Методическое пособие на тему "Ш. Данкля и его Шесть вариаций" 2016г.
учебно-методическое пособие по теме

Гуляева Т.В.

Данное методическое пособие о по дисциплине "Изучение педагогического репертуара ДМШ"  разработано для студентов 3 курса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.pos_.izuch_.rep_.dmsh_.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    

«СМОЛЕНСКОЕ  ОБЛАСТНОЕ  МУЗЫКАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ  М. И. ГЛИНКИ»

Методическое пособие к уроку по дисциплине

 «Изучение педагогического репертуара ДМШ»

по теме

«Ш. Данкля и его Шесть вариаций»

Разработала:

Т.В. Гуляева,

преподаватель ПЦК

 Оркестровые

струнные инструменты

Ноябрь, 2016г.

                                                   

                                                                     

Тема урока: 

«Ш. Данкля и его Шесть вариаций».

Цель урока: Изучение Вариаций Ш. Данкля, обзор технических трудностей,

изучение основных художественных задач.

Задачи:

1.  Познавательная задача:

- знакомство с творчеством Ш. Данкля и тех композиторов, чьи темы были заимствованы для вариаций;

- знакомство с историей развития Вариаций, как музыкальной формы;

2. Воспитательная задача:

-  воспитание понимания значения творческого наследия скрипача и композитора Ш. Данкла;

3.  Развивающая задача:

- развитие практических навыков исполнения вариаций;

- развитие умения исполнять и комментировать некоторые технически сложные приемы исполнения;

- развитие навыка исполнения произведений с определенными стилистическими особенностями.

Методическое обеспечение /оборудование/:

Скрипка,  фортепиано, нотный материал Ш. Данкля «Шесть вариаций для скрипки и фортепиано», наглядные пособия (портреты композиторов, К.Брюлов «Всадница»), ноутбук, видео и аудио записи исполнения Вариаций.

Методический  материал.

1. Жанр вариации в музыке.

Вариации, точнее, тема с вариациями — это такая музыкальная форма, которая образуется в результате использования вариационной техники.Такое произведение состоит из темы и нескольких ее повторений, в каждом из которых тема предстает в измененном виде. Изменения могут касаться разных аспектов музыки — гармонии, мелодии, голосоведения (полифонии), ритма, тембра и оркестровки (если речь идет о вариациях для оркестра)……»                                                                        А. Майкапар

Существуют разновидности вариаций.

Вариации на выдержанную мелодию.

В вариациях этого типа сохраняется мелодия, а варьирование происходит за счёт сопровождающих голосов.

Вариации на bassoostinato

Вариациями на bassoostinato называется такая форма, которая основана на неизменном проведении темы в басу и постоянном обновлении верхних голосов. Такой вид появился в эпоху позднего Возрождения. Басовые формулы  получили известность под различными названиями, в т.ч. пассамеццофолияРуджеророманеска. Два основных инструментальных жанра таких вариаций в эпоху барокко — пассакалия и чакона.

Фигурационные вариации

В таком типе вариаций преобладающий метод варьирования — гармоническая, мелодическая, ритмическая фигурация. Область применения таких вариаций — почти исключительно инструментальная музыка.

Жанрово-характерные вариации

К этому типу принадлежат вариационные циклы, в которых вариации приобретают новый жанр, либо где каждая вариация обладает своим индивидуальным типом выразительности.

Вариации на несколько тем

Кроме вариаций на одну тему, встречаются вариации на две темы (двойные) и на три (тройные). Двойные вариации редки, тройные — исключительны.

Темы двойных вариаций могут быть близки друг другу или, наоборот, контрастны. Расположены  вариации могут быть по-разному: либо регулярное чередование вариаций на одну и вторую тему, либо — группа вариаций на первую тему, затем группа — на вторую и т. д.

Вариации с темой в конце

Возникновение этого типа вариаций связано с отходом от классического мышления в области формы. Появляются они в самом конце XIX века (прецеденты были в эпоху барокко в некоторых вариационных кантатах). В каждой вариации тема лишь прослеживается и представлена в различных контекстах, тема в своем основном виде представлена  только в самом конце цикла.

2.Биографические справки:

Жан Батист Шарль Данкла  (Данкля)  родился  19 декабря 1817 в местечке  Баньер-де-Бигор во  Франции. Он был братом скрипача Леопольда Данкла и виолончелиста Арно Данкла.

Когда Шарлю Данкля было девять лет, его игру услышал в г.Бордо Пьер Роде и, впечатлённый его исполнением, рекомендовал юное дарование Пьеру БайоЛуиджи Керубини и Рудольфу Крейцеру. После этого Данкла был принят в Парижскую консерваторию, в класс Пьера Байо по скрипке. В 1830 году с ним занимался техникой Никколо Паганини, также Данкла брал уроки у Анри Вьетана.

Кроме того, Данкла занимался в классе композиции Фроманталя Галеви, в 1838 году получил Вторую Римскую премию.

С 1835 года Данкла был одним из солистов в оркестре парижской Опера-Комик.

В 1841 году он поступил на место вице-концертмейстера в Оркестр концертного общества Парижской консерватории, в 18611863 годах был его концертмейстером, претендовал и на место главного дирижёра, однако безуспешно.

Он был известен также как ансамблист, с 1837 года играл вторую скрипку в квартете Дельфена Аляра, а в 1838 году возглавил собственный квартет, действовавший до 1870 года. В 18571892 годах Ш. Данкля профессор Парижской консерватории.

Данкла написал шесть симфоний, шесть скрипичных концертов и две концертные симфонии для скрипки с оркестром, ряд струнных квартетов, трио, дуэтов для двух скрипок, 30 сочинений для скрипки и фортепиано. Шесть вариаций Данкла Op. 89 написаны на темы ПачиниРоссиниБеллиниДоницеттиВейгля и Меркаданте. Кроме того, Данкля принадлежит несколько учебных пособий. Мы знакомы с его инструктивными сочинениями: «Элементарная и прогрессивная скрипичная метода», «Школа мелодии», «Школа выражения», «Искусство модулировать на скрипке».

    Умер  Ш. Данкля 10 октября 1907г., в Тунисе.

Творческий путь Ш. Данкля проходил в ту эпоху, когда во всех видах искусств царил романтизм, как идейное и художественное направление. Полнее всего романтизм раскрылся в литературе, музыке, театре. Ведущим принципом романтизма стало противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемым воображением художника.

Главным достижением романтической музыки чуткое, тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека. Именно в это время проявляется новый тип вариаций – романтических.

К этому виду и относятся Шесть циклов вариаций Ш. Данкля соч. 89, темами для которых послужили темы из произведений итальянских композиторов (за исключением Вейгля, который был австрийцем). Все заимствованные темы взяты из опер, поэтому они очень напевны, лиричны.

Краткая характеристика творчества композиторов, чья музыка была заимствована Ш. Данкля для тем вариаций.

Джованни Пачини (17 февраля 1796 — 6 декабря 1867) — итальянский композитор. Долгое время известен был в Италии под именем PacinidiRoma. Писал сначала духовную музыку, затем оперы. Оперы Пачини отличаются легкостью музыки, мелодичностью, но в них заметно влияние Россини, Беллини, Меркаданте. Пачини писал ещё квартеты для струнных инструментов, кантаты, гимны, реквиемы, хоры и пр.; ему принадлежат также несколько теоретических произведений. В 1849—1860 гг. возглавлял Флорентийский музыкальный институт.

Нам известна это имя еще и потому, что связано оно с именем нашего художника Карла Брюлова. На его известной картине «Всадница» изображены две дочери композитора Джованина и Амацилия Пачини, которых после смерти матери взяла на воспитание графиня Юлия Самойлова.

Джоаккино Антонио Россини (29 февраля 1792 — 13 ноября 1868) — выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки. Его итальянские оперы-буффа «Севильский цирюльник» и «Золушка» и франкоязычные эпопеи «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль». Склонность к вдохновенным, песенным мелодиям — одна из ведущих черт творчества Россини, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом».

 «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». До появления Верди Россини стоял в центре итальянской оперной жизни. Однажды он сказал: «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку».

Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Белли́ни (3 ноября 1801 — 23 сентября 1835) — итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец — дирижёр, дед — органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории. Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки». Наиболее значительное произведение — опера «Норма». Беллини — крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Беллини совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.

Домени́ко Гаэта́но Мари́а Донице́тти (29 ноября 1797— 8 апреля 1848) —итальянский оперный композитор, автор 74 опер. Вершины творчества композитора — оперы «Любовный напиток», «Лючияди Ламмермур», «Фаворитка» и «Дон Паскуале».

Родители Гаэтано Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти. Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн».

В 1834—1839 годах — профессор консерватории в Неаполе (с 1837 — директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, создал целый ряд опер. С 1840 года Доницетти работал для Парижа. Завладел вниманием парижан благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Из-за психического расстройства после 1844 года Доницетти отошёл от музыки.

Йозеф Вайгль (28 марта 1766, — 3 февраля 1846) — австрийский композитор и дирижёр. Сын Йозефа Франца Вайгля, крёстный сын Йозефа Гайдна. Писал оперы, балеты, музыку к драмам и комедиям, а под конец жизни и церковные сочинения: оратории и кантаты. Выдающийся композитор из музыкальной семьи; его отец был виолончелистом в капелле князя Эстергази, а мать — певицей. Оперы его ставились не только в Вене, где он был капельмейстером придворной капеллы, но и в театре «La Scalа» в Милане. Своеобразность, ясность, мягкость и теплота музыкального выражения отличают его композиции. Среди его оперных сочинений мы выделим в первуюочередь«Любовь моряка», поставленная по всей Европе и известная до сих пор благодаря вариации на тему из нее в одной из сонат Паганини. Вейгель был выдающимся музыкальным деятелем своего времени в Европе.

Джузеппе Саверио Рафаэле Меркаданте (17 сентября 1795 — 17 декабря 1870) — итальянскийкомпозитор, сочинял в основном оперы. Музыкальное образование получил в консерватории в Неаполе. В 1818 г. Меркаданте написал свою первую оперу «Апофеоз Геркулеса», имевшую, как и последующие, большой успех в Италии. После пребывания в 1827-1829 гг. в Испании и Португалии с 1833 по 1840 год был капельмейстером кафедрального собора в Наварре. В 1836 году по приглашению Верди прибыл в Париж. С 1839 года Меркаданте стал терять зрение и в конце жизни совершенно ослеп. В течение 30 лет, с 1840 года до самой смерти был директором консерватории в Неаполе. Он был прекрасным профессором пения и гармонии. Правнуками  Меркаданте были братья Эрнесто де Куртис и Джамбаттиста де Куртис, авторы многих получивших мировую известность неаполитанских песен.

Каждые вариации начинаются со вступления. Это либо небольшое вступления в партии фортепиано или развернутое, мелодичное  вступление с каденционными элементами, предшествующее теме. Такие вступления в первых 3-х циклах: «Вариации на тему Пачини», «Вариации на тему Россини», «Вариации на тему Беллини». Развитие у всех вариаций строятся по одному принципу – от напевности к яркой, блестящей коде, насыщенной виртуозными исполнительскими приемами. В каждом цикле от одной до 3 вариаций.

Романтические вариации имеют основные черты:

  • тема или ее элементы изменяются таким образом, что каждой вариации придается индивидуальный, очень самостоятельный характер. Вариациям начинает придаваться программный смысл.

Исполнение вариации на тему Доницетти: начало вар.1 (cantabileedolce) и вар.2 (leggero). Резких контрастов нет, но есть контраст больше жанровый, то есть, напевность – скерцозность.

  • благодаря самостоятельности характера вариаций весь цикл превращается в нечто подобное сюите. Иногда появляются связки между вариациями.

Между темой и вариациями всегда имеется небольшой переход. Это, как

 правило, проигрыш в партии фортепиано.

  • смена тональностей внутри цикла очень уместна для подчеркивания самостоятельности вариаций посредством разницы в тональном колорите.

В вариациях Данкля тональности не изменяются, но в вариациях на тему Паччини во вступлении есть небольшой эпизод в тональности D.

  • вариации цикла, в ряде отношений, строятся довольно независимо от структуры темы:

·  меняются тональные отношения внутри вариации;

·  вводятся новые гармонии, часто совершенно изменяющие колорит темы;

·  теме придается иная форма;

·  вариации настолько удаляются от мелодико – ритмического рисунка темы, что могут представлять собой пьесы, лишь построенные на отдельных ее мотивах, развитых совсем иначе.

Все вариации насыщены рядом скрипичных художественно – выразительных средств  скрипичного исполнительства, которые зачастую вызывают сложности у учащихся ДМШ. К моменту изучения вариаций, учащийся уже должен владеть мягкими переходами в позиции, вибрацией, рядом скипичных штрихов (спиккато, стаккато, соттийе),  техникой двойных нот и аккордовой техникой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"

      В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личност­ный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников»

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекс...