Доклад "Мотивация учащихся к обучению по классу гитары" 2016 г.
методическая разработка

Пастухов  Владимир  Анатольевич

Доклад "Мотивация учащихся к обучению по классу гитары" 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiatsiya_2016.docx65.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное образовательное учреждение

«Детская школа искусств»

Методический доклад на тему:

«Мотивация учащихся к обучению по классу гитары »

Преподаватель Пастухов В.А.

Покачи

2016

Пояснительная   записка

Проблема мотивации  и мотивов поведения -одна из стержневых в педагогике и психологии. Откуда берутся и как возникают мотивы? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение и для развития теории и для решения многих практических задач. Для чего нам необходимо изучение мотивации? Единственная  возможность заставить человека сделать что-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Результаты, которые достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые у этого человека есть и которые побуждают его определенным образом себя вести. Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно­ воспитательного  процесса.

Актуальность:  изучение мотивации деятельности является необходимостью для нас учителей, так как это один из способов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания. И изучив природу мотивации можно воздействовать на ученика в целях повышения уровня подготовки как музыканта-профессионала,  так и развития всесторонне развитой личности .

Цель работы: выявление форм, методов, способов и технологий обучения для активизации заинтересованности  и побуждений к творческому труду ребенка.

Задачи: психологические, так и педагогические:Изучить  различные трактовки понятия «мотивация» как психологического явления;-раскрыть  особенности возникновения  мотивации; -выявить методы, приемы и технологии  активизации мотивации учащихся (совокупности причин, побуждающих ученика к достижению высоких результатов и заинтересованности  в обучении) как важного элемента подготовки юных музыкантов-профессионалов  и всесторонне развитых личностей активизация творческого труда через мотивацию не в ущерб здоровью детей, с использованием  здоровьесберегающих  технологий   ( учетом индивидуальных  особенностей учащихся (возраста, темперамента, моторного профиля и др.), методически

правильно подобранного репертуара, на основе правильно определенной рабочей программы, в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и

  • групповых (игра в ансамбле) форм работы .

Понятие и сущность мотивации.

Мотивация - Зто внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении ребенка к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация - это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. В нашем случае под деятельностью мы понимаем обучение игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся Д1l1И побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста

и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены, так или иначе, мотивам ведущим. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо  оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызвал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Невысокий уровень познавательной мотивации -не недостаток ученика, а его беда. Задача преподавателя - выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем - через формирование учебной деятельности. При прочих

благоприятных условиях (здоровья ученика, отношения к нему преподавателя) результат не заставит себя ждать, но начинать надо как можно раньше.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте. По мнению очень известного у нас в России и за рубежем и очень любимого как детьми, так и

преподавателями гитариста -исполнителя и композитора Олега Киселева, очень важно давать ученикам современные пьесы различных музыкальных

,                стилей, и особенно джаз. Такие пьесы очень нравятся детям, потому как джазовая музыка оптимистична, проникнута шаловливостью, юмором. То есть ей присущи те качества, которые присущи детям. Эта музыка им близка и интересна. КаЧающийся ритмический рисунок свинга, внезапные джазовые акценты, синкопы самбы и боса-новы привлекают детей своей танцевальностью, легкостью и свободой в сравнении с канонами классической музыки. Большинство учеников не утрачивают интереса к гитарной музыке благодаря тому, что с ними не зацикливаются только на классических произведениях. Но не стоит, конечно, забывать и о серьезной музыке, все время скакать и плясать невозможно. Дабы не формировать у учащихся и слушателей ложного представления о легкомысленности этого инструмента и гитарной музыке вообще. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах, показатели здоровья нынешних учеников очень низкие. По этим причинам снижается и уровень подготовки учеников , да и начинается снижение  интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом. Использовать в своей практике здоровьесберегающие  технологии с целью сохранения как физического, так и нервно- психического, нравственного и социокультурного здоровья учащихся, повышения интереса ребят ко всем проявлениям жизни, в том числе и к обучению Концертная деятельность и ансамблевая практика также способствуют повышению интереса к занятиям. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т.п .

Особенности  мотивации  учебной деятельности  учащихся  младшего возраста. Первая встреча с учеником -это всегда волнующий и важный момент для педагога и ребенка. С первых уроков необходимо завоевать его доверие, расположить к себе. Именно в доброжелательном общении с учеником мы, педагоги, делаем первые шаги к успеху. Надо увлечь ученика так, чтобы он вам доверился и шел на урок с радостью и интересом. Нельзя перегружать ученика с первых уроков информацией. Необходимо давать материал строго последовательно и, желательно , в игровой форме, так как дети 6-7 лет через игру легче воспринимают знания.Уместно вспомнить примеры знаменитых педагогов, таких как А. Сеговия,Г. Нейгауз, И. Столярский, Ю.

Кузин и многие другие, которые находили в каждом ученике неповторимую

1                красоту, развивая в них такие психологические и музыкальные возможности, которые ученики и представить в себе не могли. Анализируя опыт таких педагогов, как Рудольф Шнайдер, Илья Шумайлов, Виктор Козлов, А. Гитман, Елена Попляновц_, Вера Донская, а так же свой собственный опыт, я выделил характерную особенность детей младшего возраста: жажда познания окружающего мира через игры. Одни игры помогают воспитанию внимания,

сосредоточенности, терпения и усидчивости; другие -развитию фантазии, воображения; третьи - вводят в мир гитары и музыки. Можно использовать игру «Интервью» .«Интервью» Педагог - задает вопросы, дети - отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре «Магнит» на удержание внимания.        «Магнитные глаза». Поначалу примагничиваемся взглядом к полу, потолку, двери, шкафу, окну (дети так любят поглазеть по сторонам, тем более что помещение, в котором они оказались, незнакомо, а посмотреть хочется, и это прекрасная возможность познакомиться с кабинетом гитары), затем к другим ребятам, их носам (это очень смешно), ушам, глазам, коленкам, и впоследствии к правой и левой рукам педагога, его пальцам,

кисти, глазам. Все это необходимо для удержания сосредоточенного взгляда, внимательной наблюдательности. Впоследствии, голосовая команда педагога:

«Магнит!» моментально собирает и организует детей. «Зеркало» Эта игра имеет несколько уровней. Переход к следующему уровню осуществляется только после свободного и точного  выполнения предыдущего уровня.

Поначалу воспитываем у детей подражательные (имитационные) способности, впоследствии не только координацию движений, но еще и чувство метро­ ритма, затем переходим к постановке исполнительского аппарата - положение гитары, посадка гитариста, постановка рук. Имитационность - педагог делает различные движения спонтанно, вне ритма (чешет нос, затылок, зевает, чихает, прыгает, наклоняется, дирижирует и т.д. - насколько хватит вашей фантазии),

а дети их повторяют. Эта легкая и веселая игра приучает учеников быть внимательными, без словесного предупреждения вслед за педагогом изменять движения и действия, буквально «поедать» его глазами, чтобы ничего не пропустить. Для усиления организованности        и        полного        включения        воли, устраиваем        игру « на победителя» -тогда моментально все начинают действовать слаженно. Слаженность, как известно, одна из необходимых особенностей любого музыкального ансамбля и она нам в недалеком будущем очень пригодится.

Метро-ритмичность - педагог делает различные движения и звуки уже в определенном темпе и метро-ритме. Конечно, первые игры проводятся на

1        телесное и внутрислуховое ощущение меры или пульса, так как от этого зависит чувство метро-ритма детей на всю дальнейшую исполнительскую жизнь. Дети должНы воспроизводить те же действия, звуки, движения, что и педагог. Эта игра закладывает и формирует навык ансамблевого

исполнительства, удержанию единого темпа, как единого для всех исполнителей дыхания. Налаженность  исполнительского аппарата -игра смешная и увлекательная, потому что помимо правильных установок педагог, а за ним и дети показывают самые невероятные способы посадки, положения гитары (только, чур, безопасные для инструмента -это мы заранее оговариваем) и рук. Ребята играючи уясняют важнейшие гитарные постулаты и при этом развивают бурную фантазию. Как правило, малыши, пришедшие в подготовительную группу или первый класс музыкальной школы, полны оптимизма и уверенности в том, что стоит учителю показать, как играют на инструменте, у них все тут же все получится. Не стоит маленьких фантазеров опускать на землю. Желательно как можно дольше продлить у них это состояние полета. Ведь именно ощущение того, что ты можешь, что у тебя все получается,  окрыляет ребенка, помогает ему достичь наибольших результатов, делает его неутомимым тружеником. Использовать на уроках ситуацию  успеха, т.е. давать детям произведения или задания, заведомо зная, что дети с ними точно справяться. Успех окрыляет ребенка и удваивает интерес и силы.

Для достижения исполнительского мастерства гитаристу, как и любому музыканту, необходимо в своем музыкальном развитии пройти все стадии обучения. Особенно важен начальный период обучения, когда закладывается фундамент для дальнейшего профессионального роста исполнителя. Отмечу важность того, чтобы с самого начала обучения у ребенка в руках был качественный инструмент. Прежде чем приступать к работе с инструментом, необходимо провести комплекс подготовительных упражнений в игровой форме.  В занятиях с маленькими детьми помогают  сборники Веры Николаевны Донской «Я рисую музыку» и «Нарисуй картинку музыкой» Кто уже знаком с этим изданием, -знает, что в обучении малышей как основополагающий момент используется цветовое восприятие звука.

Замечательный сборник для самых юных гитаристов. В нем есть все что  душа пожелает  и  стихи,  и  черно-белые  картинки  , которые        может раскрашивать юный гитарист по своему желанию. Есть партия ученика, очень легкая и понятная, ритм мелодии всегда подкреплен ритмом стихотворения; и партия учителя, которая придает настоящее богатое звучание самым простым песенкам. Соблюдены все педагогические принципы последовательного

изложения материала, принцип от простого к сложному, яркость красочность и наглядность. Все это есть на 5О страницах сборника. Вся школа рассчитана на

1                обучение детей до поступления в музыкальную школу и делится на два периода: с 3-х лет до 5-ти -первый сборник; с 5-ти до 7-ми -второй. В первом сборнике <<Я рисую музыку» акцент делается на привыкание к инструменту, вопросы посадки, постановки рук, изучение небольшого количества нот и исполнение (как можно более качественное в смысле звука) несложных пьес с постепенным расширением диапазона        звучания. В сборнике «Нарисуй картинку музыкой» представлен материал для более углубленного изучения инструмента и приемов игры. Эти издания интересны тем, что обучение связано с цветом: маленькие дети с трудом усваивают графическую запись звука, зато отлично воспринимают разные цвета. На этом, а так же на ритмическом произношении текстов, и построены занятия с малышами: сначала произносится слово, затем играется звук и ученику задается вопрос: какого цвета этот звук? И звук раскрашивается в цвет выбранный учеником. Аналогичные сборники «Детские цветные ноты для пиано, для гитары «Радуга». Это цветомузыкальная развивающая методика Юрия Степановича Куриловича и его дочери Юлии Жилко. Занятия идут постепенно: сначала играются пьески, состоящие из одной ноты (с аккомпанементом преподавателя), затем добавляются другие ноты и другие цвета. Каждой ноте соответствует свой цвет. Если появляются ритмические сложности, то пьески мы еще раз проговариваем и прохлопываем в ладоши. Таким образом, цвет помогает запоминать звук, а текст - играть правильный ритм. От раскрашивания отдельных нот мы переходим к раскрашиванию  струн: ноты раскрашиваются в соответствии с выбранным цветом струны. При таком подходе видны переходы  со струны на струну, быстро учится текст, попутно знакомимся с некоторыми необходимыми обозначениями и расшифровками терминов. Чудесные рисунки к пьесам, которые можно и нужно раскрашивать, создают настроение и образ, что очень важно в период начального обучения. Что касается посадки и постановки, то все происходит как и с учениками постарше: руки у малышей, как правило ставятся без проблем, а возможность долгого проигрывания сначала по открытой струне дает время не спеша корректировать и посадку, и постановку рук. Для перерывов в занятии мы используем раскрашивание нот и небольшую гимнастику  - чтобы не уставала спина и расслаблялись мышцы. Важно присутствие родителей на уроках, чтобы они могли творчески продолжать музыкальные занятия дома.

Трудности привыкания к обучению и музыкальной школе зависят от целого ряда причин. Прежде всего, от состояния здоровья и типа темперамента, от

  • опыта общения в коллективе и сложившегося уровня притязаний; от способностей и умения сосредоточиться, усидчивости  и работоспособности,  от

умения адаптироваться к новым условиям; от эмоционального склада, чуткости и способности   сопереживать музыкальному  образу, личной или чужой неудаче,  или успеху.Поначалу ученик обучение на  музыкальном инструменте воспринимает как игру. Внимание и похвала родителей и педагогов на некоторое время удерживают его интерес к обучению.Учитывая возраст начинающих детей (9 -11 лет), можно использовать методику А. Ф. Гитмана «Донотный период начального обучения гитариста» с репертуарным приложением основными задачами которого являются:

  1. Правильная посадка и постановка рук;

  1. Правильные движения рук;

  1. Ясное, внятное звукоизвлечение;

  1. Развитие мелодического и гармонического  слуха;

  1. Воспитание естественности музыкального  восприятия.

В данной методике мелодии представлены в нотной записи и аккомпанемент - в буквенной записи. Ученик сначала играет аккорды сопровождения, а педагог

-мелодию. В дальнейшем мелодии исполняются учеником. Игра мелодий приучает ученика к нотной грамоте, способствует развитию техники и музыкальности, т. к. требует плавного, естественного звучания.Наряду  с произведениями мастеров прошлого (Ф. Сор, М. Джулиани, Н. Кост, Ф. Таррега, А. Сеговия) в процессе обучении я использую музыку, написанную для детей современным композитором,  исполнителем и педагогом Виктором Козловым. Большой популярностью  у моих учеников пользуются альбом Елены Попляновой «Путешествие на остров Гитара», а так же сборники В. Козлова «Маленькие тайны сеньориты Гитары», сборник дуэтов «Эхо бразильского  карнавала» и многие другие. В старших классах я использую джазовые пьесы, написанные для детей композитором, исполнителем и педагогом А. Виницким. Дети с удовольствием играют музыку в джазовом стиле. Играя в этом стиле юный музыкант раскрепощается,  получает немало положительных   эмоций, и, кроме того, в ребенке поддерживается искренний и неугасающий интерес к овладению гитарой.

Особенности мотивации учебной деятельности  подростков. Подростковый возраст -это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей

энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Он всегда считался критическим, но изменения различных качеств ученика происходят

  • по-разному, общие закономерности проявляются через индивидуальные вариации, зависящие от окружающей среды и конкретных условий воспитания детей, от врожденных особенностей организма или личности. Этот период характеризуе 1'fя выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Подросток стремится утвердить свою независимость и самостоятельность,  что создает  благоприятную почву для поиска новых форм и средств самовыражения, занятий творчеством, развития самоконтроля и самокритичности, формированию чувства ответственности и осознанности выбора своих действий, и, в конечном счете, для развития его личности. На формирование мотивации достижений подростков влияет множество  внешних  условий.  Для педагога  чрезвычайно  важно  знать        не только эти условия, но и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации каждого конкретного  ребенка.

Мотивация родителей.Одним из основных условий повышения мотивации у учащихся является мотивация родителей в обучении на инструменте. Если родитель считает обучение музыке необходимым - ребенок будет учиться.

Занятия на гитаре дают возможность ребенку научиться преодолевать себя, мобилизовать, дисциплинировать,  ставить перед собой цель и достигать ее. Кроме того, родителям больше нравится круг общения ребенка, который складывается в музыкальных школах, чем тот, который у  него сформировался в общеобразовательной  школе.        Родители должны убеждать ребенка, что для достижения результата надо трудиться. Желательно присутствие их на уроках (хотя бы в начале обучения) у своего ребенка. Самый мощный толчок, вызывающий желание у ребенка  преодолевать трудности -это собственный пример родителей. В идеале - учиться играть вместе с ребенком. Тактика родителей достаточно проста - для того чтобы интерес не пропадал, требуется выдержать всего три условия:  никогда не принуждать, всегда ограничивать, иногда запрещать.

Заключение

В своей преподавательской практике стоит всегда придерживаться определенных правил: Обязательное проигрывание пьес перед сверстниками; Участие в классных концертах для родителей; Участие в школьных концертах; Участие в конкурсах различных уровней; Участие детей в ансамблях.

Посещение музыкально-художественных  салонов; необходимо поддерживать современными, специально разработанными  методиками, которые будут

направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей; обязательно использование технических средств (аудио- и видеозаписей) для

1        коррекции негативного влияния физико-физиологических и психологических закономерностей у детей (необходимость записей только хорошо подготовленных произведений). Важность и полезность совместного просмотра (прослушивания) записи учеником и педагогом; если требования педагога не превышают способности ученика, а способности соответствуют

требованиям, то создаются необходимые условия для возникновения состояния внутренней мотивации; повторяющиеся неудачи, накопленное неудовлетворение, скучные уроки, в конечном счете, рождают у ребенка нелюбовь к инструменту и, что еще страшнее, полное отторжение от самой музыки; на каждом уроке ребенок должен почувствовать положительный результат. Для этого под рукой должны быть такие творческие задания, которые подразумевают «успех» в любом варианте. Но это не значит, что учеников нужно бесконечно «поглаживать по головке».  Трудности и неудачи  в обучении присутствуют всегда, без них не обойтись, но в такие моменты

надо дать понять ученику, что его неудача вас тоже огорчает, что вы, как и он, переживаете и ждете от него хорошего результата; если ваши отношения с учеником носят дружественный, взаимоуважительный характер, если вы интересны ребенку как личность, он непременно постарается, чтобы в следующий раз у него все получилось как надо; у каждого ученика должны быть сформированы не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту; проблематика мотивации применительно к обучению игре на гитаре в ДМШ требует научного и комплексного подхода; серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования , перевод ее из народного отделения в самостоятельный (гитарный) отдел, реклама и пропаганда классической гитары в средствах массовой информации  и интернете; чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом. Гитара XXI века -это масса престижнейших международных конкурсов и фестивалей в России и за рубежом, открывающих миру все новые и новые имена в гитарном исполнительстве; это огромный пласт профессиональной

музыкальной литературы, созданной композиторами в разных частях света; это переполненные классы в ДМШ, подтверждающие мнение, что гитара сейчас - самый востребованный и популярный инструмент на планете. И пускай далеко не все учащиеся ДМIII и ДШИ станут профессионалами, продолжив учебу в средних учебных заведениях, - важно другое: именно гитару они будут брать в

руки в самые радостные или печальные моменты своей жизни, именно гитаре станут доверять сокровенные тайны своей души, и именно гитара большинству

,                из них на протяжении всей жизни станет самым добрым и понимающим другом.

Список используемой литературы

.

  1. Борисевич, В. Г. Формирование исполнительской культуры учащихся

гитаристов        в        системе        дополнительного        образования,        Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание.- Тамбов, 2007.

  1. Винницкий, А. У гитары есть тайна.- Москва, 2005.

  1. Ганзбург, Г. Ваш ребенок и музыка.- М.: Музыка, 1996.

  1. Дудинский, К. А. Проблематика мотивации учащихся ДМil1 по классу гитары.- Тамбов, 2007.
  2. Козлов, В. Обучение без мучения / Гитарист. - Вып. 5, 2003

  1. Козлов, В. Основные традиции развития гитары на Урале в :ХХ веке.­ Челябинск, 2000.
  2. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006.
  3. Маслоу, А. Мотивация и личность.- Москва, 2004.

  1. Михайленко, Н. П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Гитара - Киев, 2003;

1О.Карнеги, А. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -М.: ОНИКС, 1994 г.

11.Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982. 12.Ниязов. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001.

13.Петрушин, В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994. 14.Шпик, И.

  • В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа- Вып. 2, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Открытый  урок.  Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидакт...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Проблемы мотивации учащихся ДШИ по классу гитары

Проблемы мотивации к обучению игре на шестиструнной гитаре в Детской школе искусств. Причины снижения интереса к обучению. Основные категории мотивации....

Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...

Доклад "Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г.

Доклад"Основные методы вокального обучения в классе сольного академического пения" 2022 г....