Беседа: «Бабушкин сундук или из истории мордовского костюма»
статья

Савельева Татьяна Васильевна

Беседа знакомит учащихся с историей мордовского и русского костюма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл история костюма24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Бабушкин сундук или из истории мордовского костюма»

Цели: Формировать у учащихся интерес и любовь к русской и мордовской культуре, вызвать интерес к своему историческому прошлому, показать, что история русского и мордовского костюма-это история народа, его духовной жизни, вызвать интерес к быту и досугу ушедших поколений, воспитывать глубокое уважение к прошлому: традициям и обычаям русского и мордовского народа

 Обучающая:

- познакомиться с бытом и жизнью наших предков;

закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.

Воспитательная:

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать коммуникативную культуру.

Развивающая:

- развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;

- развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Оформление: интерьер русской избы: печка, колыбель, прялка, сундук.

Ход беседы

Воспитатель: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, дорогие гости! От того как мы относимся к родной старине, зависит быть или не быть мордовской и русской культуре. Многое мы забыли, растеряли. Так давайте собирать по крохам то, что уцелело.

Я назвала свою беседу «Бабушкин сундук или из истории мордовского костюма» чтобы хоть на время оказаться в прошлом, еще глубже познать быт и жизнь наших предков. И нам пригодится для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать его содержимое. Ведь сундук не только скопление добра, а целая жизнь. Старый сундук. Ему уже больше 100 лет

За печкою – невидимый сверчок.

И мне сверчка уже привычно пенье.

А рядом с печкой – бабушкин сундучок.

В том сундучке – все бабушкино именье.

Хранится в нем цветастый сарафан

И для косы нехитрые уборы.

Для них давно удел особый дан –

Напоминать девическую пору.

Сейчас у всех комоды, шкафы, стенки. Правду сказать комоды и в старину водились, но только не у бедных людей, а больше у богатых. А у тех, кто победнее, сундуки были.

Воспитатель:

Откроем бабушкин сундук!

И вдруг поймём: там русский дух!

Девичий строгий сарафан

И дедов свадебный кафтан –

Не пыль веков и не тряпьё,

А наше русское нутро!

В семейном старом сундуке

Хранится Память…

Что в сундуки клали? (Ответы)

Ученики (по очереди):

О войне,

О добрых днях и о лихих,

О людях щедрых и святых.

Хранит сундук печаль-тревогу,

И то, как жизнь звала в дорогу,

Хранит пылинки целины

И треугольники с войны.

Воспитатель:

(Достает из сундука траву)

-Зачем в сундуке хранили траву и что это за трава? Как вы думаете?

Ученики: Это полынь. Она от клопов, тараканов и моли спасает.

Чудесный бабушкин сундук!

Не распродай богатство с рук!

Для внуков сохранить сумей

Ты аромат родных полей,

Дубрав прохладу и ветров,

И песни русских соловьёв!

Сундук – в прошлом это частичка жилья, неотъемлемая часть любого крестьянского хозяйства. Дети малые на нем спали… Если соседи зайдут разговором потешиться – тоже на нем уместятся. Но самая главная тайна сундука была внутри. В бабушкином сундуке были спрятаны очень важные, дорогие  для нее  вещи: на самом дне – иконы,  альбом с фотографиями, письма ее сына, девичье приданное, одежда к празднику, узелок «на смерть», отрезы материи. Так и хочется вспомнить стихи:

«В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука-

Истории семьи строка».

А Вы, хотите посмотреть, что там лежит?

Все дети: Хотим!

Воспитатель: Давайте посмотрим. (открывает сундук и достает дорожки тканые). Ребята, это половичок- пол устилали в горенке. Это теперь ковры везде да паласы. Нравится Вам?

Все ребята: Нравится.

Воспитатель: Вот мне выбрасывать их и жалко (кладет обратно)

Воспитатель: Вот какая красивая кукла. Это любимая моя кукла, мне её подарила моя мама. Я её очень часто переодеваю. Сейчас на ней мордовский нарядный костюм-нула и фартук. Так ходили на свадьбу, где пели и плясали. Песня «Луганяса-келуня»

А это вышивки  моей бабушки (достаёт  полотенце, дорожки и т.д.)

Каждая незамужняя девушка готовила себе приданое: вышивала, вязала.

И снова память воскрешает

Былую Русь с одеждой той:

Рубахи, сарафаны проступают

В картинах древности седой.

Коль речь зашла о мордовской одежде, то позвольте мне загадать вам несколько загадок.

1 Дуйся, не дуйся сверху горло

Через голову суйся снизу лохмато

Попляши день-деньской теплом богато

И пойдёшь на покой что твоя хата (Рубашка, тулуп)

2 Липовый кузовок сижу верхом

Ночью отперт не знаю на ком

Днём закрыт знакомого я встречу. (Шапка)

Воспитатель:Традиционной крестьянской одеждой у женщин были длинные нижние рубахи, называемые по-разному: залокотницы, грибанки, станушки (от слова «стан»), сарафан-клинник, на голове лента золотого шитья – вязка, связка. Это для праздника. А для работы, кроме станушки – холщевая юбка

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и парни, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой. Эта вышивка —не только украшение, но и “оберег”.

Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, —на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определенном порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки – «обереги» имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и близкая во все времена.

В сундуке для приданого невеста хранила пять-шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Крестьянки называли поневу “вечным хомутом» да «бабьей кабалой». Богатые крестьянки, кроме повседневной, имели три праздничные поневы, которые украшались по подолу нашивками – «оберегами». Самая нарядная понева называлась «годовой» надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям — “воскресную” —надевали к обедне по воскресеньям. Шили поневу из шерстяной ткани домашнего изготовления черного, синего или красного цветов.

Воспитатель:

Красоту нашему женскому народному костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя женщина должна была полностью закрывать волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой.

Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права “опростоволоситься”, то есть показаться на людях с “простой” —непокрытой головой.

Головной убор русской крестьянки (“сорока”, или кичка) был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5 кг; украшался золотым шитьем, бисером, бусами, бахромой.

С непокрытой головой женщина не могла войти в церковь, традиция эта шла от времён язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и её близких, от злых сил.

Воспитатель:

Такое же значение имел для русской женщины и платок, в XIX веке изрядно потеснивший старинные головные уборы. От самого дорогого, шитого золотом, до самого дешёвого, холщового, слыл он символом честности женской жизни. Наибольшим позором для женщины считалось на Руси насильственное обнажение головы. А кто знает, когда появились на Руси платки? Они появились в XVI –XVII веках и назывались канаватками. Это были большие платы из тонкого шёлка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили из далека, и хранились они в семье с особой бережностью, переходя по наследству от матери к дочери, наравне с жемчужными украшениями.

На Руси была традиция: прежде чем выйти замуж, невеста должна была наткать холста и вышить жениху рубашку, на которой сделать оберег -тонкую вертикальную полоску на подоле, говорящую о силе мужского начала.

Для себя невеста готовила рубаху из отбеленного льна с вышитыми рукавами и поневу из шерстяной тонкорунной пряжи со сложным вышитым узором. От сглаза невесту защищал пояс, а голову венчала сорока -убор, вышитый золотыми нитями.

А наряды сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относилась к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

Одежда была, в основном, холщевая.

Воспитатель открывает сундук и достает оттуда холстину.

Холстину пряли изо льна. Хоть и грубовата она, но очень прочна. Приходилось немало трудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно: полоть, дергать, стлать, трепать…

Я еще раз хочу взглянуть в бабушкин сундук (достает валенки)

Валенки, валенки,-

Не подшиты стареньки.

Ох, как любила эту песню моя бабушка…

(продолжает):

Не в чем к милому ходить,

Надо валенки подшить.

 Весело ребята, раньше время проводили наши бабушки и дедушки. Не было у них ни магнитофонов, ни компьютеров, но русская душа проявлялась в песнях, танцах и частушках.

Ученица (подбегает к сундуку):

-А про сапожки  мы забыли?

Воспитатель: Для наших бабушек и дедушек   был праздник, когда разрешали в праздник надеть сапожки да на свидание  к милому в них пройти.

А по улице в детстве наши предки бегали босиком. Как чуть похолодает, одна обувь была - это лапти.

Воспитатель (берет лапти, показывает всем):

Эх, лапти мои,

Лапотушечки,

До чего же хороши,

Как игрушечки.

Ученица читает стих про лапти:

О боже мой, какие лапти…

Какие лапти были у меня!

Их сплел отец и спрятал на полати

За хомуты до праздничного дня.

Я их берег, я примерял украдкой,

Они светились, пахли, как цветы.

Я нюхал. Замирал в истоме сладкой.

А на ночь снова прятал в хомуты.

В старину женщины пряли, ткали, шили и вышивали, а вот мужчины не сидели без дела. Мужчины, особенно старшего возраста плели лапти. Это обувь для всех-мужчин, женщин, детей, её носили круглый год.

В народе говорили:

«Лапти плесть – раз в сутки есть, а старые ковырять – с голоду помирать».

Плетение лаптей – одно из самых древних и необходимых для крестьянина дел. Они изготовлялись из древесной коры, особенно из липы. Заранее готовили лыко и колодку по размеру ноги.

С помощью кочедыка – лапотного шила – вплетали лыко. Сплетут один лапоть, вспомнят старую шутку: «Слышали, забраковали семьсот пар лаптей. Почему? Да на одну ногу оказались!». Просто мастер перевернул колодку. Надо плести другой лапоть по этой же колодке, не забыв ее перевернуть. Вот отсюда и бытует выражение – «Сделаны на одну колодку!» С лаптями в мордовской деревне было много связано различных поверий. Принято считать, что старый лапоть, подвешенный в курятнике предохранит кур от болезней и куры будут больше нести яиц Во всех краях были свои мастера, умевшие плести добротные лапти.

Мордовская народная игра «Лапоть»

Воспитатель: (смотрит в сундук): А ну-ка, ребята, кто угадает:

1) Пляшу по горнице

С работою моей,

Чем больше верчусь.

Тем больше толстею.

(Веретено)

достает из сундука челнок и веретено.

Воспитатель: Челнок – ткацкого станка дружок,

А веретено – как к прялке дно.

Они напоминают нам о том, как в долгие зимние вечера садились за прялки, станы…

Воспитатель:(подходит к прялке): Да, тысячи лет этой пряхе,

А прядей не видно седых.

Работала при Мономахе,

При правнуках будет твоих.

Декабрь сменяется маем,

Цветы окружают жнивье.

Намаешься в поле с серпами...

А прялка поет и поет…

Воспитатель: А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.

1) Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит.

Конец себе находит.

(Иголка и нитка)

2) Без рук, без ног

Под лавку скок.

( Клубок ниток)

3) Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдёшь на покой.

(Рубаха)

4) Надену –ободом сведёт,

Сойму –змеёй упадёт.

Тепла не даёт.

А без него холодно.

(Пояс)

5) Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу.

(Шапка)

6) Два Котика,

А четыре хвостика.

(Лапти)

7) На десятерых братьев двух шуб хватает.

(Рукавицы)

8) Два арапа, родные брата, ростом по колено.

Везде с нами гуляют, нас защищают.

(Сапоги)

9) Разошлись пальчики по чуланчикам.

Каждый пальчик в свой чуланчик.

(Перчатки)

Ведущий 1:

А вот и конец - делу венец.

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям!

Воспитатель: Заканчивая свой рассказ, хочу лишь добавить, что наверное, у многих ваших прабабушек до сих пор сохранились сундуки. И бабушки по-прежнему бережно хранят в них вещи, которые им так же дороги, как и те, что вы видели здесь. А может, ваши сундуки поведают вам другую историю или раскроют новые тайны? Кто знает? Сундук дело наживное. Копите, ребята, сундуки добра души вашей, копите любовь к родной земле на которой вы живете. Ведь старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Ведь мама сундучком тем дорожит,

Хотя не все в нем – утешенье взгляду:

В том сундучке на самом дне лежит

Одежда для последнего обряда.

…Я снова вижу маму сквозь туман,

У сундучка. Щемящая картина:

В одной руке – цветастый сарафан,

В другой – как лебедь белая, холстина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старый бабушкин сундук.

УРОК- ПРАКТИКУМ      «Старый бабушкин сундук»          Посвященный русским традициям, обычаям и  русскому костюму....

Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"

quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...

МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Мордовский национальный костюм как пример художественного наследия народа...

Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ

Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные  знания по искусству Др...

"История мордовского национального костюма"

Мордовский национальный костюм- это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соеденяет не только художественное твор...

Внеклассное мероприятие по патриотическому направлению на тему: Бабушкин сундук

Есть в мире вещи, свято хранимые и особо почитаемые людьми. Обычно каждый такой предмет связан с историческими событиями прошлых времен. Их называют реликвия. В каждой семье хранятся памятные вещи. У ...