Формирование фонематического восприятия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку

Рощина Юлия Николаевна
•В период обучения грамоте дети должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонематического анализа и синтеза. Именно это служит базой для дальнейшей успешной учебы.
У детей с ОВЗ нарушены высшие психические функции, а, значит, страдает и фонематическое восприятие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fonematicheskoe_vospriyatie.ppt436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Доклад по теме самообразования Ю.Н.Рощина

Слайд 2

Актуальность темы В период обучения грамоте дети должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонематического анализа и синтеза. Именно это служит базой для дальнейшей успешной учебы. У детей с ОВЗ нарушены высшие психические функции, а, значит, страдает и фонематическое восприятие .

Слайд 3

Цель : выявить педагогические условия, направленные на формирование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОВЗ Объект работы – формирование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Предмет – педагогические условия, направленные на формирование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Слайд 4

Выявить состояние проблемы формирования фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дать теоретико-методическое обоснование проблемы формирования фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Разработать методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1 2 3

Слайд 5

Определения Фонематический слух – это специальные действия по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его функциональной единицы (В.К. Орфинская (1963) Полный звуковой анализ слова – это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного).

Слайд 6

Исследователи проблемы: Р.Е. Левина, В.И.Лубовский, Т.Б.Филичева, Е.М.Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Х.Швачкин, Р.И.Лалаевой, А.Н.Корнев, М.Ф.Фомичёва, Г. М. Лямина, А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков.

Слайд 7

Аналитико-синтетический принцип обучения письму и чтению Осознание фонематической структуры слов и овладение навыком фонематического анализа. 2. Полноценное овладение слухопроизносительной дифференциацией и идентификацией всех фонем русского языка; 3. Владение синтаксическим членением речевого потока (высказывания) на предложения и слова Принципы-условия (по А.Н.Корневу) 4. Владение полным набором звуко-буквенных ассоциаций,т.е. правил символизации фонем русского языка по законам графики.

Слайд 8

Онтогенетические особенности развития фонематического слуха у ребенка в норме С 6 мес. Перенимает тон, мелодику, интонацию речи К 2 г. Реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой К 3-4 г. Дифференцирует гласные и согласные, твердые и мягкие, шипящие и свистящие К 4 годам Дифференцирует все звуки, т.е., фонематическое восприятие сформировано А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина

Слайд 9

Выводы исследователей: звуковой анализ – сложное многогранное явление, которое базируется на способности человека воспринимать, узнавать, дифференцировать и устанавливать последовательность в речевом потоке отдельные звуки-смыслоразличители (фонемы); недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последующем не позволяет им овладеть грамотой в школе (Д.Б.Эльконин).

Слайд 10

Нарушение речи – это собирательный термин для обозначения отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека Р.Е.Левина

Слайд 11

Причины речевых нарушений внутриутробная патология , которая приводит к нарушению плода: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. родовая патология (травма и асфиксия, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям; заболевания в первые годы жизни ребёнка : инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты, желудочно-кишечные расстройства.

Слайд 12

Нарушения в применении средств общения Заикание Нарушения средств общения: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (автор – Р.Е.Левина)

Слайд 13

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 14

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Неустойчивость внимания низкий уровень восприятия снижение продуктивности запоминания снижение познавательной активности Общие признаки снижение работоспособности

Слайд 15

Особенности речи детей с ограниченными возможностями здоровья Общее недоразвитие речи низкий уровень развития фонематического восприятия Задержка формирования грамматического строя речи Бедный словарный запас Нарушения звуко- произношения

Слайд 16

Выводы: Формирование высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья затруднено вследствие различных биосоциальных причин. Особенности психических функций проявляются в незрелости мотивационной сферы, общей познавательной пассивности и сниженном самоконтроле. У детей-логопатов с ограниченными возможностями отмечаются: неустойчивость вербальной памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкая умственная работоспособность, трудности в обучении грамоте. Несформированность фонематического восприятия выражаются в: Нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; Неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; Затруднениях при анализе звукового состава речи. Следовательно, для таких детей должны быть созданы специальные условия для обучения и подобраны специальные методики.

Слайд 17

Констатирующий эксперимент Цель: выявить состояние исследуемой проблемы в специальной (коррекционной) школе-интернате №7 г.Воркуты 1 2 3 Задачи : Подобрать диагностический инструментарий для выявления состояния фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Провести опрос, тестирование и анализ педагогической документации. Проанализировать полученные данные и сделать вывод о состоянии проблемы.

Слайд 18

Диагностика состояния исследуемой проблемы Изучены методики : Л.Г.Кобзаревой,Т.И.Кузьминой, Р.И.Лалаевой, Л.В.Венедиктовой, Г.А.Волковой. Выбрана методика Волковой Г.А. Система оценивания ориентирована на программу Г.А.Каше. Использовались методы: Наблюдение за детьми; Беседа с воспитателем группы; Изучение документации воспитателя (планы работы); Изучение медицинской документации (инд. карт развития); Изучение предметно-игровой среды группы.

Слайд 19

Показатели состояния фонематического слуха детей младшего школьного возраста (в %) Высокий уровень Средний уровень Выше среднего Ниже среднего Низкий Условные обозначения:

Слайд 20

Индивидуальные показатели состояния фонематического слуха детей младшего школьного возраста

Слайд 21

Индивидуальные показатели состояния фонематического слуха детей младшего школьного возраста

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ.

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ....

Формирование фонематического восприятия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

АннотацияМетодическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В работе описано теорет...

Особенности учебного процесса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках физкультуры

Обзор особенностей уроков физкультуры у детей с ОВЗ, в частности с ЗПР. Рассмотрены: задачи, решаемые физическим воспитанием детей; понятие универсальных учебных действий, их функции и основные виды; ...

Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...