Подбор аккомпанемента на индивидуальных уроках по гармонии как форма работы, интегрирующая различные предметы музыкального и общеобразовательного циклов
статья на тему

Орел Юлия Антоновна

Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов. Декабрь 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podbor_akkompanementa.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин

Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов на тему:

Подбор аккомпанемента

на индивидуальных уроках по гармонии

как форма работы,

интегрирующая различные предметы

музыкального  и общеобразовательного циклов

Предмет Гармония преподается в школе "Тутти" в 10-11 классах. Согласно учебному плану уроки проходят в виде  групповых и индивидуальных занятий (2 часа в неделю - групповые занятия, 0,5 часа в неделю на каждого ученика - индивидуальные).

С 1 по 9 класс учащиеся изучали такие музыкально-теоретические дисциплины, как Сольфеджио и Музыкальная литература. В учебных планах старших классов к ним добавляется новый предмет - Гармония. К этому времени ученики знакомы со многими аккордами в их элементарном виде, этот материал они проходили  в курсе Сольфеджио. Задачей Гармонии является освоение закономерностей построения аккордов в четырёхголосии, изучение правил соединения аккордов друг с другом, приобретение практических навыков гармонизации мелодии и баса,  а также игры на фортепиано различных заданий в гармоническом четырёхголосии. Кроме того, в курсе Гармонии ребята анализируют примеры из музыки, обращая внимание на стилевые особенности употребления гармонии, а также на ее формообразующую роль.

Традиционные формы работы на индивидуальных занятиях по гармонии:

  • проверка гармонизации мелодии, сделанной учеником дома;
  • игра секвенций, аккордовых последовательностей;
  • гармонический анализ;
  • построение и разрешение отдельных аккордов;
  • гармонизация коротких мелодических фрагментов с листа.

Помимо этих хрестоматийных видов работы предлагается использовать инновационную форму, такую, как подбор аккомпанемента к известным классическим мелодиям. Это задание способствует повышению интереса к предмету, развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора.

Для данного вида работы  мы пользуемся пособием Т.Литвиновой и М.Людько «Мелодии для гармонизации», изданным в СПб в 2007 году.  Большинство примеров в этом издании заимствовано из вокальной музыки русских и зарубежных композиторов XVIII-XIX веков и приводится с текстом. Наличие текста помогает ярче представить себе характер и образную сторону музыки.

Подбор аккомпанемента, как правило, происходит по следующему плану:

  • ученик играет мелодию, определяет тональность;
  • после настройки в тональности ученик с помощью преподавателя составляет гармонический план и выбирает аккорды, в результате образуется аккордовая последовательность (на этом этапе обращается внимание на ритм смены гармонии, который связывается с характером музыки; отметим также, что аккорды, представляющие ту или иную функцию, выбираются исходя из уровня освоения предмета – так на первых порах T, S и D представлены только трезвучиями, затем, по мере изучения, включаются другие более сложные аккорды);
  • ученик играет составленную  цифровку в хоральной, т.е. в традиционной для гармонии, фактуре;
  • преподаватель и ученик играют дуэтом: учитель – мелодию, ученик – аккомпанемент в хоральной фактуре (звучащая мелодия стимулирует ученика играть в нужном темпе и характере);
  • ученик выбирает фактуру аккомпанемента, исходя из характера музыки и литературного текста (фактурные модели могут быть предложены преподавателем, а могут быть сочинены учеником самостоятельно);
  • ученик исполняет цифровку в выбранной фактуре;
  • снова дуэт: учитель играет мелодию или поет ее с текстом, ученик исполняет сопровождение в выбранной фактуре (в итоге, цифровка превращается в художественный элемент музыкального произведения).

Подбор аккомпанемента неизменно вызывает энтузиазм  и творческий подъем у учеников. Данная форма работы не только решает важную для предмета Гармония задачу закрепления навыка игры аккордовых цифровок, но и развивает координацию, будит воображение, расширяет кругозор, вдохновляет на творчество, обостряет музыкальный слух.

В этом задании предмет Гармония интегрируется со многими  учебными дисциплинами. Связь с Музыкальной литературой прослеживается в использовании популярных классических мелодий, с Сольфеджио – в том, что подбор аккомпанемента развивает  музыкальный слух. В  обращении к стихотворной первооснове – связь с Литературой, а совместное музицирование педагога и ученика аппелирует к Камерному ансамблю. Сочинение фактурных моделей – это обращение к Композиции, наконец, ощущение музыкальной формы как процесса, возникающее при  исполнении, сродни пространственному воображению, необходимому в Геометрии.

Подбор аккомпанемента  объединяет в единое целое разрозненные учебные предметы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, эта форма работы выявляет взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивающую целостность и системность педагогического процесса.

Представляется, что подбор аккомпанемента – весьма важная и полезная часть занятий по Гармонии. Это подтверждает опыт применения ее на индивидуальных уроках по этому предмету в школе «Тутти» уже на протяжении нескольких лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзамена по результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО (Уровень подготовки – базовый)

Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзаменапо результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО(У...

Методика организации уроков по дисциплинам общеобразовательного цикла с ориентацией на изучение народной культуры и традиций

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Российский колледж традиционной культуры» создана необходимая материальная база обучения, установлены посто...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

Формирование общих профессиональных компетенций при изучении дисциплин (предметов) общеобразовательного цикла

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования общих профессиональных компетенций при изучении предметов (дисциплин) общеобразовательного цикла, приведены конкретные примеры заданий профес...

Расширение межпредметных связей на уроках общеобразовательного цикла

Расширение межпредметных связей на уроках общеобразовательного цикла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП 04 « Математика» общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Программа учебного предмета « Математика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих...