МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКИ БАЛЕТА ПЕТЕРА ЛЮДВИГА ГЕРТЕЛЯ «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ
статья на тему

Иванова Наталья Геннадьевна

Для музыкального сопровождения урока классического танца в хореографических школах обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. Концертмейстеры используют ее для исполнения на открытых уроках, класс - концертах, экзаменах по классическому, дуэтному, историко-бытовому танцу. Чем больше, разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность и успешнее его результаты в учебно-педагогической работе. Определиться в поиске и подборе репертуара концертмейстеру помогает специальная литература, которая содержит рекомендации по этому вопросу (например, книги  Л. Ярмолович,  Г Безуглой, В Шендеровича, Л. Ладыгина, Э. Сойер и др.), и большое количество хрестоматий для сопровождения уроков хореографии, изданных в нашей стране и за рубежом. Эти труды можно брать за основу.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_n.g._metodicheskie_rekomendatsii.docx21.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иванова Наталья Геннадьевна,

концертмейстер,

ТОГПБОУ «Тамбовский колледж искусств», г. Тамбов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  МУЗЫКИ БАЛЕТА ПЕТЕРА ЛЮДВИГА ГЕРТЕЛЯ «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

       Для музыкального сопровождения урока классического танца в хореографических школах обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. Концертмейстеры используют ее для исполнения на открытых уроках, класс - концертах, экзаменах по классическому, дуэтному, историко-бытовому танцу. Чем больше, разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность и успешнее его результаты в учебно-педагогической работе. Определиться в поиске и подборе репертуара концертмейстеру помогает специальная литература, которая содержит рекомендации по этому вопросу (например, книги  Л. Ярмолович,  Г Безуглой, В Шендеровича, Л. Ладыгина, Э. Сойер и др.), и большое количество хрестоматий для сопровождения уроков хореографии, изданных в нашей стране и за рубежом. Эти труды можно брать за основу.  

       Но, помимо этой литературы концертмейстер в своих репертуарных поисках может и должен обращаться  к музыке балетных клавиров, а также музыке опер, оперетт и оперным дивертисментам. Работа концертмейстера над музыкой любого балетного клавира становиться исследовательской работой. Она, как правило, совершается в тесном творческом контакте с педагогом-хореографом. Все сочиненные комбинации, их соединение с музыкой, темпо-ритмические и эмоциональные решения, отражают совместный результат сотрудничества хореографа и концертмейстера.

       Результатом работы по подбору отрывков из балетного клавира для упражнений экзерсиса для открытого показа или исполнения на экзамене должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно-дивертисментная музыкальная композиция. Такая сюита может быть собранной из произведений одного или ряда близких по стилевому направлению композиторов. Чаще всего это представители романтического направления, авторы театральной оперной и балетной музыки, такие как П. Чайковский, А. Глазунов, Л. Делиб, А. Адан, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Мейербер, П. Гертель и другие.  

       Клавир балета «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, используемый автором на уроках классического танца в Тамбовском колледже искусств, представляется в рамках методического исследования  как объект анализа и имеет огромное прикладное значение.

Цели  работы:

1) Основная - обогащение, углубление и практическое закрепление теоретической базы знаний в области музыкального искусства, необходимых концертмейстерам хореографических отделений в овладении профессией. Каждый концертмейстер хореографии должен уметь работать над клавиром балета, уметь анализировать и использовать балетную музыку.  

2)     Практическая - подготовка концертмейстера хореографии к своей учебно-педагогической деятельности и профессиональному аналитическому восприятию музыкального текста балетного произведения. Возможность ясного представления о музыкальном компоненте драматургического замысла хореографического спектакля, что является одной из важнейших составляющих профессии концертмейстера;              

3) Формирование музыкально-аналитических навыков, позволяющих концертмейстеру понимать внутренние процессы музыкальной ткани, улавливать драматургические и стилевые нюансы развития музыкальной образности;

4)   Совершенствование тембрового слуха концертмейстеров хореографии в направлении развития образного тембрально-ассоциативного мышления.

Задачи:

1)  Знать строение клавира методами чтения и ориентирования в его музыкальной ткани и раскрытия художественных образов посредством музыки;

2)  Понимать основы строения оркестровой ткани: выделение главных и второстепенных элементов оркестровой фактуры, понимать перипетии музыкального развития;

3)  Изучать структуру музыкального текста, практически исследовать его синтаксический, тематический и композиционно-драматургический уровни.            

Чтобы грамотно проработать клавир балета, надо знать:

1)   Общее слуховое музыкальное представление музыки;

2)   Характер музыки, ритм, темп, жанр;

3)   Образный строй каждой ведущей темы;

4)    Общую музыкальную драматургию произведения;

       Таким образом, данная инновационная методика, совмещает задачи развития общей музыкальной образованности концертмейстера, углубления знаний в области средств музыкального языка и воспитания навыка самостоятельного анализа музыкальных произведений, и овладением способностью ориентироваться в балетном клавире.

       Концертмейстерская практика в сфере хореографии, так же, как и в различных областях музыкального  исполнительства, многоаспектна.  Она предъявляет к пианистам высокие требования к владению универсальными исполнительскими навыками и умениям, которые приобретают ярко выраженную специфичность.

       Прочная аналитическая база концертмейстера способствует профессионально глубокому переосмыслению и приспособлению самой разнообразной музыки к требованиям хореографического образовательного процесса, а говоря конкретнее - помогает адекватно выстраивать «музыкальную схему» различных хореографических комбинаций, необходимую в учебном процессе. Систематически осуществляемое визуальное восприятие музыкально-хореографической ткани балетных произведений позволяет выявлять и закреплять в памяти определенные, наиболее ярко выраженные моменты взаимодействия музыки и танца, способствуя формированию  навыка анализа танцевальной и балетной музыки.

       Данный навык является одним из ключевых для концертмейстера в сфере танца и, особенно, в учебной деятельности. Он чрезвычайно важен при разучивании концертмейстером балетного репертуара и является весьма значимым для профессионально грамотного подбора музыкальных образцов к хореографическим композициям в ходе учебной деятельности в хореографическом классе. Редакторская работа концертмейстера возможна лишь при крайне бережном вторжении в авторскую ткань, предполагающем сохранение основы художественного замысла основного характера музыкального фрагмента. Необходимо обладать достаточно высоким потенциалом фортепианного и импровизационного мастерства, теоретическими познаниями, для того чтобы выполнять корректирование профессионально и этически безупречно. В ежедневной практике музыка обычно как бы «приспосабливается» к хореографическим заданиям педагога-хореографа. Это обстоятельства требует от музыканта больших творческих усилий. Многовариативность танцевальных комбинаций несет в себе возможность многообразного музыкального решения.

        Работа концертмейстера и хореографа  захватывающе интересна. В спорах и сомнениях постепенно возникают сначала музыкальные, а потом на их основе хореографические образы. Все яснее вырисовывается построение, ход и кульминация экзерсиса. Хореограф должен стремиться к выражению музыки в движении, к совпадению образного строя и стиля, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствия темпа, метроритма.  

       Главное и необходимое условие работы концертмейстера в классе хореографии - постоянно повышать свой профессиональный уровень, как пианиста - исполнителя и концертмейстера, работать в творческом тандеме с педагогом-хореографом, обогащать свои знания, быть в   непрерывном поиске нового музыкального материала. В настоящее время большим подспорьем для пианиста являются интернет - ресурсы, которые компенсируют недостаток необходимой методической литературы и нотного материала.

       Изучение клавиров классических балетов является неотъемлемой частью повышения концертмейстером своей профессиональной  квалификации и расширением творческого кругозора. Звучание на уроках музыки высоких образцов делает занятия классическим танцем интересным и вдохновляющим процессом.    Знание музыкальной литературы - и балетной, и инструментальной, и вокальной - расширяет музыкальный диапазон концертмейстера и применяемой им на  уроке музыки, делает музыкальное сопровождение разнообразным, увлекающим, интересным для учащихся.

Список литературы:
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Л., 1974.
3. Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Спб., 2005.
4. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. 5-е изд. Л.: Искусство, 1980.

6. Ванслов, В. В. О музыке и музыкантах / В. В. Ванслов.–М.: Знание, 2006.
7. Васильева Е. Танец, М., 1968.
8. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. М.: Искусство, 1989.
9. Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. Л.: Искусство, 1976.
10. Кремлев Ю. А. Выразительность и изобразительность музыки. М., Музгиз, 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока классического танца 1 год обучения

Разработка урока классического танца 1 год обучения...

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются все нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом.....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

      Важнейшей чертой современной культуры, ярко проявившейся и в музыкальных видах искусства, является взаимодействие новаторства и традиций, «современного» и &laqu...

Методическая разработка (урок классического танца)

Предлагаемое пособие по методике преподавания классического танца следует рассматривать как ориентир для преподавателей различных хореографических коллективов.При работе над учебным пособием автор рук...

Важность изучения адажио на уроке классического танца с цельювоспитания музыкальности

В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к  музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеиз...

Методическая разработка «Развитие координации движений» на уроке классического танца

Данная методическая разработка подготовлена для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Маленькая балерина». В ней подробно описывается методика проведения занятий по допо...