Императорский Казанский университет.
занимательные факты на тему

5 ноября (17 ноября по новому стилю) 1804 года Александр I подписал Утвердительную грамоту об основании Казанского Императорского университета и его Устав. Эта дата стала днем рождения одного из старейших университетов России, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии отечественной науки, образования и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21a.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Императорского Казанского университета.

5 ноября (17 ноября по новому стилю) 1804 года Александр I подписал Утвердительную грамоту об основании Казанского Императорского университета и его Устав. Эта дата стала днем рождения одного из старейших университетов России, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии отечественной науки, образования и культуры.

В то время Университеты, создавая вокруг себя культурное поле, своей многогранной деятельностью способствовали формированию просвещенной, творческой личности, а также складыванию социальной структуры, которая отвечала потребностям развивающегося общества, задачам европеизации страны. Так случилось и с Казанью. Город, его облик стали меняться под деятельным воздействием университета.

Первоначально университет разместился в здании Казанской Императорской гимназии, построенном в 1796 году, позже для нужд заведения были приобретены три соседних дома, что позволило рассматривать этот квартал как территорию университетского городка. В 20-х годах XIX века архитектор Петр Гаврилович Пятницкий возвел главный корпус, классический фасад которого с тремя портиками сохранился до наших дней. В следующем десятилетии, когда ректором университета стал Николай Иванович Лобачевский, под руководством архитектора Михаила Петровича Коринфского был создан архитектурный ансамбль. Зодчий разместил строго по оси главного корпуса анатомический театр, сделав его южной доминантой всего ансамбля. Симметрично ей встали здания химической лаборатории и библиотеки, в этот же период построены астрономическая обсерватория и клиника.

Университетский городок превратился в своего рода витрину Казани: появились гостиницы, лавки, те же книжные магазины, аптеки – все то, что нужно было для обслуживания университетской публики. За два столетия этот городок, гармоничное ядро которого составлял прекрасный архитектурный ансамбль в стиле русского классицизма XIX века, обрел новые, выразительные черты, архитектурным памятником является и комплекс зданий загородной астрономической обсерватории.

Само  расположение Казанского университета, его укорененность в городе, являющемся своеобразным «перекрестком» Запада и  Востока, предопределило его главные  культурные и социальные задачи. Изначально наш университет являлся научным, культурным и общественным центром, ориентированным, в первую очередь, на изучение и просвещение восточных регионов страны, включение их в культурное пространство всего российского общества.

Первыми студентами университета стали лучшие выпускники Казанской гимназии. Первоначально в его составе было четыре отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных наук и словесных наук.

Первым кризисным моментом в жизни университета стала ревизия Михаила Магницкого, который посчитал, что в Казани слишком сильно «вольнодумство и безбожие». Хотя ревизор и потребовал в докладе «публичного разрушения» университета, Александр Первый наложил на доклад резолюцию.  Тогда Императорский Казанский университет вошел в эпоху, названной впоследствии «Эпоха Магницкого». В этот период времени были уволены многие профессора, для студентов установился жесткий казарменный режим.

Главный корпус, который является сегодня визитной карточкой Казанского университета, был построен в 1825 году, через пять лет завершилось строительство здания библиотеки, химической лаборатории, анатомического театра, астрономической обсерватории, клиники.. В те годы ректором Императорского Казанского университета стал Николай Иванович Лобачевский.

В этот период в университете окончательно сформировался ряд научных направлений: математическое, химическое, медицинское, геологическое, геоботаническое.. В 1834 году в университете начали издавать Ученые записки Казанского университета, а в 1835 году учреждены философский, юридический и врачебный факультеты. Через тридцать лет подразделения переименовываются в историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. К 1883 году в университете сформировалась Казанская лингвистическая школа.

Предмет особой гордости университета с момента подписания его Утвердительной грамоты и Устава вплоть до 1917 года –  выдающиеся научные достижения: создание неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевский; открытие химического элемента рутения  – названного так в честь России Карлом Карловичем Клаусом; получение анилина, заложившее основу анилино-красочной промышленности Николаем Николаевичем Зининым; создание Александром Михайловичем Бутлеровым теории химического строения органических веществ, сыгравшей в органической химии ту же роль, что периодическая система элементов в неорганической. Кроме того, в стенах Казанского университета Александр Филиппович Самойлов, основатель электрофизической школы, впервые в России записал электрокардиограмму. С университетом связаны имена двух ученых-химиков – отца и сына Арбузовых, создавших новое направление в науке – химию фосфорорганических соединений.

Бутлеров, будучи учеником Зинина, продолжил развивать химическую школу родного университета. Именно благодаря ему многие сегодня называют Казань колыбелью русской химии. Теория Бутлерова о химическом строении возникла в Казанском университете не случайно. Она появилась в условиях, отмеченных напряженными творческими поисками казанской химической школы, которая тогда была ведущей в России. В то же время Бутлеров стал выдающимся ученым не только по причине своей глубокой приверженности химии, но и благодаря той высокой интеллектуальной и духовной атмосфере, которая в целом царила в Казанском университете середины XIX века. Разные науки и формы творчества находились тогда в состоянии взаимовлияния и синтеза. Из этого рождалось новое.

Среди имен, прославивших университет, надо назвать астронома Ивана Михайловича Симонова, единственного ученого, участвовавшего в экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Исследования Симонова, проведенные в ходе экспедиции, положили начало научному изучению Антарктиды. А успехи лингвистической школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ вывели Казанский университет в ряд наиболее авторитетных центров филологической науки.

Казанский университет этого периода в разное время возглавляли И.О. Браун, Г.И. Солнцев, Г.Б. Никольский, К.Ф. Фукс, Н.И. Лобачевский, И.М. Симонов, О.М. Ковалевский, А.М. Бутлеров, Е.Г. Осокин, Н.А. Кремлев, Н.О. Ковалевский, Н.Н. Булич, К.В. Ворошилов, Д.И. Дубяго, Н.П. Загоскин, Г.Ф. Дормидонтов.

Взаимодействие разных наук – это  отличительная черта Казанского университета как одного из ведущих  классических университетов России. Геометр Лобачевский, химик Бутлеров, востоковед Френ, астроном Симонов, лингвист Бодуэн де Куртенэ и другие были представителями одной университетской науки этого периода.

Николай Иванович Лобачевский, возглавлявший Казанский университет с 1827 по 1846 год, сформулировал целую программу деятельности и развития университета как центра науки, педагогической мысли и культуры. Она содержится в его известной речи на торжественном акте 5 июля 1828 года. Ученый выдвинул новаторскую для России его времени идею развития личности в качестве решающего условия общественного процесса: только суверенная личность способна достичь «высшей степени образованности».

До 1878 года Казанский университет являлся самым восточным университетом Российской империи: в его округ входили Поволжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ. С появлением в Сибири и на Дальнем Востоке своих вузов, просветительская миссия Казанского университета не была свернута. Его научные школы, получившие мировую известность, продолжали оказывать благотворное влияние на отечественную науку и образование. Сбылось предвидение известного литератора и социального мыслителя А.И.Герцена о том, что Казанский университет свяжет Запад и Восток, мировые культуры и языки.

В период ректорства Лобачевского сложился и прославленный Восточный разряд Казанского университета. Его основой стали кафедры: арабо-персидская и турецко-татарская, монгольская, китайско-маньчжурской словесности, санскрита и армянского языка. В своих продолжительных путешествиях Александр Касимович Казем-Бек, Осип Михайлович Ковалевский, Илья Николаевич Березин, Василий Павлович Васильев, Ибрагим Исхакович Хальфин и другие собрали значительный страноведческий материал, сформировали солидный фонд восточных рукописей. Ими же созданы многочисленные хрестоматии и словари, переводы восточных авторов. Велись также археологические, этнографические, культурологические работы.

Однако  тогда, в середине XIX века, взлет казанской  ориенталистики был прерван искусственным  путем: в 1854 году Восточный разряд перевелся в Санкт-Петербургский университет вместе с коллекциями материальных памятников и более чем двумя тысячами восточных книг и рукописей, профессорами.

Наследие Лобачевского всерьез  заложило основание тех традиций, которые неизменно развивались  в Казанском университете и осознавались сменяющимися друг друга поколениями людей университета именно в качестве продолжения его дела.

Можно выделить несколько  основных факторов, которые оказывали  решающее воздействие на формирование  облика и традиций университета  в эпоху Российской империи: этика православия, актуализированная в виде идеи служения Отечеству и царю (последнее представление все более размывалось под воздействием процессов модернизации, утверждения новых, демократических ценностей); рационализм и позитивизм – идеи Нового времени, которые стимулировали поиск объективной истины, внедрение строгих эмпирических методов; формирование научных школ, понимаемых в качестве исторически сложившейся формы развития науки и реализации ее академической функции, связанной с воспитанием научной смены, поддержанием исследовательской традиции.

Вот как выглядит обобщенный статистический «портрет» университета. С 1805 по 1917 год его окончили более 13 тысяч человек. Здесь учились писатели Сергей Тимофеевич Аксаков, Лев Николаевич Толстой, поэт Велимир Хлебников, композитор Милий Алексеевич Балакирев, художник Валерий Иванович Якоби и другие. Среди студентов были известные государственные деятели – Владимир Ильич Ульянов-Ленин, Алексей Иванович Рыков, создатель первого в мире видеомагнитофона Александр Матвеевич Понятов.

Выпускники и профессора Казанского университета сыграли значительную роль в становлении новых университетов  страны. Профессор-медик Василий Маркович Флоринский, назначенный в 1885 году попечителем  Западно-Сибирского учебного округа, открыл в 1878 году Томский университет и руководил его первоначальной деятельностью. Профессор-медик Василий Иванович Разумовский был первым ректором Саратовского (1909 г.) и Тифлисского (1918 г.) университетов, в 1919 году участвовал в создании Бакинского университета. Профессор-медик Николай Дмитриевич Бушмакин принимал участие в организации Иркутского университета в 1919 году.

На разных этапах истории питомцы  Казанского университета возглавляли старейшие российские учебные заведения: астроном и математик Дмитрий Матвеевич Перевощиков в 1848–1883 годах – Московский университет, выдающийся ученый-ботаник Андрей Николаевич Бекетов в 1876–1883 годах – Петербургский университет, филолог Карл Карлович Фойгт в 1852 году был назначен ректором Харьковского университета, а затем возглавлял Харьковский учебный округ, геолог Николай Алексеевич Головкинский руководил Новороссийским университетом с 1877 по 1881 год.

Императорский период Казанского университета был закончен февральской революцией и гражданской войной, которые нанесли серьезный урон его деятельности. С лета 1918 года Казань покинула большая часть жителей, в том числе студенты и преподаватели университета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение полевой практики в формировании профессиональных и общих компетенций у студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа.

Летняя  учебно-полевая практика по ботанике для студентов фармацевтического отделения  Казанского медицинского колледжа  проводится после завершения лекционно-лабораторных занятий. В те...

Значение полевой практики в формировании профессиональных и общих компетенций у студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа.

Летняя  учебно-полевая практика по ботанике для студентов фармацевтического отделения  Казанского медицинского колледжа  проводится после завершения лекционно-лабораторных занятий. В те...

Деятельность казанского университета

Деятельность казанского университета.Авторы: Ильина Татьяна Дмитриевна, Кушнер Анастасия Сергеевна, Сорокина Екатерина Александровна, Чернецов Дмитрий Евгеньевич....

Деятельность Российских университетов. Императорский Санкт-Петербургский университет

Деятельность Российских университетов. Императорский Санкт-Петербургский университет.Подготовлено Шестопаловой А., Егоровой А., Абиловой С., Анохина Ю....

Деятельность Российских университетов. Императорский Санкт-Петербургский университет

Деятельность Российских университетов. Императорский Санкт-Петербургский университет.Подготовили: Абилова С., Шестопалова А., Егорова А., Анохина Ю....

Императорский Санкт-Петербургский университет

Санкт-Петербургский Императорский университет — один из одиннадцати классических университетов, действовавших в Российской империи до 1917 года....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»

Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков.  Совершить...