Статья "О практике дополнительного музыкального образования в Финляндии, Норвегии, Исландии" (2014)
статья

Анна Суркина

Музыкальное образование за рубежом. Безоценочная система. Государственная поддержка дополнительного образования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О практике

дополнительного музыкального образования детей

 в Финляндии, Норвегии, Исландии

Анна Суркина,

преподаватель МБУ ДО "ДШИ им. И.О. Дунаевского"

(г. Тарко-Сале, ЯНАО)

Материалом для настоящей статьи послужили сведения, полученные автором в устных беседах с коллегами-соотечественниками, преподающими в учебных заведениях Финляндии, Норвегии, Исландии.  Некоторые факты, о которых я узнала от моих информантов, явились, в определенном смысле, откровением и побудили по-новому взглянуть на состояние дел в отечественном детском музыкальном образовании. Важное информационное дополнение к устным беседам привнесла книга Марины Плясовой, нашей бывшей соотечественницы, ныне преподающей в известном норвежском музыкальном институте Баррат-Дуэ (Осло, Норвегия) на отделении для одарённых детей. Наблюдения автора совпадают с отзывами моих собеседников и еще раз подтверждают, что имеется заметная разница в детском музыкальном образовании нашей страны и за рубежом.

Для написания данной статьи был создан специальный вопросник для работы с информантами (см. Приложение № 1) и проведен краткий сравнительный анализ полученных данных[1].  

Задачи работы:

  • дать представление об имеющихся в Финляндии, Норвегии, Исландии формах музыкального образования взрослых и детей;
  • описать некоторые стороны государственного регулирования дополнительного музыкального образования;
  • обозначить соотношение между профессиональным и развивающим музыкальным образованием;
  • описать базовые педагогические принципы;
  • сообщить о такой малоизвестной у нас форме дополнительного образования в скандинавских странах как народная школа;
  • сообщить для сравнения примерные программные требования на разных этапах обучения.

Поскольку исходный материал был очень разнороден, автор счел необходимым выстроить структуру работы, отталкиваясь от явной параллели в плане географических и демографических характеристик между северными территориями России, в том числе Ямало-Ненецким автономным округом в Западной Сибири (местом проживания автора) и описываемыми странами.

В выводах рассматриваются ключевые отличия отечественной системы ДО в сфере музыкального искусства и аналогичных систем, выстроенных в странах Северной Европы.

Музыкальное образование детей в Финляндии

 Говоря о численности населения Финляндии, принято сравнивать ее с числом жителей Санкт-Петербурга (в обоих случаях около 5 с половиной миллионов человек).

По данным исследователей, в настоящий момент в Финляндии существует десять специализированных музыкальных гимназий (против примерно сорока петербургских музыкальных школ). Наряду с ними широко распространены специальные музыкальные классы при средних школах – их имеет примерно тринадцать процентов всех средних общеобразовательных заведений Финляндии, всего около пятисот тридцати, как указывают исследователи (6). В них обучаются на углубленном (предпрофессиональном) уровне обучается еще примерно пятнадцать тысяч детей.

Казалось бы, это не так много для страны с пятимиллионным населением. Однако почему в настоящее время Финляндия считается одной из самых благополучных с точки зрения музыкальной культуры стран?  Финны, по единогласному признанию многих, отличаются особой любовью к музыкальной деятельности, в самых различных её проявлениях – от хорового музицирования до электронной музыки. Количество музыкальных фестивалей, ежегодно проводимых в Финляндии – самое большое в Европе. Весьма высок авторитет академической музыки, в том числе авангардных направлений. Существует блестящая современная композиторская школа, пользующаяся международным признанием.

Как оказывается, задачу массового приобщения детей к музыкальной культуре берут на себя рядовые общеобразовательные школы Финляндии. Казалось бы, то же самое – в России.

Однако, в отличие от отечественной, финская школа дает не столько теоретический, сколько практический опыт. В стенах любой обычной общеобразовательной школы можно получить навыки игры на музыкальном инструменте. Стоит уточнить, что в Финляндии вообще нет ни "элитных", ни "слабых" школ. Это вытекает из очень важного для общественной и государственной жизни Финляндии принципа равенства. В самой крупной школе обучается около тысячи человек. В самой маленькой – 11 человек. При этом все принципиально получают одинаковое оборудование и пропорционально одинаковое финансирование.

Практически каждая средняя школа обладает набором классических инструментов. Помимо классического ассортимента, обязательно присутствует класс эстрадного ансамбля с качественными гитарами, ударными установками, электронным фортепиано, микрофонами.

Таким образом, стимул заниматься музыкой дополнительно в прямом смысле слова стоит перед глазами каждого ученика.

Немного об обязательных уроках музыки в школе. Здесь, помимо освоения азов нотной грамоты, дети изучают песенную культуру родной страны – от фольклора до церковных гимнов, так как преобладающая в Финляндии лютеранская религиозная культура предполагает совместное исполнение гимнов прихожанами во время службы.  Изучается песенное наследие в непосредственном пении, а не теоретически. Также, поскольку Финляндия привечает большое количество эмигрантов, от выходцев из стран бывшего СССР до сомалийцев, изучаются и этнические традиции приезжих. По сообщению одной из моих информанток, специально для ее сына, недавно поступившего в финскую школу, был устроен специальный урок с пением русских песен.

По желанию ребенка, подкрепленному рекомендацией от классного руководителя или учителя музыки, в его личный план вносятся дополнительные занятия музыкой, для проведения которых могут привлекаться профессиональные музыканты и преподаватели (речь идет, еще раз напоминаем, о рядовой, не имеющей специализированные музыкальные классы, школе). Можно, получив разрешение учителя, практиковаться самостоятельно. За девять лет школы дети могут перепробовать в деле все инструменты – от блокфлейты до контрабаса.

Так формируется уровень любительского инструментального музицирования, который зачастую перерастает в профессиональную деятельность. В Википедии указывается, что с 1990-х гг. Финляндия занимает одно из центральных мест в мировой рок-музыке (17). Теперь мы понимаем, это не случайно[2].

Помимо названных выше двух основных форм получения музыкального образования (специальная гимназия (или спецклассы при обычной школе) и общеобразовательная школа), в Финляндии существует и третья форма обучения музыке, причем, она вбирает в себя задачу дополнительного образования взрослых. Речь идёт о т.н. "народной школе". Этот исторический термин некогда означал родившийся в XIX веке способ самообразования малообеспеченных слоев населения.

В настоящее время "народные школы" Финляндии – целая сеть учреждений дополнительного образования для детей, молодёжи и взрослых. В стране их несколько сотен. Обучение в народных школах пользуется большой популярностью у населения. За умеренную плату желающие всех возрастов могут пройти здесь обучение по весьма разнообразному кругу специальностей и навыков: например, изучение иностранного языка, написание стихов, скалолазание, искусство фотографии, устройство автомобиля, установка палатки, и, в том числе, игра на музыкальном инструменте. По итогам обучения не сдаются экзамены и не присваиваются официальные квалификации в соответствии с государственной образовательной системой. Тем не менее, диплом народной школы предоставляет молодёжи дополнительные баллы при поступлении в университет.

Процесс обучения игре на фортепиано в народной школе устроен следующим образом: учащийся имеет один урок в неделю от 15 до 20 минут. Длительность урока устанавливает администрация, по рекомендации преподавателя, в зависимости от заинтересованности и успехов ученика. Содержание урока зависит от интересов ученика: это может быть обучение нотной грамоте, подбор по слуху популярных песен, разбор цифровок, изучение фортепианного репертуара "с рук" или по нотам. Оценок – нет. Особо мотивированный ребенок или взрослый, хорошо изучивший нотную грамоту и прошедший программу более сложного уровня, может сдать итоговый экзамен в специализированной музыкальной гимназии или колледже (среднем специальном музыкальном учебном заведении). О прохождении такого экзамена договаривается педагог. Ребенок, успешно прошедший экзамен, получает дополнительные баллы, которые зачтутся ему при поступлении в университет по любой, даже не связанной с музыкой специальности. Так же с недавних пор в отечественной практике некоторые ВУЗы стали начислять абитуриенту дополнительные баллы за диплом об окончании музыкальной школы.

