ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
статья на тему

Иванова Наталья Геннадьевна

        Важнейшей чертой современной культуры, ярко проявившейся и в музыкальных видах искусства, является взаимодействие новаторства и традиций, «современного» и «классического». В частности, речь в статье пойдет о возможности использования в музыкальном оформлении уроков хореографического цикла музыки современных авторов, музыки, соответствующей духу и темпу нового времени. Современная музыка неизбежно впитывает в себя новейшие тенденции в области стилей, интонаций, гармонии, впитывает в себя всё то, что её окружает. Она подвижна, непредсказуема, свежа и актуальна. Она претендует на обладание своими  правилами и канонами. Она пытается украсить хореографическую форму духом окружающей жизни, новыми ритмами и новыми манерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_n.g._ispolzovanie_sovremennoy_muzyki.docx32.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Иванова Наталья Геннадьевна

ТОГБОУ СПО «Тамбовский колледж искусств», Тамбов

        Важнейшей чертой современной культуры, ярко проявившейся и в музыкальных видах искусства, является взаимодействие новаторства и традиций, «современного» и «классического». В частности, речь в статье пойдет о возможности использования в музыкальном оформлении уроков хореографического цикла музыки современных авторов, музыки, соответствующей духу и темпу нового времени. Современная музыка неизбежно впитывает в себя новейшие тенденции в области стилей, интонаций, гармонии, впитывает в себя всё то, что её окружает. Она подвижна, непредсказуема, свежа и актуальна. Она претендует на обладание своими  правилами и канонами. Она пытается украсить хореографическую форму духом окружающей жизни, новыми ритмами и новыми манерами.

        Современная музыка, бесспорно, интересна и близка молодому поколению. Она с успехом может применяться на уроках хореографии, как на этапе разминки, на уроке ритмики, так и на уроках классического танца. Такая музыка поможет учащимся выразить в движении все устремления их сложного противоречивого внутреннего мира, поможет понять самих себя в новом современном мире звуков. Безусловно, и это не подвергается никакому сомнению, на уроке в хореографическом классе должна звучать музыка специально подобранная, обработанная и преобразованная для упражнений  классического экзерсиса, а также для конкретных учащихся определенного возраста. Музыкальный материал, должен подбираться совместно с педагогом-хореографом. «Любая творческая работа педагога в классе, а особенно работа по созданию композиции, не может не совершаться в тесном творческом контакте с музыкантом. Взаимопонимание, сотрудничество хореографа и концертмейстера, пожалуй, являются здесь самым важным условием успешного разрешения профессиональных задач»[1, с.108]. Этот процесс подбора и апробирования новой музыки  достаточно сложен и требует больших умений и вкуса. Тем не менее, он полон творчества, новых открытий, находок, новых идей. В эту работу должны быть  активно вовлечены, помимо педагога и концертмейстера, и учащиеся конкретного класса.

Как известно, основу хореографической подготовки учащихся составляет урок классического танца.  Однако это не значит, что урок нечто застывшее и нерушимое. В педагогике хореографии, как и в любой другой сфере культуры, искусства, науки, необходимы и востребованы инновационные подходы к обучению, так как они способствуют преобразованию учебного процесса с целью улучшения его результатов и заинтересованности учащихся.  Новые творческие задания и более сложные задачи на уроках классического танца побуждают учащихся обучаться более активно, целеустремлённо, развивать свои музыкально - двигательные способности, художественное восприятие и вкус [4].

        Особое значение творческая деятельность имеет для одарённых и талантливых детей.  Для них воображение выступает основным характерным качеством. Им необходима постоянная активность  фантазии, нетривиальные подходы к решению задач,  оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы - всё, что характерно именно для талантливых учащихся.

         В порядке эксперимента, в течение года, на отделении хореографии  Тамбовского колледжа искусств  на уроке классического танца в седьмом выпускном классе была использована музыка современных отечественных и зарубежных авторов, композиторов - песенников, фрагментов инструментальной музыки и музыки современного кинематографа, музыки современных мюзиклов, рок-поп-джаз-композиций.  Конечно, вся эта музыка была тщательно проработана совместно преподавателем и концертмейстером, изучена, интерпретирована и приспособлена для классического экзерсиса. «При отборе музыкальных произведений, вероятно, стоит учитывать не только уровень образных представлений учащихся, но и соответствие степени художественной значимости, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности музыки содержанию и характеру предлагаемых педагогом заданий. Несоответствие, несовместимость музыки и движения, может проявиться, прежде всего,  в экзерсисе, где большей частью представлены упражнения, а не танцевальные па…» [1, с. 74]. Хотелось бы отметить, что учащиеся, которые  стали участниками этого инновационного проекта,  всегда любили познавать новое на протяжении всех лет обучения. Они были технически, эмоционально и музыкально  подготовлены, всегда готовы работать с отдачей, ответственны и у них был накоплен достаточный багаж знаний для решения данной задачи.

        Ничто так не отличает нынешнее юное поколение, как его поглощённость современной музыкой. Их окружает многогранная музыкальная культура, а это - сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры нашего бытия и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства. Доступность, широкое распространение музыки с помощью современных технических средств массовой коммуникации, эмоциональная выразительность музыкального языка, создают благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей [2].

        В среднем школьном возрасте  на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества ранее прослушанного музыкального материала. Дети, которые несколько лет обучались хореографическому искусству в специальных учебных заведениях, имеют в этом отношении очень качественный и полезный опыт. Они воспитывались и изучали лучшие образцы классической музыки. Углублённая и эмоциональная отзывчивость на классическую музыку, помимо той другой музыки, которая окружает их повсюду, у них сформировалась достаточно рано, потому что с первых шагов, с первых уроков ритмики, а затем и классического и народного танцев они жили в окружении «высокой» музыки. Но это ни в коем случае не говорит о том, что они не любят и другую, современную музыку, а именно рок, джаз и красивые мелодии неоклассики.   Роль современной музыки и эффект ее влияния на учащихся, нельзя недооценивать. Это особенно проявляется в юношеской среде, поскольку для подростков музыка – это важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни.  Действительно, наша молодёжь прекрасно разбирается в современных музыкальных направлениях, знает известных отечественных и зарубежных исполнителей, известные группы, фан-клубы, бренды, хит-парады и т.д.    

        Если говорить о неоклассике, или неоклассическом нью-эйдже (музыке, которая была использована для некоторых упражнений на экзамене) - это особый стиль в современной музыке. Это музыка, написанная в стиле прошлого, в стиле мелодий, выдержавших испытание временем и имеющих аудиторию в современном обществе. В основе неоклассики может  лежать и  привычная всем классическая музыка, получившая новое дыхание в результате современной обработки. Но достаточно часто сейчас встречаются и оригинальные произведения современных авторов, сочетающие в себе элементы разных классических стилей и новшества современной музыки. Произведения неоклассического характера очень близки к стилизации.  Эта музыка всегда гармонична и мелодична. Она пишется по всем канонам классической музыки. Композиции в этом стиле сегодня встречаются очень часто. Этому жанру присущ некий творческий эксперимент, смешение стилей и культур, внедрение новых техник исполнения. Столь же сильно на музыку неоклассики повлияла и продолжает влиять рок-музыка – и, прежде всего, такое её направление, как «лирический рок».

        Говоря конкретно о музыке, которая была  использована для экзаменационного урока по классическому танцу - то она достаточно разнообразна и добыта из разных источников. Для экзерсиса были использованы инструментальные композиции Игоря Крутого, Евгения Доги, Раймонда Паулса, японского композитора Ярумы, а также фрагменты музыкальных номеров из детского мюзикла композитора Егора Шанина «Дюймовочка», которые были записаны и  преобразованы для определённых упражнений экзерсиса. Были использованы и несколько фрагментов зарубежной инструментальной музыки.

        Если перед учащимися была поставлена цель по использованию и восприятию современной музыки на уроке классики, то для наиболее полного воплощения замысла хореографа и концертмейстера исполнителям было просто необходимо научиться понимать язык современного музыкального искусства [6]. Поначалу,  как для преподавателей, так и для учащихся, хореографическая интерпретация современной музыки в классическом танце представлялась невероятно сложной и непривычной. Поэтому знакомство учащихся с музыкальным языком современного искусства и современной музыкой проходило постепенно и очень аккуратными шагами.

