"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"
учебно-методический материал на тему

Дайнеко Алена Александровна

Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx13.61 КБ
Файл trudnost_tehniki_v_mnogoobrazii_sostavlyayushchih.docx30.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское  городское  муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение дополнительного  образования  детей

«Детская школа искусств»

                    Методическое сообщение

по теме:

 «Формирование эмоционально - волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта»

Преподаватель  по классу домры

                                   Дайнеко А.А.

        

                                                     Нефтеюганск

 2011г. 

Список литературы:

  1. Крюкова В. « Музыкальная педагогика». Ростов- на Дону. «Феникс» 2002.
  2. Вольская Т. «Основы организации исполнительского процесса на домре.» Свердловск.1990.
  3. Александров А.А. «Психологические факторы, определяющие состояние двигательного аппарата»,Свердловск,1988.
  4. Хохрякова Г. «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?», Свердловск.1998.
  5. Юдовина -Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я- детский педагог».Санкт-Петербург,2002.
  6. Кременштейн Б. «Педагогика Г.Г.Нейгауза» Москва,1984.



Предварительный просмотр:

Трудность техники в многообразии составляющих, которые образуют в совокупности сложный комплекс психофизических  и физических (мышечно-двигательных) качеств и свойств. Серьёзную проблему представляет при игре распределение и переключение внимания, его пластичность, быстрота ориентировочных реакций, поскольку сам исполнительский процесс на домре складывается из ряда одновременных и параллельно протекающих действий(разные задачи между правой и левой рукой, сложным процессом является тремолирование и многое другое).Путь к вершинам техницизма труден тем, что начинается, по необходимости, с детства- здесь не обойтись без регулярных и относительно продолжительных технических занятий.

Наиболее ответственная и трудноразрешимая задача педагога, работающего с детьми- сделать так, чтобы игра на музыкальном инструменте не внушала ребенку острой и стойкой неприязни. В дальнейшем, при умелом и гибком руководстве, приходят интерес и увлеченность. Как этого добиться- секрет каждого опытного педагога, но интересно, что подобные секреты заново открываются с каждым учеником!

Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он увлечен.Стратегическая линия педагога- обратить «надо» в «хочу»!Возможны различные приемы и способы активизации учащегося, имеет смысл в определенных обстоятельствах сыграть на честолюбии. Лучшего стимулятора деятельности иной раз нет, особенно в молодости. Ауэр писал: «Я очень часто замечал, что, действуя на честолюбие ученика, превращая какое-либо достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов.»Здесь главное ,чтобы человек управлял своим честолюбием, а не честолюбие им.

Большую роль в продвижении ученика играет правильный подбор репертуара .Правильность не только в практической и технологической целесообразности, но и в том, что разучиваемая музыка должна нравиться и вызывать непосредственный, живой отклик. «Горячая влюбленность в то, что играешь, помогает преодолеть стрессовые состояния с их шлейфом повышенной тревожности и болезненной возбудимости.»(Я. Флиер ) «Самое важное- любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается.»(С.Рихтер)

Работая над техникой ученика, педагог может использовать на уроке два основных метода:

  1. Собственноручный показ, то есть демонстрация того, как надо сыграть что-либо.
  2. Словесное пояснение того, что и как надо сделать ученику.

Каждый из методов в процессе обучения может существенно меняться в зависимости от тех или иных конкретных задач. В одних случаях целесообразно слово, в других- показ. Полезны  также аудио и видеозаписи ,где ученик уже может сам учиться у больших мастеров. Очень важно и посещение концертов, впечатление от них.

Определение техники с большой буквы- это изящество, легкость, непринужденность .Когда домрист старательно трудится, покрываясь потом от усилий, удовольствия от его исполнения мало. Делакруа уверял, что первое достоинство живописного полотна – радовать, праздник для глаз. Примерно те же достоинства нужны и звуковому полотну. «Искусство заключается в отсутствии видимого напряжения»(Бузони). Важно не только овладеть трудностями, но и преодолевать их с грацией, а отнюдь не выставлять их напоказ.

Чтобы ученик успешно, технически с блеском, эмоционально увлеченно и ярко выступал на экзаменах, концертах и конкурсах, нужна вера ученика в свои силы и возможности, а также вера педагога в ученика! Это аксиома. Уверенность- атрибут воли, а воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока у наших учеников не выработалась привычка к организованной работе, пока музыка не стала их духовной потребностью ,дети и подростки переживают вместе с нами период становления воли. «Воля крепнет в преодолении себя», - говорили Аристотель и Сенека. Воля нужна во всём, начиная с обычного, повседневного рабочего обихода. Вопрос не только в том, чтобы каждый день преодолевая себя садиться  за инструмент, но и в том, чтобы заниматься с полной отдачей.

Получается, что воля определяет не только объем и регулярность работы, но и её содержание. Успех или неуспех публичных выступлений также напрямую зависит от воли. Как говорил Гинзбург-«Беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли. Многое не выходит у учащихся только потому, что волевые усилия, затраченные ими, были ничтожны. Воля необходима как в домашней работе ,при разучивании произведений, так и на сцене. В последнем случае она подвергается суровому испытанию.» Психологи отмечают семь психологических  параметров волевого человека: инициативность, самостоятельность, решительность, энергию, настойчивость, самоконтроль, принципиальность. Решительность, энергия, самоконтроль - действительно прямо и непосредственно связаны с музыкально-исполнительской деятельностью. Помогая преодолевать различные препятствия, они позволяют устоять в любой экстремальной ситуации.

Как показывает практика, самое главное условие при формировании воли- это ЦЕЛЬ. Цели могут быть самые различные- выучить то или иное произведение, подготовиться к публичным выступлениям и т.д. Цели бывают отдалёнными  и близлежащими. Принципиально важно в данном случае , существуют ли они у учащегося вообще, принимает ли он их как собственные, а не навязанные. В первом случае занятия музыкой имеют смысл, во втором – нет. Такие необходимые человеку качества, как энергия, настойчивость, инициативность пробуждаются и активизируются при наличии у него целей. И, напротив, те же качества атрофируются и глохнут при их отсутствии. Многое из нерешённого, несделанного в жизни - результат не слабости воли ,а результат слабого видения цели!

Цели могут осознаваться человеком, а могут пребывать на уровне подсознания. И.И.Павлов изложил эту истину в виде научного закона: «Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас.» Воля заключается в том, чтобы сделать всё наилучшим образом, «по максимуму».

Небезынтересен ещё ракурс проблемы: воля и упрямство. Эти свойства личности находятся в весьма близкой степени родства, иногда сливаясь и взаимопроникая друг в друга. Но есть между ними и отличия. Упрямство нередко выступает вопреки логике и здравому смыслу, тогда как воля  ведет человека, и он знает чего хочет, действует сообразно обстоятельствам ,если их нельзя подчинить себе.

Важно и то, что в процессе внутренней эволюции индивида упрямство вполне может трансформироваться в волю. Детская и юношеская импульсивность, постоянная готовность к сопротивлению также могут быть предтечей воли. Биографии многих видных деятелей науки и искусства подтверждают это со всей определённостью. М.Плетнев был настолько непокладистым и норовистым учеником, что Я. Флиер ,его педагог, говорил, что ему легче дать концерт в Большом зале консерватории, чем один раз позаниматься с Плетнёвым. Это явление может иметь корнем растущую уверенность в себе. Не случайно Ф.Шопен наставлял молодых музыкантов: « Верьте, что вы играете хорошо и вы будете играть ещё лучше».Сходных взглядов придерживался и А.П.Чехов: « Пишите с полной верой в своё перо»,-писал он своей знакомой, занимавшейся литературой. Н. Метнер в работе «Повседневная работа пианиста и концертмейстера» писал, что доверие к себе, к своим идеям, своим техническим возможностям - самое главное в искусстве. Итак, уверенность в своей правоте, пусть даже самоуверенность, в хорошем смысле этого слова, может и должна быть включена в психологическое содержание творческой деятельности человека и может определять её результативность.

Есть у этой проблемы и другая сторона. Чем сильнее уверенность в себе, тем более необходима человеку,  в качестве психологического противовеса, способность сомневаться, иначе всего один шаг до самоуверенности, но уже в негативном её проявлении. Возможно, что здесь самое тонкое и деликатное в творческих процессах педагогики- внутренняя сбалансированность, самоутверждение и самокритика ученика .Основная заповедь, делающая возможным само существование подобного единства- нельзя создавать и критиковать себя одновременно, так как это функции, взаимоисключающие друг друга. Самокритика в момент публичного выступления просто убийственна. Иное дело-подведение итогов.

Задачей педагога является внушение уверенности ученику перед публичным выступлением и подведение итогов после концертного выступления. От педагога в огромной степени зависит внутреннее, психологическое состояние учащегося, а следовательно и его успехи в концертном выступлении. Особенно  важно суметь наилучшим образом настроить ученика, создать для него благоприятный душевный климат накануне выступления. А если ученику всего этого недостаточно? Л.Н.Власенко предлагал психологически настраивать детей примерно так : «Поверьте, то, что можете сделать вы, именно вы, никто другой не сделает. Так, как сыграете вы, никто другой не сыграет.»Это чувство окрыляет, поднимает человека, помогает ему в трудные минуты на сцене. Словом, психологическая поддержка перед выступлением учащегося нужна!

Что касается самого публичного выступления, то здесь, мне кажется, замечательно подходит рекомендация К.С.Станиславского: «Нужно с помощью систематических упражнений научиться удерживать внимание на сцене. Надо развивать особую технику, помогающую вцепляться в объект таким образом, чтобы потом уже сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что вне её. Для актёра театра этот объект-партнёр по сцене или какой-либо предмет. Для музыканта- исполняемое им музыкальное произведение.»Из опыта большинства выдающихся музыкантов следует, что нужное им внутреннее состояние на сцене обретается через сознательную и целенаправленную концентрацию внимания на таких вещах, как качество звучания, интонирование, фразировка, тембр, динамика и т.д.Очень похоже выглядят рекомендации В.Спивакова: «Артисту нужно совершенно точно представлять, что он должен сделать на сцене. По возможности точно видеть свои творческие задачи и цели, сосредоточиться только на них. Если перед началом выступления удается мысленно собраться на том, что собираешься сделать, то заметно избавляешься от нервозности, входишь в нужное творческое состояние. Думать о конкретном , а выйдя на эстраду, заставлять себя усилием воли воплощать всё намеченное. К слову, когда занят делом - не до волнения.»Также все поучения и наставления К.Станиславского и М.Чехова подчеркивают: «Способность само сосредоточения  можно и должно тренировать и развивать. Развивается всё, что входит в структуру человеческой деятельности, находится под нагрузкой, будь то физические или психические свойства.»

И ещё одно не должно быть упущено, когда настраиваем ученика на предстоящее выступление- это реакция на возможную техническую помарку. В.Третьяков говорит: «Главное здесь- не расстраиваться, выпутаться и поскорее проскочить неудавшееся место , а затем не только не упасть духом, но напротив, заиграть с ещё большей силой и подъёмом.»Опытные педагоги учат детей не придавать большого значения помарке, не преувеличивать масштабы ошибки. Как говорил Наполеон Бонапарт: «Сделаю всё, что могу, а там уже как получится, что выйдет, то выйдет!» Внутренняя ориентация такого рода приносит огромное психологическое облегчение, возникает чувство свободы. независимости и душевной легкости. Вся хитрость в том, что дав себе право на относительную неудачу, человек открывает путь удаче!

Но вот ученик сходит со сцены после выступления. Позади страхи и переживания. Педагоги иногда не задумываются,  насколько существенны и значимы именно первые слова , сказанные ученику. Хорошо, если всё прошло благополучно и ученика есть за что похвалить. А если нет? Если педагог расстроен, недоволен и обескуражен? Одно можно сказать : упрекам, претензиям, нареканиям, тем более в резкой форме, тут места нет! Воспитательный, практический эффект их будет нулевым, а отрицательные последствия более чем вероятны. Иное дело, если спустя какое-то время, спокойно разобраться в классе, что же всё-таки не получилось. Кстати, зачастую недовольство преподавателя вызывает не то, что его воспитаннику не всё удалось на сцене, сколько то, что не выполнены полностью все указания педагога. Что-то вдруг ученик сделал по -своему, на свой лад. Тем более что ошибка ошибке рознь. Бывают неудачи, от которых иной раз  больше пользы для дальнейшего роста и саморазвития, нежели от самого точного выполнения указаний преподавателя. Нашей музыкальной педагогике при всех её хорошо известных достоинствах могут быть сделаны серьёзные упрёки в авторитарности и командно- инструктивном стиле. Истоки этого  стиля преподавания, равно как и его широкое распространение в нашей педагогике понять нетрудно. Формула « делай как велено» внедрялась в массовое сознание  на всех уровнях общества, включая и учебные заведения, но внутренние изъяны, присущие такому методу преподавания- безынициативность и неразвитость индивидуального начала сказываются позже. Потому- то иная ошибка и творческая работа – своя, лично пережитая – полезнее аксиомы, подсказанной кем-то другим. Очень удачна аналогия, которую предлагал Д. Шафран : « Вы посмотрите, как растёт ребёнок в семье. Если он физически и психически здоров, он всё время проявляет активность и любознательность, всё время пытается сделать что- то сам. Ошибается, ударяется, обжигается, набивает синяки, шишки – всё равно Сам! И это совершенно естественно, тоже, по- моему, и в мире музыки. Те же закономерности!»

Так  стоит ли чрезмерно бояться ошибок учеников? Д. Шафран провозглашает в высшей степени важную мысль: « Умей восторгаться тем. Что сделано другими, и учиться у других- если это действительно достойно восхищения. Это полезно и в молодости, и в зрелые годы.»

В заключение хочется сказать, что как бы тщательно ни проводить анализ исполнительских удач и неудач, пытаясь понять, почему в одном случае  ученику технически удалось выступление, а в другом нет- тут всегда будет оставаться тайна, неожиданность, сюрприз. Талантливый человек может волноваться, но, в конечном счёте, всегда окажется на высоте. Отчаянно волновались С.Нейгауз и  знаменитый в прошлом скрипач Йоахим, техника у них временами давала сбои ,но это не мешало каждому из них быть крупными музыкантами и любимцами публики. Если же человек постоянно крупно проигрывает на сцене, несет большие технические потери, если волнение для него помеха, то исполнительство для него, пожалуй  закрыто ( для музыкальных школ лучше закрытые прослушивания в классе). Лучше  всего излечивает от « эстрадобоязни» успех и удачи – одна за другой! Удача не просто субъективно приятна, но зачастую она ведёт к довольно существенным структурным изменениям в психике, меняется самооценка ,характер, укрепляется доверие к себе- для людей беспокойных и мнительных это просто исцеление.

Когда- то врач Наполеона обронил значительную фразу, что у победителей раны заживают быстрее! Думать о своей удаче в будущем времени, нацеливать себя на неё полезно. Также  думать об удаче в прошедшем времени не возбраняется, а даже рекомендуется!

И в завершении, хочется сказать, чтобы ученики могли продуктивно заниматься, требуется не так уж много: чтобы работа была технически посильной, интересной и приносила успех! Успех можно понимать по- разному, особенно в детской педагогике- «Победа над собой», «Это выступление намного лучше предыдущего», «Ты молодец! Очень хорошо справился с трудной программой», и  т.д. Как советуют психологи: «Ведите счёт только своим удачам и все неприятности обойдут вас стороной!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по психологии "Эмоционально-волевые особенности личности"

ПланВведение Теоретическая часть: 1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр. 1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.1.2. Функции эмоций……………………...

Развитие волевых качеств музыканта- исполнителя

Для того,чтобы удачно выступить на концерте, или сыграть на экзамене и зачете, ученику-музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности, состоящее из трех параметров : физическо...

Профилактическая работа с населением как одно из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

При изучении профессиональных модулей широко применяются различные формы   самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Профилактическая работа с населением  является  одним ...

«Особенности и методика воспитания эмоционально-волевых качеств у детей, при помощи различных видов спорта»

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества нео...

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Практика доказала, что одним из важных качеств музыканта является умение читать с листа, исполнять произведения в различных тональностях (быстро транспонировать нотный текст). Этот вид музыкального ис...