Учебная программа "Народное художественное творчество". Два года обучения.
рабочая программа на тему
Программа включает материалы о народной кукле, ее видах, назначении, способах изготовления, основы ткачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
«Детская школа искусств №4 Волгограда»
Учебная программа
«Народное художественное творчество»
Два года обучения
Вакорина Т.Ф.
преподаватель
ДШИ № 4
Волгоград
2014
Пояснительная записка.
Народное художественное творчество – это созданные народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования. В народном творчестве, сложившимся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное художественное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Народная художественная культура, народное искусство как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Народное художественное творчество по своей природе близко творчеству ребенка простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа.
Актуальностью программы является приобщение детей к народной культуре, народным традициям через некоторые виды декоративно-прикладного искусства – народная тряпичная кукла, ткачество, лоскутное шитье, народные украшения, освоить приемы изготовления этих изделий.
Новизна программы заключается в форме проведения занятий, которые проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благоприятной творческой обстановке. Преподаватель одновременно и показывает процесс изготовления изделия и рассказывает о нем, для чего оно делалось, его назначение в жизни людей, применение.
Цели и задачи программы.
Во время занятий проводятся беседы о народном искусстве, традициях, обычаях, об особенностях жизни, быта. Это способствует формированию основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитию интереса к национальной культуре.
Также задачами данных занятий являются развитие художественного вкуса, фантазии, творческое использование полученных умений и практических навыков, воспитание внимательности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчества.
Дети учатся аккуратности, экономии материала, качественному выполнению работы. Особое внимание уделяется технике безопасности.
В результате занятий учащиеся должны иметь представление о народном искусстве, получить определенные знания по предмету, умения, навыки, научиться создавать собственные изделия.
Курс рассчитан на 2 года обучения по 1 часу занятий в неделю, 36 часов в год.
В первый год занятий дети знакомят с народной традиционной тряпичной куклой, ее видами, назначением. Осваивают технологию изготовления различных кукол. Обучаются основам ручного шитья.
Во второй год обучения продолжается знакомство с народной тряпичной куклой. Дети начинают осваивать основы ткачества на примере «дорожки» из узких полосок ткани, основы лоскутного шитья и плетения гобеленов.
Также в течение курса происходит знакомство с русским народным костюмом.
В завершение курса обучения учащиеся выполняют самостоятельную работу по наиболее понравившейся теме.
Содержание предмета.
Первый год обучения.
Тема 1.
Вводное занятие. Знакомство преподавателя с учащимися. Рассказ о плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация готовых изделий, которым будут посвящены занятия. Правила безопасности.
Материалы:
Куклы тряпичные, образцы тканей.
Тема 2.
Народная тряпичная кукла. Виды народной тряпичной куклы. Обрядовые, обереговые, игровые куклы. Кукла «Отдарок-на-подарок». Кукла дарилась в качестве благодарности за подарок.
Материалы:
Готовые куклы различного назначения, хлопчато-бумажные ткани, прочная хлопчато-бумажная нить, вата, узкие атласные ленточки, ножницы.
Тема 3.
Русский народный костюм. История народного костюма. История возникновения орнаментов и других украшений народного костюма.
Материалы:
Фотографии народных костюмов, репродукции картин художников, наглядные пособия по теме «Русский народный костюм».
Тема 4.
Быт в старину. Подготовка к рождению ребенка в семье. Ткани и материалы, использовавшиеся для изготовления кукол. Кукла «Пеленашка». Куклу клали рядом малышом, чтобы обмануть «нечистую силу».
Материалы:
Наглядный материал по теме, 3 лоскута хлопчато-бумажных тканей разного цвета, яркие хлопчато-бумажные нитки, атласные ленточки, ножницы.
Тема 5.
Младенец в семье. Куклы – обереги. Правила изготовления кукол - оберегов. Кукла «Кувадка». Кукла для защиты младенца «от сглаза» и первая игрушка малыша. «Кувадки» делались в большом количестве и вешались гроздями над люлькой.
Материалы:
2 лоскута хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки.
Тема 6.
Кукла «Кувадка Тульская». Варианты изготовления похожих кукол. Игровые куклы.
Материалы:
2 лоскута хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки.
Тема 7.
Самостоятельная работа по схемам. Куклы «Пеленашка» и «Кувадка», «Кувадка Тульская» с использованием декоративных элементов из бисера. Правила и способы работы с бисером.
Материалы:
3-4 разных по цвету лоскута хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, ножницы, ленточки, швейные иглы и нитки, бисер.
Тема 8.
Кукла «Солнечный конь». Роль коня, лошади в жизни крестьян. Изображение коня в качестве оберега. Изготовление куклы «Солнечный конь» с использованием лекал.
Материалы:
Наглядный материал по теме, фотографии изделий с изображением коня, хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, пряжа для вязания, ножницы, лекала из картона, портновский мел.
Тема 9.
Чем играли дети в старину. Отличия игровых кукол от кукол-оберегов. Кукла «Малышок – голышок». Такая кукла имела ручки, ножки и ее можно было одевать.
Материалы:
Наглядный материал по теме, фотографии и репродукции картин со старинными куклами, хлопчато-бумажные ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, вата, красная пряжа или ленточка, ножницы.
Тема 10.
Куклы обрядовые, их назначение, правила изготовления. Кукла «Колокольчик». Куклу делали для зазывания в дом добрых вестей, в нее разрешалось играть. Работа с использованием лекал.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани белой и 3-х разных расцветок, прочные хлопчато-бумажные нитки, вата, ножницы, портновский мел, лекала из картона.
Тема 11.
Кукла «Желанница». Кукла-подружка, кукла для исполнения желаний, которую следует прятать от посторонних глаз.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани, 2 веточки, вата, прочные хлопчато-бумажные нитки, ленточки, бусины, ножницы.
Тема 12.
Кукла «Филипповка-Шестиручка». Кукла – помощница по дому. Календарь изготовления народных традиционных кукол.
Материалы:
Пряжа для вязания, светлая хлопчато-бумажная ткань, нитки красного цвета.
Тема 13.
Куклы «Неразлучники». Свадебные обряды. Куклы – подарок на свадьбу.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани разных расцветок, палочка, вата, яркие прочные хлопчато-бумажные нитки, ленточки.
Тема 14.
Кукла «Покосница». Кукла и обережная и игровая. Ее мастерили для забавы малышам во время покоса и, одновременно, она оберегала косцов от порезов.
Материалы:
Репродукции картин русских художников, посвященных крестьянскому труду, хлопчато-бумажные ткани, вата, прочные хлопчато-бумажные нитки.
Тема 15.
Кукла «От худого слова». Уральская тряпичная кукла – оберег от недобрых слов.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани белой и 4-х разных расцветок, вата, нитки красного цвета, тесьма, ножницы.
Тема 16.
Кукла «Северная богиня». Кукла приносит в дом покой и благополучие.
Материалы:
7 разноцветных лоскутков хлопчато-бумажных тканей, светлая ткань, прочные хлопчато-бумажные нитки.
Тема 17.
Народные украшения. Виды и значения украшений. Материалы, из которых изготавливали украшения.
Материалы:
Фотографии нагрудных украшений в русском костюме, образец «гайтана».
Тема 18.
Нагрудное украшение «Гайтан». Изготовление деталей. Украшение деталей бусинами, бисером. Завершение изготовления нагрудного украшения.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани, лекала из картона, портновский мел, ножницы, швейные иглы и нитки, бусины, бисер, пайетки, тесьма.
Тема 19.
Сшитые тряпичные куклы. Правила и приемы ручного шитья, виды ручных швов. Виды сшитых тряпичных кукол, способы их изготовления.
Материалы:
Фотографии кукол, готовые сшитые тряпичные куклы. Лоскуты хлопчато-бумажных тканей, швейные иглы и нитки, ножницы.
Тема 20.
Кукла «Чайница». Сшитая кукла на чайник. Работа с использованием лекал. Подбор тканей, отделочных материалов. Поэтапное изготовление куклы «Чайницы».
Материалы:
Хлопчато-бумажная ткань белого цвета, цветные хлопчато-бумажные и шелкоподобные ткани, портновский мел, лекала из картона, ножницы, швейные иглы и нитки, атласные ленточки, кружево, гипюр, тесьма, бусины, бисер.
Второй год обучения.
Тема 1.
Повторение и закрепление навыков первого года обучения. Кукла «Птица». «Птицы» для украшения дома, для праздника встречи весны, для изготовления куклы «Птица – Радость».
Материалы:
Хлопчато-бумажная ткань, вата, цветная нить, яркие атласные ленточки.
Тема 2.
Кукла «Столбушка». Кукла, помогающая преодолеть жизненные трудности. Кукла из сказки.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани, белая и цветная, один большой лоскут ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки.
Тема 3.
Кукла «Тульская барыня». Работа с элементами шитья и украшением бисером. Техника безопасности при использовании швейных игл.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани, белая и цветные, один большой лоскут ткани, прочные хлопчато-бумажные нитки, ленточки, швейные иглы и нитки, ножницы.
Тема 4.
Ткачество. История и виды ткачества. Станки для ткачества. Материалы и приспособления.
Материалы:
Наглядные материалы по теме «Ручное ткачество», деревянная рама с натянутой основой, пасмы, челночки, готовые образцы изделий.
Тема 5.
«Дорожка». Ткачество из полосок ткани. Выбор цветовой гаммы. Приготовление полосок ткани. Осваивание приемов ткачества. Основа и уток. Полотняное переплетение. Изготовление дорожки на деревянной раме.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани для полосок различных цветов, деревянная рама, прочные хлопчато-бумажные нитки, полоса плотного картона, ножницы.
Тема 6.
Лоскутное шитье. Правила и приемы лоскутного шитья. Изделия из лоскутного шитья. Лекала. Заглаживание швов. Поэтапная сборка деталей изделия. Украшение готового изделия.
Готовые изделия, хлопчато-бумажные ткани различных цветов, швейные иглы и нитки, ножницы.
Тема 7.
«Хотьковские мячи». Сшитые из тканей мячики. Виды тряпичных мячиков. Способы их сборки. Материалы для набивки тряпичных мячиков.
Материалы:
Хлопчато-бумажные ткани различных цветов, вата, лекала из картона, портновский мел, ножницы, швейные иглы и нитки, футляр из «Киндер-сюрприза», немного гороха или пшена, ленточки, тесьма, бусины, пайетки.
Тема 8.
Плетение гобеленов. История и виды гобеленов. Приспособления и материалы. Виды узлов.
Материалы:
Фотографии гобеленов старинных и современных, схемы вязания узлов, деревянная рама, прочная хлопчато-бумажная нить для основы, пряжа, полоса плотного картона, ножницы.
Тема 9.
Мини-гобелен. Эскиз на бумаге. Заправка мини – станка основой. Намотка пасм в соответствии с выбранной цветовой гаммы эскиза. Выполнение мини-гобелена.
Материалы:
Бумага для эскиза, карандаш, черный маркер, деревянная рама, прочная нить для основы, цветная пряжа, полоса плотного картона, ножницы.
Тема 10.
Самостоятельная работа. Выбор темы из пройденного материала. Подбор материалов и способов изготовления. Выполнение работы.
Материалы:
Выбор материалов в соответствии с выбранной темой из изученного материала.
Учебно – тематический план.
Первый год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Народная тряпичная кукла. Кукла «Отдарок-на-подарок». | 1 |
3 | Русский народный костюм. | 1 |
4 | Быт в старину. Кукла «Пеленашка». | 1 |
5 | Младенец в семье. Кукла «Кувадка». | 1 |
6 | Кукла «Кувадка Тульская». | 1 |
7 | Самостоятельная работа по схемам. | 1 |
8 | Кукла «Солнечный конь». | 1 |
9 | Кукла «Малышок-голышок» | 1 |
10 | Кукла «Колокольчик». | 1 |
11 | Кукла «Желанница». | 1 |
12 | Кукла «Филипповка-Шестиручка». | 1 |
13 | Куклы «Неразлучники». | 1 |
14 | Кукла «Покосница». | 1 |
15 | Кукла «От худого слова» | 1 |
16 | Кукла «Северная богиня». | 1 |
17 | Народные украшения. | 1 |
18 | Нагрудное украшение «Гайтан». | 6 |
19 | Сшитые тряпичные куклы. | 1 |
20 | Кукла «Чайница». | 12 |
Итого за первый год обучения 36 часов.
Второй год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 | Повторение и закрепление навыков первого года обучения. Кукла «Птица». | 1 |
2 | Кукла «Столбушка». | 1 |
3 | Кукла «Тульская барыня». | 1 |
4 | Ткачество. | 1 |
5 | «Дорожка». | 3 |
6 | Лоскутное шитье. | 1 |
7 | «Хотьковские мячи». | 5 |
8 | Плетение гобеленов. | 1 |
9 | Мини-гобелен. | 10 |
10 | Самостоятельная работа. | 12 |
Итого за второй год обучения 36 часов
Литература
- Андреева А. Ю. «Русский народный костюм». – Санкт- Петербург. 2005.
- Берстенева Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». – М., 2013.
- Дайн Г. и М. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии». – М., 2007.
- Лещенко Т. А., Планида З. А. «Техники ручного ковроделия». – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принадлежности для художественного творчества
Презентация по программе ИЗО, Б.М Неменского, 6 класса "Принадлежности для художественного творчества"...
Методическая разработка «Развитие детей посредством художественного творчества» (расскажи сказку).
Методическая разработка предназначена для учащихся классов коррекционных школ и содержит авторские упражнения по сказкотерапии. Цель данной разработки обеспечить условия для творческого развития дет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения по дополнительной предпрофессиональной программе для тренировочных групп 5-го года обучения по виду спорта «Футбол» на 2015-2016 учебный год
Данная рабочая программа предусмотрена для обучения детей в возрасте от 15 до 16 лет. В группу Т-5 зачисляются учащиеся, сдавшие контрольно-переводные нормативы.Основными формами учебно-тренировочного...
Конспект организованной образовательной деятельности по разделу художественное творчество (аппликации) в старшей возрастной группе Тема : «Спиральные розочки»
Конспект организованной образовательной деятельности по разделу художественное творчество (аппликации)в старшей возрастной группе Тема : «Спиральные розочки»...
Конспект НОД по художественному творчеству «Аквариумные рыбки»
данный конспект занятия предназначен для урока рисования в ясельной группе с детьми 2-3 лет. Лексическая тема "Аквариумные рыбы"...
Рабочая программа дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество: по виду «Хореографическое творчество».
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание», реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»
Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...