Особенности преподавания классического танца младшим школьникам
материал по теме

Реферат "Особенности преподавания классического танца младшим школьникам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_klassicheskiy_tanets_mladshim_shkolnikam.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7 Г. СМОЛЕНСКА»

реферат на тему:

«Особенности преподавания классического танца обучающимся младшего школьного возраста»

выполнила:                                                преподаватель хореографии

детской школы искусств

№ 7 г. Смоленска

Рощина Н.И.

Смоленск

2015


Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин, он развивает физические данные, формирует и воспитывает сумму универсальных качеств, технических приемов и артистических навыков, составляющих исполнительский потенциал учащихся хореографического отделения, обладание которым позволит им осваивать самые разнообразные танцевальные материалы.

Овладение основами техники классического танца достигается путем детальной отработки каждого упражнения и приемов его исполнения при упорном, систематическом труде, что требует огромного творческого напряжения и силы воли как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателя.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% [19].
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, "созерцательной любознательностью".

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности.

Каждый урок по классическому танцу традиционно начинают с поклона педагогу и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание, концентрирует учащихся на предстоящее занятие.

В работе преподавателя классического танца большое значение имеет правильное построение (планирование) урока. Урок в любительском хореографическом коллективе строится по аналогии с академическим уроком  по классическому танцу и состоит из экзерсисов у палки и на середине зала, adajio, allegro, танца на пальцах в женском классе и различных форм portdebras.

Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из которых в дальнейшем складывается техника исполнительского мастерства. Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается на основе соблюдения академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:

Plie– развивает мышцы и связки ног;

Battementstendus, battementstendusjetes – тренирует выворотность, силу ног, активно участвуют все группы малых и больших мышц;

Ronddejambeparterre – направлено на развитие выразительной подвижности тазобедренного сустава;

Battementsfoundus или battementssoutenus – развивает мягкость приседания и эластичность, необходимую при прыжках;

Battementsfrappes, doublefrappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу ноги;

Ronddejambeenl, air – разрабатывает подвижность коленного сустава;

Petitsbattements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги

Battements developpes, relevelents, grand battements jetes – развиваетшаг, силубедра.

В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.

В результате систематических занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость, будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух ногах и на одной ноге.

Основная задача экзерсисов заключается в следующем:

У палки – первоначальное проучивание и отработка движений, разогрев костно-мышечного аппарата;

На середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).

Все упражнения экзерсисов проучиваются в двух направлениях (право, лево). Если движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок. Это необходимо для того, чтобы исключить механичность, которая вызывает утомление и падение интереса к уроку.

Следующей частью урока является adajio. Adajio – это большая и плавная танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes, медленных поворотов  в позах (tourlent), portdebras, всевозможных renverse, grandfouette, toursна coudepiolsи туров в больших позах и т.д. В adajio усваивается характер , манера и техника. Необходимая для исполнения большой и плавной танцевальной фразы.

В последующей части урока – allegro- осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах. Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.

В adajio и в allegro рекомендуют делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этих частях урока требует максимального напряжения всех сил и это деление даёт возможность им отдохнуть, восстановить силы.

В классе девочек вводится танец на пальцах. Этот раздел обучения требует профессионального строения стопы, достаточно физического укрепления голеностопного сустава. Для учениц со слабыми ногами в раннем возрасте занятия на пальцах не рекомендуются.

Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм portdebras.

Каждая часть урока должна иметь свою кривую с постоянным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.

Подобное построение урока обуславливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставно-связочного аппарата, расстройства сердечной и нервной деятельности.

Количество времени, которое планирует педагог-хореограф на изучение классического танца, зависит от места и конкретных условий работы.

Школа искусств -2 академических часа не менее 3-4 раз в неделю;

Любительский хореографический коллектив – 2академических часа не менее 2 раз в неделю.

На экзерсис у палки в младших классах тратят не менее 50 минут, в средних классах экзерсис у палки укорачивается примерно до 35 минут, в старших классах экзерсису у палки уделяется 20 минут.

Остальное время делится пополам на экзерсис на середине зала, adajio,в allegro.

Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.

Насыщенность, интенсивность урока зависит от готовности к нему педагога. Чёткое представление о структуре урока позволяет выдерживать деловой ритм. Не отвлекаться на длительные рассуждения, работать над ошибками всем классом и с отдельными учениками. Замечания одному ученику являются основой для самоанализа каждого учащегося в классе. Задание даётся чётко, спокойно и уверенно.

Основными педагогическими методами в изучении классического танца являются системность, последовательность, осознанность и наглядность.

Наглядность является основополагающим методом преподавания классического танца. Преподаватель любое движение показывает в заточенном виде, затем раскладывает его на составные элементы. Проучив движение поэтапно, его исполняют под музыкальное оформление в законченном виде, отрабатывая характер движения, художественный образ, соответствующий заданию.

Человеческий организм – сложный и тонкий инструмент, управление которым требует системности, последовательности, анализа достигнутых результатов. Физическая нагрузка вводится в классическом танце системно и последовательно в расчёте на определённые группы мышц, что способствует гармоническому развитию всего опорно-двигательного аппарата ученика и закреплению его моторной памяти, которая позволяет быстро и точно выполнять движение по словесному названию его педагогом.

Хореографическое обучение в области классического танца связано с физическими нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ученика, мешает воспринимать замечания педагога. Часто из-за физического напряжения учащиеся не слышат педагога, поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.

Следует избегать на уроках монотонности голоса. Монотонность речи утомляет нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует усвоению учебного материала, в результате чего у учащихся падает интерес к занятию.

Музыкальное оформление урока должно быть богатым, разнообразным, с использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-хореографа – научить учащихся, движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь максимального эмоционального слияния с ней.

Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый ученик любого возраста – личность. Задача педагога - уважительно относиться к этой личности и создать все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться с доброжелательностью. Знание возможностей ученика и их соответствие его физическим данным и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.

Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.

Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы ученик спокойно разобрался в технологии.

Педагогу необходимо проявить терпение и не травмировать замечаниями отстающих учеников. Веру в личность ученика, в его способности и желание к самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности. Все эти качества – залог успешного обучения хореографии.

Педагог заканчивает урок классического танца подведением итогов качества занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе и каждому учащемуся. Педагог благодарит за работу. Поклон учеников завершает урок, им они благодарят педагога, концертмейстера и прощаются с ними.

Затем преподаватель сам анализирует проведённый урок: выполнен ли план. Если нет – то определяет причину, оценивает качество усвоения материала учащимися. Данные фиксируются для сопоставления анализа следующих уроков с общим планом и программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического танца быстро и качественно освоить методику преподавания данного предмета и добиться эффективности в обучении и в воспитании учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методы и приёмы преподавания классического танца у детей младшего школьного возраста в ДШИ.

Методические рекомендации для преподавателей хореографических школ и школ искусств. Данная методическая работа  ставит своей целью - помочь преподавателям в изучении классического танца в мл...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Особенности хореографической работы с младшими школьниками

Реферат "Особенности хореографической работы с младшими школьниками"...

Дипломная "Особенности развития познавательной активности младших школьников"

laquo;Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собствен...