Методические рекомендации
методическая разработка

Прилепская Елена Сергеевна

Методические рекомендации "Литературный сценарий открытого показа"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_stsenariy.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутский областной колледж культуры

Серия «Самостоятельная работа»

Литературный сценарий открытого показа

ПМ.02 Организационно-творческая деятельность

МДК.02.02         Исполнительская подготовка

(Словесное действие)

Методические рекомендации

Иркутск, 2018

УДК

ББК 85.345

Рассмотрено на заседании ПЦК  социально-культурная деятельность

Протокол № 04  от 10 ноября 2017 г.

Председатель Побережная М.М.

Одобрено Редакционно-издательским советом

Протокол № 05 от 26 июня 2018 г.

Составитель: Прилепская Елена Сергеевна, преподаватель ИОКК

Литературный сценарий открытого показа ПМ.02 Организационно-творческая деятельность МДК.02.02         Исполнительская подготовка (Словесное действие) : методические рекомендации / сост. Прилепская Е.С.; Иркутский областной колледж культуры. – Иркутск, 2018. – 45 с. – (Самостоятельная работа).

В методические рекомендации вошла пояснительная записка и литературный сценарий открытого показа студентов 3-го курса специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность.

Методические рекомендации предназначены для студентов очной и очно-заочной формы обучения, изучающих словесное действие и сценическую речь, слушателям курсов повышения квалификации, преподавателям.


Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………
  2. Литературный сценарий открытого показа ……………………………………...
  3. Список использованных источников ……………………………………………

Пояснительная записка

В программу воспитания будущего специалиста входит способность взаимодействовать в коллективном рассказывании. Это ставит студентов в условия, близкие к сценическому диалогу, приучает их подчинять текст единой теме, действовать словом, отстаивая свою точку зрения, может быть, отличную от других. Учит держать сценическую паузу, во время которой идёт внутренний монолог, рождающий слово.

Здесь же идет речь об общих принципах организации текстов в композициях, которые также помогают студентам овладеть необходимыми навыками сценической речи и словесного действия.

Слово композиция происходит от латинского слова composition, что означает "составление, связывание, построение" художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Композиция открывает еще неведомые грани литературного материала, подтверждает его многозначность; переосмысливая старое, пробуждает к жизни мысли, созвучные современности. Таким образом, находится сегодняшний эквивалент известным литературным произведениям.

На первом этапе, таким образом, идет серьезная, вдумчивая работа — обдумывание содержания темы, ее сценического толкования. Изучается литературный, иконографический и бытовой материал, чтобы извлечь философское, художественное, социальное звучание текста. Это развивает образное мышление студентов. Овладевая искусством компоновки материала, искусством монтажа, они учатся сплетать разрозненные тексты в единый узел, подчинять все основной движущей идее композиции.

Чрезвычайно важно найти драматургический конфликт композиции — столкновение мировоззрений и мироощущений. Именно отсюда рождается речевое взаимодействие, диалог с партнером и зрителем. Каждый отстаивает свою точку зрения. Конфликт может проявляться непосредственно, внешне активно, бурно. Но может быть и "утоплен" — тогда рассказчик сдержан, "не расплескивает" своих эмоций.

Самой главной заботой создателей композиции является построение ее цельности. Каждая композиция несет в себе свой особый изобразительный и звуковой мир, и чем цельнее, чем монолитнее будет организм этого мира, тем естественнее зритель и слушатель будет воспринимать смысловое и выразительное начало, сценическое решение. Цельность — это объективное средство композиции, одна из главных ее закономерностей. Именно цельность композиции диктует соразмерность компонентов, то есть ритмическую основу композиции. Центр композиции определяется тогда, когда все элементы, из которых складывается произведение, подчиняются основному композиционному замыслу. Композиция — это гармония, завершенность, смысл и разумная основа.

Далее приведён пример коллективного рассказа, речевого взаимодействия на материале новелл клоуна-мима, писателя, народного артиста Армянской ССР Енгибарова Леонида Георгиевича. Здесь каждый из участников должен быть причастен к общей теме, событийному ряду выбранного произведения. Студенты учатся "тянуть" общую линию рассказа, развивать ее, чувствовать общую перспективу. Произведение изучается всей группой рассказчиков.

Литературный сценарий открытого показа

ПМ.02 Организационно-творческая деятельность

МДК.02.02         Исполнительская подготовка

(Словесное действие)

«НЕ БОЙСЯ, ПОДОЙДИ К ФОНАРЮ»

Место проведение: ИОКК, аудитория № 36

Дата, время: 28 апреля 2018 г., 13:00.

За 30 минут до начала показа звучит инструментальная музыка. В кабинете расставлены стулья для зрителей. Посередине сцены стоит чёрный фонарь. Справа и слева от фонаря расположены лавочки. На кулисах, нарезанные из бумаги, звезды, а также композиция теневого театра, изображающая вечерний город: луна, дома, люди и т.д.

13:00. Приветственная речь преподавателя по словесному действию.

Елена Сергеевна: Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты! Мы рады приветствовать вас на открытом показе студентов 3 курса СКД очной формы обучения по дисциплине «Словесное действие». Приятного просмотра!

Преподаватель уходит. Звучит композиция №1. На кулисах начинает оживать композиция теневого театра. Первая оживает левая кулиса: три человека (жители города) изображают растущее дерево, которое тянется к луне и на определённый музыкальный момент замирает. Далее оживает правая кулиса: три человека (жители города) резкими и ломаными движениями показывают вечное движение людей и на определённый музыкальный момент замирают. Затем оживает средняя кулиса: два человека (жители города) показывают любовь между юношей и девушкой, после чего все кулисы вновь оживают и показывают пластическую зарисовку городской суеты. В определённый момент музыка замирает и на сцене зажигается фонарь. Все кулисы в это время замирают и на сцене по одному появляются жители города.

 Все выстраиваются в хаотичном порядке около фонаря.

  1. Новелла «ЗВЕЗДЫ».

Даша:         Безлунной ночью окна больших городов похожи на звезды.

Катя:         Звезды вспыхивают и гаснут.

Наташа:         Жизнь на них то разгорается, то замирает на какое-то время, чтобы возродиться опять…

Даша:         И даже если кто-нибудь умирает - это, к сожалению, может случиться, - то приходят другие люди и снова зажигают звезды...

Катя:         Созвездия - этажи, галактика - кварталы, тысячи обитаемых миров.

Дима:         Только не надо путать звезды-окна со звёздами уличных фонарей.

Лена:         Фонари необитаемые, они только освещают путь от одной звезды до другой.

Дима:         Бывают звезды, вокруг которых живёт по многу людей;

Маша:         Бывает, что около звездочки живет только один человек, и это всегда грустно, потому что ему некому рассказать про звезды в лунную ночь, что похожи на окна в большом городе.

Кристина:         Но я хочу ему сказать: не нужно отчаиваться, потому что на одной из звезд, вполне возможно, кто-то тоже одинок и ждет тебя.

Ира:                 И еще нужно обязательно верить, что звезды над вашей головой - это, может быть, всего-навсего окна ночного города

Лёша:         А переехать из города в город - это ведь совсем просто.

Звучит композиция №1. Все кружатся вокруг фонаря, разговаривают, смеются и по одному расходятся за кулисы. На сцене остаётся Лёша, который засмотрелся на один из домов на кулисе.

Звучит композиция № 2. Лёша разворачивается и идёт на авансцену.

  1. Новелла «ОКНО».

Лёша:        Окна. За каждым из них люди. И окна рассказывают нам о них. Это стены и двери бывают непроницаемыми, а окна всегда немножечко предатели. Послушайте историю, которую рассказало мне одно окно.

Свет в этом окне иногда горел допоздна, а иногда дня два-три подряд вообще не зажигался. На подоконнике всегда валялись трубки чертежей, стояли бутылки из-под кефира, изредка - из-под вина.

Но однажды на окне забелела занавеска, правда, очень уж красиво-скучная, а на подоконнике появилась герань с ядовито-зелёными листьями и болезненно-розоватыми, похожими на синяки, цветами.

Не прошло, однако, и месяца, как занавеска и герань исчезли, и за мутным от пыли стеклом завиднелись бутылки из-под кефира и трубки чертежей.

От этого стало почему-то очень грустно.

Потом пришла весна, она ведь обязательно когда-нибудь да приходит. И вдруг окно распахнулось, и показалась белокурая незнакомая девчушка. Она весело и звонко рассмеялась и поставила на подоконник полевые цветы. Я радостно улыбнулся в ответ и с лёгким сердцем отправился по своим делам.

Потом я уехал и долго странствовал.

Года через четыре вернувшись, домой, я, конечно же, посмотрел на знакомое окно...

Маленький художник, высунув язык, дорисовывал на чистом стекле окна чудесную картину: синее-синее море и белый-белый пароход с трубой, из которой валит чёрный дым, и над ними - красное солнце, лучи которого устремлены во все стороны.

Мне эта картина пришлась по душе.

Композиция №2 звучит громче.

Лёша уходит и садится лавочку, которая стоит справа от фонаря.

Звучит композиция № 3.

На сцене появляется Наташа.

Наташа:        Всю ночь в огромном доме светилось одно окно. За окном жил сказочник (некоторые называли его поэтом); он писал сказки и дарил их людям, потому что без сказок людям живётся трудно.

У него на столе лежало много разноцветных карандашей. Страшные сказки он писал черными карандашами, а весёлые - красными, жёлтыми, зелёными, белыми. Но однажды... какой-то злой и неумный человек взял и похитил все эти карандаши. Он оставил сказочнику только черные и белые и, уходя, сказал: «Вот теперь он будет писать так, как надо!».

Долго стоял опечаленный художник у своего опустевшего стола, потом поднял воротник куртки, погасил лампу и вышел.

Он шёл, не зная куда. Он медленно шёл под дождём по своему городу.
Когда он устал и остановился, к его щеке прилип мокрый берёзовый листок и он увидел, что листок темно-зелёный, затем он увидел, что асфальт серебристо-серый, горизонт уже светло-голубой, а крыши чистые, черепично-красные.

Он улыбнулся, собрал все эти краски и вернулся домой.

Он снова пишет. Он снова счастлив.

Композиция №3 звучит громче.

Наташа уходит и садится на лавочку слева от фонаря.

Звучит композиция №4.

Из-за кулис появляются Лена и Дима. Они стоят друг напротив друга, затем Лена идёт вперёд и становится слева от фонаря, а Дима идёт за ней и становится справа от фонаря, позади от Лены. У Димы в руках зонтик.

  1. Новелла «ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ».

Дима:        Я подарю тебе звёздный дождь. В жизни каждого человека бывают звездные дожди, чистые и удивительные: если не дни, то хоть редкие часы, полные звездного света, или хотя бы минуты, пусть даже мгновения, бывают, обязательно бывают, стоит только вспомнить... Помнишь, когда ты совершила самый гордый поступок... День и час, когда ты увидела человека, ставшего самым любимым... Миг восторга от встречи с искусством... Счастливые минуты смеха, развеявшие горе и боль... И многие-многие,  сверкнувшие прозрением мгновения нашей жизни люди называют звездными.

Я дарю тебе звездный дождь.

Взгляни, его капли я принёс тебе в ладонях.

Дима подходит к Лене и раскрывает над ней зонтик.

Лена поворачивается и с неохотой берет его зонтик.

Звучит композиция №5.

  1. Новелла «ЗОНТИК».

Лена:        Немного помолчав, она сказала: «Но нам же негде жить, у нас нет дома». Он рассмеялся и сказал, что у него есть зонтик, совсем новый, который сам раскрывается, если нажать на кнопку. И зонтик - это прекрасный дом, очень уютный для двоих. Правда, у него нет стен, но зато стоит протянуть руку, и вы узнаете, какое на улице время года, например, прошла весна или все ещё идёт.

С таким домом, как зонтик, удобно путешествовать, приятно слушать дождь и ещё... Но она не спросила: «что ещё...» и ушла к другому.

Лена отворачивается от Димы и идёт на авансцену.

Дима делает шаг к ней, но затем понимает, что между ними всё кончено, разворачивается и идёт к порталу справа.

У которого , кстати, была однокомнатная квартира со всеми удобствами, но, наверное, все-таки не было такого зонтика, а если и был, то, согласитесь, зачем человеку два дома, это же смешно...

Теперь, спустя много лет, она, наконец, поняла, какой это был чудесный зонтик, маленький парашют, держась за который вдвоём, можно улететь далеко-далеко, особенно в дождливые дни...

И она тоскует в своей уже трёхкомнатной квартире, потому что, чем больше квартира, тем дальше друг от друга те, кто в ней живут, и когда идёт дождь, она готова броситься вниз, чтобы разыскать свой зонтик, но разве с пятнадцатого этажа узнаешь, какой зонтик твой?

А если и узнаешь, то ведь неизвестно - исправно ли сегодня работает лифт.

Композиция №5 звучит громче.

Лена закрывает зонтик и идёт к порталу слева.

Звучит композиция №6.

На сцене появляется Маша.

  1. Новелла «ЛИСТЬЯ».

Маша:        На гибких ветвях человеческих жизней - узорчатые зелёные  листочки. Листья Добра - их больше всего, нежные листья Любви и листья Страха - они обычно растут где-то внизу, их мало. Листья Верности, может быть, не самые красивые, но наверняка самые необходимые...

Есть листья не похожие на другие, ни в каких гербариях не описанные, они в        встречаются редко, и их надо особенно беречь.

Качаются под ветром живучие гибкие ветви, но рано или поздно приходит осень, облетают пожелтевшие от времени листья, и очень важно, чтобы узор ковра, который они выстелят на земле, был светлым, звонким и чистым.

Это очень важно для будущей Весны.

Звучит композиция №7.

  1. Новелла «ПОДСНЕЖНИК».

Сегодня я собираю в осеннем лесу оранжевые, жёлтые, багряные листья.

Чудо-золото в моих руках и вокруг.

А я думаю о том, что скоро наступит долгая суровая зима.

И сколько Мужества и Веры нужно иметь крохотному подснежнику, когда он появится весной в опустевшем и голом лесу.

Сколько Мужества и Веры в прекрасные силы должно быть заложено в крохотных живых лепестках, чтобы не дрогнуть и в который раз начать все сначала!

Мой друг, будь как Подснежник, я знаю, сейчас тебе трудно...

Мой друг, будь как Подснежник, я знаю, сейчас ты совсем один...

Мой друг, я верю в тебя, как в Подснежник, пока жив в тебе хоть один листочек, хоть один лепесток!

Композиция №7 звучит громче.

Маша уходит и садится на лавочку справа.

Звучит композиция № 8.

На сцене появляется  Кристина.

  1. Новелла «ЛЕСТНИЦЫ».

Кристина:                Однажды я встретился с лестницей. Это была лестница, ведущая вверх, по которой так часто скатываются вниз. Мы долго беседовали с ней, и я многое понял из ее рассказов.

Ошибаются те, кто думает, что главное в жизни человека - дороги. Нет, главное - лестницы, по ним мы поднимаемся и спускаемся (не всегда и не все самостоятельно), по лестницам мы карабкаемся, а иногда счастливо взбегаем, перепрыгивая через две ступеньки к прекрасным мраморным площадкам успеха, порой таким непрочным. Оттуда мы больше видим, и все видят нас. После чего очень важно бывает определить, стоит ли подниматься выше и по какой лестнице, или лучше вызвать лифт и передвигаться то вверх, то вниз, в зависимости от механизма моды, общественного мнения, да мало ли чего, что управляет капризным лифтом.

Есть ещё любители взбежать, отдав все силы сердца и мозга, на самый верх самых коварных и шатких лестниц, а оттуда съехать по перилам, испытывая наслаждение от оваций за безрассудство и храбрость. Здесь есть опасность не удержаться в конце и шлёпнуться, но у того, кто спускается по перилам такой лестницы, дух захватывает и кружится голова. А аплодирующие?

Они же собираются не ради падения.

Да, главное в нашей жизни - лестницы, потому что ведь в конце любая дорога - это та же лестница, только вначале незаметная. И особенно опасны кривые, когда из-за поворотов не чувствуешь, что опускаешься все ниже и ниже.

Вот что рассказала мне старая лестница, ведущая вверх, которая очень страдала, когда по ней скатывались вниз.

Не обижайте лестницы!

Композиция №8 звучит громче.

Кристина уходит и садится на лавочку слева.

Звучит композиция №9.

На сцене появляется Катя.

  1. Новелла «ФОНТАНЫ».

Катя:        По утрам в большом осеннем парке я встречал человека, который подстригал фонтаны. У него были кожаный фартук, большие мокрые ножницы и деревянная расчёска.

Он ходил вдоль фонтанов, которых было в парке очень много, и подстригал ножницами водяные струи. Но вода капризна, она оставалась на том же уровне.… А самое удивительное, что на лице этого человека не было раздражения, скорее, наоборот…

Однажды, когда он закончил свою работу, мы встретились с ним в кафе за стаканом вина. Я спросил его, почему он выбрал такую странную профессию? Он подумал и, прищурив глаза, сказал, что на свете много профессий гораздо более бесполезных и много профессий совсем ненужных. И особенно часто люди любят подрезать, подстригать и вообще подравнивать, а это так тоскливо и неинтересно. Ну, скажите, кому нравятся подстриженные деревья?

— И, может быть, главное в моей профессии, — сказал, улыбнувшись, человек, который подстригал фонтаны, — чтобы люди, придя в парк, поняли: не все на свете можно стричь, а уж тем более — под одну гребёнку.

Композиция № 9 звучит громче.

Катя уходит и становится около левой кулисы.

Звучит композиция № 10.

На сцене появляется Ира.

  1. Новелла «НЕТ И ДА».

Ира:                Я над пропастью между Нет и Да. От твоего Нет я иду к своему Да по тонкому канату, сплетенному из желаний, робости и любви.

Он дрожит и качается, а надо мной бездонное Одиночество и Да, которое казалось таким заманчиво близким. Теперь кажется недоступным.

Но я иду, балансируя тяжёлым шестом - Гордостью. И старый добрый вальс Надежды, который всегда звучит при исполнении сложных номеров, придает мне силы.

Я иду, стараясь не смотреть вниз и не думать, что вдруг, пока я иду к твоему Да, кто-то уже поднялся к тебе, подставив для этого лестницу Благополучия.

Мне все труднее и труднее, меня качает ветер отчаяния и когда он становится невыносимым, ты вдруг совершенно неожиданно сама устремляешься ко мне.

Я роняю тяжелый шест. Ты обнимаешь меня, и мы падаем, или летим - какая разница - на одну из ярких звезд, что ждут нас включенные в ночной бесконечности августа.

- Милый, - говоришь ты, гладя мои волосы, - разве можно было так рисковать, ты мог бы сорваться в ужасное Одиночество. Глупый, зачем все это?

- Но ведь ты сама сказала вначале. Нет, и мне пришлось смертельно рисковать.

- Разве сказала? - удивляешься ты, - я что-то не помню.

Композиция № 10 звучит громче.

Ира уходит и становится около левой кулисы.

Звучит композиция № 11.

На сцене появляется Даша.

  1.  Новелла «ФОНАРИ».

Даша:        Ночь. Идёт мелкий дождь.

Капли дождя видны, когда попадают под свет фонарей, и кажется, что фонари вдоль улицы плачут.

О чем?

Фонари плачут дождливой ночью только о том, что не удалось людям, потому что сами они - просто фонари, своей печали у них нет.

И плачут они целую ночь от одиночества, от того, что идет дождь, и завтра нелётная погода, и кто-то не встретится, кто-то недолюбит, недоцелует...

И оттого, что завтра нелетная погода, этой ночью вдоль улицы плачут фонари. 

Даша подходит к левому порталу, где стоит Лена

и кладёт ей свою руку на плечо.

Как одиноко фонарю ночью на улице.

Даша идёт в центр, на авансцену.

Как далеко ему до другого такого же фонарика, на той же улице.

Даша идёт к правому порталу, где стоит Дима

и кладёт ему на плечо свою руку.

Уже холодно.

Даша идёт в центр сцены, становится под фонарём.

Она протягивает обе руки к Лене и Диме, как-бы призывая их подойти и помириться. Лена и Дима подходят к фонарю.

Подойди к желтому лучику, согрей его, прислонившись плечом - ему будет не так одиноко. Помоги фонарю на пустой улице ночью. Ты думаешь, это легко - всю ночь стоять одному, покачивать желтый блик на талом снегу и замирать от страха, как бы ветер не оборвал провода-нервы?

Не бойся!

Подойди к фонарю.

Вдвоём будет легче.

Звучит шум грозы, а затем мелкого дождя. Все ребята реагируют на дождь и подходят ближе к фонарю.

  1.  Новелла «СО МНОЮ ТЫ».

Наташа:        Дорога.

Лёша:        Из всех дорог я помню чёрную ленту асфальту.

Маша:        Мокрую от росы и листья ясеня на ней.

Дима:        Дорогу, по которой мы шли утром и ты боялась, что будет завтра.

Ира:                 А завтра не было, было только сегодня до завтра.

Катя:        До послезавтра было сегодня.

Кристина:        Счастливое сегодня.

Даша:        Потому что эта дорога – начало, середина и конец.

Лена:        Потому что по этой дороге я иду не одна

Лена и Дима:        Со мною – ты!

Композиция № 11 и шум дождя звучит громче.

Дима открывает зонтик, все ребята собираются плотнее друг к другу. Дима закрывает зонтиком всех ребят, а ребята машут руками зрителю.

Преподаватель по словесному действию выходит к зрителям для заключительного слова. После этого звучит лёгкая фоновая музыка. Исполнители уходят за кулису, зрители расходятся.

Список использованных источников

  1. Бруссер, Анна Марковна (1963-). Дикция [Текст] : учебное пособие для студентов театральных вузов / А. М. Бруссер ; Театральный ин-т им. Б. Щукина при Гос. акад. театре им. Е. Вахтангова, Каф. сценической речи. - Москва : Граница, 2014. - 70, [1] с.;
  2. Енгибаров, Леонид Георгиевич (1935-1972). Я подарю тебе звездный дождь [Текст] : воспоминания, рассказы, новеллы / Леонид Енгибаров. - Москва : Культурный центр "Софит" им. Л. Енгибарова, 2012. - 232 с., [16] л. ил., портр.;
  3. Енгибаров, Леонид Георгиевич. Клоун с осенью в сердце : миниатюры / Леонид Енгибаров. - Санкт-Петербург : Триада, 2008. - 158, [1] с. : портр.;
  4. Ласкавая, Е. В. Речеголосовой тренинг / Ласкавая Е. В. - Москва : Маска, 2006 (М. : ИПЦ Маска). - 101 с.;
  5. Сценическая речь [Текст] : учебник для студентов театральных учебных заведений / [С. А. Аристархова и др. ; науч. ред. И. П. Козлянинова, И. Ю. Промптова] ; ГИТИС. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : ГИТИС, 2011. - 556, [1] с. : ил.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....