ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ АКТИВАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
методическая разработка на тему

Коваленко Сергей Иванович

Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности. Память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. В процессе запоминания происходит приём информации, её переработка и сохранение на более или менее продолжительный срок.

 Существует несколько классификаций видов человеческой памяти. Так, выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Также говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_priemy_i_sposoby_aktivatsii_muzykalnoy_pamyati.docx37.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор – составитель:

                                                                      преподаватель ПЦК                                                                                                 «Инструменты  народного оркестра»

                                     Коваленко С.И.

«ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ АКТИВАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ»

                                                   

                                                   

2015

«Приемы и способы активации работы музыкальной памяти»

Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности. Память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. В процессе запоминания происходит приём информации, её переработка и сохранение на более или менее продолжительный срок.

 Существует несколько классификаций видов человеческой памяти. Так, выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Также говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.                                                                                    По продолжительности хранения память делится на три вида:

1. Непосредственную, мгновенную память (по определению ряда исследователей - сенсорную), при которой информация сохраняется в течение нескольких секунд. Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

2. Кратковременную память, в которой информация может сохраняться в течение нескольких минут. Этот вид памяти представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

3. Долговременную память, которая в свою очередь подразделяется на:

а) долговременную память с сознательным доступом;

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

б) долговременную закрытую память, к которой человек имеет доступ только в состоянии гипноза или при особых состояниях мозга.

Выделяют также оперативную и промежуточную виды памяти.

Оперативная память – память, которая нужна для текущей деятельности. Здесь используется как кратковременная, так и долговременная память. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, позволяет накопить её в течение дня, а во время ночного сна происходит переработка дневной информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки нарушается переработка

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль, в основном, сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

 По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и. воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

 Выделяют также еще один вид памяти, представляющий собой сложный комплекс различных видов памяти, таких, как слуховая и моторная – музыкальная память. Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, Артуро Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам, особенно школьникам, даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями.

Смысл игры на память состоит в том, чтобы дать вниманию возможность широкого охвата музыки, освободив его от чтения текста. Но, с другой стороны, недостаточная уверенность в безотказной работе памяти в корне подрезает то состояние творческого спокойствия, без которого полноценное художественное выступление не мыслится.

С точки зрения Н. А. Римского-Корсакого, «музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы». Этой точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий.

 Игра на память расширяет исполнительские возможности музыканта. Р. Шуман говорил о том, что аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память. Прежде, чем приступить к рассмотрению методов эффективного запоминания, необходимо рассмотреть основные виды музыкальной памяти.

 Выделяют двигательный, эмоциональный, зрительный, слуховой и логический виды музыкальной памяти. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант будет опираться на более удобный для него вид памяти. Это важно иметь в виду педагогу, который должен учитывать индивидуальные особенности ученика.

Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики. В то же время, знание о работе музыкальной памяти и её развитии необходимо каждому преподавателю - музыканту. Музыкальная память – это способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Прежде чем подробно разобрать свойства музыкальной памяти, остановимся на определении памяти вообще и её видах в частности.

Для музыканта-исполнителя, конечно же, наиболее значимой является долговременная память с сознательным доступом.

Во время работы над музыкальным произведением используются все вышеуказанные виды памяти, то есть моторная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, но у разных исполнителей преобладают разные виды памяти. У кого-то это – моторная память, у кого-то слуховая, у кого-то зрительная память на нотный текст и т.д. Более того, разные исследователи по-разному оценивают значимость различных видов памяти при разучивании музыкальных произведений.

Среди образных видов памяти для музыкантов-исполнителей в большей степени имеют значение слуховая и зрительная память.

В музыкально-слуховой памяти различают в свою очередь способность запоминать мелодию, гармонию, тембр, ритм, а также интонацию. Музыкально-ритмическая память также сложное явление, в ней соединены слуховая и мышечная память. Несмотря на то, что мелодия, ритм и тембр существуют в единстве, часто можно видеть, что человек, хорошо запоминающий звуковысотность, плохо запоминает гармонию или ритм. И очень часто бывает плохое запоминание тембров, когда не запоминается, например, какой инструмент оркестра вёл мелодическую тему

Музыкально-слуховая память исполнителя тесно связана с моторной памятью. Ведь, если вместе с запоминанием музыки слухом, руки не будут запоминать движения, то исполнитель не сможет полноценно воспроизводить музыкальное произведение. Не только при исполнении наизусть, но даже при исполнении по нотам, произведение должно быть выучено моторной памятью. Руки должны запомнить направление движений, скорость и силу сокращения мышц.

