Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»
методическая разработка
Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков. Совершить экскурс в историю через кулинарию, почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Уссурийский колледж технологии и управления»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
(классного часа)
приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора.
Тема:
«Императорская кухня»
Автор:
Барабицкая Раиса Валериевна,
преподаватель первой квалификационной категории
Уссурийск,
2022 г.
Аннотация (слайд № 2)
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия, предназначена для обучающихся 4 курса, специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое».
Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков. Совершить экскурс в историю через кулинарию, почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Введение (слайд № 3)
Мы живем в современном мире, где больше преобладает быстрое (фаст – фуд) и далеко не полезное питание, к сожалению, мы все чаще забываем о традиционной кухне наших предков, о нашем прошлом. Пиццы и гамбургеры заменили нам кулебяки и расстегаи, далеко не каждый студент имеет представление что такое курник. Люди стали забывать старинные рецепты вкусной и полезной пищи, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие.
Планируемые результаты: (слайд № 4)
- личностные: развитие желания узнавать новое, навыки коллективной работы, формирование успешности и результативной деятельности;
- метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков работы с инновационными технологиями.
План внеклассного мероприятия (классного часа)
Тема: Императорская кухня
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point);
- частично-поисковый (планирование и систематизация материала);
- аналитический (выводы и обобщения по результатам мероприятия);
-управление обучением с применением инновационных технологий (тестирование на платформе онлайн-сервиса Google Forms);
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, групповая;
Технологии, методики:
- проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные технологии.
Цель:
- повышение интереса к выбранной профессии или специальности, ее социальной значимости, расширение знаний об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.
Задачи: (слайд № 5)
Образовательные:
- повышение качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций, творческого потенциала студентов, стимулирование интереса к профессии, специальности;
Развивающие:
- расширение и углубление знаний студентов в сфере общественного питания России;
- привлечение к целенаправленной исследовательской и практической работе;
- использование информационных технологий в профессиональной деятельности;
- мотивация обучающихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, приобщение к традициям русского народа;
- воспитание чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение к ее изучению;
- осознанное отношение к здоровому образу жизни через культуру питания, основанное на традициях русского народа.
Методическое и техническое обеспечение урока:
- мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS Power Point (презентация), платформа онлайн-сервиса Google Forms.
План
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Постановка целей мероприятия.
III. Представление истории питания России XVI – XVIII веков.
IV. Доклады обучающихся.
V. Тестирование.
VI. Подведение итогов.
VII. Список использованных источников информации
- Организационный момент. (слайд № 6)
Кисель и квас медовый, чтоб был народ здоровым.
И во главе всего стола наш каравай – Руси краса!
Эх, лучше русской кухни нет!
Хоть обойдёшь ты целый свет!
Русская ты кухня – щедрая душа!
Всеми ты любима, всем и хороша!
Любым гостям ты рада, готова всех принять
Как Матушка-Россия,
Утешить и обнять.
Сегодня мы совершим экскурс в историю через кулинарию. Узнаем о развитии питания России с приходом на царство Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Какие пищевые реформы произошли на кухне в XVI – XVIII веке. Вспомним давно и не справедливо забытые продукты, и блюда, которые составляли основной рацион питания наших предков.
- Мотивация. Постановка целей мероприятия.
Давайте вместе вспомним о том, что полезное может быть еще и вкусным!
Целью сегодняшнего классного часа, является повышение интереса к выбранной профессии или специальности, ее социальной значимости, расширение знаний об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.
III. Представление истории питания России XVI – XVIII веков. Сравнение с современной кухней. (слайд № 7)
Ох, картошечка, картошка,
Ах, какая тебе честь!
Кабы не было картошки,
Так чего бы стали есть?
Сегодня мы называем картофель "вторым хлебом", но приживался этот корнеплод очень долго и тяжело. В Россию картофель привез, как известно, Петр I. И все бы было хорошо, но народ картофель признавать отказывался.
Это было связано, в первую очередь с тем, что люди не раз травились "вершками", не догадываясь о том, что есть нужно как раз "корешки".
Смущало русских людей и само слово "картофель". Наши предки были уверены, что "картофель" происходит от немецких слов "крафт ойфель", что на русский переводится как "дьявольская сила".
Для распространения картофеля Пётр I применил смекалку. Он заселил несколько полей картофелем и приставил к ним вооруженную охрану. Днем солдаты "несли пост", а на ночь расходились спать. Мотивация "запретного плода" сработала. Соблазн "стащить" то, что так ревностно охраняют, оказался настолько велик, что люди начали воровать плоды с поля и высаживать их на своих участках.
Причём сначала картофель появился только на столах знати, да и то только в торжественных случаях. Интересно, что сначала посыпали картофель не солью, а сахаром.
«Заморский овощ» на Руси не только ели. Из него также готовили разные напитки: квас, кисель, сок.
Но не только картофель стал популярен в Росси с приходом на царство Петра первого.
(слайд № 8)
При Петре Первом в русской кухне стали особенно широко использовать разнообразные пряности: корицу, гвоздику, имбирь, кардамон, мускатный орех, шафран, добавляли также лук, чеснок, уксус и горчицу.
Среди оригинальных блюд русской кухни было так называемое похмелье, оно готовилось из ломтиков баранины в огуречном рассоле, с перцем и уксусом.
Пряности, вообще, широко использовались в русской допетровской кухне. Почитали наши предки и уксус с горчицей. Шафран добавляли в уху, жаркое, птицу. С перцем делались утка и лапша. Клались обильно в пищу и другие специи, а именно корица, гвоздика, имбирь, мускатный орех, кардамон.
(слайд № 9)
Виноград и арбузы, персики и ананасы стали выращивать в местных оранжереях в селе Измайлово.
Петр I, как известно, коренным образом преобразовал не только Государство Российское, но и первоосновы культуры и быта, по крайней мере, высших сословий. Не стала исключением и кухня. Именно «революционеру на троне» (по одному из высказываний) мы обязаны современной русской кухней, которая начала складываться в те времена под мощным европейским влиянием, после того как Петр прорубил окно в Европу. Впрочем, похожие тенденции были отмечены еще при отце будущего реформатора — царе Алексее Михайловиче, который охотно перенимал «заморские диковины», в том числе касающиеся стола.
Из Голландии в Россию приходили посылки с семенами. Так на русском столе постепенно прижились кольраби, савойская капуста, баклажаны, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, тмин, фенхель, эстрагон, шалфей, мята, морена, шпинат. Появилась фасоль, которую наши предки поначалу сочли украшением цветников. И лишь потом стали употреблять в пищу. Как и привезенный Колумбом в Европу подсолнечник, который, попав в Россию, долго украшал клумбы дворцовых парков, прежде чем стал «пищевой» культурой.
(слайд № 10)
IV. Доклады обучающихся.
- Влияние на культуру питания России иностранных государств.
Некоторые блюда, которые считаются русскими, на самом деле появились благодаря французским и австрийским поварам: бефстроганов, цыпленок по-киевски и шарлотка. При этом наша кухня не поддавалась иностранному влиянию, а адаптировала блюда к русским вкусам.
Так повелось издревле — еще древнерусская кухня была открыта иноземным заимствованиям, что ничуть не портило ее, а, наоборот, украшало. У скифов и греков русичи научились готовить дрожжевое тесто; через Византию узнали о рисе, гречневой крупе и многочисленных пряностях; из Китая к нам пришел чай; с Урала — пельмени; западные славяне внесли свой вклад в русскую кухню в виде борщей, голубцов, вареников...
(слайд № 11)
Одно из новшеств, появившихся в это время в русской кухне, — употребление закусок как совершенно самостоятельных блюд. Из Европы пожаловали немецкие бутерброды, сливочное масло, французские и голландские сыры. Они «подружились» со старинными русскими блюдами, как-то: холодной солониной, студнем, ветчиной, бужениной, икрой, балыком и просоленной красной рыбой и слились в единую подачу или даже особый прием пищи — завтрак.
(слайд № 12)
Именно при Петре I в русском кулинарном лексиконе появилось слово «суп». До этого все жидкие блюда именовались «похлебками», подавались в горшочках, вкушались традиционными деревянными ложками.
Во многом под влиянием Европы в XVIII веке окончательно сложились русские виды супов, такие как рассольники, различные солянки…
- Ассортимент блюд русского стола. (слайд № 13,14,15,16)
Из мяса традиционно употреблялась, прежде всего, баранина, а также «яловица» (говядина). В списке гастрономических предпочтений Петра упомянута и солонина. Мясо заготовляли впрок, солили.
Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь.
Появились такие блюда, как: филе, бифштекс, лангет, шницель, котлета, клопс. Последнее блюдо от немецкого «клопфен», что значит «колотить, отбивать». Затем это название сменилось русским — «биточки».
Достаточно часто на ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили. Хотя у самого Петра на нее была аллергия.
Правда, крестьяне же продолжали готовить традиционную русскую еду — щи да кашу. Была популярна "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. Кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.
(слайд № 17)
- Русский хлеб.
Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северное большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.
Традиционным было предпочтение Петра I к черному хлебу, который он мог есть даже черствый, но предпочитал пеклеванный, то есть из мелко помолотого чистого зерна.
(слайд № 18)
Преподаватель
Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили, жарили и делали из них начинку для пирогов.
Из овощей государь обожал редьку. В XVII столетии редьку приготовляли даже с патокой, и тогда она относилась к числу лакомств — десертов. Из традиционных фруктов Петр особенно любил яблоки и орехи.
Известен тот факт, что Петру I удалось распространить кофе не как лекарство от насморка, а как напиток…
Несомненно, Петр первый разнообразил ассортимент продуктов и блюд русской кухни XVI – XVIII веков, но не забывайте и нашу исконно русскую кухню.
Для примера рассмотрим несколько блюд старорусской традиционной кухни: (слайд № 19)
Тюри – квасные, щаные, молочные; ботвиньи; пигус; репница; тавранчук; тыковник; маковое молоко; гороховый сыр; калья – рыбная, куриная, утиная; щи – из свежей капусты, из квашеной капусты, репяные, зелёные, грибные, мясные, куриные, рыбные, крупяные, с мучной подболтой и т.д.
Уха – простая, шафранная, куриная, двойная, тройная, опеканная и т.д.
Квашеная – капуста, свекла, борщевик, репа.
Мочения – брусника, клюква, яблоки, тёрн, груши, костяника, калина, морошка, слива, вишня.
Тельное – рыбное, куриное, мясное. Отварное, запечённое, сковородное.
Сыры – сливочные, сметанные, губчатые.
Творог. Битой творог. Пасочки творожные.
Кисели – гороховый, пшеничный, молочный, гречневый, овсяный, из ржаных высевок.
Морсы. Квасы – белый, красный, ягодный, яблочный, можжевеловый, берёзовый и т.д.
Вода – брусничная, смородиновая, рябиновая, вишнёвая, земляничная.
Варенья и пироги – невероятное количество вариантов.
Не забывайте, что многие блюда готовили с мёдом – это истинное золото Руси.
Этот список блюд — капля в море от того многообразия, под которым ломились столы наших предков, хотя здесь только знакомые нам продукты, но и их доля в нашем рационе очень сильно сократилась. Допустим, вспомните, когда вы последний раз ели пюре из репы или кашу из тыквы? А ведь это одни из основных блюд русской кухни, не говоря уже о самом простом — пареная репа. (слайд № 20)
Печеный картофель гораздо полезнее фри или чипсов, которые к слову сказать сделаны далеко не из натурального картофеля, а крахмала.
Поэтому не забывайте исконно русских традиций питания, берегите свое здоровье!
Предлагаю вам совершить экскурс в историю кулинарии Русской кухни и пройти онлайн – тест на платформе онлайн-сервиса Google Forms
V. Тестирование. (список вопросов с вариантами ответов - приложение №2)
Ссылка на прохождение: https://docs.google.com/forms/d/1ImBFa-IIQiOTw_BI6-yyd7NUSo4b55iJjEG3fIl8CDY/edit#responses
По результатам тестирования был выявлен уровень усвоения полученной информации и степень эрудированности обучающихся.
VI. Подведение итогов. (слайд № 21)
Что же такое Русская кухня и какова связь её с современной? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Эта пища не только вкусна, но и полезна, в сравнении с продукцией фаст – фуд, богатой крахмалом (быстроусвояемыми углеводами), транс-жирами, и усилителями вкуса (глюконат кальция), которые отрицательно влияют на организм, провоцируют ожирение и способствуют развитию хронических заболеваний.
VII. Список использованных источников информации (слайд № 22)
Интернет – ресурсы:
- https://zen.yandex.ru/media/history_for_chayniks/12-reform-petra-i-o-kotoryh-nujno-znat-kajdomu-5a7283b9256d5cd76e1f3054?utm_source=serp
- https://infourok.ru/klassniy-chas-ekskursiya-v-proshloetradicii-russkoy-kuhni-1052866.html
- https://magmens.com/polezno/6150/kuhnya-rossii-pri-petre-i/
- https://fishki.net/1259911-kulinarnye-pristrastija-petra-i.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.»
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.» В соавторстве с Рубцовой Т.А. Основные цели данного вечера:1. Актив...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Классный час: «Моя профессия Лаборант-аналитик»
Классный час - «Моя профессия Лаборант-аналитик». История появления профессии в техникуме.Летопись профессии «Лаборант- аналитик». Обмен опытом студентов 3 курса....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Правила здорового образа жизни"
Проблемой при воспитании обучающихся является массовое пагубное пристрастие к курению и другим факторам, негативно сказывающимся на физическое состояние организма: низкая двигательная активность, недо...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "День Победы"
Классный час, посвященный Дню Победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма. Тема и содержание данного мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Милосердие - зеркало души человека"
Данная разработка классного часа предназначена для классного руководеля. Цели этого мероприятия - помочь обучающимся разобраться в вопросах милосердия, главной ценностью которого является мир, общение...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час: «Город, в котором я учусь»
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методическая разработка внеклассного мероприятияКлассный час: «Город, в котором ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа
Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...