Конспект совместной деятельности с детьми с ОНР с использованием элементов ТРИЗ.
план-конспект занятия на тему

Тершукова Елена Викторовна

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми предшкольного возраста с ОНР. Игра-викторина "Такие разные животные" (с использованием элементов ТРИЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_2016.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

совместной деятельности учителя-логопеда с детьми

в подготовительной к школе группе

для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР):

игра-викторина «Такие разные животные»

(с использованием технологии ТРИЗ)

                           Учитель-логопед  

                          4 речевой группы

                                                     Тершукова Елена Викторовна

Санкт-Петербург

2016

ЦЕЛИ:

-  Углубление  и расширение представлений детей о животных.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

- Расширять и конкретизировать  представления детей о разнообразии мира животных, их свойствах;

- Упражнять в словотворчестве при помощи образовании существительных с суффиксами (длиннохвостка, возилка, бегунок, копытка и т.д.).

- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

- Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (на материале словотворчества);

- Развивать общую моторику и координацию движений;

Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение действовать в команде, уважать мнение своих товарищей;

- Воспитывать активность, самостоятельность высказываний;

- Продолжать формировать навык спокойно доказывать свое мнение;

- Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке.

Словарная работа: закрепление и активизация словаря по теме «Животные»: существительные – названия животных и их частей тела; прилагательные – домашний, дикий, хищный, травоядный, пушистый, лохматый, колючий, рогатый, длинный, короткий, ласковый, милый, приятный, сытый; глаголы – бегает, возит, прыгает, мяукает, мурлычет, мычит, воет, хрюкает, пищит, ловит, питается.

Материал и оборудование: экран, ноутбук, проектор, презентация в программе PowerPoint , голоса животных и звук леса (с сайта NoiseFX.ru «шумотека»), песня Е. Железновой «У жирафа пятна, пятна»,  магнитофон, фигурки животных, деревянные дерево и домик, декоративные подушки, изображения  «Чуда-Юда» (необычных животных), «драгоценные камни» в красивом мешочке, значки для награждения.

Использованные современные технологии:

Технология ТРИЗ, ИКТ – технология, здоровьесберегающая технология, игровая, технология сотрудничества.

Предварительная работа:

- Работа по всем образовательным областям по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Животные Севера»;

- Разучивание текстов динамических пауз;

- Организация и проведение дидактических игр с использованием технологии ТРИЗ.

Ход викторины.

Этап занятия

Ход занятия

Слайд презентации

1

Орг. момент

Л.: Ребята, прошу вас пройти на середину зала. У нас сегодня много гостей. Давайте, поприветствуем их (дети здороваются).

Заставка

2

Психогимнастика «Подари улыбку».

Л.: - С улыбкой мир добрей, с улыбкой мир светлей. Давайте, подарим всем наши прекрасные улыбки: сначала друг другу, а потом нашим гостям. А теперь улыбнемся всему миру.

3

Введение в тему занятия.

Вы любите играть? Будем играть в интересную игру – викторину.  Кто знает, что такое викторина? – Правильно, это разные вопросы, на которые надо ответить  и задания, которые надо выполнить.

Внимание на экран.

Кто изображен на экране? (Вверху – домашние животные, а внизу – дикие). Верно, животные домашние и дикие – разные.  Сегодня у нас викторина про разных животных.

слайд №1

Наложенные силуэты животных.

4

Составление команд.

- Предлагаю вам пройти к столу и выбрать по фигурке животных. Какие у вас животные? Как вы думаете, кого мы поставим к домику, а кого – к дереву? Почему? Верно, домашних – к домику, а диких к дереву (дети подходят к столам, на одном – деревянный домик, на втором – дерево и ставят фигурки).

- Смотрите, у нас получилось 2 команды. Посовещайтесь и придумайте название своим командам.

(дети говорят названия команд)

5

Игра «Дразнилка».

Команды, расположитесь за столами.

А теперь первое задание.

Внимание на экран.

Игра «Дразнилка».

Надо придумать животным другие названия, необычные.

Л. берет фигурку кошки. – У меня кошка. У кошки пушистая шерсть. Можно назвать ее Пушистик. У кошки есть когти. Можно назвать ее Когтишка. Кошка любит мурлыкать. Можно назвать ее Мурлыка.

А теперь вы возьмите свои фигурки,  рассмотрите части тела, вспомните, что это животное умеет делать и подумайте, как можно его назвать по-другому (Лошадь: длиннохвостка, возилка, бегунок, копытка и т.д.) 

Какие интересные, необычные имена вы придумали для животных! Обе команды замечательно справились с первым заданием и обе команды получают награду. А наградой будут вот такие красивые камешки (Л. достает из мешочка 2 камешка и кладет по одному на стол каждой команде в небольшую коробочку).

слайд № 2

«Дразнилка».

6

«Чей голосок?»

Команды, подойдите, пожалуйста, к экрану: команда… - справа, команда… - слева.

Второе задание – игра «Чей голосок».

Первый вопрос – команде…

Внимание на экран.

- Что это за звук? (Дети отвечают: корова мычит). Ну что ж, проверим! (появляется слайд с изображением коровы)

Верный ответ! Команда получает камешек.

Далее команды по очереди узнают хрюканье свиньи, волчий вой, писк мыши.

За каждый ответ команда получает камешек.

слайд № 3

Знак вопроса и звук мычания коровы.

слайд № 4 «Корова».

5.Знак вопроса и звук хрюканья свиньи.

 6. «Свинья»

7. Знак вопроса и звук волчьего воя.

8. «Волк»

9.  Знак вопроса и звук мышиного писка. 10.«Мышь»

7

Психогимнастика «Котенок».

А теперь немного отдохнем. Внимание на экран.

- Посмотрите, какой славный котенок! Представьте, что у нас на руках тоже котенок.

 (Л. держит у груди ладони, сложенные ковшиком). Котенок теплый, пушистый, мягкий. Он нежно мурлычет. Можно его погладить тихонько, прижать ласково  к щеке. Чувствуете, какой он теплый, как приятно его обнимать! А теперь мы его отпустим к маме-кошке (дети наклоняются и «отпускают котенка»).

слайд № 11

«Котенок»

8

«Да – нет».

Команды, займите свои места.

Следующее задание: игра «Да-нет».

Команда задумает животное, а игроки второй команды, чтобы отгадать его,  задают вопросы. Но вопросы нужно задавать  так, чтобы на них можно было отвечать только «да» или «нет».

Команды, загадайте  животное.

Сначала загадывает команда…

А вторая команда спрашивает.

Например: это животное домашнее? Оно живет в лесу? Оно хищное? У него длинный хвост? Оно охотится за зайцами? – Лиса.

Затем животное загадывает вторая команда.

Л.: - Обе команды молодцы: думали,  задавали много вопросов и отгадали животных. Обе команды получают награду.

9

Динамическая пауза «Теремок»

Внимание на экран.

А теперь немного отдохнем.

Дружно, по порядку, встаньте на зарядку.

Из пальцев, дружок, сложи теремок (ладони сложить уголком,
Вот это – ворота  
(ладони перед собой),
Вот это – замок
(«замок»),
Вот это – окошко  
(«окошко»),
Вот это – труба
(руки поднять вверх),
Все дикие звери, скорее сюда  
(руки вперёд, зовущие  движения),
И лось здесь рогатый
(ладони скрестить над головой),
И мишка лохматый
(шагать вперевалку),
И ёжик колючий (
переплести пальцы),
Бельчонок прыгучий (
2 прыжка)
Здесь беленький зайчик
(«ушки» руками над головой),
Здесь рыженький лис
(«мордочка» руками),
И серый волчонок
(попеременное движение рук вперед),
И серая мышь
(«мордочка» из пальцев правой руки).

слайд № 12

«Зарядка»

10

«Хорошо – плохо»

Внимание на экран.

Что вы видите? (Животные: заяц, лиса и т.д. Лесные животные.)

Все эти животные живут в лесу.

По-моему, я что-то слышу! (из магнитофона, стоящего рядом с «кочками», доносятся звуки леса.

(Птицы щебечут, ветки шумят – как в лесу)

И мы с вами в лесу: видите, там лесные кочки (декоративные подушки)?

   Присядьте на них: одна команда справа, вторая – слева. Садимся красиво: ноги расположите красиво, спина прямая, плечи развернуты.

Давайте, попробуем порассуждать, поиграем в игру «Хорошо-плохо».

Сначала – вопросы первой команде.

     -  Волк вышел на охоту. Это плохо. Почему? (все звери тоже хотят жить, жалко зайца)

- Волк вышел на охоту. Это хорошо. Почему? (волк будет сыт, принесет  добычу волчатам)

- Вопрос второй команде: - Мышь забралась в дом за зерном. Это плохо. Почему?

- Мышь забралась в дом за зерном. Это хорошо. Почему?

Вы прекрасно рассуждали, сказали много интересного, много знаете про животных. А значит, и с этим заданием команды справились и получают награду.

слайд № 13

«Лес».

11

Динамическая пауза «У жирафа пятна…»

Устали сидеть на кочках? Давайте, отдохнем.

На зарядку вставайте, за музыкой успевайте!

Сейчас зазвучит песенка, вы ее слушайте, движения выполняйте, а кто хочет, может подпевать.

У жирафа пятна, пятна,  

Пятна, пятнышки везде (Хлопки по всему телу ладонями):

На лбу, на щеках, на носу, на ушах,
На шее, на локтях, на коленях и носках (
Указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела).

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде (Ладонями  рисовать полоски на теле):

На лбу, на щеках, на носу, на ушах,
На шее, на локтях, на коленях и носках (
Указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела).

У слона на теле складки,

Складки, складочки везде (Всеми пальцами щипки по телу):

На лбу, на щеках, на носу, на ушах,
На шее, на локтях, на коленях и носках (
Указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела).

Звучит песенка «У жирафа пятна…»

12

«Чудо-Юдо»

Отдохнули? Готовы к следующему заданию?

Внимание на экран.

Что вы видите? (животные, зоопарк)

Следующее задание – сказочное, а называется оно: Игра «Чудо-Юдо».

Однажды в зоопарке произошло невероятное событие: там появились необычные звери. Они были такими странными, что никто не мог понять, кто это. А у меня есть их фотографии (показывает детям рисунки необычных животных). Вы хотите помочь работникам сказочного зоопарка разобраться, что это за звери?

Тогда пройдите на свои места.

(Л. дает каждой команде по рисунку. Такие же рисунки появляются на экране.)

- Чей хвост у вашего зверя? (обезьяний). А у вашего? (заячий).

(голова: крокодилья и жирафья, уши беличьи и заячьи, ноги слоновьи, лапы собачьи)

Какие вы внимательные! Все угадали. А теперь предлагаю дать этим животным название. Как они могут называться, как вы думаете?

Ну вот, теперь наши звери будут жить в сказочном зоопарке со своими именами. Думаю, что и звери, и работники зоопарка вам очень благодарны за помощь. А каждая команда за отлично выполненное задание получает по камешку.

слайд № 14

«Зоопарк»

слайд № 15

«Необычные животные»

13

Итог занятия рефлексия.

На все вопросы ответили, все задания выполнили.

Внимание на экран.

Давайте подсчитаем, сколько вы получили камешков.

Удивительно! Наград поровну у каждой команды. Как вы думаете, что это значит? (что обе команды были сильными, что у них равные силы)

Совершенно верно! Сегодня в викторине участвовали две очень умные, думающие, творческие команды, и обе они завоевали максимальное количество призов! А значит, обе команды победили. Предлагаю командам поздравить друг друга аплодисментами.

Наша игра окончена.

Я вас прошу подойти ко мне.

А что для вас было самым интересным сегодня?

А какие задания показались самыми трудными?

А кто считает, что полностью справился с заданиями викторины?

Мне тоже было с вами сегодня интересно. Вы прекрасно размышляли, придумывали интересные слова и показали отличное знание животного мира. И поэтому мне хочется подарить вам небольшие подарки – значки.

(Дети получают значки «Мудрая сова» и «Веселый зайка»)

Мне кажется, и нашим гостям было интересно за вами наблюдать.

А теперь вам пора идти в группу.

Попрощайтесь с гостями.

слайд № 16

Улыбающиеся смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием элементов проблемного обучения

Урок-лекция с обратно связью, посвященный изучению 1 закона Ньютона...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме:"Пожарная безопасность" с использованием технологий ТРИЗ и мнемотехники"

Ознакомление  детей  с  правилами  поведения  во  время  пожара  и  со  средствами   его  тушения....

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»

Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...

Конспект совместной деятельности сюжетного характера " Осеннее путешествие"

Конспект совместной деятельности сюжетного характера на свежем воздухе с детьми подготовительной к школе группы " Осеннее путешествие"...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группеТема: «В гости к солнышку»...