Особенности хореографической работы с младшими школьниками
материал на тему

Реферат "Особенности хореографической работы с младшими школьниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_rabota_s_mladshimi_shkolnikami.docx257.74 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7 Г. СМОЛЕНСКА»

реферат на тему:

«Особенности хореографической работы с младшими школьниками»

выполнила:                                                преподаватель хореографии

детской школы искусств

№ 7 г. Смоленска

Рощина Н.И.

Смоленск

2015


Введение

Результаты эстетического воспитания хореографическими методами, как и любого другого, зависят от методов преподавания. При правильно выбранной и научно обоснованной методике, что стоится с расчетом единства формы и содержания, природные способности ребенка выявляются, развиваются и формируются разносторонне.

Методика пребывает в постоянно развитии, обогащается новыми методами и приемами, соответствующими требованиям времени. Педагог обязан постоянно следить за изменениями в методике и ее развитием, поскольку применение шаблонных, устарелых приемов может привести к тому, что у ребенка будет задержано, если не уничтожено, созревание творческой основы его интеллектуального развития.

Главное в воспитании это умение педагога включать в работу различные анализаторы, которые возбуждают мысли и чувство ребенка. И. Сеченов утверждал, что корни мыслей детей лежат у чувств, а К. Ушинский говорил: «Если вы хотите, чтобы ребенок выучил что-то доброе, то заставьте брать участие в этой учебе как можно большее количество нервов. При такой дружной взаимопомощи всех органов в акте обучения вы победите наиленивейшую память».

Задействовав определенные методические приемы, педагог успешно может решать эту важную задачу. Например, при разучивании движений ему необходимо подобрать такие игровые задания, сюжет и образы, которые активизируют мышление, вызовут у детей ряд чувств, связанных с работой представления, повысят качество восприятия, фантазию и т.д., что, в свою очередь, вызовет эстетические переживания и поэтому включит эмоциональную сферу. Без комплексного обучения, которое задействую наибольшее количество чувств, воспитание будет бессмысленным, формальным, «притушит» эмоциональную сферу ребенка. Поэтому материал, даже его отдельные элементы, педагог должен подавать в игровой форме, так как стремление к учебе, ответственной работе у детей, особенно младшего школьного воораста, объединяется в стремлении к игре.

З


Для того чтобы дети могли не только проявить, но и задействовать при исполнении задания способами танца вызванные им чувства, необходима, прежде всего, их заинтересованность не только этим конкретным задание, но и всем научно-воспитательным процессом. Решающая роль в воспитании интереса к занятиям хореографией зависит только от педагога, от тех методов, которые он использует.

Прежде всего, это создание атмосферы, в которой ребенок может радостно и свободно работать без непомерных стараний. У младших школьников труд ограничен, поэтому важен не его результат, а сам процесс. Каким бы незначительным ни был результат, педагог должен поддерживать усилия детей, стимулировать их. Перед ребенком ставится ясная и доступная цель. Заинтересованный в достижении этой цели (поскольку она понятна), ребенок проявит свою инициативу, что необходимо для воспитания творческого начала.

Детскую инициативу педагог должен вовремя заметить и поддержать. Ребенок увидит результаты своего труда, и это принесет ему большую радость. А педагог при этом достигнет единения морального и эстетического воспитания. На успехи того или иного ребенка нужно обращать внимание всего коллектива, обговорить их, объяснить, почему именно этот ребенок достиг таких успехов, добиваться, чтобы его труд стал примером для других.

Осмысленная заинтересованность и проявленная в связи с этим инициатива открывают возможности для развития богатого комплекса чувств, вызванный правильно поставленными задачами.

Учебный процесс строится на акт ;вном взаимодействии педагога и детей. После детального объяснения и показал очередного задания, которое должно вызвать у учеников яркие танцевальные впечатления, педагог концентрируется на том, как они выполняют задание, как проявляется их активность, чувства, мобилизуется внимание, и, особенно, как дети преодолевают трудности по усвоению материала. Педагогу необходимо быть сдержанным, тактичным, ничего не навязывать и не подсказывать им. Они должны свободно проявлять свою инициативу.

Детскую активность нужно растить не спеша, осторожно, последовательно. Детям должны быть понятны и доступны требования учителя. Только такая осознанная деятельность обеспечит необходимую активность и правильное развитие.

Выполняя задание педагога, дети повторяют его несколько раз. Их активность в этот период должна направляться на то, чтобы с каждым поворотом лучше выполнять задание, исправляя ошибки, на которые указал педагог. Осваивая материал, дети приобретают уверенность в своих силах, у них появляется стремление к самостоятельному действию. Самостоятельное выполнение задания помогает лучше усвоить материал, способствует умственному и художественному развитию, открывая простор творческой инициативе. И поэтому одно из главных заданий педагога — суметь привить в раннем детстве черты самостоятельности, необходимые для будущей деятельности.

Дети с радостью выполняют различные поручения, стремятся сделать даже больше, чем от них требуется. Но допускать этой стихийности не следует. Нередко непосильная задача, которую берет на себя ребенок, может негативно повлиять на его нервную систему. Поэтому педагогу следует подбирать и давать задания индивищально, исходят их особенностей ученика.

Воспитание самостоятельности следгет начинать с очень простого и одинакового для всех задания. Например, самим прищмать игру, движение для передачи образа животного, птицы, куклы; запомнить последовательность движений; в задании, этюде, танце найти движение и образ, соответствующий музыке.

Внимательно наблюдая за детьми, педагог выяснит, что среди них есть смелые, легко УСВаИВаЮПЦИе материал, а есть застенчивые. Детей впечатлительных, застенчивых необходимо «раскрывать» постепенно, не спеша, чтобы не травмировать их, не вызвать чувства неуверенности. Иначе такие дети замыкаются в себе, развитие их способностей тормозится. Поэтому общие задания педагог должен давать ориентируясь

на пассивных детей, а индивидуальные — исходя из возможностей каждого.

Самостоятельную деятельность можно начинать тогда, когда накоплен конкретный материал: запас движений, навыков, умений, знаний.

В группе 6-7 лет накопление материала идет на протяжении первого полугодия, во втором — его освоение. Группа 7-8 лет проходит материал предыдущий за значительно меньший период и приступает к изучению нового. Аналогичный процесс происходит в группе 8-9 лет.

С развитием самостоятельности ребенок утверждает себя как личность, осознанно берет участие в жизни коллектива и несет ответственность за своей коллектив.

Педагогу необходимо воспитывать в нем указанные черты, поскольку они готовят ребенка к художественной деятельности, что и является высшей формой проявления интеллекта, индивидуальности.

Воспитание таланта с его индивищальными особенностями — тонкий и сложный процесс. Тут необходимы чуткость, знание различных методических приемов, чтобы, исходя из возможностей каждого ребенка, индивидуально использовать именно тот прием, которые соответствует особенностям его развития и решению поставленных задач.

Педагогика хореографии выполняет не только просветительские функции, но и оздоровительные, поскольку осуществляет и физическое воспитание. Для достижения положительных результатов педагог ставит перед детьми по возможности конкретные задачи. Например, воспитание волевых качеств путем преодоления трудностей, укрепление здоровья постановкой осанки.

Основные методические приемы

Организация художественной деят ельности обеспечивается подбором таких методических приемов, которые вызывают у детей желание творить. К ним относятся:

1. показ

Он заключается в том, что, приступая к изучению нового движения, позы и т.п. педагог сопровождает его точным показом, который обязательно должен иметь сюжет и образ.

В показе педагог исполняет движение в законченном виде, и только затем переходит в разбору отдельных его деталей. То есть, метод решения отдельных движенческих навыков, в которых есть конкретные элементы только движения. Этот метод можно назвать и методом раздельного изучения всех деталей. Педагог объединяет их и работает над формой всего движения.

Содержательный точный показ сосредотачивает внимание ребенка, хорошо воздействует на все органы чувств и на умственную деятельность. С началом движения у детей одновременно начинается развитие образного мышления, и представления о времени и пространстве.

Поэтому задание педагога во время показа не только в том, чтобы научить детей просто видеть движение, но главным образом в том, чтобы, изучая движение, дети творчески обговаривали свои чувства, объясняли один другому, как его нужно исполнить. Это ведет к четкому представлению образа движения, что влияет на развитие фантазии, которая помогает ребенку глубже раскрыть свой духовный мир. При невнимании к сюжету, образу танца творчество детей становится бессодержательным и формальным.

Начиная с первых дней занятий, детей нужно учить видеть форму: сначала ее основу — выразительность и образ, и лишь затем детали.

Показ рассчитан на то, чтобы приучить ребенка к четкости, грамотности исполнения движения и привития им танцевальной культуры.

2. Пример

Это правильное эмоциональное и выразительное исполнение педагогом задания, которое он ставит перед детьми. Во время показа задействуется метод целостного упражнения. В своем исполнении педагог образно раскрывает содержание и значение каждого куска так, чтобы у ребенка появилось желание его исполнять. Только с таким условием деятельность его будет творческой. Такой процесс обучения способствует крепкому усвоению материала, стимулирует умственную деятельность и является основой качества исполнения.

После анализа педагог повторяет исполнения примера, а затем предлагает детям самостоятельно исполнить его по памяти. Первые примеры должны быть простыми и короткими, но постепенно усложняться .

В начале в своем исполнении дети повторяют показ педагога, осваивают его опыт, и он незаметно становится их личным опытом. С его появлением развивается фантазия, которая дает возможность свободнее «войти» в образ. Шире проявляется инициатива. Одновременно с этим они приобретают и технические навыки, умение самостоятельно пользоваться ими, но уже вносят в исполнение индивидуальность.

Введение в учебный процесс примера способствует развитию творческих способностей детей, помогает форматированию их самостоятельности, активности и способности к преодолению трудностей.

З. Словесный жетоД

Методические приемы и покат не могут осуществляться без словесных пояснений, указаний. Психологическая сила воздействия слова и интонации открывают перед педагогом большие возможности во взаимоотношениях с детьми. Слово может быть могучим стимулятором, но им можно и парализовать деятельность ребенка, убить его веру в себя. Именно поэтому педагог должен пользоваться словом и интонацией осторожно и артистично. В голосе должно звучать желание помочь ребенку.

Пока и пример служат иллюстрацией к слову. Слово в форме конкретных указаний помогает раскрываться и показывать суть движений, его содержание, значение деталей.

Знакомя детей с задание педагог не должен отдавать предпочтение словесному методу, потому что знания, полученные таким образом не подкрепленные зрительно, некрепки. Правильное соотношение межщ зрительностью и словом помогает детям самостоятельно находить методы творческой выразительности для воплощения своих задумок.

Единство зрительности и словесности соответствует учению И. Павлова. При показе у детей сохраняются временные связи в коре головного мозга, то есть, участие принимает главным образом первая сигнальная систему, а при единстве показа и слова принимает участие и первая, и вторая сигнальные системы.

В работе с детьми 6-7 и 7-8 лет не следует пользоваться только словом. Для детей 8-9 лет во время объяснения задания, постороено на уже пройденном материале, можно дать только словесное описание. Но часто употреблять этот метод нецелесообразно.

4. Музыкальное сопроеожДение как метоДический прием

Высокой культуры движения невозможно достигнуть без соответствующего качественного музыкального материала. Подбирать его рекомендуется из классической и современной музыки, а так же народной, и в профессиональной обработке. Содержание этих произведений должно соответствовать внутреннему миру ребенка, характеру движений и образов.

Воспитать у ребенка потребность в музыке, любовь к ней, музыкальный вкус — одна из самых важных задач педагога. Начинается это воспитание с музыкального оформления урока.

Умелый подбор музыкального ма ериала отбрасывает формальный подход даже к простейшим упражнениям. Используя этот метод педагог пробуждает в детях эмоции, заставляет их прочувствовать движение, этюд, танец, лучше понять образ.

Прослушивание приучает к активному восприятию музыки, обогащает мышление. Сопровождение следует проиграть несколько раз, чтобы дети хорошо вслушались в него. Педагогу необходимо отдельными пояснениями, дополнительными занятия ми помочь детям с заторможенной реакцией на музыку.

5. Игровой жетоД соревнования

Суть его в том, что педагог подбирает для детей такую игру, содержание которой предполагает их соревнование между собой за лучшее исполнение того или иного задания. Игру дети могу прищмать и сами.

б. МетоД воспитания подсознательной Деятельности

Полноценная творческая деятелт ность не может протекать без активной работы подсознания. Чем богаче подсознание, тем красивее, неожиданнее подскажет оно решение творческой задачи. Такое решение не сможет дать сознание.

Воспитание подсознательной деятельности начинается с дошкольного возраста и происходит путем накопления впечатлений: зрительных, слуховых чувственных. В младшем школьном возрасте процесс этот углубляется и может быть дополнен некоторым анализом.

Большую роль в воспитании подсознательной деятельности играют прогулки, чтение сказок, детской литературы, воплощение на занятиях сказочных образов, знакомство с иллюстрациями, репрощкциями, прослушивание музыкальных отрывков, просмотр хореографических композиций и т.д.

Выводы:

  1. Педагог должен придерживаться последовательности в использовании методических приемов, которые соответствуют каждой возрастной группе.
  2. В методических приемах от конкретных указаний, которые дети точно исполняют, следует постепенно переходить к практическим советам, которые направляют деятельность учащихся. И, наконец, строить занятия так, чтобы дети задействовали свои творческие защмки, проявили инициативу.

З. Повторение движений, заданий, этюдов, танцев — обязательный элемент процесса обучения, который имеет ценность только тогда, когда при каждом повторении ставятся дополнительные задания.

  1. Игра в младшем школьном возрасте вносит в жизнь ребенка радость, яркие впечатления, вызывает эстетические чувства, создает больше возможностей для проявления инициативы, пробуждает активность, развивает творческие способности, фантазию, учит самостоятельности. Поэтому эстетическое воспитание методами хореографии должно строиться на игре и через игру.
  2. Помочь ребенку без перегрузки его эмоциональной сферы проявить в танце, игре свои мысли, чувства, педагог сможет лишь тогда, когда, подбирая содержание программного материала, внимательно прощплает доступность для детей впечатлений, которые вызовет этот материал и, прежде всего, музыка.
  3. Музыкальный материал должен подбираться для каждой группы с учетом ее возрастных особенностей. Неправильный его подбор ожжет вызвать эмоции, которые не соответствуют возрасту ребенка, а это плохо влияет на его нервную систему и отвлекает от приобретения движенческих навыков.

Работать с детьми только над подготовкой к концертам неправильно. Мысль о том, что при таком «воспитании» соприкасаются с искусством, эстетически развиваются — глубоко ошибочна. Такие дети на сцене не выразительны, у них отсутствует радость творчества и свобода. Вместо творчества — механическое, формальное исполнение танца, в большинстве случаев лишенное сюжета и элементарной танцевальной культуры. Такая «художественная деятельность» вредит умственному и эстетическому развитию ребенка, убивает в нем ценные задатки. А ведь их развитие — главная задача эстетического воспитания методами хореографии.


Литература:

  1. Березова Г. Хореографическая работа с детьми младшего школьного возраста. — Киев, «Музыкальная Украина», 1989
  2. Бондаренко Л. Ритмика и танец. — Киев, 1972.

        з.        Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

  1. Вопросы теории эстетического воспитания / под ред. Апресяна Г.З./ - М., 1980.
  2. Макаренко АС. Полное собрание сочинений в 7-ми томах. —

м., 1950.

        б.        Музыкальное воспитание детей. — Л., 1989.

7. Ушинский КД. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М., 1953.


МБОУ ДОД ДШИ

г. Смоленска

Методическая разработка

«ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ»

Выполнила:        преподаватель хореографии

Рощина Н.И.

Смоленск

план

План

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста

Организация занятий

Построение урока

Советы по проведению первых уроков

Музыкально-ритмические занятия

Выводы

Содержание работы10

Группа 6-7 лет10

Группа 7-8 лет12

Группа 8-9 лет12

Группа 8-9 лет13

Литература14


Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста

У детей младшего школьного возраста весь костно-мышечный аппарат и аппарат связок еще очень слаб и пребывает в стадии развития, поэтому не следует их перегружать. В этом возрасте еще недостаточно развернуты стопы (23 0 ), а более младшие держат их практически параллельно. Разворачивание стопы с возрастом постепенно увеличивается, что обусловлено соотношением частей тела и центром тяжести. Учитывая это, на занятиях нужно не форсировать формирование выворотности, а проводить обучение не выворотных позиций бального танца — первой и третьей.

Одновременно с развитием ребенка развивается и прыжок. Начиная с 6-7 лет, симметричные движения ног при выворотных прыжках сохраняют заданное положение.

Быстрота движений зависит от быстроты протекания физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате и центральной нервной системе. Параллельно с возрастом, развитием ребенка возрастает и быстрота ходьбы.

Точность, работоспособность мышечного напряжения у детей семи десяти лет еще небольшая, как и способность нервной системы к более длительному поддержанию состояния беспрерывного нервного возбуждения. Поэтому нельзя детей этого возраста ставить в позу на длительное время. Исходя из этого, педагог должен помнить, что длительные нагрузки во время разучивания танца в одном и том же ритме давать не слещет, необходимо чередовать их с фазами переключения, обновления и стимулирования моторики в более легких мышечных усилиях.

У детей младшего школьного возраста процессы возбуждения перевешивают процессы торможения. Чувства и восприятие у них развиваются интенсивно и опережают развитие мышления.

У детей 6-7 лет доминирует игровой рефлекс. От 7 до 8 лет кроме этого рефлекса, рефлекторным становится слово. С 4 до 7 лет превалирует действенное мышление, поэтому целесообразно усилить развитие двигательной активности ребенка и использовать более широкий диапазон


четко дифференцированных и адекватных с заданием способов формирования моторики организма.

Особенность младшего школьника в том, что он все воспринимает через игру. Наиболее действенным способом развития и тренировки есть игра. Этот период в жизни — период развития фантазии и воображения.

Для правильного формирования высшей нервной деятельности ребенка педагогу необходимо подбирать такие игровые танцы, которые соответствуют его возрасту.


Организация занятий

Занятия с младшими школьниками можно провести как в групповой, так и в индивидуальной форме. Не важно, в каком варианте будет проходить урок, его главная цель: ознакомить, научить, закрепить.

Длительность урока не должна превышать 45 минут, иначе это приведет к физическому переутомлению, рассеиванию внимания. Урок должен строиться на разнообразном материале, который нравится детям. Не слещет долго оставлять детей на одном движении, потому что оно у них еще не стойкое. Между частями урока слещет делать паузу, чтобы переключить внимание детей.

Построение урока

Начинать урок следует с 3-5 минутной разминки. Детям проигрывают незнакомую музыку, каждый ребенок движется так, как хочет. Перемены в движении наступает в связи со сменой нюансов, темпов, регистра.

Урок, как правило, слагается из трех частей, каждая из которых должны быть незамкнута и интересна.

«Разминка» это подготовка к началу урока, ею начинается эмоциональное проникновение в образ, актуализируется внимание на общем освобождении двигательной активности.

Вторая часть урока для младшей группы проходит в форме свободной игры, для средней группы игры с самостоятельно прищманными сюжетами, для старшей группы — разучивание этюдов к танцам.

Третья часть урока: младшая группа — ритмические задания, вначале без сопровождения, средняя игровые этюды к танцам, старшая разучивание частей танца.

По желанию педагога может быть и четверная часть: младшая группа — прослушивание музыки для будущего игрового задания или ритмического упражнения, средняя — показ самостоятельно подготовленного задания, старшая — пока самостоятельно придумано этюда или маленького танца.

Каждая часть урока должна включать повторение пройденного и объяснение нового материала с его обязательным закреплением (самостоятельное выполнение задания). Постоянным повторением незаметно накапливается материал, которым ребенок сможет пользоваться в самостоятельной деятельности.

Каждая часть урока должна ставить конкретные задания, связанные между собой и направленные на выполнение программы в целом. Соответственно поставленным задачам, педагог выбирает методические приемы.

На каждом занятии педагог должен говорить детям, что они сегодня будтт делать, чему должны научиться, обращать внимание на достижение цели.

Новый материал лучше подавать в небольшом объеме, с нарастанием степени сложности. Перед каждым повторением слещет четко объяснить, с какой целью повторяется движение или этюд. При исполнении новых заданий и повторении старых у детей не должна пропадать творческая основа. Детям каждой возрастной группы необходимо разное время для усвоения материала и приобретения навыков. Но этот процесс обязательно должен быть осмысленным!

Подбирать движения к танцам, этюдам, играм слещет не очень сложные, черещя моменты оживленности и спокойствия.

После того, как дети освоят необходимое количество движений, педагог направляет их деятельность на самостоятельное использование этих движений для выполнения разнообразных по содержанию заданий.

Во время подачи нового материала педагог внимательно следит за эстетическими переживаниями детей, фиксирует их, так как в дальнейшем в процессе разучивания этюдов, танцев при неоднократном повторении движений впечатления стираются, и движения могут быть не усвоены до свободного исполнения. В «рабочий» же период следует следить за эмоциональностью восприятия музыки, она не должна снижаться.

С первых дней обучения и до его завершения педагог провидит воспитание внимания у детей от неосознанного к осознанному. Методика состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно ставить перед собой определенную цель и добиваться ее достижения. Цель всегда должна быть ясной. Желая достичь ее, ребенок сживается с образцами, они становятся ему понятными, близкими, и тогда постепенно исполнение становится свободным, осознанным.

Когда дети освоят определенное количество умений и навыков, можно давать им задания на дом. Это развивает творческий потенциал ребенка и не позволяет ему забывать материал, полученный во время урока.

Во время занятий можно пользоваться станком, но он должен быть точно рассчитан на возраст детей. Подводить их к станку стоит лишь в том случае. Когда движение вначале трудно выучить на середине зала.

Советы по проееДению первых уроков

Начиная работу с детьми младшего школьного возраста, педагогу необходимо познакомиться с ними, присмотреться, сориентироваться в их данных. С этой Цег,ЬЮ на первом уроке педагог предлагает детям называть игры, в которые они любят играть. В зависимости от количества названных игр, дети играют первые два — три урока.

Застенчивые, несмелые, заторможенные в своем развитии дети не назовут игр и не сразу включатся в них. Заставлять их принимать участие в игре вопреки их воле не слещет: они могут только замкнуться в себе.

Завершив период знакомства, педагог переходит к процессу обучения.

На первом занятии дети учатся ходить, начиная шаг с носка. Для разучивания этого движения можно взять шаг кота и т.п. Задание должны выполнять все дети. Во время упражнения педагог считает детям не слишком быстро, чтобы они успевали правильно ставить ногу. Не стоит делать замечания, чтобы не мешать детям сосредоточиться. После окончания нужно похвалить детей, сделать общее замечание и повторить задание. Повторять можно до трех раз — в силу неустойчивости внимания интерес к заданию начнет снижаться.

Эмоциональное возбуждение, вызванное игрой, нужно снять. Этого можно достигнуть, например, таким способом: педагог спрашивает детей, в какую игру они хотят поиграть в конце урока. Небольшой диалог, две-три минуты, снимет возбуждение, внимание вновь сконцентрируется, а увлечение не снизится.

Как только дети овладеют навыками «ходить с носка», педагог начинает работать над осанкой, а после этого приступает к музыкальноритмическим заданиям, цель которых — подготовить детей к выполнению упражнения с аккомпанементом.

К конце года дети должны уметь двигаться под музыку, передавать в движениях все нюансы, сменять, согласно с музыкой, их характер, двигаться в шеренгах вперед, назад и по кругу с точными остановками в конце музыкальных фраз.

Музыкально-ритжические занятия

Переходя к музыкально-ритмическому воспитанию на уроке, педагог должен, прежде всего, знакомить детей с понятием четкого ритма. Посадив детей полукругом, педагог предлагает им хлопать в ладоши сначала свободно, потом вместе с ним под счет. От урока к уроку ритмический рисунок усложняется. И все же, задания не должны быть слишком сложными.

Слещющий период обучения — соединение хлопков с шагами на месте. После разучивания педагог переходит к выполнению этих заданий под сопровождение.

Сопровождение должно быть легким. Концертмейстер проигрывает его несколько раз, объясняет счет и лишь затем задание выполняется. Все внимание детей направлено на музыку, поэтому ни осанка, ни шаг, пока не устоится музыкальное восприятие, не должны играть в замечаниях педагога существенной роли.

Освоив выполнение простых движений под музыку, дети слушают очень доступное объяснения педагога о том, что так такт, сколько в нем четвертей, что такое музыкальная фраза, со скольких тактов она слагается.

Окончив этап музыкально-ритмического обучения, педагог приступает к выполнению пройденных детьми игр в сопровождении музыки.

Выводы

  1. большое значение в организации деятельности педагога имеет правильное планирование материала. При таком планировании годовой материал распределяется по ступеням сложности поквартально, квартальный — по месяцам, месяц — по неделя, неделя — поурочно.
  2. Каждое занятие должно быть продумано и обосновано, обязательно записано. Следующее занятие должно логично продолжать предыщщее, развивая, детализируя и усложняя его.

з. Игры и танцы требуют значительных волевых усилий. Физическая нагрузка на детей должна соответствовать их возрастному нервно-психическому развитию.

  1. Важным условие проведения занятия является его атмосфера и организованность. Уважение к личности ребенка лежит в основе формирования правильных взаимоотношений между педагогом и детьми. Доброжелательность в отношении к детям и одновременно высокая требовательность создают соответствующю атмосферу, которая способствует успешному учебно-воспитательному процессу.
  2. Дети должны уяснить, что посещение занятий -- обязанность каждого.
  3. С первых дней занятий педагог должен установить порядок, дисциплину в коллективе и следить за ее соблюдением.
  4. Группа должна состоять не более чем из двадцати детей.

Содержание работы

При составлении материала для обучения и подбора методов мною учитывались общие физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Цель данного реферата — помочь подобрать нужный для проведения занятий материал. Каждый педагог может составить свой вариант, соответствующий возможностям детей и особенностям коллектива.

Основные требования к процессу обучения:

  1. Четкая систему поточных заданий и бущщие перспективы, чтобы избежать стихийности и случайности в обучении.
  2. Простой, посильный для каждого возраста материал.

З) Объем знаний, умений и навыков должен соответствовать возрасту детей.

  1. Последовательное повышение требований к качеству исполнения, устойчивости знаний, свободного пользования навыками и умениями, постепенное усложнение и увеличение объема материала от младшего к старшему возрасту.
  2. Расположение материала от простого к сложному.

        б)        Репертуар, который дается детям, должен быть разнообразным.

  1. Подчеркивание влияния значения музыки в эстетическом воспитании детей, внимание на качество и подбор.
  2. Содержание материала должно учитывать особенности развития процессов восприятия, памяти, чувств, способностей, активности, самостоятельности, художественной деятельности и т.д.
  3. Хореографическими методами для детей младшего школьного возраста должны быть танцевальные движения, комбинации, игры, этюды, музыкально-ритмические упражнения, элементы классического экзерсиса и т.д.

Группа 6-7 лет

У детей этой группы еще очень слаба нервная система, эмоциональная сфера нестабильна. Дети очень энергичны, любят шуметь, задавать вопросы, бегать, вместе играть, но и ссориться. Внимание у них неустойчиво. Хорошо понимают и запоминают содержание игр, заданий, этюдов, танцев. Любят слушать сказки, изображать животных и сказочных персонажей. Проявляют интерес к результатам своей работы.

Вести себя с ними следует осторожно и чутко. Говорить тоном приказа недопустимо. Им нужно объяснить, как и почему сейчас нужно выполнить то или иное движение.

Сложно процесса воспитания для педагога состоит в том, что он осуществляет его средствами хореографии, воздействие которых на не устоявшуюся эмоциональную сферу ребенка очень сильное. Направлять, воспитывать и руководить эмоциями детей, воспрепятствовать их хаотическому проявлению педагог может двумя путями:

  1. Старательно продуманной подготовкой к уроку.
  2. Способом подачи материала: подавать его следует так, чтобы подталкивать детей к умственной деятельности и вызывать осмысленное отношение к обучению.

Объяснять материал слещет через знакомые детям образы, увлекательные рассказы и игры.

Слова педагога должны соответствовать показу, тогда, воспринимая показ движений со всеми их техническими деталями, которые обеспечивают правильное исполнение, дети быстро осваивают их.

Содержательность и образность движений подскажут детям их форму, а увлеченный заданием ребенок начнет сам его повторять, показывать другим детям, родителям... Педагогу необходимо поддерживать эти первые проявления самостоятельности, творческого подхода.

Педагог должен уметь увлекать детей ненавязчиво, легко. Такое увлечение вызывает у них желание действовать, пробуждает эмоциональную сферу, умственную деятельность, фантазию, инициативу, активность.

Любое задание не должны подаваться без содержания, детей нужно сразу же учить делать все осмысленно.

Группа 7-8 лет

Дети этого возраста более спокойны, внимательны, послушны, физически сильнее, их нервная система и эмоциональная сфера более стабильна. Они выявляют желание учиться, быть в коллективе, находиться в центре внимания. Дети начинают п-жимать связи между явлениями, систематизируют их, мыслят логично. Художественное восприятие становится глубже, навыки более стойкими, усиливается слух, чувство ритма, движения становятся точнее, свободные действия — убедительнее, сильнее КОСТНО-МЫШеЧНЫЙ аппарат. Это дает возможность лучше развивать бег, ходьбу, шаги. Психологические и физиологические изменения позволяют увеличивать длительность и интенсивность нагрузок.

К 5-6-летним детям педагог может предъявлять четкие требования, ставить более конкретные задачи цель мягким, но более настойчивым тоном.

В этой возрастной группе педагогу следует уделять особое внимание воспитанию самостоятельности, активности, фантазии, творчества и т.д. Внимательно следить за развитием каждого ребенка.

В заданиях детям необходимо давать больше свободы, увеличить количество сольных выступлений.

Ребенок 7-8 лет начинает осваивать простор, ориентируется в нем, образное мышление у него развивается быстрее, а вместе с ним происходит и осмысление движений.

Рисунок задания, этюда или танца должен быть таким, чтобы дети имели возможности самостоятельно расширять его, исполняя в более быстром темпе. Иногда педагог только лишь намечает рисунок, а дети развивают его.

Хотя дети 7-8 лет спокойнее и послушнее 6-7-летних, они требуют от педагога большого педагогического мастерства.

Группа 8-9 лет

8-9-летние дети наполнены кипучей энергией они постоянно находятся в движении. Их эмоциональная сфера богаче, но на еще не стойкая.

Первая неудача смущает их. дети охотно берутся за все, но не всегда

доводят дело до конца, легко отвлекаются. Черновую и неинтересную работу не любят, зато хотят быть в центре внимания.

У детей этого возраста расширяется представление о том, что нужно сделать для правильного исполнения движения или танца. Они могут направлять и проверять себя. Становятся внимательнее к качеству исполнения и лучше понимают художественную форму, смелее руководят своими движениями в различных темпах. У них развивается абстрактное мышление, работа подсознания.

Основным методом в работе с детьми этого возраста является игра.

Оставаясь на тех же принципах свободного выявления детского творчества, педагог имеет право ставить перед ними более высокие требования к самостоятельности и качеству работы.

Введение в обучение начальных (облегченных) приемов экзерсиса классического танца дает педагогу возможность поднять воспитание танцевальной культуры на необходимый эстетический уровень.

Группа 8-9 лет

Задания и содержание работы для детей группы 8-9 лет остаются теми же, что и для группы 7-8, но усложняются, соответственно возрасту. Обогащается и углубляется содержание всех заданий, увеличивается длительность номеров, усложняется композиция, повышается требование к исполнению.

При освоении новых заданий дети должны уметь задействовать знания и навыки, которыми они овладели в предыдущих группах.

Пополняется запас движений, дети должны лучше координировать их в зависимости от музыкального сопровождения. Углубляется развитие движенческих навыков в более быстром темпе. Дети должны запомнить последовательность развития действия в танцах играх и этюдах, выразительнее отображать образы, принимать участие в постановке танцев по заданию педагога, самостоятельно придумывать движения к танцам.

Литература

  1. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / под ред. Маркосяна А.М./. — М., 1969.
  2. Раевская Е., Соболева Г., Ушакова З. Музыкальнодвигательные упражнения начальной школе. — М., 1981.

з. Сенсорное воспитание младших школьников / под ред. Саккулиной И.П., Позднякова Н.И./. — М., 1978.

  1. Художественное творчество ребенка / под ред. Ветлугиной

н.А./ - М., 1992.

  1. Элькони Д.Б. Психология игры. — М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Особенности преподавания классического танца младшим школьникам

Реферат "Особенности преподавания классического танца младшим школьникам"...

Дипломная "Особенности развития познавательной активности младших школьников"

laquo;Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собствен...

Презентация: "Характерные особенности формирования естественнонаучных понятий младших школьников"

Презентация: "Характерные особенности формирования естественнонаучных понятий младших школьников"...

Особенности учебного процесса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках физкультуры

Обзор особенностей уроков физкультуры у детей с ОВЗ, в частности с ЗПР. Рассмотрены: задачи, решаемые физическим воспитанием детей; понятие универсальных учебных действий, их функции и основные виды; ...

Недетские возможности детской игры (использование приёмов песочной терапии при работе с младшими школьниками)

В статье описывается возможность применения приёмов песочной терапии при работе с младшими школьниками....