        Процесс рождения упражнений был невероятно интересен. «Среди огромного количества музыкальной литературы встречается немало музыки современных авторов, многие из которых по форме и фактурным особенностям вполне приемлемы для музыкального сопровождения уроков классического танца. Отметим, однако, что такой музыкальный материал необходимо вводить на уроках классического танца крайне осторожно, учитывая уровень музыкального развития детей конкретного класса. В противном случае незнакомый, непривычный язык музыки не вызовет в детях эмоционального отклика, даже определить характер музыки им будет довольно сложно. При грамотном выстраивании музыкального материала происходит постепенное накопление музыкально-слухового опыта учащихся, который помогает понять музыкальный язык современного искусства» [5].  

        Использование современной музыки на уроках классического танца позволил учащимся воспринимать классический танец, как часть современной, а значит и молодёжной культуры. Используя  её в самых сложных и самых «изящных» проявлениях в сочетании с классическим танцем, мы помогли учащимся ориентироваться в потоке современной культуры и понимать, что искусство должно нести информацию и носить образовательную функцию. Классический танец не статичная форма, его техника, эстетика постоянно совершенствуется и видоизменяется, его резервы слишком велики, его нельзя назвать архаичным и неинтересным для современного культурного человека. И в этом мы должны убеждать и современных учащихся.

        В настоящее время существует много способов пополнения концертмейстерами своего репертуара самой разнообразной музыкой для оформления различных  уроков хореографического цикла. Это, прежде всего, информационные ресурсы в сети Интернет, где можно найти множество прекрасных произведений современных авторов из кинофильмов, мюзиклов, современное песенное творчество. Также можно пополнять свой репертуар, изучив экзаменационные выступления классов ведущих хореографических училищ. Весь этот музыкальный репертуар необходимо подбирать и записывать нотами, так как в нотном изложении очень трудно найти то, что нужно концертмейстеру. Если всё же удаётся в интернете найти нужный нотный материал, то всё равно необходимо его приспосабливать для использования на уроках классики или ритмики: если необходимо – изменить фактуру изложения, тональность, добиться квадратности изложения, ясности мелодии, изменить ритмические фигуры, убрать синкопы, если это необходимо и т.д. Самое главное, что при этом необходимо сохранить главную мелодическую мысль и выразительность оригинального материала.

         В заключении хотелось бы повторить, что музыкальный материал, использованный на уроках классического танца, будь то современные или классические произведения, должен быть тщательно продуман, грамотно подобран в плане стилевого-жанрового разнообразия, только тогда он будет способствовать воспитанию музыкального вкуса учащихся. Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчёркивать метро - ритмические, темпо - динамические и структурные компоненты учебно-танцевальный заданий.

       В данном случае, перед автором стояла экспериментальная задача. Использование на уроке классического танца качественно нового нотного материала, основанного на современной музыке, в дальнейшем ещё требует тщательной проработки и анализа.  Это была совершенно новаторская идея.         Концертмейстеру в содружестве с преподавателем важно было добиться необходимой стилевой манеры звучания данной музыки и гармоничной связи её с движением. Выпускной экзамен прошёл успешно, на высоком эмоциональном подъёме, радостно и свежо. Таким образом, теоретические выкладки, предложенные автором доклада, были подкреплены практическим показом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром.- СПб; 2005. - 215 с.

2.Гурьянова Л.Е. Основы ритмики, хореографии и современного танца.- Пермь;  2001. - 91с.

3.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб; 2005. - 48 с.

4.Шабалин Т.Л. Профессиональный рост концертмейстера хореографии.  - М; 2002. - 54 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.Специфика подбора музыкального материала к урокам классического танца. Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2010/11_09_ivanova.pdf

2.Концертмейстер на уроках хореографии. Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/6883109/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока классического танца 1 год обучения

Разработка урока классического танца 1 год обучения...

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются все нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом.....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКИ БАЛЕТА ПЕТЕРА ЛЮДВИГА ГЕРТЕЛЯ «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Для музыкального сопровождения урока классического танца в хореографических школах обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. Концертмейстеры испо...

Методическая разработка (урок классического танца)

Предлагаемое пособие по методике преподавания классического танца следует рассматривать как ориентир для преподавателей различных хореографических коллективов.При работе над учебным пособием автор рук...

Важность изучения адажио на уроке классического танца с цельювоспитания музыкальности

В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к  музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеиз...

Важность изучения адажио на уроке классического танца с целью воспитания музыкальности

В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к  музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеиз...