Индивидуальный образовательны маршрут вклассе вокального ансамбля
статья по теме

Сметанина Наталья Андреевна

Задача педагога сегодня заключается в том, чтобы, изучив психофизиологические особенности и музыкальные способности ребенка, поняв его интересы и трудности в развитии, подобрать для него оптимальную программу и успешно внедрить ее в практику. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, педагог сможет решить важнейшую задачу — приобщить детей к пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построение индивидуального образовательного маршрута по программе вокальный ансамбль

Н.А. Сметанина,

педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии 271

 Санкт-Петербурга по классу вокала

Ключевые слова: педагогические технологии, методика преподавания вокала, интонация, ансамблевое пение

Человек наделен от природы особым даром — голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром. Голосовой аппарат — необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков, позволяющий ребенку с самых ранних лет выражать чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Для детей одной из самых доступных возможностей выразить себя при помощи голосового аппарата является пение. Песня — не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия пением приносят ребенку наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику. Именно в период детства важно сформировать певческие навыки, приобщить детей к вокальному искусству, которое стимулирует развитие творческой фантазии. Пение способствует развитию музыкальных и творческих способностей и дает возможность самовыражения, дарит детям положительные эмоции. Ребенок, посещая занятия, сможет реализовать творческое начало, а выступления на концертах будут способствовать осознанию своей полезности и помогут пережить чувство успеха. Участие детей в музыкальном творчестве делает их жизнь более разнообразной, интересной и насыщенной. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух. Но, к сожалению, не все одарены ярко выраженным музыкальным слухом, а также нередко встречаются  слабо интонирующие дети. Вопрос  возможности музыкального развития у слабо интонирующих детей издавна волнует педагогов — музыкантов. А проблема развития индивидуальных способностей ученика во все времена волновала выдающихся мыслителей и педагогов. К ней обращались Я. А. Коменский (1592–1670), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), а позже К. Д. Ушинский (1824–1871), Л. Н. Толстой (1828–1910), А.С. Макаренко (1888–1939) и другие. В русле этой проблемы в педагогике настоящего времени функционируют два понятия, связанные по существу с двумя формами обучения: индивидуальный подход и дифференцированный подход. Под первым, имеется в виду направленность процесса обучения на отдельного ученика в соответствии с присущими ему личностными особенностями и познавательными способностями. Сущность второго охарактеризовал выдающийся русский педагог П. Ф. Каптерев (1849–1922). Он видел принцип дифференциации в приспособлении содержания и средств образования к тому или иному складу (типу) ума. В своей работе он писал: «На первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а изучаемые предметы, на втором. Предметы — только средства, цель — личность, именно ее развитие». Как видно, дифференцированный подход ориентирует на создание условий личностного развития при коллективном обучении. Педагогика общего музыкального воспитания пока не выделила в самостоятельную проблему дифференцированное обучение. В общем школьном образовании данная проблема стала особенно активно разрабатываться в последние три десятилетия. Наиболее представительными поборниками дифференциации и индивидуализации обучения стали: И. Э. Унт («Технология индивидуализированного обучения», Эстония), А. С. Границкая («Адаптивная система обучения»), В. Д. Шадриков («Обучение на основе индивидуально–ориентированного учебного плана»), Н. П. Гузик («Комбинированная система обучения»), В. В. Фирсов («Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»), Г. К. Селевко («Технология саморазвития личности») и другие. В системе дополнительного музыкального образования, мы считаем, необходимо умело сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы в построении индивидуального образовательного маршрута учащегося.

При дифференцированном обучении на момент поступления учащихся в класс вокального ансамбля необходимо учитывать следующие качества:

  • психофизические особенности личности;
  • уровень общего развития;
  • специальные и познавательные возможности;
  • интересы и склонности;
  • наличие музыкального слуха (внутреннего, абсолютного, относительного, звуковысотного, мелодического, метроритмического, гармонического, ладового, полифонического, тембрального, динамического);
  • наличие певческого голоса.

Избирательная их компоновка лежит в основе разработанной нами методической системы. Приходящие в класс вокального ансамбля дети распределяются по группам, в зависимости от их начальных данных. Мы выделяем три группы детей:

  1. Чисто интонирующие дети. «Концертная группа»
  2. Слабо интонирующие дети. «Группа базового стандарта»
  3. «Зажатые» дети. «Группа усиленной педагогической поддержки»

Разный характер работы в группах позволяет представить следующая таблица:

Концертная группа

Группа базового стандарта

Группа усиленной педагогической поддержки

Основной вид деятельности

Певческая деятельность и сценическое мастерство

Разные формы развития музыкальных способностей, сольфеджио

Разные формы снятия физических и психологических зажимов с помощью актерского мастерства (делаем игровые этюды)

Программа

Интенсивная программа развития музыкальных способностей:

- изучение нотной грамоты,

-  развитие всех видов музыкального слуха,

- широкий репертуар,

- сценическое движение,

- постановка речи,

- актерское мастерство,

- регулярные выступления на концертах и конкурсах

Базовая программа развития музыкальных способностей:

- изучение нотной грамоты,

-  развитие всех видов музыкального слуха,

- сольфеджио,

- подходящий репертуар,

- постановка речи,

- актерское мастерство

- выступления  — по возможности

 

Коррекционная программа музыкальных способностей:

- интенсивная певческая практика при облегченном репертуаре,

- ритмопластика,

- музицирование на элементарных инструментах,

- игровые актерские этюды,

- постановка речи,

- изучение нотной грамоты,

- сольфеджио,

- развитие всех видов музыкального слуха

Подведение итогов

Концерт или конкурс

Концерт как стрессовый толчок всплеска творческого потенциала

Выступление на концерте-класса с актерским этюдом, легкой песней

Как показала практика, однородный по уровню подготовки коллектив, определенные задачи и методическое руководство обеспечивают:

  • сознательное и прочное овладение знаниями, умениями, навыками;
  • максимальную самореализацию учащихся.

К идее сочетания дифференциации в построении индивидуального образовательного маршрута по программе вокальный ансамбль авторы статьи пришли самостоятельно, однако сравнение собственного и представленных выше подходов к дифференцированному обучению выявило общность ряда их принципов:

Автор подхода

Н. П. Гузик

В.В. Фирсов

Авторы статьи

Критерии подхода

Тип

По уровню возможностей и способностей

На основе обязательных результатов

По уровню музыкальных и общих способностей

Структура

3 разноуровневые программы

Программа двух стандартов

3 разноуровневые программы

Наполнение программы

Пять типов уроков, наполненных заданиями «от простого к сложному»

Дополнительные варианты заданий – «лестница» деятельности

Вариативное наполнение разными видами деятельности на уроке

Цель

Развитие творческой индивидуальности личности

«Возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного»

Раскрытие личностного природного потенциала

Правильность выбора данных подходов аргументирует и утверждение Л. С. Выготского (1896–1934): «Ребенок по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».

Задача педагога сегодня заключается в том, чтобы, изучив психофизиологические особенности и музыкальные способности ребенка, поняв его интересы и трудности в развитии, подобрать для него оптимальную программу и успешно внедрить ее в практику. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, педагог сможет решить важнейшую задачу — приобщить детей к пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О. А. Апраксина.

– М.: издательство МГПИ, 1984. – 111 c.

  1. Куликова, Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса /Н.Ф. Куликова // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: «Музыка », 1976.
  2. Огородов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Метод. Пособие / Д.Е. Огородов; Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1972. – 152с.
  3. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. 2-е изд. СПб, 1885. С.11.
  4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. С. 317.
  5. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. Психологические исследования. М., 1956. С. 98.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования на примере индивидуального образовательного маршрута в "Колледже "ПетроСтройСервисе"....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ

Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...