Зрительная память заключается в запоминании написанного нотного текста и запоминании расположения рук на инструменте. Она в большинстве случаев играет второстепенную роль по сравнению со слуховой памятью, а слепые, например, вовсе обходятся без зрительной памяти. Но есть музыканты с великолепной, прямо-таки фотографической зрительной памятью. У них    она имеет первостепенное, по сравнению с другими видами памяти, значение. Например, выдающийся дирижёр Артуро Тосканини был очень близорук и не видел партитуру на обычном расстоянии, но обладая фотографической памятью, он, просмотрев однажды партитуру, затем как бы видел её перед собой. Однако при этом, Тосканини, конечно же, должен был слышать написанное внутренним слухом, и осваивать текст через зрительно-слуховое восприятие.

Эмоциональная память отвечает за сохранение впечатлений об эмоциональном характере музыки. В то же время, свои чувства, музыкант осознаёт и определяет словами, то есть эмоциональная память в какой-то степени связана со словесно-логической памятью. Правда, не всегда самим композиторам удаётся определить свои эмоциональные переживания от созданной ими музыки с помощью слов. Пётр Ильич Чайковский писал о программе своей Четвёртой симфонии: «Программа эта такова, что формулировать её словами нет никакой возможности. Не должна ли она выражать всё то, для чего нет слов?».

Словесно-логическая память помогает также запоминать логическую структуру произведений, тональности, голосоведения, модуляции, общий драматургический план произведения.

О значении памяти и её видов у музыканта-исполнителя, о значении игры наизусть существовало, и существует много различных мнений.

Выдающийся итальянский пианист Ферручо Бузони писал: «Я старый концертант, пришёл к убеждению, что игра на память придаёт несравненно большую свободу исполнению». В то же время он подчёркивал, что «необходимо правильное заучивание музыкального произведения на память».

В то же время ещё во времена Роберта Шумана исполнение наизусть считалось подвигом, посильным лишь для большого таланта, исполнение без нот рассматривали как «нарушение традиций», «ненужный риск» и даже «шарлатанство».

Были и есть музыканты с феноменальной слуховой, моторно-слуховой или зрительной памятью. Известно, что феноменальная слуховая память была у В. А. Моцарта, выдающаяся – у Д. Бортнянского, Ж. Бизе, А. Глазунова, С. Танеева. Выдающейся моторно-слуховой памятью обладали такие исполнители, как Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов.

Музыковеды и музыкальные психологи, писавшие о музыкальной памяти и методах заучивания музыкальных произведений на память, делают акцент на различных видах памяти и предлагают подчас противоречащие друг другу способы.

В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и процессы соотнесения. В соответствии с этими принципами в работе В. И. Муцмахера «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано» были разработаны приемы работы по заучиванию музыкального произведения наизусть.

 Смысловая группировка. Сущность приема, как указывает В. И. Муцмахер, заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Поэтому прием смысловой группировки с полным правом может быть назван приемом смыслового разделения… Смысловые единицы представляют собой не только крупные части, как экспозиция, разработка, реприза, но и входящие в них – такие, как главная, побочная, заключительная партии. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в крупные.

 В случае забывания во время исполнения память обращается к опорным пунктам, которые являются как бы включателем очередной серии исполнительских движений. Но преждевременное «вспоминание» опорных пунктов может отрицательно сказаться на свободе исполнения. Использование приема смысловой группировки оправдывает себя на начальных этапах разучивания вещи. После того, как она уже выучена, следует обращать внимание в первую очередь на передачу целостного художественного образа произведения. Как удачно выразилась Л. Маккиннон, «первая стадия работы состоит в том, чтобы заставить себя делать определенные вещи; последняя – в том, чтобы не мешать вещам делаться самим по себе».

