Программа дисциплины Основы теории драмы
рабочая программа

Морозова Вера Семеновна

Данная программа испотльзуется для обучения по виду "Театральное творчество" в ОУ СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_distsipliny_osnovy_teorii_dramy.docx80.12 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОТИП цветной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ ИМ. В. Т. ЧИСТАЛЕВА»

рабочая программа

 раздела

ОСНОВЫ  ТЕОРИИ ДРАМЫ

ПМ 01«Художественно-творческая деятельность»

для студентов, обучающихся по специальности

51.02.01 НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

по виду

театральное творчество

(углубленная подготовка)

Сыктывкар

2018

Рабочая программа раздела профессионального модуля ПМ 01 специальности  51.02.01 разработана на основе Примерной основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от о5 августа 2013 г. N 661

51.02.01

Народное художественное творчество

Разработчик:

Морозова

Вера

Семёновна

Рузова

Светлана

Михайловна

Засл. раб.культуры РФ и РК

Рецензент:

Почетный раб. культуры РК

Преподаватель

ГПОУ РК

«Колледж культуры»

Преподаватель ГПОУ РК «Колледж искусств»

  1. Согласована

с педагогическим советом ГПОУ РК «Колледж культуры»

Протокол № 1 от «7» сентября 2018 г.

© ГПОУ РК «Колледж культуры» 2018

Содержание

Паспорт рабочей программы

Структура и содержание

Условия реализации

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. ПАСПОРТ

рабочей программы раздела

Основы теории драмы

ПМ 01Художественно-творческая деятельность


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории драмы» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.01 «Народное художественное творчество»  по виду «Театральное творчество» (углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории драмы» может быть использована в профессиональной подготовке работников сферы  культуры и в дополнительном профессиональном образовании - при наличии среднего (полного) общего образования.

КурсОсновы теории драмы в Рабочем учебном планерасполагается в его вариативной части и входитв содержание профессионального модуля ПМ 01 – «Художественно-творческая деятельность» как один предметов МДК 01.03 - «Теоретическая подготовка» - по определению ГПОУ РК «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева».

Цель предмета«Основы теории драмы» заключается в подготовке специалистов, владеющих методикой постановочной работы в  Домах культуры и других досуговых центрах. Задача её -  изучение специфики драматургического творчества.

В результате освоения модуля ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность» будущий руководитель любительского театрального коллектива должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

В результате освоения курса обучающийся должен:

уметь:

        анализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку

знать:

специфику работы над различными литературными жанрами.

Обязательная  учебная нагрузка студента – 32 часа, период изучения – 3  семестр второго года обучения. В конце семестра студенты должны сдать дифференцированный зачёт. По окончанию курса ПМ 01 - квалификационный экзамен.

Отличительной особенностью  программы является то, что «Основы теории драмы» – практико-ориентированный курс, который поможет обучающимся  распознавать отличительные особенности построения драматургического произведения, специфику составления инсценировок и,  в конечном счете,  даст возможность надлежащим образом  составить дипломный проект.

Освоение информации органически связано с выполнением различных заданий, которые направлены не столько  на воспроизведение прочитанного, сколько на активизацию мыслительной, творческой деятельности студентов, осознание ими  изучаемого материала. Для технологии личностно-ориентированного обучения  важно овладеть методиками активного и интерактивного обучения. В данном случае  лучше всего дисциплина усваивается через анализ конкретной ситуации и через коллективный учебный мозговой штурм (особенно при разборе прочитанных пьес).

В результате освоения модуля  ПМ 01. «Художественно-творческая деятельность»  будущий руководитель любительского театрального коллектива  должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы:

максимальной учебной нагрузки обучающегося

48 часов,   в   т.ч.:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

32

16

часов,

самостоятельной работы обучающегося

часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРАМЫ» ПМ 01

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка

48 часов

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32 часа

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16 часов

Итоговая аттестация после завершения изучения дисциплины по рабочему учебному плану –дифференцированный зачёт в формате тестирования.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы теории драмы

Номер разделов и тем

Наименование разделов и тем                             (содержание учебного материала; практические занятия; самостоятельная работа обучающихся)

Уровень усвоения

Макс. учеб.нагрузка

Самостучебн. нагрузка

Всего (групповые) до 15 чел.

1

2

3

4

5

6

Разд. 1

Драматургия и театр в системе искусств

3.1

Тема 1.1.

Введение. Предмет и задачи курса(лекция).

Введение в курс: общее представление об изучаемом предмете, место и значение драматургии, а также актерского мастерства в системе образных средств сценического искусства, специфика применения знаний по основам драматургии в области режиссуры.

Самостоятельная работа: определить систему образных средств сценического искусства на примере конкретной театральной постановки (видеозапись спектакля «Соло для часов с боем»)

1

3

1

2

Тема 1.2.

Классификация искусств. Драма как род литературы. Часть I (лекция).

Современная классификация искусств: пространственные,временные (динамические), пространственно-временные - по особенностям их восприятия. Театр как вид искусства.Разделение литературы на роды: эпос, лирика, драма.Самостоятельная работа: найти примеры родов литературы на одну тему.

Классификация искусств. Драма как род литературы.

Часть II(практическое занятие). Определение сущности драмыпо Аристотелю: «Драма есть... подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание... посредством действия, а не рассказа».

Выяснение в формате диалога специфики творчества драматурга.

Самостоятельная работа: на примере одноактной пьесы обозначить компоненты драмы, выявленные Аристотелем.

1

2

3

3

1

1

2

2

2 пр.

Разд. 2

Общая конструкция драмы

У1

Тема 2.1.

Драматический конфликт. Часть I(лекция).

Понятие действия – главной категории драмы. Драматургическая борьба. Определение конфликта. Наличие конфликта в других видах искусства и литературы.

Самостоятельная работа: найти пример и определить конфликт в произведении изобразительного искусства.

Драматический конфликт. Часть II(практическое занятие).                            Понятие «драматический конфликт», как идейно-тематическая основа драмы.Поиск и выяснение конфликта в конкретном произведении классической драматургии.

Самостоятельная работа: определение конфликта в заданной пьесе. Варианты формулировок конфликта.

Драматический конфликт. Часть III(практическое занятиев формате «разведка умом»).                                      Герои и персонажи произведения классической драматургии. Тема и идеяконкретного драматургического произведения.

Самостоятельная работа: прочитать пьесу А.Вампилова «Случвай с метранпажем»Продумать варианты формулировок темы и идеи.

1

2

2

3

3

3

1

1

1

2

2

2 пр.

2

2 пр.

Тема 2.2.

Фабула и сюжет(практическое занятие в формате диалога).

Определение отличий по конкретному произведению.:

Фабула - основные события произведения в их временной последовательности.

Сюжет, как художественное развитие фабулы, как система событий, имеющих причинно-следственные связи. Требования к сюжету.

Интрига как событие, вызывающее неожиданный поворот в фабуле пьесы.

Самостоятельная работа: формулировки сюжета и фабулы в пьесе «Случай с метранпажем». Найти интригу в произведении.

3

3

1

2

2 пр.

Тема 2.3.

Композиция (практическое занятие в формате диалога)                                                                                     Подход к проблеме композиции драмы через особенности драматического действия в птесе «Случай с метранпажем». Элементы внешней структуры классической драматургии: акт (действие), картина (сцена), явление; ремарка; монолог, диалог; пролог, эпилог; антракт. Элементы внутренней структуры классической драматургии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Самостоятельная работа: определение элементов композиции в заданных пьесах.            

3

3

1

2

2 пр.

Разд. 3

Виды классической драматургии. Жанры

У1;З1;ПК 1.3

Тема 3.1.

Трагедиякаквиддрамы(лекция)

Понятия «вид» и «жанр». Трагедия как жанр драматургии. Понятие «трагическое». История возникновения трагедии. Характерные признаки трагедии.Жанровое разнообразие трагедии (виды): историческая, романтическая.

Самостоятельная работа: определить признаки жанра трагедии в заданной пьесе.

