Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа
методическая разработка

Инна Анатольевна Давиденко

Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит из 6 раундов и рассчитано на 45 минут. К мероприятию прилагается презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"

Внеклассное мероприятие по математике

"Занимательная математика"

Разработала преподаватель

Давиденко И.А.

Белгород - 2020


Пояснительная записка

        Внеклассная работа является важной частью всей учебно-воспитательной работы. Она углубляет знания школьников, способствует развитию их интеллекта, расширяет кругозор.

        Внеклассное мероприятие «Занимательная математика» проводится в форме викторины и рассчитана на обучающихся - первокурсников. Проводится в колледже в рамках декады математики и информатики. В викторине принимают участие студенты одной группы, которые представляют две команды. Жюри в составе 3-х человек приглашается из числа преподавателей колледжа.

        Время проведения – 45 минут.

        Игра состоит из 6 туров. Вопросы игры разнообразны и интересны,  выходят за рамки обязательной программы и являются частью дополнительных знаний по учебной дисциплине.

        Организация игровой деятельности является одним из эффективных путей воспитания у обучающихся интереса к предмету. Игра служит не только формой деятельности, но и средством реализации активности, не только развлечением, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира и изучаемой дисциплины. Внеклассная работа по предмету имеет значение для формирования сплоченного коллектива, воспитания духа здорового соперничества, а также для формирования самостоятельности в принятии решений.


Цели:

Обобщить  и систематизировать знания по предмету математика.

Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету.

Способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер.

Воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.

Оборудование: персональный компьютер, презентация,  экран, проектор.

Участники:

  • 2 команды по 5 человек
  • Болельщики.

Предварительная подготовка:

  • Приглашение жюри.
  • Формирование команд: состав, название, капитан, девиз.

        Правила игры: викторина состоит из шести игр. За каждый правильный ответ команде присуждаются баллы по пятибальной шкале от 1 до 5, в зависимости от качества и полноты ответа. Если команда не отвечает на вопрос, то право отвечать переходит команде соперника. Если же и команда противника не отвечает, то могут ответить болельщики. Отвечает тот болельщик, кто первый поднял руку, баллы присуждаются его команде. Если команда отвечает правильно, она имеет право отвечать на следующий вопрос. Право первыми отвечать на вопрос выпадает той команде, которая первой придумает название и девиз.

Ход игры:

1 ИГРА - логическая

  1. Почему из Минска в Москву самолет летит 1 час 20 минут, а их Москвы в Минск 80 минут?
    Ответ:1ч 20мин = 80мин

  1. Три в квадрате равно девяти,

четыре в квадрате равно шестнадцати.

Чему равен угол в квадрате?
Ответ:90
° 

  1. У стола 4 угла. Один угол отрезали. Сколько углов осталось?
    Ответ:5

  1. Сколько нужно сделать распилов, чтобы разделить бревно на 4 части?
    Ответ:3

  1. 2; 3; 6; 11; 18; …

Какое число следующее?
Ответ: 27

Что такое жидкий кубический дециметр?
Ответ: литр

  1. ИГРА - геометрическая

  1.  Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками?
    Ответ: Отрезок

  1.  Как одним словом назвать сумму длин всех сторон?
    Ответ: Периметр

  1. Расположите единицы длины в порядке убывания.
    I локоть = 46 см

I фут = 30 см

I дюйм = 2,5 см

  1.  Как переводится на древнегреческий язык выражение «натянутая тетива»?
    Ответ: ГИПОТЕНУЗА

  1.  Если начертить четырёхугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже?
    Ответ: 8

  1. ИГРА - алгебраическая

  1. Где в рассуждении допущена ошибка?
    Ответ:  (а –а)=0, деление на 0 не определено

  1.  В двух карманах денег поровну, из одного кармана в другой переложили 1 руб. На сколько больше денег стало в этом кармане чем в другом?
    ОТВЕТ: на 2 рубля

  1.  Идёт один человек в  другой город и проходит в день по 40 вёрст, а другой  человек идёт навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст.  Расстояние между городами 700 вёрст.  Через сколько дней путники встретятся?
    Ответ:  700:(40+30)=10(дней)

  1.  2 3     Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3?
    Ответ: 2,3

  1. Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика навсегда и ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?
    Ответ:
    12

  1. ИГРА – на смекалку

1.  Сколько горошин может войти в пустой стакан?
Ответ:
 ОДНА горошина.

  1.  В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что по крайней мере у двоих учащихся совпадает День рождения?
    Ответ: В году 365 или 366 дней, а количество учеников больше (400).

  1. В каком случае мы смотрим на 3, а говорим 15?
    Ответ: когда определяем время

  1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?
    Ответ: ОТВЕТ: НЕТ, БУДЕТ НОЧЬ!!!

  1. Горели 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось?

ОТВЕТ: 2 свечи.

6.В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? Ответ 20.

5 ИГРА - музыкальная  

  1. Песня о темноволосой девушке с простым русским именем, которая в саду собирала ягоды  (Маруся).

  1. Песня, в которой поется, какие математические действия изучают в школе (Учат в школе)

  1. Песня, из которой можно узнать, каков численный состав экипажа танка (Три танкиста)

  1. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА (Миллион алых роз)

  1. Песня о любимой девушке, живущей в многоэтажке на очень высоком этаже (А моя любовь живет на 25 этаже)

6 ИГРА со зрителями

  1. За одну минуту назовите как можно больше пословиц, где используются числительное.

  1. Ребус. Ответ: трапеция.

  1. Назовите английскую меру длины, давшую имя известной героине сказки Ответ: дюйм

  1. Сколько квадратных сантиметров в квадратном метре?
    Ответ: 1м
    2=100см100см=10 000см2 


Используемые источники:

  1. Аленков, Ю.А. 650 головоломок и задач на сообразительность / Ю.А. Аленков. — М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. 
  2. Аменицкий Н. Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика: [для сред, и ст. шк. возраста] - М. : Просвещение, 2008
  3. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки - М., 
  4. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий / авт.-сост. В.В. Трошин. - М.: Глобус, 2008
  5. Дружинина М. В. Большая книга досуга. Сто затей для друзей: Головоломки. ребусы, загадки, путаницы / Ил. Н. Кудрявцевой, И. Новикова. — М.: Дрофа-Плюс, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательная математика Викторина для первого курса: Преподаватель – Давиденко И.А .

Слайд 2

1 игра « Логическая»

Слайд 3

Почему из Минска в Москву самолет летит 1 час 20 минут, а из Москвы в Минск 80 минут? 1ч 20мин = 80мин 1 -я игра

Слайд 4

У стола 4 угла. Один угол отрезали. Сколько углов осталось? 5 1 -я игра

Слайд 5

Сколько нужно сделать распилов, чтобы разделить бревно на 4 части? 3 1 -я игра

Слайд 6

Что такое жидкий кубический дециметр? 1 литр 1 -я игра

Слайд 7

1 -я игра Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. Чему равен угол в квадрате? 90 

Слайд 8

2 игра «Геометрическая»

Слайд 9

Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками? ОТРЕЗОК 2-я игра

Слайд 10

Как одним словом назвать сумму длин всех сторон? ПЕРИМЕТР 2-я игра

Слайд 11

Локоть, дюйм, фут. Расположите единицы длины в порядке убывания. 2 -я игра

Слайд 12

1 локоть = 46 см 1 фут = 30 см 1 дюйм = 2,5 см

Слайд 13

Как переводится на древнегреческий язык выражение «натянутая тетива»? ГИПОТЕНУЗА 2 -я игра

Слайд 14

2 -я игра Если начертить четырёхугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже? 8

Слайд 15

3 игра «Алгебраическая»

Слайд 16

В двух карманах денег поровну, из одного кармана в другой переложили 1 руб. На сколько больше денег стало в этом кармане чем в другом? ОТВЕТ: на 2 рубля. 3-я игра

Слайд 17

3-я игра Где в рассуждении допущена ошибка? В равенстве а 2 – а 2 = а 2 _ а 2 каждую из частей разложим на множители разными способами: а( а – а ) = ( а – а )( а + а ), а затем обе части разделили на выражение (а – а ) и получили а = а + а , или а = 2а? (а – а )=0, деление на 0 не определено

Слайд 18

3-я игра 2 3 Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? 2,3

Слайд 19

3-я игра Идёт один человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а другой человек идёт навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся? 700:(40+30)=10(дней)

Слайд 20

Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика навсегда и ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? 3 -я игра 12

Слайд 21

4 игра «На смекалку»

Слайд 22

4 -я игра Сколько горошин может войти в пустой стакан? ОДНА горошина

Слайд 23

4 -я игра В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что по крайней мере у двоих учащихся совпадает День рождения? В году 365 или 366 дней, а количество учеников больше (400).

Слайд 24

4 -я игра Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? ОТВЕТ: НЕТ, БУДЕТ НОЧЬ!!!

Слайд 25

4 -я игра Горели 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось? ОТВЕТ: 2 свечи.

Слайд 26

В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? 20 4 -я игра

Слайд 27

5 игра « Музыкальная »

Слайд 28

Песня о темноволосой девушке с простым русским именем, которая в саду собирала ягоды 5 -я игра

Слайд 29

Песня, в которой поется, какие математические действия изучают в школе 5 -я игра

Слайд 30

Песня, из которой можно узнать, каков численный состав экипажа танка 5 -я игра

Слайд 31

Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА . 5 -я игра

Слайд 32

Песня о любимой девушке, живущей в многоэтажке на очень высоком этаже 5 -я игра

Слайд 33

6 игра Игра со зрителем

Слайд 34

За одну минуту назовите как можно больше пословиц, где используются числительн ы е. 6-я игра

Слайд 35

6-я игра трапеция

Слайд 36

Пирамида 6-я игра

Слайд 37

6-я игра Назовите английскую меру длины, давшую имя известной героине сказки Дюйм

Слайд 38

6 -я игра В каком случае мы смотрим на 3, а говорим 15? когда определяем время

Слайд 39

Перед вами равенство 7+4-4=0, которое не выполняется. Переложите всего одну спичку, чтоб оно стало верным. 6 -я игра

Слайд 40

Спасибо за участие! Молодцы!!!

Слайд 41

Используемые источники: 1. И сточник шаблона: Ранько Е. А., учитель начальных классов, МАОУ лицей №21 г . Иваново


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ : ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕСНА 2015. ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ БРЮХОВЕЦКОГО АГРАРНОГО КОЛЛЕДЖА.

В данной методической разработке представлена методика проведения  внеклассного мероприятия .  Рекомендована для использования преподавателями при проведении мероприятий связанных с озеленен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по дисциплине «Математика» для студентов первого курса «Математический турнир»

Цель: обучение коллективному поиску ответов на вопросы, развитие уважительного общения, воспитание чувства ответственности за коллективное дело, стимулирование процесса развития познавательного и...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Этих дней не смолкнет слава» по дисциплине: «История» для первых курсов

Данная работа посвящена 75-ой годовщине Победы Советского народа над фашистской Германией. Главная задача: воспитание патриотизма, уважение к истории страны и героям-землякам....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Оружие Победы" для обучающихся 1 курса

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Оружие Победы" для обучающихся 1 курса...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»

Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков.  Совершить...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПЕРВЫМИ В КОСМОС»

Внеклассное мероприятие посвящено Дню космонавтики (12 апреля), составлено с учётом возрастных особенностей аудитории (интерес к сложной теме поддерживается за счёт визуализации информации): включает ...