Профилактическая работа с населением как одно из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
статья на тему

При изучении профессиональных модулей широко применяются различные формы   самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Профилактическая работа с населением  является  одним  из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Она включает участие обучающихся в совместных с ЛПУ конференциях, волонтерских акциях, поезде «Здоровья»,  конкурсах санбюллетеней, тематических «круглых столах» и проведение  профилактических бесед  с учащимися школ, что способствует развитию профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Болотина Зинаида Ивановна 

преподаватель

профессиональных модулей

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Профилактическая работа с населением  как одно из направлений

внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Аннотация:  при изучении профессиональных модулей широко применяются различные формы   самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Профилактическая работа с населением  является  одним  из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Она включает участие обучающихся в совместных с ЛПУ конференциях, волонтерских акциях, поезде «Здоровья»,  конкурсах санбюллетеней, тематических «круглых столах» и проведение  профилактических бесед  с учащимися школ, что способствует развитию профессиональных компетенций.

Ключевые слова: аудиторная и внеаудиторная работа, глоссарий, ролевые игры, ситуационные задачи, кейсы, веб квесты, информационно - коммуникационные технологии, волонтерские акции, коммуникативные компетенции.

Подготовка конкурентоспособного, высокопрофессионального медицинского работника  невозможна без всестороннего развития личности обучающегося. Традиционные формы и методы преподавания ориентированы на передачу знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся и стабильность образовательного процесса. Такая система на современных этапах уже не обеспечивает решение  задач  в полном объеме.

Для преподавателя стоит задача научить обучающихся приобретать знания из различных источников   самостоятельным путём. Из пассивного потребителя знаний обучающийся превращается  в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Поэтому   все большее значение приобретает правильная организация и руководство  самостоятельной работой обучающихся. 

В процессе обучения преподаватели профессиональных модулей  применяют два вида самостоятельной работы: аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Активно используются такие методы, как выполнение манипуляций, самостоятельная работа по аналогии, составление схем, составление глоссария, работа с дневниками, ролевые игры, работа «малых групп», решение ситуационных задач, кейсов, веб квестов, где обучающийся самостоятельно ставит цели по решению проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися согласно программам модулей по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Обучающиеся используют широко  методические указания  с использованием информационно - коммуникационных технологий, дополнительную литературу. В результате обучающиеся демонстрируют самостоятельность в поиске информации, умение поддерживать связь с современным информационным пространством, в том числе с помощью интернета. Это приводит к формированию у обучающихся  основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; а также классификации, систематизации, что в конечном итоге приводит к их активному использованию для решения прикладных задач.  

На современном этапе развития российского общества одной из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющихся частью социальной политики государства является охрана и укрепление здоровья населения. Особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения осознанной потребности  здорового образа жизни, и в этом направлении велика роль средних медицинских работников.

В рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся особое внимание уделяется:

  • привитию основ здорового образа жизни обучающимся;
  • формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде здорового образа жизни  среди населения;
  • подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию здорового образа жизни у населения.

В работе преподавателей  профессиональных модулей широко применяются такие формы самостоятельной работы студентов, как составление кроссвордов, ребусов, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций, подготовка бесед с разными группами населения, буклетов листовок, памяток  и плакатов, подготовка проектов.

Самыми яркими мероприятиями для обучающихся являются совместные с ЛПУ мероприятия: конференции, поезда «Здоровья»,  конкурсы санбюллетеней, тематические «круглые столы» и профилактические беседы с учащимися школ.

Конкурсы санбюллетеней и буклетов  не только не потеряли своей актуальности, но стали еще более значимым в свете профилактического курса развития современного здравоохранения. Обучающиеся получают начальные знания по подготовке санбюллетеней, навыки проведения санпросветработы по пропаганде здорового образа жизни. У них  формируются навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах, повышается  уровень профессиональных и общих компетенций, прививается   любовь к избранной профессии. Обучающиеся поддерживают  связь с потенциальными работодателями. Санбюллетени   участников конкурса передаются в отделения больницы,   школы и детские сады города. Буклеты и наглядная продукция разлается населению.    

В рамках совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития творческого потенциала обучающихся  проводятся  профилактические  беседы  на актуальные темы среди учащихся школ. Профилактические беседы - это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний по вопросам здорового образа жизни. Только в этом учебном году было проведено более 30 профилактических бесед  с учащимися   МОУСОШ №1, МОУСОШ №2, МОУСОШ №5 г. Валуйки и Валуйского района.  

Подготовка и проведение таких мероприятий требует от обучающихся углубленного изучения материала по теме, умения правильно выбирать стиль общения и преподнесения информации в зависимости от возрастных особенностей аудитории, развивает умение выделять главное и в понятной форме доносить до слушателя. При этом обучающиеся «примеряют» на себя роль преподавателя, чувствуют всю степень ответственности, что прививает любовь к выбранной профессии.

Еще одним направлением внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является подготовка и проведение тематических «круглых столов». Так, для подростков группы социального риска был проведен «круглый стол» на тему: «Скажем наркотикам - НЕТ!» Участники «круглого стола» проявили высокую активность и искренность в обсуждении вопросов.

Обучающимся  был продемонстрирован фильм, в котором отражена вся глубина трагедии с наглядным примером медицинских, социальных, психологических и экономических последствий употребления наркотиков.

Ежегодно проводится круглый стол «Вакцинация – проблема нации!» В интересной форме прошло мероприятие для обучающихся 1 курсов на тему «Курение и здоровье».  Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни». Вот почему отказ от курения будет ярким примером осознанного отношения к своему здоровью.

Большой интерес вызывают у обучающихся проведение волонтерских акций «Узнай свое давление», «Узнай глюкозу крови», «Контролируй свой вес»,  приуроченных к определенным датам. Были проведены волонтерские акции, посвященные Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом  «Навстречу здоровью и долголетию», дню пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщины», Всемирному дню сердца «Сердце для жизни», Всемирному дню борьбы с инсультами «Скажи инсульту нет - протяни руку здоровью», Всемирному дню борьбы с ВИЧ инфекцией и другие.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что подобные мероприятия очень интересны и актуальны, развивают профессиональные компетенции обучающихся, а особенно  коммуникативные.

Хочется отметить, что преподаватели  делают акцент на воспитательную и развивающую функции образования, на становление личности будущего специалиста, его гармоничное физическое, духовное и нравственное развитие. В процессе обучения обучающиеся постигают основные принципы профилактической работы, целью которой является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.

И как показывает опыт проведенных мероприятий, одним из главных инструментов в достижении поставленных целей является внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Список литературы  

1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./Гл. ред. В.В. Давыдов. - образования.//Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия» 2005. - 279с.

2. Полат, Е.С Современные педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат - М.: Издательский центр Академия, 2010.- 214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"...

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой  МДК 06.01 Управление структурным подразделением  организации....

Программа внеаудиторной самостоятельной работы по МДК02.01 Технология столярных и мебельных работ

Представлена программа внеаудиторной самостоятельной работе по МДК02.01 Технология столярного и мебельного производства. Программа отражает название работ, кличество часов, уровень сложности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО МОНТАЖУ РАБОТЕ УЗЛОВ И ЭЛЕМЕНТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ И РАДИОТЕЛЕВИЗИОННОЙ АППАРАТУРЫМДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и

Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы  по МДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевиз...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДБ. 02 Иностранный язык (Английский) по профессии (ППКРС):08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для студентов государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский индустриальный ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ по дисциплине ОП 05 Основы технологии общестроительных работ

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...