3

3

1

2

Тема 3.2.

Комедиякаквиддрамы(лекция)

Комедия как жанр драматургии. Понятие «комическое». Смешное и комическое. Формы проявления смешного. Ю. Б. Борев утверждает: «Смешное шире комического. Комическое — прекрасная сестра смешного. Комическое порождает социально окрашенный, значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, „светлый “, „высокий “смех, отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий другие». Формы проявления комического: юмор и сатира. Характерные признаки комедии.Виды комедии: сатирическая, героическая, лирическая, семейно-бытовая. Скетч, водевиль, буффонада, мим, капустник, фарс. Самостоятельная работа: определить признаки жанра комедии в заданной пьесе.  

3

3

1

2

Тема 3.3.

Трагикомедиякакжанр драмы (практическое занятие).

Поиск характерных приметтрагикомедии в пьесе «Случай с метранпажем».

 Самостоятельная работа: прочитать или перечитать пьесу А.Островского «Гроза»

3

3

1

2

2 пр.

Тема 3.4.

Драмакакжанр драматургии(лекция).

 Отличительные черты драмы.Виды драмы: семейно-бытовая, социально-психологическая (на примере пьесы «Гроза»). Драматическая хроника как вид драмы (близкий по жанру драмы вид, не имеющий как правило одного героя, в котором события даются потоком, как в пьесе Билля-Белоцерковского «Шторм»). Мелодрамакак виддрамы. Приметымелодрамы.

Самостоятельная работа: определить признаки жанра мелодрамы в пьесеА.Попова «Осенняя слякоть». Перечитать пьесу А.Чехова «Чайка».

3

3

1

2

Тема 3.5.

Сложножанровая  драматургия. Часть I (лекция).    

Возникновение особого жанра пьесы на стыке 19-29-го вв. – прежде всего в творчестве А.П.Чехова. Специфика сплава драмы, комедии и элементов трагедии в одном произведении.                                                  

Сложножанровая  драматургия. Часть II (практическое занятиев формате «разведка  умом»).                                

Сложножанровая драматургия в пьесах последователей поэтики А.П.Чехова.

Самостоятельная работа: определить признаки сложножанровойпьесы  в произведенииА.Володина «Фабричная девчонка».  

3

3

3

1

1

2

2

2 пр.

Разд. 4.

Основы драматургического анализа

У1; З1

Тема 4.1.

Цепь событий в драме. Часть I(лекция)

Определение понятия «событие»: значительные, наиболее важные факты и явления в сюжете, определяющие поведение действующих лиц. Определение понятия «обстоятельство»: случившийся факт, не меняющий предлагаемых обстоятельств.                                        Самостоятельная работа: найти  примеры  события и обстоятельства в заданном произведении.                                                          Цепь событий в драме. Часть II (практическое занятие

в формате «разведка  умом»).                                                                  Событие - важнейшее конструктивное звено драмы. Определение событийного ряда в пьесе «Фабричная девчонка».

Самостоятельная работа: подготовиться к зачёту: повторение пройденного материала

Дифференцированный зачёт в форме тестирования.

2

3

3

3

1

1

2

2

2 пр.

                  Всего групповых занятий:

Из них практических 16 часов

32 ч.

                                                                Самостоятельная работа:

16 ч.

                   Максимальное кол-во часов за весь курс обучения:

48ч.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины  «Основы драматургии» требует наличия

3.1.1

учебных кабинетов:

Кабинеты дисциплин   «Театральное творчество»

социально-гуманитарных дисциплин,

информатики;

3.1.2

читального зала.

Оборудование учебного кабинета

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

1.1

Учебники

К

1.2

Учебные пособия

Ф

1.3

Словари и справочники

Д

2

Печатные пособия:

2.1

Портреты

Д

2.2

Открытки по отдельным разделам и темам курса

Д

3.

Демонстрационное оборудование (ММ-проектор)

Условные обозначения

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

Кполный комплект (исходя из реальной наполняемости группы);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух обучающихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько обучающихся (6-7 экз.).

Технические средства обучения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Технические средства обучения (средства ИКТ)

1

Телевизор с универсальной подставкой

2

Мультимедийный компьютер

3

Мультимедиа проектор

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основные источники:

Выходные данные печатного издания

Год издания

Гриф

1.

Катышева Д.Н.Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр: Учебное пособие. – 4-е изд., стер. – СПб.: Издательство«Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»

2016

1

П.Г. Попов. Жанровое решение спектакля. - М: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»)

2008

Дополнительные источники:

Выходные данные печатного издания

Год издания

Гриф

1

Барбой Ю.М. К теории театра: Учебное пособие. СПб.:СПбГАТИ,

2008

2

Владимиров С.В. Драма. Режиссер. Спектакль. /Сост. Н.Б.Владимирова, послесл. Е.С.Калмановский. Л.: Искусство

1976

3

Павис П.Словарь театра / Пер. с фр.; Под ред.Р.Баженовой. -  М.: Изд-во «ГИТИС»

2003

4

Поламишев А. Событие - основа спектакля. - М.

1982

5

Поэтика драмы. Методическое пособие для изучающих Основы теории драмы (по   работе В.Красногорова «Четыре стены и одна страсть»). Колледж культуры.

2016

Ресурсы Интернет

Драма и театр: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2002. – Вып. III. –219 с. – Режим доступа к пособию:http://poetics.nm.ru

Драма и театр: Сб. науч. тр. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2002. – Вып. IV. –304 с. – Режим доступа к пособию:http://poetics.nm.ru

Фоменко, И. В. Введение в практическую поэтику : учебное пособие /И. В. Фоменко – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. – 151 с. – Режим доступа кпособию :http://poetics.nm.ru

Энциклопедии, словари, справочники

Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М.Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987. – Режим доступа к энциклопедии: http://nature.web.ru/litera

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Банк средств для оценки результатов обучения

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы теории драмы» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования. Оценочные средства составляются преподавателем с ежегодным обновлением. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

1

Анализировать литературное или драматургическое произведение для осуществлениятеатральной постановки.

Тестирование.

Разбор внешней и внутренней структуры драматургического произведения для отбора репертуара и реализации постановки.

Усвоенные знания

1

Знать специфику работы над различными литературными жанрами

Определение жанра драматургического и другого литературного произведения по специфическим признакам.

Приобретенные компетенции

ПК 1.3

Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

- Составление планов подготовки и реализации сценических постановок и художественных программ.

4.2 Примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации в форме теста

1. ДРАМАТУРГ – это – (отметить нужное «галочкой»):

режиссёр-постановщик пьес; писатель пьес; исполнитель пьес.

2.Свойства, принадлежащие ДРАМЕ как роду литературы (продолжите): Предназначенность для игры…

3.Отметьте компоненты ДРАМЫ по Аристотелю (подчеркните нужное и допишите недостающее): МЫСЛИ, СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, ЖЕСТЫ, СЦЕНИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА, МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ТАНЦЫ, ХАРАКТЕРЫ, КОНФЛИКТ

4.Что такое жанр (подчеркните наиболее точное определение):

  • Разновидность сценического искусства.
  • Взгляд автора на действительность, эмоциональное отношение художника к жизни, выраженное в художественном образе.
  • Своеобразный эмоциональный приказ, которому подчиняется публика, настраиваемая театром на определенный лад.

5.Что такое трагедия (подчеркните наиболее точное определение):

  • Трагедия есть подражание действию важному и законченному посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение.
  • Трагедия есть пьеса, которая заканчивается гибелью героя.
  • Трагедия есть пьеса, финал которой известен абсолютному большинству зрителей.

6.Что такое комедия (подчеркните наиболее точное определение):

  • Вид драмы, в котором конфликт не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон, а борьба ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.
  • Вид драмы, в которой действует ловкий, хитрый, изворотливый, приспосабливающийся к обстоятельствам герой.
  • Пьеса, построенная на приёмах народного, площадного театра.

7.Какие приёмы комического эффекта вам известны (допишите): гипербола…

8.Объясните понятие ГРОТЕСК (подчеркните наиболее точное определение):

  • Причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного – в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего.
  • Форма комического изображения – для выражения лёгкой насмешки.
  • Философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. 

9. Объясните выражение «сценическое действие»:

                              - мысль актера, реализующаяся на сцене

                              - психофизический процесс, направленный на достижение цели

                              - физическое движение актера, смена мизансцены

10. Что означает выражение «иллюзияжизнеподобия»? В каких жанрах данная примета присутствует?

11. К какому роду литературы принадлежат нижеследующие произведения:

  • И.Крылов, «Ворона и лисица»
  • А.Пушкин, «Евгений Онегин»
  • А.Островский, «Гроза»
  • Частушки
  • М.Лермонтов, «Мцыри»
  • Д.Фонвизин, «Недоросль»

12. Как в пьесе называются авторские комментарии (подчеркните):

Реплики. Ремарки. Диалоги.

13. Какие приемы, использованные А.П.Чеховым – драматургом, позволяют считать его многоактные пьесы произведениямисложножанровыми:

  • Синтез психологической драмы и элементов комедии.
  • Сочетание социально-психологической правды с  условностью формальных приемов.
  • Отступление от психологической достоверности.
  • Использование гротеска.

14. Какой термин, какое понятие Аристотеля кроется под следующим тезисом:

Трагедия силой сценического искусства вызывает у зрителей чувства страха и сострадания, доводит эти аффекты до крайнего напряжения, нарушая душевное равновесие у зрителей, а затем дает своеобразное «очищение», разрядку, доставляя человеку облегчение, соединенное с чувством удовольствия.

15. К какому жанру относится нижеследующее начало пьесы:

ВЕРОЧКА. Ах, если бы приехал братец Николя! Но что это, папаша? Зачем вы здесь разложили ваши театральные вещи? Что это значит?

ЛИСИЧКИН (важно и с душевным вздохом). Дочь моя, все кончено. Взгляни на эту бумагу. (Вынув из кармана лист бумаги и качая головой, поет.)

Дитя мое, мой час пробил,

Я ждал, что мне дадут прибавку…

И вдруг нежданно получил

С печатью чистую отставку. (2 раза)

ВЕРОЧКА (ужасаясь). Возможно ли?

ЛИСИЧКИН.

Но не забудется вполне

Мой дар, талант мой исполинский…

И после смерти обо мне

Вздохнет театр Александринский. (2 раза)

ВЕРОЧКА. Вы в отставке… Да это невероятно! Ах, Боже мой! Да вы не соглашайтесь, не слушайте никого.

ЛИСИЧКИН. Да я и сам бы хотел служить, хотел умереть на сцене, да дирекция не позволяет.

ВЕРОЧКА. Да на что же это похоже? А я собиралась было дебютировать в вашем будущем бенефисе, надеялась сама поступить на сцену… Это ужасно… это убийственно. (Топает ногой и плачет.)

ЛИСИЧКИН. Утешься, дитя мое. Ты будешь дебютировать в другом роде: из девушки ты скоро сделаешься женой благородного человека. Уж дело решено. Убитый артист на все готов.

ВЕРОЧКА. Как! Что такое?

ЛИСИЧКИН. Да, да, радуйся! Акакий Назарыч недаром угощал меня обедами: он влюблен в тебя по уши… Помещик, двести душ, человек заслуженный – прапорщик в отставке. Это находка для дочери отставного артиста!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена  на  основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена  на  основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

КОМ по дисциплине "Основы теории информации"

Контрольно – оценочные  материалы по дисциплине "Основы теории информации" для  специальности "Информатика" 3 -4 курсов...

Комплекс практических работ по дисциплине Основы теории информации для студентов специальности Компьютерные сети

Комплекс практических работ по дисциплине Основы теории информации для студентов специальности Компьютерные сети рассчитан на 20 часов. Данный комплекс позволит студентам закрепить полученные теоретич...

Контрольно-оценочные средства дисциплины Основы теории драмы

Данные котрольно-оценочные средства используются в ОУ культуры СПО...