Голосо-речевой тренинг
учебно-методический материал

Морозова Вера Семеновна

Голосово-речевой тренинг (по З.В.Савковой).  В помошь студентам - практикантам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._golosorechevoy_trening.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ (по З.В.Савковой)

Введение.

Установка на эффективный тренинг

        Управление речью идёт из двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому «ставить голос» отдельно как физзарядку, не задействуя при этом весь организм в целом – методически неверно. По этому поводу К.С.Станиславский говорил: «…чтобы не вывихивать своего аппарата воплощения, то есть, мимики, голоса, жеста, тела, - надо научиться вовлекать в работу свою душевную органическую природу». Таким образом, подлинно реальное или воображаемое действие, включённое в тренинг, будет втягивать природу, она рефлекторно будет вызывать к действию голосоречевой механизм.

         Итак, любое упражнение должно подчиняться действию. Проще реализовать этот процесс через глаголы действия (но не глаголы движения!): попросить, упросить, приказать, призвать, сговориться, пожалеть, пригрозить, выведать, обрадовать, обрадоваться …

        Ещё одна принципиальная установка тренинга – игра. Причём, игра, осуществляемая с детской верой и увлеченностью. Упражнения игрового характера втягивают в работу душевную сферу, вызывают положительные эмоции, раскрывают фонационные пути, помогают сформировать свободное звучание голоса.

I

        Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает: голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание.        

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция. 

  • Вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь, достигается упражнением» «Звукоподражатель.


Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: ССССССС...

 Шумит лес: ШШШШШШШ... 

Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ.

Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ.

Звенит комар: 3333333

  • Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки).


Упражнение
«Насос».

Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звукоподражательными: ССССССС! ССССССС! ССССС!

  • Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.


Упражнение
«Пульверизатор».

Сжимая в руке воображаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!..          
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй  и  третий.   Нажимайте на грушу — то рывками (
Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ!..).

Упражнение «Сорока-сплетница».

        Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-грр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Часть II

        Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. 

Восприятие речи — это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.
Поэтому зажатость исполнителя непременно передается слушателям, зрителям, и тс либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу выступления оратора.
Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения.

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания - это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха.  

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке «М» тихо стонете.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МммАммОммУммЭммИммЫмм... Произносите «на стоне» целые фразы: Мам, меду нам.

 Речь диаметрально противоположного характера: волевая, уверенная, экспрессивная (упражнение «Коварное "ам-ам"»).

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (она не откликается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам!)
Главное — натренировать
третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы. Она будет успевать выравнивать все звуки речи в звучании, создавать «опору» звука. Для этого полезно включить в упражнения всевозможные междометия.

Упражнение «Собака».

Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну.
Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «
Ав-ав!» (что в переводе на язык людей означает: «Я здесь!»). Не «облаивайте» зло своего друга. Подайте ему голос. Но -  

  • не имитировать «собаку», то есть не искажать тембр своего голоса;
  •  «подлаивать» на мягкой атаке;
  • упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет. 

Упражнение «Команды».

Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напрааа-вО!», «Крууу-гОм!», «Шагооом-Арш!», «РАз-два!» рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! л Евой! лЕвой!..

При усилении звука непоставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого.

Упражнение «Прыгуны».

Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием «алле!», а на междометии «гОп» руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — «Алле—гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп». 

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.


Упражнение «
Гудок».

Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУУ... «Гудок» не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу...
Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы:
отчитывайте, стыдите, упрекайте.

Упражнение «Частушки».


Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей «гармоники». Движения свободные.

Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:

  • найти и укрепить «центр» голоса;
  • совершенствовать координацию деятельности дыхания, голоса и  артикуляции;
  • развивать голосовую гибкость;
  • обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства;
  • обеспечивать звучность хорошей «опорой» дыхания при различных характерах речи.

Часть III

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Следует ставить голос, попутно исправляя дикцию. В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г; согласные Ч-Ц, часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф, которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы: п-пь, п-пь, п-пь; т-ть, т-ть, т-ть; к-кь, к-кь, к-кь. Тренируйте сочетания: птку, птко, птка, пткэ, птки, пткы! Или: бдгу, бдго, юдга, бдгэ, бдги, бдгы!

Следующие упражнения развивают подвижность диафрагмы.

Передайте стук колёс поезда в разных темпах:

Вот поезд отходит: ТуктУктуктукТуктУктуктуктукТуктУктуктукТук

Вот поезд прибавляет ход…

И вот: Вагоны вперёд покатили как мячики: ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики…

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В,Ф. Они «западают», их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. Именно потому, что эти согласные действительно «запирают» звук, следует тренировать особую активность их произнесения.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, - отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите… Но только не делайте это формально, механически – «без душевного участия» -  по Станиславскому.

Можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении «пучков» согласных с минимальным артикуляционным усилием.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные «букеты», «пучки» согласных в словах и на стыках слов во фразах:

боДРСТВовать

поСТСКРиптум

ВЗБудоражить

агенСТВо,

ваСВСТРевожили

как-нибуДЬВДРугой раз

пуНКТВСТРечи

ведоМСТВо

цеНТРФорвард

монстРВСКЛокочен

свеРХЗВуковой

маРШБРосок

коНТРНаступление

гораЗДВСХРапнуть.

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, состоящие из односложных слов:

В тот год тут был град.

Под дуб вполз ёж.

Бубн бъёт в такт.

Дед стал стар.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение «пульверизатор» (Ф! Ф! Ф!..) и закрепите активное произнесение согласного «Ф» в текстах. К примеру, будто побрызгав на волосы лак и рассматривая себя в зеркало, оцените свою новую причёску:

И в фас, и в профиль «Фантази» - к физиономии Зизи. Факт!

Следует добиваться хорошей вибрации кончика языка, чтобы согласный сонорный Р не «проваливался» в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, например, в испанском языке, но он должен звучать определённо, не искажать смысла слова.

Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т-Д. Вместо Т слышится ТС, вместо Д – ДЗ:

ГдЗе растСяпа да тСетСеря – там не прибыль, а потСеря. Исправьте произношение.

Скороговорки – это народнопоэтические шутки, в которых намеренно сочетаются труднопроизносимые вместе звуки. Народ придумал их специально для разработки «говорильного аппарата». Тренируясь в произнесении скороговорок, следует добиваться не только чёткости произнесения всех звуков, входящих в структуру слова, но сохранять яркость интонирования.

Бобр добр для бобрят (медленно, разъясняя).

Для бобрят бобр добр (быстро, уточняя).

Водовоз вёз воду из-под водопровода (медленно, разъясняя).

Из-под водопровода водовоз вёз воду (быстро, уточняя).

Купи кипу пик (медленно, разъясняя).

Кипу пик купи (быстро, уточняя).

Затем можно выбрать более сложные скороговорки. Главное: язык не должен перегонять мысли. Приобретайте привычку подчинять речь воле.

Осип охрип, Архип осип.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Тренируя скороговорки, следует менять глаголы действия, отношения, чувства, находить различные приспособления и   не забывать о звучании голоса. Старайтесь большее количество раз произнести не сбившись:

Либретто Риголетто! Либретто Риголетто!! Либретто Риголетто!!!

Король – орёл! Робертино Лоретти!

Выдержка из трудов К.С.Станиславского:

«Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо Л говорим УА. Согласный С звучит у нас как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки скрипы и всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку со сплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед». Станиславский, К. С. Работа актера над собой /. – М., 1955  (или любое другое издание).Т. 2.

Итак, основные качества, которые приобретаются посредством   упражнений голосо-речевого тренинга:

  • фонационное дыхание;
  • опора звука;
  • мягкая атака;
  • нахождение своего «центра» голоса;
  • укрепление силы голоса;
  • совершенствование природного тембра голоса;
  • дикционная чёткость;
  • голосовая гибкость.

Работа над голосом требует терпения и каждодневного труда, точного выполнения заданий. Занятия эти сложны и просты в одно и то же время, трудоёмки, но увлекательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга

ТЕПЛО СЕМЬИЗанятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство, сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях, повышение уровня родительской компетентности.П...

План-конспект тренинга "Путешествие в страну чувств"

Тип занятия: закреплениеВид: комбинированное Цели:Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, грусти.Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.Расширить представл...

Тренинг. Как выявить лидеров.

Тренинговые упражнения является программой самообучения группы....

Тренинг: Курить- здоровью вредить!

Профилактика курения...

Тренинг-психодрама для подростков по формированию навыка уверенного поведения в опасных ситуациях "Сказка ложь, да в ней намек"

Тренинг для  подростков  формирует навык противостояния давлению, повышению стрессоустойчивости, сплочению коллектива, может использоваться в рамках антинаркотических акций, профилактики нас...

Семинар – практикум «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»

Семинар – практикум«Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»Подготовила : Воспитатель Байбара Т.В.     Голос и речь играют большую роль в ра...

Методическая разработка занятия «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К.Линклейтер»

В данной методической разработке представлено занятие по теме «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К. Линклейтер»  для  обучающихся по специальности...