Методические рекомендации
методическая разработка

Прилепская Елена Сергеевна

Методические рекомендации "Методика организации игровых программ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_igrovyhprogramm.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации игровых программ

методические рекомендации

Составила: педагог-организатор МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Прилепская Елена Сергеевна

Иркутск, 2018

 

Содержание

  1. Составляющие элементы игры ……………………………………………….
  2. Композиционное построение игровых программ……………………………
  3. Методика подготовки и проведения игровых программ…………………….
  4. Роль ведущего-аниматора в организации игрового действа………………...
  5. Профессиональные требования к организатору игрового общения………..
  6. Список использованных источников…………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Почему же такой высокий интерес к игре? Что она нам дает?

Ответ прост: врожденный интерес, поиск, эмоции, драйв!

  1. Составляющие элементы игры

Игра – это явление культуры.

В качестве структурных элементов игры выступают:

Мотив – то, что побуждает человека к игре.

Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые человек воспроизводит в игре.

Содержание – это то, что человек воспроизводит в качестве центрального, характерного момента деятельности.

Игровые действия – основное средство реализации сюжета.

Роль – игровая позиция человека, которую он реализует в соответствии с взятой на себя ролью.

Игровые правила – дают ответ, во что играть и как играть.

Для того чтобы осуществлять технологию игрового общения, аниматору необходимо знать все об игре. Рассмотрим это:

  • Всё начинается с появления, ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь соответствуют определенному сценическому образу. Он приветствует собравшихся.
  • Как сломить стену отчуждения, создать условия активного игрового общения?

Необходимо действие. Нужен конфликт, решить который могут только присутствующие. Для создания такой ситуации аниматор всегда работает с группой ассистентов.

  • Для игры необходимо конкретное число участников. Как их вызвать, минуя просьбы, объяснения, возможные препирательства?

На помощь приходит манок – прием незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо. Например, загадывание загадок, повторить скороговорку и т.д. Это всё «крючки», на которые цепляются желающие взаимодействовать с ведущим, становящиеся сразу участниками предлагаемой игры или конкурса.

  • Появившиеся на игровом поле участники становятся артистами. Им присваиваются роли, устанавливаются правила, определяется арена их действий. Участников игрового соревнования необходимо мизансценировать, т.е. удобно расставить для взаимодействия друг с другом, с реквизитом, ведущим и зрителями.
  • Игровое действие для участников – всегда соревнование. Поэтому часто применяется «Пробная» игра, как репетиция предстоящего игрового состязания.
  • Соревнование всегда проходит до полного выполнения условий игры. Заканчивается игра определением победителя по решению жюри или зрительской симпатии.
  • Награждением для соревнующихся может быть разыгрываемый приз, зрительские овации, получить в подарок концертный номер и т.д.

Зная все перечисленный этапы игрового действия, аниматор (ведущий) осознанно разворачивает игровое представление.

  1. Композиционное построение игровых программ

Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства и т.д.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу? Часто в названии уже представлена тема. Например: «Проказы Снежной Королевы», «Как на масленой неделе» и т.д.

Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии. Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема-задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».

Игровые программы могут быть посвящены тематике:

  • Исторической (памятные даты в жизни страны)
  • Героико-патриотической
  • Спортивно-цирковой
  • Литературной
  • Музыкальной
  • Развлекательной

Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства. Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашения к танцам, играм, участию в конкурсах и т.п.

Следующая проблема – поиск приема подачи игрового материала.

Сценарно-режиссерский ход (прием) – это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:

Сценарно-режиссёрский ход (образно-смысловой) проявляется в трех ключах:

  • Образно - игровой – через игру актеров.
  • Декоративно – образный – через костюм, мизансцену, оформление игровой площадки, реквизит. Например: игровое поле – это развернутая гармонь с цветными мехами.
  • Образно-музыкальный. Все игровые эпизоды объединяются лейтмотивом (одна и та же музыкальная фраза).

Композиционное построение игровой программы:

Экспозиция – ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку – т.е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт – столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастания, входит в кульминацию – высшую точку представления.

Развязка – как разрешение конфликта, затем – главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т.е. идея.

Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стрежень игрового действия. Основа любой игры – это преодоление препятствий.

На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои способности.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов.

  • Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя)
  • Конфликт ведущего с группой
  • Конфликт равных по численности сторон

Между игровыми блоками необходимо предусмотреть время для работы жюри, которому следует подвести итоги. Для заполнения этой «паузы» в представлении нужны зрелищные заставки. Это могут быть концертный номер, реклама, игры с болельщиками, гость.

Итоговый вариант расположения блоков, заставок и есть каркас игровой программы, в котором легко увидеть нерешенные проблемы: фонограммы, оформление, нужный реквизит, последовательность выходов на игровое поле, необходимое количество призов и т.д.

  1. Методика подготовки и проведения игровых программ

Подготовка игровой программы – дело сложное. Особенно для тех, у кого отсутствует практический опыт организации досуговых мероприятий.

Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности

В зависимости от направленности игровые программы могут быть следующими:

- интеллектуально-познавательные – преобладают интеллектуальные игры: викторины, игры со словами, с буквами, кроссворды, анаграммы, игры-жесты и др.;

- конкурсные – состоят из разнообразных конкурсов: профессиональных, шуточных, сказочных;

- физкультурно-оздоровительные – состоят из подвижных игр, состязаний в силе и ловкости, выносливости, укреплении воли;

- фольклорные – включают народные игры, танцы, хороводы, массовое пение, обрядовые игры;

- театрализованные – ведущим является персонифицированный образ, герой того или иного произведения, сказочный герой;

- азартные, или коммерческие – включают в основном азартные игры, или игры шанса;

- профилактико-реабилитационные – включают игры для коррекции негативного психического состояния клиента и реабилитации инвалидов.

Начинается подготовка программы с создания инициативной группы, в обязанности которой входит, прежде всего, разработка сценарного плана или сценария. Только потом начинается организационно-постановочная работа.

Необходимо помнить, что выполнение заданий конкурсов игровой программы совершается на глазах у публики, то есть это живая импровизация. Поэтому репетиции проводятся только с ведущими. Затем монтажная репетиция – свето-музыкальное, оформление программы, работа с ассистентской группой.

С участниками проводится только одна-две консультации для определения выходов, мизансценирования участников на игровом поле и рекомендации по подготовке домашних заданий.

Особое внимание необходимо обратить на подбор музыкального сопровождения и запись фонограмм, поиск и подготовку зрелищных заставок – концертных номеров.

Программа заканчивается определением победителей. Поэтому следует предусмотреть свои материальные возможности для приобретения призов.

В целях организации будущего мероприятия все вышеизложенное приводится в порядок, систематизируется путем составления плана подготовки, в котором конкретизируется каждый вид деятельности в сроках подготовки и указания ответственного. Также организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждый конкурс, последовательность номеров, выступление жюри, место действия и ответственные за каждый игровой эпизод.

  1. Роль ведущего-аниматора в организации игрового действа

Создание условий для игровой деятельности – непростая задача ее организатора. Это должен быть необыкновенно добрый, талантливый, умный, образованный человек. Сегодня такого человека, способного вместить в себя все эти качества и свойства, называют аниматором – профессионалом высокого класса.

Ведущий – это специалист, который умеет организовать весёлый и интересный досуг для детей и взрослых. Через игру знакомит с традициями и культурой нашего народа. Ведущий – держит внимание участников на протяжении всей программы: вовлекает в игру, ведёт её и выявляет победителей. Он создаёт дружелюбную и доброжелательную атмосферу общения. Задача ведущего – создать чудесный, праздничный мир шутки, жизненной правды, правильных ответов на интеллектуальные вопросы, дружеское игровое общение.

Ведущий игрового действа – специалист по общению с людьми, психолог, артист массового-затейного жанра, демонстрирующий свой талант: хореографический, певческий, ораторский, организационный.

Задача массовика – «заставить» выступать как можно больше желающих. Хороший аниматор мало говорит, а много играет.

Игра невозможна без ведущего и водящих. Ведущий – это руководитель игрового общения. Водящий – один из играющих, который находится в игровом конфликте с коллективом.

Залог успеха организуемых игр – тщательно разработанный сценарий, в котором предусмотрена предварительная оценка всех мыслимых и немыслимых ситуаций, которые могут возникнуть.

В момент проведения игры ведущий решает множество задач.

Во-первых, создать непринужденную, дружескую атмосферу общения, чувства товарищества.

Во-вторых, одновременно и тактично помочь людям преодолеть их застенчивость, неумение познакомиться с товарищами по отдыху, учесть возрастные особенности общения.

В-третьих, не просто демонстрировать игру, а моделировать ее.

В-четвертых, изучать интересы людей и учитывать то, что они хотят получить от игры: для одних игра – возможность подчерпнуть интеллектуальную информацию, для других – утолить потребность в движении, у третьих – получить зрительные и слуховые эмоции.

  1. Профессиональные требования к организатору игрового общения

Профессиограмма ведущего

Свойства личности: такт, чувство юмора, вкус, доброжелательность, находчивость, владение собой и самокритичность.

Способности: организаторские, ораторские, актерские, режиссерские, импровизаторские, музыкальные, творческое воображение, память.

Умения: подготовить программу в соответствии с особенностями аудитории, обращаться с различными категориями людей, танцевать, петь, дирижировать, подобрать музыкальное оформление и несложный реквизит, правильно выбрать площадку и место, творчески использовать разговорные эстрадные жанры.

Советы организатору игры:

  • Прежде чем провести игру, четко выработайте правила и критерии оценок.
  • Заранее позаботьтесь о месте, где будет проходить игра. Если его нельзя оформить соответственно тематике, то обустройте его так, чтобы каждому было хорошо.
  • Гвоздь любой программы – ее ведущий.
  • Вы можете брать за основу только формы предлагаемых программ, наполняя их своим оригинальным содержанием.
  • Привлекайте к подготовке и участию в мероприятиях разновозрастную аудиторию.
  • Добровольность – основа всего. Если человек не хочет участвовать в игре – не заставляйте его. Попробуйте заинтересовать других, а он присоединится к ним - пусть не на первой игре, а на пятой.

Профессиональный ведущий должен иметь:

  • Хорошую дикцию
  • Культуру речи
  • Юмор
  • Находчивость
  • Доброжелательность
  • Тактичность
  • Интеллект
  • Интеллигентность
  • Хорошую память
  • Личную активность

Этика ведущего

  • Нежелательно, чтобы на сцене люди ели и пили.
  • Нежелательно на сцене заставлять людей раздеваться и разуваться.
  • Нежелательно заставлять людей поднимать тяжести, в том числе и других людей.
  • Нежелательно использовать в играх острые предметы.
  • Ведущий должен знать смысл вызова человека на сцену, должен знать, зачем он это делает.

Контрольные вопросы

  1. Что такое манок и для чего он нужен?
  2. С чего начинается игра и чем заканчивается?
  3. Что такое сценарий игровой программы?
  4. Какой тематике могут быть посвящены игровые программы?
  5. Назовите все виды конфликтов в игре.
  6. Что такое игровая программа?
  7. Какими могут быть игровые программы в зависимости от направленности?
  8. Какова роль ведущего игровой программы?

Глоссарий

Манок – прием незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо.

Сценарий игровой программы - представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта, где четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства и т.д.

Сценарно-режиссерский ход (прием) – образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии.

Экспозиция – ввод в действие; короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту.

Завязка – непосредственное начало действия.

Конфликт – столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Кульминация – высшая точка представления.

Развязка – разрешение конфликта, затем – главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т.е. идея.

Игровая программа – комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом.

Каркас игровой программы - итоговый вариант расположения блоков, заставок и т.д. в письменной разработке игровой программы.

  1. Список использованных источников
  1. Методика игрового общения, Шашина В.П., 2005.
  2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
  3. Игровые технологии в ДОУ, Томчикова С. Н., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....