Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkills
план-конспект урока

Методическая разработка занятия по учебной практике «Пайка медных труб низкотемпературным (капиллярным) методом» с внедрением стандартов WorldSkills

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл payka.orehov_docx.docx612.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

«ПАЙКА МЕДНЫХ ТРУБ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМ (КАПИЛЛЯРНЫМ) МЕТОДОМ»

С ВНЕДРЕНИЕМ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS

Выполнил:

мастер производственного обучения

Орехов А.С.

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………………….3
  2. План урока учебной практики………………………………………………..4- 10
  3. Технология  пайки медных труб …………………………………………….10-12
  4. Заключение…………………………………………………………………….….13
  5. Приложение 1. Задания для самостоятельной работы и критерии оценок……14
  6. Приложение 2. Технологическая карта «Пайка медных труб»………….….15-16
  7. Список литературы…………………………………………………………….....17

Введение

Трубы из меди применяют для транспортировки газа и в качестве водопроводов. Производство газового оборудования, тормозных и гидравлических систем, автокондиционеров и теплообменников невозможно представить без медного трубопроката.

Тот факт, что медные трубы можно надежно соединить, не используя при этом сварку, делает их привлекательным вариантом для создания транспортных магистралей для вязких горючих сред. При этом речь идет не только о бытовых системах. Из меди довольно часто изготовляются топливопроводы для автомобилей.

Медь очень удобна для обустройства водопроводов, так как она не боится коррозии при постоянном контакте с влагой. Для подобных систем характерна значительная продолжительность срока службы, без необходимости ремонтных мероприятий.

Также следует отметить стойкость труб из меди к повышенному давлению, по сравнению с изделиями из пластика или стали. Особенно ценится их способность хорошо переносить замерзание. Изделия хорошо переносят воздействие хлора и обладают антисептическими свойствами.

Пайка - надёжный вид соединений медных (и других) металлических труб. Этот способ не боится гидроударов, опрессовок, температурных расширений трубы. Это самый долговечный и самый древний вариант. Такие соединения служат многие десятки лет.

Медные трубы можно паять двумя способами: высокотемпературной и низкотемпературной пайкой. Первый вариант пайки применяют в случае повышенной нагрузки на трубопровод из меди. В большинстве бытовых случаев используют низкотемпературную пайку.

Паяные соединения выдерживают на порядок большие механические нагрузки и давления. За счёт так называемого капиллярного эффекта расплавленный жидкий припой проникает между двумя нагретыми деталями (труба + фитинг).

Надежность, относительная простота выполнения работ, универсальность использования

позволяет отнести медные трубопроводы соединенные методом пайки к  наиболее предпочтительным.

ПЛАН УРОКА

Тема урока: «ПАЙКА   МЕДНЫХ   ТРУБ   низкотемпературным (капиллярным) методом»

Цели урока:

Обучающая

Научиться выполнять трудовые приемы при подготовке и пайке медных труб

Сформировать у студентов профессиональные навыки и привычки

Обучить умению предвидеть возможные виды брака

Научить рациональной организации рабочего места

Сформировать умения подбирать инструмент

Развивать самостоятельность в трудовой деятельности

Воспитательная

Продолжать формировать профессиональные качества будущего рабочего: интерес к профессии, нетерпимость к браку, активность и самостоятельность в учебно-трудовой деятельности

Развивающая

Продолжать формировать и развивать умение анализировать; технологическое мышление и профессиональную интуицию; осуществлять планирование своих действий; умение реагировать на нестандартную ситуацию, находить решения; поисковый стиль мышления и работы. 

 

Материально-техническое обеспечение урока производственного обучения:

Верстаки слесарные, тиски поворотные, медные трубы и фитинги Ø 15 и 22 мм (переходники, отводы, полуотводы, тройники  и т.д.), флюсы, припои, губки для меди, губки бытовые, кисточки для нанесения медного флюса, слесарный и вспомогательный инструмент (фаскосниматели, резаки, гратосниматели, экспандеры), ПГСП-Ш (переносные газосварочные посты на штативе) или газовые баллоны с поджигом, ветошь, индивидуальные средства защиты.

Презентация, ноутбук

Резка медной трубы производится труборезом для резки медных труб.

Снятие фаски и грата с краев медной трубы фаскоснимателем.

Газовые горелки на одноразовых баллонах для пайки Данные горелки работают с одноразовыми баллонами с газом.

Еще один необходимый инструмент – труборасширитель (Экспандер). С его помощью можно будет увеличить диаметр одной из соединяемых деталей, что необходимо будет сделать, поскольку трубы имеют одинаковое сечение.

                

Межпредметные связи: междисциплинарный курс – по предметам: физика, химия,  МДК - монтаж санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.

ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть:

-проверка количества обучающихся, их готовности к уроку;

- наличие  спецодежды и средств индивидуальной защиты.

 

  1. Вводный инструктаж:

 тема урока: «ПАЙКА   МЕДНЫХ   ТРУБ   низкотемпературным (капиллярным) методом»

 цель урока: освоение компетенции по  выполнению трудовых приемов при подготовке и пайке медных труб

 

Актуализация опорных знаний

Проверка знаний обучающихся.

 Прежде чем овладеть новыми навыками и умениями предлагаю вам вспомнить теоретические знания по теме «Соединение труб из цветных металлов».

Полученные теоретические знания помогут нам на практике лучше изучить  и усвоить новый материал.

Вопросы

Ответы

Назовите основные химические свойства меди?

Медь - это ___________________________

Назовите основные физические свойства меди?

Имеет высокую плотность,

электропроводна (имеет низкую сопротивляемость),

имеет повышенную теплоотдачу. 

Перечислите сферы, в которых используются медь?

Газоснабжение, водо- и теплоснабжение

Покажите детали, предназначенные для соединения медных труб, и дайте их названия?

 Обучающиеся практически показывают детали, предназначенные для работы

Назовите виды соединения медных труб?

1.         неразъемные;

2.         разъемные.

К неразъемным видам соединения медных труб относят?

·         пайку;

·         сварку;

·         прессование.

К разъемным видам соединения медных труб относят?

·         резьбовые;

·         компрессионные;

·         самофиксирующиеся.

При какой температуре медь начнет плавиться?

1083 ˚

Назовите последовательность выполнения пайки медных труб

-резка трубы,

- снятие фасок,

- расширение диаметра,

- зачистки соединяемых частей от окислов,

-  промазки их флюсом,

-сборки соединения, его нагрев и нанесение припоя.

 

Теоретический материал мы вспомнили. Приступаем к изучению новой темы.

  1. Формирование новых практических  умений и навыков

повторение темы урока: Пайка медных туб (капиллярный метод)

повторение  цели урока: Вы должны научиться выполнять трудовые приемы при подготовке и пайке медных труб одним из способов

ОК. 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 3

Анализировать рабочую ситуацию.

Осуществлять текущий и итоговый контроль.

Нести ответственность за результаты своей работы.

ОК. 6

Работать в команде.

 

 ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА.

К работе допускаются лица:
– прошедшие предварительный медицинский осмотр;
– обученные по соответствующей программе;
– прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.

При работе могут действовать следующие вредные и опасные факторы:
– опасность травмирования (ожог);

- при выполнении огневых работ иметь средства пожаротушения.

Для выполнения работы обучающиеся обеспечиваются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.

Назовите, что включает в себя комплект спецодежды при выполнении пайки медных труб

Спецодежда включает костюм из плотной хлопчатобумажной ткани, кожаной обуви, головной убор, перчатки.

Одежду для работы  нужно подбирать правильно. Синтетические ткани категорически не подходят. Искусственное волокно очень чувствительно к высоким температурам. Оно легко плавится и загорается, поэтому для работы лучше всего выбирать плотную одежду из натурального хлопка. Еще один важный момент. При нагреве деталей флюс начинает гореть. Его пары опасны для человека. По этой причине помещение, в котором проводятся работы по пайке труб из меди, должно хорошо проветриваться.

 ПРАВИЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОЧЕГО МЕСТА:

Перед началом работы необходимо привести в порядок рабочую одежду:

       1. Застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов

       2. Убрать волосы под плотно облегающий головной убор

       3. Не разрешается работать в легкой обуви (тапочках и сандалиях).

-Внимательно осмотреть место работы, и если требуется  привести его в порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.

-Проверить освещение рабочего места, чтобы оно было достаточным и не слепило глаза.
При пользовании переносной электрической лампой следует проверить наличие на лампе защитной сетки, исправность шнура и изоляционной резиновой трубки.

-Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений. Переносить инструмент к рабочему месту разрешается только в специальной сумке или ящике.

- Перед началом работ необходимо ознакомиться с инструкциями и технологическими картами по выполнению работы.

- Перед выполнением новой незнакомой работы потребовать дополнительный инструктаж от руководителя работ.

 Изучение нового материала.

Рассмотрим трудовые приемы по подготовке  к пайкемедных труб,пайке медных труб, проверке качества выполнения работ. Выполняется показ учебных действий с демонстрацией рабочих приёмов, показом схем  по презентации

1.   Рассмотрим трудовые приемы по подготовке  к пайке медных труб .

Выполняю показ учебных действий в замедленном темпе с комментариями.

Организуем рабочее место

1.       Подберем необходимое оборудование, материалы, детали, инструменты для  работы

Для работы нам понадобится: штангенциркуль, отрезок трубы из меди, фаскосниматель, труборез, экспандер,  отвод или переходник, газовый баллон с поджигом, флюс для низкотемпературной пайки, припой, губка для меди, губки бытовые, емкость для воды, кисточка для нанесения медного флюса, зажигалка.

Порядок выполнения пайки медных труб описан в  технологической последовательности и инструкционной карте.

1.       Определим диаметр отрезков труб предполагаемых для пайки, при необходимости используем экспандер для получения раструба (штангенциркуль).

    Отрезок трубы перед устройством раструба предварительно нагревается с помощью  газовой горелки.

2.       Подберем отвод или переходник (штангенциркуль)

3.       Зачистим внутреннюю и внешнюю поверхность спаиваемых деталей

4.       Нанесем медную пасту (флюс)

5.       Зафиксируем в тисках

6.       Состыкуем сопрягаемые части

7.       Зажжем горелку

8.       Направим на состыкованную часть и полуповоротными движениями  по окружности трубы нагреем место пайки до появления металлического цвета у флюса

9.       Уберем горелку

10.   Добавим припой

11. Поверяем качество спайки визуально

Пайка завершена.

 

Выполним контроль качества пайки методом разделения  спаянных частей ручной ножовкой по металлу.

 

 Приглашаю обучающихся для повтора моих действий.

                    Схема пайки медной трубы

 

Положение газовой горелки,  паяный стык медных труб

  Паяное соединение медной трубы с фитингом


Технология пайки медных труб

Образование соединения при низкотемпературной пайке

При выполнении мягкого соединения в обязательном порядке используется легкоплавкий припой и низкотемпературный флюс. Для нагрева можно взять стандартную или малогабаритную газовую горелку, которая заправляется смесью пропана с воздухом либо пропана с бутаном и воздухом. Можно взять и специальный электрический паяльник. Берем малогабаритную газовую горелку, включаем ее и направляем пламя на стык труб. Пятно контакта, находящееся между пламенем и деталью, нужно постоянно перемещать  для того, чтобы элементы прогревались равномерно. Берем припой и касаемся им монтажного зазора. При достаточном разогреве припой начинает плавиться. Припой подается на участок пайки тогда, когда детали достаточно разогрелись для того, чтобы расплавить его своим теплом. Как только это происходит, отводим горелку в сторону, чтобы дать возможность припою заполнить капиллярный зазор полностью. Если припой еще не начал плавиться, нагрев продолжаем.

Особенностью низкотемпературной пайки является то, что припой специально не разогревается. Он должен расплавиться от тепла нагретых элементов соединения. После того, как припой заполнит капиллярный зазор полностью, ему нужно дать остыть, желательно в естественных условиях. Нужно помнить, что получившееся мягкое соединение имеет невысокую прочность, поэтому трогать руками  его в горячем виде запрещается.

 В процессе пайки крайне важно не перегреть медь. Иначе нанесенный на металл флюс разрушится, и, соответственно, не сможет растворять и удалять оксиды, что  отрицательно скажется на качестве соединения. Поэтому желательно использовать флюс с порошком-припоем. Когда температура детали будет достаточной для разогрева припоя, порошок расплавится и будет видно, как внутри флюса блестят капельки расплава.

Если использование  открытого пламени по каким-либо причинам недопустимо, применяют паяльные аппараты, работающие от электричества. Такое оборудование представляет собой набор из блока питания, электрических щипцов и паяльника. Процедура нагрева и последующего образования соединения паяльником ничем не отличается от выше описанной. Единственный нюанс: на полный разогрев деталей может уйти меньше времени, чем при нагреве горелкой.

                    Пайка медных труб  на  рабочем месте

Дефекты и способы их устранения

Процесс пайки труб из меди достаточно прост, но требует определенного опыта.  При   ошибках в работе могут возникнуть различные дефекты соединения труб.

- Наличие дефектов труб может быть следствием  процессарезки трубы. Если пайка проведена поверх дефекта, шов будет непрочным.

- Загрязнения на участке соединения элементов. Детали после нарезки и чистки обязательно нужно обезжирить.

- Недостаточная ширина монтажного зазора (зазор выставляется строго по размерам)

- Недостаточный разогрев деталей. В этом случае припой не сможет должным образом сплавиться с основанием. Такой шов легко разрушится даже при небольшой нагрузке.

- Флюс покрывает не всю поверхность трубы. Окиси остаются на поверхности детали, что негативно влияет на качество шва.

- Перегрев участка соединения приводит к сгоранию флюса и образованию окиси и окалины. В результате качество соединения резко ухудшается.

- Проверка неостывшего соединения. Прежде чем проверять качество шва, нужно убедиться в том, что труба остыла. Иначе соединение неизбежно деформируется и утратит прочность.

- Игнорирование правил безопасности. Пайка проводится при высоких температурах и с использованием агрессивных химически веществ. Защитная одежда, маска и перчатки обязательны.

После изучения нового материала и показа практических приёмов пайки медных труб студенты приступают к самостоятельной работе

Мастер производственного обучения напоминает  ПРАВИЛА  ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОЧЕГО МЕСТА  И ТРЕБОВАНИЯ  ОХРАНЫ ТРУДА

  1. Текущий инструктаж

   Целевые обходы рабочих мест:

Первый обход: проверка организации рабочих мест.

Второй обход: проверка правильности выполнения трудовых приемов, текущее инструктирование.

Третий обход: проверка правильности ведения самоконтроля студентами (выполнение приемов контроля).

Четвертый обход: проверка правильности выполнения технических и технологических условий в работе, прием и оценивание выполненной работы, выдача дополнительного задания успевающим студентам, текущее инструктирование.

Пятый обход: проверка правильности ведения межоперационного (промежуточного)  контроля, прием практической работы, оценивание результатов работы студентов.

5.       Заключительный инструктаж

1.       Подведение  итогов  урока

2.       Оценка трудовой деятельности студентов с комментариями о лучших и остальных работах

3.       Домашнее задание

6. Уборка рабочих мест

Заключение

C внедрением в системе среднего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов пятого поколения, которые основаны на компетентностном подходе, меняются взгляды на проведение учебных занятий как теоретического, так и производственного обучения. Проведение традиционных уроков, по классической схеме становится не актуальным. Руководствуясь тем, что в качестве результата образования признаются общие и профессиональные компетенции, в организацию и методику проведения учебных занятий необходимо внедрять стандарты WorldSkills,  обучение студентов по ТОП - 50 связанные с компетентностным подходом в обучении.

Компетентностный подход основан на трех ключевых позициях:

  • Самостоятельность в обучении.
  • Активные методы и формы обучения.
  • Практикоориентированность в обучении.

Студенты должны не только знать учебный материал и уметь выполнять упражнения и практические задания, но и иметь практический опыт, уметь применять знания и умения на практике.

Приложение 1

 Задания для самостоятельной работы и  критерии оценивания

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

п/п

Вид  работ:

Кол-во

1

Выполнить резку медных труб на сегменты

По 4 штуки разного диаметра

2

Увеличить диаметр одной из соединяемых деталей

По 2 штуки разного диаметра

3

Выполнить пайку переходников, отводов, муфт, сегментов

По 2 штуки разного диаметра

4

Выполнить контроль качества пайки

 

 

Выставление баллов

Снижение баллов

1.Организация рабочего места

10

Нарушения при организации рабочего места (неправильное расположение инструмента, замусоренность рабочего места)

2

2. Резка труб, устройство раструба, снятие фаски

10

Несоблюдение технологии резки, устройства раструба, снятия фаски

4

3. Пайка

30

Несоблюдение технологии пайки

6

4. Охрана труда

10

Несоблюдение требований охраны труда (неисправная спецодежда, неисправный инструмент)

4

Итого

60

Итого

16

 Критерии оценок:       «60 - 58» баллов  -  оценка 5      «58 - 40» баллов  -  4      

  «40 - 30» баллов - 3               

 

Приложение 2

Список литературы

1. ГОСТ. Сварка, пайка и термическая резка металлов. Сборник гостов. Часть 1.; Стандартов - М., 2019. - 288 c.
2. Грабов, И.Н.; Бурхачева, М.П.; Гржимальская, Л.Л. Русско-немецкий и немецко-русский словарь по сварке и пайке; Русский язык - М., 
2016. - 384 c.
3. Джюд Майк ,БриндлиКейт Пайка при сборке электронных модулей; Издательский Дом "Технологии" - М., 
2018. - 416 c.
4. Дубов Юлий Большая пайка; Вагриус - М., 
2015. - 720 c.
5. Дубов Юлий Большая пайка. Книга 3. Вагриус - М., 
2016. - 352 c.
6. Лашко С. В., Лашко Н. Ф. Пайка металлов; Машиностроение - М., 
2015. - 376 c.
7. Межотраслевые правила по охране труда при проведении работ по пайке и лужению изделий. ПОТ Р М-022-2002; НЦ ЭНАС - М., 
2019. - 938 c.
8. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников, занятых проведением работ по пайке и лужению изделий. ТИ Р М-(075-082)-2003; НЦ ЭНАС - М., 
2014. - 396 c.
9. Навроцкий А. Работы по металлу. Сварка, пайка, клепка. Практическое руководство; Рипол Классик, Лада - М., 
2014. - 416 c.
10. Пайка: опыт, искусство, наука. В 2-х кн.; 
РГГУ - Москва, 2016. - 240 c.
11. ред. Лоцманов, С.Н. Руководство по пайке металлов; Оборонгиз - М., 
2016. - 191 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по учебной практике: «Приготовление мясных изделий из рубленой и котлетной массы»

Методическая разработка подготовлена для контроля знаний обучающихся по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов по учебной практике УП.03 Производство колбасных изделий, копченых изд...

Методическая разработка занятия по учебной практике "Технологии создания мультимедийных презентаций"

Материал предназначен для ознакомления и изучения студентами технологий создания мультимедийных презентаций....

Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»

Методическая разработка Занятия по учебной практике по теме «Разборка, сборка и выявление неисправностей газораспределительного механизма ДВС»...

Методическая разработка занятия по учебной практике по теме: "Рубка металла".

Методическая разработка занятия по учебной практике по теме: "Рубка металла" по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)....

Методическая разработка занятия по учебной практики "Изготовление скворечника"

Методическая разработка занятия выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 18880 Столяр строительный...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Тема программы:Выполнение работ на агрегатах для основной и предпосевной обработки почвы.Тема урока: Комплектование пахотных агрегатов для основной обработки почвы. Работа агрегатов.Цель:Обучающа...