программа для художественного отделения "Живопись"
рабочая программа на тему

Маковская Анна Владимировна
Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятия, воспитывая живописную культуру изображения, основанную на изучении основ цветоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zhivopisi.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Живопись. Годовой план. (1-4 класс)

1 класс.

Календарно-тематический план.

Название блока

Наименование темы

Общее кол-во часов

Тео

рия

Прак

тика

1.

Страна Акварелия.

Вводное знакомство. Изобразительная гимнастика.(Raibow art ).

2

1

1

2.

 Знакомство с техникой  акварельной живописи.

Беседа об акварельных красках и их свойствах. Приемы «вливания цвета в цвет», растяжки . В гостях в стране Цветландии. Имитация витража «Цветы в вазе».

2

1

1

3.

Теория цвета. Изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные. Цветовой круг.

В гостях у красок в городе  «Семицвет». Упражнение «Радужные качели». Приемы работы кистью.

2

1

1

4.

Передача объемности. Светотеневая моделировка формы. Понятие контраста.

 Монохром, гризайль. Что такое натюрморт. Этюд с гипсовым цилиндром и  яблоком (муляж).

6

1

5

5.

Понятие о составе сложных цветов путем смешения. Цвет предметный и обусловленный. Оттенки одного цвета. Понятие «рефлекс».

Богатство красок осени. Этюд «Фруктовый фейерверк» на нейтральном фоне. (яблоко, слива, дыня, груша). Техника работы акварелью по-сырому с добавлением свечки (в минимальных количествах).

4

1

3

6.

Закрепление новых понятий.

Фор-эскиз простого натюрморта в четырех вариантах: 1. Плоскостное изображение.

2. Разбиение на градации светотени.

3. Одноцветная акварель (гризайль)

 4. Реалистическая  живопись.

4

1

3

7.

 Живописное пространство.

Упражнения: Акварельный фон «Наледь», эффект мыльных пузырей, способ косых мазков.

2

2

8.

Колорит. Взаимовлияние цвета на цвет. Понятие теплохолодности.

Натюрморт с  игрушками. Акварель с использованием акварельных карандашей.

2

2

Название блока

Наименование темы

Общее кол-во часов

Тео

рия

Прак тика

9.

Понятие «среда». Закрепление сведений о рефлексах. Изменение цвета в зависимости от фона и освещения.

Упражнение «Волшебство белого».

Этюд с белой кружкой и фруктом в теплой и холодной среде.

6

1

5

10.

Знакомство с новыми техниками. Фактурная живопись.

Этюд в технике «кракле» на «жатой» бумаге: «Домашний цветок».

6

1

5

11.

Закрепление понятия «среда». Изменение цвета в зависимости от фона и освещения.

Загадки цветовых рефлексов.

Изображение гипсового конуса  в конкретной цветовой среде. Верхний фон — нейтральный по тону и цвету, нижний — контрастный по цвету и тону (красный, темно-зеленый, бордовый).

6

1

5

12.

Приемы и методы работы акварелью.

Этюд мазком «Птицы».

10

2

8

13.

Живопись лессировками.

Этюд раскрытой книги с атласной лентой-закладкой. Фон холодный серо-голубой.

8

1

7

14.

Живопись по-сырому.

Натюрморт на яркие контрастные отношения. Например, синий эмалированный большой предмет, красная с зеленым скибка арбуза, желтое яблоко на светлом фоне.

8

8

Итого:

68

2 класс

Название блока

 Наименование темы

Общее кол-во

часов

Тео

рия

Прак

тика

1.

Гармония цвета.

Изобразительная разминка. Этюд «Угощаю арбузом» с арбузом (тыквой ) в разрезе. Техника живописи алла прима (в один прием).

6

6

2.

Анализ и обсуждение иллюстративного материала.

Упражнение: «Что перепутал художник?»

1

1

3.

Четыре свойства: форма, тон, цвет, фактура.

Изучение действительности. Натюрморт с тремя цветками в глянцевом кувшине и фруктами. Лессировка.

9

9

4.

Виды складок.

Складки с натуры. Рельефная акварель.

Этюд дугообразных и радиальных складок.

10

1

9

5.

Принципы подбора предметов в натурной постановке учебного натюрморта.

Дидактическая игра «Составь натюрморт». Понятие композиции натюрморта.

6

1

5

6.

Восковой резист.

Материальность

Субъективный этюд. Постановка со стеклянной посудой и фруктами. Моделирование формы в технике воскового резиста с акварелью.

9

1

8

7.

Общее тоновое состояние. Целостность изображения.

Объективный этюд.  Натюрморт «Уголок художника» из трех предметов , ясных по цветовым характеристикам. Живопись на тонированной бумаге.

8

1

7

8.

Фактурная живопись.

Живопись акварелью по манной крупе. Имитация фрески. Этюд «Хлеб всему голова».

5

1

4

9.

Теплохолодность и взаимодополнительность цветотонов.

Комбинированный способ работы акварелью ( фон по-мокрому, смывка, прописка по сухому). Натюрморт с кухонной посудой и овощами, родственных по цвету и светлых по тону.

10

1

9

10.

Закрепление пройденного.

Натюрморт «Акварельная весна». Акварель+доработка пастелью.

4

Итого

68

3 класс.

Название блока

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Ее величество гуашь. Техника работы гуашью.

Вводное занятие. Натюрморт «Воспоминания о лете».

Теплая цветовая гамма. Понятие «состояния» в натюрморте.

9

1

8

2.

Импасто — краска более густая, чем обычно.

Живопись мастихином. Этюд натюрморта «Русские мотивы» из 3-4 предметов, контрастных по цвету.  Корпусное письмо, лепка формы мазком.

6

1

5

3.

Форма и фактура предметов.

Натюрморт «Атрибуты осенней погоды» (с головным убором, перчатками, зонтом и драпировка с полоской или орнаментом).

9

1

8

4.

Понятие «стилизация».

Живописная текстура. Работа на обоях.

Субъективный абстрактный натюрморт. Натюрморт «Игра в геометрию».

8

1

7

5.

Разнообразие приемов работы кистью.

Натюрморт «Старые вещи». Техника: сухая кисть.

9

1

8

6.

Акриловые краски.

Работа в золотистых и серебристых тонах. Натюрморт «Встреча нового года».

6

1

5

7.

Имприматура — тонированная основа.

Работа на цветном грунте. Этюд стоящей фигуры.

6

1

5

8.

Живопись в стиле импрессионистов.

Пластилиновая живопись. Натюрморт «Букет цветов».

6

1

5

9.

Проверка полученных знаний.

Контрольная работа. Натюрморт тематический по выбору. Контрастные цветовые отношения. Материал по выбору учащихся.

9

9

Итого:

68

4 класс.

Название блока

Наименование темы

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Изучение цветового единства и родства красок, гармоничность цветового строя живописного изображения.

Вводное упражнение.

Натюрморт «Сегодня — рыбный день».

Гуашь.

6

6

2.

Контрастное взаимодействие цветотонов.

Определение и нахождение цвета предметов по светлоте и цветовому тону. Краткосрочный этюд «Чай уже готов».

6

6

3.

Изучение закономерностей освещения натуры в зависимости от источника освещения.

Натюрморт со свечей из крупных бытовых предметов. Акриловые краски.

6

1

5

4.

Знакомство с портретом.

 Портрета одноклассницы.

  Этюд с натуры. Сухая кисть, гуашь (масло).

10

2

8

5.

Живописный принцип цветопластики.

Натюрморт в стиле «Бубновый валет». Гуашь.

9

1

8

6.

Определение общего цветового строя и тона, фактуры и материала предметов.

Сложный натюрморт из предметов домашнего обихода, разнообразных по фактуре (с самоваром). Гуашь.

9

7.

Передача пространства в натюрморте.

Натюрморт с ярко выраженными планами «Искусство».

8

8.

Решение сложной формы при помощи силуэта в пространстве.

Живая натура: тематическая постановка фигуры человека  в историческом костюме.

6

9.

Экзаменационная работа.

Сложный натюрморт, состоящий из разных по цвету и фактуре предметов, драпировка со складками.

8

Итого:

Всего:

68

272

Содержание занятий.

1 класс ДХШ

Задание 1. Страна Акварелия. Вводное знакомство. Изобразительная гимнастика. Raibow Art (радужное искусство)

Цель: выявление творческих способностей учащихся, привлечение детей к творчеству, развитие моторных навыков.

Задачи:  Начинаем с разминки, даем свободу действий и знакомимся друг с другом. Упражнение : специальными жесткими кистями рисуем круг, квадрат, треугольник, различные волны. Далее даем задание: на основе изученных форм  изобразить  композицию, сообразно своей фантазии.

Материалы: Акварель, бумага формата А3, поролоновые подушечки, стеки-кисти.

Оборудование: наглядные пособия в технике радужного искусства.

Задание 2  . Знакомство с техникой работы в акварельной живописи. Беседа об акварельных красках и их свойствах. В гостях в стране Цветландии. Имитация витража « Цветы в вазе».

Цель: В творческой, игровой форме познакомить детей с художественным понятием  цвет. Научить детей грамотно обращаться с акварелью и умело ею пользоваться. Учить правильно держать кисть, набирать на кисть достаточное количество краски.

Задачи: выполнить декоративный плоскостный натюрморт, используя приемы работы вливания цвета в цвет, сырым по сырому, заливка.

Материалы: Акварель, бумага формата А3, круглые акварельные кисти, палитра, губка, кнопки.

Задание 3 . Теория цвета. Изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные. Цветовой круг. В гостях у красок в городе «Семицвет». Упражнение «Радужные качели». Приемы работы кистью.

Цель: изучение возможностей цвета, его преобразования, смешения цветов; практическое использование кистей, грамотное владение кистью.

Задачи: составить дополнительные и составные цвета путем смешения, выполнить спектральную последовательность расположения цветов в радуге.

Материалы: Акварель, бумага формат А3, круглые кисти № 14, 15, 16, палитра, губка, клейкая лента или кнопки.

 

Задание 4 .  Передача объемности. Светотеневая моделировка формы. Понятие контраста. Монохром, гризайль. Что такое натюрморт. Этюд с гипсовым цилиндром и белым яблоком (муляж).

Цель: изучить технику гризайль, научиться передавать тональность предметов, определять характер освещения предметов.

Задачи: уяснить изменения тона предметов в зависимости от направления освещения и передать объем предметов градациями светотени, используя метод а-ля прима и лессировки

Материалы: Одноцветная акварель, бумага 1/4 листа, акварельные кисти, палитра, скотч, губка, салфетка.

Задание 5  . Понятие о составе сложных цветов путем смешения. Цвет предметный и обусловленный. Богатство красок осени. Этюд «Фруктовый фейерверк» на нейтральном фоне. Техника работы акварелью по-сырому с добавлением свечки.

Цель: использование возможностей акварели.

Задачи: передать характер цветового тона, локального цвета фруктов; решение собственной

и падающей тени, рефлекса.

Материалы: акварель, бумага 1/4 листа, восковая свечка, кисти, палитра, губка, клейкая лента или кнопки.

Задание 6 . Фор-эскиз простого натюрморта в четырех вариантах: 1. Плоскостное изображение. 2. Разбиение на градации светотени. 3. Одноцветная акварель (гризайль). 4. Реалистическая живопись.

Цель: изучить понятие цветотоновых отношений, объема, светотени, влияние направления освещения на передачу пространства.

Задачи: отработка полученных знаний ; понятие контраста, четкие светотеневые отношения, выявить пространственные планы; умение последовательно вести учебную работу.

Материалы: акварель, бумага 1/4 листа, кисти, палитра, губка, клейкая лента или кнопки.

Методические рекомендации.

Лист бумаги делится на четыре части и в каждой выполняется маленький эскиз натюрморта с определенной направленностью. В первом эскизе нужно разобрать предметы по их цветотону, без проработки объема, плоскостно. Во втором задании необходимо сделать светотеневой разбор предметов в соответствии с формой предметов, деля предметы на отдельные плоскости света, полутени, тени, рефлекса и падающей тени. В третьем задании выполняется тоновая моделировка предметов одним цветом (черным или коричневым), передается объем, тональность и направление освещения. В четвертом эскизе соединяются все предыдущие компоненты, помогающие передаче реалистического видения.

Задание 7 . Живописное пространство. Упражнение: Акварельный фон «Наледь». Упражнение: эффект мыльных пузырей, способ косых мазков.

Цель: не дать учащимся заскучать от обилия сложных заданий.

Задачи: стимулировать творчество и подвигнуть на создание последующих оригинальных работ.

Материалы: акварель, бумага формата А3, целлофановый пакет, шампунь, соломинка, емкость для раствора.

Методические рекомендации.

На бумагу наносим краску, создавая живописный колорит. На не высохшую акварель накладываем целлофановый пакет и сжимаем его складочками. Через 5 минут лист покрывается наледью.

Работа мыльными пузырями выполняется следующим образом. Акварельная краска смешивается с шампунем. Дуем в смесь через соломинку, а когда пузыри выйдут за края стакана, приложить лист.

К этим техникам можно приложить какую-либо тематику и выполнить интересную композицию, а не просто фоновый отпечаток.

Задание 8 . Колорит. Взаимовлияние цвета на цвет. Понятие теплохолодности.

Натюрморт с игрушками.  Акварель с использованием акварельных карандашей.

Цель: знакомство с новыми техниками работы в цвете.

Задачи: выполнить натюрморт с игрушками, решая возможностями акварели различных фактур предметов с учетом влияния среды на поверхности предметов. Использование технических приемов работы акварельными карандашами.

Материалы: акварельные карандаши, кисти, бумага формата А3, бумажный скотч.

Методические рекомендации.

Акварельные карандаши являются идеальным дополнением к традиционной акварели, придавая технике новизну и способствуя изучению техники акварельной живописи.

Способы использования различны:

  • краска размывается после нанесения на бумагу (результат получается таким же в

     традиционной акварели;

  • рисование по сухой или влажной бумаге карандашами, предварительно смоченными в воде;
  • накладывать сухую акварель на мокрую бумагу.

Цветовые растяжки получаются при наложении нескольких оттенков друг на друга или одного за другим, а затем они размываются кистью, смоченной в воде. Краски могут также накладываться порознь, аккуратно выстраиваясь от светлых к темным.

Задание 9 . Понятие «среда». Закрепление сведений о рефлексах. Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. Упражнение «Волшебство белого». Этюд с белой кружкой и фруктом в теплой и холодной среде.

Цель: изучить влияние цветовой среды на предмет; понятие рефлекса; понятие цветовой среды; понятие «свет», «тень на предмете», «падающая тень».

Задачи: выполнить два этюда — один в холодной, другой в теплой среде; изучить изменение цвета в зависимости от фона и освещения: « Холодный натюрморт» - освещение теплое, «Теплый натюрморт» - освещение холодное; закрепление навыков работы акварелью; методичное, грамотное ведение задания, последовательность ведения.

Материалы: акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, салфетка, бумажный скотч.

Задание 10 . Знакомство с новыми техниками. Фактурная живопись. Этюд в технике «кракле» на мятой бумаге « Домашний цветок».

Цель: знакомство с новыми приемами получения фактуры.

Задачи: использование  возможности бумаги сминаться для получения множества заломов и фактуры кракелюров, выполнение по фактуре этюда а ля- прима.

Материалы: акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка.

Задание 11 . Закрепление понятия «среда». Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. Загадки цветовых рефлексов. Изображение гипсового конуса в определенной цветовой среде. Верхний фон — нейтральный по тону и цвету, нижний — контрастный по цвету и тону (красный, темно-зеленый, бордовый).

Цель: закрепление пройденного материала.

Задачи: четкие тональные отношения, влияние среды на предметы, изменение локального цвета предмета в зависимости от окружения.

Материалы: акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка.

Задание 12 . Приемы и методы работы акварелью. Этюд мазком « птицы».

Цель: отработка техники работы акварелью.

Задачи: написать чучела птиц в технике мазка, вписать силуэт птиц в среду через рефлексы и полутона.

Материалы: акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка.

Методические рекомендации.

Мазок бывает «сочным» и «сухим». Это зависит от количества воды на кисти и техники нанесения краски. «Сочный» мазок получается, если кисть полностью пропитана жидкой краской. Мазок получается «сухим», если краску набирают полусухой кистью, либо нанесенное цветовое пятно промокают сухой кистью.

Все тени и рефлексы лучше писать «сочно», а полутени и света - «сухим» способом. В акварели «сочное» письмо должно преобладать над «сухим».

«Сочность» мазка зависит и от кисти. Ворс колонка меньше наполняется влагой, чем беличий, поэтому акварель, написанная беличьей кистью, более сочная.

Задание 13 . Живопись лессировками. Этюд раскрытой книги с атласной лентой-закладкой. Фон холодный серо-голубой.

Цель: знакомство с понятием «цветовая гамма»; научить различать тонкие цветовые отношения; понятие колорита.

Задачи: проработать форму, передать глубину пространства, найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона цвета.

Материалы: акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка.

Задание 14 . Живопись по-сырому. Натюрморт на яркие контрастные отношения.Например, синий эмалированный большой предмет, красная с зеленым скибка арбуза, желтое яблоко на светлом фоне.

Цель: научиться работать в технике по-сырому и уметь определять отношения предметов с яркой контрастной окраской.

Задачи: вести работу по влажному листу, почувствовать поведение краски; найти разницу в окраске предметов друг к другу и к фону.

Материалы: акварельная бумага формата А3, акварель, круглые беличьи кисти различного размера, палитра, салфетка, бумажный скотч.

Методические рекомендации:

Чтобы писать по-сырому, бумагу смочите большой чистой кистью или губкой. Она должна напитаться водой и слегка подтянуть, то есть к моменту начала живописи не должно быть лужиц. Планшету нужно придать положение, близкое к горизонтальному.

Вся работа ведется по влажному листу, благодаря чему получаются мягкие переходы оттенков. Лучше всего начать живопись с более светлых мест — на них не так заметна потеря формы. По мере высыхания бумаги следует переходить к более темным местам и уточнять детали, добавляя тон или выбирая краску отжатой насухо кистью. Работать следует быстро и собрано, все должно быть закончено до того, как бумага высохнет.

Не стоит очень беспокоиться о точности формы, гораздо важнее почувствовать поведение краски. Форму предметов лучше лепить от центра.

 

2 класс.

Задание 1. .  Гармония цвета. Изобразительная разминка. Этюд «Угощаю арбузом» с  арбузом в разрезе. Техника живописи алла прима (в один прием).

Цель: восстановить навыки и умения работы с акварелью; вспомнить основные задачи живописи и основные понятия.

Задачи: обобщенно вылепить форму предметов с учетом различных цветовых и тональных отношений.

Материалы: акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка.

Методические рекомендации:

Работу над этюдом методом алла прима необходимо последовательно вести от общего к частному, от больших форм и деталей постановки к более мелким.

Начинать работу целесообразно с самых ярких, насыщенных цветов. Несколько растекаясь и сливаясь с другими мазками, мягкие, постепенные переходы одного оттенка цвета к другому моделируют форму предметов.

Задание 2. Анализ и обсуждение иллюстративного материала. Упражнение: «Что перепутал художник?».

Цель: закрепление основных понятий в живописи.

Задачи: определить правильное распределение светотени на предметах, правильное положение падающих теней.

Материалы: иллюстративный материал.

Задание 3. Четыре свойства: форма, тон, цвет, фактура. Изучение действительности. Натюрморт с тремя цветками в глянцевом кувшине и фруктами. Лессировка.

Цель: изучить влияние характера освещения в натюрморте, разнообразить технические приемы работы акварелью.

Задачи: передать материальность предметов; связать их с цветовой средой, определить их тональность; решить пространство.

Материалы: бумага формата А3, акварель, палитра, кисти, губка, салфетки.

Методические рекомендации.

Цветовые эффекты от наложения одной краски на другую расширяют возможности колорита. Лессировки выполняют функцию обобщения изображения, акцентирования главного и нивелировки второстепенного. Зернистая поверхность шероховатой бумаги в сочетании с лессировкой родственными оттенками создает эффект мерцания цвета на поверхности красочного слоя. Набор из  десятка разнообразных кистей во многом будет содействовать целесообразной, живой технике акварелиста.

Задание 4. Виды складок. Складки с натуры. Рельефная акварель. Этюд дугообразных и радиальных складок.

Цель: осознать закономерности образования складок, правильно определить их пластику и передать объем.

Задачи: выполнить этюд драпировок в технике рельефной акварели.

Материалы: картон, гипс, акварель, палитра, салфетки.

Задание 5. Дидактическая игра «Составь натюрморт». Принципы подбора предметов в натурной постановке учебного натюрморта.

Цель: получить знания в области составления натюрморта и выполнить основные задачи учебной работы по живописи.

Задачи: найти и составить из  многообразия предложенных предметов удачную композицию и выполнить этюд в цвете с учетом передачи объема предметов, выявление пространства и цветовой гармонии; взаимовлияние цвета.

Задание 6. Восковой резист. Материальность. Субъективный этюд. Постановка со стеклянной посудой и фруктами. Моделирование формы в технике воскового резиста с акварелью.

Цель: использование новых приемов работы и возможностей акварели.

Задачи: используя метод воскового резиста передать материальность предметов, организовать контраст переднего плана.

Материалы: бумага формата А3, цветные восковые мелки или свечки, акварель, палитра, салфетки.  

Методические рекомендации.

Субъективный этюд обусловлен как проба новых приемов работы и стеклянные предметы здесь служат лишь источником форм и фактуры.

Использование воска — простая техника, которая может дать довольно красивые результаты. Она прекрасно имитирует текстуру. Рисунок воском делаем слоями, сначала сделав на бумаге карандашный рисунок, затем нанеся краску и вновь начертив по ней карандашом, иногда даже царапая воск перед нанесением краски. Конечный результат зависит от текстуры бумаги, от нажима бруска и от типа использованного воска. Более тонкие линии можно получить масляно-восковым карандашом.

Задание 7. Объективный этюд. Живопись на тонированной бумаге. Натюрморт «Уголок художника» из трех предметов, ясных по цветовым характеристикам. Общее тоновое состояние. Целостность изображения.

Цель: знакомство  с понятием «цветовая гамма»; использование понятия целостность этюда.

Задачи: передать локальные цветотоновые отношения, добиться целостности этюда.

Материалы: тонированная светло желтая бумага, акварель, гуммиарабик, кисти, палитра, губка, салфетки.

Методические рекомендации.

 Небольшое количество смолы, смешанное с водой (смолистая вода), делает краску более блестящей и менее жидкой, придавая ей объем. Это позволит выстроить часть картины мелкими отдельными мазками, которые не будут сливаться друг с другом.  Если нанести слой краски, смешанной со смолистой водой, на другую, более бледную отмывку и дадите ей высохнуть и только после этого начнете обрабатывать участки картины влажной кистью, верхний слой краски будет сходить очень легко, потому что вода растворяет смолу, выявляя краску под ней.

Задание 8. Фактурная живопись. Живопись акварелью по манной крупе. Имитация фрески. Этюд «Хлеб всему голова».

Цель: знакомство с новой техникой.

Задачи: передать объем предметов цветом и выявить материальность, используя фактуру основы.

Материалы: плотный картон, грунтованный манкой, акварель, кисти, палитра.

Задание 9. Комбинированный способ работы акварелью. Теплохолодность и взаимодополнительность цветотонов. Натюрморт с кухонной посудой и овощами, родственных по цвету и светлых по тону.

Цель: научить различать тонкие цветовые отношения; правильно методически вести учебное

 задание; смягчение контрастов.

Задачи: передать теплохолодность и нюансные цветотоновые отношения в этюде.

Материалы: акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка.

Методические рекомендации:

  1. Фон пишем по-мокрому акварелью, далее, после высыхания — смывка.
  2. Прописка предметов выполняется по сухому. Краска наносится заливками либо сочными мазками по сухой поверхности бумаги.

Задание 10. Натюрморт «Акварельная весна». Акварель + доработка пастелью.

Цель: разнообразить технические приемы работы акварелью.

Задачи: выполнить выразительный и сложный по фактуре натюрморт с добавлением к акварели пастели.

Материалы: акварель, пастель, палитра, салфетки, скотч, бумага формата А3.

3 класс.

Задание 1 Ее величество гуашь. Техника работы гуашью. Натюрморт «Воспоминания о лете». Теплая цветовая гамма. Понятие «состояния» в натюрморте.

Цель: знакомство с техникой работы гуашью.

Задачи: вспомнить основные задачи живописи и основные понятия, определить различие тональных и цветовых родственных оттенков в натюрморте.

Материалы: гуашь, кисти плоские (щетина) и круглые (щетина), бумага формата А3, палитра, салфетка, бумажный скотч.

Задание 2 Импасто — краска более густая, чем обычно. Живопись мастихином. Этюд натюрморта «Русские мотивы» из 3-4 предметов, контрастных по цвету.  Корпусное письмо, лепка формы мазком.

Цель: научиться писать мастихином.

Задачи: густая, сочная накладка красок и лепка формы мазком.

Материалы: плотный картон формата А2, акриловые краски, мастихины (большой и маленький), кисть щетина плоская и круглая, салфетки.

Задание 3 Форма и фактура предметов. Натюрморт «Атрибуты осенней погоды» (с головным убором, перчатками, зонтом и драпировка с полоской или орнаментом). 

Цель: закрепление основных понятий в живописи; наработка более совершенных приемов техники письма гуашью.

Задачи: выполнить задание с учетом передачи объема предметов; лепка формы предмета и складок драпировки; решение орнамента на драпировке по форме складок, с учетом цветотональных отношений.

Материалы: бумага формата А2, гуашь, кисти: щетина плоская, синтетика круглая, палитра, салфетки.

Задание 4 Понятие «стилизация». Живописная текстура. Работа на обоях.

Субъективный абстрактный натюрморт. Натюрморт «Игра в геометрию».

Цель: практическое знакомство с живописно-декоративной системой построения формы цветом; развитие умения творчески подходить к работе с натуры, создавая декоративный вариант конкретного натюрморта.

Задачи: декоративное обобщение изображаемых предметов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

Материалы: обои с выпуклой текстурой, гуашь, кисти, палитра, салфетки.

Задание 5 Разнообразие приемов работы кистью. Натюрморт «Старые вещи». Техника: сухая кисть.

Цель: разнообразить технические приемы письма.

Задачи: решение состояния в натюрморте; передать материальность предметов, связать их с цветовой средой; решить пространство.

Материалы: акварельная бумага формата А2, кисти: 4 флейца 40 или 50 мм, 4 щетины плоских №12-14, 1 круглая синтетика №3-4, гуашь, палитра, салфетки.

Задание 6 Акриловые краски. Работа в золотистых и серебристых тонах. Натюрморт «Встреча Нового года».

Цель: развитие умения творчески подходить к работе. выразительности композиции, верно распределив тональные и цветовые отношения.

Задачи: выявление декоративно-экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания и сочные фактурные мазки, добиться

Материалы: картон плотный, акрил: цвета радуги и белила; кисти: щетина плоская №7-8, 26-30, синтетика круглая №3-4, колонок синтетика №2; мастихины: большой и маленький, акрил золотой и серебряный разнообразных оттенков.

Задание 7 Имприматура — тонированная основа. Работа на цветном грунте. Этюд стоящей фигуры.

Цель: развитие умения творчески подходить к работе с натуры, разнообразить технические приемы письма.

Задачи: изучение основ изображения сложной формы; пластическая характеристика фигуры; связь фигуры с фоном.

Материалы: картон плотный, грунт из акриловой пасты, акрил: цвета радуги и белила; кисти: щетина плоская №7-8, 26-30, синтетика круглая №3-4, колонок синтетика №2; мастихины: большой и маленький, палитра, салфетки.

Задание 8 Живопись в стиле импрессионистов. Пластилиновая живопись. Натюрморт «Букет цветов».

Цель: познакомить с творчеством импрессионистов, разнообразить технические приемы работы.

Задачи:  выполнить этюд в необычной техники пластилиновой живописи, передавая мазками цветной вибрации и воздушности; передать гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей; найти верные тональные и цветовые отношения.

Материалы: несколько видов цветного пластилина, лист прозрачного пластика, стеки, лист ватмана, салфетки.

Задание 9 Проверка полученных знаний. Контрольная работа. Натюрморт тематический по выбору. Контрастные цветовые отношения. Материал по выбору учащихся.

Цель: применить знания и умения.

Задачи: цветовые, тональные отношения, лепка формы предметов цветом, решение пространства, цельность.

4 класс.

Задание 1 Изучение цветового единства и родства красок, гармоничность цветового строя живописного изображения. Вводное упражнение. Определение насыщенности нескольких кувшинов разного цвета из глины с глазурью, керамических ваз, фруктов и овощей, похожих по окраске. Гуашь.

Цель: научить определять насыщенность предметов по отношению друг к другу.

Задачи: определение общего цвета предмета по трем его характеристикам.

Методические рекомендации:

Для выполнения упражнения подбирается несколько предметов, похожих по окраске, например, теплого красного цвета: глиняный кувшин, керамическая кружка, фрукты и драпировка. Цвета предметов, имея сходство, отличаются друг от друга по насыщенности. Предметы ставятся на нейтральном фоне при различном освещении, как при дневном свете, так и при электрическом для сравнения изменений цвета предметов, его насыщенности в разных условиях освещения.

Задание 2 Контрастное взаимодействие цветотонов. Определение и нахождение цвета предметов по светлоте и цветовому тону. Краткосрочный этюд.

Цель: уметь определять и находить цвета предметов по светлоте и цветовому тону.

Задачи: учитывать, что в определении общего цвета предмета нельзя ошибаться ни в одном из трех характеристик цвета: ни в светлоте, ни в оттенке, ни в насыщенности.

