Композиция портрета
статья

Дьяченко Алла Фёдоровна

Искусство композиции есть искусство нахождения образного решения, выражающего замысел художника. Поэтому все задания по композиции объединены одной общей целью – научить студента сознательно и системно находить нужные для раскрытия в портрете образное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Композиция портрета16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дьяченко Алла Федоровна – преподаватель Колледжа Петербурской моды

Композиция портрета

Искусство композиции есть искусство нахождения образного решения, выражающего замысел художника. Поэтому все задания по композиции объединены одной общей целью – научить студента сознательно и системно находить нужные для раскрытия в портрете образное решение. Вместе с умением развивать тему приходит и умение обобщать. Ведь искусство художника заключается не в литературном пересказе фактов действительности, а в отборе и выражении главного, знакового в человеке. Обобщать – значит тонко чувствовать и понимать жизнь.

Процесс работы над композицией:

  1. возникновение пластической идеи;
  2. определение размера и формы портрета;
  3. нахождение композиционного центра;
  4. нахождение нужных выразительных средств;
  5. определение колористического и тонального решения;
  6. выполнение картона;

Качество найденных пластических идей во многом будет определяться яркостью и новизной формы, в которую облекается работа. Работая над композицией, надо стремиться к тому, чтобы каждая идея несла в себе новый, неожиданный взгляд на действительность, имела личностную окраску.

Работа над эскизом – этап сочинения. Эскизы выполняются линией, штрихом, тоном или цветом, в зависимости от поставленной задачи. Линия дает возможность экономными средствами определить величины, характер и расположение основных масс композиции. Далее идет расстановка тональных акцентов, уточняется светотеневое решение. При помощи цвета находится нужное колористическое решение. На данном этапе определяется размер, форма будущего портрета и композиционный центр,  который может быть построен на основе цветового, тонального или светотеневого контраста. Эта задача решается одновременно с поиском общего колористического решения, от которого в первую очередь зависит эмоциональное восприятие портрета в целом.

Цветовое решение портрета не должно быть слишком многоцветным, т.к. условием выразительности колорита является ясность его восприятия. Обычно колорит строится на сочетании двух доминирующих цветов (на цветовой паре), реже на основе одного  или трех цветов. Важное значение имеет верное тональное решение композиции. Поэтому эскиз обязательно выполняется в технике «Гризайль».

Цветовой круг. Внутренние круги демонстрируют результаты смешения дополнительных цветов. Проследим, например, что получается от смеси желтого и фиолетового. Кок основу смеси берем желтый цвет и начинает постепенно добавлять к нему фиолетовый. Сначала у нас получается светло – золотистый, т.е. желтый цвет стал темнее и несколько потерял свою насыщенность. По мере увеличения доли фиолетового желтый теряет свою насыщенность и в центре круга приближается к серому (ахроматическому). Это свойство дополнительных цветов важно учитывать в тех случаях, когда необходимо получить приглушенный (мягкий) цвет.

Очень важным этапом является сбор натурного материала. наброски, зарисовки различной длительности и, выполненные на различных материалах, в разных техниках, дают возможность найти самое верное и выразительное средство для построения будущего образа.

Следующим этапом является выполнение картона для живописного портрета большого размера. Картоном называют предварительный рисунок в натуральную величину. При увеличении необходимо сохранить найденный в предварительном эскизе формат, т.е. выдержать пропорции его сторон. Для этого стороны предварительного эскиза увеличиваются в одно и тоже количество раз. Самый распространенный способ перенесения рисунка – по клеткам. Рисунок на картоне выполняется углем затем накалывается по точкам на кальку и далее методом припороха переносится на холст.

Найденное в предварительных эскизах и картоне решение, важно без потерь перенести в окончательный вариант. Умение в картине сохранить и приумножить достоинства найденного на подготовительных этапах решения является признаком профессионализма художника.

Портретный жанр требует от художника свободного владения рисунком, живописными выразительными средствами, наличие яркого воображения и художественного вкуса, а также умения эмоционально «слышать», чувствовать своего героя и, по существу, обладать способностями психолога, артиста, чтобы в портрете максимально выразить суть личности, ее внутренний стержень. Человек как объект живописи и графики существенно отличается от живописного объекта – натюрморта тем, что портретируемый – модель одухотворенная, интеллектуальная, со сложным внутренним миром. Самым сложным является выполнить живописный портрет, в котором переданы целостность образа и детали, материальность предметов, живость и свежесть, красота колорита, и при этом ощущается особый артистизм и легкость исполнения.

Основополагающие темы процесса обучения искусству портрета: строение черепа, расположение мышц головы и шеи, схема плоскостей лица, методы достижения портретного сходства, прием передачи различного положения формы головы и шеи по отношению к плечевому поясу, изображение фактуры и цвета кожи лица с учетом различного освещения и характерных особенностей разного возраста портретируемого, приемы разработки тоновых цветовых отношений в живописном исполнении портрета, выразительные средства композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по композиции "Композиция на тему "Арчимбольдо" ( Арчимбольдески )

Методическая разработка занятия по мотивам картин художника Арчимбольдо...

Натюрморт в графике. Презентация к предметам: рисунок, композиция станковая, композиция прикладная.

Натюрморт -- один из наиболее популярных жанров станковой графики.Виды различных техник: пятновая графика, линейная, точечно-пятновая...   Применение в натюрморте стилизацию или деформацию п...

Методическая работа "Стилизация и трансформация в декоративном натюрморте" (предмет: композиция станковая, композиция прикладная).

Одна из ведущих задач -- развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Познакомить с понятиями "стилизация", "трансформация" в декоратив...

"Природа в орнаментальной графике" Открытый урок (предмет: композиция станковая, композиция прикладная, рисунок).

О рисунке цветов, растений, птиц, о их стилицации в орнаментальной графике....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КОМПОЗИЦИИ "КОМПОЗИЦИЯ С ГРУППОЙ ФИГУР"

Открытый урок по предмету композиция с 4 классом. Тема "Композиция с группой фигур" Цель: изучение построения многофигурной композиции с учетом композиционных задач. Задачи: Приобретение практическ...

43.02.13 ТЕХНОЛОГИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА. Презнентация к урокуТема 1.2.Моделирование и композиция причесок.: Компоненты композиции: форма и силуэт

Пояснительная записка к презентации по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «...