ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
методическая разработка на тему

Практика доказала, что одним из важных качеств музыканта является умение читать с листа, исполнять произведения в различных тональностях (быстро транспонировать нотный текст). Этот вид музыкального исполнительства наравне с другими требует специального обучения, постоянной практики и значительного времени, которое необходимо уделять этому предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melnitskaya.docx19.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Практика доказала, что одним из важных качеств музыканта является умение читать с листа, исполнять произведения в различных тональностях (быстро транспонировать нотный текст). Этот вид музыкального исполнительства наравне с другими требует специального обучения, постоянной практики и значительного времени, которое необходимо уделять этому предмету.

При обучении навыку чтения с листа педагог каждый раз сталкивается с целым рядом трудностей и проблем. Это – развитие слуха, чувство ритма, развитие музыкальной памяти, активного внимания. Без этих качеств невозможно достаточно быстро достигнуть успеха. Здесь очень важно понять разницу между разбором произведения, где обычно музыкант не испытывает проблем, и чтением с листа – исполнением незнакомой пьесы в темпе и характере без предварительного проигрывания на инструменте.

Чтение с листа это динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью, что часто отсутствует при разборе произведения. Если говорить о практике фортепианного обучения, то приходится признать, что учащиеся, занимаясь в музыкальной школе, далеко не всегда овладевают языком фортепианной музыки с необходимой полнотой. Происходит это по той причине, что накопление опыта протекает во многом стихийно, вне строгой продуманной системы.

Часто учащиеся поступают в музыкальное училище при полном отсутствии данного навыка. При такой ситуации единственным выходом является строго спланированная, грамотно выстроенная работа по преодолению пробелов в развитии умения, а также по формированию навыка в пределах разработанной учебной программы по предмету «Чтение нот с листа». Это вызывает определенные трудности, требует от педагога и учащегося большого напряжения сил, предельной концентрации внимания, настойчивости и заинтересованности.

Для формирования устойчивого навыка к чтению с листа необходимо определить базовые навыки чтения нот с листа и принципы их освоения. Целесообразно начать обучение подготовительным навыкам чтения нот с листа, без которых невозможно качественное обучение и которые, в зависимости от одаренности и подготовленности учащегося, занимают различный по протяженности промежуток времени. Как показывает практика, данный этап необходим.

С психологической точки зрения приобретенный навык чтения с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя. Рассмотрим основные моменты, из которых складывается навык чтения с листа, на что в обязательном порядке необходимо обратить внимание, или которому порой необходимо посвятить достаточно времени при работе с учащимися.

Есть два исходных условия свободной игры по нотам. Это – уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений, и ускоренное чтение, ускоренное восприятие нотной графики. Необходимо акцентировать внимание на изучение ритмических элементов музыкальной ткани. Вне ритма, вне временной организации музыкальной речи нет музыки как искусства. Следующий, более высокий уровень - умение анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику.

Опыт работы с учащимися на первых курсах показывает, что навык структурного зрительно-слухового восприятия текста одновременно по нескольким параметрам в большинстве случаев не возникает сам собой, а требует направленного педагогического воздействия или длительного самовоспитания. Причем охват текста по горизонтали дается более легко и естественно, что связано с привычкой читать словесный текст. Поэтому целесообразно разделить проблему структурного чтения на две относительно самостоятельные части: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.

Оба восприятия требуют отдельного внимания и навыка. В предыдущих разделах рассматривались проблемы, касающиеся техники восприятия нотного текста. Однако весьма существенную часть обучения чтению с листа составляют упражнения и действия, развивающие технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте.

В этой связи невозможно обойтись без хорошо налаженной системы воспроизведения музыки на инструменте, то есть без мгновенной двигательной реакции исполнителя на сигналы нотного текста. Быстрота и точность двигательных реакций, действий пианистического аппарата в ответ на «сигналы» нотного текста требует тщательного, направленного развития и определяется, по меньшей мере, двумя факторами. Один из них – уверенная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре.

Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации.

Наконец, одному из самых важных моментов - выполнению очередного задания, обязательно должно предшествовать более отчетливое мысленное представление будущего действия.

Рассмотренные выше элементы навыка – владение системой нотной записи, техника ускоренного чтения, структурно-осмысленное восприятие текста, быстрота и точность моторной реакции – играют значительную, базовую роль в различных формах чтения музыкального текста. Однако есть умение, которое характерно более всего для игры с листа, без которого непрерывное, осмысленное, выразительное исполнение в необходимом темпе практически неосуществимо.

Имеется в виду способность предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать, предчувствовать, по меньшей мере, в самых общих чертах его ближайшие моменты. К системам более высокого синтезирующего порядка относятся такие явления, как жанр и стиль. Тем не менее, не достаточно назвать условия успешного развития навыка чтения с листа, важно разработать методику обучения базовым навыкам и методику проведения уроков подготовительного этапа обучению чтению нот с листа.

Методика проведения уроков по чтению нот с листа основана на классических разработках и приемах, которые изложены в предыдущих разделах. Рассмотренные навыки на этапе обучения чтению нот с листа в музыкальном училище можно назвать подготовительными, поскольку данный предмет в рамках старших курсов музыкального училища имеет несколько другую направленность и преследует иные цели, которые можно назвать навыками более высокого уровня, такими как жанр и стиль.

С первых этапов обучения предмету «Чтение нот с листа» учащийся еще очень далек от понимания этих синтезирующих систем и, тем более, от воспроизведения музыки с отражением присущих ей жанровых характеристик и стилистической направленности.

Поэтому начинать обучение чтению нот с листа необходимо с освоения подготовительных навыков или с проверки уровня владения ими, что с разными учащимися может занять различный по протяженности промежуток времени.

Надо признать, что повышение общего уровня исполнительского мастерства далеко не всегда влечет за собой повышение мастерства в области чтения с листа и часто даже у самых способных учащихся именно эта область оказывается проблемной и приходится заниматься такими навыками, которые несоизмеримы с теми навыками, которые он осваивает в классе специальности.

И, тем не менее, обучение чтению с листа при любом уровне подготовленности надо в обязательном порядке начинать с подготовительного этапа – обучения базовым навыкам. Важно отметить, что обучение этим навыкам не может строиться хаотично. Обучение подготовительным навыкам может происходить как в рамках моноурока, когда все внимание учащегося направляется только на какой-то один навык, на одну задачу, так и в рамках комплексного урока – когда учащемуся предстоит уже решать несколько задач одновременно, демонстрировать свое мастерство в овладении несколькими навыками.

Весь процесс обучения должен постоянно активизировать мыслительную деятельность учащегося, чтобы избежать, во-первых, механического исполнения музыки, а во-вторых, подготовить будущих преподавателей музыкальных школ, способных передавать свой опыт молодому поколению.

Имеется в виду активная позиция учащегося на уроке, когда ему приходится самостоятельно анализировать произведение, рассказывать о том, что он видит, как он будет с этим справляться, а также готовность отвечать на вопросы педагога после освоения и домашнего закрепления определенной задачи. Так называемый эвристический метод обучения будет пронизывать весь процесс, и использоваться на каждом типе урока.

Таким образом, вариантов проведения уроков в классе «Чтения нот с листа» очень много. Играет большую роль заинтересованность педагога в его желании привить навыки и заложить любовь к данному виду музицирования. Имеет большое значение направленность обучения каждого учащегося, то есть то, чему он собирается посвятить свою дальнейшую профессиональную деятельность, будет ли он продолжать свое обучение в высшем учебном заведении, или он собирается реализовать себя в педагогической деятельности. Возможно, его жизнь будет связанна с концертмейстерской деятельностью, где именно умение отлично читать с листа является непременным условием.

В настоящее время все большую популярность и целесообразность приобретает необходимость овладения еще одним навыком, который необходим для формирования современного музыканта-исполнителя – умение транспонировать музыкальное произведение. Учащийся, занимающийся транспонированием, продвигается быстрее других и проявляет при самостоятельной домашней подготовке большую музыкальную грамотность. Умение транспонировать способствует развитию памяти и практическому усвоению различных тональностей. Задания на транспонирование отдельных музыкальных фраз, мелодических отрывков, песенок, а в дальнейшем и целых пьес являются составной частью комплексного процесса обучения. Это накладывает отпечаток на процесс музыкального мышления.

Навыки транспонирования следует развивать двумя способами: по слуху и по нотам. В практике начинающего музыканта сначала развивается транспонирование по слуху, то есть воспроизведение мелодий в разных тональностях без помощи нот. Навыки подбора по слуху имеют большое значение для работы концертмейстера.

Поэтому начинать обучение необходимо как можно раньше. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте учащийся мог подбирать по слуху. В педагогической практике довольно часто приходится сталкиваться с тем, что у учащихся, проучившихся долгое время игре на фортепиано, отсутствуют навыки подбора по слуху.

Для устранения этого недостатка учащемуся обязательно нужно тренироваться каждый день хотя бы полчаса. Конечно, справиться с этой проблемой самому чрезвычайно сложно. В этом ему должны помочь преподаватели фортепиано. Необходимо отметить, что умение подбирать по слуху в большей мере зависит от врожденных способностей музыканта, а умение транспонировать - от приобретенных.

Поэтому научиться подбирать музыку сложнее, чем овладеть навыком транспонирования. Транспонирование по нотам является самым радикальным средством развития музыкального слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа и даже техники (при транспонировании играть одной и той же аппликатурой). Тренировка навыков транспонирования проводится обычно в следующей последовательности: сначала на интервалы увеличенной примы, затем на интервалы большой и малой секунды, потом на терцию.

Транспонирование с листа на кварту чрезвычайно сложно и на практике встречается редко. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше.

Поэтому огромное значение приобретает умение мгновенно определять тип аккорда (трезвучие, секстаккорд, септаккорд в обращении и т.п.), его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т. д. При транспонировании знакомого произведения, как и при чтении с листа важно, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание произведения (хотя бы в основной тональности), внутреннюю логическую схему его развития, линию мелодико-гармонического движения. Необходимо мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды (на клавиатуре). Нужно видеть и слышать не отдельные изолированные звуки, а их комплексы, гармонический смысл, функцию аккордов.

При транспонировании незнакомого аккомпанемента очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом.

Там образом, процесс транспонирования должен проходить поэтапно и включать следующие моменты: 1) проигрывание музыкального произведения в основной тональности или зрительный обзор; 2) определение исполнительских особенностей и трудностей в произведении; 3) уточнение темпа, агогики, динамических нюансов; 4) транспонирование сочинения в заданную тональность; 5) конкретизация музыкального образа; 6) корректирование деталей.

Подводя итог отметим, что задача педагогов в процессе комплексного развития и формирования музыканта-исполнителя достичь того, чтобы для учащегося процесс чтения нот с листа и транспонирования доставлял радость, чтобы он не испытывал муки от того, что не в состоянии воспроизвести желаемое произведение. Возможно это только тогда, когда учащийся не только знает, как это сделать, а главное умеет это делать. Именного навыки беглого и грамотного чтения нот с листа и транспонирования, когда исполнительство перестает быть сугубо академическим, - залог успеха современного музыканта-исполнителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

Развитие волевых качеств музыканта- исполнителя

Для того,чтобы удачно выступить на концерте, или сыграть на экзамене и зачете, ученику-музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности, состоящее из трех параметров : физическо...

"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"

Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...

Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"

В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...