Методика изготовления керамической скульптуры
методическая разработка

Методика изготовления керамической скульптуры




 
















 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izgotovleniya_keramicheskoy_skulptury.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке по профессии   «Гончар». Основными этапами практической работы являются:

  • проверка знаний учащихся – их теоретической подготовленности к занятию;
  • инструктаж, проводимый преподавателем;
  • выполнение заданий, работ;
  • последующий анализ   выполненных работ и степени овладения учащимися запланированными умениями.

В результате выполнения практических , лабораторных и самостоятельных  работ  обучающийся должен знать: 

  • Физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства из керамики;
  • Технологический процесс изготовления изделий декоративно-прикладного искусства из художественной керамики;
  • Художественно-технологические приемы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства из керамики;
  • Специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного искусства из керамики;

Правила техники безопасности при изготовлении изделия декоративно-прикладного искусства из керамики 

В результате выполнения практических лабораторных и самостоятельных  работ обучающийся должен уметь:

  • Выполнять изделия декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне;

Применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусства

В результате выполнения практических лабораторных и самостоятельных  работ обучающийся должен овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями

 

Наименование результата обучения

 .1.

 Создавать бытовые изделия традиционного прикладного искусства.

 .2.

Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и цветовыми решениями.

 .3.

Соблюдать   этапность   исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

 .4.

Использовать компьютерные технологии при реализации замысла в изготовлении изделия традиционно-прикладного искусства.

 .5.

Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность.

 .6.

Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.

 .7.

Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности вв учебной деятельности.

 8..

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  задач, профессионального и личностного развития.

 9.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 10.

Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

 11.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

12.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Методические рекомендации лабораторных и самостоятельных  работ включают:

  1. Планирование практических,  лабораторных и самостоятельных  работ;
  2. Задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;


Лабораторная работа № 1.
 Подготовка глины к работе

Задание

Подготовить глину к работе .

Цель задания

- Формирование навыков подготовки глины к работе.

Форма выполнения

-Комок глины, полиэтилен, гипсовый пласт, пульверизатор с водой.

Последовательность выполнения задания:

1. Перемять глину до однородности массы (при необходимости увлажнить глину водой с помощью пульверизатора или удалить лишнюю влагу из глины, выминая ее на гипсовом пласте).

2. Подготовить глину к работе, удалив пузыри воздуха из комка: проминая глиняный комок вытягивать его в длинный жгут, сложив его пополам, вновь вытянуть до прежней длины. Снова  сложить пополам .Повторить не менее 20 раз.
3. Завернуть подготовленный комок глины в прочный полиэтилен.

Количество часов
на работу

2

Литература

1. Буббико Дж , Крус Х. Керамика: техника, материалы, изделия/ Пер.с итал.-Издательство «Ниола-пресс», 2009.

2. Джеки Э. Керамика для начинающих/Пер.с англ. -М.: Арт-Родник, 2005.

3. Рос Д.   Керамика: Техника. Приемы. Изделия/Пер. с англ. - М.: АСТ-Пресс, 2010.


 

 

Практическая работа №1 Создание керамической скульптуры из комка.

   Тема 1.1. «Работа с глиняным комком »

Задание:

-Создать керамическую скульптуру из комка.  

Цель задания:

- Формирование навыков лепки из комка, использования необходимых для этого материалов и инструментов .

Форма выполнения

-Комок глины, стеки, миска с водой, ткань, баночка со шликером, кисть для промазывания  деталей шликером.

Последовательность выполнения задания:

1. Ладонью раскатать заранее подготовленный комок глины в толстую колбаску (цилиндр).

2. Оба края колбаски разрезать стеком на две части.

3. Из образовавшихся четырех частей вытянуть ножки (они должны получиться толще у основания, тоньше на концах).
4. Все ножки согнуть в одну сторону и установить изделие на столе.
5. Из отдельного небольшого комка раскатать колбаску.
6. Изготовить из колбаски голову с шеей - закруглить один из краев, затем согнуть в сторону и слегка вниз .
7. Разрезать стеком макушку на две части, вытянуть ушки.
8. На туловище  (в месте крепления шеи ) и на основании шеи стеком сделать насечки, промазать шликером обе детали.
9. Соединить  детали, прижимая друг к другу. Примазать шею к туловищу.
10. На шее (со стороны, примыкающей к спине), защипывая пальцами глину,  вытянуть гриву.

11. Хвост также слепить из отдельного комка глины, раскатав колбаску и  приплющив ее.

12. Соединить  хвост с  туловищем по тому же принципу, что и шею.
13.  Вручную загладить готовую фигурку (использовать воду и ткань ).

Количество часов на работу

2.        

литература

1. Буббико Дж , Крус Х. Керамика: техника, материалы, изделия/ Пер.с итал.-Издательство «Ниола-пресс», 2009.

2. Джеки Э. Керамика для начинающих/Пер.с англ. -М.: Арт-Родник, 2005.

3. Рос Д.   Керамика: Техника. Приемы. Изделия/Пер. с англ. - М.: АСТ-Пресс, 2010.



Лабораторная работа № 2. Подготовка керамических изделий для дальнейшего декорирования.

Задание

Подготовить пласты для дальнейшего декорирования.

Цель задания

Формирование навыков изготовления пласта, использования для этого необходимых материалов и инструментов.

Форма выполнения.

- Комок глины, деревянные рейки, плотная ткань, игла, скалка, шаблон, полиэтилен.

Последовательность выполнения задания:

1. Перемять глину до однородности массы (при необходимости увлажнить глину водой с помощью пульверизатора или удалить лишнюю влагу из глины, выминая ее на гипсовом пласте).

2. Подготовить глину к работе, удалив пузыри воздуха из комка: проминая глиняный комок вытягивать его в длинный жгут, сложив его пополам, вновь вытянуть до прежней длины. Снова  сложить пополам .Повторить не менее 20 раз.
3. Постелить плотную ткань, по краям положить рейки одинаковой толщины. Между ними положить комок глины расплющенный в руках. Раскатать при помощи скалки, выравнивая глину по рейкам.
4. Если на поверхности пласта образовались небольшие вздутия,( признак оставшегося воздуха в глине) проколоть их иглой и снова раскатать.
5. Вырезать пласт необходимой величины, используя шаблон.

6. Заовалить (закруглить) край пласта, проглаживая его пальцами через ткань, не допуская образования заломов.
7. Завернуть готовый пласт в плотный полиэтилен.

Количество часов на работу

2+2

Литература

1. Буббико Дж , Крус Х. Керамика: техника, материалы, изделия/ Пер.с итал.-Издательство «Ниола-пресс», 2009.

2. Джеки Э. Керамика для начинающих/Пер.с англ. -М.: Арт-Родник, 2005.

3. Рос Д.   Керамика: Техника. Приемы. Изделия/Пер. с англ. - М.: АСТ-Пресс, 2010.

 

Лабораторная работа № 3. Подготовка  ангобов и пигментов для дальнейшей работы

Задание

Подготовить  ангобы для дальнейшей работы.

Цель задания

Формирование навыков подготовки ангобов к работе, изготовление пробников.

Форма выполнения.

- Комок глины, деревянные рейки, плотная ткань, игла, скалка, шаблон, полиэтилен, упаковки с порошками ангобов, вода, стеклянные банки, деревянные или пластиковые палочки –лопатки для перемешивания ангобов, небольшие листочки бумаги, скотч, ножницы, шариковая ручка,

Последовательность выполнения задания:

1. Перемять глину до однородности массы (при необходимости увлажнить глину водой с помощью пульверизатора или удалить лишнюю влагу из глины, выминая ее на гипсовом пласте).

2. Подготовить глину к работе, удалив пузыри воздуха из комка: проминая глиняный комок вытягивать его в длинный жгут, сложив его пополам, вновь вытянуть до прежней длины. Снова  сложить пополам .Повторить не менее 20 раз.

3. Постелить плотную ткань, по краям положить рейки одинаковой толщины. Между ними положить комок глины расплющенный в руках. Раскатать при помощи скалки, выравнивая глину по рейкам.

4. Если на поверхности пласта образовались небольшие вздутия,( признак оставшегося воздуха в глине) проколоть их иглой и снова раскатать.

5. Вырезать пласт необходимой величины, используя шаблон.
6. Порошок ангоба насыпать в стеклянную банку. Развести водой до консистенции сметаны.

7. Тщательно перемешать до однородной консистенции.
8. Переписать на небольшой листок бумаги характеристики ангоба, имеющиеся на заводской этикетке: цвет , название ангоба, температуру обжига.

9. Приклеить этикетку на банку с помощью скотча.

10. Создать новые цвета и оттенки ангоба смешав небольшое количество двух ( реже трех) ангобов. Записать пропорции смешивания.
11. На глиняный пласт нанести ангобы, пронумеровать. Записать на листе бумаги в соответствии с номерами названия и цвета  ангобов. Изготовить пробники для банок с ангобами.
12. Плотно закрыть ангобы крышками.

13. Пласты-пробники высушить .
14. После утильного обжига кистью покрыть половину каждого цвета ангоба на пробнике прозрачной бесцветной глазурью.

Количество часов на работу

2

Литература

1. Буббико Дж , Крус Х. Керамика: техника, материалы, изделия/ Пер.с итал.-Издательство «Ниола-пресс», 2009.

2. Джеки Э. Керамика для начинающих/Пер.с англ. -М.: Арт-Родник, 2005.

3. Рос Д.   Керамика: Техника. Приемы. Изделия/Пер. с англ. - М.: АСТ-Пресс, 2010.


Самостоятельная работа № 2.
 Подготовка эскизов для практической работы № 2

Задание

Подготовить эскизы для росписи грушей.

Цель задания

 Формирование навыков разработки эскизов, учитывая особенности техники выполнения (роспись резиновой грушей (спринцовкой)) , самостоятельного  применения правил композиционного  расположения в выбранном формате, грамотного исполнения эскиза в цвете.

Форма выполнения

-Гуашь, бумага белая и терракотовая (можно крафт), спринцовки с насадками, баночка для воды, небольшие емкости для разведения гуаши, карандаш.

Последовательность выполнения задания:

1.Выполнить несколько маленьких эскизов.
2. Наиболее удачный эскиз перенести на выбранный формат при помощи карандаша, учитывая правила композиционного расположения.
3. Ластиком приглушить карандашную линию.
4. Определить цвета, оттенки  и их количество для исполнения эскиза в цвете.

5. В небольших емкостях развести краски до нужной консистенции (чтобы достаточно легко набирались в спринцовку, но быстро не вытекали из нее). При смешивании нескольких красок тщательно перемешать до однородности цвета.
6. Набрать краску спринцовкой так, чтобы не втянулся воздух вовнутрь спринцовки.
7. Выполнить роспись резиновой грушей (спринцовкой) на эскизе.

Количество часов на работу

2

литература

1. Байэсс  Р.  Роспись керамики/Пер. с англ. -М.: Арт-Родник , 2010 .

2. Фишер Д.  Расписываем керамику.-М.: АСТ, 2010.

3. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А.  Технология производства и декорирования художественных керамических изделий.- М.: Высшая школа, 1984.

Практическая работа № 2  Декорирование заготовок плоских изделий из керамики ангобами с помощью спринцовки.

Тема 1.2. - Способы декорирования керамических изделий пигментами и ангобами.

Задание:

Расписать глиняный пласт ангобами с помощью спринцовки.

Цель задания:

-Закрепление знаний о  технике росписи ангобами при помощи спринцовки.
-Формирование навыков росписи ангобами при помощи спринцовки.

Форма выполнения

- Глиняная заготовка (пласт), ткань,  ангобы, палитра, медицинские спринцовки  малые (3-4 шт.) со специально изготовленными насадками, калька размером с эскиз, карандаш, небольшие емкости для процеженных ангобов.

Последовательность выполнения задания:

1. Перенести карандашом эскиз на кальку.
2. Перенести при помощи кальки и остроконечного стека или карандаша  рисунок эскиза на пласт. Накрыть пласт влажной тканью или полиэтиленом  и убрать в сторону.
3. Процедить (если это необходимо) ангоб и развести до нужной консистенции (чтобы достаточно легко набирался в спринцовку, но быстро не вытекал из нее).
4. Набрать ангоб спринцовкой так, чтобы не втянулся  воздух вовнутрь спринцовки.
5. Если необходимо, в соответствии с эскизом и на основе удачного пробника проложить кистью локальные пятна или растяжку ангобами на пласте ( пробники изготовить заранее: расписать, высушить, прожечь на утильный обжиг, задуть при помощи пульверизатора прозрачной бесцветной глазурью, прожечь на политой обжиг).
6. Придерживаясь эскиза и  пробников расписать пласт спринцовками.

7. Положить пласт на стеллаж, накрыть тканью, сверху положить гипсовые пластины для того, чтобы  изделие не деформировалось при сушке.

8. Полностью высушить изделие.

9. После утильного обжига слегка задуть изделие бесцветной прозрачной глазурью при помощи пульверизатора.

Количество часов на работу

3+3

Литература

1. Байэсс  Р.  Роспись керамики/Пер. с англ. -М.: Арт-Родник , 2010 .

2. Фишер Д.  Расписываем керамику.-М.: АСТ, 2010.

3. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А.  Технология производства и декорирования художественных керамических изделий.- М.: Высшая школа, 1984.

 


Практическая работа №3  Декорирование заготовок плоских изделий из керамики ангобами с помощью кисти

ПМ.02  Тема 1.2. Способы декорирования керамических изделий пигментами и ангобами.

Задание:

Расписать глиняный пласт ангобами с помощью кисти.

Цель задания:

-Закрепление знаний о росписи ангобами при помощи кисти.

-Формирование навыков  росписи ангобами при помощи кисти.

Форма выполнения

-Глиняная заготовка (пласт), палитра, калька размером с эскиз, карандаш, синтетические или натуральные мягкие кисти разной толщины с острыми и округлыми кончиками, емкость для воды.

Последовательность выполнения задания:

1. Перенести карандашом эскиз на кальку.

2. Перенести при помощи кальки и остроконечного стека или карандаша  рисунок эскиза на пласт (тарелку). Дать пласту  подвялиться (подсохнуть).

3. Придерживаясь эскиза и удачного варианта пробника выполнить роспись при помощи кисти (пробники изготовить заранее: расписать при помощи кистей, используя   различные техники, высушить, прожечь на утильный обжиг, задуть при помощи пульверизатора прозрачной бесцветной глазурью, прожечь на политой обжиг). Использовать палитру для смешивания ангобов.

4. Положить пласт  на стеллаж, накрыть тканью, сверху положить гипсовые пластины для того, чтобы изделие не деформировалось при сушке.
5. Полностью высушить изделие.

6. После утильного обжига слегка задуть изделие бесцветной прозрачной глазурью при помощи пульверизатора.

Количество часов на работу

6.

литература

1. Байэсс  Р.  Роспись керамики/Пер. с англ. -М.: Арт-Родник , 2010 .

2. Фишер Д.  Расписываем керамику.-М.: АСТ, 2010.

3. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А.  Технология производства и декорирования художественных керамических изделий.- М.: Высшая школа, 1984.

Практическое работа № 4  Изготовление палитры фактур

Тема 1.2. Способы декорирования керамических изделий пигментами и ангобами.

Задание:

Изготовление палитры фактур.

Цель задания:

-Закрепление знаний об особенностях подготовки глины к работе, раскатке глиняного пласта.

-Формирование навыков подготовки глины к работе, раскатки пласта, создания различных фактурных поверхностей.

Форма выполнения

-Глина, скалка, плотная ткань, рейки для раскатки, шаблон из плотного картона, различные фактурные ткани, стеки и приспособления для создания фактур.

Последовательность выполнения задания:

1. Подготовить  глину к работе, удалив пузыри воздуха из комка.

2. Расстелить ткань, по краям положить рейки одинаковой толщины, между ними  положить расплющенный в руках комок глины.

3. Скалкой раскатать пласт, выравнивая  по  рейкам.

4. Убедиться в отсутствии пузырей воздуха в глине ( слегка выпирающая местами глина) Если таковые имеются, проколоть иглой и снова раскатать.

5. Вырезать по шаблону заготовки для создания фактур.

6. При помощи фактурных тканей, стеков и различных приспособлений создать разнообразные фактуры.

7. Подравнять заготовки по шаблону.
8. Положить пласты на стеллаж, накрыв тканью,
 сверху положить гипсовые пластины для того, чтобы  пласты не деформировались при сушке.
9. Полностью высушить изделия.

10. После утильного обжига втереть пигменты, задуть глазурями, подчеркивая фактуру изделия.

Количество часов на работу

2+2

литература

1. Буббико Дж , Крус Х. Керамика: техника, материалы, изделия/ Пер.с итал.-Издательство «Ниола-пресс», 2009.

2. Джеки Э. Керамика для начинающих/Пер.с англ. -М.: Арт-Родник, 2005.

3. Рос Д.   Керамика: Техника. Приемы. Изделия/Пер. с англ. - М.: АСТ-Пресс, 2010.

 








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная методика в проведении занятий по профессии «Художник по костюму» по дисциплине «Технология изготовления швейных изделий»

    В соответствии с программой дисциплины «Технология изготовления швейных изделий», обучающиеся должны индивидуально разработать эскиз, техническую документацию и изготовить женскую...

Технологическая карта облицовки стен керамической плиткой.

Инструменты и материалы  применяемые при облицовки стен керамической плиткой....

Облицовка вертикальных поверхностей керамическими плитками «Кухонного фартука» способом «шов в шов»

Обучение учащихся  выполнению укладки плиток на вертикальную поверхность стен способом «шов в шов»...

Статья на тему: «МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ОТДЕЛКЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ (7 КЛАСС)»

В этой статье рассказывается об истории росписи, ее видах, о видах дереврообработки на примере разделочной доски....

Учебная практика.Продажа бытовых керамических товаров

Занятие по учебной практике направлено на формирование трудовых приёмов и навыков по подготовке бытовых керамических  товаров к продаже, размещению и выкладке на торгово-технологическом оборудова...

Методика изготовления изделий на гончарном круге

Методика изготовления изделий на гончарном круге...

Практическая работа №10 «Методика определения свойств стеновых керамических материалов в соответствии с ГОСТом»

Цель работы: Изучить методику определения свойств стеновых керамических материалов в соответствии с ГОСТом»...