Использование приемов песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду.
статья

Паневина Ирина

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать диагностические, коррекционные и развивающие задачи: развивает психические процессы, речь, моторику, фантазию, тактильную чувствительность, коммуникативные способности воспитанников. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochn_terap_statya_na_sayt.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов  песочной терапии на логопедических занятиях  в детском саду.

 

Учитель-логопед высшей категории

Паневина Ирина Александровна

ЧДОУ «Детский сад №57 ОАО «РЖД» г. Смоленск

"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум"  К.Г.Юнг

Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
 

В. Бредихин

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы. Одним из таких методов является метод «Песочной терапии». Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать диагностические, коррекционные и развивающие задачи: развивает психические процессы, речь, моторику, фантазию, тактильную чувствительность, коммуникативные способности воспитанников. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

 В 2012 году наш детский сад №57 ОАО «РЖД» под руководством заведующего Никитиной Н.Б. выиграл конкурс на получение гранта выделяемого ОАО «РЖД» на разработку педагогами негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» проектов, направленных на повышение качества обучения и воспитания и на внедрение в образовательный процесс новых технологий по теме: «Использование песочной анимации в коррекции психоэмоционального развития, творческого воображения, образной памяти и мелкой моторики рук дошкольников». Ответственный за реализацию гранта педагог-психолог Климкина  Средства гранта направлены на приобретение специального оборудования: 3 педагогические песочницы, укомплектованные кварцевым песком, миниатюрными фигурками. В ходе реализации 1 этапа плана-проекта по освоению гранта ведётся успешная работа педагогом-психологом Климкиной А.А и  учителем-логопедом Паневиной И.А. В своей деятельности  воспитатели Салынина О.В., Климёнова Л.Э и Долгалёва И.В. также успешно применяют  элементы    песочной терапии. В их работе с воспитанниками прекрасно находят своё место игры на развитие тактильно-кинестетической и мелкой моторики рук, диафрагмального дыхания, связной речи, игры для пропедевтики.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью и в зависимости от запросов родителей.

 Игровые методы могут применяться: 
-с целью диагностики; 
-с целью оказания первичной психологической помощи; 
-в процессе краткосрочной психотерапии; 
-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. 

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

 В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. 

Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. 
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. 

        В песочной терапии педагог обеспечивает поднос с песком, воду и множество объектов и материалов, чтобы создавать сюжеты в ограниченном пространстве

  • Люди

Необходимые категории объектов:

  • Животные
  • Растения
  • Строения
  • Транспорт
  • Природные объекты
  • Объекты, относящиеся к культурной и религиозной идентичности
  • Разное

        Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице.

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

1. обучающие (облегчают процесс обучения ребенка)

2. познавательные (познается многогранность окружающего мира)

3. проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка)

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения.

      Песочная терапия, является одним из нетрадиционных методов воздействия, который с успехом применяется учителями- логопедами в работе с детьми имеющими речевые нарушения,  она хороша, тем что не требует особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи и способствует оздоровлению всего организма.

Использовать песочную терапию можно начиная с трёх лет. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет решать задачи диагностики, коррекции и развития  речи.

 Песочная терапия одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка решить его психологические затруднения, развить возможность осознать свои желания и возможность их реализации. Она хороша тем, что её можно использовать и на и фронтальных и подгрупповых и  индивидуальных занятиях.

       На логопедическом занятии дети сразу включаются в игру, мы используем много различных приёмов работы с песком,  начинаем с небольшой разминки: скользим ладонями по поверхности песка, выполняем зигзагообразные движения, круговые движения, волнообразные, мнём ,просеиваем песок, делаем самомассаж рук. Ставим ладони на ребро и выполняем те же движения, можно поиграть по поверхности песка пальцами,  как на пианино или клавиатуре компьютера.

Игры с песком мы часто  используем на занятиях по изучению  звуков  и букв. Очень нравится детям превращать одну букву в другую, например букву Н в П, П в Г, Г в Р, Р в В, В в З, З в Ф…

Дети с удовольствием отыскивают в песке  спрятанные буквы, определяя тему занятия. Затем отбирают среди множества мелких игрушек, те в названии которых есть заданный звук.  При изучении темы «Ударение», ребёнок произносит написанное на  песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы и оставляет след от ударения. При изучении темы « Деление на слоги» можно построить домики из песка с одним, двумя и тремя окнами. Дети располагают карточки с напечатанными словами возле домиков. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова и так далее. Навыки дифференциации звуков можно использовать  игру «Кто быстрее». Песочница делится на два сектора, участникам раздаются флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, которые нужно вписать (пропущены дифференцируемые буквы). Побеждает команда выставившая больше флажков. Очень нравится детям игра «Мой город». Детям даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук и далее построить из них город. Затем составляется устный рассказ.  

Перед началом игр по развитию диафрагмального дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

          · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, это даёт ребёнку чувствовать себя успешным, что имеет огромный психотерапевтический эффект.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии на логопедических занятиях позволяет:

  • стабилизировать психоэмоциональное состояние
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
  • развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую)
  • стимулировать познавательные интересы и расширить кругозор
  •  разнообразить способы сотрудничества

Литература

1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеев Д.В. и др. Кроха.- М., 2006

2. Зейц Мариэлла  Пишем и рисуем на песке (практические

рекомендации к комплекту «Дусима»)

3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке               практикум по песочной терапии.- СПб, 2002

4.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб, 2006

5.Штехнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб, 2001

6.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Учебное пособие - презентация «БЕСЕДА в детском саду»

Презентация раскрывает тематику бесед с дошкольниками, методику работы с указанием приёмов и их примерами. Пособие предназначено для студентов педагогических колледжей и воспитателей дошкольных учрежд...

"Использование технических приемов для зимнего украшения музыкального зала в детском саду нетрадиционными способами "айрис-фолдинг"

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования и  музыкальных руководителей детского сада. Содержит  подробное описание  изготовления  атребутов украшения  интерьера в...

Мастер-класс ««Использование LEGO–конструирования в детском саду»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах использования LEGO -конструктора в работе с дошкольниками....

Песочная - АРТ терапия в детском саду

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элеме...

Использование экскурсий выходного дня во взаимодействии детского сада с родителями

Экскурсии выходного дня - совремееная форма взаимодействия воспитателя с родителями. Важность использования данной формы в том, что дети, воспитатели, родители оказываются в неформальной обстановке. В...

Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада

Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада...