ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы общей культуры и традиции России»
учебно-методический материал на тему

Пичугина Татьяна Валерьевна

Дополнительная образовательная программа «Основы общей культуры и традиции России» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, обучающихся в кадетских классах и клубе военно-патриотического воспитания.

 Цель: формирование и развитие культурной, нравственно зрелой личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной выполнять гражданские обязанности основанное на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России.

Задачи:

1. Способствовать формированию круга знаний об общепринятых нормах поведения, о  стилях и направлениях в русской художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной культуре.

2. Развивать познавательные интересы к общей культуре и традициям России,  обеспечивать их интеллектуальное  развитие, развитие  художественно-эстетического вкуса, позволяющее им самореализоваться в различных формах и видах деятельности.

3. Способствовать формированию у учащихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения.

4. Формировать потребность в саморазвитии и самовоспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pichugina.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

дополнительного образования детей

 «Дворец детского творчества им. Ю.А. Гагарина»

Рассмотрено

на заседании методического совета МБОУ ДОД «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина»

 Протокол №________

 «____» ____________201       г.

 «____» _________________ 200   г.

      Утверждено

      Директор МБОУ ДОД

      «Дворец детского творчества

      имени  Ю.А. Гагарина»

       ________________ Г.З. Алексеевская

      «_____» _______________201         г.

 

Направленность: социально-педагогическая

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Основы общей культуры и традиции России»

для учащихся 14-17 лет

Срок реализации программы – 4 года

            Составитель программы:

Пичугина Татьяна Валерьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина», год разработки – 2012

 

Прокопьевск, 2015

Пояснительная записка

                                                      Если бы предоставить всем народам на свете

                                                      выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы,

                                                      то каждый народ, внимательно рассмотрев их,

                                                      выбрал бы свои собственные.

                                                                                                (Геродот Галикарнасский)

Дополнительная образовательная программа «Основы общей культуры и традиции России» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, обучающихся в кадетских классах и клубе военно-патриотического воспитания.

Данная программа «Основы культуры и традиции России»  разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, «Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844). Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

                 

      Актуальность программы обусловлена тем, что в данный период нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. Сегодня для российского общества актуален диалог различных культур, построенный на взаимодействии и взаимоуважении. Будущее людей, живущих на Земле, связано с осознанием самоценности каждой нации, с уважением к различным верованиям и традициям народа. А.Д. Сахаров писал: «Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщённость». Россия многонациональная страна, она объединила более ста народов: больших и малых. Становление общечеловеческих ценностей: доброты, справедливости, честности, почитание родителей, щедрости, преданности, терпимости – независимо от национальности или вероисповедания как никогда требует особого внимания. Россия государство с древнейшей историей и многовековыми традициями. Наша держава пережила самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность гражданина периоды развития, в том числе и период забвения своих  исторических корней.

Новизна и особенность программы заключается в том, что включает в себя достаточно широкий спектр тем по общей культуре, а так же даёт большой объём знаний о традициях и культуре России. Обучение по программе «Основы общей культуры и традиции России» способствует воспитанию благородного отношения к своему отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным и культурным ценностям, уважительному отношению ко всем народам, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, формированию культурной, нравственно зрелой личности.

Цель: формирование и развитие культурной, нравственно зрелой личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной выполнять гражданские обязанности основанное на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России.

Задачи: 

1. Способствовать формированию круга знаний об общепринятых нормах поведения, о  стилях и направлениях в русской художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной культуре.

2. Развивать познавательные интересы к общей культуре и традициям России,  обеспечивать их интеллектуальное  развитие, развитие  художественно-эстетического вкуса, позволяющее им самореализоваться в различных формах и видах деятельности.

3. Способствовать формированию у учащихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения.

4. Формировать потребность в саморазвитии и самовоспитании.

 

Программа учебного курса «Основы общей культуры и традиций России» составлена для учащихся  Центра военно-патриотического воспитания и является модифицированной на базе нескольких программ: Программа курса для ВУЗов культуры и искусств. - М., 2003.,  Щуркова Н.Е. Программа воспитания. – М., 2009, Л.В.Волобуева «Русская традиционная культура и народное творчество».   Возраст обучающихся участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 12 до 17 лет. Учащиеся  занимаются в профильных группах.  Состав групп постоянный.

Обучение рассчитано  на 4 года. Учебный курс  изучается в объеме 2-х часов для учащихся первого года обучения (всего 72 час) и 1-го часа в неделю для остальных групп (всего 36 часов в год). Обучение происходит по принципу цикличности: от простого материала  к более сложному. Программа предусматривает проведение занятий по следующим разделам:

  1. Культура и этика взаимоотношений.
  2. Художественная культура России.
  3. Традиции России.

Режим занятий

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

1 час

2 раза

2 часа

72 часов

2

1 час

1 раз

1 час

36 часов

3

1 час

1 раз

1 час

36 часов

4

1 час

1 раз

1 час

36 часов

Требования к образовательным результатам:

1 год обучения.

В результате освоения программы по разделу «Культура и этика взаимоотношений»:

имеют представления:

- о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах и взаимоотношений в семье, между людьми разных поколений и сверстниками;

- о воинском этикете;

- о неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- о речевой культуре;

знают:

- правила взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными общепринятыми нормами;

- как анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- правила поведения военнослужащих

умеют:

- уважительно относиться к родителям (законным представителям), к старшим и младшим;

- владеют навыками речевой культуры.

По разделу «Художественная культура»:

имеют представления:

- о художественной культуре, искусстве и видах искусства;

- об истоках развития литературы  в России;

- о музыкальной культуре России;

- о крупнейших музеях России.

знают:

- мифологию древних славян, фольклорные произведения;

- существующие виды искусства;

- художественные, музыкальные и литературные шедевры России;

умеют:

- эстетически переживать, наблюдать эстетические объекты в природе и социуме, выражать эстетическое отношение к окружающему миру;

- самореализовываться в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества.

        По разделу «Традиции России»:

имеют представления:

- о многонациональности нашего государства, коренных народах Кузбасса, их традициях и национальных праздниках;

- о традиционных славянских праздниках, о праздниках народов Севера, мусульманских праздниках и о государственных праздниках России;

знают:

- национальный состав населения России;

- традиционные праздники некоторых народов и их традиции семейного воспитания;

умеют:

- толерантно относиться к культуре других народов, населяющих нашустрану.

2 год обучения.

В результате освоения программы по разделу «Культура и этика взаимоотношений»:

имеют представления:

- об этических нормах;

- о воинском этикете и культуре военнослужащих;

- о речевом этикете и формах обращения;

- о культуре внешнего вида как гражданских, так и военных лиц;

знают:

- историю происхождения и развития этикета;

- речевые формы и правила обращения;

- правила, применяемые к одежде для различных случаев;

- правила бесконфликтных взаимоотношений со сверстниками;

умеют:

- соблюдать правила этикета в общественных местах;

- применять правила и формы обращения в повседневной жизни;

- применять правила в одежде для различных случаев;

- умеют находить выход из конфликтной ситуации;

По разделу «Художественная культура России»:

имеют представление:

- о составляющих художественной культуры;

- об эстетике в окружающем мире;

- о современной российской литературе, музыке, скульптуре, архитектуре, живописи;

- о крупнейших музеях России;

знают:

- современные литературные и музыкальные произведения;

- о различных жанрах современной литературы;

- составляющие народного творчества;

умеют:

- - различать литературные жанры;

- слушать музыкальные произведения,  анализировать произведения живописи, архитектуры, литературы, народного творчества и выражать свои впечатления.

По разделу «Традиции России»

имеют представление:

- об этнической толерантности;

- о межнациональных традициях России;

- о современных традициях России;

- о традициях и ритуалах российской Армии;

знают:

- понятие этнической толерантности;

- современные традиции России и российской семьи;

- традиции и воинские ритуалы российской Армии;

умеют:

- толерантно относиться к людям разных национальностей.

3 год обучения.

В результате освоения программы по разделу «Культура и этика взаимоотношений»:

имеют представления:

- о красоте человеческих взаимоотношений;

- о традиционных и современных нормах общения;

- об этикете для особых случаев;

- о правилах бесконфликтного общения и саморегуляции;

- о проблемах современной молодёжи и методах их решения;

знают:

- традиционные и современные нормы общения;

- как вести себя в особых случаях;

- правила бесконфликтного общения и саморегуляции;

- способы решения проблем современной молодёжи;

умеют:

- применять на практике современные нормы общения;

- использовать навыки саморегуляции в конфликтной ситуации;

По разделу «Художественная культура России»:

имеют представления:

- о роли искусства в формировании духовного мира личности и общества;

- о синтетическом искусстве;

-  о театре, кинематографии, живописи, архитектуре, музыке, литературе, народном творчестве и их жанрах;

знают:

- о влиянии искусства на формирование человека как личности и в целом общества;

  - о многообразии видов и жанров искусства;

умеют:

- определять виды искусства, соотносить произведения с жанрами.

По разделу «Традиции России»:

имеют представление:

- о многообразии русских народных традиций;

- о православных праздниках;

- о традициях разных народов России;

знают:

- историю происхождения русских народных традиций;

- особенности российского менталитета;

- основные православные праздники и их истоки;

- о необычных (удивительных) традициях народов России;

4 год обучения

В результате освоения программы по разделу «Культура и этика взаимоотношений»:

имеют представления:

- о понятиях культура и этикет;

- о духовных ценностях и нравственных идеалах российского народа;

- о свободе, моральном долге, ответственности и патриотизме;

- о значении семьи и рода как истоке нравственных отношений;

- о культуре общения, поведении и традициях русского военного этикета;

знают:

- определения понятий: культура, этикет, духовные ценности, нравственные идеалы, мораль, свобода, патриотизм, альтруизм и др.;

- нормы и разновидности речевой культуры общения;

- традиции русского военного этикета, основные правила офицерской этики;

умеют:

- оценивать жизненные ситуации с позиции духовных ценностей, нравственных идеалов, морального долга, ответственности, патриотизма;

- контролировать своё поведение согласно общепринятым нормам.

        По разделу «Художественная культура»:

имеют представления:

- о культуре в целом, художественной культуре, искусстве, видах искусства, средствах выразительности;

- о культуре России разных исторических эпох;

знают:

- о развитии культуры в России в различные периоды времени;

- знаменитые произведения искусства, находящиеся в крупнейших музеях страны;

умеют:

- различать виды, жанры и средства выразительности художественной культуры;

        По разделу «Традиции России»:

имеют представление:

- об этнических традициях и культурном достоянии своей страны, своего края;

- о семейных воспитательных традициях народов, населяющих Россию;

знают:

- национальный состав родного края и своей страны;

- приоритетные семейные воспитательные традиции разных народов России;

умеют:

- уважительно относиться к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- эмоционально постигать народное творчество, этнокультурные традиции, фольклор народов России;

- уважительно относиться к ценностям гражданского общества, национальной истории и культуре.

Занятия ведутся в оборудованном учебном кабинете, отвечающем санитарно - эпидемиологическим и эргономическим требованиям к условиям и организации обучения школьников. Обязательно наличие ученических столов и стульев, меловой доски, технического оснащения: компьютер, телевизор, звуковые колонки. Необходимые методические (наглядные) пособия: художественные рисунки и иллюстрации, книги, раздаточный материал (карточки, таблицы, тесты, тексты для чтения и прочее), фото- и видеоряд, слайды, презентации, фильмы и другие графические и визуальные средства обучения.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во

 учебных часов

В том числе

теоретич.

практич.

1.

Культура и этика взаимоотношений

24

16

8

1.1.

Введение. Предмет курса.

2

2

1.2.

Правила жизни людей как необходимость, проверенная временем

1

1

1.3

Правила поведения в учебном заведении (в школе, в ЦВПВ)

2

1

1

1.4.

Правила поведения в общественных местах.

2

1

1

1.5.

Взаимоотношения старших и младших.

2

1

1

1.6.

Уставные взаимоотношения.

2

1

1

1.7.

Поведение человека – отражение его внутренней культуры.

2

2

1.8.

Речевая культура общения.

2

1

1

1.9.

Уровень развития речи, словарный запас – отражение развития человека.

2

2

1.10.

Традиции русского военного этикета

2

1

1

1.11.

Нормы поведения военнослужащих в быту.

2

1

1

1.12.

Итоговое занятие. Признаки культурного человека. Мониторинг знаний.

2

1

1

2.

Художественная культура России

24

12

12

2.1

Понятие художественной культуры.

2

2

2.2.

Понятия искусства и видов искусства.

2

1

1

2.3.

Творчество – это создание красоты.

2

1

1

2.4.

Истоки и развитие литературы в России.

2

1

1

2.5.

Мифология древних славян.

2

2

2.6.

Музыкальная культура России.

2

1

1

2.7.

Слушание музыкальных произведений российских композиторов.

2

2

2.8.

Рассматривание картин российских художников. Выражение впечатлений.

2

2

2.9.

Литературные шедевры российских писателей.

2

1

1

2.10.

Фольклорные произведения.

2

1

1

2.11.

Крупнейшие музеи России. Петербургский Эрмитаж. Государственная Третьяковская галерея

2

1

1

2.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

2

1

1

3.

Традиции России

24

13

11

3.1.

Россия – наша многонациональная Родина

2

2

3.2.

Коренные народы Кузбасса.

2

1

1

3.3.

Традиции и национальные праздники коренных народов Кузбасса.

2

1

2

3.4.

Традиционные славянские праздники.

2

1

1

3.5.

Традиционные праздники народов Севера.

2

1

1

3.6.

Традиционные мусульманские праздники.

2

1

1

3.7.

Современные государственные праздники.

2

1

1

3.8.

Семейные традиции.

2

1

1

3.9.

Практическая работа. Генеалогическое древо.

2

2

3.10.

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

2

2

3.11.

Воспитательные традиции разных народов России.

2

2

3.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

2

1

1

Итого часов:

72

40

32

Учебно-тематический план

2 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во

 учебных часов

В том числе

теоретич.

практич.

1.

Культура и этика взаимоотношений

12

8

4

1.1.

Введение. Предмет курса.

1

1

1.2.

Понятие об этической норме. Этикет. История этикета.

1

1

1.3

Правила поведения в учебном заведении.

1

1

1.4.

Правила поведения в общественных местах (общественном транспорте, магазине, театре)

1

1

1.5.

Взаимоотношения со сверстниками. Конфликтные ситуации.

1

1

1.6.

Воинский  этикет и культура военнослужащих.

1

1

1.7.

О воинской вежливости и поведении военнослужащих.

1

1

1.8.

Речевой этикет. Формы обращения.

1

1

1.9.

Практическое занятие по речевому этикету.

1

1

1.10.

Культура внешнего вида. Основные правила.

1

1

1.11.

Военная форма.

1

1

1.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

1

1

2.

Художественная культура России

12

10

2

2.1

Понятие художественной культуры. Составляющие культуры.

1

1

2.2.

Эстетика. Прекрасное и безобразное в окружающем мире.

1

1

2.3.

Прекрасное в искусстве.  

1

1

2.4.

Российская поэзия.

1

1

2.5.

Российская скульптура.

1

1

2.6.

Российская архитектура. Первые зодчие.

1

1

2.7.

Слушание современных музыкальных российских произведений.

1

1

2.8.

Современная российская живопись.

1

1

2.9.

Популярные литературные жанры современной литературы.

1

1

2.10.

Понятие народное творчество и его составляющие.

1

1

2.11.

Крупнейшие музеи России. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Русский музей в Санкт-Петербурге

1

1

2.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

1

1

3.

Традиции России

12

7

5

3.1.

Понятие этническая толерантность. Сочинение миниатюра.

1

1

3.2.

Межнациональные традиции новой России

1

1

3.3.

Практическая работа. Тесты и упражнения на формирование толерантности.

1

1

3.4.

Современные традиции российской семьи.

1

1

3.5.

Что такое «Домострой»?

1

1

3.6.

Творческая работа « Горжусь своими предками»

1

1

3.7.

Традиции и воинские ритуалы российской армии.

2

1

3.8.

1

3.9.

Традиция празднования Дня Победы.

1

1

3.10.

Творческая работа «Этих дней не смолкнет слава!»

1

1

3.11.

Связь поколений – традиция российского  народа.

1

1

3.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

1

1

Итого часов:

36

25

11

Учебно-тематический план

3 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во

 учебных часов

В том числе

теоретич.

практич.

1.

Культура и этика взаимоотношений 

12

8

4

1.1.

Введение. Задачи  курса.

1

1

1.2.

Такт. Красота человеческих взаимоотношений.

1

1

1.3

Традиции и современные нормы общения.

1

1

1.4.

Этикет особых случаев. Обряды.

1

1

1.5.

Правила бесконфликтного общения.

1

1

1.6.

Саморегуляция - искусство управления собой.

1

1

1.7.

Практическое занятие. Тренинг по саморегуляции.

1

1

1.8.

Нравственные проблемы. Прощение или месть?

1

1

1.9.

Как противостоять агрессии и разрешить конфликт?

1

1

1.10.

Проблемы молодежи. Проблемы подростка.

1

1

1.11.

Общечеловеческие ценности

1

1

1.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

1

1

2.

Художественная культура России

12

11

1

2.1

Роль искусства в формировании духовного мира личности и общества.

1

1

2.2.

Синтетическое искусство.

1

1

2.3.

Искусство слова. Театр и кинематография.  

1

1

2.4.

Живопись как вид искусства. Виды живописи.

1

1

2.5.

Архитектурные стили России.

1

1

2.6.

Величайшие памятники архитектуры России.

2

2

2.7.

2.8.

Музыкальные жанры и стили. Слушание произведений.

1

1

2.9.

Популярные литературные жанры современной литературы.

1

1

2.10.

Русское  народное творчество. Жанры народного творчества.

1

1

2.11.

Крупнейшие музеи России. Третьяковская галерея.

1

1

2.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

1

1

3.

Традиции России

12

10

2

3.1.

Русские традиции (русское чаепитие, баня, хлеб да соль)

1

1

3.2.

Русский человек. Душа и менталитет.

1

1

3.3.

Православные праздники.

1

1

3.4.

Российские традиции делового этикета.

1

1

3.5.

Удивительные традиции народов России (субъектов, входящих в состав Российской Федерации) Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия и др.

5

5

3.6.

3.7.

3.8.

3.9.

3.10.

Защита творческих работ по теме «Удивительные традиции народов России»

2

2

3.11.

3.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

1

1

Итого часов:

36

29

7

Учебно-тематический план

4 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во

 учебных часов

В том числе

теорети-

ческих

практи-

ческих

1.

Культура и этика взаимоотношений

12

9

3

1.1.

Введение. Понятия культура и этика.

1

1

1.2.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

1.3

Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность

1

1

1.4.

Моральный долг. Альтруизм и эгоизм.

1

1

1.5.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

1

1.6.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

1

1.7.

Речевая культура общения

1

1

1.8.

Воинский этикет и культура общения военнослужащих

1

1

1.9.

Традиции русского военного этикета

1

1

1.10.

Нормы поведения военнослужащих в быту

1

1

1.11.

Офицерская этика

1

1

1.12.

Итоговое занятие. Признаки культурного человека.

1

1

2.

Художественная культура России

12

11

1

2.1

Понятия культуры, художественной культуры, искусства, виды искусства, средства выразительности искусств, эпоха.

1

1

2.2.

Дохристианская культура славян. Мифология древних славян

1

1

2.3.

Культура Киевской Руси.

1

1

2.4.

Культура Московской Руси

1

1

2.5.

Русское просвещение ХVII-ХVIII в.в.

1

1

2.6.

Русская культура XIX века

1

1

2.7.

Культура советской России

1

1

2.8.

Культура в постсоветский период

1

1

2.9.

Крупнейшие музеи России. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Русский музей в Санкт-Петербурге

1

1

2.10.

Крупнейшие музеи России. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Государственная Оружейная палата

1

1

2.11.

Крупнейшие музеи России. Петербургский Эрмитаж. Государственная Третьяковская галерея

1

1

2.12.

Итоговое занятие. Мониторинг знаний.

1

1

3.

Традиции России

12

9

3

3.1.

Россия – наша многонациональная Родина.

1

1

3.2.

Народы, населяющие Кемеровскую область.

1

1

3.3.

Традиции и национальные праздники коренных народов Кузбасса.

1

1

3.4.

Круг жизни славян.

1

1

3.5.

Летние и осенние праздники славян.

1

1

3.6.

Зимние праздники.

1

1

3.7.

Новогодние праздники.

1

1

3.8.

Весенние праздники.

1

1

3.9.

Семейное воспитание: идеалы и традиции малочисленных народов.

1

1

3.10.

Семейное физическое воспитание как традиция.

1

1

3.11.

Воспитательные традиции христиан и мусульман.

1

1

3.12.

Итоговое занятие.

1

1

Итого часов:

36

29

7

Содержание изучаемого курса.

 Программа «Основы общей культуры и традиций России» содержит три раздела:

1. Культура и этика взаимоотношений (12 часов);

2. Художественная культура России (12 часов);

3. Традиции России (12 часов).

Раздел «Культура и этика взаимоотношений» содержит:

1.  Правила в жизни людей как необходимость, проверенная временем. Термин «социальная норма». Обсуждение необходимости соблюдения правил поведения во все времена. Социальные (т.е. общественные) нормы необходимы для поддержания мирного сожительства и сотрудничества людей. Ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека, они дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притеснений сильного и приучить людей к обдуманному, выдержанному поведению; повинуясь этим правилам, люди постепенно привыкают не попирать чужих интересов, считаться с правами и благом ближних и согласовать свое поведение как с основными задачами человеческого общежития, так и с высшей целью человеческой жизни вообще. Эти правила приучают человека обуздывать свои страсти и влечения и воспитывают в нем умение жить с людьми согласною, творческою жизнью.

2.  Правила поведения в учебном заведении.

Изучение правил поведения в школе и Центре военно-патриотического воспитания. Беседа о важности соблюдения правил.

3.  Правила поведения в общественных местах.

Понятие «общественное место». Рассматриваются правила поведения в общественном транспорте, торговых центрах, предприятиях общепита.

 4.  Взаимоотношения старших и младших.

На примере литературных произведений рассматриваются нормы взаимоотношений с людьми старшего возраста и младшего. Изучаются понятия «семья», «ценность семьи», «связь поколений».

5.  Поведение человека – отражение его внутренней культуры

Понятие «внутренняя (духовная) культура»

Культура — это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развития интеллекта и нравственных начал человека.

6. Культура речи

Понятия: культура речи, основные правила культуры речи, словесные клише.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому  необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От  манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона

7.  Уровень развития речи, словарный запас – отражение развития человека

Понятие словарный запас. Это набор слов, которым владеет тот или иной человек.  Словарный запас человека бывает двух видов: активный и пассивный. Первый состоит из слов, которые используются как при написании, так и в устной речи. Пассивный же, в свою очередь, – это тот набор слов, который узнается и понимается, но не употребляется человеком. Как правило, последний в несколько раз превосходит первый. Богатый словарный запас – показатель интеллектуального развития человека. Общение - это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними.

8. Нормы поведения военнослужащих в быту

Военнослужащий, обладающий нравственной культурой, знает, что такое добро и зло. Но знать моральные нормы – еще не значит жить по совести и чести. Лишь когда моральные нормы военнослужащего, такие, как долг, совесть, идеал, польза, справедливость, самосовершенствование, дисциплинированность, станут основой его успешной военно-профессиональной деятельности, жизни и быта, только тогда необходимость быть нравственно культурным превращается в потребность высоконравственного поведения. Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим сочетанием личных и общественных интересов. Реально нравственная культура военнослужащих воплощается в верности военной присяге, боевому знамени части, следовании традициям войскового товарищества, добросовестном выполнении служебных и военно-профессиональных обязанностей, приумножении морально-боевых качеств российского воинства, в готовности не столько за материальное вознаграждение и служебную карьеру, а по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы.

Важнейшими элементами, образующими ядро нравственной культуры, являются:

-     осознание требований моральных норм;

-     принятие моральных требований российского общества в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей;

-     самостоятельный выбор из множества вариантов наиболее добродетельного действия или поступка, то есть принятие решения, сделанного не под давлением приказа, распоряжения, инструкции, а по внутреннему убеждению;

-     волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением, достигнутым результатом;

-     личная ответственность за мотивы и последствия действия.

9. Уставные взаимоотношения

Коллектив воинского подразделения - это общественная форма организации людей в военном деле. Чем выше уровень его сплоченности и боевой слаженности, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы всех военнослужащих в воинском подразделении.

Уставные правила взаимоотношений - это отношения в армейском коллективе, соответствующие требованиям поведения, изложенным в воинских уставах. При этом в уставах как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом. Они одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих. От выполнения уставных правил взаимоотношений непосредственно зависят сплоченность и боевая слаженность воинского коллектива.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. В определении понятия воинской дисциплины подчеркивается, что строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных воинскими уставами, является очень важным. Воинская дисциплина обязывает военнослужащих оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости.
Достижение высокого уровня воинской дисциплины как одного из условий сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива возможно при личной ответственности каждого за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов, а также повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным.

10. Традиции русского военного этикета

 Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета... Они не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии.

Понятия воинской чести, культуры, этикета стоят выше многих других ценностей, о том, как высок статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, любовь к оружию, военная музыка и др.

11.Признаки культурного человека.

Наше время выдвинуло новую модель культурного человека. Кто это? Прежде всего, он владеет планетарным мышлением. Это означает, что он не может замыкаться на своей частной жизни, своей религии, нации, стране, а должен стать человеком планеты, всей Земли. Современный культурный человек должен по возможности владеть комплексным знанием, быть готовым к расширению своих знаний. Он одновременно и эколог, и политик, и психолог. Ему нужно знание языков, на которых говорят другие люди планеты. Он с уважением относится к своему народу, нации, к принятым в стране обычаям, умеет слушать и слышать не только себя или своих единомышленников, а способен понять человека иной культуры, веры, мышления. Совокупность лучших качеств современного культурного человека характеризуется в нашей стране понятием «интеллигентность». К ее признакам можно отнести приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей, личную порядочность, тактичность, терпимость к инакомыслию, умение отстаивать свою точку зрения, способность к состраданию, следование велениям совести.

Раздел «Художественная культура России» содержит:

1.  Понятие художественной культуры

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.

Понятие «художественная культура» по объему шире, чем понятие «искусство».

Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика – подразделяются на виды искусства. Выделяют более 400 видов искусства. 

 2. Понятия искусства и видов искусства

 Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира. Искусство - одна из форм духовной культуры человечества, которая воспроизводит действительность в художественно-образной форме и оценивает её по критериям красоты, эстетики. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности.

Классификация видов искусств (появилась с конца 18 века):

1) Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) - живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени).

2) Временные искусства (динамические или процессуальные, воспринимаются слухом) – музыка и художественная литература.

3) Пространственно-временные искусства (синтетические, т.е. непосредственно существующие одновременно в пространстве и во времени; объединяют в себе предметность и процессуальность; воспринимаются зрением и слухом) – театр, танец, кино, цирк, видеоискусство, телеискусство, радиоискусство.

4) Компьютерные искусства – компьютерная графика, музыка, анимация.

            Виды искусства отличаются друг от друга предметом изображения и использованием различных изобразительных средств.

3. Творчество – это создание красоты

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творческий потенциал есть у каждого человека, и его нужно развивать. Мир искусства, творчества и красоты трогает за душу, будит эмоции и чувства, заставляет человека фантазировать и мечтать. Развитие чувственной сферы у личности помогает понимать эмоции других людей и воспринимать правильно события общественно-политической жизни. Творчество вызывает положительные эмоции у человека, дает силы, и даже двигает прогресс.

4. Истоки и развитие литературы в России

Детская литература в России возникла из книги для детей основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей. Большое влияние оказывали на развитие детской литературы и учебные книги. Азбуки, буквари, азбуковники, потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей.

Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас, но есть все основания предполагать, что они существовали. Киевская Русь была государством высокоразвитой культуры и широко распространенной грамотности. Об этом свидетельствуют находки советских археологов, обнаруживших при раскопках в Новгороде письма и документы XII века, написанные на бересте. Ранние из дошедших до нас учебников относятся к XVI веку. Самой первой из печатных книг такого типа является азбука, созданная «ради скорого младенческого научения» первопечатником Иваном Федоровым.

5. Мифология древних славян

В 5-6 веках после Переселения славянских народов, славяне осели на территории Восточной и Центральной Европы от Лабы до Волги, от Балтийского моря до Балкан. Прошло много веков и славяне постепенно отделились друг от друга, образовав три базовые ветви семьи родственных славянских народов.

Первая группа – это восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), вторая – западные (словаки, чехи и поляки) и третья – южные (македонцы, болгары, словенцы, боснийцы и хорваты).

Но, несмотря на данное разделение, славянская мифология сохранила почти все общие черты. К примеру, у всех славян существует миф о битве бога грозы и демона. Также всем славянам знаком очень древний обряд сжигания чучела, как воплощения злых и мрачных сил.

Мифология древних славян, также как и их религия состояла из обожествленных сил природы и культа умерших. Высшим богом у славян был бог грома Перун. Понятие об этом боге сливалось у славянского народ с понятием неба вообще, олицетворением которого был бог Сварог.

Все остальные боги считались потомками Сварога – боги огня и солнца. Богом солнца у славян был Хорс и Даждьбог. Также функции бога солнца часто исполнял хранитель стад, таинственный бог Велес.

Все перечисленные названия чрезвычайно древние и употреблялись всеми без исключения славянами. Общеславянское мировоззрение о высшем божестве получило у отдельных племен последующее развитие, приобрело новые и более причудливые формы.

6. Музыкальная культура России

Русская музыкальная культура развивалась несколько отличным от зарубежной музыки путем. До своего расцвета и становления первых национальных композиторских школ в начале 19-го века она прошла долгий путь развития. Началом русской музыки можно считать 9-ый век - образование Древнерусского государства. До середины 18-го века светская музыка не была профессиональной, основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора и духовной музыки.  С 19-го века русская музыка вступает на свой собственный, отличный от европейского, путь развития. Опираясь на народную музыку и исторические события, композиторы создают самостоятельную национальную школу, ведущими жанрами которой стали эпическая опера и симфония. В 20-ом веке происходит взаимопроникновение и взаимообогащение русской и европейских культур, создание синтетических жанров. 

7. Слушание музыкальных произведений российских композиторов

8.  Рассматривание картин российских художников. Выражение впечатлений.

9. Литературные шедевры российских писателей

Классическая литература (русская) – это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы – это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы.

Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране. Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание.

Обзор и чтение отрывков из произведений.

10. Фольклорные произведения

Фольклор как устное народное творчество представляет собой художественное коллективное мышление народа, которое отражает его основные идеалистические и жизненные реалии, религиозные мировоззрения. Такое творчество создаётся целым народом и отражается в поэзии, народном театре, архитектуре, танце, а также в декоративно-прикладном и художественном творчестве. Примеры фольклора обнаруживают себя во многих сферах современной человеческой жизни, начиная от напевания колыбельных и заканчивая созданием коллекций одежды. Примеры фольклора в устной речи представляют собой по большей части частушки, пословицы, поговорки, словом, речевые обороты, используемые людьми в бытовой сфере.

Первым фольклорным типом является эпос, представляющий собой произведения, отражающие объективные оценки окружающего мира, обличённые в повествовательную форму. Стихотворные примеры фольклора данного рода - различные былины, баллады, исторические песни и духовные стихи.

Второй тип - лирика, отражающая субъективные переживания и внутренний мир человека. Это произведения фольклора, примеры которого раскрываются в причитаниях, частушках и песнях. Все эти произведения могут быть разделены на обрядовые и необрядовые тексты по своему целевому предназначению

Третий фольклорный тип представляет собой драматургические произведения, передающие отношение к действительности через игровые действия. Примерами могут быть театральные актёрские постановки, кукольный театр, театр картинок, обрядовые и драматические игрища.

Четвёртый тип представляет собой фольклор речевых ситуаций - поговорки, пословицы, проклятия, благожелания, дразнилки, скороговорки и загадки.

11. Крупнейшие музеи России. Петербургский Эрмитаж. Государственная Третьяковская галерея и др.

Краткий обзор крупнейших музеев России, просмотр видео.

Алмазный фонд России представляет собой собрание уникальных произведений ювелирного искусства, редких драгоценных камней и самородков. Из наиболее значимых экспонатов Алмазного фонда выделают большую и малую императорские короны, императорский скипетр с алмазом «Орлов».

Архангельское — одна из главных жемчужин ближнего Подмосковья. Хотя бы раз за лето сюда совершают паломничество практически все москвичи и гости столицы. Центральную часть дворцово-паркового ансамбля занимает Большой дворец и окружающий его парк, который был разбит по образцу Петергофа.

Валаамский архипелаг, состоящий из 50 с небольшим островов, расположился в северной части Ладожского озера. Здесь создан уникальный ландшафтно-архитектурный комплекс, площадь парка — 24,7 тысяч гектар, из которых лишь 3600 га приходятся на острова.

В самом сердце столицы, на Красной площади, возвышается похожее на древнерусский терем здание Исторического музея — крупнейшего национального музея России. В коллекции огромное количество экспонатов (почти 4,5 млн), рассказывающих о русской истории с древнейших времен и до наших дней и др.

Раздел «Традиции России» содержит:

1. Россия – наша многонациональная Родина

Жители любой страны гордятся своей Родиной. Территория России велика и разнообразна. На ее просторах прекрасная в своей многогранности природа, другие чудеса, сотворенные уже человеком. Кроме этого, территории самой большой страны мира приютили десятки разных народов. Это – самое большое богатство удивительного гостеприимного государства. Мы знаем, что в России проживают множество народностей - россияне, удмурты, украинцы. А какие народы живут в России еще? Ведь в далеких уголках страны веками проживают малочисленные и малоизвестные, однако интересные народности со своей уникальной культурой. - В России 194 народности.

2.  Коренные народы Кузбасса

Основная территория расселения - бассейн среднего течения реки Томь и ее притоков Кондома и Мрас-Су — Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский районны, города Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово. Общая численность 16,8 тыс. чел.

Этнические и этнографические группы

Среди шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная («абинская»), и южная, или горнотаежная («шорская»). В 1897 г. южные шорцы составляли 51,3% численности шорцев, северные — 48,7%.

Язык шорский: Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Шорский язык подразделяется на 2 диалекта: мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта.

Шорский язык считают родным 57,5% (1989 г.).

         Письменность

Письменность создана в 1927 г. на основе русской графики.

Традиционные верования: С 1858 г. до начала ХХ в. шорцы были крещены православными миссионерами и официально считались православными христианами. Но наряду с православием сохранялись прочно сохранялись традиционные верования.

Телеуты – коренной народ Кузбасса. Наверное, в силу своей малочисленности они стараются сохранить национальную самобытность и культуру. Прикоснуться к тайнам этого удивительного народа нам помогли жители села Беково и деревни Шанда.

Почти три века назад телеуты - коренные жители Кузбасса - кочевали из края в край, промышляли скотоводством и охотой, жили в юртах. Сейчас на территории Кемеровской области всего их проживает чуть более 2 тысячи человек.

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного населения. Своё название они получили от слова «тёль», что в переводе означает «семя». Для этого народа огромное значение имела семья, род, предки.

3.  Традиции и национальные праздники коренных народов Кузбасса

По древней телеутской традиции, гостей встречать нужно песней. С её помощью ты открываешь своё сердце. И гость в ответ должен тоже спеть – сердце своё тебе открыть. Тогда вы оба – гость и хозяин – обязательно найдёте общий язык. Но из обихода песенная традиция уже давно вышла. Сохранилась лишь чайная церемония – горячий чай на травах и национальные блюда.

Многие традиции уже забыты. Вряд ли встретишь традиционную телеутскую семью, которая живёт по строгим правилам домостроя. Как и русские, телеуты давно отошли от них. Раньше телеуты вели бесконечные войны, поэтому безусловным хозяином дома был мужчина, он занимался воспитанием сына, готовил его к битвам, тяжёлому труду. Воспитанием дочери занималась мать: учила девочку вести хозяйство и заботиться о муже. С изменением условий жизни потребность в домострое исчезла. Хотя некоторые видят в этом плохой знак, мол, слабеет род. Раньше его силу защищали небольшие деревянные куклы-обереги, но теперь их нет. А вообще телеутские куклы особенные. В отличие от других народов, телеуты оживляли своих хранительниц, вырезая им лица.

4.  Традиционные славянские праздники

Стужня - Славянский Новый Год. Новый год - Единственный Славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в Славянских государствах - это Новый год. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью.

Стужня - Велесовы Дни.  Велесовы дни - Волосовы дни (совпадает с христианскими святками). Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти».

Комоедицы (Масленница)  когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (20 березня), славяне празднуют Комоедицы. Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрестке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику и другие праздники.

5.Традиционные праздники народов Севера

Обычаи и праздники хантов и манси. Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа, проживают на севере Западной Сибири - в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводы. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Обычаи, связанные с отношением к природе

Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам — хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

6.  Традиционные мусульманские праздники

Традиционный мусульманские праздники: веселье, удаль, большие танцы

Из всех татарских народных праздников Сабантуй – самый популярный, музыкальный и веселый.

В последние годы Сабантуй празднуют в Москве и Cанкт-Петерберге, Саратове и Владивостоке, Челябинске и Баку. Но ничто не сравнится с празднованием Сабантуя в Казани.

Слово Сабантуй переводится как «праздник плуга». Раньше Сабантуй праздновали в конце апреля, а сейчас праздник проходит в июне, после окончания сева.

Сабантуй начинают готовить уже накануне. Заранее оборудуют майдан - место проведения праздника: ставят столы с призами для победителей, устанавливают палатки и лотки. Затем юноши седлают коней и с песнями разъезжают по домам, собирая подарки - полотенца, платки, отрезы материи, которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше подарков прикреплено к уздечке, тем лучше.

7.  Современные государственные праздники

Каждая душа празднику рада. Так говорит одна из самых известных русских пословиц! И действительно, давайте проследим, с каким трепетом, с каким уважением и почтением русский народ относится к праздникам. С каким размахом и широтой души отмечают национальные праздники россияне.

1 января. Изначально, со времени введения христианской религии, летоисчисление начиналось с марта месяца или со дня праздника Светлой Пасхи. В 1942 году при царствовании Иоанна III летоисчисление начали считать с 1-го сентября. В декабре 1699 года царский дьяк объявил людям о том, что царь желает в знак начала нового 100-летия после молебного пения и благодарения Бога, чтобы весь народ украсил большие проезжие улицы, дома знатных особ деревьями сосновых и еловых пород до 1 января. И чтобы украшения оставались на своих местах вплоть до 7 января. А 1 января нужно считать самым началом Нового года.

7 января. Рождество Христово. Самый важный праздник для каждого православного христианина, если рассматривать государственные праздники России. Празднуется это торжество в январскую ночь с 6-го на 7-е. До 1918 года праздник считался более важным, чем новогодний.

 23 февраля. День воинской славы Российской Федерации или День Защитника Отечества. В этот день обычно принято выражать свои поздравления всей мужской половине страны. А вот изначально государственные праздники России не включали в свои ряды день всех мужчин, а 23 февраля являлось днем рождения Советской Красной Армии, иначе - День Рождения Военно-Морского флота.

 8 марта. Международный день всей прекрасной половины человечества. Национальные праздники России включают в себя этот день с 1914 года.

1 мая. Весенний праздник труда. Впервые отмечен в России в 1890 году.

9 мая. День Победы. Праздник посвящен победе советского народа над фашистской Германией и немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. В данный день в России проходят многочисленные парады, главным из которых является парад на Красной Площади в Москве. Чествуют и выражают слова благодарности ветеранам и участникам боевых действий с 1943 года.

8.  Семейные традиции

Обычаями или традициями принято называть представления, привычки, обряды и навыки определенной страны, местности или региона, которые имеют как практическое, так и общественное значение. Передаются они, как правило, из поколения к поколению и выступают своеобразным регулятором общественных отношений.

«Вкусные» традиции России. Кухня За всю историю русская кухня смогла вобрать в себя всемирные традиции приготовления пищи. Например, вначале салаты, завезенные, кстати, в Россию из Европы, готовились преимущественно из овощей. Должно было пройти несколько веков, чтобы на русских столах, наконец-то, стали появляться мясные восточные блюда, такие как манты, шашлык, пельмени. Гастрономические традиции России очень разнообразны. Сейчас самыми известными и традиционными блюдами считаются борщи, щи, ботвиньи, уха, свекольник и рассольник. Эти первые блюда очень вкусные и станут, безо всяких сомнений, украшением любого обеденного стола. Кроме этого, самыми популярными среди россиян и гостей нашей страны также считаются пельмени, блинчики, солянка и окрошка.

Семейные традиции в России Духовная атмосфера дома, включающая в себя привычки и уклад жизни его обитателей, которые передаются из поколения в поколение, - именно это и представляют собой семейные традиции. В чем же они могут выражаться? Мне кажется, прежде всего, в умении любить, ценить и уважать близких, а также в стремлении проводить с ними как можно больше свободного времени. В России людям приятно дарить и привозить друг другу из поездок подарки и сувениры, делать комплименты или поддерживать в трудную минуту. У нас семейные традиции несут в себе совокупность духовных ценностей и показывают уровень развития семьи. А в давние же времена такие традиции основывались еще и на религиозных, общественных и исторических традициях и обрядах. Например, мужчина и женщина должны выполнять различные роли и обязанности. Женщина является женой, матерью, которая рожает и кормит детей, а мужчина – добытчик, он зарабатывает деньги и охраняет семью. Дети обязаны уважать своих родителей и помогать им. Руку и сердце в России предлагает именно мужчина, а женщина, в свою очередь, принимает решение о готовности вступить в данный брак.

 

9.  Изучение  Генеалогическое древа своей семьи

Практическая работа, предполагает домашнее задание.

Первым источником для того, чтобы начать исследования, является домашний архив: старые фотографии и документы, трудовые книжки, свидетельства о браке, свидетельства о рождении, дипломы и аттестаты.

В каждой семье существуют предания о том, что случалось в жизни родных и близких, как минимум двух-трех поколений. Опросить родственников, продумав список вопросов заранее. 

Оформить генеалогическое дерево можно, подражая европейским традициям, которые в России были распространены слабо. Чаще всего ствол дерева означал родоначальника, а ветви – его потомков живущих ныне. Иногда ствол обозначает того, кто проводит исследования, а ветви – его предков.

10. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

Краткий обзор

«Юности честное зерцало» – пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, составленное по указанию Петра I. Появление этой книги можно назвать значительным событием в истории детской литературы. Предполагаемые составители издания – епископ Рязанский и Муромский Гавриил и Яков Брюс, сподвижник Петра. Источником послужили разные русские и переводные тексты, в том числе трактат Эразма Роттердамского и «Домострой» Кариона Истомина. Эта книга на долгие годы стала руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. О популярности этого издания можно судить хотя по тому, что только в 1717 году книга была переиздана дважды и подвергалась переизданиям вплоть до конца XIX века.

11.  Воспитательные традиции разных народов России

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный поколениями опыт воспитания детей в семье

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку. Семья зачастую была большая, по 5—10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитания и обучения сначала в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками. Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
  2. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  3. практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  2. репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  3. частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  4. исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:

  1. фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
  2. коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
  3. индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  4. групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
  5. коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
  6. в парах - организация работы по парам
  7. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

 Формы работы:

Программа включает следующие формы работы: беседы, лекции, семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, диспуты, защита проектных работ; сюжетно-ролевые игры, игры-споры, подвижные игры, дидактические игры, деловые игры, решение ситуативных задач, конкурсы, викторины, театрализованные постановки, турниры знатоков этикета; решение проблемно-творческих и практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование и тестирование, социально- психологические тренинги, выполнение упражнений подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений; иллюстрирование понятий и своего отношения к теме; просмотр художественных рисунков, иллюстраций, фотографий, презентаций, обучающих фильмов; работа с книгами, журналами, электронными учебниками, программами, Интернет-ресурсами; создание сочинений, эссе, проектных работ; экскурсии (посещение культурных учреждений, выход на природу, прогулки по улицам города).

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе); учет достижений детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.

Список литературы

 Для педагогов:

 1. Абзалова О.А. Введение в теорию и практику этикета. Программа курса для ВУЗов культуры и искусств. - М., 2003.

 2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М.: ДЕЛО, 2001.

 3. Алясева Е.Ю. Дети и этикет (комплексно-целевая программа) [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/310354/

 4. Байбурин А. К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – М: Просвещение, 1990.

 5. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М: Просвещение, 1982.

6. Берлякова Н.П. История русской культуры: Программа и тематическое планирование курса. 10-11 классы / Н.П. Берлякова. - М.: Русское слово, 2006. - 64

 7. Воинский этикет. Этикет для кадетов [Электронный ресурс] // http://www.etiquette.ru/modern/military/

8 Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

9. Дьяченко Е. И. Этикет и культура поведения. – М: МСХА, 1994.

10. Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 класс: Художественная культура 18 века - 50-х годов 19 века. Пособие для учителя / Под ред. Л.В. Пешиковой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 384 с.

11. Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь- справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др.- М.: Флинта: Наука, 2003.- 840 с.

12. Мировая художественная культура. 10-11 классы: Уроки учительского мастерства / Авт.-сост. Н.А. Леухина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 318 с.

13. История мировой культуры: задачи / Сост.: Н.А. Григорьева, А.В. Хорошенкова. - Волгоград: ООО "Экстремум", 2006. - 224 с.

14. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

15. Курочкина И.Н. Внедрение этикета в жизнь общества [Электронный ресурс] // http://etiquette-life.narod.ru/statya2.html

16.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

18. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. - М: ЮНИТИ, 1996.

19. Панкратов В. Н. Культура общения офицера. - М.1993. 17. Платонов Б. Н. Воинский этикет. - М., 1983.

20. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого./М.: Центр "Педагогический поиск", 2004 - 160 с. 

21. Подоляк В.Я. Офицеру об этикете. - М., 1991.

22. Русская традиционная культура и народное творчество. Сост. Л.В. Волобуева. Метод, разраб. и материалы. Ч. 2. Барнаул: изд. «Графике», 1999. -311 С.
23. Фирсенков В.А. Правила этикета и культура поведения военнослужащего // Ориентир. - 2001. - № 8.

24. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. – М., 2009.

25. Язвенко О.А. «Роль этического воспитания в самореализации личности учащихся» [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/102404/ Юрьева Светлана Рифовна, кадетская школа №1778 «Основы общей культуры (этикет)»

Для учащихся:

 1. Воинский этикет. Этикет для кадетов [Электронный ресурс] // http://www.etiquette.ru/modern/military/ 

2. Воинский этикет. Учебник / Под общ. ред. Б.В. Воробьева - М., 2005.

 3. Лубенец С. Секреты общения. - М: Эксмо, 2008.

4. Мараваль-Ютен С. Искусство общения: друзья и родители. - М: Махаон, 2009. 5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994.

 6. Петрович Я. Этикет для начинающих. – М: Добрая книга, 2007.

7. Польманн Н. Как завязать галстук: 26 способов / пер.с нем. – М: Астрель, 2009. 8. Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010.

 9. Усачева Е. Все о стиле и красоте для девочек. - М: Эксмо 2008. 10. Яковлева Е.А. Этика и этикет: Учеб.пособие по культуре поведения. – М: Рекорд, 1996.

Приложение 1

Контрольные вопросы

 по теме «Культура и этика взаимоотношений»

( 1 год обучения)

  1. Культура - это…?
  2. Для чего важно выполнять правила поведения?
  3. Расскажите о правилах поведения в школе, в ЦВПВ. Что у них общего, чем они отличаются и почему?
  4. Что вы понимаете под термином «внутренняя культура»?
  5. Что такое речевая культура?
  6. Чем отличаются нормы поведения военнослужащих и гражданских лиц?
  7. Назовите основные признаки культурного человека.

Контрольные вопросы

 по теме «Художественная культура России»

( 1 год обучения)

  1. Что понимается под термином «художественная культура»?
  2. Сколько видов искусства вы знаете (перечислить)?
  3. С чего началось развитие литературы? Какие мифы древних славян вам известны?
  4. Назовите имена знаменитых российских художников. Какие картины они написали?
  5. Перечислите литературные шедевры российских писателей, которые вы читали.
  6. Что такое фольклор?
  7. Какие крупнейшие музеи России вы знаете?

Контрольные вопросы

 по теме «Традиции России»

( 1 год обучения)

  1. Сколько народностей населяют нашу многонациональную Родину?
  2. Какие народы Кузбасса считаются коренными?
  3. Какие интересные или необычные праздники коренных народов Кузбасса вы знаете?
  4. Перечислите традиционные славянские, мусульманские праздники, праздники народов Севера.
  5. Назовите государственные праздники РФ.
  6. Какие семейные традиции есть в вашей семье?
  7. Как воспитывали детей в «старые времена»?

Контрольные вопросы

 по теме «Культура и этика взаимоотношений»

( 2 год обучения)

  1. Этикет - это…?
  2. Расскажите о правилах поведения в общественном транспорте, магазине, театре.
  3. Какие правила взаимоотношения со сверстниками вы знаете и применяете?
  4. Чем воинский этикет отличается от этикета гражданских лиц?
  5. Какие формы обращения приняты у гражданских лиц, какие у военных?
  6. Расскажите основные правила внешнего вида для учащихся.
  7. Расскажите о правилах ношения военной формы.

Контрольные вопросы

 по теме «Художественная культура России»

( 2 год обучения)

  1. Что является составляющими художественной культуры?
  2. Эстетика – это…?
  3. Стихи, каких знаменитых российских поэтов вы читали, помните наизусть?
  4. Что вы знаете о российской скульптуре? Назовите несколько известных произведений скульптуры.
  5. Кратко расскажите о развитии российской архитектуры. Что её отличает от западной архитектуры?
  6. Перечислите несколько современных художников и название их произведений.
  7. Что вам известно о Кунсткамере и Русском музее в Санкт – Петербурге?

Контрольные вопросы

 по теме «Традиции России»

( 2 год обучения)

  1. Как вы понимаете термин «этническая толерантность»?
  2. Какие народные праздники отмечаются совместно людьми разных национальностей?
  3. Назовите традиции вашей семьи.
  4. Что такое «Домострой»?
  5. Перечислите традиции Российской Армии.
  6. Почему важна связь поколений в Росси?
  7. Опишите традицию празднования Дня Победы.

Контрольные вопросы

 по теме «Культура и этика взаимоотношений»

( 3 год обучения)

  1. Такт – это…?
  2. Расскажите о традиционных нормах общения, сохранившихся, по сей день.
  3. Какие народные обряды вам известны? Каковы правила поведения во время их проведения?
  4. Назовите правила бесконфликтного общения.
  5. Что такое нравственность?
  6. Как противостоять агрессии?
  7. Какие ценности являются общечеловеческими?

Контрольные вопросы

 по теме «Художественная культура России»

( 3 год обучения)

  1. Как духовный мир человека зависит от искусства?
  2. Что такое «синтетическое искусство»?
  3. Как взаимосвязаны театр и кинематография?
  4. Назовите виды и жанры живописи.
  5. Какие архитектурные стили России вы знаете (приведите примеры)?
  6. Назовите музыкальные жанры.
  7. Назовите жанры литературы.
  8. Назовите виды русского народного творчества.

Контрольные вопросы

 по теме «Традиции России»

( 3 год обучения)

  1. Что такое «менталитет»?
  2. Какие религиозные православные праздники вы знаете?
  3. Что входит в понятие «деловой этикет»?
  4. Какие национальные традиции народов России вы знаете?

Контрольные вопросы

 по теме «Культура и этика взаимоотношений»

( 4 год обучения)

  1. Объясните значение терминов «культура» и «этикет»
  2. Какие нравственные идеалы существуют в нашем обществе?
  3. Как вы понимаете слова «свобода» и «ответственность». Есть ли между ними взаимосвязь?
  4. Объясните значение слов «альтруизм» и «эгоизм».
  5. Как семья оказывает влияние на нравственность человека?
  6. Что такое «патриотизм»?
  7. Что вы понимаете под термином «офицерская этика».

Контрольные вопросы

 по теме «Художественная культура России»

( 4 год обучения)

  1. Объясните значение терминов: культура, художественная культура, искусство, виды искусства, средства выразительности (привести примеры).
  2. Кратко расскажите о формировании российской культуры (XVII – VIII в.в., XIX в., Советской России, постсоветского периода).
  3. Что вы знаете о Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Петербургском Эрмитаже, Третьяковской галерее?

Контрольное задание

 по теме «Традиции России»

( 4 год обучения)

        Написание сочинения-миниатюры  по теме: «Национальные традиции народов России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы звукозаписи"

Программа "Основы звукозаписи" направлена на формирование знаний, умений и навыков для самостоятельной работы с музыкальными коллективами, звуковым оборудованием и программным обеспечен...

Тестовые задания к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 2021г

Тестовые заданияпо темам «Знакомство с синтезатором»,«Основы музыкальной грамоты»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры ...

Перечень учебно-методического комплекса к дополнительной общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 2021г

Перечень учебно-методического комплексак дополнительной общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»2021г...

Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая и специальная подготовка по футболу"

Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая и специальная подготовка по футболу" реализуется в рамках комплексной программы по виду спорта "Футбол" в ДЮСШ "Воро...