Особенности учебного процесса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках физкультуры
статья

Сазикова Полина Евгеньевна

Обзор особенностей уроков физкультуры у детей с ОВЗ, в частности с ЗПР. Рассмотрены: задачи, решаемые физическим воспитанием детей; понятие универсальных учебных действий, их функции и основные виды; образовательные потребности школьников с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сазикова Полина Евгеньевна

Учитель физической культуры ГБОУ школы-интерната № 6

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Особенности учебного процесса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках физкультуры

г. Санкт-Петербург

2020 г.


Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях является их обучение. На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, инклюзивное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Однако в большей или меньшей степени все эти формы имеют свои недостатки.

Само понятие “ограниченные возможности здоровья” объединяет в себе различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Согласно классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития и другими комплексными нарушениями психофизического развития. Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), надо отметить, что специфической направленностью в работе с такими детьми, является ее коррекционно-развивающая сторона, в том числе и процесса физического воспитания.

В классах с детьми ОВЗ нужно стараться использовать больше игровых методов и форм на уроках. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно быть умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Физическая культура (ФК) и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни. Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Основная цель работы учителя физической культуры – обеспечить ученику с ОВЗ не только возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления здоровья в повседневной жизни.

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы специальной школы. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Они направлены на укрепление здоровья и физического развития детей, на формирование и совершенствование ряда двигательных умений и навыков осанки и координации движений. Эти задачи предусматривают также сообщение учащимся элементарных сведений по вопросам укрепления здоровья и физического развития (о формировании правильной осанки, дыхания, двигательном режиме), привитие гигиенических навыков.

Воспитательные задачи решаются не только путём привития устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, но и путём формирования морально-волевых качеств, навыков культурного поведения, что чрезвычайно важно для детей с задержкой психического развития. У них воспитывается целенаправленность деятельности, упорство в достижении цели, настойчивость, умение преодолевать трудности, формируется чувство коллективизма, ответственность, развивается произвольность поведения, дисциплинированность и организованность.

Коррекционные задачи физического воспитания направлены на преодоление у детей отклонений в физическом развитии, нарушений моторики и пространственной ориентировки, на привлечение внимания к собственным движениям. Формирование таких качеств, как умение выполнять упражнения по образцу и словесной инструкции, анализировать их и т.п., способствует развитию мыслительной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с задержкой психического развития.

В решении перечисленных задач важную роль играют универсальные учебные действия. Сам термин означает умение учиться, то есть это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Функции УУД включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
  • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова “универсальные учебные действия” означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного поиска и усвоения информации.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: обще учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Универсальный характер УУД заключается в том, что они имеют метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; лежат в основе организации и регуляции всякой деятельности обучающихся, независимо от содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.

Для развития регулятивных учебных действий на уроках физической культуры важно при организации учебного процесса учитывать следующие условия:

  • Осуществлять постановку задачи оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания должны выступать физические действия и их результаты, способы взаимодействия.
  • Анализировать изменения в спортивных показателях на основе собственных достижений учащихся, успехи и неудачи, причины неудач.
  • Использовать оценку для определения путей совершенствования физической деятельности.
  • Поощрять активность и инициативность обучающихся.

Важное значение в регулирующей деятельности играет оценка. Она оказывает влияние на мотивацию обучающихся, успешность учебной деятельности, формирование самооценки. При этом необходимо, чтобы младшие школьники владели способами оценки, поскольку это ключевое условие развития самооценки.

Школьники с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:

  • в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
  • в формировании обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.), в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
  • в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
  • в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
  • в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Директор ГБОУ школы-интерната №6                                        В.А. Путилова