РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного художественного образования
рабочая программа по теме

Ромашова Наталья Николаевна

Основная цель: развивать самостоятельность ребенка в выборе темы и ее раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Первомайского района

города Ростова-на-Дону

РАССМОТРЕНО                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Протокол методического совета  № ____                              Директор МБОУ ДОД ДДТ

  от ___________ 20__ г.                                                              Коваленко О.Н.____________

                                                                                                     «__» _________________ 20__ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

дополнительного художественного

образования детей

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Возраст детей: 6 –10 лет

Разработчик программы:

педагог дополнительного образования,

Ромашова Наталья Николаевна

Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом образования, на основе программы «Дополнительное художественное образование детей», издательство «Просвещение», Н.В. Гросул,  Е.С. Медкова, 2009 г., допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

Ростов-на-Дону

2018 год

 Пояснительная записка.        

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребёнок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать своё отношение к изображаемому. Ребёнок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает  у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.                                                                         

Цели программы:

  •         Развитие творческой активности учащихся, создание условий для ее пробуждения и реализации, превращение ее в потребность;
  •         активизация процессов и механизмов творческого  воображения и деятельности учащихся;
  •         выработка и закрепление потребности в творчестве, предпосылки представление о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.  

Задачи программы.

  • Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является  раскрытие и развитие художественно-творческих способностей учащихся в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
  •         Умение решать спорные вопросы, распознавать и противодействовать манипуляциям, критически подходить к рекламе;
  •         развитие коммуникативных навыков критического мышления, чувства эмпатии и культуры речи;
  •         обучение методам решения логических, математических, комбинаторских, лингвистических задач;
  •         обучение осмыслению общего метода с учетом много вариантности решения проблем;
  •         побуждение учащихся к активному использованию современных технологий;
  •          вооружение учащихся знаниями о социуме ( о социальной структуре обществе, о профессиях и требованиях к ним);
  •         развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество;
  •         развитие социальной активности личности, сознательное соблюдение этических норм;
  •          осознание учащимися своих возможностей, способность соотнести их с выбранной профессией;
  •          стремление к самопознанию.

                                                

Актуальность.                                                                                                                        

Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от осознания красоты. Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим.                                                                        

Новизна программы заключается в акценте на социально - личностное  воспитание школьников, которое, в соответствии с приоритетным направлением МБОУ предусматривает всестороннее развитие ребёнка на основе его возрастных и индивидуальных способностей.                                                

Педагогическая целесообразность.                                                                                                

С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятия в объединении развивают наше подрастающее поколение: детей знакомят с величайшими творениями русских и зарубежных художников, дети получают искусствоведческие беседы, выполняют творческие задания и участвуют в мероприятиях. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности. Общение дошкольника со сверстниками возникает и развивается только на основе общения с взрослыми, роль которых оказывает положительное социальное влияние в построении взаимоотношений детей друг с другом. В дополнительном образовании можно объединить в одну группу детей, обладающих разными потенциалом: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, но имеющих одинаковые творческие интересы.                                                        

             

        Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих, основное внимание направляется на определение и передачу характерной для изображаемого предмета формы, пропорции, цвета. «Рисование на темы» окружающей жизни и иллюстрировании того или иного сюжета литературного произведения ведётся по памяти, на основе предварительного наблюдения и по воображению. Особое внимание уделяется развитию самостоятельности ребёнка в выборе темы и её раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков. «Декоративное рисование» - ребёнок знакомится с особенностями декоративно-прикладного искусства.        

        Возраст детей, обучающихся по данной  программе.        

        Программа рассчитана на возраст – 7-10 лет.                                                                        

                                                                        

Форма и режим занятий        определяется дидактическими и воспитательными задачами:

  • рассказ ( с элементами рассуждения)
  • беседа,
  • игра,
  • практические занятия.                

        Форма занятий групповая. Так как занятия рассчитаны на детей младшего возраста, необходим индивидуальный подход.                        

.                                                                                                                 Программа предполагает здоровьесберегающие технологии: проветривание помещение, организационные моменты, физкультминутки. Беседы с показом иллюстраций работ детей прошлых лет, просмотры работ.

Планируемые результаты освоения курса

Задачи

Прогнозируемый результат

Пути отслеживания

1.Образовательная

В результате  обучения учащиеся должны знать:

-Основные и составные цвета

Учащиеся должны уметь:

-иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;

- рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

при выполнении практических работ;

-использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции

Беседа

Устный опрос

Викторина

Конкурс  на лучший рисунок…

Устный опрос

Викторина

Ролевая игра

беседа

2. Развивающая

Программа направлена на развитие:

- творческих способностей

- речи учащихся

-коммуникативных навыков

Театрализация

Беседа

Ролевая игра

3.Воспитательная

Программа предполагает воспитание:

- самостоятельности

- культуры межличностных отношений

- любви к русской культуре

Творческая работа

Ролевая игра

Личностные результаты

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной  современного мира;
  • навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

 ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • учащиеся получат возможность для формирования:

 устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты.

Регулятивные.

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ  и окружающих;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

Познавательные

  •  приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
  • формировать целостное восприятия мира;
  • развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
  • учащиеся получат возможность научиться:
  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

Коммуникативные

  • приобретать первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
  •  Учащиеся получат возможность научиться:
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у учащихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.                                                                                1 Первая группа -первый год обучения (возраст 7-8 лет)                                

Цель первого года обучения: формирование мотивации к обучению и созданий условий для раскрытия индивидуальных способностей ребёнка в области изобразительного творчества.                                                                                

Задачи первого года обучения:

1. Формирование эмоциональной отзывчивости, терпимости, наблюдательности;

2. Формирование творческой готовности к решению образовательных задач: творческое использование материалов и инструментов, овладение приёмами создания формы в различных техниках;                                                                                          

 3. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;                                                           4. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;                                                                  

5. Создавать условия для освоения цветовой палитры;                                  

 6. Развитие связной речи;

Ожидаемые результаты

В конце года дети умеют: Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков.  На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Учащиеся умеют, знакомы:

- знакомы с изобразительными материалами и приёмами их использования;

- знакомы с формами предметов и умение изобразить их на листе бумаги.              

   -умеют сочетать цвета (холодные, тёплые…) умеют составлять композицию;

   - знакомы с понятием о пространстве…                                                                                

  -умеют правильно держать и использовать карандаш, кисть, краски. Умеют обводить шаблон круга;

 -способны эмоционально отозваться на предложенную тему, используя средства выразительности, и создавать композицию из трех несложных элементов;

 - способны самостоятельно организовывать рабочее место.

Вторая группа -первый год обучения (возраст 9-10 лет)

В старшем возрасте игровая задача становится для ребёнка познавательной. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

У ребёнка продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников.

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном материале, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.

Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами изобразительной деятельности и проявлением художественных способностей.

Формируется способность к восприятию ритма в рисунке, появляются склонности к конструированию и моделированию: развивающиеся зрительная память, представление и воображение ребёнка позволяют мысленно менять положение предмета и его частей, конструировать, действовать по заданной схеме и по воображению. В изобразительной деятельности у ребёнка развивается чувство материала, цвета, пространства. Закладываются предпосылки к развитию художественно-образного мышления.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй, что в изобразительной деятельности характеризуется более устойчивым вниманием к замыслу и реализации рисунка.                                        

Цель: совершенствование знаний, умений и навыков в области изобразительного творчества и стимулирование развития качеств личности ребёнка-творца.

   Задачи:                                                                                           

 1.Фформирование стремлений к творческой самореализации и         самостоятельности мышления и деятельности                                                                                        

   2. Развитие критического мышления, наблюдательности, оригинальности,         образного мышления                 

3. Воспитание эстетической культуры и личностно-значимого отношения к         понятиям: «Родина», «семья», «здоровье», «образование», «культура».

4. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

5. Постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

6. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

7. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Ожидаемые результаты

В конце учебного года учащиеся будут:            

         - осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно         обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное.                                                              

        - умеют изображать человека,и части тела.                                                                      - умеют составить композицию;                                                                                                                

- знают о понятие о пространстве…                                                                                                               - умеют развивать и совершенствовать чувство цвета;                                                                                - знакомы с передачей форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;                                                         умеют использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения, свободно использовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, легко пользоваться кистью, умело проводить линии в разных направлениях, декоративном рисовании создавать элементы узора с нажимом или концом кисти), рисовать акварельными красками; показывать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков; познакомить с приёмом рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками;                                

- умеют самостоятельно планировать и анализировать свою работу, организовывать рабочее место;

- имеют представления о некоторых жанрах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) и некоторых средствах выразительности;

- знают технику безопасности при работе с ножницами и создают изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания;

        Материально-техническое обеспечение:

акварельные краски, гуашь;

цветные карандаши;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

Приёмы и методы используемые на занятиях изо кружка:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

Практические – упражнения, игр методы,

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,

 словесные приёмы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Основная форма занятий

Ведущей организационной формой является групповая деятельность, с элементами индивидуальной работы. Во время занятия обязательна «пальчиковая гимнастика», во время которой дети делают ряд специальных упражнений, способствующие развитию мелкой моторики.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

          1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

         2. Тематические выставки в ДОУ.

         3.  Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

        Ожидаемые результаты: овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребёнком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Количество часов

Теоретия

Практика

1

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике

36

16

20

Фаза постановки и решения системы учебных задач

58

2

Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передача пространства в живописи.

8

2

6

3

Средства художественной выразительности

10

3

7

4

Чудеса цвета

10

3

7

5

Композиция - искусство сочинять

10

3

7

6

Фантазия и  реальность

10

3

7

7

ДПИ

5

1

4

8

Лепка

5

1

4

Рефлексивная фаза

44

9

Человек  и пространство в изобразительном искусстве

44

14

30

Резерв. Результат

6

Итого:144

144

44

96

1.Календарно-тематический план

(первая группа, первый год обучения-144 часа)

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

1

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)-36

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна

19.09

21.09

2

2

2

Упражнение по проведению линий. Линейный рисунок

Знакомство с графическими материалами. Линия и ее разновидности. Рис. Линейной «Бабочка, рыбка и т.п.»

Беседа: рисунок – основа всех видов ИЗО

26.09

28.09

2

2

3

Упражнение: рисуем геометрические фигуры , и т.д.

Составить зверя, животное из геометрических фигур. Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне.

(Шахматная сетка, бабочки, рыбки, деление отрезков)

03.10

05.10

2

2

4

Упражнение: тоновая растяжка.

Карандаши разной твердости. Выработка штриха.

Дать представление о пропорциях

10.10

12.10

2

2

5

Знакомство с техническими приемами Транспорт в быту

Компоновка на листе. Характер линии. Штрих.

17.10

19.10

2

2

6

Знакомство с техническими приемами. Деревья без листвы

Воздушная перспектива. Характер линии

24.10

26.10

2

2

7

Рисуем фрукты (2-3 предмета).

Тоновая растяжка. Рефлекс. Мягкие материалы. Гуашью

Характер формы

31.10

02.10

2

2

8

Игра « Все наоборот». Фотоконкурс

07.11

09.11

2

2

9

Лепка «Натюрморт»

Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение.

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции на глаз

14.11

16.11

2

2

Фаза постановки и решения системы учебных задач-58

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

1

Лепка геометрически объемных тел, композиция

Глиняный горшок, белый чайник.

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

Сквозное построение. Освещение верхнее боковое

21.11

23.11

2

2

2

Зарисовка геометрических тел (цилиндр, шар) ¼ листа

Компоновка на листе. Сквозное построение. Построение овалов. Светотень (рефлекс, полутон, тон).

Выработка штриха

28.11

30.11

2

2

3

Зарисовка с натуры мелких предметов (пуговица, перо ручки, жук (из коллекции), кусок коры; очки, лампочка и т.д. ¼ листа

или детские игрушки

Развиваем наблюдательность, анализ предмета, выявление штрихом, линией мелких деталей.

Штрих и светотень

05.12

07.12

2

2

4

Выставка детских работ, презентация, викторина

Компоновка на листе набросков

12.12

14.12

2

2

5

Рисунок мягкой игрушки(с кожаным или из материи верхом) и одежной щетки (волосом вниз)

(Меховая игрушка)

Компоновка на листе. Передача формы и материальности (фактуры) предметов.

Вырабатываем штрих.

Для всех постановок предварительные небольшие эскизы

19.12

21.12

2

2

6

Живописк мягкой игрушки (Меховая игрушка)

Компоновка в формате. Передача характера формы. Штрих, пятно, светотень (с фоном)

26.12

28.12

2

2

7

Лепка овощей (баклажан, морковь, тыква, картофель, помидор и т.д.) ¼ листа

Передача разнообразия характера и формы овощей. Тональный разбор. Падающие тени

09.01

11.01

2

2

8

Лепка мелких птичек (разные породы и размеры)

Передача особенностей характера формы (из каких геометрических тел состоит птица). Оперение. Передача «живого» движения (как сидит, как смотрит)

16.01

18.01

2

2

9

Графика. Гипсовый Аполлон

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

23.01

25.01

2

2

10

Викторина «Шедевры 18-19 вв»

30.01

2

11

Наброски глаз человека

01.02

2

12

Наброски нос

06.02

2

13

Наброски ушей

08.02

2

14

Наброски фигуры человека с натуры

¼ листа

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

13.02

15.02

2

2

15

Наброски фигуры человека с натуры

пастелью

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

20.02

22.02

2

2

16

Наброски фигуры человека с натуры

гуашью

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

27.02

01.03

2

2

17

Наброски фигуры человека с натуры маслом

06.03

2

18

Выставка детских работ

13.03

2

Рефлексивная фаза-44

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

1

Натюрморт из предметов небольшой величины.

Материалы – тушь, перо, гелевая черная ручка

освоение новых графических материалов.

Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта

15.03

20.03

2

2

2

Прямоугольная и косоугольная перспектива.

Рис. квадрата в горизонтальной плоскости

Перспектива, беседа.

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

22.03

27.03

2

2

3

Рисование городского пейзажа

Компоновка. Сквозное конструктивное построение.

Перспектива куба. Светотень, падающая тень (построение)

29.03

03.04

2

2

4

Наброски фигуры человека на фоне пейзажа

Рисуем друг друга.

Стоящая и сидящая фигуры

05.04

10.04

2

2

5

Игра «Фоторобот»

12.04

2

6

Натюрморт из предметов небольшой величины на фоне пейзажа

Материалы – тушь, перо, гелевая черная ручка

освоение новых графических материалов.

Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта

17.04

19.04

2

2

7

Витраж графика

Витраж аппликация

освоение новых графических материалов.

24.04

26.04

2

2

8

Авангард

Авангард – шрифт

Авангард коллаж

Игра слов и букв «АБВгедейка»

Декупаж  на холсте

Декупаж на дереве

Декупаж на стекле

Роспись шкатулок

освоение новых графических материалов.

01.05

03.05

08.05

15.05

17.05

22.05

24.05

29.05

2

2

2

2

2

2

2

2

9

Выставка работ

31.05

2

Итого

резерв

138

6

2.Календарно-тематический план

(вторая группа, первый год обучения-144 часа )

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

1

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна

19.09

21.09

2

2

2

Упражнение по проведению линий. Линейный рисунок

Знакомство с графическими материалами. Линия и ее разновидности. Рис. линейной «Бабочка, рыбка и т.п.»

Беседа: рисунок - основа всех видов ИЗО

26.09

28.09

2

2

3

Упражнение: рисуем геометрические фигуры , и т.д.

Составить зверя, животное из геометрических фигур. Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне.

(Шахматная сетка, бабочки, рыбки, деление отрезков)

03.10

05.10

2

2

4

Упражнение: тоновая растяжка.

Карандаши разной твердости. Выработка штриха.

Дать представление о пропорциях

10.10

12.10

2

2

5

Знакомство с техническими приемами Витраж на листе

Компоновка на листе. Характер линии. Штрих.

17.10

19.10

2

2

6

Знакомство с техническими приемами. Деревья без листвы

Воздушная перспектива. Характер линии

24.10

26.10

2

2

7

Лепим фрукты (2-3 предмета).

Тоновая растяжка. Рефлекс. Мягкие материалы. Гуашью

Характер формы

31.10

02.10

2

2

8

Натюрморт из 3-х предметов, лепка

Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение.

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции на глаз

07.11

09.11

2

2

9

Лепка дымковской игрушки

ДПИ

14.11

16.11

2

2

Фаза постановки и решения системы учебных задач

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

1

Хохломская роспись, рябина, смородина, листья смородины

Скомпоновать рисунок на листе. Передать характерную форму предметов.

Букет обобщить, выделяя мелкие детали на первом .

Штрихом передать объем овощей и фруктов

21.11

23.11

2

2

2

Постановка из предметов, образованных вращения. Цилиндр, конус, шар. Городецкая роспись

Компоновка на листе. Сквозное рисование с использованием осей симметрии.

Конструктивное построение формы

28.11

30.11

2

2

3

Рисование шара и цилиндра

Конструктивное сквозное построение.

Разбор светотени (блик, полутон, тон, рефлекс).

Падающая тень.

Тональное соотношение предметов и фона

05.12

07.12

2

2

4

Выполнение набросков с натуры

Работа мягкими материалами.

(Пропорции, движение)

12.12

14.12

2

2

5

Контрольная постановка.

Натюрморт из предметов быта (цилиндрической и конусообразной формы)

Компоновка на листе. Конструктивное объемно-пространственное построение.

Передача объема при помощи светотени.

Тональное отношение и предметов

19.12

21.12

2

2

6

Работа мягкими материалами.

Букет в вазе (искусственные цветы)

(пастель, уголь)

Обобщенное изображение букета.

Детализация, прорисовывание цветов, листьев на первом плане. Передача фактуры вазы, цветов, драпировок

26.12

28.12

2

2

7

Викторина «Шедевры 18-19 вв»

09.01

11.01

2

2

8

Наброски глаз человека

16.01

18.01

2

2

9

Наброски нос

23.01

25.01

2

2

10

Наброски ушей

30.01

2

11

Гипсовый Аполлон

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

01.02

2

12

Наброски фигуры человека с натуры

пастелью

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

06.02

2

13

Наброски фигуры человека с натуры

акварелью

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

08.02

2

14

Наброски фигуры человека с натуры

гуашью

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

13.02

15.02

2

2

15

Наброски фигуры человека с натуры

Маслом на холсте

Автопортрет

Компоновка на листе набросков

20.02

22.02

2

2

16

Наброски фигуры человека с натуры

Маслом на холсте

27.02

01.03

2

2

17

Гипсовый Аполлон -лепка

06.03

2

18

Выставка работ

13.03

2

Рефлексивная фаза-18

1

Пейзаж городской, перспектива (предметы прямоугольной формы)

Компоновка на листе. Пространственный анализ постановки. Передача объема предметов, построение падающих теней.

Разноплановость натюрморта. Тональная характеристика натюрморта

15.03

20.03

2

2

2

Пейзаж на пленэре

Выполнение мягкими материалами. Анализ песпективы.

22.03

27.03

2

2

3

Еженедельное выполнение набросков и зарисовок с натуры

Выполнение набросков в разных положениях. Наблюдение движения, динамики фигуры человека

29.03

03.04

2

2

4

Наброски 2-3-х фигур человека в интерьере

Продолжаем тему прошлых уроков.

Передача глубины пространства в интерьере. Фигуры располагаем на различном расстоянии друг от друга (глубина)

05.04

10.04

2

2

5

Натюрморт из предметов различной формы, расположенных на разной глубине натюрморта на фоне пейзажа

Компоновка, анализ постановки, разбор планов, характер взаимодействия предметов.

Суммирование знаний, полученных ранее

12.04

2

6

Натюрморт «Настроение» на фоне пейзажа (домашний цветок)

Выбор материала – свободный. Пастель, цветные карандаши, перо, тушь.

Поиск эмоционального строя, отбор средств, обобщение, подчеркивание, характер линий и т.д.

17.04

19.04

2

2

7

Морской пейзаж

24.04

26.04

2

2

8

Авангард –здание готического стиля

Авангард – шрифт

Авангард коллаж

Игра слов и букв «АБВгедейка»

Декупаж  на холсте

Декупаж на дереве

Декупаж на стекле

Роспись шкатулок

01.05

03.05

08.05

15.05

17.05

22.05

24.05

29.05

2

2

2

2

2

2

2

2

9

Выставка работ

31.05

2

Итого

Резерв

138

6

Используемая литература для педагога:

  1.  Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2016. – 256с.
    2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 96с.
    3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2016. – 63с.
    4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2014. – 63с.
    5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2014.– 96с.
    6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2014. – 192с.
    7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2014. – 192с.
    8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2014. – 108с.
    9. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2014. – 128с.
    10. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2014.
    11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2015. - 96с.
    12. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2014. – 80с.
    13. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
    14. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2014.

Литература для родителей.
1. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2014. – 256с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2014.– 256с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2014. – 63с..
5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2015.– 96с.
6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2014. – 192с.
7. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2015.
8. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2014. – 192с.
9. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2007. – 128с.
10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2014.– 128с.1..

Литература для детей

1. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 2014.                        

 2. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 2014..                          

  3. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 2014.                          

 4.  Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям» М., 2016.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей  на курсах  по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО

Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все бол...

Реферат на тему «Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании школьников»

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры1.1. Истоки декоративно - прикладного искусства1.2. Виды декоративно - прикладного искусстваГлава 2. Декоративно-прик...

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В течение нескольких десятилетий, начиная с 1918 г., каждая общеобразовательная школа и дополнительное образование в нашем государстве обязательно была еще и трудовая политехническая. Задачей  ху...

Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....