Внеклассное мероприятие по патриотическому направлению на тему: Бабушкин сундук
методическая разработка

Кондакова Татьяна Анатольевна

Есть в мире вещи, свято хранимые и особо почитаемые людьми. Обычно каждый такой предмет связан с историческими событиями прошлых времен. Их называют реликвия. В каждой семье хранятся памятные вещи. У каждой такой реликвии своя удивительная судьба. Вещи несут в себе частичку родословной.

В качестве «семейной реликвии» могут выступать самые неожиданные предметы. Это могут быть письма, драгоценности, передаваемые по наследству из поколения в поколения по женской или мужской линии, какие-то предметы мебели, иконы или старинные часы. Это может быть кукла, либо статуэтка и что угодно еще. И даже новогодние игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babushkin_sunduk.doc553 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Алтышевская средняя общеобразовательная школа»

Алатырского района, Чувашской Республики

Внеклассное мероприятие по патриотическому направлению на тему:

                                                         

Подготовила: учитель истории и обществознания

Кондакова Татьяна Анатольевна

п. Алтышево, 2016

Цель мероприятия:

Задачи мероприятия:

Тип мероприятия:

Оборудование:

Целевая аудитория:

Ход мероприятия

Учитель: Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями. В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохраняться.

Ведущий 1: Для чего же  сундук  был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?

Ведущий 2: Чтобы ответить на эти вопросы, мы  обратилась к различным источникам - энциклопедиям, книгам,  Интернету. Из разных источников мы узнали, что термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он начинает  объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.  

 Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина.

 К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века. Сундуки  были очень распространены и получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками, скрынями и ковчежцами. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева (дуба, ясеня).

 «В бабушкином сундуке были спрятаны очень важные, дорогие  для нее  вещи: на самом дне – иконы,  альбом с фотографиями, письма ее сына, узелок «на смерть», отрезы материи.

Так и хочется вспомнить стихи, написанные Анжеликой  Анисимовой:

«В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука-

Истории семьи строка».

Ведущий 1: Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем……

Бабушкин платок   

У нас в семье на веранде тоже есть сундук, который принадлежал семье папиной мамы. Там много вещей, которые уже не одеваем и не пользуемся, но они дороги и с ними связано какое – либо памятное событие. Они лежат и хранят память. Среди них вот этот платок. Он принадлежал папиной бабушке. Это последний подарок  моего прадедушки, в честь рождения сына. Прадед не вернулся с войны, его могила находится в Польше.

  Каждую весну на Пасху по обычаю моих односельчан люди идут на кладбище, помянуть своих родных в этот светлый праздник. Но для многих женщин  не было на кладбище самых дорогих им могил. Это были жены и матери погибших солдат. Они шли к памятнику, доставали из корзинок нехитрую  еду - поминали и вспоминали своих мужей и сыновей. Среди них была и моя прабабушка и в этот день всегда на ее голове был повязан этот платок – подарок ее мужа.

Ведущий 1: Есть в мире вещи, свято хранимые и особо почитаемые людьми. Обычно каждый такой предмет связан с историческими событиями прошлых времен. Их называют реликвия. В каждой семье хранятся памятные вещи. У каждой такой реликвии своя удивительная судьба. Вещи несут в себе частичку родословной.

Дедушкин подстаканник

Я и хочу рассказать о самой дорогой семейной реликвии «домашнего музея» – посуде, которая в нашей семье передается из одного поколения в другое, Это подстаканник. Как сказано в словаре

ПОДСТАКАННИК− подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим напитком, не обжигая ладони.

Когда мы пьем чай, у каждого из нас своя любимая чайная чашка. Но папа всегда пьет чай из стакана с подстаканником. Все взрослые мужчины в нашей семье пьют чай из стакана с подстаканником. Мне тоже очень хочется им подражать. Однажды я достал подстаканник и стакан и тоже решил попить чайку, но получил от мамы полотенцем. Она сказала, что подстаканником я могу пользоваться только, когда я стану взрослым. Что традицию нарушать нельзя. Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. Он появился в XVIII веке и именно в России. Это я узнал из Интернета. На оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило об основном покупателе – простом народе.  Аристократы и купцы пили чай из стакана в серебряном подстаканнике. Серебряный подстаканник становится символом благополучия.  Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты - даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки - например, в виде желудей или орнамента. Первый подстаканник вошел в нашу семью после революции, когда моего прапрадеда выбрали председателем сельского совета. И моду он перехватил в Москве, куда попал вместе с делегацией на ВДНХ, на выставку достижений народного хозяйства. Оттуда он по преданию привез суконное галифе и костюм и подстаканники. Их много перебывало в нашей семье с тех пор.

Ведущий 1: Разгадайте загадку и вы узнаете, что лежит еще в сундуке у бабушки.

«Как не берегутся, а все равно растрясутся»??? (деньги)

Правильно деньги. На самом дне, завернутые в платочек или бабушкин чулочек они хранились на черный день.

Денежка на черный день

По рассказам моего дедушки наша семья имеет дворянское происхождение.  Наш род внесен в дворянскую родословную книгу Подольской и Черниговских губерний. До революции 1917 года семья жила в собственном имении.  Дворянство Водопьяновы получили за службу в конце 18 века. Кто первым начал копить и собирать коллекцию денег никто не помнит, но по рассказам прадеда коллекция была большой.  Во время революции в феврале 1917 года дом был сожжен и разграблен. После усмирения крестьян место дома было расчищено, и на месте пожарища была найдена часть коллекции, какая-то часть была возвращена крестьянами. За годы после революции деньги из коллекции  продавались по словам деда, когда приходили черные дни. Сейчас осталась только небольшая часть – несколько монет, и они хранятся как память.

Все они имеют нумизматическую ценность. Например: монет с Петром Великим  было выпущено более 5 миллионов, но каждый год вносились изменения. Эта монета носит название («Портрет в латах»). Отличительной чертой данного образца является то, что на аверсе портрет заключен в надпись «ЦАРЬ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЕЦ». На реверсе надпись также была изменена на «МОНЕТА НОВАЯ ЦЕНА РУБЛЬ». Затем шли инициалы минцмейстера (министра иностранных дел). Большая корона над головами орла стала практически полностью повторять корону Российской Империи. Гладкий бок для такого рубля большая редкость. В 1718 году проба серебра была изменена с 833 на 728. Вес монеты составлял 28,44 гр.

Заветная кринка

А  моя реликвия не лежит в сундуке, а стоит на самой верхней полке в кладовке. Это обыкновенная для всех крынка, каких много у каждого в доме. Но в отличие от ее подруг  ею не пользуются и ценность она представляет только для моей семьи. Купила эту крынку моя прабабушка Рузавина Мария Андреевна вместе с другими еще до войны. Пользовались ею как обыкновенной посудой: наливали молоко, ставили в погреб. Когда началась война,  моего прадеда осенью 1942 году призвали в армию. Провожали тогда пятерых новобранцев, а вернулся только один – мой прадед. Провожали их на лошади  до пристани на реке Сура. У реки сели завтракать, так  как выехали рано утром. Дед допивал молоко из крынки,  когда  раздался сигнал строиться. Сунул он крынку в руки прабабушки и побежал. Так она и ехала до дому с крынкой в руке и плакала. Дома долго молилась перед иконами и заснула там же на полу. Ночью ей приснился старик, который сказал, береги крынку. Разобьется – некому будет пить молоко в твоем доме.  Утром она рассказала все свекрови, та завернула крынку в тулуп и спрятала на дне сундука. Так и лежала она там до прихода прадеда. С тех пор прошло много лет, но рассказ об этой крынке навсегда останется в моей памяти.

Ведущий 1: В качестве «семейной реликвии» могут выступать самые неожиданные предметы. Это могут быть письма, драгоценности, передаваемые по наследству из поколения в поколения по женской или мужской линии, какие-то предметы мебели, иконы или старинные часы. Это может быть кукла, либо статуэтка и что угодно еще. И даже новогодние игрушки.

Новогодние игрушки

Самые трогательные мои новогодние воспоминания связаны с ёлкой в доме моих бабушки и дедушки, куда родители часто отправляли нас с сестрой на праздники. Именно игрушки с той ёлки я и принесла сегодня. Ведь в доме у бабушки хранятся игрушки начиная с 40х годов. То есть почти с самого начала истории ёлочных игрушек СССР! Так интересно рассматривать старых знакомых: картонного ослика и медведя, чайничек, шишечки, стеклярусные бусы и малюсенькие фигурки для украшения искусственной ёлочки-малютки. И еще много-много других.  От бабушки я услышала историю вот про эту игрушку, а она от своей мамы. – Шёл первый день 1960 года. Парень с которым прабабушка  дружила, говорит: «У меня есть подарок для тебя». И протягивает эту игрушку. Ну, думает баба …. птички какие-то, гнездо… Несерьёзно. А 19 января он сделал ей предложение! И только после этого она поняла, на что он намекал, преподнося такой подарок.

Перелистывайте альбомы, 
Пожелтевшие страницы. 
Вам о близких они напомнят, 
Сердце чаше вдруг станет биться: 
Ведь у каждой вещи, предмета 
Человеческих судеб частица. 
А порой ведь было такое -  
Не придумать! Во сне не приснится!
Сохраните всё то, что так свято, 
Что порою очень  лично. 
Семейная реликвия- 
Истории нашей частичка .

Учитель: Каждая реликвия – это прикосновение к живущей в памяти людей истории нашей великой страны.. Расспросите взрослых о реликвиях, хранящихся в вашем доме. Оживите страницы истории рассказами о дорогих  вам предметах. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Он и Она. Ты и Я. Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

Ведущий 2: У нас на мероприятии присутствуют еще множество старинных вещей, о которых мы поговорим уже на следующих встречах, прошу Вас ознакомиться с ними.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.»

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.» В соавторстве с Рубцовой Т.А. Основные цели данного вечера:1. Актив...

Внеклассное мероприятие по английскому языку по теме "Хэллоуин"

Документ включает в себя конспект внеклассного мероприятия. Аудитория - 5-6 классы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия военно-патриотического воспитания "Джентльмен шоу"

Методическая разработка составлена в виде сценария викторины, которая включает в себя отдельные конкурсы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»

Данный материал предполагается для использования во внеклассной работе или  для кружковой работы по экологии. Материал содержит данные пропагандирующие здоровый образжизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Моя профессия – сварщик» по теме «Уроки с Б.Е.Патоном»

Методическая разработка может быть использована для проведениявнеклассных мероприятий, классных часов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ - МАСТЕР - КЛАСС «ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОКТЕЙЛЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ -МАСТЕР - КЛАСС «ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОКТЕЙЛЕЙ»...