Методическая разработка занятия «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К.Линклейтер»
методическая разработка

В данной методической разработке представлено занятие по теме «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К. Линклейтер»  для  обучающихся по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), может быть использована в дополнительном образовании (театральная студия, коллектив художественного слова,  курсы риторики).

Цель: Развитие навыков релаксации речевого аппарата по методу К.Линклейтер.

Задачи:

Образовательные:

1.Знакомство с техникой релаксации по методу К. Линклейтер.

2. Изучение упражнений на снятие напряжения и подготовки речевого аппарата к развивающим упражнениям.

Развивающие:

3. Развитие навыков релаксации, снятия напряжения.

 Воспитательные:

5. Формирование культуры подготовки к выступлению.

6. Развитие навыков уважительного и тактичного предоставления обратной связи в ходе выполнения учебных заданий.

 Тип занятия: мини-лекция, тренинг.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного занятия:  просторное помещение для занятий, компьютер, проектор, распечатанные раздаточные материалы для каждого обучающегося.

Учебно-методическое обеспечение:

1)  Раздаточные материалы

2) Презентация

Хронометраж: 3 занятия по 45 минут  с перерывами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ «ЗВЕЗДНЫЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

 Тема: «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К. Линклейтер»

 Преподаватель -

Шутова Е.А.

   

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

В данной методической разработке представлено занятие по теме «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К. Линклейтер»  для  обучающихся по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), может быть использована в дополнительном образовании (театральная студия, коллектив художественного слова,  курсы риторики).

Цель: Развитие навыков релаксации речевого аппарата по методу К.Линклейтер.

Задачи:

Образовательные:

1.Знакомство с техникой релаксации по методу К. Линклейтер.

2. Изучение упражнений на снятие напряжения и подготовки речевого аппарата к развивающим упражнениям.

Развивающие:

3. Развитие навыков релаксации, снятия напряжения.

 Воспитательные:

5. Формирование культуры подготовки к выступлению.

6. Развитие навыков уважительного и тактичного предоставления обратной связи в ходе выполнения учебных заданий.

 Тип занятия: мини-лекция, тренинг.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного занятия:  просторное помещение для занятий, компьютер, проектор, распечатанные раздаточные материалы для каждого обучающегося.

Учебно-методическое обеспечение:

1)  Раздаточные материалы

2) Презентация

Хронометраж: 3 занятия по 45 минут  с перерывами.

Структура  занятия:

Название модуля

Деятельность  педагога

Деятельность обучащегося

Время

1.

Организационный момент.

1.Приветствие обучающихся

 2.Приветствие  педагога

3-4 мин

2.

Основная часть занятия:

-Объяснение нового материала;

-Закрепление нового материала

Постановка целей, задач занятия:

Подготовка оборудования  для просмотра Презентации

Формулирует  тему занятия, цель и задачи  и т.д.

Вопросы  педагогу

Другое

10 мин

Изложение нового материала с демонстрацией презентации (домашняя заготовка педагога)

Просмотр презентации.

20 мин

Диалог с обучающимися

Вопросы по новой теме

 Другое

10 мин

Перерыв

15 минут

3.

Основная часть занятия:

-Объяснение нового материала;

-Закрепление нового материала

Объяснение упражнений

Совместное выполнение

  Совместное выполнение упражнений

25 мин

Диалог с обучающимися

Вопросы по технике выполнения

Коррекция техники выполнения

 Другое

20 мин

Перерыв

15 минут

4.

Основная часть занятия:

-Объяснение нового материала;

-Закрепление нового материала

Объяснение упражнений

Совместное выполнение

Совместное выполнение упражнений

25 мин

5.

Завершение занятия Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Завершение занятия, объяснение домашнего задания  

Подготовка самоотчета по проделанной работе.

Выполняет рефлексивную оценку, оценку своих достижений

Участие в обсуждении

Завершение занятия, получение домашнего задания.  

  15 минут

Заполнить журнал занятий

Технологии, методы:

1. Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

2. Технология: личностно-ориентированный подход к обучению

3. Создание ситуации успеха и сотрудничества.