Методические рекомендации:

Подбирается несколько групп предметов (по 2 — 3) так, чтобы цвета их достаточно четко отличались по светлоте и цветовому оттенку. Предметы помещаются на светлом нейтральном фоне при любом освещении, без четко выраженной светотени так, чтобы они воспринимались однородным пятном. В начале надо подобрать на палитре, затем проложить на бумаге цвета предметов, учитывая их разницу по светлоте и цветовому тону. Причем составлять цвет предметов необходимо одновременно с определением колера фона, на котором находится предмет.

Задание 3 Изучение закономерностей освещения натуры в зависимости от источника освещения. Натюрморт со свечей из крупных бытовых предметов. Акриловые краски.

Цель: изучить влияние освещения от искусственного источника, научиться передавать живой огонь свечи.

Задачи : пронаблюдать направления света от свечи, научиться приемам изображения живого огня от свечи.

Задание 4  Знакомство с портретом. 1.Копия портрета великих мастеров. Гуашь. 2.Этюд с натуры. Сухая кисть, масло.

Цель: изучение пропорций человеческого лица. Знакомство с техническими приемами работы маслом.

Задачи: выполнить два этюда в разных ракурсах — профильном и трехчетвертном.

Задание 5 Живописный принцип цветопластики. Натюрморт в стиле «Бубновый валет». Гуашь.

Цель: разнообразить технические приемы работы в декоративном натюрморте.

Задачи: научиться использовать в своей живописи принцип цветопластики; создавать форму предметов при помощи пятен цвета.

Задание 6 Определение общего цветового строя и тона, фактуры и материала предметов. Сложный натюрморт из предметов домашнего обихода, разнообразных по фактуре (с самоваром). Гуашь.

Цель: передача материальности различных по фактуре предметов.

Задачи: решить возможностями гуаши различия фактур предметов с учетом влияния среды на поверхности предметов.

Методические рекомендации.

Научить изображать предметы с характерными особенностями и свойствами: объемом и материалом. Это можно передать в том случае, если будут учитываться все те изменения, которые происходят с цветом объемной формы от освещения и среды. Локальная окраска предметов принимает на себя влияние освещения цветовых контрастов и рефлексов.

Задание 7 Передача пространства в натюрморте. Натюрморт с ярко выраженными планами «Искусство».

Цель: уметь видеть и передавать влияние воздушной перспективы.

Задачи: выявление пространства; обобщение деталей дальних планов, организовать контраст переднего плана.

Методические рекомендации.

Начинающему художнику трудно увидеть в работе влияние воздушной перспективы. В то же время, без учета изменения цвета предметов на определенном расстоянии, невозможно сделать изображение правдивым и убедительным. Ближние предметы надо изобразить в более четком, определенном виде, чем дальние, контуры которых сливаются с фоном, а интенсивность цвета несколько погашена воздушной средой. Если мы будем учитывать эти изменения, то у нас может получиться, что одни предметы находятся ближе к нам, другие дальше. Это позволит передать плановость постановки и воздушное пространство.

Задание 8 Решение сложной формы при помощи силуэта в пространстве. Живая натура: тематическая постановка фигуры человека  в историческом костюме.

Цель: композиционное решение, решение сложной формы при помощи силуэта в среде.

Задачи: познакомиться с пластической формой, изучение пропорций человеческого тела, решение фигуры силуэтом.

Задание 9 Экзаменационная работа. Сложный натюрморт, состоящий из разных по цвету и фактуре предметов, драпировка со складками.

Цель: применить знания и умения.

Задачи: решение всех задач учебной работы по живописи; методически правильно вести работу; определение цвето-тоновых отношений, детальная проработка предметов натюрморта и приведение их к общему целому (общий тон, общий цветовой строй).

Слово “программа”, по С. И. Ожегову, обозначает план действий. Целью авторской программы по словам С.В. Тетерского является “решение реально существующей проблемы”. Если проблема отсутствует, то невозможно составить программу ее решения, потому что программа — описание решения данной проблемы.

Основная проблема при обучении детей живописи заключается в том, что в начальный период обучения им трудно овладеть секретами палитры. Рождение оттенков при смешении красок само по себе заманчиво, но дается с трудом. Поиск нужного оттенка является для ребенка трудной технической задачей, заставляющей забывать обо всем остальном. И самая трудная задача: как развить у детей способность создавать выразительные цветовые решения, находить оттенки, выражающие определенное чувство, отношение к изображаемому?

Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определенные знания, умения, навыки. Но простое изложение знаний, без эмоционального настроя, скучно, сложно для понимания, не дает высоких творческих результатов. Успех в обучении зависит от того, насколько ребенок эмоционально откликнулся на учебный материал, создал в воображении образ, близкий и понятный ему.

Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают красками и другими живописными материалами, должна быть очень продуманной для каждого конкретного случая. Это требует от учителя значительных усилий в подготовке таких уроков, что на самом деле часто отсутствует. Художнику-педагогу нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения способны выразить цвета как таковые, их градации, сочетания. И чем раньше, тем лучше, так как маленький ребенок эмоционально отзывчив на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности. Этому помогает технология “эмоционального настроя”. Технология “эмоционального настроя” предусматривает множество различных приемов для активного включения детей в художественную деятельность, например: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых моментов, прослушивание музыки, слушание художественных текстов, исполнение пантомим и многое другое, что в общем зависит от творческих способностей преподавателя. Педагог должен выступать перед учениками как актер.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В результате использования этой технологии быстрее и качественнее осваивается техника живописи, работы наполняются богатством цветовых оттенков. Технология “эмоционального настроя” развивает воображение и эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связи между миром цвета и миром чувств и эмоций. Работы получаются разные, но у всех творческие. На детских выставках все они вызывают большой интерес.

Методическими ориентирами в построении данной программы стали культурологический, полихудожественный, индивидуально-деятельностный и системный подходы.

По истечении многих лет педагогической практики понимаешь, что научить работать в цвете ребенка — это довольно увлекательный, напряженный и во многом творчески импровизированный путь. Ведь рассказав материал заученными фразами мы не дадим ученику открытого и легкого пути. Ребенок, пришедший в художественную школу, изначально просто горит желанием научиться, он внимателен и сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто “огорошить” теорией живописной грамоты, сложными понятиями и выражениями. Поэтому, все зависит от учителя, то как он начнет преподносить материал детям, какие методы будет использовать и какие приемы будут в его арсенале.

Новизна данной программы заключается в том, что внедряется новая технология “эмоционального настроя”, включающая в себя разнообразие новых творческих живописных приемов и методов изображения в цвете, а также впервые дополняется содержание обучения теорией изображения, что является обязательным компонентом содержания художественного образования в работе ДХШ и ДШИ и окажет значительную помощь в работе над станковой композицией. В прежнем содержании образования и методике преподавания происходит противоречие с новыми задачами, условиями школы.

Типовые программы преподавания направлены только на обучение академическим принципам и задачам и совершенно не содержат материала для развития творческих способностей, не знакомят с новыми технологиями, техниками и приемами художественного мастерства. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Такими можно считать творческие задания. Во время учебы важно попробовать все возможные техники и приемы, чтобы знать свои предпочтения, а также сильные и слабые стороны.

В современном мире развитой конкурентоспособности, школам дополнительного образования необходимо постоянно показывать высокий уровень своей деятельности; участие в различных конкурсах, выставках международного уровня обязывает изучать новые художественные материалы, современные техники и приемы работы по ним. Это, в свою очередь ведет к тому, что появляется потребность перестраивать свою работу.

Программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории.

Данная программа “Живопись” разработана для Детских Художественных Школ и художественных отделений Детских Школ Искусств.

Такая программа ориентирована на школьников 8-15 лет и рассчитана на 4 года обучения с 3-х часовой недельной нагрузкой.

Наша программа обучения живописи в ДХШ и ДШИ ставит следующие основные цели:

Приобретение знаний и практических навыков живописной грамоты и на этой основе развитие творческих способностей;

Развитие эстетических способностей и потребностей восприятия прекрасного в природе и в жизни, формирование художественного вкуса учащихся;

Воспитание активного отношения к трудовой деятельности, интерес и любовь к искусству.

Задачи программы призваны расширить и обогатить знания и представления детей в области теории живописной грамоты: цвет, форма, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния, характер поверхностей предметов. Наряду с этим вводятся различные упражнения по изучению новых творческих технологий. Задачей преподавания живописи в художественных школьных классах является выработка у учеников индивидуальной культуры цвета, позволяющей им в дальнейшем свободно решать сложнейшие задачи живописного произведения в свободной тематической композиции.

Живописная школа, кроме творческих задач, решает задачи технологического мастерства, то есть работы в различных художественных техниках: в технике акварели, гуаши, акрила и, наконец, средствами масляной живописи. Навыки и умения, обретенные учащимися в живописной практике, становятся основой их художественного вкуса, эстетического выбора и предпочтения во всех сферах их дальнейшей профессиональной и бытовой деятельности. Эти знания и живописный опыт питают процесс тематической живописной композиции, становятся сильным стимулом творческого роста молодых художников.

Эти задачи вполне реальны, так как обучение живописи в учреждениях дополнительного образования детей не ограничивается пределами одного предмета, а интегрирует и в другие программы. При такой форме обучения происходят регулярные занятия с большим количеством часов, что позволяет дать детям довольно обширную подготовку по основам изобразительной грамоты, развить их творческие способности.

Характер программы

Программа “Живопись” содержит следующий материал:

1. Искусствоведческий:

Краткие сведения из истории живописи.

Теория живописной грамоты.

2. Практические основы живописи, технические упражнения и новые техники.

В результате прохождения этой программы, учащиеся кроме общей эстетической культуры должны получить знания, умения и навыки реалистической изобразительной грамоты, уметь передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов; знать теоретические основы линейной и воздушной перспектив, законы светотени, иметь представление о профессиональных методах работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях построения композиции и колорита. Необходимо взаимодействие базовых основ академической живописи, формирующих живописные умения и активизирующих творческую продуктивность в динамичном живописном процессе. Вводятся упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки.

Нетрадиционные техники рисования — это техники на раскрытие правостороннего мышления. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя — не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.

Методические пояснения

Рисуя и вылепливая форму цветом, созидая красками и мазками, ученики постигают тайны колористических состояний, пластику и весомость материально-предметного мира. Они познают место человека в этом мире как драматурга этого мира. Так как, рисуя цветом, они создают свой мир, и хотят, чтобы наш мир стал лучше.

Начинающие художники ищут свои ответы на привычные вопросы: как это “сделано”, в чем смысл живописной постановки, - этой поэзии молчаливого восторга, - какими способами это можно адекватно передать. И поверьте, чистое детское сердце, трудолюбие и любовь к искусству всякий раз находят новые, свежие, неожиданные ответы на эти взрослые вопросы.

Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы с цветом и формой, можно даже сказать цветоформой, настолько это становится неразделимо и слиянно. Потому как в реалистическом, предметно-природном воспрятии мира преобладает функциональная зависимость активности естественной окраски предмета и его значения, выраженного в архитектонике его формы.

Учащиеся начинают курс “Живописи” с изучения качества цвета и тона в живой натуре. Этому способствуют комплексные практические занятия, подкрепленные постоянно углубляющимися теоретическими блоками. Работа ведется в жанре натюрморта, затрагивает пейзаж и портрет. Дети развивают свои навыки, изучая в художественной практике натюрморта жизнь цвета в форме объектов изображения и в окружающем их пространстве (тема рефлексов и валеров).

Далее они переходят к изучению сложной фактуры различных предметов. Осваивают мастерство передачи колорита в студийных постановках и пейзажных этюдах.

В результате непосредственной практики в живописи углубляется представление о предметах, развиваются зрительная память, наблюдательность, глазомер, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета, которые необходимы людям разных специальностей: агроному, конструктору, инженеру, медику, учителю и другим.

Уроки изобразительного искусства в ДХШ и ДШИ должны иметь конкретное содержание, давать учащимся конкретные знания и умения на протяжении всех лет обучения. Однако в практике уроки рисования часто бессодержательны: учитель коротко объясняет задание, и учащиеся рисуют как умеют, то есть урок проходит без целенаправленного обучения. Ребенок пришел на урок, чтобы учиться, и его надо учить, развивать эстетический вкус и художественную культуру.

Детей надо последовательно учить изобразительной грамоте, как учат их чтению и письму, не забывая об их возрастных особенностях. Без такой направленности обучения ученик школы теряет всякий интерес к рисованию.

Критерием грамотности детского рисунка должна быть степень его приближения к реалистически правдивому изображению. Этот критерий отвечает запросам самых юных художников, у которых имеется стремление к познанию натуры и более полному и точному ее изображению.

Необходимо и целесообразно в работе по данной программе использовать метод демонстраций. Рассматривается как показ перед учениками процесса работы над заданием. Этот метод дает эффективные познавательные результаты, дети лучше понимают возможности техники исполнения, усваивают разнообразные варианты письма. Практикуется разработанный мною прием работы “под диктовку”, когда работа над определенным упражнением ведется учителем и одновременно копируется учениками. Требование предъявляемое к этому методу: использовать по крайней необходимости, в напряженном режиме беседы с учениками (постоянно задавая вопросы ученикам) и с комментированием учителя. В искусстве много таких вещей, которые очень сложны в понимании и необходимо все разложить по полочкам

Наглядность — одна из самых специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить занятия на уроках рисования с натуры без наглядного материала: таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов.

Виды уроков различают по ведущему методу обучения, используемому на нем и выполняющему системообразующую функцию ко всему уроку. При проведении урока-творчества это могут быть: арт-урок, урок-игра, урок-самостоятельная работа, интегративный урок, именуемый еще уроком “погружения”, урок-театральное представление, урок–игра реконструкция, урок-сочинение, урок-выставка.

Весь курс предмета “живопись” включает в себя 42 задания с постепенным усложнением задач. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.

1-й год обучения

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения и их применением в практической работе.

Акварельную живопись вводим сразу же с первого класса. Изначально акварель — сложная техника, но если ее приподнести после работы с гуашью, то возможно появится риск того, что ребенок ее уже так сильно не полюбит. Гуашь для кого-то также считается сложной техникой, но ее прелесть состоит в возможности исправить, перекрыть один слой краски другим.

Еще одна причина состоит в том, что после работы с гуашью можно совсем утратить то акварельное чутье, ту легкость и свежесть, которая так свойственна акварели. Первые занятия по живописи должны начинаться с ознакомления учащимися с мастерской, с ее оборудованием, рабочим местом, материалами, используемыми при обучении живописи и техникой их применения. Теоретическими вопросами заинтересовать детей трудно, поэтому целесообразно начинать упражнения как можно быстрее. Темы упражнений на первом году обучения особенно занимательны, так как без детской заинтересованности невозможен плодотворный учебный труд.

Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятия, воспитывая живописную культуру изображения, основанную на изучении основ цветоведения. Для решения этих задач необходимо в доступной для этого возраста форме дать понятие об основных характеристиках цвета, используя цветовой круг, объяснить, что такое локальный цвет, влияние света и тени на цвет предмета, дать понятие о тоне в искусстве живописи. С первого задания надо подчеркивать, что необходимо сразу компоновать и решать весь лист. Учащиеся должны знать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс.

В процессе обучения необходимо воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания.

В итоге работы в 1-ом классе учащиеся должны научиться последовательно вести работу над натюрмортом, обращая особое внимание на решение поставленной в каждом этюде задачи.

2-ой год обучения

Во втором классе программа по живописи рассматривает теоретические вопросы по цветоведению, закрепляющие сведения полученные в первом классе. Вводим понятие о спектре, продолжаем работу с цветовым кругом, знакомим с законом дополнительных и контрастных цветов. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи - при помощи тона и цвета. Углубляем понимание холодной и теплой гаммы, колорита.

Учащиеся должны уметь вести работу последовательно. С начала работы нужно постоянно развивать умение держать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей. Изображая предметы во всей сложности цветовых нюансов, необходимо соблюдать локальную окраску предметов, выявляя их объемную форму, и следить за постановкой предметов на плоскости.

3-тий год обучения

В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер в формате 1/2 листа.

Следует придавать большое значение композиции листа, выявлению пространства постановки и четкой конструкции предметов, понятию тональности, колористическому решению и умению последовательно, правильно вести длительную работу.

Продолжаем работу с различными материалами и техниками: гуашью, акрилом, пластилином.

4-тый год обучения

В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работ четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.

Подтверждением результативности программы является участие и победы учащихся в различных фестивалях и конкурсах, а также отличная защита контрольных работ при выпуске из ДХШ.

Критерии оценки

5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.

4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении.

3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям;

уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта.

2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

1. Владеть материалами и инструментами.

2. Выполнить самостоятельно усложненный натюрморт с наличием двух-трех оттенков одного цвета в общей цветовой гамме постановки.

Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками:

а) грамотно располагать предметы в листе (компоновка);

 б) точно передавать пропорции предметов;

 в) владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;

 г) уметь поставить предметы на плоскость;

 д) выявлять цвет — выявлять форму цветом — выявлять цветом объем - выявлять цветом пространство;

 е) уметь изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей;

 ж) уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;

 з) укладываться в заданные сроки выполнения работы.

Литература:

Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.

Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.

Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.

Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Художественная композиция"

Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...

Учебная программа "Народное художественное творчество". Два года обучения.

Программа включает материалы о народной кукле, ее видах, назначении, способах изготовления, основы ткачества....

программа для художественного отделения "Рисунок"

для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств Срок реализации 4 года ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного художественного образования

Основная цель: развивать самостоятельность ребенка в выборе темы и ее раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков....

Программа кружка «Художественное чтение» для 5-х классов

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познаватель...

Авторская программа по художественно-эстетическому воспитанию "Поэзия мысли и красок"

Программа "Поэзия мысли и красок" составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Необходимость ее создания объясняется тем, что для старшей школы нет программы по художетс...