Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»
методическая разработка

Барабицкая Раиса Валериевна

Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков.  Совершить экскурс в историю через кулинарию, почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        C:\Users\admin\Desktop\Логотип УКТУ испр\ЛОГОТИП\3.png

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Уссурийский колледж технологии и управления»


Методическая разработка внеклассного мероприятия

(классного часа)

приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора.

Тема:

«Императорская кухня»

Автор:

Барабицкая Раиса Валериевна,

преподаватель первой квалификационной категории

Уссурийск,

2022 г.

                Аннотация                                          (слайд № 2)

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия, предназначена для обучающихся 4 курса, специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое».

Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков.  Совершить экскурс в историю через кулинарию, почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.

                Введение                                            (слайд № 3)                

Мы живем в современном мире, где больше преобладает быстрое (фаст – фуд) и далеко не полезное питание, к сожалению, мы все чаще забываем о традиционной кухне наших предков, о нашем прошлом. Пиццы и гамбургеры заменили нам кулебяки и расстегаи, далеко не каждый студент имеет представление что такое курник. Люди стали забывать старинные рецепты вкусной и полезной пищи, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие.

                              Планируемые результаты:                           (слайд № 4)

- личностные: развитие желания узнавать новое, навыки коллективной работы, формирование успешности и результативной деятельности;

- метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков работы с инновационными технологиями.

План внеклассного мероприятия (классного часа)    

Тема: Императорская кухня

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Office Power Point);

- частично-поисковый (планирование и систематизация материала);

- аналитический (выводы и обобщения по результатам мероприятия);

-управление обучением с применением инновационных технологий (тестирование на платформе онлайн-сервиса Google Forms);

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

- фронтальная, индивидуальная, групповая;

Технологии, методики:

- проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные технологии.

Цель:

- повышение интереса к выбранной профессии или специальности, ее социальной значимости, расширение знаний об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.

Задачи:                                                                                                (слайд № 5)

Образовательные:

-  повышение качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций, творческого потенциала студентов, стимулирование интереса к профессии, специальности;

Развивающие:

- расширение и углубление знаний студентов в сфере общественного питания России;

- привлечение к целенаправленной исследовательской и практической работе;

- использование информационных технологий в профессиональной деятельности;

- мотивация обучающихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, приобщение к традициям русского народа;

- воспитание чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение к ее изучению;

- осознанное отношение к здоровому образу жизни через культуру питания, основанное на традициях русского народа.

Методическое и техническое обеспечение урока:

- мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS Power Point (презентация), платформа онлайн-сервиса Google Forms.

План                                                                                                      

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Постановка целей мероприятия.

III. Представление истории питания России XVI – XVIII веков.

IV. Доклады обучающихся.

V. Тестирование.

VI. Подведение итогов.

VII. Список использованных источников информации

  1. Организационный момент.                                              (слайд № 6)

        Кисель и квас медовый, чтоб был народ здоровым.

И во главе всего стола наш каравай – Руси краса!

Эх, лучше русской кухни нет!

Хоть обойдёшь ты целый свет!

Русская ты кухня – щедрая душа!

Всеми ты любима, всем и хороша!

Любым гостям ты рада, готова всех принять

Как Матушка-Россия,

Утешить и обнять.

Сегодня мы совершим экскурс в историю через кулинарию. Узнаем о развитии питания России с приходом на царство Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Какие пищевые реформы произошли на кухне в XVI – XVIII веке. Вспомним давно и не справедливо забытые продукты, и блюда, которые составляли основной рацион питания наших предков.

  1. Мотивация. Постановка целей мероприятия.

Давайте вместе вспомним о том, что полезное может быть еще и вкусным!

Целью сегодняшнего классного часа, является повышение интереса к выбранной профессии или специальности, ее социальной значимости, расширение знаний об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.

III. Представление истории питания России XVI – XVIII веков. Сравнение с современной кухней.                                                (слайд № 7)

Ох, картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?

Сегодня мы называем картофель "вторым хлебом", но приживался этот корнеплод очень долго и тяжело. В Россию картофель привез, как известно, Петр I. И все бы было хорошо, но народ картофель признавать отказывался.

Это было связано, в первую очередь с тем, что люди не раз травились "вершками", не догадываясь о том, что есть нужно как раз "корешки".

Смущало русских людей и само слово "картофель". Наши предки были уверены, что "картофель" происходит от немецких слов "крафт ойфель", что на русский переводится как "дьявольская сила".

Для распространения картофеля Пётр I применил смекалку. Он заселил несколько полей картофелем и приставил к ним вооруженную охрану. Днем солдаты "несли пост", а на ночь расходились спать. Мотивация "запретного плода" сработала. Соблазн "стащить" то, что так ревностно охраняют, оказался настолько велик, что люди начали воровать плоды с поля и высаживать их на своих участках.

Причём сначала картофель появился только на столах знати, да и то только в торжественных случаях. Интересно, что сначала посыпали картофель не солью, а сахаром.

«Заморский овощ» на Руси не только ели. Из него также готовили разные напитки: квас, кисель, сок.  

Но не только картофель стал популярен в Росси с приходом на царство Петра первого.

                                                                                                                (слайд № 8)

При Петре Первом в русской кухне стали особенно широко использовать разнообразные пряности: корицу, гвоздику, имбирь, кардамон, мускатный орех, шафран, добавляли также лук, чеснок, уксус и горчицу.

Среди оригинальных блюд русской кухни было так называемое похмелье, оно готовилось из ломтиков баранины в огуречном рассоле, с перцем и уксусом.

Пряности, вообще, широко использовались в русской допетровской кухне. Почитали наши предки и уксус с горчицей. Шафран добавляли в уху, жаркое, птицу. С перцем делались утка и лапша. Клались обильно в пищу и другие специи, а именно корица, гвоздика, имбирь, мускатный орех, кардамон. 

                                                                                                               (слайд № 9)

Виноград и арбузы, персики и ананасы стали выращивать в местных оранжереях в селе Измайлово.

Петр I, как известно, коренным образом преобразовал не только Государство Российское, но и первоосновы культуры и быта, по крайней мере, высших сословий. Не стала исключением и кухня. Именно «революционеру на троне» (по одному из высказываний) мы обязаны современной русской кухней, которая начала складываться в те времена под мощным европейским влиянием, после того как Петр прорубил окно в Европу. Впрочем, похожие тенденции были отмечены еще при отце будущего реформатора — царе Алексее Михайловиче, который охотно перенимал «заморские диковины», в том числе касающиеся стола. 

Из Голландии в Россию приходили посылки с семенами. Так на русском столе постепенно прижились кольраби, савойская капуста, баклажаны, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, тмин, фенхель, эстрагон, шалфей, мята, морена, шпинат. Появилась фасоль, которую наши предки поначалу сочли украшением цветников. И лишь потом стали употреблять в пищу. Как и привезенный Колумбом в Европу подсолнечник, который, попав в Россию, долго украшал клумбы дворцовых парков, прежде чем стал «пищевой» культурой. 

                                                                                                               (слайд № 10)

IV. Доклады обучающихся.

  1. Влияние на культуру питания России иностранных государств.

Некоторые блюда, которые считаются русскими, на самом деле появились благодаря французским и австрийским поварам: бефстроганов, цыпленок по-киевски и шарлотка. При этом наша кухня не поддавалась иностранному влиянию, а адаптировала блюда к русским вкусам.

Так повелось издревле — еще древнерусская кухня была открыта иноземным заимствованиям, что ничуть не портило ее, а, наоборот, украшало. У скифов и греков русичи научились готовить дрожжевое тесто; через Византию узнали о рисе, гречневой крупе и многочисленных пряностях; из Китая к нам пришел чай; с Урала — пельмени; западные славяне внесли свой вклад в русскую кухню в виде борщей, голубцов, вареников... 

                                                                                                         (слайд № 11)

Одно из новшеств, появившихся в это время в русской кухне, — употребление закусок как совершенно самостоятельных блюд. Из Европы пожаловали немецкие бутерброды, сливочное масло, французские и голландские сыры. Они «подружились» со старинными русскими блюдами, как-то: холодной солониной, студнем, ветчиной, бужениной, икрой, балыком и просоленной красной рыбой и слились в единую подачу или даже особый прием пищи — завтрак.

                                                                                                         (слайд № 12)

Именно при Петре I в русском кулинарном лексиконе появилось слово «суп». До этого все жидкие блюда именовались «похлебками», подавались в горшочках, вкушались традиционными деревянными ложками.

Во многом под влиянием Европы в XVIII веке окончательно сложились русские виды супов, такие как рассольники, различные солянки… 

  1. Ассортимент блюд русского стола.                            (слайд № 13,14,15,16)

Из мяса традиционно употреблялась, прежде всего, баранина, а также  «яловица» (говядина). В списке гастрономических предпочтений Петра упомянута и солонина. Мясо заготовляли впрок, солили. 

Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь.

Появились такие блюда, как: филе, бифштекс, лангет, шницель, котлета, клопс. Последнее блюдо от немецкого «клопфен», что значит «колотить, отбивать». Затем это название сменилось русским — «биточки». 

Достаточно часто на ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили. Хотя у самого Петра на нее была аллергия.

Правда, крестьяне же продолжали готовить традиционную русскую еду — щи да кашу. Была популярна "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.                                                          

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. Кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.

                                                                                                              (слайд № 17)

  1. Русский хлеб.

Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северное большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.

Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

Традиционным было предпочтение Петра I к черному хлебу, который он мог есть даже черствый, но предпочитал пеклеванный, то есть из мелко помолотого чистого зерна.

                                                                                                              (слайд № 18)

Преподаватель

 Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили, жарили и делали из них начинку для пирогов.

Из овощей государь обожал редьку. В XVII столетии редьку приготовляли даже с патокой, и тогда она относилась к числу лакомств — десертов. Из традиционных фруктов Петр особенно любил яблоки и орехи. 

Известен тот факт, что Петру I удалось распространить кофе не как лекарство от насморка, а как напиток…

Несомненно, Петр первый разнообразил ассортимент продуктов и блюд русской кухни XVI – XVIII веков, но не забывайте и нашу исконно русскую кухню.

Для примера рассмотрим несколько блюд старорусской традиционной кухни:            (слайд № 19) 

Тюри – квасные, щаные, молочные; ботвиньи; пигус; репница; тавранчук; тыковник; маковое молоко; гороховый сыр; калья – рыбная, куриная, утиная; щи – из свежей капусты, из квашеной капусты, репяные, зелёные, грибные, мясные, куриные, рыбные, крупяные, с мучной подболтой и т.д.

Уха – простая, шафранная, куриная, двойная, тройная, опеканная и т.д.

Квашеная – капуста, свекла, борщевик, репа.

Мочения – брусника, клюква, яблоки, тёрн, груши, костяника, калина, морошка, слива, вишня.

Тельное – рыбное, куриное, мясное. Отварное, запечённое, сковородное.

Сыры – сливочные, сметанные, губчатые.

Творог. Битой творог. Пасочки творожные.

Кисели – гороховый, пшеничный, молочный, гречневый, овсяный, из ржаных высевок.

Морсы. Квасы – белый, красный, ягодный, яблочный, можжевеловый, берёзовый и т.д.

Вода – брусничная, смородиновая, рябиновая, вишнёвая, земляничная.

Варенья и пироги – невероятное количество вариантов.

Не забывайте, что многие блюда готовили с мёдом – это истинное золото Руси.

Этот список блюд — капля в море от того многообразия, под которым ломились столы наших предков, хотя здесь только знакомые нам продукты, но и их доля в нашем рационе очень сильно сократилась. Допустим, вспомните, когда вы последний раз ели пюре из репы или кашу из тыквы? А ведь это одни из основных блюд русской кухни, не говоря уже о самом простом — пареная репа.                                                                                                        (слайд № 20)

Печеный картофель гораздо полезнее фри или чипсов, которые к слову сказать сделаны далеко не из натурального картофеля, а крахмала.

Поэтому не забывайте исконно русских традиций питания, берегите свое здоровье!

Предлагаю вам совершить экскурс в историю кулинарии Русской кухни и пройти онлайн – тест на платформе онлайн-сервиса Google Forms

V. Тестирование. (список вопросов с вариантами ответов - приложение №2)                                                                                                    

Ссылка на прохождение: https://docs.google.com/forms/d/1ImBFa-IIQiOTw_BI6-yyd7NUSo4b55iJjEG3fIl8CDY/edit#responses 

По результатам тестирования был выявлен уровень усвоения полученной информации и степень эрудированности обучающихся.

VI. Подведение итогов.                                                                  (слайд № 21)

Что же такое Русская кухня и какова связь её с современной? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Эта пища не только вкусна, но и полезна, в сравнении с продукцией фаст – фуд, богатой крахмалом (быстроусвояемыми углеводами), транс-жирами, и усилителями вкуса (глюконат кальция), которые отрицательно влияют на организм, провоцируют ожирение и способствуют развитию хронических заболеваний.

VII. Список использованных источников информации           (слайд № 22)  

Интернет – ресурсы:

  1. https://zen.yandex.ru/media/history_for_chayniks/12-reform-petra-i-o-kotoryh-nujno-znat-kajdomu-5a7283b9256d5cd76e1f3054?utm_source=serp 
  2. https://infourok.ru/klassniy-chas-ekskursiya-v-proshloetradicii-russkoy-kuhni-1052866.html
  3. https://magmens.com/polezno/6150/kuhnya-rossii-pri-petre-i/
  4. https://fishki.net/1259911-kulinarnye-pristrastija-petra-i.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.»

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.» В соавторстве с Рубцовой Т.А. Основные цели данного вечера:1. Актив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Классный час: «Моя профессия Лаборант-аналитик»

Классный час - «Моя профессия Лаборант-аналитик». История появления профессии в техникуме.Летопись профессии «Лаборант- аналитик». Обмен опытом студентов 3 курса....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Правила здорового образа жизни"

Проблемой при воспитании обучающихся является массовое пагубное пристрастие к курению и другим факторам, негативно сказывающимся на физическое состояние организма: низкая двигательная активность, недо...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "День Победы"

Классный час, посвященный Дню Победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма. Тема и содержание данного мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Милосердие - зеркало души человека"

Данная разработка классного часа предназначена для классного руководеля. Цели этого мероприятия - помочь обучающимся разобраться в вопросах милосердия, главной ценностью которого является мир, общение...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час: «Город, в котором я учусь»

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»        Методическая разработка внеклассного мероприятияКлассный час: «Город, в котором ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа

Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...