Статья: "актуальные вопросы профориентации и профессионального самоопределения старших подростков с эмоционально-волевыми нарушениями"
статья

Карочкина Оксана Федоровна

Актуальные вопросы профориентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Молниеносные преобразования российского образования, кардинальные социально-экономические изменения, модернизация законодательства, системные экономические перестройки, неустойчивость рыночных отношений в сфере труда демонстрирует неизбежность следования иным путём к профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению старших подростков. Модификации обучающихся из объекта педагогических воздействий в субъект личных ориентаций на профессию, предъявляют особые претензии к человеку. А именно к уровню его самопознания, оцениванию своего личностного потенциала требованиям профессии. Основополагающий элемент социально-экономического становления страны представляет собой сфера образования. И в нём, одну из первых ступеней занимает профессиональное образование.

Выбор профессии, полноправно можно считать, одной из ключевых задач ранней юности. Внутренне сосредоточенная на будущем, молодёжь осознает, что достижения успеха в жизненном пути, главным образом, будет на прямую зависеть от адекватного выбора профессии. Принимая во внимание социально-экономический госзаказ, исходя из своих возможностей и способностей, личностного потенциала, девушки и юноши выбирают тот или иной путь приобретения профессионального образования, а также примеряют на себя вероятные вариации мобилизации к профессиональному труду.

Такое явление как «социальное» сиротство переживало свой бурный рассвет в 90-х годах, в период социально-экономического кризиса России. Вследствие чего, в последние годы происходит возникновение его иных характеристик. Наблюдается «скрытое» социальное сиротство, в основе которого лежит крах нравственных устоев и ухудшение жизни семьи, искажение отношения к детям, что способствует подчас их полному изгнанию из семей. Такой поворот событий приводит к тому, что на наших улицах до сих пор наблюдается немалое количество беспризорных детей и подростков. Что приводит к дисгармоничному развитию, социальной депривации, фальсифицированию системы ценностных ориентаций, которая является фундаментом нравственного развития, жизненного и профессионального становления.

Дисгармоничность психического развития подростков проявляется главным образом в эмоционально-волевой сфере. При первично сохранном интеллекте происходит неадекватная реакция на внешние раздражители, в связи, с чем дезорганизовывается поведение ребёнка, его адаптивные возможности. Для незрелой эмоционально-волевой личности характерно неразвитость высших форм волевой деятельности с готовностью к более динамичному протесту всякому волевому усилию, в особенности, имеющему первостепенную связь с учёбой. Повышенная внушаемость не позволяет выстроить свою линию поведения. В поступках подвержены, следовать за эмоцией удовольствия. Регулярная трудовая деятельность их тяготит. Отсутствие целенаправленности, интереса к получению знаний, невнимательность, мгновенная пресыщаемость оказывают колоссальное отрицательное влияние на эффективность обучения. Несформированность коммуникативных навыков, межличностных отношений, безволие, повышенная возбудимость и импульсивность, узость кругозора лишают возможности правильно выбрать и освоить профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по психологии "Эмоционально-волевые особенности личности"

ПланВведение Теоретическая часть: 1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр. 1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.1.2. Функции эмоций……………………...

"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"

Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего ...

«Особенности и методика воспитания эмоционально-волевых качеств у детей, при помощи различных видов спорта»

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества нео...

Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентацио...