-то частушки

Частушки:

Боевая я девчонка

еду фронту помогать!

Всех фашистов постреляю

От меня им не удрать!

Буду-буду из-под дуба

Дубовую воду пить

Буду-буду вместе с милым

Я на фронте немцев бить

Ты лети-ка сизый голубь,

Где идет с фашистом бой

Первяжи солдату рану

Моей лентой голубой.

Где мой миленький воюет

Там дорожка узкая,

Всех фашистов перебьем

Победа будет русская

Девушка 6    Ехали много суток… Вышли с девчонками на какой-то станции с ведром, чтобы воды набрать. Оглянулись и ахнули: один за одним шли составы и там одни девушки. Поют, машут нам кто косынками, кто пилотками…. Мама написала мне молитву. Я положила ее в медальон. Перед каждым боем медальон целовала, надеялась, что поможет..

Вместе: шагают

 Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

                                                Ю. Друнина

 

 М.А.: Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука.

Шумовые эффекты боевых действий)

 

Девушка 2: Стоим как-то мы с подругой на посту. А в уставе говорится, что если кто идёт, надо останавливать словами: "Стой, кто идёт?" Подруга моя увидела командира полка и кричит: "Стойте, кто идёт? Вы меня извините, но я буду стрелять!"

 

Девушка 3: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: "Танк, танк!" - и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому, что оказалось, что я убегала не от фашистского танка, а от нашего.

 

Девушка 4: А я, когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось,  перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через 10-ть дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама и перевязалась.

Девушка 5: Как разглядеть за днями след нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее были сплошь девчонки.

А старшей было 18 лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые. С крестами на броне..

Девушка 1: И старшая, действительно старея,

Как от кошмара заслоняясь рукой,

Скомандовала громко:  «Батарея-а!

Ой, мамочки! Ой, родная!...Огонь!»

6 МУЗЫКА ВЗРЫВ, ЗАЛП

Девушка 2: И залп! И тут они заголосили,

Девчоночки, запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках этих вдруг отозвалась!...

Девушка 3: Кружилось небо- снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя,

Он был слышней разрывов- этот плач!

 Ему- протяжному земля внимала-

Остановись на смертном рубеже.

- Ой, мамочка!...- Ой, страшно мне! Ой, мама!

Девушка 1: И снова: - Батарея-а-а!...И уже

 пред ними, посреди земного шара,

Левее безымянного бугра

 Горели неправдоподобно жарко

Четыре черных танковых костра.

Раскатывалось небо над полями,

Бой медленною кровью истекал…

Девушка 4: Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам.

И падали и поднимались снова.

Впервые защищая наяву

И честь свою(в буквальном смысле слова),

И Родину. И маму. И Москву..                                                                    (25)

М.А.Совсем молоденькие, хрупкие девчонки становились медсестрами в госпиталях и на передовой. Это они, вчерашние школьницы, сменили легкие белые платьица и туфельки на сапоги и гимнастерки.

Ваня:Это они, (26)  такие хрупкие и тоненькие выносили на своих плечах раненых с поля боя, спасали их, помогали выжить, переживали их боль и страдания как свои. А часто, закрыв от пули своим телом, погибали.

7 МУЗЫКА  Песня « Вальс Медсестры»

Легкий школьный вальс

Тоже был у нас...

У него судьба была такая:

Помню, как сейчас,

Наш 10 класс

Закружила вьюга фронтовая.

Фронтовой санбат

У лесных дорог                                   ( 27)

Был прокурен и убит тоскою.

Но сказал солдат,

Что лежал без ног:

«Мы с тобой, сестра, еще станцуем.»

А сестра как мел...

Вдруг запела вальс.

Голос дрогнул, закачался зыбко.     ( 28)

Улыбнулась всем:

«Это я для вас...»

А слеза катилась на улыбку...

М.А : Исключительную самоотверженность и бесстрашие проявили девушки-санинструкторы.(29) Представьте всю тяжесть душевных и физических перегрузок, обрушившихся на семнадцати - восемнадцатилетних девчонок. Непрерывные бомбежки, стоны раскалываемой земли выматывают до слез. (30)

Ваня: Но для санинструктора главное – перевязать раненого под любым огнем, вытащить с поля боя, эвакуировать в тыл. Страшно тяжелая ноша у медицинской сестры. Какой груз может быть дороже человеческой жизни? О своей забывали.

Медсестра . «Тащу раненого, (31) а вслед за нами вздыбливаются фонтаны земли, визжат осколки, рвутся снаряды….

Чтец  (Люда)

Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огненного шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.                    
(32)
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
И вот в сто первый раз, в последний раз  
(33)
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк знамен в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый…
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть.
Но, как заря рождает день сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.                  
ВЫКЛ!!

М.А.: Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более, женщине.