4. Деятельность, способствующая формированию внутренней мотивации и, как следствие, стимулирование развития речи, фонетического слуха, общей культуры и мышления.

Ход занятия

Организационный момент:

Описание действий: Приветствие. Проверка присутствия обучающихся на занятии.

Постановка цели, задач

Цель: Развитие навыков релаксации по методу К.Линклейтер.

Задачи:

1. Знакомство с вкладом К.Линклейтер в развитие учения о воспитании голоса.

2. Изучение упражнений на развитие навыков релаксации по методу К.Линклейтер..

 4. Контроль освоения материала:самоотчет и обсуждение.

Описание действий в соответствии с темой «Голосо-речевой тренинг и постановка речи: релаксация по методу К.Линклейтер»

 

Объяснение нового материала (см. Презентацию):

Педагог: Кристин Линклейтер (22 апреля 1936 - 5 июня 2020) была шотландским педагогом по вокалу, преподавателем актерского мастерства, актером, театральным режиссером и писателем. Книга К. Линклэйтер "Освобождение голоса" неоднократно выходила в крупнейших издательствах США, переведена на многие европейские языки. По методике Линклэйтер занимаются большинство театральных школ Америки. Упражнения этой системы направлены на освобождение голоса от напряжения, на развитие и укрепление его, прежде всего как человеческого инструмента и как инструмента актерского. Это, скорее, освобождение природного голоса, нежели развитие голосовой техники.  

Цель метода Линклэйтер - заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи - психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли.

Сегодня мы опробуем первый этап системы подготовки к работе над развитием возможностей голоса, разработанной К.Линклейтер. К.Линклейтер предлагает принять во внимание следующие положения (ниже приводится краткий конспект ее идей и упражнений), предлагаю вам ознакомиться с ними и попробовать применить их на практике.

Конспект «ЧЕТЫРЕ ШАГА К СНЯТИЮ НАПРЯЖЕНИЯ»

«Общая задача работы с позвоночником заключается в том, чтобы развить физическое самоосознание через конкретную релаксацию. Когда напряжение снимается, энергия освобождается в теле.

Продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. В этом случае эту поддержку вынуждены обеспечивать мышцы, предназначенные для других целей.

Два контрастных чувств — релаксации и зажима, которые можно регулировать. Этот опыт развивает способность замечать зажимы во|многих частях органов тела (таких, как корень языка, центр диафрагмы, верхняя губа) и научиться снимать с них напряжение.

 Способность к релаксации должна культивироваться медленно с заданной установкой. Иначе она приведет к состоянию полного упадка энергии, о чем уничижительно отозвался Е. Гротовский: "Человек не может полностью расслабиться, чему учат во многих театральных школах, потому что полностью расслабленный человек не что иное, как мокрая тряпка".

 Существует, однако, огромная разница между расслаблением ради расслабления, за которым неизбежно следует вялость, и релаксацией ради дела. Задача состоит в том, чтобы снять ненужное напряжение мышц, которые могли бы свободно реагировать на импульс, не устраивая привычных "коротких замыканий".

Первый шаг к освобождению голоса — знакомство со своим позвоночником. Чем лучше Вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты.

УПРАЖНЕНИЯ

Шаг первый.

Встаньте свободно, ноги на расстоянии 20 см.

Проследите за тем, чтобы Ваш вес равномерно распределился на обе ноги, сохраняйте равновесие между пальцами ног и пятками. Постарайтесь вообразить себе поочередно кости обеих ног.

Представьте, как кости голени вырастают из места, где они соединяются с лодыжкой.

Представьте, как бедро вырастает из коленного сустава.

Представьте себе место сочленения бедра и тазового пояса.

Представьте себе свой позвоночник вырастающим из поясницы, проходящим между лопатками с "плавающей" вокруг грудной клеткой и плечевым поясом на вершине.

Почувствуйте руки висящими от плечевого сустава.

Представьте себе кости рук, локтевые суставы, суставы предплечья, запястий, кости кистей и пальцев. Переместите Ваше внимание от рук к шее.

Представьте, как Ваши шейные позвонки продолжаются в черепе.

Представьте, что череп, как воздушный шар, "плавает" на вершине позвоночника.

Шаг второй.

Сфокусируйте Ваше внимание на локтевых суставах и позвольте им легко всплыть к потолку. Это движение включает в себя только верхнюю часть рук, притом мышцы предплечий, здесь как бы не участвуют.

Сфокусируйте свое внимание на запястьях и позвольте им всплыть к потолку.

Сфокусируйте свое внимание на кончиках пальцев и позвольте им всплыть к потолку.

Представьте, что кто-то слегка потянул Вас за кончики пальцев. Все Ваше туловище потянулось следом. Только ноги оставьте вне этого движения.

Теперь сделайте следующее: позвольте Вашим кистям расслабиться и повиснуть в запястьях. Обратите внимание на разность ощущений между кистью и всей рукой в целом.

Далее позвольте расслабиться Вашим предплечьям с тем, чтобы они свободно повисли от локтей. Обратите внимание на разность ощущений в предплечье, ладонях и верхних частях руки и плеч. Позвольте рукам тяжело упасть и свободно повиснуть от плеч. Ощутите тяжесть рук.

Пусть голова под своей тяжестью упадет вперед таким образом, чтобы голова и шея повисли на вершине туловища. Почувствуйте, как вес головы становится обузой для позвоночника, и он постепенно уступает этой тяжести. Ваш позвоночник начнет "разрушаться" сверху донизу, позвонок за позвонком, поддаваясь силе гравитации. Попытайтесь представить себе позвонки в этом движении один за другим.

Позвольте коленям расслабиться так, чтобы тяжесть Вашего веса сосредоточилась на середине стоп.

Проследите, чтобы вес не опрокидывал Вас назад — на пятки или вперед — на пальцы ног. Проверьте, чтобы шея не была зажата. Когда Вы почувствуете, что уже не можете поддерживать равновесие из-за возрастающей тяжести головы, отпустите позвоночник и повисните вниз головой. Представьте свое туловище висящим от копчика, поддавшимся силе гравитации. Дышите свободно. Вы делаете это упражнение для того, чтобы освободить мышцы туловища, мышцы плеч, мышцы шеи, головы и рук.

Теперь сфокусируйте свое внимание на копчике. От копчика начните "выстраивать" свой позвоночник вверх. Позвонок за позвонком, наподобие того, как Вы в детстве строили замок из кубиков, ставя один поверх другого.

Не напрягайте мышцы живота. Оставьте их свободными. Дышите.

Не выпрямляйте колени резко. Позвольте им для сохранения баланса в теле вытягиваться постепенно.

Направьте свое внимание на позвонки, которые поднимают грудную клетку.  

Начиная от поясницы, "выстраивайте свой позвоночник, ставя каждый последующий позвонок на вершину предыдущего. Сейчас Вы — поднятое вверх безголовое туловище.

Сфокусируйте внимание на седьмом шейном позвонке, который "поднимает" шею, и начните постепенно достраивать остальные шейные позвонки, пока не дойдете до вершины позвоночника. Обратите внимание на новое ощущение. Вы не "поднимаете Вашу голову". В результате построения шейных позвонков Ваша голова "всплывает".

Шаг третий.

Мысленно совершите путешествие от стоп вверх по ногам к туловищу, по ходу освобождая напряженные мышцы в области желудка, ягодиц, плеч, шеи. Этим Вы переносите энергию от вышеупомянутых внешних мышц к представляемому Вами позвоночнику, постоянно работающему против сил гравитации. Ваш позвоночник — это поток движущейся вверх энергии, перераспределяемой сознанием.

Ощутите контуры тела, как бы начертанными в воздухе...

Обратите внимание на ощущения, которые вызывает воздух, касаясь Вашей кожи.

Теперь закройте глаза, направив свое внимание вовнутрь. Попытайтесь в течение 1-2 минут познать свое тело изнутри.

