САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка на тему

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fyodorova.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ

«Каждый должен открывать истину сам, и от этого истина, оставаясь собой, никогда не будет скучна». Е. Евтушенко Подготовленность молодого специалиста к работе после окончания учебного заведения является решающим критерием его профессионализма. Молодой музыкант, педагог, выходя на самостоятельную дорогу, должен уметь ставить перед собой определенные творческие задачи и разрешать их с большей или меньшей степенью мастерства, в зависимости от таланта и уровня культурно-художественного развития. Конечно, в стенах учебного заведения не завершается творческий рост музыканта. Его формирование продолжается всю жизнь. Никогда истинный художник не может казать себе, что он все умеет, всего достиг. Очевидно, что главной задачей учебных заведений является именно подготовка молодых специалистов к самостоятельной деятельности и дальнейшему творческому росту. Далеко не молодые специалисты, бывшие хорошими учениками, так же хорошо проявляют себя в самостоятельной работе. Не все в состоянии могут успешно справиться с ролью носителей музыкальной культуры, воспитателей музыкального вкуса. При наличии достаточных музыкальных способностей причины несамостоятельности учащихся чаще всего кроются в недостатках работы учителя. Воспитание творческой самостоятельности молодого музыканта всегда было в центре внимания русской музыкальной педагогики.

А. Рубинштейн. По его мнению, оканчивающий консерваторию должен получать выпускную программу не ранее, чем за два месяца до выпускного экзамена. Эту программу ученик должен разучить сам, без помощи учителя... Этим экзаменом удостоверена зрелость ученика и педагогическая способность учителя.

Л. Николаев: «учитель должен дать ученику основные, общие положения, опираясь на которые. Ученику сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи…»

Г. Нейгауз: «Считаю, что одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью… Хочу перестать быть милиционером, гувернером, тренером..» Цель, к которой стремиться любой педагог, это воспитать своего ученика хорошим музыкантом и подготовить его к самостоятельной практической работе.

Б. Кременштейн: «При наличии достаточных музыкальных способностей причины несамостоятельности ученика по окончании учебного заведения чаще всего кроются в недостатках работы учителя».

Прежде чем говорить о самостоятельности ученика, следует, в первую очередь, научить его – привить ему определенные профессиональные навыки, учить его ставить и разрешать задачи в работе. Чувство и разум – главные движущие силы музыканта. Сила чувства и глубина понимания музыки вместе с живостью (остротой) воображения определяют уровень воплощения любой музыкально-исполнительской задачи.

Поэтому, эмоциональность и интеллект ученика – это важнейшие качества, которые важно воспитывать в первую очередь. Развитие эмоциональности происходит, прежде всего, через воспитание умения слышать себя. Именно слышание музыки и рождает в первую очередь эмоциональный отклик исполнителя.

А становление интеллекта учащихся происходит наилучшим образом, если педагог путем обобщений подводит ученика к познанию закономерностей. В нашей практике это специальный инструмент и теоретические дисциплины. Условия воспитания самостоятельности

1. Одним из главных условий является необходимость исполнительской и педагогической практик. «Практика есть лучшее средство научиться» (Н.Римский-Корсаков). Практика учащихся осуществляется в разных формах. Главная здесь – педагогическая. В течение двух лет (III – IV курсы) студенты занимаются в секторе педпрактики с учениками разной продвинутости. Непосредственная цель педпрактики – научить молодого музыканта заниматься с учениками.

В этой внешне узкорабочей цели есть одна чрезвычайная сторона – роль педагога вынуждает студента последовательно ставить перед своим учеником музыкальные задачи, объясняя их, показывая способы преодоления различных затруднений. В итоге, сам студент начинает гораздо сознательнее относиться и к процессу своих собственных повседневных занятий.

2. Другой вид практики – исполнительская, концертные выступления во всевозможных формах. Это и академические вечера, и экзамены, это открытые концерты и лектории, а также выездные, шефские концерты. Все формы практической деятельности чрезвычайно и одинаково полезны. В результате растет интерес учащихся к предмету и ответственность за качество работы. Как и при подготовке к публичному выступлению, когда нужна соответствующая внутренняя настройка, так и в процессе занятий с учеником по педпрактике, студенту приходится многое решать самостоятельно.

3. Следующим условием воспитания самостоятельности студента может быть самостоятельное изучение произведений, без всякой помощи извне. Конечно, пьесы необходимо подбирать такие, чтобы ученики могли вполне с ними справиться – трудность должна соответствовать с исполнительскими возможностями ученика. Пьесы должны быть выучены в определенный короткий срок. Прослушивание самостоятельно подготовленной программы может проводиться в обстановке зачета: все учащиеся слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют и исполнители, и их педагоги. Польза здесь огромная – подготовка к выступлению заставляет учащихся напрячь свои силы, а дискуссия после выступления учит каждого переосмысливать многое в работе, помогает критически относиться к своему исполнению и исполнению коллег.

4. Следующий пункт в воспитании самостоятельной работы играет количество пройденных произведений, от легких до значительно сложных. Преподавателю не следует сокращать «индивидуальный план» ученика, слишком долго отделывая детали, с целью, на одной пьесе «научить всему». Подобное «сидение» тормозит развитие ученика. Большой и разнообразный репертуар не только воспитывает вкус, но и улучшает навык чтения с листа.

5. Следует отметить два основных типа педагогических ошибок, которые сказываются на самостоятельности ученика: а) нарушение гармоничности музыкального развития, ведущие к резко выраженной односторонности. В этом случае техническое продвижение (сила и скорость - идолы) идет вразрез с его музыкально-осмысленными задачами. Но в другом - недооценивают необходимость технического развития, что неизбежно ведет к дилетантизму; в) гипертрофированная активность педагога, которая парализует инициативу ученика;

6. В музыкальном исполнительстве очень важна индивидуальность ученика. Индивидуальный подход к учащимся – особая область педагогического искусства. Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого и стремиться развивать все лучшее, что есть в каждом. Педагогу необходимо выявлять творческий облик ученика и подбирать соответствующий репертуар, исходя из его возможностей.

Основа всей работы педагога – научить ученика самостоятельно мыслить. По словам Баренбойма, знание – еще не мысль, а многознание – еще не ум. Только воспитание внутренней заинтересованности способно привести к творческой «одержимости», без которой невозможно творческое обучение на любом этапе. Процесс развития молодого музыканта не может проходить гладко. На его пути есть и достижения, и промахи.

Хочу привести слова М Шагинян: «…можно тридцать раз посещать мероприятия и оставаться олухом царя небесного, если не достиг ты того всестороннего развития интеллекта, какое необходимо, чтобы мыслить самостоятельно». Ученики получают от своего учителя обилие информации, но при всей важности этих знаний одних лишь этих моментов, взятых обособленно, самих по себе, еще недостаточно для успешного развития профессионального музыкального интеллекта. Это развитие получается только тогда, если оно (развитие) основывается на способности учащегося активно, самостоятельно добывать необходимые ему знания и умения, самому, без посторонней помощи и подсказки.

То есть другими словами, не только ТО играет роль в процессах формирования музыкального мышления, ЧТО и СКОЛЬКО приобретено учащемся в ходе занятий, но и КАК, и КАКИМ образом совершались эти приобретения. Умственное развитие ученика дает полноценные результаты лишь тогда, когда оно опирается на фундамент активной самостоятельной работы. Современными исследованиями доказано, что самостоятельность мысли – одна из главных психологических предпосылок успешности овладения знаниями, умениями, навыками…, т.е. фактор, обеспечивающий неуклонное, стабильное развитие интеллекта ученика и является целью для преподавателя.

Понятия «самостоятельное музыкальное мышление» и «самостоятельная работа на инструменте» трактуются приблизительно. Нет достаточной четкости и ясности в понятиях. Термины «активность, самостоятельность, творчество» чаще всего смешивают. Они далеко не синонимы. Активность может быть лишена элементов самостоятельности и творчества, а самостоятельно выполненное задание окажется не обязательно творческим. Понятие «самостоятельности» в музыкальном исполнительстве по своей структуре и сущности и ѐмко, и многопланово.

Оно включает:

 умение ученика сориентироваться в незнакомом материале без посторонней помощи;

 правильно расшифровать авторский текст;

 готовность самому отыскать эффективные методы, пути в работе;

 найти нужные приемы и средства для воплощения художественного замысла;

 умение критически оценить результаты собственной музыкальноисполнительской деятельности, а также чужой интерпретации. Итак, понятия «активность, самостоятельность, творчество» не тождественны. Это качественно различающиеся уровни мышления.

Основой служит АКТИВНОСТЬ мышления. Отсюда следует, что начальной, отправной точкой должна быть активизация музыкального интеллекта. Педагогу необходимо приобщать учащегося (молодого музыканта-исполнителя) к пристальному, неотрывному вслушиванию в свою игру.

Музыкант, слушающий себя (и СЛЫШАЩИЙ) с неотрывным вниманием не может оставаться пассивным, эмоционально и интеллектуально бездеятельным.

В вопросе воспитания самостоятельности, активности существуют два важных момента:

1) конкретный результат деятельности;

2) способ ее осуществления (пример: нужно анализировать, как трудился ученик, в какой мере его работа носила творческий, поисковый характер).

Педагогу следует создавать предпосылки для творческого развития ученика, давать отправные точки для собственных исканий. «Творчеству научить нельзя, можно научить творчески работать» Баренбойм.

 В вопросе творческой самостоятельности учащегося остро встает проблема учебной перегрузки. Верную мысль высказал академик А. Минц: «…в средней школе, когда идет формирование организма ребенка. Перегрузка совершенно недопустима, а в высшей школе перегрузка неизбежна и не страшна».

Творческая деятельность ни в какие регламенты часов не укладывается. Но творческий труд, в свою очередь. Требует досуга, творческой тишины, когда человек остается наедине с самим собой. Очень часто перегрузка и школярство учителя «убивают» в детях и молодых людях свежесть восприятия. А ведь талант – это и есть свежесть восприятия и продиктованная этой свежестью самостоятельность.

И как важно и трудно, обучая ребенка, девушку, юношу не загасить свежесть восприятия. Считаю, что развитие навыков чтения с листа в обучении молодых музыкантов наиважнейшим. Ученик, с трудом читающий текст, вряд ли станет хорошим музыкантом.

Воспитание профессионального отношения к тексту начинается с первых шагов обучения нотной грамоте, и с первых же шагов обучения нотной грамоте необходимо прививать ученикам навыки одновременного эмоционального и интеллектуального подхода к чтению текста. Видеть все, что написано в нотах и чувствовать, что выражает все эти текстовые знаки. Чтение текста – это чтение контекста.

Так ставит этот вопрос передовая музыкальная педагогика. В культуре чтения текста можно наблюдать следующие разделения: Те, кто видит текст и легко читает, и те, кто его с трудом разбирает. Среди учеников это разделение происходит не по возрастным различиям и не по степени талантливости. ОНО связано со свойствами интеллекта, способного даже в детском возрасте понять и почувствовать необходимость смотреть в ноты в «оба» и соотносить с текстом вое музыкальное чувство. В противовес этому типу встречаются ученики, которые не видят в нотах ничего. Они заучивают неверные ноты и ритм, не замечают темпов, нюансов, штрихов, аппликатуры. Педагогу необходимо таких учеников учить навыкам чтения с листа и развивать их. Процесс – долгий. Необходимо терпение. Текстовая «слепота» связана с психологическими особенностями.

Это – нетерпеливость и особое свойство быстрого образования ошибочных психологических обобщений (если уловил какой-либо порядок в двух соседних фразах, этот же порядок распространяется и дальше), неосознаваемая перестраховка, в основе которой лежит преувеличение сигнала («двоится в глазах»): увидев в тексте один диез или бемоль ученик берет два и более; преувеличенная уверенность в своем музыкальном чутье, игнорирование авторских знаков и ремарок.

Обучение исполнительскому искусству состоит из 3-х разделов:

1) научить пониманию музыкального языка;

2) научить технике игры;

3) способность развитию индивидуальных способностей, особенностей художественной натуры ученика. Все эти цели и задачи вызвали большую активность в музыкальной педагогике, которая превратилась в могущественную воспитательную систему. И заметно утвердилась техника педагогического воздействия на ученика.

Однако со временем обнаружилось, что распространение получил облегченный вариант обучения, где воспитание самостоятельности ученика заменили интенсивным развитием двух других. Суть такой педагогики – ускоренное воспитание профессионализма.

Это стремление к раннему профессионализму в последнее время приняло гипертрофированные размеры. Развитие личности и здоровья – этому противоречит связанная с многочасовым сидением за роялем погоня за ранним профессионализмом. Для того, чтобы стать настоящим музыкантом, артистом, нужно видеть жизнь, мир, общество. А как же это возможно, если погоня за ранними музыкальными успехами замыкает мир в очертания клавиатуры? Воспитание личности – сложный и полный противоречий процесс.

Душа молодого человека подвержена ветрам всех сторон: его собственная природа, влияние родителей, друзей, моды и др. – всѐ действует, всѐ влияет, иногда отрицательно. Беда ещѐ в том, что чисто профессиональные достижения учеников стали предметом педагогического честолюбия: сколько учеников подготовлено на конкурс, какой трудности этюды и т. д. Другая проблема – сочетание педагогической и ученической инициативы в процессе работы над произведением.

Здесь важно, как это делается. Очень часто преувеличенная, авторитарная и мелочная активность многих педагогов (активность, резко возрастающая в оценочных и конкурсных ситуациях), препятствует становлению самостоятельности ученика, возмужанию его творческих сил. Особенно это вредно в студенческом возрасте. Стремление к законченности исполнения увеличивается благодаря тому, что в каждом учебном заведении образуется свой вариант прочтения текста и есть «корифеи», точно знающие «как надо» и «как нельзя» играть данное сочинение.

Под флагом «высокого профессионализма», «грамотности», «безупречного вкуса» совершается немало ошибок на приемах в учебное заведение, на отборах, на конкурсах… «Натаскивание» ученика в наше время и в школах, и в училищах, даже в вузах приобрело новые, куда более благовидные и действенные формы. «Натаскивание» не заменяет планомерное обучение. Оно лишь включено в него, как составная часть и призвано сократить время, необходимое для естественного созревания ученика; искусственно и временно выполнять, недостающие ему природные данные. Раннее педагогическое вмешательство приучает ученика к лености, ожиданию подсказок.

На этом этапе педагог должен требовать и терпеть. Требовать инициативы и терпеть еѐ временное отсутствие. Самостоятельная (но под наблюдением педагога) работа молодого пианиста с авторским текстом – наиболее естественный и действенный рычаг творческого становления музыканта. Пусть этот путь длинный, зато результаты его – настоящая художественная ценность. «Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, запоминал и был в состоянии воспроизвести. Нет! Заставь его работать, работать, работать самодеятельно. Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, чтобы усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы… » А. Дистервег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"...

Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики.

Задача обучения состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного овладения профессией.При изучении дисциплин математического цикла могут быть исполь...

Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.

Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения

Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Решение этой задачи вряд ли ...

КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...