 Первичная задача финской народной школы – организация досуга детей и взрослых. В этом она аналогична отечественной системе домов детского творчества (прежде – Дворцов пионеров и т.п. организаций). Тем не менее, и ей дана возможность вывести ребенка за пределы досуговой деятельности. Примечательно, что народные школы даже подчинены Министерству образования Финляндии (а не Министерству культуры).

Как мы видим, для способного ребенка в стране организована разветвленная, многоуровневая, многовариантная система музыкального образования. Он может, начав из любой точки (общеобразовательная, народная, специализированная школа, а также частный учитель), выбирать затем из нескольких вариантов дальнейшего продолжения образования. В отличие от России, Финляндия отказалась от жесткого разграничения и формализации различных образовательных траекторий. Досуговая (общеразвивающая) может легко перейти в профессиональную и наоборот. Для поступления в главный музыкальный ВУЗ страны – Академию им. Сибелиуса – диплом об окончании музыкальной школы не требуется. Достаточно сыграть вступительный конкурс на должном уровне.

Интересен следующий факт: уровень оплаты труда педагога в системе дополнительного музыкального образования не зависит от формы учреждения, в котором он работает. То есть, заработная плата преподавателя народной школы при прочих равных условиях не отличается от зарплаты преподавателя специализированной музыкальной гимназии. Поэтому преподаватель с высшим образованием может с удовольствием работать в стенах народной школы.

На уровень оплаты труда также не влияет такое явление, как аттестация. В стране не принято требовать дополнительного подтверждения квалификации преподавателя после получения им свидетельства о соответствующем профессиональном образовании.  Зарплата преподавателя зависит исключительно от уровня полученного профессионального образования и стажа работы по специальности.

О дополнительном музыкальном образовании в Норвегии

 Норвегия, как и Финляндия, занимает площадь вдвое меньшую, чем Ямало-Ненецкий АО, при том что населяют ее около пяти миллионов человек (против полумиллиона в ЯНАО).

Каждая муниципальная единица Норвегии, коммуна, вне зависимости от размера имеет свою музыкальную школу или школу искусств (Kulturskole). Исследователи указывают, что в настоящее время их число доросло до полутора тысяч в 430 коммунах (11). Невзирая на определение "школа", большая их часть действует по принципу досугового учреждения.

Детям, желающим обучиться игре на каком-либо инструменте, даётся один урок в неделю. Продолжительность урока в разных муниципалитетах колеблется от 15 до 25 минут.  Предметов музыкально-теоретического цикла, таких как сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература – нет. В урок входит как обучение игре на инструменте, так и обучение нотной грамоте. Экзаменов и зачётов –нет. Вместо этого дети играют в концертах, не менее двух раз в год.

Как отмечают наблюдатели, длительное время музыкальное образование Норвегии не отличалось системностью.  Дети, желающие заниматься профессионально, долгое время могли учиться только у частных преподавателей (часто – приезжих) или вынуждены были выезжать за пределы страны. На фоне отсутствия государственной поддержки успешно развивались частные учебные заведения, в том числе крупный музыкальный институт Баррат-Дуэ (Осло), получивший международную известность после победы своего выпускника А. Рыбака на Евровидении-2009[3].

Сейчас в стране осознана необходимость создания государственной профессионально ориентированной системы обучения. В приоритете – воспитание своих кадров, которые могли бы соответствовать мировым стандартам и выдерживать конкуренцию. В числе прочих мер государство активно поощряет создание новых частных музыкальных школ для детей, предлагая им юридическую и законодательную поддержку. Финансируются программы для работы с одарёнными детьми.

Общеразвивающее направление в обычных муниципальных школах искусств по-прежнему носит стихийный характер. Многое – от выбора репертуара до формы контроля за успеваемостью – отдано на откуп инициативе и таланту педагога. Государство не предъявляет конкретных требований относительно уровня достижений обучаемого ребёнка, что напоминает наш "кружковый" уровень.

Оценки за экзамены и текущую работу в музыкальных школах не ставятся принципиально (так же, как и в общеобразовательных -- вплоть до 8 класса). Считается, что на начальном этапе главное – сформировать у детей оптимистическую оценку их способностей. За качество исполнения норвежских детей не ругают – напротив, принято детей поддерживать и хвалить.  

Желающих учиться так много, что в некоторых музыкальных школах существуют "листы ожидания". Чтобы разгрузить их, власти некоторых школ предлагают педагогам заниматься с двумя учениками одновременно.

В итоге, наблюдателями отмечаются противоречивые результаты норвежских форм работы.  Как пишет М. Плясова: "При таком подходе трудно говорить о качестве. Тем не менее, дети играют и занимаются с удовольствием.  Огромное количество детей находится где-то рядом с музыкой, и дети имеют возможность "самовыражаться" без особых амбиций." (10, C. 30).

Возможно, эта система не подходит для воспитания ярких звёзд на музыкальном исполнительском небосклоне. Однако М. Плясова пишет: "Благодаря повсеместному приобщению растёт огромная армия любителей музыки. Существует множество любительских оркестров, особенно духовых. Только на заполярных Лофотенских островах с населением в 10 тысяч человек не менее десяти (!!!) любительских духовых оркестров, столько же любительских духовых хоров и один симфонический оркестр. Для музыкантов-любителей это еще оказывается социальным времяпровождением. В целом нация настолько музыкальная, что можно только удивляться качеству любительского исполнения какого-нибудь крупного сочинения, типа "Реквиема" Моцарта или "Мессы" Баха, а даже иногда сложного современного сочинения" (10, с. 31).  

Одна из моих информанток, проживающая в Бергене, втором по величине городе Норвегии с населением примерно 250 тысяч человек, отмечает в музыкальной жизни города удивительно большое количество музыкальных инициатив, большое предложение со стороны ансамблей всевозможных стилевых направлений: поп, джаз, разнообразные фольк-направления, старинная музыка. При этом музыканты умеют самостоятельно найти помещение, пригласить публику, организовать рекламу.  

Можно подытожить, что норвежская система дополнительного музыкального образования, являясь отражением общей образовательной политики страны, ставит своей целью и успешно осуществляет воспитание навыков социального взаимодействия[4].

О дополнительном музыкальном образовании в Исландии

Исландия – маленькая страна, площадь которой сопоставима с площадью Пуровского района ЯНАО: в Исландии – 103 тысячи кв. км. в Пуровском районе – 108 тысяч кв. км.  Проживает там 332 тысячи человек (примерно вдвое меньше, чем в ЯНАО).

К началу 90-х гг. в Исландии насчитывалось 60 музыкальных школ и училищ.  Это немало. Поскольку страна пока еще не может полностью обеспечить себя преподавательскими кадрами, распространена практика приглашения кадров из-за рубежа, в том числе из России.

Обучаются в музыкальных школах дети до 16 лет, хотя, если будет свободное место, могут взять и желающих взрослых. Популярные инструменты – фортепиано, скрипка, гитара. Наличие сольфеджио и других предметов теоретического цикла определяется ситуацией: так, в столичном Рейкьявике эти предметы преподаются отдельным уроком, а в удалённом на 300 км от столицы Оулафсвике педагогу приходится совмещать теоретический материал с преподаванием основ игры на инструменте.

Уроку по специальности отведён 1 астрономический час в неделю – то есть 60 минут. Педагог имеет право выбрать, как он хочет провести его – раз в неделю или дважды в неделю по 30 минут. Также педагог волен выбирать на своё усмотрение индивидуальный темп развития для каждого ученика, наиболее подходящий набор учебных пособий и уровень сложности исполняемых произведений.

В течение года оценки не выставляются. Главная цель – чтобы ребенку нравилось. Тем не менее, один раз в году все дети играют внутришкольный экзамен на оценку. Оценивается рост ребенка относительно самого себя; для этого педагоги должны знать каждого ребенка и представлять, как он развивается. Оценки выставляются по методу тайного голосования: каждый преподаватель выставляет свою оценку по 10-тибалльной системе в специальную ведомость; директор собирает ведомости и выводит средний балл. По словам моих информантов, им еще не случалось видеть ситуации, чтобы ребенок или его родители выразили несогласие с поставленной оценкой.

 Ввиду низкой плотности населения одна музыкальная школа может фунционировать в трёх различных зданиях в разных посёлках. Так, к примеру, работает школа г. Оулафсвика, в котором проживает чуть больше 1 тысячи человек.

Исландский опыт примечателен широким охватом населения дополнительным музыкальным образованием.  Приведём статистику: так, в соседнем с Оулафсвиком г. Грюндарфьёрдуре проживает менее 1 тысячи человек, при этом число учащихся колеблется в разные годы от 100 до 150 человек, то есть обучается примерно 1/10 часть населения. Наблюдатели отмечают спокойное отношение администрации к естественной "текучке" контингента учащихся. Часто интерес к занятиям музыкой пропадает через 3 года, когда ребёнку исполняется примерно 11-12 лет. Тогда ребёнок уходит, а на его место приходит новый.  

Несмотря на досуговую, общеразвивающую направленность музыкального образования, в исландской системе, в отличие от норвежской, предусмотрены специальные аттестационные экзамен как точки роста для учащихся. Они бывают следующих уровней: начальный, средний и выпускной, примерно соответствующий уровню поступления в наше ССУЗ. Их исландские названия - Грюнстиг, Мидстиг, Франхольт. Программа, исполняемая на аттестационном экзамене, должна соответствовать определенным требованиям (см. Приложение № 2). Что важно: дети проходят аттестацию по собственному желанию. Если ребенок не хочет сдавать аттестационный экзамен – это его право. Он просто будет продолжать свои занятия дальше.

  По статистике, сдают аттестационные экзамены не так часто. Так, за 9 лет работы моего информанта в Оулафсвике сдать экзамен уровня Грюнстиг по фортепиано изъявили желание лишь 2 ребёнка. Есть школы, где экзамен этого уровня сдают 100 % учеников (эта тенденция характерна для столичного региона). В любом случае, данный педагогический успех никак напрямую не повлияет на заработную плату педагога.  Возникнет лишь небольшая поблажка в том, что можно взять чуть меньшее количество учеников на ставку (примерно 20 часов вместо 21). В то же время от того, сколько человек в школе прошли аттестационные экзамены, зависит престиж школы. К этому относятся серьезно, так как от уровня престижа школы зависит то, сколько денег выделит ей муниципалитет. А дополнительные деньги – это возможность улучшения качества образования и небольшого дополнительного заработка для преподавателей: к примеру, можно организовать коллективный курс теории или дать час ансамбля.

На решение ученика и его родителей сдавать или не сдавать аттестационный экзамен может повлиять и то, что за сданный экзамен начисляются баллы, учитывающиеся при поступлении в ВУЗ (как в Финляндии). Для поступления требуется набрать что-то между 100 и 200 баллов. Экзамены в общеобразовательной школе дают от 4 до 10 баллов. Каждый экзамен в музыкальной школе даёт 5 баллов.

В отличие от Норвегии, работу педагогов поддерживает определённая методическая база. Обеспечивает её в большей мере профсоюз, и лишь отчасти Министерство культуры и образования. Методические установки исходят в виде пожеланий, не требований.

Государственная поддержка дополнительного музыкального образования проявляется в том числе в обеспечении преподавателей большим количеством социальных льгот, в том числе, бесплатным предоставлением жилья, скидками на оплату коммунальных услуг и медицинского страхования. В целом, престиж профессии преподавателя очень высок.

Подытоживая, отметим, что система музыкального образования Исландии ещё очень молода, находится в стадии активного становления и впитывает опыт разных стран[5].

Выводы

Отметим базовые педагогические принципы, прослеживаемые во всех вышеописанных системах. Это:

– упор на общеразвивающую траекторию, однако с прицелом на дальнейшую в течение жизни музыкальную деятельность. Как итог – развитое музицирование взрослых;

–отсутствие оценок либо оценивание по личному росту, а не относительно заданного общего стандарта;

– мотивирование детей не путём страха перед экзаменом, а путём переживания положительных ощущений.

Со стороны государства отмечается:

 –   доверие к педагогу;

– отсутствие прямого финансового стимулирования педагогических успехов;

- подчеркивание значимости музыкального образования путём начисления баллов, необходимых для поступления в ВУЗ.

Сегодня дополнительное образование (ДО) детей в России переживает подъем внимания со стороны государства: формируется общегосударственная концепция развития ДО, модернизируются образовательные программы, определяются материально-технические условия и перспективы развития на несколько десятилетий вперед. Все это свидетельствует о понимании важности данного сектора образовательных практик для современного общества.

Цели ДО в сфере культуры и искусства прописаны вполне ясно: это, с одной стороны, обеспечение преемственности и сохранение богатейших традиций художественного образования, а с другой стороны – приспособление к меняющимся запросам постиндустриального, информационного общества.

 Что касается задач преемственности и сохранения, отечественная область музыкального искусства может похвастаться многолетним успешным опытом, в который входят и богатые академические традиции преподавания, и развиваемая на протяжении уже не первого столетия трёхступенчатая система музыкального образования, и обширная система государственной поддержки. Однако, при постановке задач необходимой сегодня модернизации музыкального образования те самые устойчивые традиции, о которых говорилось выше, зачастую ограничивают поле зрения педагогической общественности.

На наш взгляд, над отечественным музыкально-педагогическим сообществом в школьном его звене сильно тяготеет догмат профессионализации как единственно правильного и уважаемого пути развития обучающегося. Несмотря на все прописываемые в программных документах постулаты о "гармоничном развитии личности" и "воспитании грамотного слушателя", к примеру, к общеразвивающим программам относятся как к второсортным. Имеет место пренебрежительное выражение: "кружковость". Аттестуя преподавателя, государство в первую очередь оценивает его работу с конкурентноспособными в профессиональном плане учащимися, оставляя за бортом немалый массив педагогической работы с остальными учащимися. Общеразвивающие программы проработаны мало, зачастую очень неглубоко и формально. Музыкальное образование и любительская деятельность взрослых практически не поддерживается государством. В итоге мы теряем возможность гармонизовать социум посредством музыки. А наши северные соседи эту возможность не упускают. Одной из наиболее удачных систем с точки зрения разумного баланса между интересами детей, родителей, педагогов, общества и государства, можно было бы назвать финскую.

Публикуемой заметкой автор надеется восполнить существующие информационные пробелы, а также призвать коллег к дискуссии по вопросам устранения существующего ныне перекоса в сторону профессионального образования. Как пишет Д. К. Кирнарская: "Учиться музыке в XXI веке следует не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы быть успешным в любой профессии" (5).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Проект "Основы государственной культурной политики"// www.rg.ru/2014/05/15/osnovi– dok.html.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года // iroski.ru.
  3. Гогленков А.М. Профессиональная мобильность в контексте концепции непрерывного образования: опыт стран Скандинавии // www.gup.ru.
  4. Музыка Исландии в Музыкальном словаре // www.music– dic.ru/html– music– keld/i/2816.html.
  5. Кирнарская Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке // www.education.ssti.ru/center/stat1.html.
  6. Копосова И. Современная финская музыка: путь к успеху // www.21israel– music.com/Finnish_music.htm.
  7. Краткий обзор музыкальной культуры Финляндии. Брошюра Министерства иностранных дел Финляндии// Хельсинки, 2002г. – 12 с.
  8. Народы и культуры циркумполярного мира // http://old.uarctic.org/singleArticle.aspx?amid=3221&m=515
  9. Образовательная система Норвегии // www.russisk.org/forum/content
  10.  Плясова М.В. Детство под знаком музыки. Диалоги об одарённости // М.: "Классика XXI", 2010 –  288 с.
  11. Плясова М.В. Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования и воспитания // www. marinapliassova.  com.
  12. Соколов Е. Школы наших северных соседей. Федеральный образовательный портал –  Экономика, Социология, Менеджмент // www.ecsocman.hse.ru.
  13. Чему не учат в России: музыка // http://fontanka.fi/articles/17704.
  14. Школьное образование в Финляндии // www.obrazovanie– ru. Livejournal.com.
  15. Энгберг П. Шведская демократия: учебные процессы и народные школы // www.sweden4rus.nu.
  16. Iceland Academy of Arts // http://lhi.is/english/ –  сайт Академии искусств Исландии.
  17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Финский_рок
  18. Musik Finland // http://musicfinland.fi/en/ –  директория всех музыкальных ресурсов Финляндии, включая сайты образовательных заведений.
  19. Welkome to the Norvegian Folk High Schools // www.Folkehogskole.no –  сайт высших народных школ Норвегии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросный лист, предложенный преподавателям музыкальных учебных заведений разных стран – выходцам из России.

  1. Сообщите название Вашего учебного заведения и характер контингента учащихся (дети, взрослые).
  2. Сколько длится урок?
  3. Проходят ли ученики предметы музыкально-теоретического цикла?
  4. Есть ли уроки музыки в общеобразовательных школах Вашей страны? Каково их содержание?
  5. На какую методическую базу вы опираетесь? Существуют ли утвержденные требования к программам?
  6. Каким репертуаром Вы пользуетесь? Откуда берете ноты?
  7. Ставятся ли оценки?
  8. Каким образом Вы работаете над мотивацией ученика в отсутствие оценок?
  9. Насколько развита концертная деятельность учащихся?
  10. Какова сложность исполняемой детьми музыки?
  11. Каково влияние администрации на Вашу педагогическую деятельность?
  12. Приходится ли Вам проходить аттестацию или иным образом подтверждать квалификацию после окончания высшего учебного заведения?
  13. Какие меры поддержки Вы получаете от государства?
  14. Каков статус педагога музыкального образования в обществе?
  15. Ощущается ли разница менталитетов россиян и жителей страны, где Вы работаете? Влияет ли она на процесс музыкального образования, по Вашему мнению?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИСЛАНДИЯ: ПРИМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ФОРТЕПИАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ НА УРОВЕНЬ ГРЮНСТИГ (НАЧАЛЬНЫЙ)

(Сообщено Еленой Макеевой, г. Оулафсвик)

  1. Пьеса И.С.Баха из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах".
  2. Нетрудная классическая сонатина (Кулау, Клементи и т.п).
  3.  Пьеса уровня "Детского альбома" Чайковского.
  4. Технические требования: уметь сыграть на 2 октавы гамму до 3– х знаков в разных видах; трёхзвучные аккорды; аккордовые обороты в тональности типа T– S– D– T без септаккордов; хроматическая гамма (играется в расходящемся виде от звуков До в левой и Ми в правой руке).

Данная программа, согласно рекомендациям профсоюза преподавателей, рассчитана на 3– 4 года обучения.  На практике же играется в 5– 6 классах общеобразовательной школы.

ФИНЛЯНДИЯ: ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФОРТЕПИАНО"

(сообщены О.Кукотенко– Ияс, г. Йоэнсуу)

Экзамен после 2 класса: этюд, пьеса эпохи барокко и свободная пьеса Например, этюд Николаева из "Школы игры на фортепиано", нетрудный менуэт Баха, Пахельбеля или Телеманна, "В садике" Майкапара. Программа играется наизусть.

10 гамм (До мажор– соль минор), из них комиссия выбирает две. В заключение экзамена – чтение лёгкой пьесы с листа.

