Методика обучения и развития детей младшего школьного возраста при помощи музыки и ритмических движений
статья на тему

Иванова Наталья Геннадьевна

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности,  в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. С первых лет жизни ребенка очень полезно начинать его эстетическое и гармоничное воспитание с занятий ритмикой, с  развития его хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь будет способствовать всестороннему развитию ребенка, его эмоциональности и раскрепощению, и как итог -  более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой  будет приносить детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_n.g.muzykalnoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иванова Н.Г, концертмейстер

Методика обучения и развития детей младшего школьного возраста  при помощи музыки и ритмических движений

      Всестороннее развитие ребенка при помощи музыки и ритмических движений,  играет немаловажную роль в развитии творческой и гармоничной личности. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, и  развиваются их творческие способности.

      Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение детьми групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение.

      Ритмика - один из видов музыкальной деятельности,  в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

      Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей. Он создал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетались с ритмическими упражнениями  и играми.

      Главное на что должен быть нацелен педагог  - это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Учеными доказано, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

      Таким образом,  ритмика  -  это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

      В процессе  занятий ритмикой должны решаться следующие задачи:

      - развитие музыкальности детей, умение чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать несложные движения с характером музыки;
     - определение музыкальных жанров, таких как марш, песня, танец, а также видов ритмики, таких как игра, пляска-игра, упражнение;

     -  изучение музыкальных понятий, таких как высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая и тихая музыка;
     -формирование красивой осанки, овладение выразительными пластичными движениями в игре, танце, пляске, хороводе и упражнениях;
     - развитие творческих способностей при помощи импровизации под музыку, умение придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений,  упражнений и пластики.

      Источником движений для ритмики принято считать ритмические упражнения, танец, сюжетно-образные движения. А на основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

- музыкально-ритмические упражнения (пружинки (приседания), подскоки, прыжки, повороты,  галопы, простые и приставные шаги и чередование движений);
- танцы, пляски, хороводы;

- музыкальные игры;

-  сценки.

      Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие детей: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений дети передают характерные особенности произведения.

      В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

      Музыкально-ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления:

       - первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний;

       - второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); подскоков (легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания подскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха,); построения и перестроения;  элементов танца (русского  -  хороводный,  переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского - «голубец», припадание боковое, кружение; белорусского - основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; боковой галоп, шаг польки, шаг вальса и других элементов;

      - третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

      Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить их к данной деятельности. Поэтому, прежде всего, они получают представления о двигательных навыках, учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную), изучают основные шаги, движения головы, рук, корпуса. После того как дети усвоят упражнения ориентировочного характера, в занятие вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа.      Например, под марши различного характера ребята учатся,  двигаться по-разному: под спортивный  -  бодро, под игрушечный  -  легко, шагом на носках, под военный  -  высоким шагом и т.д.

      В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

      Очень полезны импровизации на темы различных музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений.  Они не только развивают музыкально-слуховые представления, но и способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если детям предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для импровизации, а на начальном этапе и просто инсценировки, используются песни, программная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений.

      На занятиях можно использовать и предметы, которые позволят  подчеркнуть характер, настроение музыки. Например, цветы всегда ассоциируются с легкой изящной музыкой вальса, скакалки, мячи  -  с полькой, упражнения с лентами можно исполнить под вальсы Штрауса. Яркая, акцентированная, сильная доля подчеркивается энергичными взмахами ленты, а под летящую воздушную музыку можно использовать упражнения с воздушными шарами.

      При составлении каждой танцевальной композиции важно уловить своеобразие «изюминку» мелодии и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей.

     В заключение, отмечу, что с первых лет жизни ребенка очень полезно начинать его эстетическое и гармоничное воспитание с занятий ритмикой, с  развития его хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь будет способствовать всестороннему развитию ребенка, его эмоциональности и раскрепощению, и как итог -  более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой  будет приносить детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

                                                Список литературы:

  1. Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Ленинград: Музыка, 1970.
  2. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001.
  3. Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. – М.: Глобус, 2009.
  4. Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984.
  5. Руднева С. Д. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"

Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных.  Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...

Л Е К Ц И О Н Н Ы Й М А Т Е Р И А Л по МДК 06.02 «Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом» для специальности 44.02.02

Л Е К Ц И О Н Н Ы Й     М А Т Е Р И А Лпо МДК 06.02  «Теория  и методика музыкального воспитания  детей младшего школьного возраста с практикумом»для специально...

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе. Методические рекомендации по проведению уроков...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

Использование элементов тининиклинга как средства развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Скажите любому филиппинцу, что такое филиппинский национальный танец, и он, скорее всего, скажет вам – тиниклинг. Этот танец возник в лейте, на острове Висайя в центральной части Филиппин. Он им...