Недетские возможности детской игры (использование приёмов песочной терапии при работе с младшими школьниками)
статья

В статье описывается возможность применения приёмов песочной терапии при работе с младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapia.docx140.8 КБ

Предварительный просмотр:

Недетские возможности детской игры

(использование приёмов песочной терапии при работе с младшими школьниками

Наверное, каждый замечал, как дети, оказавшись на пляже, сразу же начинают увлеченно играть с песком: лепить куличики, рисовать палочкой на влажном песке, строить крепости и целые песчаные города. Да и взрослых захватывает эта игра. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к постройке замка на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. И это неудивительно, по мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. От других форм арт-терапии, работа с песком отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкции, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

Говоря об истории возникновения и развития песочной терапии, следует отметить книгу известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд (Margaret Lowenfield), основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.E:\ГПД\Wells2.jpg

 Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной доктором Лоуэнфельд. Впервые на суд научной общественности свою методику Лоуэнфельд представила в 1931 году,  в 1937 году в рамках Конференции Британского психологического общества (British Psychological Society conference) её работа была отмечена К.Г. Юнгом.

E:\ГПД\5394996.jpgE:\ГПД\51KJCAT9TZL.jpg

                                                                                              Маргарет Лоуэнфелд

       Впоследствии, идеи и методы работы Лоуэнфельд были развиты швейцарским юнгианским аналитиком Дорой Калф, которая разработала методику sandplay (песочная игра). Главным принципом своей работы она считала создание свободного и защищённого пространства, в котором ребёнок (или взрослый) может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980). Дора Калф ушла из жизни в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и с взрослыми. E:\ГПД\image.jpg

                             Дора Калф

Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения с другими людьми. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя «лечит».

Занятия с песком позволяют определить особенности личности ребенка, помогают ему понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев. Дети учатся создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм, обретению веры в себя. Игры с песком способствуют снижению тревожности, страха, помогают в работе с психосоматическим заболеваниями. Следует отметить, что песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой.

Ребята с удовольствием работают на световых столах.  Занятия на песочных столах способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, фантазии, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. Кроме того, групповая форма занятий развивает умение играть в компании сверстников, общаться с другими детьми и педагогом, исполнять определённые роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям, вербально выражать свои мысли. Ребята приобретают первый опыт разрешения конфликтов, учатся совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других. Помимо этого, в процессе занятий достигаются сугубо практические цели: рисуя песком, дети закрепляют понятия «право», «лево», «верх», «низ», «середина», «больше», «меньше», «столько же» и т.д., отрабатывают навыки счёта, расширяют свои знания и представления об окружающем мире. Глядя в счастливые глаза детей, каждый раз убеждаешься в правильности слов К.Г. Юнга: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум».  

     E:\ГПД\7PqV0OLYIwQ.jpg              E:\ГПД\7PqV0OLYIwQ.jpg
E:\ГПД\vqicswy-_Sg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности хореографической работы с младшими школьниками

Реферат "Особенности хореографической работы с младшими школьниками"...

Авторская логопедическая познавательная игра с элементами песочной терапии по теме: " Текст-повествование"

Данное  индивидуальное  занятие  проводится  с  обучающимися  6-7 класса  для  детей  с  интеллектуальными  нарушениями    развития.Цел...

Использование Су-Джок терапии в работе логопеда

Су-Джок отлично развивает иелкую моторику...

Использование приемов песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать диагностические, коррекционные и развивающие задачи: развивает психические процессы, речь, моторику, фантазию, тактиль...

Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Указом Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с 2017 года по 2030 год» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации&raqu...