 Девушка 4: Самое невыносимое для меня были ампутации…  Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я её еле держу, еле несу, чтобы положить в таз. Возьмешь тихонько, чтобы раненый не слышал, и несешь, как ребёнка.

 

Девушка 5: Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст хрящей, костей человеческих, со всех сторон режут, колют, душат, убивают - и всё на моих глазах.

 

Девушка 1: Я только раз видала рукопашный,

                     Раз - наяву, и сотни раз - во сне,

                     Кто говорит, что на войне не страшно,

                     Тот ничего не знает о войне.

8 .МУЗЫКА «Темная ночь»

Девушка читает под музыку:

 Мы легли у разбитой ели,

         Ждем, когда же начнет светлеть.

         Под шинелью вдвоем теплее

         На продрогшей, сырой земле.

З:- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

                                                Ю. Друнина.

ВЫКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ

                                                .

Письмо: «Родная мамулька! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но ты не грусти, я здорова и очень рада от сознания того, что сама лично принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать»

Письмо: «Здравствуйте мои дорогие! Меня в феврале арестовали, мне было очень тяжело, мамочка, но я перенесла это. Каждый день ожидала расстрела, о жизни больше не думаю. Я исполнила свой долг, милые вы мои, вы гордитесь тем, что я не запятнала вашей фамилии и своей чести»

Чтец 1:Русские матери!
Сколько в войну сыновей вы утратили.
В горе своем сединой убеленные,
Над обелисками низко склоненные.
Русские матери — сердцем открытые,
Как не сломились вы горем убитые.
Светлой зарею взошли над Россией,
Стали звездою ее негасимою.
В белые вьюги, в цветении смородины
Низкий поклон вам от ласковой Родины,
Вашим сынам, что стоят обелисками,
Вечная память и скорбь материнская.

9. МУЗЫКА Песня:  «Матерям погибших сыновей.»    (34,  35)

Ваня: Многие тысячи (36) советских женщин и девушек отважно сражались за свою отчизну в военно-воздушных силах. Немецкие ассы прозвали их «ночными ведьмами», французские коллеги галантно – «ночными колдуньями».

М.А.Эскадрильи 125-го гвардейского ( 37) женского полка состояли только из женщин, они-то и наводили на немцев настоящий страх. За каждый сбитый «рус-фанер» на которых русские девушки бомбили фашистов, Гитлер награждал своих доблестных солдат  «Железным Крестом». Большинству летчиц не было и 20 лет.

В нашей школе находится музей 276 Бомбардировочной Авиационной дивизии, в которой тоже воевали женщины - летчицы.  Мы расскажем вам о них.

Рассказ о летчице.                    38,  39, 40, 41              ВЫКЛ- ВИДЕО

Летчица: В первые дни тренировок погибло два экипажа. Поставили 4 гроба. Все три полка , все мы плакали навзрыд . Выступила Раскова: Подруги, вытрите слезы. Это первые ваши потери. Их будет много , сожмите свое сердце в кулак… Потом на войне хоронили без слез. Перестали плакать. Летали на истребителях. Сама высота была страшной нагрузкой для женского организма, иногда живот прямо в позвоночник прижимало. А девочки наши летали и сбивали асов! Да еще каких асов! Вот так! Знаете, когда мы шли, на нас мужчины смотрели с изумлением: летчицы идут. Они восхищались нами.»

ВИДЕО – ФИЛЬМ О ЛЕТЧИЦАХ  ----------      ВКЛ!      42

Ваня: Конечно, девчонки и на войне оставались девчонками, мечтающими о маминых пирогах и сочиняющими стихи о любви. Они  возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их почему-либо отстраняли от полетов.

М.А: Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.

 Девушка 2: Однажды после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: "Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…" Ему было странно, как в такой обстановке можно о цветах думать.

 

Девушка 3: А у нас командир понимающий был, берёг нас, заботился. Под Москвой - отступление, самое страшное время, а он нам говорит: "Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтоб вы были красивыми…" - и, представляете, привёз какую-то парикмахершу. Мы сделали завивки, покрасились. И такие счастливые в бой пошли…

 

 

Девушка 5: В одном немецком посёлке нас разместили на ночь в жилом замке. Много комнат, целые залы, такие огромные залы! В шкафах полно красивой одежды. Девочки - каждая платье себе выбрала, и давай мерить, наряжаться. А уже спать надо ложиться, все устали страшно. Мы надели эти платья и легли спать. Утром встали, сняли всё, надели опять свои гимнастёрки, брюки. Ничего с собой не взяли: не положено. Ложку за голенище воткнёшь, и всё…

 

Девушка 1: А мы однажды нашли заброшенную шляпную мастерскую. Выбрали каждая по шляпке, и, чтобы побыть в них хотя бы немного, спали всю ночь сидя.

 

Мне удалось сохранить эту шляпку (Достаёт шляпку и надевает). Эх, девочки, сейчас бы потанцевать…

Начинает напевать мелодию. Звучит музыка, все девушки танцуют с воображаемыми партнерами 

Танцуя, удаляются за кулисы, музыка резко обрывается, звучит автоматная очередь.

10 МУЗЫКА   АВТОМАТНАЯ ОЧЕРЕДЬ

Девушки медленно уходят

 

11. МУЗЫКА  Песня  "Журавли".  АНАИТ

 М.А. Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. В память погибших женщин в годы ВОВ объявляю минуту молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ  ---------------------                43

Ваня : Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Можно ли было победить народ, солдат которого, несмотря на ненависть к своему врагу, делится с ним куском хлеба? Нет, тысячу раз нет.

М.А. С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.    44

Ваня:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, — запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной              
45

М.А. : За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тыс. женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м?

Удивительное поколение! Оно  росло овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимой их песней была « Каховка», любимым фильмом «Чапаев», любимой книгой- «Как закалялась сталь».Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания- вот чем жили они в детстве и огорчались, что родились слишком поздно, что уже нет места подвигу. Но они совершили этот подвиг!

Они прошли сквозь войну, действительно,  не с женским лицом .А с лицом полным ненависти и злобы к врагу. Вот что сказал один поэт:

«Да, у войны не женское лицо. Но ничего на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших женщин»          ВЫКЛ! - Крутилка

Девушка 1: За  войну я так изменилась, что когда приехала домой, мама меня не узнала. Подхожу к ней ближе, а она: «Гражданочка, пройдите дальше, пока не стемнело». Наклоняюсь к ней, обнимаю и произношу: « Мама-мамочка!». Тогда она как  набросилась на меня, как заревет, упала и ноги мне целует…»

Девушка 2 «Мы же молоденькие совсем на фронт пошли. Девочки. Я за войну даже подросла. Мама дома померила… Я подросла на десять сантиметров…».

Девушка 3«Вернулась с войны седая. Двадцать один год, а я вся беленькая. У меня тяжелое ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: «Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала: «Одинаково теперь — рожай хоть девочек ,хоть мальчиков».

Девушка 4:«А я другое скажу… Самое страшное для меня на войне — носить мужские трусы. Вот это было страшно. И это мне как-то… Я не выражусь… Ну, во-первых, очень некрасиво… Ты на войне, собираешься умереть за Родину, а на тебе мужские трусы. В общем, ты выглядишь смешно. Нелепо. Мужские трусы тогда носили длинные. Широкие. О, Боже мой! Зимой и летом. Четыре года. Только возле первой польской деревни нас переодели . За всю войну в первый раз. Ха-а-а … Мы увидели нормальное женское белье… Почему не смеешься? Плачешь… Ну, почему?»

Девушка 5:«Три раза раненая и три раза контуженная. На войне кто о чем мечтал: кто домой вернуться, кто дойти до Берлина, а я об одном загадывала — дожить бы до дня рождения, чтобы мне исполнилось восемнадцать лет. Почему-то мне страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати.

Девушка:  2 Я сейчас живу в Крыму. У нас все утопает в цветах, я смотрю на море, а сама изнываю от боли, у меня до сих пор не женское лицо. Я часто плачу, я ежедневно в стоне. В своих воспоминаниях.

12. МУЗЫКА  Песня « НЕ женщины придумали войну»         КРУТИЛКА!

 

Стих:

 Женщина гордая, женщина русская,
С ярким румянцем, с челкою русою

М.А.Я не знаю войны.

Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить,

Гимны петь красоте.

Надо мир укреплять,

Чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

13   МУЗЫКА  «ТАНЕЦ ДУШИ»  Лирический танец гр «Лимонад»

14. МУЗЫКА   Песня « РОССИЯ-МАТУШКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ДАВНО ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА»

Четыре долгих года, 1418 дней, 34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Данная композиция может быть использована на уроках литературы....

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Ода чувашской женщине - матери"

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции: «Ода чувашской женщине – матери» - составлена с целью развития уважения, толерантного отношения к женскому полу и предназначена для нравстве...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Черное дуло блокадной ночи» по дисциплине: «История» 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Черное дуло блокадной ночи» по дисциплине: «История» 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции: « Милее нет родного края », посвящённая Дню независимости России

Открытое мероприятие «Милее нет родного края» посвящено одному из самых «молодых» государственных праздников в  нашей стране «Дню независимости России», которы...

У войны не женское лицо

Внеклассное мероприятие, направленное на воспитание патриотизма и нравственности молодых людей.  "Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить...

Внеклассное мероприятие «У войны - не женское лицо…»

Внеклассное мероприятие«У войны - не женское лицо…»...

Классный час "Войны не женское лицо"( о братьях Степановых в истории войны)

Великая Отечественная война. Братья  Степановы, ушедшие на фронт;  и их мать, Епистиния Федоровна,  чей подвиг приравнен к ратному подвигу и удостоен высокой Правительственной награды....