«Особенности и методика воспитания эмоционально-волевых качеств у детей, при помощи различных видов спорта»
статья на тему

Мараховский Юрий Николаевич

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества необходимы  для достижения высоких результатов, независимо от рода деятельности и видов спорта. Следовательно, развитию таких качеств следует уделять внимание раннего возраста но сознательного, а именно в 12-15 лет. В данном возрасте дети наиболее восприимчивы к новой информации, тем более, они уже способны сами решить, что для них это важная составляющая, если не спортивной         деятельности, то жизни в целом.

Новизна данной работы состоит в развитии эмоционально-волевых качеств у детей среднего школьного возраста именно при помощи  спорта.

Целью данной работы является выяснить как при помощи  спорта возможно повлиять на развитие эмоционально-волевых качеств у учащихся средних классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности и методика  воспитания эмоционально-волевых качеств  у детей, при помощи различных видов спорта».


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение ………        ………………………………………………………   3
  2. Теоретическая часть …………………………………………………… 4
  3. Основное содержание…………………………………………………. 9
  4. Заключение …………………………………………………………….. 17
  5. Приложения ……………………………………………………………. 18
  6. Библиография ………………………………………………………….. 20

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям и обобщению главных аспектов, касающихся особенностей методики воспитания эмоционально-волевых качеств у детей среднего школьного        возраста при помощи технических и прикладных видов спорта .

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества необходимы  для достижения высоких результатов, независимо от рода деятельности и видов спорта. Следовательно, развитию таких качеств следует уделять внимание раннего возраста но сознательного, а именно в 12-15 лет. В данном возрасте дети наиболее восприимчивы к новой информации, тем более, они уже способны сами решить, что для них это важная составляющая, если не спортивной        деятельности, то жизни в целом.

Новизна данной работы состоит в развитии эмоционально-волевых качеств у детей среднего школьного возраста именно при помощи  спорта.

Целью данной работы является выяснить как при помощи  спорта возможно повлиять на развитие эмоционально-волевых качеств у учащихся средних классов.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу, по теме  эмоционально-волевых качеств и особенностей развития их у детей среднего школьного возраста.
  2. Выявить особенности проявления эмоционально-волевых качеств у девочек и мальчиков среднего школьного возраста.
  3.  Изучить некоторые методы воспитания эмоционально-волевых качеств у детей среднего школьного возраста при помощи различных видов спорта.

Глава I. Эмоционально-волевые качества

1.1 Понятие эмоционально-волевые качества
Для нормальной жизнедеятельности и развития в социуме большое значение имеет эмоционально-волевая сфера личности.
 Эмоции и чувства играют очень важную роль в жизни человека.
Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах.

Эмоционально-волевые качества – это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее.[1]

Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя. Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни.
Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания. Последним этапом в формировании воли является действия, которые необходимо совершить для преодоления внешних и внутренних препятствий. Если говорить об истории, то волевые решения в разное время формировались благодаря определенной трудовой деятельности. Например, первобытный человек, чтобы добыть еду совершал определенное количество действий.
[2]

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными особенностями проявления свойств нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Важно, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Следовательно, это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т. е. как «сила воли») неоднородна и проявляется по-разному в различных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как «сила воли») нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Волевые качества можно разделить на две группы: целеустремленность (включает в себя терпеливость, упорство, настойчивость); самообладание(включает в себя выдержку, решительность, смелость).[3]

1.1.1 Классификация и характеристика волевых качеств
Волевые качества, характеризующие самообладание.

 П. А. Рудик определяет самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. По другому определению самообладание – это власть человека над самим собой.

С моей точки зрения, самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя ряд самостоятельных волевых качеств, связанных с подавлением побуждений, обусловленных отрицательными эмоциями.

К волевым качествам, характеризующим самообладание, относятся выдержка, решительность, смелость.

Выдержка – это устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. В бытовом сознании это волевое качество понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта.

Решительность – это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелательному результату («Быть или не быть – вот в чем вопрос»).

В большинстве случаев решительность связана с временем принятия решения в альтернативной ситуации, когда есть выбор. Однако она может проявляться и в безальтернативной ситуации, когда человек уже точно знает, что необходимо сделать (например, прыжок в высоту или в воду с вышки, выполнение резкого маневра что бы избежать ДТП  и т. д.). При этом решительность связана со временем определения готовности к выполнению необходимого действия. Оказывается, что это время у разных людей различно, причем отмечается стабильность этих различий.[4]

Часто решительность отождествляется со смелостью («смело – значит уверенно, без колебаний»).  Все же это разные волевые проявления.

Смелость (храбрость) – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.

Волевые качества, характеризующие целеустремленность. Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение цели. В зависимости от удаленности цели по времени и характера затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как терпеливость, упорство и настойчивость.

Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно связано со стремлением во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда ученик пытается решить трудную задачу, не поддающуюся с первого раза решению. По определению П. А. Рудика, упорный человек не пасует перед        неудачей.

Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам, и поэтому требования и просьбы при упрямстве носят нередко формальный характер. Подчас человек упрямствует в своем решении только потому, что решение исходит от него и отказ от этого решения может, как ему кажется, подорвать его авторитет. Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют грубое обращение, игнорирование их существенных потребностей или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Проявление упрямства в деятельности может явиться следствием стремления к самоутверждению, хотя со стороны может расцениваться как бесцельная трата времени и сил – ведь все равно ничего не получится.

Настойчивость – это длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой установки (инерционной доминанты). Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека. Не случайно еще Макдауголл считал настойчивость одним из объективных качеств целенаправленного поведения. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства. Это, очевидно, и приводит к отождествлению этих двух волевых качеств, что находит отражение в используемых тестах. Большинство тестов, применяемых американскими психологами для изучения настойчивости (нерешаемые интеллектуальные и перцептивные задачи, тесты на физическую выносливость), на самом деле выявляют упорство.

Проявление настойчивости в значительной мере зависит:
1) от степени уверенности человека в достижимости отдаленной цели;
2) от мотивации достижения (в значительно большей степени, чем упорство, не говоря уже о терпеливости);
3) от наличия волевых установок на преодоление затруднений. В то же время от свойств нервной системы (в отличие от упорства и особенно терпеливости) настойчивость зависит мало.

Так же важно отметить характеристику волевой сферы личности. Волевые действия можно разделить на две группы:

  1. Простые – действия, которые не требуют затрат определенных сил и дополнительной организации.
  2. Сложные – действия, которые подразумевают определенную концентрацию, настойчивость и умения.


Разбирая,  что из себя представляют эмоционально-волевые качества, как они классифицируются и характеризуются, далее стоит отдельно        изучить  особенности развития детей среднего школьного возраста, о чем и пойдет речь в следующей главе.
[5]

Глава II.Особенности развития детей среднего школьного возраста

2.1 Особенности развития эмоционально-волевого развития детей среднего школьного возраста

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Так же, развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно- психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды.

Для данного возраста характерны эмоциональная неуравновешенность, раздражительность, обидчивость, обусловленные частыми колебаниями настроения в течение дня, проявление определённых характерологических особенностей, склонность к формированию конфликтных ситуаций, что затрудняет социальную адаптацию подростка.[6]

Возрастной кризис 12-14 лет нередко способствует проявлению отрицательных черт характера, различных форм негативного поведения, эмоциональной и волевой нестабильности. Для большинства подростков данный возраст проходит без выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений.

        У мальчиков-подростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам. Не случайно не увядает интерес подростков к романам М. Рида, Ф. Купера, А. Дюма, Ж. Верна, к кинофильмам с героическим и детективным содержанием. В силу этой ориентации  значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями.

Волевые качества девочек-подростков не проявляются столь выраженно. Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать. (Бордовская Н.В.,2000)

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. (Подкасистый П.И., 1998)

Таким образом, для учащихся средних классов характерно развитие волевой сферы - настойчивости, упорства в достижении цели, умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию волевых качеств.

Глава III. Особенности методики воспитания эмоционально-волевых качеств у детей среднего школьного возраста при помощи различных видов спорта.

3.1Особенности развития эмоционально-волевых качеств, их роль в формировании личности

В содержание спортивной тренировки, как процесса обучения и воспитания , наряду с технической, тактической, теоретической подготовкой, входит и подготовка эмоционально-волевая, которая является одним из существенных разделов психологической подготовки спортсменов различных видов сорта При этом волевая подготовка признается самым сложным разделом психологической подготовки. Развитие волевых качеств, как компонента спортивной подготовки направлено на повышение эффективности спортивной деятельности. Однако волевая подготовка юных спортсменов, несомненно, имеет и более широкое значение для воспитания личности подрастающего поколения. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов спорта дают основание рассматривать воспитание волевых качеств как основную задачу психологической подготовки, а готовность к воспитанию волевых качеств занимающихся выступает ключевой компетентностью тренерско-преподавательского корпуса. В условиях соревнований возрастает степень психического напряжения как «рабочего» психического состояния спортсменов, которое может положительно или отрицательно воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля и саморегуляции.

С конца 90-х годов прошлого века отмечается повышение интереса к проблеме волевой подготовки в связи с появлением новых психолого-педагогических технологий. Это, прежде всего, технологии индивидуализации спортивной подготовки и одно из перспективных направлений индивидуализации – технологии личностно-ориентированного воспитания и относительно нового подхода в педагогике – технологии нейролингвистического программирования.

Советские психологи и педагоги в своих работах исходят из положения марксизма-ленинизма о решающем значении практики, активной деятельности, труда для изменения и развития мыслей, чувств и воли людей. Это положение имеет непосредственное отношение к воспитанию детей, подростков, совершенствованию их волевых качеств. Опыт показывает, что достигнуть высокого результата и приобрести необходимые интеллектуальные, нравственные и волевые качества в течении короткого периода времени невозможно. Нужна кропотливая тренировочная работа на протяжении многих лет.

Итак, тренировочная работа для достижения высокого результата не только в спортивной деятельности, но и в достижении жизненных целей, требует от занимающегося проявления целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладания и многих других волевых качеств.

Говоря о воспитании волевых качеств, следует заметить, что ряд ученых считают основным методом убеждение и разъяснение.

Нам представляется, что отрыв убеждения от упражнения не должен иметь места в практике воспитательной работы. Ведь задача педагога состоит не только в том, чтобы занимающийся знал, как поступать, но одновременно и в том, чтобы он поступал так, как это необходимо. Таким образом, не снижая требовательности к необходимости вести работу по убеждению, следует ставить вопрос о диалектическом единстве теории, знаний, убеждений и практики, труда, упражнений.

Теория нужна в том, чтобы занимающийся знал, как он должен поступать в различных ситуациях, реально сложившейся обстановке. Практика, упражнения, труд, многократная тренировочная работа необходимы для того, чтобы знания о том, как нужно поступать, превратить в постоянные черты характера учащегося.

Между знанием о том, как нужно поступать, и поступком может быть разрыв, и  этот разрыв следует заполнить опытом, практикой, действием. Практика совершения волевых действий  в ходе многократных тренировок должна превратить знание о правильном поступке в привычное волевое поведение, а проявление отдельных волевых качеств в постоянные черты характера.

3.2 Особенности методики воспитания эмоционально-волевых качеств у подростков различными видами спорта.

Многолетний опыт воспитания спортсменов показывает, что достижение высоких спортивных результатов зависит от единства физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовки спортсмена.

Волевая подготовка – одно из необходимых слагаемых этого единства, без которого немыслимы успехи в спорте.

Как же соединить в единый процесс тренировочную работу и волевую подготовку? Как тренировочный процесс превратить одновременно в целенаправленный процесс воспитания эмоционально-волевых качеств?

Чтобы тренировочная работа содействовала воспитанию волевых качеств, необходимо создавать сложные условия тренировочных занятий, бороться с «тепличными» условиями в ходе подготовки. Усложнение тренировок – это творческий процесс, который требует от тренера учета степени подготовленности занимающихся, возраста, периода тренировки, наличия имеющихся у занимающихся качеств, использования окружающих условий и других факторов.

Сталкиваясь с трудностями и не желая заставить себя их преодолеть, некоторые учащиеся начинают относить себя к разряду «неспособных», жаловаться на отсутствие таланта, вдохновения, пытаясь этим оправдать свое безволие, лень, страх перед препятствиями. Хотя известно, что никакой талант, никакие способности, не смогут заменить большого труда, настойчивости, необходимых для достижения результатов.

В подростковом возрасте это особо проявляется. Ведь именно тогда дети наиболее неуверенные в себе, зажаты, боятся ступить лишний шаг, размышляя о том, что подумают о них другие. Именно различные виды спорта помогают подросткам бороться с различного вида комплексами. Для мальчиков – это возможность проявить свое умение , для девочек –доказать ,что они то же умеют обращаться с техникой и т.д. Так или иначе, спорт борет неуверенность в себе, путем побед, улучшения физической формы и здоровья.

Усложнение учебно-тренировочного процесса, создание преодолимых, но требующих волевых усилий трудностей, борьба с тепличными условиями, создание на тренировочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение условий тренировочных занятий к соревновательным условиям – вот основные требования, выполнение которых в значительной степени дает возможность осуществить воспитание эмоционально-волевых качеств в тренировочном процессе.

        Тренеры постоянно должны стремиться к усложнению условий, в которых проводят тренировочные занятия.

        Для воспитания эмоционально-волевых качеств, тренеры широко используют разнообразные специальные упражнения и различные условия из выполнения.

        Прекрасным средством воспитания эмоционально-волевых качеств у подростков и не только, является применение в тренировочных занятиях метода соревнований. Для повышения мастерства и приобретения необходимых волевых качеств, в свое время были введены нормы участия спортсмена в течение сезона в определенном количестве состязаний в зависимости от спортивной подготовки.

        Таким образом, эмоционально-волевая подготовка подростков – это целенаправленный процесс воздействия на мысли, чувства и поступки спортсмена для формирования и развития у него волевых качеств как постоянных черт характера, необходимых для достижения жизненных целей.

ВЫВОДЫ

Проанализировав научно-методическую  литературу, были раскрыты базовые понятия, включающие в себя определение эмоционально-волевых качеств, их классификацию, и характеристику. Волевые качества, характеризующие самообладание – выдержка, решительность, смелость. Волевые качества, характеризующие целеустремленность – терпеливость, упорство, настойчивость. Волевые действия можно разделить на две группы: - Простые – действия, которые не требуют затрат определенных сил и дополнительной организации.

- Сложные – действия, которые подразумевают определенную концентрацию, настойчивость и умения.

Проблема развития эмоционально-волевых качеств у подростков  для тренеров должна быть первоочередная. В данном возрасте полученные навыки, умения и знания закрепятся лучше всего. Следует четко понимать, что представляют из себя эмоционально-волевые качества, изучить особенности развития подростков, и на базе эти знаний подбирать методики, соответствующие данному возрасту и разделу воспитания.


[2]http://www.e-reading.club/chapter.php/69387/145/Krylov_-_Psihologiya.html

[3]http://psyznaiyka.net/view-volya.html?id=klassifikaciya-volevyh-kachestv

[4]http://kak-bog.ru/emocionalno-volevaya-sfera-lichnosti

[5]http://kak-bog.ru/emocionalno-volevaya-sfera-lichnosti

[6]http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node24.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по психологии "Эмоционально-волевые особенности личности"

ПланВведение Теоретическая часть: 1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр. 1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.1.2. Функции эмоций……………………...

"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"

Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Для гармоничного психического развития ребенка важную роль играет полноценное общение с его окружением. Во многом эмоциональное благополучие ребенка складывается исходя из того, как развиваются эти от...

Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

Особенности социального и эмоционального интеллекта у спортсменов индивидуальных и групповых видов спорта.

Выступление по теме "Особенности социального и эмоционального интеллекта у спортсменов индивидуальных и групповых видов спорта"...