Английский психолог Л. Маккиннон считает, что в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать слуховая, моторная и тесно связанная с ней тактильная память (память на прикосновение – осязание). Причём большое значение она придаёт моторной памяти, предлагая играть не глядя на клавиши, играть в темноте. Маккиннон использует теорию Зигмунда Фрейда о сознательном и бессознательном, сравнивает игру на музыкальных инструментах с речью – сложным двигательным актом, который протекает в нормальных условиях бессознательно, автоматически. По её мнению, активное вмешательство сознания в сложный двигательный процесс, доведённый до автоматизма, может подчас повредить исполнению.В то же время, автор пишет о важном значении внимания при изучении музыкального произведения и усвоении его наизусть, о значении положительного эмоционального фона, о том, что нельзя выучивать произведение наизусть путём многократного повторения до сильной усталости, что естественно снижает внимание и усвояемость     материала. Лучше, по её мнению, работать меньше, но более внимательно. Начинающим музыкантам Маккиннон рекомендует работать не более 1-го часа, но сосредоточенно, разделяя этот час на 4-ре коротких промежутка.Также она считает, что прежде, чем начать работать, нужно создать музыкальную концепцию произведения, наподобие того, как художник представляет себе будущую картину.

Большое значение для развития музыкальной памяти придается современными методистами и предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала. Важность и эффективность этого метода запоминания была доказана в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Так, американский психолог Г. Уиппл в своих экспериментах сравнивал продуктивность различных методов запоминания музыки на фортепиано, которые отличались друг от друга тем, что в одном случае перед изучением музыкального сочинения на фортепиано проводился предварительный его анализ, в другом – анализ не был применен. При этом время для заучивания в обеих группах испытуемых было одинаковым.Г. Уиппл пришел к выводу, что «метод, в котором использовались периоды аналитического изучения до непосредственной практической работы за инструментом, показал значительное превосходство перед методом, в котором период аналитического изучения был опущен. Эти различия так значительны, что очевидно доказывают преимущество аналитических методов перед бессистемной практикой не только для группы студентов, но и для всех прочих студентов-пианистов». По мнению Г. Уиппла, «эти методы окажут большую помощь в повышении эффективности запоминания наизусть… У большинства студентов аналитическое изучение музыки дало значительное улучшение процесса запоминания по сравнению с немедленной практической работой за инструментом».

Н. И. Голубовская в своей статье «Работа пианиста» подчёркивает, что нужно препятствовать тому, чтобы произведение заучивалось в первую очередь моторной памятью. Она предлагает сначала разобрать произведение по нотам, проиграть его, а затем заучивать его наизусть, используя логически-слуховую память. То есть сначала, по её мнению, нужно пропустить музыкальный текст через сознание, и только потом, в процессе работы естественным путём подключается моторная память и подсознание. Голубовская считает, что на память нужно учить медленно, и при заучивании не должно быть каких-либо препятствий в моторике. По её мнению, технические трудности нужно устранять, а увеличение темпа производить уже при выученном наизусть тексте. Голубовская также придаёт важно значение вниманию и представлению музыкального образа уже на начальном этапе изучения музыкального произведения.

Важность аналитического подхода к работе  над художественным образом подчеркивается и в работах отечественных музыкантов-педагогов. Показательно в этом отношении следующее высказывание С.Е. Фейнберга: «Обычно утверждают, что сущность музыки – эмоциональное воздействие. Такой подход сужает сферу музыкального бытия и необходимо требует и расширения, и уточнения. Только ли чувства выражает музыка? Музыке, прежде всего, свойственна логика. Как бы мы не определяли музыку, мы всегда найдем в ней последовательность глубоко обусловленных звучаний. И эта обусловленность родственна той деятельности сознания, которую мы называем логикой».

 Понимание произведения очень важно для его запоминания, потому что процессы понимания используются в качестве приемов запоминания. Действие по запоминанию информации сначала формируется как действие познавательное, которое затем уже используется как способ произвольного запоминания. Условием улучшения процессов запоминания оказывается формирование процессов понимания как специально организованных умственных действий. Эта работа – начальный этап развития произвольной логической памяти.

Уже из этих противоположных точек зрения видно, что подход к выучиванию музыкальных произведений у разных музыкантов различен. И всё же, большинство исследователей музыкальной памяти склоняются к мнению, выраженному А. Стояновым, что на музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда процесс запоминания сознателен, и кроме мускульно-двигательной памяти, в нём принимают участие зрительная, слуховая и аналитическая (следственно-логическая) память».

На вступительных экзаменах в ДМШ одним из основных испытаний для поступающего бывает проверка музыкальной памяти. Считается, что умение запоминать нотный текст – некая прирождённая способность любого музыкально одарённого человека, что-то вроде безусловного рефлекса.

Хочется в противовес подобному отношению привести цитату из авторитетного труда «Психология музыкальных способностей» академика Теплова. «Можно ли музыкальную память, наряду с музыкальным слухом и чувством ритма, считать одной из основных музыкальных способностей?» – задаётся вопросом в XIX главе своей книги Борис Михайлович Теплов. И тут же отвечает: «Очевидно, нет, так как непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма. …нет оснований говорить о каких-либо специфических «музыкальных» способностях в области памяти».

Таким образом, согласившись с Б. М. Тепловым, приходим к окончательному выводу, что музыкальная память – не музыкальная способность, и соответственно её якобы, отсутствие – не повод отказывать поступающему в приёме! И понятно, что если даже музыкальный слух и чувство ритма поддаются улучшению, то что уж говорить об их производной – музыкальной памяти. Потому, необходимо, начиная с начального уровня музыкального образования, развивать свойства музыкальной памяти, обучать юных музыкантов эффективным методам заучивания нотного текста.

К сожалению, надо констатировать, что конкретной методике заучивания наизусть не обучают ни в ДМШ, ни уж конечно в CCУЗ’ах и ВУЗ’ах. Очень часто приходится наблюдать, как на уроках специальности преподаватель даёт ученику для заучивания большой объём нотного текста и при этом не объясняет, как выполнить задание. То есть часто у преподавателя даже не возникает мысль, что ребёнок просто-напросто не знает как заучивать на память! В итоге ученик самостоятельно пытается вызубрить пьесу (этюд, полифонию и т.д.). При этом он обычно использует только малую часть данной ему от природы способности к запоминанию.

Причём, стоит отметить, что конечный результат такого «заучивания» обычно базируется только на одном виде музыкальной памяти, и, как показывает практика, обычно на моторном, т. е. двигательном. При таком заучивании нет полного осмысления нотного текста, нет чёткого понятия обо всех штрихах, оттенках, аппликатуре, потому что перед тем как пальцы стали играть, нотный текст не был досконально проанализирован и осмыслен.

Австрийский пианист и педагог Готфрид Гальстон совершенно обоснованно считал, что музыкальная память должна уподобляться лифту, подвешенному на нескольких тросах. Каждый из этих тросов – один из видов музыкальной памяти. Если оборвётся один из тросов или даже два, то в запасе останутся другие, они то и позволят лифту не упасть.

Большинство же учащихся ДМШ, да и что лукавить, и более профессиональные исполнители, выучивая произведение лишь двигательной памятью, часто подвержены срывам во время публичных выступлений. Объясняется это тем, что двигательный вид памяти наиболее склонен к сбою в результате концертного волнения музыканта.

По сути, если исполнитель помнит музыкальное произведение только лишь моторикой, то можно уверенно сказать, что он не знает произведение наизусть. В этом можно легко убедится, попросив подобного исполнителя исполнить произведение не с начала, а скажем, с середины. Если при заучивании была задействована лишь двигательная память, без участия слуховой, зрительной и словесно-логической, то исполнителю данная задача окажется не под силу.

Изучение проблемы музыкальной памяти позволяет выявить удивительные факты. Например, тот, что многие зрелые исполнители с прекрасным образованием и большим опытом выступлений, имеющие в своём репертуаре сложнейшие произведения мировой музыкальной классики, следуют тем же «школярским» методам заучивания наизусть. По сути, у них всё отдано во власть пальцев, мелкой моторике, а голове в это время дозволяется или спокойно отдыхать или что ещё хуже – волноваться!

У грамотного музыканта-исполнителя проблема концертного волнения уходит на второй план, в том числе и потому, что голова постоянно в работе, во всю мощь синхронно работают словесно-логическая, зрительная, слуховая и моторная виды памяти, подавая чёткие команды исполнительскому аппарату.

Часто задаётся вопрос, стоит ли специально учить музыкальное произведение наизусть. Конечно, стоит! Только так, целенаправленно, постепенно и надо учить на память, не дожидаясь того «счастливого» мгновения, когда понимаешь, что вроде бы уже всё запомнил. Это ощущение может быть ложным.

Но заучивать наизусть следует только после того, как произведение действительно тщательно разобрано и для исполнителя в нём не осталось ни одного тёмного пятна. Правильный разбор – тот фундамент, на котором в дальнейшем будет стоять всё музыкальное произведение. Потому остановимся немного на принципах правильного разбора.

Очень часто бессмертный и основополагающий принцип разбора любого музыкального произведения «вижу-слышу-играю» (так называемый «принцип полисенсорного восприятия»: вижу нотный текст – слышу внутренним слухом музыкальный материал – играю на инструменте и одновременно контролирую получаемое звучание внутренним слухом) подменяется в корне ошибочным «вижу-играю-слышу». Таким образом, мы выключаем внутренний слух, не давая ему трудится и развиваться, и соответственно, не задействуем слуховую память в полной мере.

Известный музыкальный психолог Д.К. Кирнарская в своей книге «Музыкальные способности» пишет: «Музыкальная память пользуется материалом, который ей предоставляет внутренний аналитический слух, поскольку непонятое и нерасчленённое нельзя запомнить: хаос не поддаётся сознательной фиксации. И запоминает человек любой материал не сразу и не вдруг, а чаще всего постепенно, то есть по необходимости, разлагая этот материал на элементы и слои, на этапы и разделы, которые шаг за шагом укладываются в памяти. Предварительным же этапом запоминания музыки всегда будет внутренний слух…»

Также ошибочна теория, что разбирать и заучивать наизусть произведение нужно только за инструментом. Как раз за инструментом и не получится хорошего разбора и заучивания. И вот почему. Занимаясь разбором на инструменте, музыкант невольно будет стремится сыграть нотный текст, ещё не услышав его внутри себя, тем самым исключая работу внутреннего слуха. Многие величайшие исполнители занимались на первоначальном этапе разбора без инструмента, анализируя нотный текст за столом. Так занимались Н. Паганини, Ф. Лист, С. Рихтер и многие другие.

Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана.

 И. Гофман предложил следующие способы работы над произведением.

 1. Работа с текстом произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться с помощью выявления и определения: 1) главного настроения произведения; 2) средств, при помощи которых оно выражается; 3) особенностей развития художественного образа; 4) главной идеи произведения; 5) понимания позиции автора; 6) своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

 Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано. Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента очень важно для развития профессионального мастерства ученика. Проговаривание нотного текста ведет к переводу внешних умственных действий во внутренний план и к последующему их необходимому «свертыванию» из последовательного процесса в структурный, симультанный, укладывающийся в сознании как бы одновременно, сразу, целиком.

2. Работа с текстом произведения за инструментом. Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. На данном этапе происходит эскизное ознакомление с произведением, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно не заботиться о точности исполнения. Шуман, например, рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца».

 После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения – вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

 Какой вид запоминания – произвольный (т.е. преднамеренный, специально ориентированный) или непроизвольный (т.е. осуществляемый ненамеренно) – является более предпочтительным в выучивании произведения наизусть? На этот вопрос нет однозначных ответов. По мнению одних музыкантов (А. Б. Гольденвейзер, Л. Маккиннон, С. И. Савшинский), в заучивании должно преобладать произвольное запоминание, основанное на рациональном использовании специальных мнемонических приемов и правил, тщательном продумывании разучиваемого. Согласно другой точке зрения, принадлежащей музыкантам-исполнителям (Г. Г. Нейгауз, К. Н. Игумнов, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, С. Е. Фейнберг), запоминание не является специальной задачей исполнителя. В процессе самой работы над художественным произведением оно запоминается без насилия над памятью. Достижение одинаково высоких результатов, как отмечает Г. М. Цыпин, при противоположном подходе к делу имеет право на существование и в конечном итоге зависит от личностного склада того или иного музыканта, индивидуального стиля его деятельности. Следовательно, нужно учитывать индивидуальные особенности ученика, прежде чем выбирать тот или иной способ запоминания произведения.

 Таким образом, в методике выучивания музыкального произведения на память можно предложить два пути, каждый из которых не исключает другого. Один из этих путей – произвольное запоминание, при котором произведение тщательно анализируется с точки зрения его формы, фактуры, гармонического плана, нахождения опорных пунктов. В другом случае запоминание будет происходить с опорой на непроизвольную память в процессе решения конкретных задач поиска наиболее удовлетворительного воплощения художественного образа.

Одна из ловушек, в которую попадаются многие ученики, разучивая новую вещь наизусть, - запоминание ее в результате многократных повторений.  Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Но такой способ решения проблемы, как отмечала знаменитая французская пианистка Маргарита Лонг, - «ленивое решение сомнительной верности и притом  расточающее драгоценное время».

 Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

- вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;

- вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;

- «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно-двигательно;

- включая механизмы синестезии, можно представлять в своем воображении вкус и запах играемых фрагментов;

- отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

 Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.

 Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить все произведение сразу целиком. Лучше сначала попытаться запомнить отдельные набольшие фрагменты. Должны также делаться перерывы между напряженной мнемонической работой и другими видами деятельности требующими большого умственного или физического напряжения. После того как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочение сформированных следов. Если же после мнемонической работы допустить какого-либо рода психологическую нагрузку, то выученный материал забудется в силу ретроактивного, т.е. «действующего назад», торможения.

 Точно так же при начале работы над новым произведением, что требует повышенного напряжения внимания, его трудно будет запомнить наизусть в силу действия в этом случае проактивного, т.е. «действующего вперед», торможения после выполнения тяжелой

Конечно, это гораздо сложнее, чем разбор за инструментом, потому что приходится включать свой мыслительный аппарат на полную мощность. Особенно, это с трудом удаётся младшим школьникам. Но личный педагогический опыт автора позволяет утверждать, что после такого разбора вероятность пропуска мимо сознания музыканта каких-либо важных элементов нотного текста практически исключается. И, наоборот, во время разбора и заучивания произведения только за инструментом, очень часто мимо сознания исполнителя проходят штрихи, динамические оттенки, правильная аппликатура; неверно исполняются сложные ритмические рисунки и т.д. К тому же, создание качественной художественной концепции исполнения при постоянных занятиях только за инструментом, часто просто невозможно.

Рассмотрим целесообразный метод разбора музыкального произведения. Сидя за столом необходимо внимательно:

- пропеть внутренним слухом всё произведение (все мелодические линии и все подголоски);

- постараться услышать гармоническую вертикаль (если она есть);

- простучать или прохлопать весь ритмический рисунок (особенно самые сложные места);

- внимательно изучить все штрихи, динамику, аппликатуру;

- понять музыкальную форму произведения.

В конце разбора, когда общая картина произведения станет полностью ясна, можно начать исполнять на инструменте, уже чётко представляя себе цель и задачи, которые необходимо выполнить в этом произведении.

Нельзя забывать, что все эти действия необходимо выполнять при неослабевающем внимании и сосредоточенности. Если внимание притупилось, наступила усталость, то стоит на время отложить занятия, чтобы продолжить их при более ясном сознании, ибо музыкальный материал должен сохраняться только в долговременной памяти с сознательным доступом!

Начав с грамотного разбора произведения, следует далее столь же целенаправленно выучивать произведение наизусть не дожидаясь того момента, когда моторика захватит вас всецело. Запоминать на память вначале лучше так же без инструмента.

Учить следует вдумчиво, медленно. Предварительно лучше мысленно разделить произведение на части (можно обозначить части в нотах карандашом), найдя попутно схожий или одинаковый нотный текст, секвенционное развитие, похожий или одинаковый ритмический рисунок. Такой предварительный анализ помогает лучше запомнить музыкальный материал, а подчас и сокращает время при заучивании похожих или одинаковых мест. Все возможные мелодические линии необходимо пропевать с названиями нот, при этом чисто интонируя (т.е. абсолютная сольмизация) и в точном ритмическом движении. Можно применять и метод сольмизации по Альбрехту, то есть ритмизованное чтение нот без интонирования. Но от второго варианта нужно постепенно переходить к первому.

Заучивание одноголосных мелодий, после такой подготовки, вряд ли вызовет какие-либо трудности. Поэтому, обратим внимание на более сложный пример в гомофонно-гармонической фактуре. В этом случае заучивание на память лучше начинать с основной мелодической линии, затем выучить все подголоски, а в конце – аккорды аккомпанемента. При заучивании аккомпанемента желательно также пропевать его в мелодическом виде.

В полифонических произведениях разумно сначала выучить отдельно каждый голос (пропевая с названиями нот), а затем попытаться внутренним слухом представить их совместное звучание.

Метод пропевания нотного текста вслух с названиями нот позволяет подключить к работе слуховую и следственно-логическую виды памяти. Если же при таком пропевании ещё и мысленно представлять исполнение этого текста на инструменте (причём правильной аппликатурой!), то и зрительная память будет в работе, и двигательная подготовится к реальному исполнению.

Помните, что наилучшее запоминание получается лишь при постепенном заучивании. При этом, выучив например, второй такт, нужно вернуться к первому, и повторить их вместе. Этот же принцип применим и к предложениям, периодам, частям. Нужно как бы «нанизывать» выученные отрывки на единую нить памяти, всё время возвращаясь к началу, и повторяя ранее выученное вместе с вновь заученным материалом. Только после такой кропотливой, но очень нужной работы необходимо вернуться к исполнению на инструменте и закрепить выученное за столом двигательной памятью.

При исполнении на инструменте, внутренний слух должен постоянно контролировать получаемый результат. По сути, идеален тот вариант исполнения, при котором музыкант сначала слышит необходимое звучание внутри себя, затем исполняет, а получившееся звучание сверяет с тем, что сохранил в памяти внутренний слух. В виде формулы это выглядит так: «слышу (внутренним слухом) -исполняю-контролирую (внутренним слухом)». Конечно эта цепочка «память-исполнение-контроль» в реальности происходит столь быстро, что исполнитель не всегда может её осознать. Но принцип мыслить при исполнении на опережение должен быть базовым для хорошего музыканта.

Обращаться к нотному анализу необходимо постоянно, даже после того, как произведение уже прочно выучено и возможно не раз исполнено публично. Ведь даже долговременная память имеет свойство терять мелкие элементы, и подчас исполнитель с удивлением обнаруживает, что играет не ту ноту или не тот штрих в произведении, исполняемом им годами. Следует помнить об этом, и не пренебрегать кропотливым нотным разбором в уже казалось бы не раз сыгранном произведении.

Конечно, при работе над заучиванием произведения на память, преподаватель должен учитывать возрастные особенности ученика.

Так, дети младшего школьного возраста заучивают наизусть путём зазубривания, редко понимания до конца, что они учат. Такова психология данного возраста. Подростки же лишаются подобной возможности учить, не вникая в заучиваемый материал, и тем самым, их психология приближается к психологии взрослых людей. Подросткам и взрослым людям всегда для хорошего запоминания необходимо прежде понять изучаемый материал, осознать его до конца. Дети к тому же часто учат дословно («как по учебнику»). Подростки же уловив суть, передают материал с помощью своих формулировок, редко дословно приводя текст учебника. К нотному материалу у разных по возрасту учащихся так же разное отношение. Младшеклассники учат нотный текст без какого-либо разбора формы произведения, гармонического анализа, усвоения логики музыкального развития. Подростки же напротив, начинают анализировать ноты и пытаются понять логику построения произведения.

Нужно ещё раз подчеркнуть, что хороший результат при запоминании на память возможен лишь при систематической целенаправленной и внимательной работе.

Такая методика запоминания с успехом используется автором в педагогической практике. Подобным методом заучивал на память великий итальянский скрипач Николло Паганини. Благодаря правильному запоминанию он смог стать первым скрипачом, который исполнял все свои концертные произведения наизусть.

При заучивании нужно помнить и про то, какое время суток оптимально для заучивания, а какое для повторения. Для заучивания конечно лучше всего использовать утренние и ранне-дневные часы. А вот для повторения лучше    всего подойдут вечерние часы. Наилучшее для повторения время – перед сном. Действительно, как показывает практика, осмысленное «прочитывание» музыкального произведения перед сном даёт хорошие результаты в деле запоминания, особенное, если в течение дня над произведением велась целенаправленная работа. Объясняется это особенностью человеческой памяти: всё что выучено (или ещё лучше, повторено) перед отходом ко сну (при условии, что данная информация была последней для активного восприятия), запоминается гораздо лучше. Во время сна эта информация перерабатывается качественнее и откладывается в долговременную память с сознательным доступом.

Но надо помнить, что бывают исключения, и возможно для кого-то эффективнее заучивать вечером, а повторять утром.

Так же не стоит пренебрегать советами учёных в области аромотерапии, которые советуют использовать определённые ароматы в процессе умственной работы и запоминания. «Экспериментально установлено, – пишет в своей книге «Лимон. Мифы и реальность» доктор медицинских наук, профессор Неумывакин И.П., – что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует процессу познания, стимулирует память».

Проверкой качества заучивания может быть написание нот на чистом нотном листе по памяти или пропевание (проговаривание) отдельно каждого голоса вслух с правильным ритмом и в указанном авторе темпе.

Предлагаемым методом заучивали музыкальные произведения Ф. Лист, С. Рихтер и другие исполнители. Таким образом, методика внимательного и целенаправленного анализа нотного текста, и использования всех видов музыкальной памяти, является наилучшим и доказанным опытом великих исполнителей средством заучивания наизусть.

Список литературы

1. «Воспоминание о Софроницком». Составитель Я. И. Мильштейн. М., «Советский композитор», 1982.

2. Голубовская Н.И. Статья            «Работа пианиста» из книги          «Диалоги. Избранные статьи». - СПб., 1994.

3. Зорина А.П. «Александр Порфирьевич Бородин», М., 1987.

4. Кирнарская Д. К. «Музыкальные способности» - «Таланты-XXI век», 2004.

5. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967.

6. Медушевский В. Интонационная форма музыки. – М., 1993 г.

7. Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. Москва, 1984.

8. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога». 4-е издание. – М., Музыка, 1982.

9. Неумывакин И.П. «Лимон. Мифы и реальность» – М.-СПб: ДИЛЯ, 2009 г. 9. «Познание продолжается». – М., «Просвещение», 1970.

10. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. Москва, 1964.

11. Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов. М., 1987.

12. Стоянов А. Искусство пианиста. – М.: МУЗГИЗ, 1958.

13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

14. Холопова В. Музыка, как вид искусства – СПб, 2000 г.

15. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. Москва, 1974.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексность музыкальной памяти и её развитие

В статье рассказывается об основных видах музыкальной памяти и способах её развития....

Методическая работа ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИГПОУ РК «ВОРКУТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»       Методическая работа на тему«ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ»...

Методический доклад «Особенности музыкальной памяти и способы ее развития».

В данной работе освещены основные понятия музыкальной памяти и ее виды. ТАк же преведены особенности работы над фортепианной фактурой, как способы развития музыкальной памяти....

Статья "Проблемы развития музыкальной памяти

Статья "Проблемы развития музыкальной памяти"...

Способы активации учащихся на занятиях и внеклассной работе по инженерной графике

Способы активации учащихся на занятиях и внеклассной работе по инженерной графике...

Практическая деятельность студентов педагогического колледжа как способ активации их обучения

В статье описывается деятельность преподавателя и студентов в рамках изучения ПМ 05 «Методическое обеспечение образовательного процесса», МДК 05.01 «Теоретические и прикладные а...