Роль имени прилагательного в тексте
методическая разработка на тему

Фролова Наталья Николаевна

Урок русского языка в  5 или 6 классе. Урок развития речи с элементами повторения по теме "Имя прилагательное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

1.Ф.И.О. учителя: Фролова Наталья Николаевна

2. Место работы: МОБУ «Алексинская средняя школа»

3.Должность:  учитель русского языка и литературы

4. Класс: 6

5. Тема урока: Анализ текста в рамках изучения имени прилагательного

6. Цель урока: повторить общие сведения об имени прилагательном, повторить способы образования имени прилагательного , обучать анализу текста с точки зрения морально- нравственного  восприятия.

Планируемые результаты:  сформулировать  тему урока и его цели, повторить основные морфологические признаки имени прилагательного, повторить способы образования степеней сравнения имени прилагательного, определить тему и идею текста, сформулировать название текста, подготовиться  к построению  монологического высказывания.

Задачи урока , направленные на достижение личностных результатов : развитие доброжелательности, самостоятельности, содействие осознанию ценности изучаемого предмета, поддержание интереса к работе с текстом, проявление уважения к близким  и родным людям, самооценка.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД :восприятие  художественного произведения, обоснование своего мнения, использование приобретенных  знаний для анализа произведения, установление  причинно- следственных связей, построение рассуждения, постановка  и решение  проблемы, извлечение  необходимой  информации из текста.

Регулятивные УУД : определение  темы урока и цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, формирование  у учащихся умения  анализировать, обобщать, контролировать и  оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания ,умение  слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, выступление  с небольшим сообщением перед коллективом сверстников

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Поддержание  интереса  учащихся  к русскому языку через использование приема самостоятельного определения темы урока и постановки его  целей
  • Развитие  речи  учащихся  через обучение  их построению собственных высказываний,
  • Развитие  умения  анализировать  и оценивать  высказывания героев текста, соотносить морально- нравственные качества героев с собственным жизненным опытом.
  • Повторение  основных морфологических признаков  имени прилагательного, повторение  способов  образования степеней сравнения имени прилагательного.

Оборудование:  ИКТ,  листы индивидуальной работы.

Характеристика этапов урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности

Цель: проверить готовность к уроку и настроить на активную учебную деятельность. 1 мин

Приветствует детей и настраивает их на работу.

Слайд 1

Приветствуют учителя

Регулятивные: принятие  учебной задачи

2.Постановка темы и цели урока.

Цель: подведение детей к  формулированию темы и цели урока.

3 мин

Организует диалог с учащимися.

-прошу вас внимательно прочитать текст( слайд 2)

-Определите , пожалуйста, слова какой части речи  нужно вставить вместо пропусков?

-Определите тему нашего урока( Слайд 3)

Какие цели мы должны достичь?

( Слайд 4)

Читают текст

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,
  • Учиться высказывать свою версию ( предположение) на основе работы с текстом.

Дети называют тему урока.

( Работа с текстом  в рамках изучения имени прилагательного.)

Высказывания детей.

(Цель урока: повторить сведения об имени прилагательном, проанализировать текст.)

3.Актуализация полученных ранее знаний. 10 мин

Цель: повторить знания о степенях сравнения имени прилагательного,

общие признаки имени прилагательного

-Вставьте в текст  подходящие по смыслу прилагательные , воспользуйтесь рубрикой для справки.

- проверьте свою работу (слайд 5)

- я буду проговаривать вам утверждения об имени прилагательном, вы должны заштриховать те клетки, в которых прозвучала верная информация( слайд 6)

- проверьте свою работу (слайд 7-8)

Выполняют задания учителя

Личностные результаты:

-формируют  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

-   извлечение необходимой информации из текста,

 - работа с таблицей,

-  работа с логическим квадратом,

-   самоконтроль

- контролировать и  оценивать результат своей деятельности.

4.Физкульминутка.

Цель: восстановить работоспособность , помочь снять утомление .3 мин.

Организует отдых и восстанавливает работоспособность  учащихся.

( слайд 9)

Выполняют упражнения.

5.Подготовка к  восприятию текста

Цель: создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения. 1 мин

Определите, почему именно буква С открылась в логическом квадрате?

( слайд 10)

Высказывания детей.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать свое предположение

6.Работа с текстом. 5 мин

Цель: совершенствовать навык осознанного чтения, выявить уровень понимания темы и идеи текста, развивать логическое мышление и речь детей.

Учитель работает с детьми, используя текст, помогает сформулировать тему и идею текста.

- запишите свои формулировки, дайте заглавие тексту,

- оцените свой результат.

( слайд 11-12)

Учащиеся определяют тему и идею текста

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
  • Развитие умения слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

 контролировать и  оценивать результат своей деятельности.

7.Обобщение.

Цель: сделать вывод по анализу произведения. 4 мин

-согласны ли вы с утверждением:

Ценности моей семьи- мои ценности?

- подводим итог урока:  считаем баллы, ставим себе оценку за урок ( слайд 13)

Выступления учащихся.

Личностные:

Развиваем умение  выражать  свое отношение к проблеме.

Регулятивные:

 контролировать и  оценивать результат своей деятельности

8. Рефлексия.  2 мин

Цель: осознание учащимися преодоления затруднений  и самооценка результатов своей деятельности.

Учитель предлагает оценить свою деятельность.

Оценивают свою деятельность.

Регулятивные:

Способность осознать уровень усвоения.

9.Домашнее задание. 1 мин.

Цель: совершенствование речевых навыков в форме творческой работы

Учитель дает домашнее  задание по выбору: ( слайд 14)

  1. Составить текст «Ценности моей семьи- мои ценности» ( 5-10 предложений с использованием имен прилагательных)
  2. Выписать 10 пословиц о семье.

Учащиеся выбирают задание.

Познавательные:  

извлечение необходимой информации  и её использование.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Учитель: Фролова Н.Н. МОБУ «Алексинская СШ»

Слайд 2

Жила-была на свете … семья . Мир и лад царили в ней. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. Прибыл он к ним , … поразился : кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился этому правитель, решил узнать их секрет . Попросил он помощи у главы семьи. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. … удивили правителя эти три слова на бумаге: Любовь. Прощение. Терпение. Прочел владыка и спросил: «И все?» - «Да, - ответил старик. – Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи .» ( по мотивам китайской притчи )

Слайд 4

Тема урока Роль прилагательных в тексте.

Слайд 5

Ставим цели: • Я повторю … • Мне пригодится …

Слайд 6

Заполните таблицу: Простая сравнительная превосходная Большая Красивая Хорошая

Слайд 7

Проверь себя: Простая сравнительная превосходная Большая больше Больше всего Самый большой Красивая красиʹвее Красиʹвее всего Самый красивый Хорошая лучше Лучше всего Самый хороший

Слайд 8

Что я знаю о прилагательном?

Слайд 9

Проверь себя

Слайд 10

Ставим оценки: Всё правильно: 2 б 1-2 ошибки: 1 б Больше 3 ошибок: 0 б

Слайд 11

Ставим оценки: За каждое правильно выписанное предложение 0,5 б За правильно поставленную запятую - 1 б

Слайд 12

Физкультминутка Изобразите картинку, используя словосочетание прилагательное+существительное (ЧТО делают?)

Слайд 13

Поработаем с текстом Тема текста: Идея текста: Моя семья- моя опора ?

Слайд 14

Подводим итоги у меня сумма баллов моя оценка 7-6 баллов 5 5-4 балла 4 3 балла 3

Слайд 15

Домашнее задание Выбирай!!! А ) Напиши мини-сочинение « Моя семья- моя опора » , используя прилагательные ( 5 - 10 предложений) Б) выпишите 10 пословиц о семье.



Предварительный просмотр:

 

Индивидуальный лист работы.

ФИ ученика (в им.п.) _______________________     ____________________    Класс    ___

Тема урока:    _________________________________________________________

Цели урока:    Я повторю… ____________________________________________

                 Я проведу анализ_____________________________________________

               Название текста:_____________________________________________

  1)      Жила-была на свете    семья  .  Мир и лад царили в  ней.  Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. Прибыл он к ним ,  поразился  :  кругом чистота, красота,  достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился  этому   правитель,    решил узнать их секрет . Попросил  он помощи у главы семьи.  Тот взял лист  бумаги и стал что-то писать.  Затем передал лист владыке.     …  удивление вызвали  эти слова :   Любовь.   Прощение.   Терпение.

     Прочел владыка и спросил: «И все?» - «Да, - ответил старик.  – Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи .»                              ( по мотивам китайской  притчи   )

2) Вставьте вместо пропусков следующие слова: ,  

  Самое большое,    большая,     больше.

3) Что я знаю о прилагательном:        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4) Поработаем  с текстом :

Тема текста:_______________________________________________

Идея текста:_______________________________________________

5) Подводим итоги:  моя оценка.

6) Оцениваю свою деятельность:

Сегодня на уроке я узнал(а) ___________________________________________

Мне показалось интересным_____________________________________

7) Домашнее задание.   Выбирай:      А)Напиши  мини-сочинение « Ценности моей семьи- мои ценности» , используя прилагательные ( 5 - 10 предложений) .                                                                                Б) выпиши 10 пословиц о семье.



Предварительный просмотр:

1.  имя прилагательное- самостоятельная часть речи

2. обозначает признак предмета

3. отвечает на вопросы:  какой, какая, какое. Какие???

4. согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже

5. изменяется по лицам

6 .может изменяться в  настоящем, прошедшем и будущем временах

7.в предложении чаще всего является определением

8. делится по разрядам на качественные, относительные и притяжательные прилагательные

9.качественные прилагательные  образуют степени сравнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Обобщение знаний об именах прилагательных" 4 класс

Урок построен на информационно-коммуникационных технологиях...

Русский язык "Роль имен прилагательных в тексте"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке...

Русский язык "Изменение имен прилагательных"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке...

Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных"".

Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных""....

"Обобщение знаний об именах прилагательных"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном.Задачи: Обучающие: закрепить и обобщить знания в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связанном тексте; систе...