После 4 класса: этюд, барокко, сонатина и пьеса. Например, этюд Лешгорна ор.65, пьеса из нотной тетради Анны– Магдалены Бах, сонатина Диабелли или Клементи ор.36 №№1– 2, Гопак Щуровского или Андантино Хачатуряна.

 8 гамм с 3– 4 знаками, 8 легких аккомпанементов по слуху на основе каденций из гамм первого экзамена (1– 2знака), чтение с листа.

Экзамен после 7 класса: 4 произведения. Этюды Беренса и Лемуана, маленькие прелюдии Баха или часть танцевальной сюиты Баха, Генделя. Дивертисменты Гайдна или Венские сонатины Моцарта, некоторые сонатины Кулау и Клементи. Оставшиеся гаммы (5– 7 знаков).

Технические требования: в гаммах всех уровней играется гамма в прямом и обратном движении, трезвучия в мелодическом варианте и две каденции. После 2 класса – две октавы двумя руками вместе, после 4– го – 4 октавы. Пьеса для чтения с листа после 7 класса должна содержать большинство пройденных ритмических рисунков.

 


[1] Привожу список коллег, принявших участие в опросе. Большинство из них, как и автор - выпускники Петрозаводской государственной консерватории (в скобках указан год окончания):

Ольга Пальчикова-Педерсен (1996). С 2012 г.  – преподаватель фортепиано, а с 2013 г.  – теории музыки в программе для одарённых детей в школе искусств г. Бергена (Норвегия);

Оксана Кукотенко-Ияс (1997). C 2000 г. – преподаватель фортепиано в народной школе г. Йоэнсуу (Финляндия); 

Елена Макеева (1998). С 2007 г. – преподаватель фортепиано в музыкальных школах гг. Снайфетльсбар и Оулафсвик (Исландия);

Виктория Сергеенко (1999). С 2012 г. – преподаватель института обучения взрослых г. Вантаа (Финляндия);

Александра Сухова (ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2000). С 2005 г. – преподаватель деревянных духовых в музыкальной школе г. Грюндарфьёрдур (Исландия).

[2] Корни нынешнего музыкального подъема следует искать в прошлом. Систему музыкального образования финны заимствовали у СССР в 60-е гг. прошлого столетия. Главным её отличием, как и в СССР, была направленность на общее музыкальное развитие. Однако за прошедшие годы система приобрела заметные отличия от прототипа.

[3] В настоящей момент страна известна как одна их самых благополучных в мире. Однако, вплоть до 70-х гг. ХХ века, до открытия и начала разработки морских нефтяных месторождений, Норвегия была страной бедной. Поэтому, создание государственной системы музыкального образования не представлялось возможным.

[4] По словам исследователей, "с первых дней пребывания в школе детям прививается мысль, что личность каждого человека развивается лишь во взаимодействии с другими личностями" (9).  Императив взаимодействия в сознании норвежской нации – следствие длительного существования в условиях сурового северного морского климата, где выживание зачастую было возможно только в общине.   Многие стороны общественной жизни норвежцев, регулируются принципами равноправия и взаимодействия. Принцип равноправия выражен в широко распространённом девизе "Все равны: ты не лучше меня, я не лучше тебя". Для Норвегии, как и других скандинавских стран, характерно резкое неприятие конкуренции и соревновательности.

                                                     

[5] Первый и единственный музыкальный ВУЗ, Исландская Академия искусств, появился в стране лишь в 1999 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...

Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")

Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...

«Внедрение солнечных батарей в малоэтажном строительстве, в условиях недоступности центральных коммуникаций. Сравнительный анализ практики применения в России и Финляндии.»

Солнечные электростанции. Схема электроснабжения дома от солнечных батарей. Эффективность и окупаемость солнечных батарей. Опыт применения солнечных батарей в Финляндии, как одной из самых «пасм...

Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»

Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...

Практика реализации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в ОГА ПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»

Конкурентным преимуществом техникума является создание 5 мастерских, оснащенных современным оборудованием. Это позволяет внедрять современные технологии обучения и оценки качества. Как результат 116 ч...