«Использование элементов мульт-терапии в работе с детьми, склонными к бродяжничеству»
методическая разработка на тему

Иващенко Лариса Александровна

Материал для выступления на краевом семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

4.Презентация, мультприключения: «Использование элементов мульт-терапии в работе с детьми, склонными к бродяжничеству» (воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации

Л.А. Иващенко)

Мульттерапия – это процесс реабилитации и творческой социализации детей, ориентированный на длительную работу с детьми с девиантным поведением, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, который  помогает преодолеть трудные ситуации, легче и с пользой прожить время, которое необходимо для реабилитации.

Мульттерапия - это эффективный инновационный метод арт-терапии, основанный на совместной работе детей и взрослых.  В ходе просмотра мультфильма  дети принимают самое непосредственное участие: рисуют, лепят, создают персонажей, режиссируют мультфильм, озвучивают и исполняют роли за персонажей. В игровой форме одновременно осваиваются многие разновидности творчества: изобразительное искусство, музыка, актерское мастерство. Придумывание и обсуждение  отдельных моментов мультфильма развивают у ребенка необходимые навыки для его социализации – фантазию, творчество, принятие различных социальных ролей, ребенок учится взаимодействовать в группе единомышленников. В творческом процессе ребенок легко усваивает основные механизмы поиска и принятия решений, также у детей снижается тревожность, повышается самооценка, они легче общаются со сверстниками.

Актуальность практического применения элементов мульттерапии в  профилактической работе с детьми с девиантным поведением заключается в том, что в ходе мультяшных приключений рассказывается, прежде всего, какая-то история ребенку,  в которой сюжет развивается очень динамично, что для детей важно, он за ним может наблюдать. Эта история короткая, как правило, поэтому ребенок способен удержать на ней внимание. Мультфильм похож на сказку, там вымысел и реальность сплетены между собой. И еще он похож на игру. Мультфильмы сродни чем-то игре для несовершеннолетних. Плюс, присутствуют главные герои, с  которыми ребенок  может себя отождествить. Там, как правило, присутствует 2 вида героев: добрый и злой. И ребенок может себя отождествить с добрым героем, и таким образом получить какую-то порцию позитива и принять этот тип поведения для себя.

Я  не  использую  в целом  мульттерапию,  а  отдельные  ее элементы.  Многие  советские  мультфильмы  использую  в  воспитательных  целях  на  групповых  и индивидуальных  занятиях.  По  ходу  просмотра проводим  игры,  обсуждения  поведения  главных  героев, рисование  главных  персонажей, обыгрывание отдельных ситуаций.

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мультяшное приключение, которое использую в профилактической работе с детьми.

Мультяшное приключение
с использованием мультипликационного фильма
«Ореховый прутик» (реж. И. Аксенчук)

        Задачи:

        1.Формирование умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними физические ощущения: напряженность — расслабленность.

        2. Формирование представлений о добре и зле, развитие эмпатии, способности к сопереживанию.

        3. Развитие творческих способностей, повышение самооценки, сплочение коллектива.

Используемое оборудование и материал: мультимедийное обрудование,  запись мультфильма «Ореховый прутик, цветные карандаши, трафареты цветов, белые листы А4.

Время проведения: 25 минут.

Место проведения: игровой зал.

Участники:  педагоги

Ход  мероприятия:

Просмотр начала мультфильма. Stop. Мариука уходит за грибами.

Вопросы для обсуждения:

-Какая это семья? Охарактеризуйте ее (дружная, сплоченная, заботливая и т.д.).

        - Какими качествами обладают  члены семьи? Перечислите их.

         Упражнение «Солнце светит для кого… »

        Участники  на лучах солнца пишут для кого светит солнце в сплоченной, дружной семье.

        Просмотр мультфильма. Stop. Слова кустика «На дубе сидит ворон»

Упражнение «Возвращение силы» (рисование в парах)

Участникам предлагается нарисовать прослушанный диалог в парах, изобразить грусть, печаль и сменяющую их радость на листе бумаги А4.

Просмотр мультфильма. Stop. Мариука говорит: «Моего брата забрала Клоанца»

Этюд «Сердитый — радостный»

- Как вы думаете, почему звери назвали великана сердитым? Что его рассердило?

- А что сердит вас? Отчего вы бываете сердитыми? Что чаще всего сердит людей? (Каждый  высказывает свое мнение.)

-Что изменило настроение великана? Почему он стал радостным?

Беседа о доброте

- Что вы можете сказать о девочке, какая она? Какое у нее сердце? Почему вы так решили? Кому еще она помогла? Какое сердце у человека, который всем помогает? (Доброе, золотое, мягкое и т.д.)

-А в каких ситуациях человек бывает добрым, а в каких злым?

● В каких ситуациях бывает злое настроение - гневное? Изобрази  и опиши мимические признаки гнева (брови нахмурены, взгляд неприятный, руки  напряжены, губы сжаты плотно).

● Нравится вам  отражение друг друга?

● Улыбнитесь себе, погладьте себя по голове и улыбнитесь друг другу.

● Как справляться с гневом?

Упражнение  «Побори свой гнев»

Далее предлагается крепко сжать кулаки, а потом разжать и встряхнуть руки,  обхватить себя руками - это поза выдержанного человека,  нарисовать свой гнев, а потом разорвать на мелкие кусочки.

Просмотр мультфильма. Stop. Мышка говорит: «Он выпустил моих внучат» (за добро платят добром)

Упражнение «Добрые чувства»

● Что значит делать добро?

● Назови добрые поступки и помыслы.

● Как можно помочь другому?

● Что значит «быть хорошим человеком» (это быть каким?).

● Расскажи о своем добром поступке.

Я  хочу вам рассказать историю о Добре и Зле. Встретились однажды на дороге Добро и Зло.

Улыбнулось Добро, поздоровалось первым:

- Добрый день, путник!

Усмехнулось Зло:

- Для кого добрый, а для тебя — нет.

- Почему же нет? — удивилось Добро, — небо чистое, голубое, солнце ясное, да и дорога хорошая. Погляди вокруг, какая красота на Земле!

- Да потому что я Зло. Со мной по миру идут горе, болезни, разные беды. А дружат со мной лодыри, обманщики и драчуны. И любой хороший день я могу испортить.

- А я, — спокойно ответило Добро, — стараюсь и умею помогать людям, люблю людей. Потому и меня люди любят, дружат со мной.

Давайте  вместе поможем Добру прогнать Зло.

Игра «Назови  ласково».

Стоя в кругу, участники  обращаются друг к другу по очереди: «Я рад(а) тебя видеть». Заканчивая фразу, пожимают  друг другу руки. В конце говорят хором: «Мы рады друг друга видеть».

Игра «Передай Добро по кругу»

Играет спокойная музыка. Каждый  получает лист бумаги, подписывает его, передает соседу справа, который рисует на листе «Добро» и так по кругу, пока лист бумаги не вернется хозяину. Когда листочки вернутся к хозяевам, ведущий читает стихотворение:

Радость — мир на всей планете!

Радость — маленькие дети.

Радость — солнце над землёй,

Неба синь над головой,

Серебристая дождинка,

Ручеёк весенний, звонкий

И летящая снежинка,

И росточек нежный, тонкий.

Обсуждение:

- Понравилось вам «Добро», нарисованное коллегами?

- Хочется дорисовать что-нибудь еще?

Просмотр мультфильма. Stop.   Добро борется со злом.

Игра «Разноцветный дождь» (добро побеждает зло)

Участникам предлагается написать на капельках дождя злые мысли, дела и поступки и составить разноцветный дождь, а затем добрые мысли, дела и поступки, которые покроют злой дождь. Чтобы ничего плохого в нас не осталось, все обиды, зло, горе, болезни давайте прогоним из себя. Делаем короткий вдох и сильный резкий выдох (3—4 раза). В итоге добро побеждает зло.

Просмотр мультфильма. Stop. Конец мультфильма.

Заключительная беседа

- Что больше всего понравилось вам в этом мультфильме?

- Какой герой больше всего понравился? Почему?

- Чему учит этот мультфильм?

Игра «Цепочка добрых целей»

Это наш мир и ваши добрые руки, которые сделают его прекрасным, чистым, дружным и счастливым. Давайте украсим наш земной шар цветами. На каждом цветке напишите добрую цель, которая будет приносить добро в каждую семью  или своё пожелание миру (включается спокойная музыка, все  рисуют).

Игра «Дерево дружбы»

Вы чувствуете, как хорошо, как тепло, когда вас нежно, ласково обнимают, и как неприятно, когда толкают, обижают. Давайте дружбу бережно хранить, давайте будем добрыми, и пусть в каждом из нас живёт Добро.  

Итак, если мы посмотрим в целом на все аспекты мультфильма, мы можем точно сказать, что мультфильм внутри себя содержит уже заранее некий потенциал, который, если его грамотно использовать, может помочь детям сориентироваться в этой жизни, правильно выбрать линию поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Мульт-терапия в работе с приемными семьями

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ СПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИМульт-терапии является наиболее экологичным и эффективным методом работы с будущими усыновителями и опекунами. Усыновление и опека – всегда резул...

Конспект совместной деятельности с детьми с ОНР с использованием элементов ТРИЗ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми предшкольного возраста с ОНР. Игра-викторина "Такие разные животные" (с использованием элементов ТРИЗ)....

Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству

Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут ...

Психолого - педагогическая работа с подростками, склонными к бродяжничеству

Проблема предотвращения бродяжничества и беспризорности среди молодежи, условия длясамореализации личности, преодоление жизненных критических ситуаций...

Использование технологии «Метод проектов» в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...