План- конспект урока по Рисунку "Врезка геометрических тел"
план-конспект занятия на тему

Романов Александр Николаевич
Методическая разработка урока по теме : «Построение линии пересечения геометрических тел». План - конспект включает в себя последовательность действий при построении линии пересечения куба и конуса. Урок проводится для студентов, обучающихся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), (1 курс, первый семестр). Урок проводится в рамках темы учебной программы «Рисование группы геометрических тел». Урок проводится с использованием медиа-проектора в форме, поисковой практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Врезка геометрических тел32.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 РИСУНОК

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин первой квалификационной категории: Романов Александр Николаевич

Дата проведения занятия: 12.12. 2017 г.

Урок проводится для студентов, обучающихся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), группа № 101 (1 курс, первый семестр).

Место урока в тематическом плане: урок проводится в рамках темы учебной программы  «Рисование группы геометрических тел».

Тема учебного занятия: «Построение линии пересечения геометрических тел».

Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие.

Организационная форма проведения учебного занятия: вводная лекция, поисковая практическая работа.

Цели учебного занятия:

  • Обучающая – способствовать формированию пространственных представлений, пониманию конструктивных особенностей геометрических тел, формирование навыков последовательного построения  линий пересечения геометрических тел;
  • Развивающая – способствовать формированию навыков самостоятельной деятельности, развитие мотивации к обучению основам рисования,  формирование умений анализировать предложенные образцы, формирование графических умений, содействие развитию коммуникативных способностей;
  • Воспитывающая – воспитывать умение высказывать свое мнение относительно выполненных работ одногруппников и умение позитивно воспринимать критические замечания в адрес своей работы, воспитывать аккуратность и точность при выполнении графических работ, формировать понятие значимости овладения искусством рисунка в выбранной профессии.

Используемые методы обучения:

 - объяснительно-иллюстративный метод: обучающиеся получают знания на занятии через   вводную лекцию педагога о композиции,

-  экспресс-опрос,

- исследовательский метод: после анализа образцов, анализа возможных проблем,  краткого устного инструктажа обучаемые самостоятельно выполняют эскиз изделия.

- метод самоконтроля и взаимоконтроля: используется во время анализа выполненных работ.

  • Словесные методы

      - изложение учебного материала (вводная лекция);

      - слуховое восприятие (слушание) и осмысление учебного материала, излагаемого        педагогом, зрительное (при объяснении используется дидактическое пособие, показываемое с помощью медиапроектора);

      - постановка вопросов к обучающимся, ответы на вопросы обучающихся;

      - продумывание ответов (припоминание, сравнение, сопоставление, анализ, синтез и т.д.) и

        устные ответы на вопросы педагога;

      - вопросы к преподавателю.

  •   Наглядно – демонстрационные методы

       - зрительное восприятие (рассматривание ) показываемого в целом и по  частям;

      - сравнение, сопоставление, выделение основного, обобщение;

      - ответы на вопросы преподавателя.

  •  Практические методы: практическая работа  

       - определение содержания и порядка работы;

       -  руководство работой обучающихся;

       - выполнение заданий: самостоятельно.

методы обучения по этапам учебного занятия:

введение нового материала

 1 группа:

 Метод, направленный на первичное овладение знаниями:

объяснительно – иллюстративный метод;

закрепление учебного материала

2 группа:

Методы, способствующие закреплению, совершенствованию:

исследовательский метод (при выполнении графической работы).

Средства обучения.

  • Наглядные:

Простые визуальные средства:

  (применяется для создания у обучающихся эталона будущего изделия)

Изобразительные:  образцы работ студентов (применяются для создания у обучающихся визуального образа, эталона будущего эскиза).

Сложные технические средства: медиапроектор (применяются для создания у обучающихся визуальных образов, а также для понимания алгоритма выполнения работы).

Оборудование для проведения учебного занятия:

  • для  преподавателя  –  образцы работ студентов, слайды  этапов

              выполнения   работы,   мультимедийная установка.

  • для  обучающихся –  Мольберт, бумага формата А4,  графитные карандаши различной твердости, ластики.

Ход учебного занятия

1.

Организационный этап

2 мин.

2.

Актуализация прежних знаний (экспресс-опрос)

6 мин.

3.

Сообщение темы урока

2 мин

4.

Объяснение нового материала с использованием мультимедийной установки

15 мин.

5.

Самостоятельная работа  студентов (выполнение практического задания)

15 мин.

6.

Физкультминутка

5 мин.

7.

Самостоятельная работа  студентов (выполнение практического задания)

25 мин.

8.

Взаимный анализ работ студентами

7 мин.

9.

Выдача домашнего задания

2 мин.

10.

Рефлексия

5 мин.

11.

Поведение итогов занятия

5 мин.

Продолжительность занятия -  90 мин.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1.   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП (2 мин.)
  • Установить  должную  дисциплину  в  группе.
  • Проверить готовность группы к занятию, наличие инструмента.

            II.      АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ:

                    ЭСКПРЕСС- ОПРОС    ( 6 мин.)

На предыдущих занятиях мы познакомились с основными принципами конструктивного построения. Уважаемые студенты, будущие  художники народных художественных промыслов, будущие преподаватели, вы должны иметь пространственное мышление, представлять себе, каким образом устроены сложные предметы. Знания , полученные на данном занятии,  также помогут вам на последующих занятиях  рисунка и при проектировании художественных изделий.

Для грамотного подхода к работе нам необходимо проверить наши знания по теме.

Вопрос №1:

  1. Что такое осевая линия?

Предполагаемый ответ: 

Это линия, разделяющая геометрическое  тело или фигуру на  две  равные части.

Вопрос №2:

  1. Что такое вспомогательная секущая плоскость?

Предполагаемый ответ: 

Плоскость, расположенная параллельно или перпендикулярно к основным плоскостям проекции.

              Вопрос №3:  Для чего  нужна вспомогательная секущая плоскость ?

 Предполагаемый ответ: 

Для построения следа  пересечения геометрических тел.

                      Вопрос №4:

                     Если плоскость рассекает цилиндр под прямым углом к осевой

                   линии , какой формы будет срез?

              Предполагаемый ответ: 

               Круг.

  Вопрос №5:

Если плоскость рассекает цилиндр под острым углом к осевой линии , какой формы будет срез?

 Предполагаемый ответ: 

    Срез в форме овала.

               III.  СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА (2 мин.) 

              Тема нашего занятия-  Построение линии пересечения геометрических тел.

               На этом занятии мы познакомимся с механизмом построения  лини пересечения .

IV.  ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ УСТАНОВКИ  (15 мин.)

В основ алгоритма работы используется принцип последовательности – от простого к  сложному.  Учитель наглядно демонстрирует слайды пособий и устно объясняет этапы работы, сопровождая свое объяснение показом дидактического пособия при помощи  медиапроектора.

Последовательность построения следа  пересечения геометрических тел.

  1. Построение вспомогательной секущей плоскости, проходящей через середину конуса и расположенной перпендикулярно передней плоскости куба.
  •  Проводим линию через центр основания конуса параллельно горизонтальным боковым ребрам куба.
  • Из точек пересечения линии основания конуса проводим прямые к вершине конуса. След пересечения образующей конуса и вспомогательной секущей плоскости имеет форму треугольника.
  1. Построение следа пересечения конуса и верхней плоскости куба.
  • Проводим линию, принадлежащую верхней плоскости куба и вспомогательной секущей плоскости. Эта линия проводится параллельно горизонтальным боковым рёбрам куба до пересечения с треугольным следом. Данная линия не должна выходить за образующую  конуса при пересечении верхнего ближнего ребра куба.
  •  Через точку пересечения осевой линии конуса и линии, принадлежащей верхней плоскости куба проводим горизонтальную линию до пересечения с образующими конуса.
  • Выполняем построение эллипса, лежащего на плоскости куба с помощью полученных точек. Передний край эллипса должен пересекать верхнее ближнее ребро куба.
  1. Построение  следа пересечения конуса и передней плоскости куба.
  • Находим точку пересечения верхнего переднего ребра куба и линии, проходящей через центр эллипса, лежащего на верхней плоскости куба.
  • Через найденную точку проводим вертикальную линию. Эта линия должна пересекаться с треугольником вспомогательной секущей плоскости.
  • Находим точку пересечения вертикальной линии и нижней линии треугольника. Через найденную точку проводим линию, параллельную дальнему нижнему ребру куба.
  • Определяем точки пересечения этой линии и основания конуса.
  • Находим точки пересечения верхнего эллипса и верхнего переднего ребра куба
  • Находим верхнюю точку пересечения вертикальной линии и треугольника  вспомогательной секущей плоскости.
  • Через найденные 5 точек  строим параболу.
  1. Построение воздушной перспективы.

   При выполнении воздушной  перспективы  следует увеличить толщину и контраст линий видимого контура,  а линии невидимого контура ослабить по тону и уменьшить их толщину. Толщина линий видимого контура может изменяться с учетом перспективы: ближе – линия толще, более ярко, дальше – она рисуется тоньше.

V. Самостоятельная работа ( 15 мин.)

 

После объяснения каждого этапа работы обучающиеся выполняют соответствующий этап. Преподаватель корректирует  действия учеников  индивидуально при возникновении вопросов.

VI. Физкультминутка (5 мин.) Обучающийся под музыку проводит комплекс физических упражнений на расслабление мышц шейно-воротниковой зоны, кистей рук. 

VII. Самостоятельная работа ( 25 мин.)

После проведения физкультминутки обучающиеся продолжают выполнять задание практической работы.

      VIII.  Совместный со студентами анализ выполненных работ (7  мин.)

Студент, используя наводящие вопросы преподавателя на примере трех-четырех работ одногруппников  показывает удачные графические решения и неверные моменты, недочеты в выполненных работах.

IX. Выдача домашнего задания. Требуется найти примеры из быта случаев взаимного пересечения геометрических тел, пространственных форм.

X.  Рефлексия (5 мин.)

Ребята, сегодня мы хорошо поработали, пожалуйста, проанализируйте свою деятельность на занятии, ответив на вопросы, которые видите на экране (на экране проектора последовательно возникают вопросы:

  • Что мне особенно понравилось на занятии?
  • Что было трудно?
  • С каким настроением я завершаю  это занятие?
  • Что было особенно интересно?

       

            XI.   ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5 мин.):             Преподаватель с использованием  мультимедийной установки проводит краткий опрос  (5 мин.)             

Демонстрация на экране основных  этапов построения линии пересечения геомтел.

            Вопросы по слайдам:

           Что изображено на экране?

            Предполагаемые ответы:

           1.Построение вспомогательной секущей плоскости.

          2.Построение следа  пересечения верхней плоскости куба и конуса.

          3. Построение  следа пересечения конуса и передней  плоскости куба – (параболы).

Преподаватель сообщает обучающимся, что занятие закончено. Обучающиеся убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

предлагаемый урок рекомендуется для проведения в группах Iкурса СПОТема урока: Asking the Way...

План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества

Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...

План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"

Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель  детского образовательного учреждения с правом работ...

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....

План-конспект занятия на тему "Геометрические эффекты в ТРИЗ и инженерной деятельности"

План-конспект занятия на тему "Геометрические эффекты в ТРИЗ и инженерной деятельности" для элективного курса "Основы технического творчества". Включает в себя презентацию к уроку....