Потянитесь, зевните и встряхнитесь всем телом.

Шаг четвертый.

Следующее упражнение полезно делать с закрытыми глазами, поэтому, если Вы работаете самостоятельно, прочтите сначала мои комментарии.

 Закройте глаза. Стойте свободно, с ощущением, будто позвоночник, вытягиваясь вверх, поддерживает Ваше тело. Для того, чтобы добиться полного расслабления внутренних мышц, позвольте себе мысленно совершить еще одно путешествие, на этот раз внутри черепа, начиная с его верхней точки и опускаясь вниз через лицо, к горлу, и ниже, к груди.

 Обратите внимание на малейшие изменения Вашего дыхания по мере дальнейшего продвижения Вашего сознания вниз — в желудок, далее, сквозь кишечник, в нижнюю часть живота, в пах. Избегайте малейшего напряжения внутри тела. Снимая напряжение мышц, окружающих позвоночник, держите его устремленным вверх. В противном случае — наступит коллапс.

 Позвольте всем Вашим внутренним органам способствовать Движению Вашего дыхания.

 Проследите за реакцией внутри Вашего тела на непроизвольные движения дыхательного аппарата.

 Ощутите глубоко внутри себя потребность зевнуть и потянуться.

 Начните уступать этому желанию. Зевните, потянитесь, Отряхнитесь всем телом, так, как если бы Вы поднялись с постели в прохладной комнате. Или представьте себе, как зевает собака потягиваясь и встряхиваясь.

 Отметьте, как чувствует себя Ваше тело, как Вы себя чувствуете».

Закрепление нового материала:

  1. Напишите самоотчет об ощущениях в ходе выполнения упражнений.
  2. Предоставьте обратную связь к уроку. Отметьте важные моменты в работе, выразите пожелания педагогу и рекомендации самому себе.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащегося осуществляется с помощью рефлексии.

Педагог: Ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

  1. Какие впечатления остались после занятия?
  2. Что запомнилось лучше всего?
  3. Что показалось сложным?
  4. Что из предложенного вы считаете актуальным для развития ваших навыков сценической речи?

После данного обсуждения занятие завершено.

Домашнее задание: самостоятельно тренировать навыки релаксации (см.раздаточный материал).


Список литературы, электронных ресурсов.

  1. https://www.demyanoff.ru/blog[Электронный ресурс]
  2. Бруссер А.М.104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). - М. : Реглант, 2004 (ООО Реглант). - 109 с.
  3. Васильев Ю. А. Дикция. Актуальное. Дикция. Актуальное [Текст] : монография / Ю. А. Васильев ; Российский гос. ин-т сценических искусств. - Санкт-Петербург : Изд-во Российского гос. ин-та сценических искусств, 2015. - 299.
  4.  Васильев Ю.А.Уроки сценической речи: народные скороговорки [Текст] : (из собрания Вл. И. Даля) : учебное пособие / Ю. А. Васильев ; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2011. - 132
  5.  Линклэйтер К. Освобождение голоса : [Пер. с англ.] / Кристин Линклэйтер; [Послесл. Л. Соловьевой]. - М. : ГИТИС, 1993. - 175,[1] с.
  6. Смирнова М. В. Скороговорки в речевом тренинге : учебное пособие / М. В. Смирнова ; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства, 2009. - 105 с.
  7. Сценическая речь : Учеб. для студентов театр. учеб. заведений / [С.А. Аристархова, И.П. Козлянинова, А.М. Кузнецова и др.]; [Предисл. и науч. ред. И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова]. - 3. изд. - М. : ГИТИС, 2002. - 508, [1] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Методическая разработка "SMAPT- для определения целей и постановки задач"

Методическая разработка "SMAPT- для определения целей и постановки задач" Для достижения глобальной цели, мы выполняем промежуточные задачи. С  помощью таких разделений, нам будет проще конт...

Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)

Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.Методическая разработка содер...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Орфоэпические нормы "

осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;      отработать навыки произ...

Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkills

Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkill...