Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Милосердие - зеркало души человека"
классный час

Кимяева Светлана Павловна

Данная разработка классного часа предназначена для классного руководеля. Цели этого мероприятия - помочь обучающимся разобраться в вопросах милосердия, главной ценностью которого является мир, общение, добро, любовь, уважение; а также продолжить воспитание ответственности за совершаемые поступки, научить студентов приходить на помощь нуждающимся в ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_klassnyy_chas_miloserdie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему:

«Милосердие – зеркало души человека»

Составитель: Кимяева Светлана Павловна,

Преподаватель МК №1, г. Москва.

Пояснительная записка

Человек, живя в обществе, выполняет целый комплекс социальных ролей, вступает во всевозможные взаимоотношения с другими людьми.

Человек – это существо социальное. Одна из основных потребностей человека состоит в том, чтобы его замечали, уделяли внимание. Причём эта потребность так высока, что у каждого народа есть традиции отмечать присутствие другого человека. Чаще всего это какая-то форма приветствия.  Поздороваться, увидев знакомого, улыбнуться ему, пожать руку, сказать пару добрых слов – это очень важно. Это поднимает настроение, создаёт психологический комфорт и для того, кого приветствуют, и для самого приветствующего.

Сильнее всего от невнимания окружающих страдают дети.  Когда родители перестают разговаривать с ребёнком – для него это самая суровая форма наказания. Такие способы воспитания оказывают скорей не положительный, а отрицательный эффект и могут нанести серьёзные психологические травмы развивающейся личности. Человеку, посвятившему себя медицинской или педагогической профессии, как никому другому, близко и понятно слово «милосердие». Именно этой теме сегодня и будет посвящен наш классный час.

    Цели мероприятия:

  1. Воспитание в обучающихся человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
  2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», а также развитию нравственного самопознанию.
  3. Усвоение обучающимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи мероприятия:

  1. Помочь обучающимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
  2. Способствовать развитию нравственных качеств студентов.
  3. Обучить навыкам группового взаимодействия, умению работать в команде.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация мероприятия, карточки с заданиями, карточки с тестом, фломастеры и чистые листы бумаги.

Подготовительный этап:

1. Студенты делятся на 3 группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, карточки с заданиями.

2. На доске плакат с надписью - «Твори добро».

Форма проведения классного часа: познавательно-творческая игра.

Место проведения классного часа: кабинет информационных технологий.

Ход классного часа

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций)

Куратор: Каждый человек наделен определенными качествами. Качества бывают положительные и отрицательные.  Как правило, мы не всегда бываем довольны теми качествами, которыми мы обладаем. У вас есть сейчас замечательная возможность выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть в себе и близком для вас человеке, друге, любимом человеке.

Выберите из предложенного списка четыре качества для себя и четыре для друга, причем они не должны повторятся.

Доброта, целеустремленность, отзывчивость, непреклонность, сострадание, коммуникабельность, дружелюбие, креативность, уверенность, хозяйственность, великодушие, решительность, чуткость, настойчивость.                  (студенты выбирают)

 Куратор: Какие качества вы выбрали для себя?  Какие качества вы выбрали для друга? (студенты обсуждают и комментируют)

Посмотрите, в большинстве случаев для себя вы выбрали рациональные   качества, качества делового человека, а для друга – доброту, сострадание, отзывчивость, чуткость. Почему? (ответы обучающихся)

Вы правы. Ответ простой – потому, что нам этого не хватает. Мы все спешим, торопимся, строим карьеру, учимся, у нас нет времени оглянуться по сторонам   и увидеть, как много среди нас тех, кто нуждается в нашей доброте, внимании и отзывчивости, одним словом … – милосердии.  

Итак, ребята, тема нашего классного часа: «Милосердие - зеркало души человека».  

  • Сегодня мы дадим определение слову «милосердие».
  • Обсудим что побуждает человека проявлять милосердие.
  • Узнаем модно ли в наше время быть милосердным.

Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Стихотворение «Без сердца что поймем?»

Без сердца что поймем?

Как пожалеем, как полюбим,

Как чуткими и добрыми мы будем?

Как боль чужую разделить мы сможем,

Как слабому в беде его поможем?

Без сердца мы – лишь куклы заводные,

Бездушные, красивые, пустые.

Я лучшей в жизни похвалой считаю,

Когда сердечным человека называют.

Куратор: Какие важные слова прозвучали в этом обращении?

 (Обучающиеся называют все возможные варианты ответов: доброта и жалость, благородство и честность, ответственность, добросердечность, душевность, доброжелательность, добродетель, добропорядочность)

Куратор: Все ваши ответы верны! Все эти слова мы можем соединить в одно понятие – это милосердие.

Как вы думаете, в чем заключен смысл слова «Милосердие»? (Студенты приводят свои варианты)

Милосердие – это многогранное и многоликое понятие. Значение данного слова можно узнать из толкового словаря.

Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. И не важно, какая это помощь: физическая, духовная или материальная.  Главное – это желание оказать помощь человеку, который оказался в беде.

      Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

Ласковое и доброе слово, исходящее из сердца человека способно изменить многое и направить человека на добрые и светлые поступки.

А сейчас вашему вниманию предоставляется видео, посмотрите и ответьте на следующие вопросы.

  • Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
  • Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

Студенты просматривают видео и обсуждают данные вопросы

Куратор: в наше сложное время милосердие нужно многим окружающим нас людям.

К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших душ.  Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству? Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.

А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы, и разобрать три ситуации, попрошу вас подумать, можно ли говорить в этих случаях о милосердии?

Начинается работа в группах

  1. СИТУАЦИЯ. Военный конфликт.  В госпитале спасают жизнь местному мальчишке, который потерял много крови. Врачи делают всё возможное, но всё осложняется тем, что у него – редкая группа крови. Она нашлась у одного мальчика, который понял из разговоров врачей только одно слово «смерть». Он молча лег на кушетку. Пока шла процедура, мальчик лежал и плакал, когда нашли переводчика, он его спросил:

«Тебе больно?» - «Нет»

«Тебе страшно?» - «Нет».                                            

«Тогда почему ты плачешь?» - «Я не хочу умирать».

«Почему ты думаешь, что ты умрешь?»

«Потому что я отдам всю кровь»

«Тогда зачем ты согласился на это?»

«Так это же мой друг!»

Обсуждение в группе

  1. СИТУАЦИЯ. Возле подъезда многоэтажки стоит скамья, на которой каждый день можно увидеть сидящую старушку. Она всегда одна. Когда-то она была актрисой в театре, имела много денег и поклонников, но всё это осталось позади, и вот теперь она стара и одинока. Старушки из подъезда её недолюбливают и не общаются с ней, потому что считают какой-то особенной, вроде аристократки. Им кажется, что она смотрит на них свысока и т.д. Мальчишки эту старушку тоже не любят.

     Однажды произошел такой случай. Старушка не могла прожить на свою маленькую пенсию и собирала во дворе бутылки. Компания ребят проходила мимо, и один парень поднял пустую бутылку, и хотел было сунуть её в сетку старушке, но ребята подняли его на смех. Он криво улыбнулся и отшвырнул бутылку в сторону. Старушка сама подошла и подняла бутылку, а в это время подростки, кривляясь, прыгали вокруг неё.

     Каким-то образом их учитель узнал об этом случае. Он завел разговор о милосердии, посоветовал ребятам извиниться перед несчастной женщиной, а вместо того, чтобы ерничать, лучше подарить ей коробку конфет. Ребята согласились. Когда они подошли к подъезду, то увидели, что на скамье рядом со старушкой сидит и разговаривает какая-то молодая и красивая женщина.

Исполнитель миссии милосердия картинно, с вытянутой вперед рукой с коробкой конфет подошел к сидящим. Старушка вся засветилась, заулыбалась и даже руками всплеснула - видимо, догадалась, в чем дело.

Есть ли проявления милосердие в этой ситуации?  Обоснуйте?

Обсуждение в группе

  1. СИТУАЦИЯ. Чтение стихотворения Ю. Друниной «Бинты».

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Обсуждение в группе

Куратор: Что же такое МИЛОСЕРДИЕ? Выразите цветом своё отношение к понятию «милосердие».  

В группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами. Затем объясняют выбор цвета.

 Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу».

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра».

«Милосердие»  это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру». (ответы студентов)

Куратор: Ребята, являются ли слова жалость и милосердие синонимами?

Посмотрите на фотографии слайда и скажите, во время просмотра слайдов не появилось ли у вас чувство жалости? (ответы студентов)

Часто мы видим нищих на улицах городов, по телевидению, в интернете. Всем их жалко, не так ли? Мы жалостливы, но редко милосердны. И лишь те, кто милосерден, помогут нищему хотя бы одной монетой.

Проявлять милосердие – значит предпринимать что-либо для помощи нуждающимся.  Проявлять жалость – сочувствовать и ничего не делать.

Как вы думаете, есть ли люди, не достойные милосердия? (ответы)

Сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии, и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

Карточка1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Карточка2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

Карточка3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев русский религиозный и политический философ).

Студенты обсуждают и комментируют данные высказывания

Куратор: Вы все очень хорошо справились с заданием. Послушайте высказывание: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев российский писатель, журналист, критик)

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

ТЕСТ

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Куратор: а теперь мы с вами подсчитаем баллы. Один балл за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.  

Результаты теста:

Больше 8 баллов. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 баллов. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на всё, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 баллов. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Куратор: Как вы думаете, где находится сад доброты и милосердия у каждого человека? (Студенты отвечают… В сердце!)

Правильно! Мы заканчиваем классный час. Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

На прощание давайте скажем друг другу доброе слово или пожелание.

Всем спасибо за классный час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "Правила здорового образа жизни"

Проблемой при воспитании обучающихся является массовое пагубное пристрастие к курению и другим факторам, негативно сказывающимся на физическое состояние организма: низкая двигательная активность, недо...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (классного часа) на тему: "День Победы"

Классный час, посвященный Дню Победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма. Тема и содержание данного мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по генетике человека"

Проведение олимпиады по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса спец...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "21 марта - День человека с синдромом Дауна""

Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна» посвещен  проблемам людей с наследственными заболеваниями, в частности, с синдромом Дауна. С...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»

Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков.  Совершить...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по Генетике человека с основами медицинской генетики"

В методической разработке представлен материал для проведения внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по Генетике человека с основами медицинской генетики"...

Методическая разработка внеаудиторного занятия (классного часа) «Международный день редких болезней»

Методическая разработка подготовлена для проведения внеурочного занятия, посвященного актуальной проблеме – Дню редких (орфанных) болезней. Забота о здоровье выдвигается в качестве главного прио...