Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий по УД ОП.07 Культурология
методическая разработка

Малютина Марина Николаевна

Методические рекомендации для практических занятий для студентов колледжа по учебной дисциплине «Культурология» составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Культурология».

Каждое практическое занятие включает:

- тему;

- цель занятия;

- задание для подготовки к практическому занятию;

- ход работы (методика выполнения работы);

- критерии оценки;

- учебную и специальную литературу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации по организации

и проведению практических занятий

по УД ОП.07 Культурология,

 для студентов специальностей

44.02.01 «Дошкольное образование»

 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования

(в области музыкальной деятельности)»

Разработчик:

Малютина М.Н., преподаватель ОГАПОУ СПК

Рецензент:  

Степанова Т.И., к.п.н., и.о. зав. кафедрой педагогики

и физической культуры СОФ НИУ «БелГУ»

Старый Оскол, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Практическое занятие № 1 Тема: «Основные культурологические теории и школы современности»

Практическое занятие № 2 Тема: «Типологии культуры в основных культурологических школах».

Практическое занятие № 3 Тема: «Культура первых великих цивилизаций древности»

Практическое занятие № 4 Тема: «Художественная культура эпохи Возрождения»

Практическое занятие № 5 Тема: «Культура эпохи Просвещения»

Практическое занятие № 6 Тема: «Расцвет русской культуры»

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

ВВЕДЕНИЕ

        Учебная дисциплина «Культурология» изучается в объеме:

44.02.01 «Дошкольное образование» -  112 часов, из которых аудиторных – 78 часов, самостоятельной работы студентов - 34 часа, практических занятий  – 10 часов.

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» - 116 часов, из которых аудиторных – 78 часов, самостоятельной работы студентов - 38 часа, практических занятий  – 10 часов.

Методические рекомендации для практических занятий для студентов колледжа по учебной дисциплине «Культурология» составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Культурология», которая ориентирована на достижение следующих целей:

  1. обучающийся должен уметь:
  • оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;
  • уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
  • критически оценить свои достоинства и недостатки в соответствии с общепринятыми социальными и культурными нормами;
  • любить русскую культуру, видеть её общечеловеческую сущность, место в культурно-цивилизованном многообразии;
  • применять культурологические знания в своей профессиональной сфере, владеть культурой научно-технического мышления.
  1. обучающийся должен знать:
  • содержание и особенности культурологии как самостоятельной отрасли гуманитарного знания;
  • основные научные традиции в современной культурологии;
  • основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;
  • основные формы и типы культур;
  • историю мировой культуры и культуры России.

        Освоение программы учебной дисциплины «Культурология» невозможно без организации высокоэффективной практической работы студента.

В результате освоения учебной дисциплины «Культурология» студент должен овладеть следующими профессиональными и общими компетенциями:

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.5, ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8.

Каждое практическое занятие включает:

- тему;

- цель занятия;

- задание для подготовки к практическому занятию;

- ход работы (методика выполнения работы);

- критерии оценки;

- учебную и специальную литературу.

Комплект заданий для практических занятий

по дисциплине «Культурология»

Практическое занятие № 1

Тема: «Основные культурологические теории и школы современности»

(2 часа)

Задание: Составление таблицы по теме «Основные культурологические теории и школы современности».

Цель задания: закрепление знаний по теме, умений конспектирования.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме и заполнить таблицу.

Название

Время

Представители

Основные понятия

Суть концепции

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно заполнил таблицу и охватил шесть культурологических теорий, правильно выявил главную мысль каждой концепции;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент заполнил таблицу и охватил пять культурологических теорий, правильно выявил главную мысль каждой концепции;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент заполнил таблицу и охватил четыре культурологические теории, правильно выявил главную мысль каждой концепции;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не справился с осмыслением данного объёма информации, охватил три и менее культурологических теорий, не выявил главную мысль по каждой концепции.

Форма контроля/форма представления отчета о выполнении практической работы:

студент предъявляет заполненную таблицу, выполненную на отдельном листе.

Практическое занятие № 2

Тема: «Типологии культуры в основных культурологических школах»

(1 час)

Задание: составить мини-тест.

Цель задания: закрепление новых знаний по теме, умений конспектирования.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме и законспектировать определения, выявить главные мысли изучаемого текста.

Ход выполнения задания:

  1. изучить теоретический материал по данной теме;
  2. выявить главные мысли изучаемого текста;
  3. лаконично зафиксировать изученный материал;
  4. составить 10 кратких вопросов к изученному теоретическому материалу в виде теста с вариантами ответов.

Критерий оценки

Охват важных вопросов по теме.

- оценка «отлично» выставляется, если студент составил 9-10 тематически важных и лаконично грамотных вопросов к изученному теоретическому материалу;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент составил 6-8 тематически важных и лаконично грамотных вопросов к изученному теоретическому материалу;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если составил 4-5 тематически важных и лаконично грамотных вопросов к изученному теоретическому материалу;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент составил 3 вопроса и менее к изученному теоретическому материалу.

Форма контроля/форма представления отчета о выполнении практической работы:

студент предъявляет мини-тест по теме.

Практическое занятие № 3

Тема: «Культура первых великих цивилизаций древности»

(1 час)

Задание: деловая игра, исполнение ролей.

Цель задания: закрепление полученных знаний по разделу.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить и законспектировать теоретический материал по данной теме.

План выполнения:

  1. разделиться на четыре группы;
  2. выбрать древнюю цивилизацию;  
  3. зафиксировать основные характеристики древней цивилизации;
  4. выбрать представителя для показа представителя Древней цивилизации.

Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария.

В его содержание входят:

– учебная цель занятия;

– описание изучаемой проблемы;

– обоснование поставленной задачи;

– план деловой игры;

– общее описание процедуры игры;

– содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Критерий оценки

  1. демонстрация усвоенных знаний по предмету;
  2. достоверный показ «представителя от Древней цивилизации».

Максимальная оценка за выполнение задания 5 баллов (за каждую ошибку снимается по одному баллу)

- оценка «отлично» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по теме, предусмотренной практической работой;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний в объеме учебной программы; владеет необходимой для ответа терминологией; могут быть в устном ответе допущены неточность формулировки при определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует недостаточную полноту и последовательность знаний по вопросам учебной программы; использует научную терминологию, но могут быть допущены ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно; способен самостоятельно, но неглубоко анализировать материал, при наводящих вопросах.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки при ответе на заданный вопрос преподавателя, которые не может исправить самостоятельно.

Форма контроля/форма представления отчета о выполнении практической работы:

студент исполняет роль гида по Древней цивилизации.

Практическое занятие № 4

Тема: «Художественная культура эпохи Возрождения»

(2 часа)

Задание: составить мини конспект по плану.

Цель задания: изучение нового материала, умения конспектирования.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме и законспектировать определения, выявить главные мысли изучаемого текста.

План выполнения:

  1. разделиться на четыре группы;
  2. дать каждой группе свой вопрос;
  3. составить краткий конспект по данному вопросу;
  4. обмен информацией между группами, зачитывание информации представителем одной группы и фиксирование этой информации всеми остальными.

Вопросы для задания:

  1. Нидерландское Возрождение: Ван Эйк, Ван дер Вейден, Хуго Ван дер Гус.
  2. Немецкое Возрождение: Альбрехт Дюрер, Ханс Гольбейн Младший, Лукас Кранах.
  3. Французский Ренессанс: Жан Фуке, Мишель Коломб, Жан Гужон.

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент отразил в конспекте основные и вспомогательные идеи темы, конспект составлен по смысловым блокам в виде плана, отображены главные понятия, охват изучения трёх представителей эпохи Возрождения;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент отразил в конспекте основные и вспомогательные идеи темы, конспект составлен по смысловым блокам в виде плана, отображены не все главные понятия, охват изучения двух представителей эпохи Возрождения;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент отразил в конспекте основные идеи темы, но конспект не составлен по смысловым блокам в виде плана, не отображены главные понятия, охват изучения одного представителя эпохи Возрождения;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не отразил в конспекте основные и вспомогательные идеи темы, конспект не составлен по смысловым блокам в виде плана, не отображены главные понятия.

Форма контроля/форма представления отчета о выполнении практической работы:

студент предъявляет мини конспект по плану в рабочей тетради, зачитывание информации представителем одной группы и фиксирование этой информации всеми остальными.

Практическое занятие № 5

Тема: «Культура эпохи Просвещения»

(2 часа)

Задание: составить рассказ по иллюстрациям.

Цель задания: закрепление пройденного материала.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме и законспектировать определения, выявить главные мысли изучаемого текста.

План выполнения:

  1. разделиться на три группы;
  2. рассмотреть иллюстрации;
  3. кратко законспектировать главные элементы картины (люди, одежда, еда, поведение, мебель, интерьер, краски, настроение, идеалы, вкусы);
  4. составить на основе выбранных элементов краткий рассказ об иллюстрации;
  5. выступить с рассказом.

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент в своём рассказе при описании картины эпохи Просвещения отразил все художественные элементы, выстроенные логически правильно и стилистически грамотно;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент отразил в своём рассказе при составлении описания картины эпохи Просвещения 6-8 художественных элементов, могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент отразил в своём рассказе при составлении описания картины эпохи Просвещения 4-6 художественных элементов, элементы непоследовательно выстроенные, могут быть допущены ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно; способен самостоятельно, но неглубоко анализировать материал, при наводящих вопросах.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не смог выполнить предложенное задание.

Форма контроля/форма представления отчета о выполнении практической работы:

студент выступает с рассказом, составленным  по иллюстрации.

Практическое занятие № 6

Тема: «Расцвет русской культуры»

(2часа)

Задание: восстановить деформированный текст на основе полученных знаний.

Цель задания: изучение и закрепление нового материала.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует просмотреть видео по данной теме и законспектировать определения, выявить главные мысли изучаемого материала.

План выполнения:

  1. просмотреть видео по данной теме;
  2. выделить основные понятия, выявить главные мысли изучаемого материала;
  3. восстановить неполный текст на основе полученных знаний.

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, полученных при просмотре видео, правильно восстановил неполный текст, все ответы были верными;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, полученных при просмотре видео, частично правильно восстановил текст, 80% правильных ответов;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует недостаточно знания, полученные при просмотре видео, частично правильно восстановил текст – 50% правильных ответов;  

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует крайне фрагментарные знания, полученные при просмотре видео, не восстановил текст – менее 10% правильных ответов;

Форма контроля/форма представления отчета о выполнении практической работы:

студент предъявляет восстановленный деформированный текст по теме.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

  1. Александрова, Е. А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е.А. Александрова. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 144 c.
  2. Белая, Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации / Е.Н. Белая. - М.: Форум, 2016. - 208 c.
  3. Багдасарьян, Н. Г., Культурология: учебник и практикум для СПО / Н. Г. Багдасарьян - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 410 с.
  4.  Горелов, А. А. История русской культуры. Учебник / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2015. - 388 c.
  5. Григорьев, С. И. Придворная цензура и образ Верховной власти. 1831-1917 / С.И. Григорьев. - М.: Алетейя, 2016. - 496 c.
  6. Ермишина, Н. Д. Культурология / Н.Д. Ермишина. - М.: Трикста, Академический Проект, 2016. - 432 c.
  7. Жиляков, С.В., Культурология : учебное пособие / С.В. Жиляков; СОФ НИУ "БелГУ". - Старый Оскол : ООО "Квадрат", 2017. - 95 с. - Библиогр.: с. 95.
  8.  Исламгалиева, С. К. Культурология. Курс лекций: моногр. / С.К. Исламгалиева, К.Е. Халин, Г.В. Бабаян. - М.: Экзамен, 2015. - 192 c.
  9. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2 книгах. Книга 1 / М.С. Каган. - М.: Петрополис, 2017. - 368 c.
  10. Казбулатова, Гузель Хасановна Теория Моды И Модного Поведения / Казбулатова Гузель Хасановна. - Москва: РГГУ, 2018. - 484 c.
  11. Кравченко, А. И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2018. - 496 c.
  12. Культурология : учебное пособие для СПО / В.Т. Пуляев, О.В. Плебанек, В.И. Снесарь, Н.Н. Шевченко; под общ. ред. И.Ф. Кефели. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрат, 2016. - 198 с. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 197.
  13.  Культурология / Под редакцией Г.В. Драча. - М.: Феникс, 2017. - 576 c.
  14. Культурология. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2017. - 416 c.
  15. Культурология. - М.: Владос, 2015. - 320 c.
  16. Культурология. Учебник: моногр. . - М.: Питер, 2014. - 448 c.
  17. Культурология. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2016. - 576 c.
  18. Культурология. Шпаргалка: моногр. . - М.: Окей-книга, 2014. - 958 c.
  19. Левяш, И.Я. Культурология / И.Я. Левяш. - Москва: Мир, 2016. - 496 c.
  20. Межуев, В. М. Идея культуры / В.М. Межуев. - М.: Прогресс-традиция, 2016. - 408 c.
  21. Мировая художественная культура. Древний Восток. Египет. Месопотамия. Палестина. Хрестоматия. - М.: Вече, Грифъ, Лепта Книга, 2014. - 912 c.
  22. Мухина, З. З. Культурология / З.З. Мухина. - М.: ТНТ, 2018. - 440 c.
  23. Никитич, Л. А. Культурология / Л.А. Никитич. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 560 c.
  24. Орлов, И. Б. Советская повседневность. Исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2017. - 328 c.
  25. Петров, К. М. Экология и культура / К.М. Петров. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. - 368 c.
  26. Петрова, Наталья Владимировна Культура, Литература И Религия Соединенных Штатов Америки И Канады Часть 1. Религии В Сша. Учебное Пособие / Петрова Наталья Владимировна. - Москва: Гостехиздат, 2019. - 948 c.
  27. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры / В.М. Пивоев. - М.: КноРус, 2017. - 528 c.
  28. Столяренко, Л. Д. Культурология. Конспект лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2015. - 176 c.
  29. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 томах. Том 1. Теория культуры. - М.: Алетейя, 2018. - 432 c.
  30. Хроленко, А. Т. Основы лингвокультурологии / А.Т. Хроленко. - М.: "ФЛИНТА", 2019. - 184 c.
  31. Чистякова, В. О. Экранная культура. Теоретические проблемы / В.О. Чистякова, Я.Б. Иоскевич. - М.: Дмитрий Буланин, 2017. - 752 c.
  32. Юлдашбаева, З. Б. Культурология / З.Б. Юлдашбаева. - М.: Высшая школа, 2018. - 296 c.
  33. Языкович, В. Р. Культурология / В.Р. Языкович. - М.: Тетралит, 2014. - 176 c.
  34. http://window.edu.ru/resource/541/40541
  35. http://www.hrono.ru/libris/lib_a/eur_cult.html
  36. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_3_kt.html
  37. http://www.anthropology.ru/ru/texts/gathered/cultintro/index.html
  38. http://psylib.ukrweb.net/books/grigt01/
  39. http://museolog.rsuh.ru/nol_kniga.html
  40. http://virlib.eunnet.net/books/ironage/
  41. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_2_kt.html
  42. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html
  43. http://www.riku.ru/lib/narcult/nar-cult-raw.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий по немецкому языку для специальности 22.02.06 Сварочное производство

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий дисциплины Иностранный язык (немецкий) предназначены для преподавателей цикла общеобразовательных дисциплин, ведущих практиче...

Методические рекомендации по организации и проведению учебного практического занятия клинических дисциплин

Методические рекомендации по организации и проведению учебного практического занятия клинических дисциплин (для преподавателей-совместителей очно-заочной формы обучения)Специальность 060501 Сестринско...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БУ ПО "Мегионский политехнический колледж" по всем сп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

          Учебная дисциплина «Физика» является одной из важнейших дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников технического пр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ....

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы по УД ОП 07. Культурология

Методические рекомендации для студентов колледжа по учебной дисциплине «Культурология» составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Культурология», которая ориент...

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий

Методические рекомендации  по организации и выполнению практических занятий по дисциплине «Устройств тракторов»на основе рабочей программы по дисциплине  «Устройств трактор...